1. Содержание
2. Введение. 3
3. Технология реструктуризации проблемного предприятия. 4
3.1 Необходимость и задачи реструктуризации. 4
3.2 Порядок применения ускоренных процедур банкротства. 5
3.2 Замещение активов должника. 6
4. Схема реструктуризации имущественного комплекса предприятия КПОГАТ-6 7
4.1 История возникновения кризиса КПОГАТ-6. 7
4.2 План внешнего управления на КПОГАТ-6. 8
5. Заключение. 12
6. Список литературы.. 13
2. Введение
С достижением финансовой стабилизации и высокой степени либерализации экономики в России одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения эффективности работы в рыночных условиях предприятий и иных коммерческих организаций Правительством РФ было принято постановление от 30.10.1997 г. «О реформировании предприятий и иных коммерческих организаций». Поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий.
Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности предприятий, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке.
В России осознание необходимости реструктуризации кризисных предприятий подкреплено регулирующими постановлениями, что обусловливает актуальность данного процесса на государственном уровне.
Цель данной работы – рассмотреть технологию ускоренного проведения процедуры банкротства в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами по этому вопросу.
3. Технология реструктуризации проблемного предприятия
3.1 Необходимость и задачи реструктуризации
Приватизация без притока денежных средств в значительной степени затормозила процесс созревания эффективного собственника, а экономический кризис привел многие предприятия к банкротству. Последнее обстоятельство породило российские схемы реструктуризации предприятий.
В результате рыночных преобразований экономики структура активов, капитала и долгов предприятий оказались нарушенной. Необходимость реструктуризации большинства кризисных предприятий обусловлена рядом причин:[1]
- физическим и моральным старением активов предприятий;
- высокой себестоимостью продукции по отношению к цене спроса;
- несовершенством системы организации и управления предприятием в рыночных условиях;
- невостребованностью на рынке производимой товарной массы.
В реструктуризации кризисных предприятий преобладает оперативный характер. Реструктуризация зачастую оказывается не только эффективным, но и единственным способом избежать банкротства и ликвидации.
Основные задачи реструктуризации состоят в следующем:
- привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов;
- поиск партнеров для совместного бизнеса;
- расширение и укрупнение производства;
- внедрение новых технологий;
- диверсификация и демонополизация производства;
- дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.
3.2 Порядок применения ускоренных процедур банкротства
Ускоренные процедуры банкротства могут быть применены по инициативе кредиторов любой организации-должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Для подготовки решения о применении в отношении организации-должника ускоренных процедур банкротства временный управляющий, назначенный арбитражным судом на стадии наблюдения, осуществляет разработку плана внешнего управления в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства.
Не позднее двух недель до даты проведения первого собрания кредиторов временный управляющий информирует кредиторов о возможности принятия решения о применении ускоренных процедур банкротства и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления, который рассматривается коллегией уполномоченных государственных представителей в порядке, установленном распоряжением ФСДН России от 15 июня 1998 г. №9-р.
План внешнего управления, составленный в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства, выносится временным управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. Для проведения ускоренных процедур банкротства на собрании кредиторов должны быть приняты решения:[2]
- о введении внешнего управления;
- о применении ускоренных процедур банкротства и об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства;
- о формировании комитета кредиторов (определение количественного состава и избрание его членов).
Действия по реорганизации бизнеса должника могут предусматривать создание на базе имущественного комплекса должника нескольких акционерных обществ. В этом случае, в плане внешнего управления должны быть указаны состав и стоимость имущества, подлежащего внесению в уставный капитал каждого акционерного общества. При этом указанное имущество в совокупности должно составлять все имущество организации-должника.
3.2 Замещение активов должника
Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.[3]
Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.
Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.
4. Схема реструктуризации имущественного комплекса предприятия КПОГАТ-6
4.1 История возникновения кризиса КПОГАТ-6
Казанское государственное автотранспортное предприятие КПОГАТ-6 было организовано для доставки хлеба в казанские магазины. До 1997 года у предприятия имелся значительный парк автомобилей, обеспечивающий хлебоперевозки. В условиях рыночной экономики руководству не удалось сохранить этот рынок. Плохая организация работы на предприятии привела к тому, что все хлебозаводы Казани обзавелись собственными автопарками и КПОГАТ-6 оказался не у дел.
Техника была частично реализована по цене, гораздо ниже ее себестоимости, а частично износилась, так как обновлением парка никто не занимался. В результате такой бесхозяйственной деятельности к марту 2000 года финансовое положение предприятия оказалось крайне тяжелым. Задолженность по заработной плате составляла почти миллион рублей, а отставание по ее выплате - полтора-два года.
Задолженность в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды вместе с пенями и штрафами дошла до 2 млн. рублей. Все это привело к тому, что на первом собрании кредиторов было принято решение о введении внешнего управления, на этом же собрании кредиторам было предложено принять решения:
- о применении ускоренных процедур банкротства;
- об утверждении плана внешнего управления.
На предприятии была инициирована процедура несостоятельности, введено наблюдение, а с 22 мая 2000 года и внешнее управление.
4.2 План внешнего управления на КПОГАТ-6
В основу плана внешнего управления, который был утвержден собранием кредиторов, легла схема реструктуризации имущественного комплекса. План предусматривал выделение здоровой части активов предприятия под те объемы перевозок, которые возможно было осуществить на сохранившемся в нормальном техническом состоянии транспорте.
По решению временного управляющего для составления плана внешнего управления была проведена инвентаризация имущества организации. Краткое содержание плана:
Радел 1. Указаны основные характеристики организации.
