Содержание

Введение. 3

1. Анализ явления память. 4

2. Виды памяти и их особенности. 6

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти. 8

4. Трехкомпонентная система памяти. 10

4.1. Структурные аспекты системы памяти. 10

4.2. Представление информации в памяти. 12

4.3. Структура знаний и событий в памяти. 18

5. Основные законы памяти. 23

5. 1. Впечатление и эмоции. 23

5. 2. Повторение. 25

5. 3. Ассоциации. 26

5. 4. Осмысленное восприятие. 27

5. 5. Некоторые эффекты и законы памяти. 29

6. Развитие памяти. 31

Заключение. 38

Список литературы.. 39

 

Введение

 

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Цель работы – рассмотреть законы памяти и способы ее развития.

Задачи работы – дать краткий анализ явления память, определить виды памяти и рассмотреть их особенности, рассмотреть особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.

1. Анализ явления память

Память в собственном смысле слова, есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, она есть знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который, сверх того, сознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом.

Важнейшим элементом такого знания является, по-видимому, оживание в сознании образа минувшего явления, его копии. И многие психологи утверждают, что воспоминание о минувшем событии сводится к простому оживанию в сознании его копии. Но чем бы то ни было такое оживание, оно во всяком случае не есть память; это – просто дублирование первого события, некоторое второе событие, не имеющее с первым никакой связи и только сходное с ним. Часы бьют сегодня, били вчера, и могут бить еще миллион раз, пока не испортятся от продолжительного употребления. Дождь льет через водосточную трубу, так же лил он на прошлой неделе и так же будет лить и в будущем. Но разве часы при каждом новом ударе сознают прежние удары, или текущий теперь поток воды сознает вчерашний, потому что они походят друг на друга и повторяются? Очевидно, нет. Нельзя возражать на это замечание, говоря, что наши примеры неподходяще, что в них дело идет не о психических, а о физических явлениях; ибо психические явления (например, ощущения), следуя одни за другими и повторяясь, в этом отношении ничем не отличаются от боя часов. В простом факте воспроизведения еще вовсе нет памяти. Последовательное повторение ощущений представляет ряд не зависящих друг от друга событий, из которых каждое замкнуто в самом себе. Вчерашнее ощущение умерло и погребено – наличность сегодняшнего еще не дает никаких оснований для того, чтобы на ряду с ним воскресло и вчерашнее. Нужно еще одно условие для того, чтобы  созерцаемый в настоящем образ являлся заместителем минувшего оригинала.

Условие это заключается в том, что созерцаемый нами образ мы должны относить к прошлому – мыслить его в прошлом. Но как можем мы мыслить известную вещь как бы в прошлом, если мы не будем думать об этой вещи, и о прошлом, если мы не будем думать об этой вещи, и о прошлом, и об отношении между той и другим? А как можем мы думать вообще о прошлом? Более отдаленные даты не воспринимаются непосредственно, а мыслятся символически, в виде названий, например: «прошлая неделя», «1850-й год», или представляются в виде образов и событий, связанных с ними, например: «год, в котором мы посещали какое-нибудь учебное заведение», или: «год, в котором мы понесли какую-нибудь утрату». Таким образом, желая подумать о каком-нибудь минувшем промежутке времени, мы должны вызвать в уме символическую дату в виде, например, слова или цифры, или же представить происшедшие в этот промежуток времени события, которые всецело с ним ассоциировались. Для полноты воспоминания о прошлом необходимо мыслить и то, и другое – и символическую дату, и соответствующие минувшие события. «Отнести» известный факт к минувшему времени значит мыслить его в связи с именами и событиями, характеризующими его дату, иначе говоря, мыслить его, как член сложного комплекса элементов ассоциации.

Но и это еще не составит душевного явления, называемого памятью. Память представляет нечто большее, сравнительно  с простым отнесением факта к известному моменту прошлого. Другими словами, я должен думать, что это я именно пережил его. Он должен быть окрашен в то чувство «теплоты» и «интимности» по отношению к нашей личности, которое составляет характеристическую черту всех явлений, вошедших в состав нашего индивидуального опыта.

