Содержание


Введение__________________________________________________________________ 3

1. Общие вопросы правового регулирования внешнеэкономической деятельности__ 4

2. Понятие внешнеэкономической сделки_____________________________________ 9

3. О порядке подписания внешнеторговых сделок_____________________________ 11

4. Форма внешнеэкономических сделок______________________________________ 15

5. Документальное оформление внешнеэкономической сделки__________________ 18

Заключение______________________________________________________________ 20

Список использованной литературы________________________________________ 21

Введение

Во введении хотелось бы отметить, что правовое регулирование сделок с иностранным элементом занимает в международном частном праве особое место.

В настоящее время в связи со значительным развитием иных (кроме купли-продажи) направлений международного сотрудничества актуальным становится более детальное регулирование вопросов, связанных с совершением сделок, на основе которых устанавливаются конкретные отношения с иностранными партнерами в соответствующих отраслях. Это касается, в частности, установления требований к форме сделок, участия представителей сторон в их заключении, оформления их полномочий (требования к доверенности) и ряда других вопросов.

В области внешнеэкономического сотрудничества действует значительное число международных соглашений (договоров), принятых различными международными организациями. К ним относятся, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (Венская конвенция), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988г., Женевские вексельные конвенции 1930 г., Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г., Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.

Российская Федерация является участницей многих из них.

Положения международных договоров могут применяться к внешнеэкономическим сделкам и по соглашению сторон контракта.

Наличие международных договоров не исключает в определенных рамках применения также национального законодательства одного из партнеров по сделке либо права третьей страны. Именно поэтому для внешнеэкономических сделок первоочередным является вопрос определения подлежащего применению права, соотношения норм международных актов и национального законодательства. Действующие нормы международного права и национального законодательства предусматривают определенные требования к организациям и лицам, которые могут быть признаны участниками внешнеэкономических сделок, форме и отдельным условиям таких сделок и ряду других вопросов.

В контрольной работе определяется понятие внешнеэкономических сделок, рассмотрен правовой режим внешнеэкономических сделок, уделено внимание вопросам нормативного регулирования внешнеэкономических сделок, а также рассматривается выбор применимого права на примере товарообменных сделок.

1. Общие вопросы правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя внешнеторговую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, а также некоторые другие виды деятельности.

Внешнеторговая деятельность определяется в российском законодательстве как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.[1]

Субъектами внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные ее участники. К российским участникам внешнеторговой деятельности относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Иностранными участниками внешнеторговой деятельности признаются: юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица — иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, где эти лица имеют постоянное место жительства.

Коллизионные привязки, применяемые для определения личного закона иностранных участников внешнеэкономической деятельности (право иностранного государства, в котором учреждены юридическое лицо или организация в иной правовой форме; право иностранного государства, гражданином которого является иностранец; право иностранного государства, в котором постоянно проживает лицо без гражданства) соответствуют правилам ст. 160 и 161 Основ гражданского законодательства.

Иностранные участники внешнеторговой деятельности осуществляют ее в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Иностранные юридические лица могут открывать на территории России представительства для ведения внешнеторговой деятельности при условии осуществления ее от имени только этих иностранных юридических лиц.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования могут участвовать в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности. Осуществление ими такой деятельности допускается только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Отказ от монополии внешней торговли не исключает государственного воздействия на осуществление внешнеторговой деятельности. Однако такое воздействие, с использованием прежде всего экономических методов, может иметь место лишь в рамках закона и на его основе. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти не допускаются.[2]

Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"[3] определены соответствующие меры, порядок их введения и применения. Порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов сотрудничества, их права в этой области установлены Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".[4]

В Федеральной программе развития экспорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123, особое внимание уделяется целенаправленным усилиям государства по совершенствованию нормативной базы, организационному и иному обеспечению экспортной деятельности:

"С уменьшением вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере внешней торговли, существенно возрастает рост косвенных (неадминистративных) форм его участия в реализации общенациональных целей и задач в этой области".[5]

В целях расширения экономического сотрудничества, интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи Российская Федерация участвует в двусторонних и многосторонних соглашениях, регулирующих различные стороны торгово-экономических связей, включая Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, Соглашение об Организации Черноморского экономического сотрудничества. Расширяется договорная база многостороннего и двустороннего экономического сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ: заключены Договор о создании Экономического союза и Соглашение о создании Межгосударственного эконрмического Комитета этого Союза, Соглашение о создании Платежного союза государств — участников СНГ, Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.[6]

В апреле 1996 г. Российская Федерация и Республика Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества.[7] Федеральным законом от 10 июня 1997 г. были ратифицированы и 11 июня 1997 г. вступили в силу Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза. Сообщество России и Белоруссии было, таким образом, преобразовано в Союз, при этом Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии и ранее принятые органами этого Сообщества нормативные правовые акты продолжают действовать в части, не противоречащей Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., неотъемлемой частью которого является Устав Союза.

