Малое предпринимательство за рубежом




Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1.О критериях отнесения к субъектам малого предпринимательства за рубежом.......................................................................................................................... 4

2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом..................................... 12

Заключение.................................................................................................. 17

Список использованной литературы....................................................... 18



Введение


Малый и средний бизнес в странах Европейского Союза и других зарубежных государствах является одним из важных секторов экономики, что объясняется его высоким потенциалом, как в сфере экономического развития, так и в сфере социальной политики.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.

Цель работы: описать малое предпринимательство за рубежом.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

- обозначить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства за рубежом;

- описать Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом.


1.О критериях отнесения к субъектам малого предпринимательства за рубежом


После признания необходимости существования малых предприятий для здоровой экономики в Западной Европе главнейшими задачами экономической и социальной политики в этом секторе стали его поддержка и стимулирование. Решение этих задач состоит в создании для них благоприятных условий деятельности. Здесь имеется в виду не приоритет или, точнее, важность малых предприятий перед крупными, а, скорее, устранение барьеров, неблагоприятно влияющих на развитие малых предприятий. Кроме того, политика поддержки малого бизнеса заключается в защищенности всех малых предприятий законодательством и в получении, согласно нормам закона, положенных льгот и поддержки в равной мере. Характеристики сектора малых и средних предприятий (МСП), объекты инфраструктуры малого бизнеса государственного уровня 26 стран (стран ЕС, бывшего Советского Союза, социалистического лагеря, США, Японии) представлены в таблице.

Характеристика сектора малых и средних предприятий (МСП)

Страна, численность населения

Объекты инфраструктуры малого бизнеса государственного уровня

Характеристика сектора малых и средних предприятий (МСП)

Бельгия,10,0 млн. чел.

Министерство малого и среднего бизнеса Министерство среднего класса

Количество МСП – 130–200 тыс. Доля МСП составляет от 90,2 % до 99,8 % от всех предприятий. Оптовая и распределяющая торговля – 30,3 %Риэлторская, арендная деятельность и обслуживание предприятий – 12,8 %, производственная и строительная индустрия – 12,3 %. 52 % всех МСП торгуют на международном рынке В бельгийском законодательстве в зависимости от территориального расположения дается определение МСП. Общим остается ограничение на число работающих: их должно быть не более 50 человек

Великобритания, 57,0 млн. чел.

Отдел промышленности Отдел торговли и предприятий Агентства предприятий

Количество МСП около 3 млн., из них 54,7 % – индивидуальные предприятия, 25,6 % – товарищества и 18,6 % – акционерные предприятия. Около 67 % предприятий имеют двух и менее служащих. 28 % всех занятых в стране приходится на предприятия, имеющие менее 10 служащих

Венгрия,10,7 млн. чел.

Совет по поддержке предпринимательства при Министерстве промышленности и торговли Институт поддержки малого бизнеса

Занятость в малом бизнесе составляет 2,5–3 млн. человек Вклад МСП в формирование ВВП страны (1995) составил 50 % против 44 % (1992). В сельском хозяйстве 56 % экспортных доходов приходится на долю мелких и средних производителей и их ассоциаций. В торговле и сфере услуг, особенно в туризме, этот показатель достигает 90 %Микропредприятия (от 1 до 10 работников) Малые предприятия (11–50 работников) с годовым оборотом менее 700 млн. форинтов или годовым балансом менее 500 млн. форинтов

Вьетнам,50,0 млн. чел.

Центральный совет союза кооперативов Вьетнама, включающий в себя филиалы в городах и провинциях Союз частных предприятий г. Ханоя

МСП составляют 95 % всех предприятий негосударственного сектора, и ими производится около 60 % ВВП (1996)На предприятиях мелкого семейного бизнеса занято 3,5 млн. трудящихся (48,5 % активного населения)

Германия,80,0 млн. чел.

Федеральное министерство экономических дел Земельные Министерства экономических дел (16)Торговые ремесленные палаты – региональный уровень Федерация немецкой промышленности (состоит из 34 ассоциаций)

Количество МСП Восточной и Западной Германии составляло 2,6 млн. (1994)В сфере услуг – 42,2 % малых предприятий, в торговле – 28,4 %, в производстве – 14,2 %, строительстве – 9,9 %, на транспорте – 4,5 %, в банковском деле – 0,5 % и угольной промышленности – 0,2 %Число работающих на малых и средних предприятиях не более 500 человек, при этом годовой товарооборот – не более DM 100 млн.