Общее чувство направления вглубь прошедшего, определенная дата, лежащая в этом направлении и охарактеризованная определенным названием или своим содержанием, воображаемое мною событие, относимое к этой дате, и признание этого события принадлежащим моему личному опыту – вот составные элементы в каждом объекте памяти.

2. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз» [13, C. 102].

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу» [3, C. 40].

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. 

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память [1].

4. Трехкомпонентная система памяти

4.1. Структурные аспекты системы памяти

Три основные компонента памяти - это сенсорный регистр (СР), кратковременное хранилище (КВХ) и долговременное хранилище (ДВХ). Информация поступает в систему через рецепторы и передается в СР, практически не подвергаясь переработке. В СР мозаичная сенсорная информация оказывается объектом процессов распознавания образов, в результате которых извлекаются признаки и формируются коды на основе синтеза этих признаков. В СР информация быстро утрачивается вследствие либо стирания, либо «списывания» вновь поступившей информацией. КВХ - это оперативная память ограниченной емкости. В КВХ формируется копия информации, образовавшейся на «выходе» процесса распознавания образов, или информации, содержащейся в ДВХ. В КВХ информация утрачивается, если только она не удерживается там с помощью специальных процессов управления типа повторения или образного представления. О содержании КВХ можно говорить как о «текущем состоянии сознания» индивида. Содержащаяся в КВХ информация непосредственно доступна процессам управления, так что нет необходимости в прямом поиске.

ДВХ является емким и, в сущности, вечным хранилищем памяти. Содержащиеся здесь структуры памяти обычно не исчезают из системы, однако возможность их дальнейшего использования определяется эффективностью процессов поиска и извлечения. Такие процессы содержат в себе алгоритмы для направленного или эвристического поиска, необходимые для практического оперирования большой памятью. Алгоритмы эти чувствительны к изменениям в содержимом хранилища, так что удержание новой информации может оказывать влияние на доступность старой информации.

Большая часть операций в системе памяти предполагает многочисленные преобразования и перенос информации из одного хранилища в другие. Во время этих операций активация СР, КВХ и ДВХ необязательно должна происходить последовательно. Напротив, при решении задач различные хранилища могут быть активированы одновременно. Имеются данные, говорящие, например, о том, что при решении некоторых задач на узнавание в КВХ и ДВХ осуществляется параллельный поиск информации, необходимой для принятия решения.

Кроме того, различные хранилища могут в одно и то же время участвовать в решении разных задач. Представим себе, что мы ведем машину по знакомой дороге, будучи погружены при этом в какие-то размышления, и внезапно обнаруживаем, что все повороты и остановки делались вами «бессознательно», видимо, СР и ДВХ были связаны с управлением машиной, в то время как КВХ и ДВХ были вовлечены в другие процессы.

Хотя СР, КВХ и ДВХ постоянно называются «структурными» элементами системы памяти, это не значит, что им соответствуют различные неврологические системы. Скорее, различные хранилища памяти представляют собой разные фазы активации той же самой неврологической системы. Концепция уровней активации совместима с теориями памяти, в которых экспериментальные данные объясняются не в терминах хранилищ, а в терминах «уровней переработки» информации.

С этой точки зрения информация, поступающая в память, оказывается объектом непрерывного процесса организации и интеграции с другой информацией; удержание определяется степенью переработанное, так что новая сенсорная информация доступна только в течение короткого времени, в то время как сильно переработанная информация (например, на уровне семантического представления) доступна в течение долгого времени. Сама по себе идея уровней переработки (то есть идея, что информация может преобразовываться в различные типы внутренних кодов) привлекательна, так как с ее помощью можно объяснить широкий спектр результатов, полученных в экспериментах на узнавание.

Утверждение, что существует строгое соответствие между уровнем кодирования и доступностью информации в памяти, представляется, однако, необоснованным, равно как и гипотезы, связывающие определенные уровни кодирования с конкретными хранилищами памяти в системе, аналогичной описываемой нами (например, предположение о том, что КВХ содержит только фонематическую информацию). Наша система включает в себя как конструкты, относящиеся к хранилищам памяти, так и конструкты, связанные с уровнями кодирования.