В правовой сфере задачами Союза являются: развитие нормативной правовой базы в целях обеспечения дальнейшей интеграции государств — участников Союза; унификация и согласованное развитие законодательства этих государств; сотрудничество в области кодификации и систематизации нормативных правовых актов; взаимная юридическая помощь, сотрудничество в создании и развитии информационных баз данных в различных областях права. К полномочиям Союза отнесены принятие правовых актов и создание правовой системы Союза, согласование действий в развитии законодательства государств — участников Союза.

Договором между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях определена сфера экономического сотрудничества Сторон, которая охватывает согласование основных направлений, этапов и сроков проводимых экономических реформ, создание необходимых условий функционирования общего рынка, обеспечение равноблагоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов этих государств. В Договоре предусматриваются обеспечение равного права на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством, а также создание единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики. Гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории других государств — участников Договора, предоставляется правовой статус, установленный их национальным законодательством, двусторонними и многосторонними договорами.

Для достижений целей Договора учреждены совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный Совет (высший орган управления интеграцией), Интеграционный комитет (постоянно действующий исполнительный орган) и Межпарламентский комитет.

Межпарламентский комитет, являющийся органом межпарламентского сотрудничества, в целях сближения и гармонизации законодательства Сторон, наделен в пределах своих полномочий правом принимать модельные акты, на основе которых разрабатываются акты национальных законодательств. Рекомендательные акты Межпарламентского Комитета предлагаются к рассмотрению в парламентах Сторон в порядке, установленном их национальным законодательством.

Продолжаются переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, "деятельность которой будет строиться на комплексе новых или обновленных многосторонних соглашений, призванных упорядочить международную торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуального труда в условиях прогрессирующей либерализации". Вступление России во Всемирную торговую организацию будет способствовать устранению торговой дискриминации, применению общепринятой правовой базы для защиты интересов российских экспортеров за рубежом.

Правительством РФ образована Межведомственная комиссия по вопросам Всемирной торговой организации. Основными задачами Комиссии являются разработка мероприятий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по участию Российской Федерации в работе Всемирной торговой организации, подготовка предложений о внесении необходимых изменений и уточнений в механизм внешнеэкономических связей Российской Федерации и ее законодательство с целью обеспечения их соответствия принципам и правилам этой организации, принятие соответствующих мер по обеспечению национальных интересов России.



2. Понятие внешнеэкономической сделки

Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок исследовались в отечественной литературе главным образом применительно к внешнеторговым сделкам. Под внешнеторговыми сделками в доктрине традиционно понимались сделки, в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу товаров из-за границы или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Эта позиция разделялась и в учебнике "Международное частное право", изданном в 1984 г. В главе 11 учебника, посвященной внешнеторговым сделкам, выделены два общих признака, характерных для такой сделки: "Во-первых, одна из ее сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем (иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо). Во-вторых, предмет такой сделки — внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т. п.)".

В ст. 166 Основ гражданского законодательства помимо внешнеторговой купли-продажи товаров, являющейся наиболее распространенной внешнеторговой сделкой, названы другие, виды таких сделок: договор имущественного найма, лицензионный договор, договоры хранения, комиссии, поручения, перевозки, транспортной экспедиции, страхования, дарения, поручительства, залога, кредитный договор и некоторые другие. Это перечисление не является исчерпывающим.

В последние годы стала очевидной необходимость некоторых уточнений в предложенном доктриной определении. Не может не учитываться, в частности, определение внешнеторговой деятельности как предпринимательской (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Присоединение СССР к Конвенции ООН о •договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. обусловило интерес к выработке определения внешнеторговой сделки, увязанного с конвенционным определением международной купли-продажи товаров.

