Содержание
Введение________________________________________________________________ 3
1. Международная унификация в сфере лизинга_____________________________ 5
2. Международные лизинговые сделки в России_____________________________ 13
Заключение____________________________________________________________ 17
Список использованной литературы и источников_________________________ 18
Введение
Переход к рыночной экономике в России поставил промышленные предприятия перед рядом проблем, главными из которых являются: необходимость адаптации к необычным для них условиям возрастающей конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую продукцию и проблема неплатежей, сложности с поставщиками сырья, материалов, ограниченность финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости должны обладать рядом особых качеств: хорошей технологической оснащённостью, большей гибкостью, способностью быстро переналаживать производство.
Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией.
Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической и экологической безопасности.
Для такой перестройки промышленности России необходимо использование различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции.
Таким образом, лизинг является формой международного экономического и инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.
Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные предпринимателем.
В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. В странах со стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно через лизинг.
Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновлять основные фонды, он дает возможность предпринимателю начать дело, имея 1/3 средств (или даже меньше) для приобретения необходимого оборудования.
Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование (имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга.
На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.
В настоящее время лизинг является, пожалуй, наиболее перспективной формой привлечения инвестиций в экономику России.
Именно поэтому лизинг интересен как предмет рассмотрения и изучения.
Использование механизма международного лизинга способствует стабильности инвестиционного процесса, повышению эффективности и защищенности инвестируемых средств, а также делает отечественное производство привлекательным для иностранного инвестора.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение, активизация и внедрение лизингового бизнеса в предпринимательской практике международных лизинговых процессов становится сегодня актуальным и интересным для российских участников лизинговых отношений.
1. Международная унификация в сфере лизинга
Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция). РФ присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998г.[1]
Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключенных в связи с операциями по финансовому лизингу, сторонами которых являются организации из разных стран.
Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по принципиальным вопросам совпадают с Конвенцией, т.е. принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического оборота РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.
При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать заявление о замене п. «3» ст.3, касающейся ответственности арендодателя, положениями своего законодательства, чем и воспользовалась РФ, где указанная ответственность регулируется ст.ст.401 и 406 ГК РФ. В частности, в соответствии с Конвенцией арендодатель ответственен за нарушение данной им арендатору гарантии «спокойного владения» предметом лизинга (т.е. исключение претензий имущественного характера со стороны третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) либо грубой неосторожности. ГК РФ более строго решает этот вопрос, предусматривая ответственность за нарушение не только в случае грубой, но и простой небрежности. Разница между этими понятиями может повлиять на решение суда или международного арбитража при рассмотрении споров арендодателей и арендаторов.
Однако другой основополагающий законодательный акт, регулирующий отношения в сфере лизинга, а именно Закон РФ «О лизинге», в ряде случаев противоречит Оттавской конвенции.
Закон РФ «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его регулирование. Основным признаком международного лизинга по данному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Порядок регулирования международного лизинга определяется следующим образом. Если лизингодателем является резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге» и иным законодательством РФ. Если же лизингодателем является не резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз в области внешнеэкономической деятельности (п.1 ст.7).
Между тем РФ, как уже отмечалось является участником Оттавской конвенции. Сфера действия Конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому, в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на территории государств – участников Конвенции либо когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств – участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами РФ).
Не следует забывать также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (к таковым бесспорно относится Оттавская конвенция о международном лизинге) в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, или те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 ГК РФ).
В связи с этим положения Закона РФ “О лизинге” о международном финансовом лизинге, не соответствующие Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. В качестве примера рассмотрим следующие положения.
В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ “О лизинге” при осуществлении международного финансового лизинга договор лизинга должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы РФ, за исключением случая его транспортировки по территории РФ в течение срока, превышающего шесть месяцев. В то же время Оттавская конвенция (ст.1) предусматривает, что оборудование приобретается лизингодателем у поставщика в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем, и не требует для признания сделки финансового лизинга заключенной наличия в ней каких-либо ссылок на предварительно заключенный договор купли-продажи (поставки).
Не подлежит применению также положение, предусмотренное п.3 ст.34 Закона РФ “О лизинге” согласно которому стороны по договору международного финансового лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета лизинга в эксплуатацию. Оттавская конвенция не содержит каких-либо ограничений прав сторон по определению сроков внесения лизинговых платежей и их отсрочке и не предоставляет возможности государствам – участникам Конвенции устанавливать такого рода ограничения во внутреннем законодательстве. А в соответствии с п.2 ст.7 ГК РФ международные договоры РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Нецелесообразно и включение в текст Закона РФ “О лизинге”и положения о применимом праве при разрешении споров между участниками международных лизинговых сделок. Указанное положение дублирует коллизионные нормы Оттавской конвенции (п.3 ст.7), которые и подлежат применению в спорных ситуациях.