Информация представлена кодами различных типов, соответствующими в некотором смысле различным уровням организации, и эти различные коды могут использоваться для представления информации как в КВХ, так и в ДВХ. Период доступности информации зависит прежде всего от процессов накопления и извлечения в соответствующих хранилищах и не связан непосредственно со способом кодирования информации.

4.2. Представление информации в памяти

Информация представлена в системе памяти в виде кодов. Каждый код - это не что иное, как упорядоченный список признаков, определяющих ту или иную произвольную единицу опыта (объект, отношение или абстрактное понятие) на основе некоторого набора параметров. По типу составляющих их признаков различают два основных класса кодов: перцептивные коды (П-коды) и концептуальные коды (К-коды). П-коды организуются в СР из мозаики сенсорной информации благодаря процессам распознавания образов. Назначение этих процессов состоит в том, чтобы «разложить» сенсорную информацию на элементы, соответствующие тем параметрам, на которые прошлый опыт и непосредственный контекст указывают как на наиболее значимые характеристики. Например, при восприятии английской разговорной речи информация в СР содержит компоненты, относящиеся к тому, были ли звуки звонкими или глухими, произносились ли они с придыханием или без него; если первое различие важно для правильного восприятия некоторых согласных, то второе безразлично-английские согласные не различаются по этому признаку. П-коды, порождаемые распознаванием структур разговорного английского языка, содержат только информацию, касающуюся признаков типа «звонкий - глухой», обеспечивающих полезные различения. Таким образом, значительная часть информации, содержащаяся в сенсорном образе, не войдет в состав П-кодов, и в результате этого различные образы могут оказаться отображенными в виде того же самого П-кода. С другой стороны, прошлый опыт и контекст могут оказать такое влияние на процесс распознавания образа, что данная сенсорная информация будет разложена на различные П-коды. Если воспользоваться только что приведенным примером, то опытный лингвист, изучающий диалекты английского языка, будет при восприятии речи включать в свои коды признак придыхания.

В качестве другого примера рассмотрим слово в напечатанном тексте. Оно представляет собой объект, явно отличающийся от того, что оно обозначает (если последнее вообще существует). Оно имеет размер, контур, цвет и т. д. Слово, кроме того, состоит из букв, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельный объект. Экспериментальные данные говорят о том, что в различных контекстах слова воспринимаются по-разному. При зрительном поиске конкретной буквы каждая буква в слове воспринимается, видимо, как самостоятельная единица (каждая буква представлена в виде отдельного П-кода). При узнавании слов перцептивными единицами являются, видимо, более крупные элементы, например графический образ или группы звуков, объединяющиеся вокруг гласного звука; каждый такой элемент представляет какой-то П-код. При чтении перцептивными единицами могут быть сами слова (для каждого слова имеется свой П-код). В каждом из перечисленных случаев П-коды, хотя они и содержат разное количество сенсорной информации, могли бы быть составлены из одного и того же набора признаков. Возможно, однако, что и набор признаков, из которых составляются коды, меняется в зависимости от контекста; например, признаки, относящиеся к музыке, отличаются, вероятно, от признаков, характеризующих речь. Наличие разных наборов признаков уже в рамках отдельных сенсорных модальностей требует более сложных представлений об организации ДВХ и о процессах накопления и извлечения, о которых пойдет речь ниже. В целях большей ясности изложения мы в дальнейшем будем исходить из того, будто каждая модальность характеризуется лишь одним-единственным набором перцептивных признаков; иными словами, в зависимости от контекста данный сенсорный образ может быть представлен в виде разных П-кодов, однако признаки, включенные в эти П-коды, являются различными значениями перцептивных характеристик из одного и того же набора.

П-коды имеют важное значение для внутреннего представления объектов среды и связей между ними. Они, однако, не могут полностью обеспечить функционирование памяти. П-код для предмета и П-код для произнесенного или написанного слова, обозначающего этот предмет, содержат разного рода информацию. П-код слова «стол» не несет в себе информации о характеристиках стола, в то время как П-код (или П-коды), имеющий место при визуальном восприятии реального стола, отражает его физические характеристики. Можно было бы сказать, что «стол» - это символ, значение которого создается П-кодами, формирующимися, когда индивид смотрит, трогает, обоняет и пробует на вкус стол. Такая формулировка, однако, непригодна для определения значений всех слов. Возьмем слово «справедливость»; оно, несомненно, обладает значением, но не существует такого единичного объекта или отношения, которое бы оно обозначало, как это имеет место в случае «стола».