Л. А. Лунц отмечал,[8] что в условиях, когда виды внешнеэкономических сделок "множатся, разнообразятся, изменяются" общее понятие внешнеторговой сделки "не может быть стабильным" и что "...необходимо найти такое определение сферы сделок (и отношений) по внешней торговле, которое охватывало бы и случаи применения к ним норм иностранного права, а также унифицированных (путем международных соглашений или посредством международных обычаев, или посредством получивших распространение в международном обороте "типовых контрактов") материальных норм".

Удачная, по нашему мнению, попытка выработать такое определение предпринята И. С. Зыкиным, предложившим относить к внешнеэкономическим "совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах".[9] Это определение носит общий характер и, очевидно, не исключает возможности последующих уточнений. Автор его отмечает определенную ущербность с терминологической точки зрения (в контексте российского законодательства) обозначения "коммерческое предприятие". До введения в действие первой части Гражданского кодекса РФ и признания утратившим силу Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" понятие "предприятие" употреблялось в значении субъекта права. В Гражданском кодексе РФ это значение сохранено в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий. Положения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., официальный перевод которой на русский язык обращается к упомянутому термину, позволяют понимать его как постоянное место осуществления деловых операций (place of business). Приемлемым эквивалентом этого термина в российском законодательстве является, очевидно, термин "основное место деятельности", известный ст. 166 Основ гражданского законодательства.

Здесь важно отметить, что формулируемое в Конвенции определение международного договора купли-продажи построено на системе критериев, из которых ведущим является критерий нахождения коммерческих предприятий (в указанном смысле) сторон в разных государствах.

Доктрина исследовала и другие признаки, которые могли бы быть использованы для характеристики внешнеторговой сделки (пересечение товарами границы страны экспортера или импортера, валюта платежа и др.), но в конечном итоге не признала их имеющими решающее значение.

3. О порядке подписания внешнеторговых сделок

Осуществление в СССР принципа монополии внешней торговли нашло выражение, в частности, в предоставлении права выхода на внешний рынок узкому кругу специализированных (преимущественно государственных) внешнеторговых организаций и в установлении особого порядка подписания внешнеторговых сделок, позволявшего обеспечивать жесткий контроль в данной области.

Решения о специальном порядке подписания внешнеторговых сделок принимались Правительством СССР неоднократно. Последним таким нормативным актом явилось постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1978 г. № 122 "О порядке подписания внешнеторговых сделок".[10] На практике оно обычно именовалось постановлением "о двух подписях".

Действительно, указанное решение устанавливало, что внешнеторговые сделки, заключаемые советскими организациями правомочными совершать внешнеторговые операции, подлежали подписанию двумя лицами. Право подписи таких сделок имели руководитель и заместитель руководителя организации, руководители входящих в ее состав фирм, а также лица, уполномоченные доверенностями, подписанными руководителем организации единолично, если уставом (положением) организации не предусматривалось иное. Векселя и другие денежные обязательства, выдаваемые советскими организациями, правомочными совершать внешнеторговые операции, должны были подписываться также двумя лицами — руководителем или заместителем руководителя организации и главным (старшим) бухгалтером организации или лицом, уполномоченным доверенностью, подписанной руководителем и главным (старшим) бухгалтером организации. Векселя и денежные обязательства могли быть подписаны также двумя лицами, уполномоченными доверенностями, подписанными руководителем и главным (старшим) бухгалтером организации.

Имена и фамилии лиц, имевших по должности право подписи внешнеторговых сделок, а также векселей и других денежных обязательств, подлежали опубликованию в печатном органе Министерства внешней торговли или в печатном органе министерства, государственного комитета или ведомства, в системе которого находилась соответствующая организация.

Постановление о "двух подписях" должно было соблюдаться советскими организациями, совершавшими внешнеторговые сделки, независимо от места их совершения (в СССР или за границей). Это вытекало из односторонней коллизионной нормы, включенной в Основы гражданского законодательства 1961 г. (ст. 125) и гражданские кодексы союзных республик. Статья 565 ГК РСФСР устанавливала: "Форма внешнеторговых сделок, совершаемых советскими организациями, и порядок их подписания, независимо от места совершения этих сделок, определяются законодательством Союза ССР". Соответственно несоблюдение формы внешнеторговых сделок и порядка их подписания влекли за собой недействительность сделки (ст. 45 ГК РСФСР).