Греция,10,0 млн. чел.

Министерство промышленности, исследований и технологий Министерство национальной экономики Министерство торговли Министерство финансов Греческий банк индустриального развития Всегреческая организация малых и средних предприятий и ремесел Греческий центр продуктивности

В конце 90-х гг. количество предприятий равня-лось 509,7 тыс., из них 96,3 % были малыми предприятиями, 3,5 % – средними предприятиями, 0,2 % – крупными предприятиями Число работающих на МСП не превышаете 100 чело-век97 % экспортных предприятий из 5,0 тыс. составляют МСП80 % общей занятости населения приходится на этот сектор экономики

Дания,5,1 млн. чел.

Министерство бизнеса и промышленности Министерство сельского хозяйства Министерство рыбной промышленности Ассоциация ремесел и малого бизнеса Торгово-промышленная палата (ТПП)Центры услуг для малого и среднего бизнеса Организации трудящихся Исследовательские центры

Малые предприятия Дании имеют численность работающих не более 500 человек, составляют 99,9 % всех частных предприятий и предоставляют работу 94,2 % служащих в стране

Ирландия,3,5 млн. чел.

Отдел предприятий и занятости Отдел туризма и торговли Отдел искусств, культуры ТПП Ассоциации ирландских предприятий малого и среднего бизнеса Ассоциации малых предприятий Палаты предприятий графств

Количество предприятий колеблется от 130 до 160 тыс., из них 140 являются большими, т. е. численность работающих на них более 500 чел. Остальные 99,9 % – МСПНа их долю приходится 84 % валового объема производства и 83 % чистого объема производства. На экспорт идет около 57 % продукции. Предприятия с численностью менее 20 служащих экспортируют около четверти своей продукции

Испания,39,0 млн. чел.

Министерство промышленности и энергетики Институт малого бизнеса Национальный Отдел экономики и занятости Комитет по науке и технологии Испанская конфедерация малого бизнеса

Количество малых предприятий – 2,460 тыс. Средняя численность сотрудников на малых предприятиях – 4 человека

Италия,57,7 млн. чел.

Министерство промышленности, торговли и ремесел Национальный совет по экономике и занятости ТПП Общая конфедерация итальянской промышленности Итальянская конфедерация малого и среднего бизнеса

Промышленные предприятия, имеющие менее 50 служащих, составляют более 90 % предприятий и предоставляют работу приблизительно половине работоспособного населения в промышленности. Предприятия с численностью менее 100 человек, экспортирующие свою продукцию, составляют 22,6 %, причем есть тенденция к увеличению

Люксембург,0,38 млн. чел.

Министерство среднего класса и туризма Министерство экономики Национальное общество ссуд и капиталовложений ТПП Федерация ремесленной торговли Федерация розничной торговли Федерация общепита

На долю малых предприятий приходится 99,9 % от всего количества предприятий в стране и 76 % от общего количества занятых Более всего МСП в сфере торговли, общественного питания и услуг по ремонту

Нидерланды,15,0 млн. чел.

Министерство экономики. Отдел малого бизнеса. Генеральный директорат по услугам, малым и средним предприятиям и рыночному регулированию Генеральный директорат промышленности Институт малых и средних предприятий

Зарегистрировано около 600 тыс. предприятий (1994). Из них 90,5 % – средние предприятия, 8,5 % – малые предприятия (средняя численность – 9 чел.), 51 % предприятий не имеют нанятых служащих28 % населения работает на микропредприятиях (1993), 26 % – на малых предприятиях и 19 % – в средних

Португалия,10,0 млн. чел.

Министерство промышленных дел Институт исследований и помощи малым и средним предприятиям Региональный центр инициатив

99,8 % всех предприятий имеют до 500 служащих. Более 55 % МСП нанимают менее 5 служащих (1993), 80 % нанимают менее 10 служащих50 % малых предприятий принадлежат секторам торговли и сферы услуг

США,219,9 млн. чел.

Правительство США Администрация малого бизнеса (АМБ) Административно-хозяйственное управление Министерство торговли США Специальные департаменты в государственных ведомствах Национальный научный фонд

Количество малых предприятий составляет 19,3 млн. Занято в малом и среднем бизнесе 70,2 млн. чел., доля МСП в общей численности населения – 54 %, доля в ВВП колеблется от 50 до 52 %

Финляндия,5,5 млн. чел.