Другая идея состоит в том, что существуют коды более высокого порядка, которые мы назовем К-кодами. Обозначим термином концепт совокупность структур памяти, содержащих информацию о конкретном объекте, отношении или каком-то другом концепте; например, концепт стола - это вся информация, накопившаяся в памяти индивида в результате его опыта в отношении различных столов. К-код, таким образом, - это характеристика концепта, имеющая форму упорядоченного списка концептуальных признаков, в известном смысле это сокращенная запись концепта. Система памяти пользуется П-кодами, относящимися к словам, чтобы извлекать К-коды тех концептов, к которым относятся эти слова. Нам кажется, что концептуальные признаки, составляющие К-коды, указывают на характер связей, формирующихся между данным концептом и другими концептами. Лучше всего это представление можно проиллюстрировать с помощью так называемых концептуально обоснованных языковых представлений. Для того чтобы действительно обозначить деятеля в том или ином понимании, концепт (или в данном случае его К-код) должен содержать признак, указывающий на то, что он соответствует какому-то одушевленному объекту. Кроме того, для некоторых действий могут потребоваться определенные признаки соответствующих деятелей, объектов и т.п.; например, действие, лежащее в основе глагола «писать», содержит в своем представлении необходимость того, чтобы соответствующий деятель был «мыслящим» человеком, а также указание на то, что соответствующие орудия труда должны иметь определенные признаки.

Какова же должна быть структура памяти, чтобы обеспечивать быстрый доступ к К-кодам при восприятии слов, обозначающих концепты или предметы? Перцептивные признаки П-кода, формирующегося при восприятии стола, могут быть аналогичны концептуальным признакам К-кода, соответствующего концепту «стол», однако между этим К-кодом и словом «стол» может и не быть такой связи, поскольку данное слово - это лишь один из возможных символов концепта. Таким образом, между К-кодом и П-кодами для его символов должны существовать те или иные произвольные связи. Этим связям соответствует выделяемая нами в ДВХ функциональная структура, называемая концептуальным хранилищем (КХ). В КХ локализованы особые структуры памяти, называемые узлами. Каждый такой узел представляет собой совокупность различных П-кодов для слова и объекта (если таковой существует), соответствующих К-коду, также содержащемуся в этом узле. Например, в узле «стол» содержится К-код, представляющий собой сокращенную запись концепта «стол», и связанные с ним различные П-коды, формирующиеся при восприятии либо реального стола, либо слова «стол», написанного на бумаге, либо произнесенного кем-то слова «стол» и т. п.

Особенностью КХ является то, что сюда поступают только содержательно-адресованные запросы, формирующиеся на основе входящих в коды признаков; общая структура КХ такова, что «адрес» информации, содержащейся в любом узле, определяется всеми признаками всех находящихся в нем кодов. При наличии П-кода или К-кода извлечение соответствующего узла будет представлять собой процесс порождения адреса по этому коду. Такая схема накопления и извлечения предполагает быстрый доступ к сокращенным кодировкам концепта, символически представленного данным словом, а также к альтернативным П-кодам.

КХ и К-коды представляют собой полезные конструкты для объяснения некоторых феноменов памяти. Во-первых, в КХ можно локализовать большую часть эффектов «знакоместа», наблюдаемых при экспериментальном изучении памяти. Типичным примером таких эффектов является способность испытуемых формировать относительно быстрые и предсознательные суждения в экспериментах на узнавание. Такие суждения указывают, по-видимому, на существование параметра «силы» у каждого из запоминаемых элементов, величина которой практически не зависит от того, каким образом заучивались элементы. Многие эффекты «знакоместа» в экспериментах на память отражают, видимо, активность узлов в КХ. Всякий раз при восприятии элемента П-код обеспечивает обнаружение в КХ соответствующего узла. После этого производится оценка активности, или «силы», узла. Предполагается, что доступ к узлу (независимо от контекста) влечет за собой временное повышение его активности относительно некоторого исходного уровня. Очень высокая или очень низкая активность свидетельствует о том, что элемент, представленный в данном узле, был или не был воспринят достаточно недавно, возможно, во время заучивания списка подлежащих запоминанию элементов. Результаты по меньшей мере двух исследований указывают на то, что эффекты «знакомости» следует связывать с узлами КХ. В первом было установлено, что эти эффекты не зависят от модальности, в которой предъявлялись элементы. Второе показало, что эти эффекты чувствительны к восприятию элементов, не относящихся к контексту экспериментального задания; так, включение в инструкцию слов, используемых в самом эксперименте в качестве отвлекающих элементов, может повлиять на результаты испытуемого.