Необходимо отметить, что Внешнеторговая арбитражная комиссия (Арбитражный суд) при Торгово-промышленной палате СССР, следуя правилам постановления Совета Министров СССР от 14 февраля 1978 г. № 122, признавала недействительными внешнеторговые сделки, совершенные советскими организациями с нарушением его требований. "При обнаружении отступлений от предписанных требований соглашения неизменно признавались недействительными".[11]

Основы гражданского законодательства 1991 г. отразили новый подход к этой проблеме. В ст. 165 Основ, подчинившей форму внешнеэкономических сделок, совершаемых советскими юридическими лицами и гражданами, законодательству Союза ССР независимо от места совершения сделок, о порядке их подписания уже не упоминалось. Не говорилось о порядке подписания внешнеэкономических сделок и в ст. 30 Основ ("Несоблюдение формы внешнеэкономических сделок влечет за собой недействительность сделки"). Это дало основания считать, что с введением Основ 1991 г. в действие должны были утратить силу как ст. 565 ГК РСФСР (в части порядка подписания внешнеторговых сделок), так и сам порядок, регламентированный указанным постановлением Совета Министров СССР.

В Российской Федерации так оно, собственно говоря, и произошло, но позднее, после прекращения существования Союза ССР — с 3 августа 1992 г., когда на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" стали применяться Основы гражданского законодательства 1991 г.

Вопрос о юридической силе постановления "о двух подписях" обсуждался на заседании Научно-консультативного совета Исследовательского центра частного права. Отмечалось, что с изменениями в экономической жизни страны, в организационно-правовых формах ведения внешней торговли, расширением самостоятельности российских юридических лиц и предоставлением права осуществления внешнеэкономической деятельности также физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве предпринимателей, отпали условия для сохранения действия этого постановления. Обращалось внимание и на то, что порядок подписания сделок, включая внешнеэкономические, может определяться учредительными документами юридических лиц.

Высказывались сомнения: не имел ли в виду законодатель, приводя в ст. 165 Основ 1991 г. термин "форма внешнеэкономических сделок", под "формой" и порядок подписания сделок? В связи с этим М. И. Брагинский, касаясь п. 2 ст. 30 Основ 1991 г., писал: "Редакция соответствующей нормы вызывала иногда сомнения по поводу порядка заключения сделок, поскольку под "формой" можно было понимать и "порядок". Но теперь ГК (п. 3 ст. 162) снял какие бы то ни было сомнения на этот счет, указав, что для внешнеэкономических сделок сохраняется только одно требование "простой письменной формы...". Немаловажно и то, что с января 1995 г. признан утратившим силу раздел I "Общие положения" ГК РСФСР 1964 г., включая ст. 45, предусматривавшую недействительность внешнеторговой сделки вследствие несоблюдения ее формы или порядка подписания.

М. Г. Розенберг, подчеркивая, что "...с 03, 08. 92 в России к подписанию внешнеэкономических сделок юридическими лицами российского права предъявляются те же требования, что и к подписанию иных сделок: они определяются учредительными документами соответствующего юридического лица"[12], отвечает на вопрос, будут ли правила о порядке подписания внешнеэкономических сделок и последствиях их нарушения применяться Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ в будущем к сделкам, заключенным до 3 августа 1992 г., как это имело место до введения в действие Гражданского кодекса РФ. Необходимость изменения такого подхода, по мнению М. Г. Ро-зенберга, вытекает, во-первых, из того, что в силу Вводного закона к первой части ГК РФ (ст. 9) нормы Кодекса об основаниях и последствиях недействительности сделок (независимо от времени их совершения) применяются по всем сделкам, требования о признании недействительности и последствиях недействительности которых рассматриваются судом после 1 января 1995 г. "Поскольку в ГК РФ 1994 г, в качестве основания для признания сделки ничтожной не предусмотрено нарушение порядка подписания внешнеэкономических сделок и соответственно не установлено последствий такого нарушения, исключается возможность применения положений ст. 45 ГК РСФСР даже в случае, когда сделка была заключена до 03. 08. 92".[13] Во-вторых, ст. 174 ГК РФ ("Последствия ограничения полномочий на совершение сделки") ограничивает возможность оспаривания такой сделки по мотиву превышения полномочий лицом, единолично ее подписавшим.[14]



4. Форма внешнеэкономических сделок

Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами и гражданами, определяется независимо от места совершения этих сделок законодательством Российской Федерации. Это положение вытекает из абзаца второго п. 1 ст. 165 Основ гражданского законодательства.

Внешнеэкономические сделки совершаются российскими юридическими лицами и гражданами в простой письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность внешнеэкономической сделки в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 162 Гражданского кодекса РФ). Такая сделка считается ничтожной.