Министерство торговли и промышленности Союз промышленников и работодателей Финляндии

Малые и средние предприятия составляют 99,7 % от количества фирм разной собственности К малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает от 10 до 249 чел. При этом, предоставляя работу 7 % трудоспособного населения страны, они производят ~ 50 % валового национального продукта

Франция,58,0 млн. чел.

Министерство среднего бизнеса, торговли и прикладных секторов Региональный директорат внешних экономических отношений Отделы 14 министерств и ведомств

Доля МП (1–9 служащих) составляет 90,3 % от всего количества предприятий. На долю малых и очень малых предприятий приходится 65 % от общего товарооборота предприятий страны Основные направления деятельности – строительство, гостиничное дело, сферы питания и услуг97 % новых предприятий приходится на долю очень малых и малых предприятий

Япония,115,2 млн. чел.

Министерство промышленности и внешней торговли Государственное Управление малых и средних предприятий Совещательный комитет по малым и средним предприятиям Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий ТПП Всеяпонский союз торгово-промышленных ассоциаций Народная корпорация по финансированию Всеяпонская ассоциация по развитию субподрядных предприятий

6500 тыс. малых предприятий (1991), что составляет 99,1 % от всех предприятий (кроме с/х и лесной промышленности). Численность работающих на этих предприятиях составляет 79,2 %Удельный вес малых предприятий в обрабатывающей промышленности составляет 99,5 %, в оптовой и розничной торговле – 99,4 %, при численности занятых соответственно – 74,4 % и 87,0 %

Армения

Департамент по вопросам политики в отношении МСП и инвестиций Министерства экономического сотрудничества и торговли

Число работников на микропредприятиях – 5 чел. Число работников на малых предприятиях: в промышленности – 6–50; на транспорте – 6–20; в строительстве – 6–25; в сфере услуг – 6–15; в розничной торговле – 6–20; в сельском хозяйстве – 6–10; других секторах экономики – 6–20Число работников средних предприятий: в промышленности – 51–100; на транспорте – 21–40; в строительстве – 26–50; в сфере услуг – 16–25; в розничной торговле – 21–40; в сельском хозяйстве – 11–25; других секторах экономики – 21–40

Азербайджан

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Число работников малых предприятий: не более 50 – в промышленности; 15 – на транспорте; 25 – в строительстве; 10 – в розничной торговле и сфере услуг Число работников средних предприятий: 51–300 – в промышленности; 16–75 – на транспорте; 26–150 – в строительстве; 11–50 – в розничной торговле и сфере услуг.

Беларусь

Министерство предпринимательства и инвестиций Департамент по вопросам перестройки экономики и созданию конкурентных условий Министерства экономики

Число работников малых предприятий: транспорт и промышленность – 100 чел.; 60 – в сельском хозяйстве, науке и технике; 50 – в строительстве и оптовой торговле; 30 – в прочих обрабатывающих отраслях, общественном питании и общественных услугах, розничной торговле; 25 – в других отраслях непроизводственной сферы Определение по численности среднего предприятия отсутствует

Болгария

Министерство промышленности Агентство по малым и средним предприятиям

Число работников малых предприятий – менее 50 работников при максимальной стоимости активов на балансе до 254 700 000 болгарских левов Число работников средних предприятий – менее 100 работников при максимальной стоимости активов на балансе 509 400 000 болгарских левов

Польша

Департамент ремесленных, малых и средних предприятий Министерства экономики

Число работников малых предприятий – менее 50 работников Определение средних предприятий отсутствует

Таджикистан

Министерство экономики и внешнеэкономических связей

Число работников малых предприятий не должно превышать 50 в промышленности и строительстве; менее 15 работников – в других экономических сферах Отсутствует определение числа работников средних предприятий

Украина

Министерство экономики Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства

К малым предприятиям относятся зарегистрированные предприниматели, не являющиеся юридическими лицами, или инкорпорированные предприятия, являющиеся юридическими лицами, с числом работников менее 50 человек и годовым производственным оборотом (товары и услуги) менее 100 000 гривен

Румыния

Агентство по малому и среднему предпринимательству

Число работников малых предприятий – 2–25Число работников средних предприятий – в пределах 26–250

Узбекистан

Государственный комитет по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства

Микропредприятия: менее 10 работников – в обрабатывающей промышленности и менее 5 работников – в розничной торговле и сфере услуг Малые предприятия: менее 40 работников в промышленности и строительстве; менее 20 работников – в сельском хозяйстве, науке и розничной торговле; менее 10 работников – в других непроизводственных сферах


В ряде стран отсутствует четкое деление на виды предприятий в зависимости от численности работников – микро-, малые и средние предприятия, а также разграничение малых и средних предприятий по отношению их к той или иной отрасли народного хозяйства.

В некоторых странах основной критерий отнесения предприятия к малым – численность работающих. К примеру, в Бельгии и Польше предприятие относится к МСП, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции – не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает от 10 до 249 человек. В Румынии критерий по численности малого предприятия – от 2 до 25 человек, среднего – от 26 до 250 человек.

Некоторые страны, а их большинство, имеют несколько критериев отнесения предприятий к малым и средним. Так, в Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к микро- и малым предприятиям: критерий по численности и по годовому обороту, аналогично – в Германии, Болгарии, Латвии, на Украине.

В Армении, Азербайджане, Узбекистане – два критерия отнесения предприятиям к микро-, малым и средним: по численности и по виду деятельности в отрасли народного хозяйства. В Беларуси, Российской Федерации, Таджикистане существует определение малого предприятия, а понятие среднего отсутствует.

В настоящее время при реализации общеевропейских программ поддержки МСП только какая-то определенная часть сектора малого предпринимательства может рассчитывать на участие в этих программах в связи с тем, что до сего времени между европейскими странами существуют различия в определении малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, приводит к неравным конкурентным условиям между малыми и средними предприятиями, при привлечении этих предприятий к реализации общеевропейских программ. Европейская Комиссия рассматривает следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор МСП в экономике западноевропейских стран.

Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия

Численность работающих, чел. (max) < 10 < 50 < 250

Величина годового оборота, млн. евро, (min) – 7 40

Величина балансовой стоимости активов, млн. евро, (max) – 5 27

В соответствии с приведенной классификацией ЕС микро-, малое или среднее предприятие должно отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимым. Основной критерий – численность работников предприятия; финансовый критерий необходим для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов.

Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.

Статистическое наблюдение, в соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, ведется за следующими группами предприятий:

число занятых (наемных работников) – 0;

число занятых (наемных работников) – от 1 до 9;

число занятых (наемных работников) – от 10 до 49;

число занятых (наемных работников) – от 50 до 249;

число занятых (наемных работников) – от 250 до 499;

число занятых (наемных работников) – свыше 500.

Верхняя граница МСП по числу занятых в 250 человек обусловлена на основании результатов исследований, показывающих, что на предприятиях, где количество работающих превышает 250 человек, имеется существенно более сильный менеджмент во всех сферах предпринимательской деятельности: в производстве, продажах, маркетинге, исследованиях и разработках, в вопросах кадровой политики. Там, где количество работающих меньше 250 человек, менеджмент во всех сферах значительно слабее, т. е. верхнее значение в 250 человек занятых отражает качественное отличие сектора МСП от сектора крупных предприятий.

Относительно финансовых критериев данные Евростата показывают, что годовой оборот предприятий с числом занятых не более 250 человек не превышает 40 млн. евро, в связи с чем целесообразно установление верхней границы по критерию «годовой оборот» не более 40 млн. евро. Второй критерий – «балансовая стоимость активов» МСП – установлен в 27 млн. евро, исходя из последних расчетов, которые показали, что соотношение между годовым оборотом и балансовой стоимостью активов равно 1,5 для МСП.


2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом


В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:

Администрация малого бизнеса (АМБ);

специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:

-обеспечивает финансовую поддержку;

- содействует в получении заказов;

- оказывает различного рода бесплатные консультации.

Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.

Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.

Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.

В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.

Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.

Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.

Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.

В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.

В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.

Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.

В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.

Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу1.


Заключение


Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Ясно, что МП – дело государственное.

А раз так, то и заниматься им должны не только и не столько отработавшие, а кое-где и скомпрометировавшие себя институты поддержки. Следует уже сейчас поднять роль советов по предпринимательству при главах субъектов РФ, тогда они вполне смогут стать, во-первых, формой постоянного диалога малого бизнеса и власти на местах и, во-вторых, элементом вертикали.



Список использованной литературы


1.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.

2.     Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). С. 60-65.



1 Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.


2 Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. – Челябинск. - 1998. С. 49-51.


1 Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). С. 60-65.