Представление о том, что К-коды состоят из концептуальных признаков, согласуется также с моделью времени принятия семантического решения и соответствующими экспериментальными данными. В задачах на проверку истинности утверждений типа «канарейка - птица» и «у канарейки крылья» время принятия решения зависит от нормативной оценки испытуемыми «типичности» или «связности» подлежащего и сказуемого: в случае истинных утверждений время сокращается с увеличением связности, для ложных утверждений характерна обратная зависимость. Этот результат трудно объяснить на основе модели семантической памяти, согласно которой проверка истинности утверждений достигается поиском на сетке соответствующих концептов. Альтернативная модель предполагает, что истинность утверждения устанавливается путем сопоставления признаков подлежащего и сказуемого. При совпадении (или несовпадении) большинства признаков можно быстро и с достаточной точностью определить истинность или ложность утверждения. Однако при некотором промежуточном уровне сходства для принятия решения оказывается необходимым рассмотреть дополнительную информацию, касающуюся соответствующих концептов. Применяя к этой модели понятия, относящиеся к нашей системе, можно утверждать, что в качестве признаков, используемых при первоначальном сравнении, выступают признаки К-кодов, извлеченных из КХ при предъявлении подлежащего проверке утверждения.

КХ является также полезным конструктом при рассмотрении процесса понимания речи человеком. Память играет центральную роль в понимании, и самым удивительным аспектом этого процесса является его высокая скорость. По крайней мере на начальных стадиях, когда происходит разложение поступающей информации, скорость доступа к «значению» лингвистических символов очень велика. В терминах излагаемых здесь конструктов это разложение предполагает использование П-кодов, формируемых из потока входной информации, для нахождения в КХ соответствующих узлов и извлечения, в свою очередь, К-кодов. Наличие признаков у К-кодов наводит на мысль, что существующие между концептами концептуальные связи символически представлены на входе системы. Это обеспечивает основу для внутреннего содержательного представления, формирующегося постепенно в процесс соотнесения с конкретными событиями и знаниями, уже содержащимися в памяти.

4.3. Структура знаний и событий в памяти

Новая информация удерживается в памяти благодаря образованию связей между копиями кодов, представляющих физические или концептуальные события, и формированию таким образом структур памяти. Структуры памяти формируются сначала в КВХ и копируются затем в ДВХ. Структуры памяти (не следует отождествлять их с узлами) хранятся в функциональном подотделе ДВХ, называемом хранилище знаний и событий (ХЗС). ХЗС отличается от КХ главным образом в двух отношениях. Во-первых, по сравнению с узлами структуры памяти ХЗС представляют широкий диапазон связей между кодами различных типов. Узел КХ представляет собой простую связь сокращенного значения концепта с альтернативными внутренними кодировками, вызванными восприятием физических символов или образцов данного концепта. Структура памяти ХЗС может иметь много различных вариантов внутренней организации, отражающей связи между физическими референтами и/или абстрактными концептами, соответствующими данному событию или знанию.

