Содержание

 

 

 

 

 

 

1. Общенаучные и частнонаучные методы познания. 2

2. «Время» в эволюционной картине мира, направленность времени, временные диапазоны.. 6

Задачи. 14

Список литературы.. 17


1. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практическо­го и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен­ной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво­дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо­бов, норм познания и действия. Он есть система предписа­ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного ре­зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун­кция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности[1].

Методы научного познания принято подразделять по степе­ни их общности, т. е. по широте применимости в процессе на­учного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Ме­тафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с поня­тием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов[2]. Одни общенаучные методы применяются толь­ко на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, изме­рение), другие — только на теоретическом (идеализация, фор­мализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув­ственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или соци­альными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отра­жается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражаю­щих внутренние отношения.  На этом уровне осуществ­ляется процесс накопления информации об исследуемых объек­тах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения раз­нообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь произ­водится также первичная систематизация получаемых факти­ческих данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.                   

Теоретический уровень научного познания характеризу­ется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных опера­ций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

К третьей группе методов научного познания относятся ме­тоды, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (био­логия, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические мето­ды исследования.

При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы по­знания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблю­дения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключе­ния и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов[3]. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных при­емов для изучения конкретной области объективного мира. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалекти­ческим методом, который как бы преломляется через них.

Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в ка­кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комп­лекс дисциплин, которые имеют свой специфический пред­мет и свои своеобразные методы исследования.

К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарного исследования являющиеся со­вокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, "сплавленность" в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.


2. «Время» в эволюционной картине мира, направленность времени, временные диапазоны

Под картиной мира обычно понимают совокупность мировоззренческих знаний о мире. Эволюционист видит в современном мире результат его долгого развития. Он может выделить в нем четыре части - физическую (мертвую) природу, живую природу, психику и культуру.

Каждая из частей мира составляет предмет четырех частных наук - физики (в широком понимании этого термина), биологии, психологии и культурологии. Эти науки называют частными потому, что каждая из них изучает соответственную часть мира.

Над частными науками возвышается общая наука - наука о мире в целом. Это философия. Она исследует все четыре вида объектов - физические, биологические, психологические и культурологические, но со стороны их общих особенностей. Эти особенности - объективная основа философских категорий (часть и целое, сущность и явление, качество и количество, время и пространство и т.п.). Каждый объект - часть и целое, сущность и явление и т.д.

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событии, последовательной смены состояний предметов и круговорота различных процессов.

Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности А.Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей реляционную концепцию пространства и времени и давшей ей естественнонаучное обоснование.

Время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов. Характеризует длительность их бытия.

1) "Консервативная" модель. Время - исключительно субъективная характеристика нашего психологического восприятия окружающего мира. Время постоянно, статично, необратимо. Оно не существует объективно, а является продуктом нашего сознания. В наше время уже почти не осталось приверженцев подобных взглядов (если только не считать тех, кто вообще никогда не задумывался о вопросах времени). Эту теорию можно было бы и не приводить, но неподготовленный человек воспринимает время (пусть даже подсознательно) именно так. Редки те случаи в нашей жизни, которые опровергают мифы о статичности и постоянстве времени, но они случаются. Нас с вами, исследователей Времени, такая модель, конечно, не устраивает.

2) Модель пространственно-временого континуума. Это представление о пространстве и времени, как о неразрывном целом, 4-х мерной системе координат, множестве точек в этой системе. Время может замедляться при достижении околосветовых скоростей, при сильной гравитации (вблизи массивных объектов, например черных дыр). Но все же время необратимо, достижение (тем более превышение) скорости света (299.792.458 м/с) невозможно.  К таким неутешительным выводам пришел Эйнштейн, в своей теории относительности. Это вроде как было даже подтверждено экспериментально: сверхточные часы летали на самолете, и они начинали отставать от аналогичных часов на Земле. Были и иные опыты, и отсюда возникло понятие "парадокс близнецов". Парадокс (не ясно только, что в нем парадоксального...) заключается в том, что если один из братьев-близнецов останется на Земле, а другой с околосветовой скоростью полетит на космическом корабле, то по его возвращении, брат-космонавт будет гораздо моложе своего брата-близнеца, жившего на Земле. Причина: замедление времени при большой скорости. Причем, чем ближе эта скорость к скорости света, тем сильнее замедление. Еще, согласно этим теориям, существует т.н. "Лоренцово сжатие", которое проявляется в том, что при околосветовой скорости, объект сжимается в направлении движения, причем для наблюдателя, размеры объекта останутся прежними.