Оттавская конвенция представляет большой интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных норм, позволяющих определить применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она содержит четкие положения касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция – плод согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.
Под сделкой финансового лизинга в Конвенции понимается такая сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), по которому лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных лизингополучателем, поскольку это касается его интересов, и заключает соглашение (лизинговое соглашение) с лизингополучателем, по которому представляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату (ст.1).
В тексте Конвенции отмечены и характерные черты всякой сделки финансового лизинга. К их числу относятся следующие признаки:
1) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение лизингодателя;
2) оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
3) арендные платежи, подлежащие оплате по лизинговому соглашению, рассчитываются так, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования.
Кроме того, в Конвенции специально подчеркивается, что она подлежит применению независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право купить арендованное оборудование. Следовательно, выкуп имущества арендатором не относится к обязательным признакам финансового лизинга.
Согласно Конвенции из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.
Сфера применения Конвенции о международном финансовом лизинге определена традиционным способом. Прежде всего, необходимо отметить, что Конвенция применяется в том случае, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах (п.1 ст.3), что позволяет считать финансовый лизинг международным с точки зрения Конвенции. Соответственно, если стороны договора лизинга – лизингодатель и лизингополучатель – расположены и имеют коммерческие предприятия в одном государстве, такой договор не признается международным и не подпадает под действие Конвенции.
Для применения Конвенции также необходимо, чтобы сделка финансового лизинга была связана с государствами – членами Конвенции. Такая связь может быть обнаружена в двух случаях:
а) государства, в котором имеют коммерческие предприятия лизингодатель, лизингополучатель, а также поставщик оборудования, являются договаривающимися сторонами (то есть членами Конвенции);
б) в силу норм международного частного права как соглашение о поставке оборудования, так и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства, являющегося членом Конвенции.
Однако даже при наличии одного из названных условий применение Конвенции может быть исключено. Для этого требуется, чтобы каждая из сторон как лизингового соглашения, так и соглашения о поставке оборудования была согласна на такое исключение.
Примечательной чертой Конвенции о международном финансовом лизинге является то, что она обеспечивает путем установления унифицированных правил позитивное регулирование прав и обязанностей сторон по договору международного финансового лизинга.
Прежде всего Конвенция проявляет заботу о вещных правах лизингодателя в отношении переданного в аренду оборудования на случай банкротства лизингополучателя. На это оборудование не может быть наложен арест, оно не включается в конкурсную массу (ст.7).
Учитывая, что лизингополучатель сам выбирает поставщика оборудования и только по его воле выбор оборудования и его поставщика может быть возложен на лизингодателя, Конвенция освобождает лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении сохранности оборудования в связи с ущербом, причиненным лизингополучателю в результате его доверия к квалификации и решению лизингодателя в выборе поставщика или оборудования. Данная норма является диспозитивной, она может быть изменена соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за причинение оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем, вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п.1 ст.8).
В то же время Конвенцией предусмотрена обязанность лизингодателя гарантировать, что спокойное владение лизингополучателя предметом сделки не будет нарушено третьими лицами, имеющими преимущественные права на объект лизинга (п.2 ст.8). Следовательно, если имущество будет отобрано у лизингополучателя по требованию третьего лица, лизингополучатель сможет потребовать возмещения ущерба за счет лизингодателя.
Обязанности лизингополучателя согласно Конвенции (ст.9) состоят в надлежащем использовании оборудования и содержании его в том состоянии, в котором оно было получено. Все вопросы, связанные с износом и модификацией оборудования, должны согласовываться сторонами. По окончании срока действия лизингового соглашения лизингополучатель обязан возвратить оборудование лизингодателю. Исключение составляют случаи, когда лизингополучатель реализует предусмотренное договором право на выкуп этого оборудования либо сможет договориться с лизингодателем о продлении его аренды.
Что касается отношений, вытекающих из соглашения о поставке оборудования, то Конвенция по сути ставит лизингополучателя в положение покупателя, наделяя его всеми правами последнего, в том числе и правом отложить или отменить поставку оборудования без согласия лизингодателя. Напротив, стороны соглашения о поставке (поставщик и лизингодатель) не вправе изменять срок поставки оборудования, который был предварительно одобрен лизингополучателем, без согласия последнего (ст.11).