Второе различие между ХЗС и КХ имеет отношение к процессам хранения, поиска и извлечения информации. Содержательно-адресованное обращение к узлу в КХ осуществляется с помощью признаков любого из находящихся в нем кодов. Такая форма организации хранения возможна из-за ограниченной емкости узлов в КХ; они содержат только один К-код и по одному П-коду для каждого набора признаков; в одном узле, таким образом, может содержаться не более одного значения признака, выделяемого в качестве самостоятельного параметра. Структуры памяти ХЗС, напротив, могут состоять из любого числа К-кодов и П-кодов в любом сочетании. Поиск ХЗС, однако, также является направленным; в противном случае поиск нужной структуры памяти поглощал бы так много времени, что система не могла бы функционировать. Мы предполагаем только, что для определения местонахождения данной структуры памяти используются лишь некоторые признаки некоторых кодов, составляющих эту структуру. Например, номер телефона может сохраняться благодаря признакам, относящимся к имени его владельца, а не на основе номера, как такового, или ситуации, в которой он был получен. Возможен и иной случай, когда сохранение структуры произойдет на основе признаков контекста, в котором она сформировалась, но тем не менее информация о контексте не будет включена в эту структуру памяти. Рассмотрим гипотетический пример: человек не может вспомнить какой-то исторический факт до тех пор, пока ему не напоминают о том, что однажды в шестом классе учитель оставил его в школе после уроков за то, что он не смог ответить на этот же вопрос. Из такого способа удержания и извлечения следует, что при удержании и поиске имеют место активные процессы выбора ограниченного подмножества признаков, на основе которых впоследствии и составится адрес нужной структуры в ХЗС. Кроме того, успешное извлечение конкретной структуры памяти зависит от того, являются ли признаки, отобранные при извлечении, теми же, что были отобраны при исходном удержании этой структуры. Таким образом, факторы, способствующие единообразию этих наборов - например, наличие «подсказок» для извлечения - будут способствовать удержанию, и наоборот.

Внутренняя структура ХЗС аналогична внутренней структуре КХ; конкретные адресаты и соответствующие им адреса формируются в хранилище на основе параметров, представляющих диапазон значений признаков, составляющих перцептивные и концептуальные коды. Таким образом, структуры памяти, представляющие аналогичную информацию, как правило, локализуются в местах, имеющих близкие адреса. Внутреннюю организацию КХ и ХЗС следует отличать от организации структур памяти. Эти два типа организации соответствуют двум различным способам оценки «связности» информации: либо указывается на то, что она хранится в точках с похожими адресами (хранится «близко друг к другу»), либо подчеркивается взаимосвязанность ее внутри единой и четко локализованной структуры памяти.

Организация кодов внутри данной структуры памяти отражает связи, сложившиеся между элементами опыта относительно события, или же связи между концептами, установившиеся при кодировании абстрактного знания. Организация может быть либо перцептивного, либо концептуального типа. Под перцептивной организацией мы имеем в виду то, что коды, представляющие некий опыт, соединены доступными для восприятия (пространственно-временными) связями (например, в находится на х единиц влево от с, или а на у единиц интенсивнее, чем е). Такая организация наиболее полезна для кодирования деталей зрительно воспринимаемых картин или последовательностей звуков. При концептуальной организации коды соединяются концептуальными связями. Представление о концептуальном отображении широко разрабатывалось в новейших теориях языка и памяти

Концептуальное отображение объединяет элементы опыта и концепты с ограниченным набором соподчинений, падежей и причинных связей. Один из способов отображения концептуальной организации в памяти состоит в объединении концептов и внутренних представлений конкретных физических референтов в маркированные ассоциативные сети. (Маркированная ассоциация между двумя внутренними кодами представляет собой отношение между ними.) Описываемая нами система допускает только простые (немаркированные) связи между кодами, а сами отношения трактует как коды; иными словами, отношение «х есть субъект действий у» отображается посредством связывания кода для х с кодом для «субъект действия» и с кодом для у. Признаки кодов отношений служат для указания тех кодов в структуре, которые соединяются посредством этих отношений. Необходима, однако, еще и относительная упорядоченность кодов, чтобы «значение», удерживаемое в структуре, можно было выявить посредством прослеживания связей между соседними кодами (иными словами, структура будет интерпретирована неправильно, если последовательность исследования кодов будет неверной). Поэтому, хотя коды в структуре памяти могут иметь разную концептуальную организацию, реальные связи между кодами носят недифференцированный характер и объединяют коды таким образом, что они образуют линейные последовательности.