Раздел 2. Приведены данные об имущественном комплексе КПОГАТ-6:
- данные о границах, размерах, местоположении земельного участка, прав на земельный участок;
- инфраструктура предприятия;
- характеристика объектов недвижимости, входящих в имущественный комплекс предприятия, включая незавершенные строительством объекты;
- обременение имущества правами третьих лиц (залог, аренда и т.п.);
- характеристика нематериальных активов;
- характеристика оборудования и автопарка.
При указании данных о стоимости активов организации – должника используются данные баланса организации - должника на начало месяца, предшествующего дате проведения первого собрания кредиторов. Указанный баланс представляется для ознакомления кредиторам в качестве приложения к плану внешнего управления.[4]
Во втором разделе плана внешнего управления указывается укрупненный перечень и стоимость (по балансу) имущества организации -должника, не подлежащего включению в конкурсную массу. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.
Раздел 3. Дана характеристика обязательств предприятия
Раздел 4. Предусмотрен вариант проведения ускоренной процедуры банкротства путем создания на базе имущественного комплекса открытого акционерного общества, с замещением в составе активов должника этого имущественного комплекса на акции вновь образованного общества.
При этом под имущественным комплексом понимаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
Раздел 5. В этом разделе определяется смета расходов на выполнение плана внешнего управления, включающая предельные суммы текущих расходов организации - должника (до момента продажи предприятия или внесения его в уставный капитал), расходов на инвентаризацию имущества должника, расходов на проведение аудиторской проверки, расходов, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, расходов, связанных с государственной регистрацией сделки по отчуждению имущественного комплекса, расходов на регистрацию акционерного общества, расходов на регистрацию ценных бумаг общества, оплате услуг специализированной организации, осуществляющей продажу, иных расходов, связанных с продажей.
При применении ускоренных процедур банкротства:[5]
- осуществляются действия по реорганизации бизнеса организации-должника, в том числе путем создания на базе его имущества (за исключением имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу) открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества;
- сохраняются рабочие места при передаче имущества организации-должника;
- все акции вновь образованного акционерного общества (бизнес) подлежат продаже с привлечением специализированной организации в порядке, устанавливаемом Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Средства, вырученные от продажи акций вновь образованного акционерного общества (бизнеса), направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”. Средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, возвращаются должнику.
До возникновения кризиса у предприятия было 600 единиц подвижного состава. На момент введения внешнего управления его количество сократилось до 30. Причем реально работало только 20-25 машин, а на линию выходило и того меньше - 10-15.
После того как была осуществлена реструктуризация имущественного комплекса и создано новое предприятие, средства от реализации оставшегося после этого имущества были использованы на дальнейшее погашение задолженности по реестру кредиторов.
Благодаря этим мероприятиям была полностью погашена задолженность по зарплате и предприятие вышло на регулярные текущие платежи как работникам, так и бюджетам по основным налогам и поставщикам энергии. Причем часть из них (например, долги по зарплате) удалось выплатить за счет текущей деятельности предприятия: активного поиска своих ниш на рынке и усиленной работы по расчетам.
Новое предприятие, полностью сохранившее не только основной вид деятельности - бизнес перевозок, но и коллектив, Минюст зарегистрировал 1 января 2001 года. Оно успешно функционирует, регулярно платит налоги, и, более того, благодаря внешнему управляющему у предприятия появился реальный инвестор.
Задача конкурсного управляющего, - найти инвестора, способного купить пакет акций этого предприятия. Благодаря внешнему управлению инвестор был найден, в намерение которого развивать предприятие не только по основному виду деятельности, но и по целому спектру коммерческих проектов.
Главное отличие арбитражного управляющего от обычного директора в том, что предприятие ему всегда достается заведомо убыточное, проблемное, в тяжелейшем финансовом состоянии. Поэтому, решая эти проблемы, ему приходится делать акцент на те инструменты управления, которые позволяют в заведомо краткие сроки провести мероприятия для восстановления платежеспособности. Комитетом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению разработаны определенные крупные клише, которые можно применять на предприятии. Предусмотрена схема не только реструктуризации бизнеса, но и прямого инвестирования. Речь идет о появлении инвестора, который своими средствами погашает долги предприятия и становится его собственником. Такая схема часто используется как в целом по России, так и на территориях субъектов РФ.
5. Заключение
В данной работе рассмотрена технология ускоренного проведения процедуры банкротства, в основе которого лежит законодательство РФ о реструктуризации имущественного комплекса предприятия-должника с целью создания акционерного общества.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Ускоренная процедура банкротства возможна лишь при наличии решения собрания кредиторов о применении ускоренных процедур банкротства и утверждении плана внешнего управления.
2. При ускоренной процедуре банкротства замещение активов должника проводится путем создания одного или нескольких открытых акционерных обществ.
3. Реструктуризация проблемного предприятия в форме ускоренного проведения процедуры банкротства позволяет сохранить имущественный комплекс, направленность бизнеса, кадры, привлечь инвестиции.
6. Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
2. Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 г. №476 «Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства»
3. Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 27 августа 1998 г. №16-р «Об утверждении методических рекомендаций по ускоренному порядку применения процедур банкротства»
4. Распоряжение ФСДН от 27.08.1998 г. №16-р «О порядке и условиях применения процедур банкроства в ускоренном режиме»
5. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004.
[1] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с.142
[2] Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 27 августа 1998 г. №16-р «Об утверждении методических рекомендаций по ускоренному порядку применения процедур банкротства»
[3] Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.115
[4] Распоряжение ФСДН от 27.08.1998 г. №16-р «О порядке и условиях применения процедур банкроства в ускоренном режиме»
[5] Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 г. №476 «Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства»