Приложение 5

SWOT-анализ среды организации


         Возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды используются для выявления основных направлений развития (стратегий). Для этого применяется  метод SWOT- анализа. В таблице приведен пример его использования для проведения стратегического анализа организации. SWOT- анализ - это оценка сильных (S) и слабых (W) сторон организации, возможностей (О), и угроз (Т) со стороны внешней среды. Он является простым инструментом для приближенного определения возможностей вариантов стратегического развития.


SWOT- анализ как первичный стратегический анализ компании

Внешняя среда

Возможности O

Угрозы T

Внутренняя среда

Сильные стороны S

1…

2…

Реализация возможностей SO

Избежание угроз ST

Слабые стороны W

1…

2…

Упущенные возможности WO

Опасное сочетание WT


         Сильные и слабые стороны организации выявляются при анализе ресурсов, возможности  угрозы- при анализе внешней среды, особенностей ее динамики.

         Потенциальными возможностями могут быть:

1)    значения спроса и его расширение;

2)    расширение рынка и открытие новых сегментов;

3)    ослабление позиций конкурентов;

4)    возможности интеграции;

5)    появление новых технологий.

Потенциальными угрозами могут быть:

1)    выход на рынок новых конкурентов;

2)    рост продаж товаров- заменителей;

3)    изменение потребностей покупателей и структуры спроса;

4)    сокращение рынка;

5)    нестабильность курса валют.

В рамках областей SO, ST,WO, WT встают следующие вопросы[9, с. 243]:

1)    SO- можно ли реализовать в стратегии возможности использования сильных сторон компании;

2)    ST- есть ли возможность противостоять угрозам организации, используя ее сильные стороны;

3)    WO- какие возможности компании нельзя реализовать, и если они существенны, то нет ли возможности мобилизации ресурсов для устранения слабых сторон.

4)    WT- каких угроз следует опасаться больше всего и какие меры необходимо принять для защиты от них.

Таким образом, в результате SWOT – анализа определятся часть стратегических альтернатив на уровне одного конкретного предприятия.