Главный аргумент в пользу предположения, что все структуры памяти представляют собой линейные последовательности кодов, связан с характером представления в системе памяти соответствующих процессов. С нашей точки зрения, процессы, посредством которых осуществляется оперирование информацией в памяти - заключение, принятие решения, абстрагирование, обобщение, повторение, образное представление, распознавание образов, - сами содержатся в ДВХ и имеют такую же форму, что и «данные», которыми они оперируют. Эти процессы можно рассматривать как хранящиеся в ХЗС «программы», а коды - как индивидуальные «инструкции». Эти конкретные коды могут представлять множество умственных действий, лежащих в основе событий и лингвистических утверждений, участвующих в передаче информации. Так, концепт «сравнение» можно описать как перенос кодов в КВХ, за которым следует операция сопоставления признаков. Такое значение сравнения сохраняется в ХЗС в одной или нескольких структурах памяти и может быть использовано в качестве метода сравнения двух наборов информации, содержащихся где-то в памяти. Эта структура может быть использована иначе, в качестве материала для какого-либо другого процесса, как это было сделано выше, когда мы давали ее «определение». Как именно используется удерживаемая информация, зависит от процесса управления, обеспечивающего доступ к ней. Далее, поскольку эти процессы содержатся в памяти, они могут быть доступны для других процессов и модифицироваться таким образом, что, когда они будут использованы в качестве метода в следующий раз, действие их будет иным. Такой подход, несмотря на недостаточную его исследованность, представляется нам мощным средством для постижения того, как формируются и изменяются стратегии решения задачи. Кроме того, он указывает на механизм онтологического развития сложных когнитивных функций. Представление о линейном соединении кодов внутри структур памяти разумно, если рассматривать эти структуры как методы, реализуемые для того, чтобы успешно выполнить некоторую функцию переработки информации. С формальной точки зрения такой тип внутренней организации эквивалентен маркированной ассоциативной сети для отображения знаний и событий.

Необходимо высказать еще несколько замечаний, касающихся ХЗС. Каждая структура памяти в ХЗС представляет собой дискретную совокупность информации, имеющую свой адрес. Количество информации, содержащейся в каждой такой структуре, определяется процессами управления, действующими при ее хранении, а также, возможно, ограниченной емкостью КВХ, поскольку именно здесь формируются новые структуры, копируемые затем в ХЗС. Конкретные коды хранятся в многочисленных различных структурах памяти. Кроме того, одно и то же событие или знание может быть представлено в более чем одной структуре памяти и посредством различного рода кодов, что, таким образом, повышает вероятность извлечения события или знания. Модификация информации, уже содержащейся в ХЗС, предполагает копирование старых структур в КВХ, изменение их, а затем получение новой копии новой структуры в каком-то месте в ХЗС, при этом старые структуры не уничтожаются в системе. Такое представление о ДВХ отлично от теорий, предполагающих, что каждый элемент опыта или каждый концепт представлен в памяти в виде отдельного узла и что события и знания фиксируются посредством соединения соответствующих узлов ассоциативными связями. В нашей системе такая организация свойственна каждой структуре памяти, однако между этими структурами не существует никаких связей. Для извлечения структуры необходимо составить адрес, по которому она находится в хранилище. После этого открывается доступ к содержащимся в структуре индивидуальным кодам в результате прослеживания связей между ними [4].

5. Основные законы памяти

5. 1. Впечатление и эмоции

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания [14].

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации [9].

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение для обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания [15].

5. 2. Повторение

Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это» [8, C. 269].

Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р. Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть» [10, C. 122].

Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.

Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть [2].

5. 3. Ассоциации

Один из способов запомнить факт - это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. «Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было... Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью».

Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы:

Что это напоминает?

На что это похоже?

Почему это так?

Как получилось, что это так?

Когда это бывает?

Где так бывает?

Кто сказал, что это так?

и т. д.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий [6].

5. 4. Осмысленное восприятие

Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка - усвоить материал (а не «отстреляться»), предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным [5].

5. 5. Некоторые эффекты и законы памяти

Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

В своих исследованиях А. А. Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия [11 C. 8].

Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 1/4 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает две закономерности:

память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены. Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом [12].

6. Развитие памяти

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.