Таким образом, полет с околосветовой скоростью, можно считать способом перемещения в будущее. Эйнштейн математически доказал, что если бы вы могли превысить скорость света, то тогда бы попали в прошлое (об этом мы еще поговорим). Но в прошлое, согласно Эйнштейну, никак, потому что скорость света превысить нельзя (опять-таки согласно Эйнштейну). Причина кроется в том, что чем ближе к скорости света, тем большей становится масса тела. А чем больше масса, тем больше энергии нужно для дальнейшего ускорения. Замкнутый круг. Получается, что даже для достижения скорости света (материальным телом) нужна бесконечно большая энергия. И все же из теории относительности не следует того, что преодолеть скорость света не может ничто. Еще с 1916 года известен парадокс "Эйнштейна-Розена-Подольского" (ЭРП), о возможности мгновенной передачи состояния частиц. В классическом опыте, после образования 2-х гамма-квантов, они разлетаются в разные стороны, и достаточно изменить плоскость поляризации одного, аналогичное происходит и со вторым квантом, как будто он "чувствует" первый квант. Причем эта "передача известного квантового состояния по каналам ЭРП" происходит мгновенно. Из этого принципа следует возможность мгновенной передачи информации, а возможно и энергии, и даже материальных тел (телепортация).

Возможно, что быстрее скорости света могут двигаться и материальные тела. Со времен опубликования теории относительности, вокруг нее не умолкают споры. В литературе вы можете найти даже такие утверждения (с приведением примеров и фактов), что вся эта теория - фальсификация, или по крайней мере содержит неточности. Но то, что теория относительности не согласуется с квантовой механикой, и не может описать всех явлений мира, по меньшей мере, говорит о ее несовершенстве...

Так совокупность длительностей и соотношений типа "раньше", "одновременно", "позднее" называется временем. Время характеризует сменяемость явлений.

Принцип дуализма окружающего мира может представить в новом свете проблему изучения природы времени.

Видятся две основные роли времени, отраженные в эволюционной картине мира. Первая – время позволяет сравнивать длительности процессов и явлений. Вторая – возможность при помощи времени установить очередность, порядок событий, Очевидно, для исполнения двух ролей само время должно обладать двумя различными свойствами. А.П.Левич  формулировал первое свойство как параметрическое время, второе – как предвремя[4]. Первое используется, например, при подсчете затрат труда, энергии, денег на выполнение какого-то плана. Второе свойство необходимо для выявления причинно-следственных связей в цепи событий, для согласования действий частей в многокомпонентных системах и др.

Эволюция мира складывается из двух противоположных процессов. С одной стороны, энергетический запас Вселенной расходует свой “порядок” (информационную составляющую). С ним вместе космическое время переходит ко все большим единицам “дления”. С другой стороны, вещество физического мира повышает уровень своего “порядка”, создавая все более сложные и все более адаптированные друг к другу структуры. Эти процессы связаны отношением дополнительности: одно совершается за счет другого, одно не существует без другого. Содержание эволюции сводится к “передаче порядка” (информации) в иную сферу действительности. Соответственные сдвиги равновесия происходят во времени. Можно считать, что время лишь отражает физические преобразования во Вселенной, но, не исключается и гипотеза о времени как “движущей силе” всех происходящих изменений.

Окружающий нас мир мы воспринимаем, как пространство 3-х измерений (длина,   ширина, высота). В этой системе координат мы рассматриваем различные явления, объекты, процессы. Любой участок пространства мы можем назвать объектом, или материей. Материя пребывает в движении, изменении. Форма последовательной смены состояний материи мы называем время. Объект, рассматриваемый на участке времени (т.е. участок континуума) есть событие. Любое событие вызывает некое иное событие, т.е. причина всегда влечет за собой следствие. Важно, что следствие одновременно является причиной для какого-то другого события. Эта непрерывная последовательность называется цепочкой причинно-следственной связи. Скорость перехода причины в следствие в некой области пространства, относительно окружающего ее пространства, есть скорость течения времени (далее СТВ) в этой области. Анизоморфность - неодинаковые свойства двух и более точек пространства-времени[5]. Пространство анизоморфно в микро- и макромасштабах. Изоморфность (одинаковость свойств) начинает проявляться с точностью нескольких процентов только в мегамасштабах, расстояниях порядка 300 мегапарсек (980 млн. св. лет), но точность нескольких процентов нельзя даже назвать точностью... Анизоморфность времени - неодинаковая СТВ в различных областях пространства.

Анизотропность - зависимость свойств в зависимости от направления. В случае времени это прослеживается явно (направленность хода времени).

Необратимость хода - идея предшествия следствия причине не имеет смысла, однако при течении времени в обратную сторону, направленность причинно-следственной цепочки сохраняется (относительно обращенного времени), но нарушается с точки зрения наблюдателя прямого хода времени.

Дискретность - все измерения квантуются, т.е. имеют минимальную составляющую (рекомендую вам найти материалы по гипердействительным числам).

История человечества — от появления первобытного человека до наших дней — кажется (весьма и весьма условно) точкой на фоне мировой эволюции.

Для сравнения приведем следующие временные интервалы (исходя из 1 с, соответствующей частоте биения сердца)[6].

Сутки         - 8,64 * 104

Год   - 3*107

Средняя жизнь человека - 2 • 109

Средний возраст египетских пирамид - 1-1012

Зарождение жизни на Земле -        7,5 • 1016

Время появления:

первобытного человека - 5 • 1013

млекопитающих - 5 • 1015

земноводных  - 7,5 • 1015

Время существования человечества - 1 • 1014

Возраст Земли - 1,5 • 1017

Возраст Вселенной      - 5 • 1017

Возраст Вселенной всего лишь в 2,5 раза превышает возраст Сол­нца. Как можно измерить такие огромные времена, не сопоставимые с жизнью не только человечества, но и всего живого на Земле?

Важнейшим методом определения больших временных диапазонов стал в последние полвека метод радиоактивного распада. Из­вестно, что все живое получает двуокись углерода из воздуха.

Некоторая часть углерода является радиоактивной, и любой обра­зец вещества, приготовленный из живого, содержит эту же долю радиоактивного углерода. В детекторе "свежее" вещество даст 16 от счетов/мин на каждый грамм угле­рода, а за 5 600 лет оно даст толь­ко 8 отсчетов/мин на 1 г и т. д. Из­меряя скорость отсчетов для како­го-то образца, можно вычислить, сколько лет прошло с того време­ни, когда данный кусок доски был живым деревом. Многие археологи­ческие находки "датированы" оп­ределенным количеством оставше­гося в их веществе радиоактивного углерода. По углероду можно опре­делить возраст до 25 000 лет.

Можно заглянуть в прошлое на­шей планеты по периоду полурас­пада элементов: за время полурас­пада половина любого вещества превращается в другой элемент, за следующий период полураспада — еще половина и т. д. Поскольку в природе нет радиоактивных эле­ментов с периодом полураспада в 106"8 лет, то возраст Солнечной си­стемы должен быть около 108 лет. Из сравнения соотношения других изотопов U-235 и U-238 возраст Солнечной системы был уточнен и составил 5 • 109 лет. Оценка возрас­та Вселенной, связанная с моделя­ми эволюции Вселенной, позволя­ет заключить, что наша Солнечная система образована в результате взрыва звезды, по меньшей мере, второго поколения. Пыль после взрыва скручивалась в вихри, группировалась под действием гравитационного притяжения. Нашему Солнцу подобный взрыв не грозит — примерно через 5 биллионов лет оно расширится, поглотив планеты, потом сожмется вновь и превратится в остывающего кар­лика. Существующая ныне Вселенная образовалась примерно 15 бил­лионов лет назад и с тех пор расширяется.

В заключение можно сформулировать следующие выводы.

1.     Подобно другим физическим реалиям время в своей природе содержит два начала: инертное, отвечающее древним представлениям о женском начале Инь и активное, революционное, соотносимое с мужским Ян. Проявлением первого служит свойство “дления”. Оно соотносится с протяженностью единицы, разбивающей время на отрезки неразличимости. Активное начало проявляет себя в свойстве “порядка”, в возможности как можно более точно установить последовательность событий. Вероятные ошибки в определении первого и второго свойств времени находятся в отношениях дополнительности.

2.     Классическая физика строит модели движения, используя преимущественно свойства времени-дления. Термодинамика учитывает в первую очередь свойства времени-порядка.

3.     При беспрадельном увеличении свойства дления (длительности единиц измерения времени ВЕН) дополнительное свойство исчезает, порядок становится неразличимым. При сокращении единицы длительности интервалов времени до нуля знание порядка становится абсолютным, но до бесконечности вырастает ошибка в определении длительности. Другими словами, в обоих крайних случаях время исчезает.

4.     Размер единицы времени определяется длительностью интервала, с которым идентифицируется понятие “сейчас”, или “теперь”. Интервал “теперь” задается потребностью человека адаптироваться к средам с разными характерными временами (темпомирам). В природе интервал определяется периодом колебательных процессов.

5.     Множество структур реального мира создает такое же множество “времен”, отличающихся размером единицы “дления”. С исчезновением материального носителя времени исчезает специфическое для него время. Если существуют промежутки между циклами активного функционирования космических процессов, то в них должно прерываться и космическое “абсолютное” время.

6.     Аналогичная двойственность протяженности и порядка характерна и для пространства. Единица пространственной неразличимости “тут” (ПЕН) выбирается произвольно или задается естественными процессами, прежде всего длиной волны. В пространстве Евклида пространственная единица трехмерна. В пространственно-временном континууме единица неразличимости (ПВЕН) задается длиной и периодом волны.

7.     Эволюционное время не сохраняет своего темпа. В эпохи кризисов (ароморфозов в биологической эволюции) происходит сдвиг равновесия между временем-порядком и временем-длением в сторону повышения роли последнего. Отсюда иллюзия “ускорения” времени. В промежутках спокойного бескризисного развития преимущество получает время-порядок.

8.     Эволюция мира складывается из двух противоположных процессов. С одной стороны, энергетический запас Вселенной расходует свой “порядок” (информационную составляющую). С ним вместе космическое время переходит ко все большим единицам “дления”. С другой стороны, вещество физического мира повышает уровень своего “порядка”, создавая все более сложные и все более адаптированные друг к другу структуры. Эти процессы связаны отношением дополнительности: одно совершается за счет другого, одно не существует без другого. Содержание эволюции сводится к “передаче порядка” (информации) в иную сферу действительности. Соответственные сдвиги равновесия происходят во времени. Можно считать, что время лишь отражает физические преобразования во Вселенной, но, не исключается и гипотеза о времени как “движущей силе” всех происходящих изменений.


Задачи

1. Характеристика магнитного квантового числа

Магнитное квантовое число характеризует направление орбиталей в пространстве. С его помощью можно подсчитать число орбиталей в подуровне M = -L…0…+L

2. …3s2

Этот элемент – Si кремний

3. Изобразите электронными (валентными) формулами процессы образования из атомов следующих соединений с ионной связью:CaF2, MgBr2

Ca+2 + F- = CaF2;

Mg+2 + Br- MgBr2.

4. Привести примеры вещества с ионной кристаллической решеткой, их основные физические свойства

Ионным строением обладает большинство соединений металлов с неметаллами. В узлах кристаллической решётки находятся ионы металлов и ионы неметаллов или сложные ионы, состоящие из нескольких атомов, например, гидроксид-ион ОН-.

Ионы - заряженные частицы, которые образуются при потере или приобретении электронов нейтральными частицами - атомами. Атом металла, потерявший отрицательно заряженные электроны превращается в положительно заряженный ион. Атом неметалла, приобретая отрицательно заряженные электроны, становится отрицательно заряженным ионом. Ионными соединениями являются оксиды металлов, основания, соли.

Число отданных или принятых электронов определяют заряд иона. Так, например, ион натрия образуется из атома натрия при потере последним одного своего внешнего электрона, поэтому заряд иона натрия равен 1+ и записывается ион натрия как Na+; ион кальция образуется из атома кальция при потере последним своих двух внешних электронов, поэтому заряд иона кальция равен 2+, записывается ион кальция как Ca2+.

Ионы металлов имеют всегда положительный заряд, который численно совпадает с валентностью металла.