В случае нарушения срока поставки оборудования или иного неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения о поставке лизингополучатель наделяется определенными правами требования в отношении как лизингодателя, так и поставщика. В частности, по отношению к лизингодателю лизингополучатель имеет право отказаться от принятия оборудования и расторгнуть лизинговые соглашения. Если же лизингополучатель не расторгает лизинговое соглашение, он может воспользоваться правом отказаться от выплаты арендной платы по лизинговому соглашению до тех пор, пока лизингодатель не возместит ущерб за недопоставку оборудования в соответствии с соглашением о поставке. В случае, когда лизингополучатель отказывается от лизингового соглашения, он вправе требовать от лизингодателя возмещения арендной платы и других сумм, выплаченных авансом (ст.12).
Конвенцией (ст.13) предусмотрены также последствия на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны лизингополучателя. Речь идет в основном об обязанности последнего своевременно вносить арендную плату. При невыполнении лизингополучателем данной обязанности лизингодатель вправе требовать взыскания с него задолженности по арендной плате вместе с соответствующими процентами, а также возмещения причиненного ущерба.
Если же невыполнение лизингополучателем своих обязательств носит существенный характер, лизингодатель может реализовать одно из своих дополнительных прав:
● потребовать предварительной оплаты суммы будущих арендных платежей (такое право должно быть предусмотрено лизинговым соглашением) либо заявить о прекращении лизингового соглашения, то есть о расторжении договора. В случае, если лизингодатель расторгает договор, лизингополучатель должен возвратить ему сданное внаем имущество и, кроме того, возместить ущерб в сумме, которую лизингодатель получил бы, если бы лизингополучатель выполнил лизинговое соглашение в соответствии с его условиями
Отдельным образом регулируется в Конвенции вопрос о правомочиях лизингодателя и лизингополучателя на уступку ими своих прав, вытекающих из лизингового соглашения. На этот счет имеется два противоположных правила. Лизингодатель вправе передать или
иначе распорядиться всеми или любым из своих прав как в отношении оборудования, так и по лизинговому соглашению. Однако передача прав не освобождает лизингодателя от каких-либо его обязанностей по лизинговому соглашению.
Что касается лизингополучателя, то он, напротив, не может передать право на использование оборудования или иные права по лизинговому соглашению без согласия лизингодателя и без учета прав третьих лиц (ст.14 ).
Развитие лизингового законодательства осуществляется и в рамках СНГ.
Для обеспечения правовой основы лизинговой деятельности Межгосударственным экономическим комитетом (МЭК) подготовлен проект Конвенции о межгосударственном лизинге в СНГ. Он основывается на национальных законодательствах стран Содружества, Конвенции о защите прав инвесторов, Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и других общепризнанных международных нормах и правилах. Проект прошел рассмотрение на коллегии МЭК, согласован полномочными экспертами стран Содружества и был подготовлен для утверждения на президиуме МЭК и далее главами правительств стран СНГ.
Кроме того национальные лизинговые ассоциации Белорусии-Беллизинг, России-Рослизинг, Украины-Укрлизинг совместно с МЭК и Министерством экономического развития и торговли РФ ведут подготовку учредительных документов и необходимых организационных условий для создания лизинговой конфедерации СНГ, которая будет являться открытой некоммерческой организацией, мобилизующей средства на содействие развитию межгосударственного лизинга в СНГ.
Международный институт по унификации частного права – УНИДРУА- один из старейших правительственных международных организаций, который разработал и принял Конвенцию о международном финансовом лизинге. УНИДРУА за время своей деятельности подготовила несколько проектов международных Конвенций. В частности, усилиями этой организации подготовлены проекты Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (1980 г.), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Конвенции о возврате украденных или незаконно экспортированных объектов культуры (1995 г.).
2. Международные лизинговые сделки в России
Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком – “Лизингбизнес”, Межрегиональным банком – “Меликон”, Промстройбанком (Санкт-Петербург) – “Балтлиз” и др. В 1994г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (“Рослизинг”), объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний.
Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом:
· компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием иностранных учредителей (Интеррослизинг, Промрадтехлизинг, РГ – лизинг и др.);
· специализированные отраслевые лизинговые компании, ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках региональных программ (Центр – агролизинг при АО “Агроснаб”, Московская лизинговая компания и др.);
· лизинговые компании крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл – лизинг и др.).
Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.
Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30-40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, Евролизинг, РГ – лизинг и др.) и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.
При этом в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингополучателей, как правило, выступают российские юридические лица.
Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией, предназначалось для российского лизингополучателя.
Вместе с тем иностранные и российские лизинговые компании сталкиваются при осуществлении сделок с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга.
Согласно действующим нормативным актам лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, а в бухгалтерском учете лизингополучателя отражается только на забалансовом счете. Это предполагает, что лизингополучатель не имеет права на возмещение НДС, начисленного на используемое им по лизингу имущество, поскольку оно не является предметом его бухгалтерского учета и отчетности.
Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной покупки.
Начисление НДС и на стоимость лизингового имущества (оборудования), и на полный объем лизинговых платежей сдерживает заключение международных лизинговых сделок. Для изменения ситуации необходимо внесение поправок в российское налоговое законодательство. Например, НДС мог бы начисляться лишь на определенную часть стоимости импортного лизингового имущества или только на сумму вознаграждения иностранного лизингодателя.
Кроме того, товары, ввозимые в рамках лизинговых соглашений, могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза) товаров. В этом случае данные товары могут быть полностью или частично освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ.
В иных случаях может применяться частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
При реализации международного лизинга до недавнего времени проблемой являлась и необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии ЦБ РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному лизингодателю.
Необходимость получения лицензии Банка России на право осуществления операций, связанных с движением капитала, во многом усложняла процедуру заключения лизингового контракта с компанией-нерезидентом, особенно с лизингополучателями из регионов.
В соответствии с п.8 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. При этом текущие валютные операции осуществляются резидентом без ограничений, в то время как валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии ЦБ РФ (письмо ЦБ РФ от 06.10.95г. №12-524).
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (п.“г” ч.10 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Применительно к международному лизингу это означает, что если срок, в течение которого лизингополучатель уплачивает нерезиденту плату за предоставленное в лизинг имущество, превышает 90 дней от даты его предоставления, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В этом случае лизингополучатель-резидент должен получить лицензию Центрального банка РФ. Если же платежи осуществляются в течение 90 дней от даты предоставления имущества в лизинг, то переводы валюты рассматриваются как текущие операции, и лицензия не требуется.
Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты лизинговых платежей, как правило, превышает 90 дней, что автоматически требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение валютных операций. Исходя из вышеизложенного, ЦБ РФ приказом от 24.04.96г. №02-94 “Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения ЦБ РФ, т.е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии ЦБ РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый характер таких сделок и расчетов по ним требуют четкого и адекватного режима валютного регулирования.
Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний.
Заключение
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.
В настоящее время в России существует несколько подходов к развитию международных лизинговых услуг.
· все коммерческие и политические риски лизингодателя (зарубежной лизинговой компании) перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются условия для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом) и российским потребителем (лизингополучателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.
· наряду с поощрением конкуренции в финансовой сфере такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.
Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким таможенным и налоговым законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
2. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96), часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97).
3. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94).
4. Федеральный закон «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 08.02.98.
5. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. - М., 1998.
6. Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., 1999.
7. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М., 1997.
8. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М., 1996.
9. Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса. Лизинг-ревю. - М., 1996.
10. Гладких Р. А. Лизинг как форма инвестиционной деятельности //Бизнес и банки, - М, №30, 1998.
11. Голощапов В. Развитие лизинга в России: реальность и перспективы // Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.
12. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М, Фонд «Правовая культура», 1997.
13. Горемыкин В. А. Лизинг. - М, 1997.
14. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., 1997.
15. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., 1997.
16. Козлов Д. Лизинг: новые горизонты предпринимательства // Экономика и жизнь, №29, июнь, 1997.
17. Лукасевич И. Я. Анализ финансовых операций. - М., 1998.
18. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г.
19. Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов //Финансист- М, №9, 1998.
20. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности. - Финансовая аренда. Лизинг, - М, Приор, 1996.
21. Прилуцкий Л. Российский лизинговый бизнес подводит итоги и намечает задачи //Финансовые известия- М, №32, 1998.
22. Сусанян К.Г. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами - М., 1992.
23. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. - М., 1993.
24. Чиненков А. Е. Финансовая аренда (лизинг) и ее правовое регулирование //Бухгалтерия и банки, - М, №3, 1997.
[1] Закон РФ от 08.02.98г №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».