Локальная привязка, или метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов - предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. Еще одна фраза используется жителями Петербурга для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Это соответствует званиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

Облегчает запоминание и группировка - разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.

Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.

Припоминание слова зависит от того, насколько часто встречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово в значимую для человека категорию. Фамилии потому трудно припоминаются, что не входят ни в одну из категорий. Метод ассоциаций предполагает создание связей между элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом, чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.

Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени, - акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО, ООН, НАТО.

Разнообразие приемов запоминания не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой. Особо важная и необычная информация может запоминаться с одного предъявления (поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти обменивается некоторым образом на продление времени циркуляции информации в нейронных цепях). Если же необходимо запомнить обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности. Правильно организованное повторение нельзя приравнивать к механическому заучиванию; нао6opот, оно способствует проникновению в суть материала.

Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания - создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.

Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое - усвоить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй - через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Для эффективного использования установки следует тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что - навсегда, что - дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого.

Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Активная умственная работа с материалом помогает развитию способности укрупнять и оптимально организовывать запоминаемые единицы. Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание. Обычно легко вспоминается примерно пять представителей каждого класса, поэтому чем больше классов создают испытуемые, тем больше элементов они запоминают.

Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ - это активная, организованная целью умственная работа.

Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете.

Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный - лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей.

Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение - основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.

Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает надежного запоминания. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Все это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендацию - в особо ответственных ситуациях повторять материал перед сном, тогда ничто не сможет помешать консолидации.

В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это.

Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку. В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание - вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаше жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы.

Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если он тогда был разозлен или огорчен вашей просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять, удается произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть, и тем самым укрепляет следы и облегчает воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании только мешает делу [7].

Заключение

Итак, что же такое память? Это способность к фиксации и последующему воспроизведению окружающей нас объективной реальности, или окружающего нас мира. Как известно, память бывает слуховой, моторной, зрительной, образной и т.п. Память у каждого человека индивидуальна. Кто-то лучше запоминает услышанную информацию, другие - прочитанную, третьи - написанную собственной рукой.

Много «уловок» человек придумывает, чтобы лучше запомнить необходимую информацию. Все мы знаем с детства поговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой по первым буквам каждого слова заложены все цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

У студентов медицинских институтов существует множество подобных поговорок для облегчения запоминания, основанных на подобном принципе. Часто от пациентов приходится слышать: «У меня плохая память, можно ли мне что-нибудь попринимать, чтобы ее улучшить?». С подобными вопросами обращаются студенты в преддверии сессии или родители школьников перед экзаменами.

Итак, в данной курсовой работе были разобраны основные особенности и закономерности функционирования памяти человека, их знание поможет ответить на вопросы: «Что представляет собой память человека?», «Что закрепляется в памяти и почему?» и «Как улучшить память?»

Список литературы

1.     Абросимова В. Явление память // Психологический вестник. 2003. № 9.

2.     Зубрилов М.А. Мир психологии. М.: Издательство «Махаон», 1999.

3.     Карнеги Д. Что закрепляется в моей памяти и почему? // Психологическое обозрение. 1983. № 9.

4.     Козлов С.Ю. Психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.     Ляпунов Ю. Законы памяти // Психологический вестник. 2002. № 10.

6.     Охрямкин В. Как развить память? // Психологический вестник. 2002. № 10.

7.     Прохоров Р.Д. Психология памяти. М.: Издательство «Аспект», 2000.

8.     Психология / Под ред. К.Л. Краснова. М.: Логос, 2005.

9.     Психология памяти / Под ред. Р.Н. Гаврилова. М.: Проспект, 2000.

10.                       Психология: Справочные материалы / Сост.: Ю.Н. Воронов. М.: Гардарики, 2000.

11.                       Смирнов А. Психология памяти // Психологический вестник. 2003. № 11.

12.                       Фролова М. Изучение памяти // Психологический вестник. 2000. № 8.

13.                       Эдисон Р. Виды памяти // Психологическое обозрение. 1998. №4.

14.                       Яковлев С.И. Психология: Учебник. М.: Приор, 2004.

15.                       Яновая Л.А. Психология: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.