Ионы неметаллов, кислотных остатков и гидроксогруппы имеют всегда отрицательный заряд, численно совпадающий с валентностью неметалла, кислотного остатка, гидроксогруппы!

Например, заряд сульфат-иона (кислотный остаток серной кислоты) равен 2- и записывается SO42-.

5. Динамическое равновесие в живой природе. Понятие о гомеостазе

Важнейшими показателями динамики экосистем являются устойчивость и равновесие. Определение равновесия экосистем - это способность экосистемы возвращаться в исходное состояние после снятия внешнего воздействия, выведшего ее из равновесия. Под стабильностью экосистемы понимают ее способность сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии на нее внешних факторов. Иногда понятия устойчивость и равновесие рассматриваются как синонимы, но тогда следует различать два вида устойчивости: резидентная устойчивость (стабильность) - способность оставаться в устойчивом (равновесном) состоянии под нагрузкой, и упругая устойчивость (собственно устойчивость) - способность быстро восстанавливаться при снятии нагрузки. В разных терминах имеются различные смысловые оттенки, которые нужно учитывать.

Системы с высокой резидентной устойчивостью способны воспринимать значительные воздействия, не изменяя существенно своей структуры, то есть практически не выходя за пределы равновесного состояния. Поэтому понятие упругой устойчивости для них не определено (если система не выходила за пределы равновесия, то как можно говорить о возвращении в равновесное состояние после снятия возмущения). Если внешнее воздействие превышает определенные критические значения, то такая система обычно разрушается. В технике подобное качество называется жесткостью. Предельные значения внешних воздействий, которые система способна выдержать без разрушения соответствуют запасу жесткости. Когда говорят о высокой резидентной устойчивости, то имеется в виду именно высокий запас жесткости данной системы. Это несколько отличается от понятия высокой стабильности, так как здесь в первую очередь внимание обращается на неизменность структуры. Тундра, например, обладает высокой стабильностью, но она очень ранима, у нее малый запас жесткости, то есть малая резидентная устойчивость. Экосистему тундры очень легко разрушить. Достаточно проехать вездеходу. Колеи, которые он оставляют за собой, сохраняются десятилетиями. Такие экосистемы по аналогии с техникой можно назвать хрупкими.

Системы с малой резидентной устойчивостью для нормального существования должны обладать высокой упругой устойчивостью. Они более чувствительны к внешним возмущениям, под действием которых они как бы “прогибаются”, частично деформируя свою структуру, но после снятия или ослабления внешних воздействий быстро возвращаются в исходное равновесное состояние. При превышении пороговых воздействий такая система теряет устойчивость, то есть все дальше удаляется от состояния равновесия. Диапазон воздействий, которые может выдержать система без разрушения, в технике соответствует запасу упругости. Таким образом, степень упругой устойчивости можно оценить как упругостью, определяющей степень сопротивления внешнему воздействию и скорость возврата в исходное состояние после снятия воздействия, так и запасом упругости. В отличие от упругих систем, пластичные системы после снятия внешнего воздействия не возвращаются в исходное состояние, а приходят к какому-то другому равновесному состоянию. Так согласно точке зрения оппонентов теории моноклимакса, для экосистем характерно не одно, а несколько состояний равновесия (климакса). Таким образом, для пластичных экосистем характерна малая упругая и малая резидентная устойчивость.


Список литературы

1.     Краткая философская энциклопедия. Под ред. Е.Ф.Губского. - М.: Знание, 2004.

2.     Романенко В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Знак, 2001.

3.     Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

4.     Кравец А. С. Методология науки. – Воронеж: Интер – МЕДИА, 2002.

5.     Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Наука, 2003.

6.     Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М.: Дрофа, 2003.

7.     Философия. Под. ред. Кохановского В.П. - Ростов-н/Д, 2000.


[1] Философия. Под. ред. Кохановского В.П. - Ростов-н/Д, 2000. – с.488.

[2] Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Наука, 2003. - с.311.

[3] Краткая философская энциклопедия. Под ред. Е.Ф.Губского. - М.: Знание, 2004. – с. 354.

[4] Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М.: Дрофа, 2003. – с. 69.

[5] Романенко В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Знак, 2001. – с. 170.

[6] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – с. 63.