Практике Внешнеторговой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР известны случаи признания не имеющими юридической силы устных соглашений о внесении изменений или дополнений в ранее заключенные внешнеторговые контракты.

Наряду с коллизионной нормой о форме внешнеэкономических сделок, совершаемых отечественными юридическими лицами и гражданами, ст. 165 Основ гражданского законодательства содержит коллизионные правила о форме сделок, относящиеся к иным осложненным иностранным элементом сделкам, не подпадающим под действие указанной нормы. Одно из таких правил, имеющее общий характер (абзац первый п. 1 ст. 165 Основ), гласит; "Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования советского права".

Представляет интерес структура этой коллизионной нормы. Она отличается кумуляцией коллизионных привязок (форма сделки подчиняется праву места ее совершения, но достаточно соблюдения требования отечественного права к форме сделки).

Другое правило распространяется на сделки по поводу строений и иного недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации. Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 165 Основ форма сделок "по поводу строений и другого недвижимого имущества, находящегося в СССР, подчиняется советскому праву".

Нормам абзацев первого и третьего п. 1 ст. 165 Основ соответствуют правила о форме договора о залоге в ст. 10 Закона РФ "О залоге"[15]; форма договора о залоге определяется по законодательству места его заключения. Договор о залоге, заключенный за пределами Российской Федерации, не может быть признан недействительным вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования, установленные законодательством Российской Федерации. Форма договора о залоге зданий, сооружений, предприятий, земельных участков и других объектов, находящихся на территории Российской Федерации, а также подвижного состава железных дорог, гражданских воздушных, морских и речных судов, космических объектов, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от места заключения такого договора, определяется законодательством Российской Федерации.

Форма и срок действия доверенности на совершение сделки, осложненной иностранным элементом, определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям российского права (см. п. 3 ст. 165 Основ гражданского законодательства).

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. (ст. 11) не требует, чтобы такой договор заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Наличие договора может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. Эти положения Конвенции следуют распространенной международной практике не связывать стороны требованиями к форме договора. "Договор может заключаться и подтверждаться как в письменной и устной форме, так и путем совершения действий, свидетельствующих о намерении сторон его заключить (конклюдентных действий)". Правила ст. 11 Конвенции, как и другие ее положения, носят диспозитивный характер, за исключением положений ст. 12 Конвенции, отступать от которых или изменять действие которых стороны не могут.

Изложенное в ст. 12 Конвенции, единственное императивное предписание относится к форме заключения и подтверждения договора (ст. 11), его изменения и прекращения (ст. 29), к форме оферты, акцепта или иного выражения намерения сторон (часть II Конвенции). Оно состоит в том, что любое положение ст. 11, ст. 29 или части II Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или иное выражение намерения совершались не в письменной, а в любой форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в Договаривающемся государстве, сделавшем заявление на основании ст. 96 Конвенции. Соответственно в ст. 96 Конвенции предусмотрено, что Договаривающееся государство, законодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заключались или подтверждались в письменной форме, может в любое время сделать указанное в ст. 12 заявление. Значение "правил о заявлении" заключается в том, что они позволяют государствам, предъявляющим специальные требования к форме сделок международного характера, участвовать в Конвенции.

23 мая 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление о присоединении СССР к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, предусмотревшее соответствующее заявление. Заявление действует и в отношении Российской Федерации, которая является стороной в Конвенции как государство — продолжатель СССР.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (п. "г" ст. 11) подчиняет решение вопроса о форме сделки законодательству места ее совершения, а вопроса о форме сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него — законодательству места нахождения такого имущества. Форма и срок действия доверенности определяются в Соглашении (п. "д" ст. 11) законодательством государства, на территории которого выдана доверенность. В п. 3 ст. 165 Основ гражданского законодательства наряду с аналогичной формулой приводится правило, исключающее признание доверенности недействительной вследствие несоблюдения формы, "если последняя удовлетворяет требованиям советского права".

5. Документальное оформление внешнеэкономической сделки

Внешнеэкономическая сделка оформляется контрактом (договором), заключаемым продавцом и покупателем (исполнителем и заказчиком) в письменной форме на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также с учетом национального законодательства участников сделки в области торговли, таможенного и валютного законодательства. Контракт служит юридическим основанием, определяющим права и обязанности сторон.

В контракте определяются предмет сделки (наименование, количество и характеристики товаров, работ, услуг, предоставляемых продавцом покупателю), требования, предъявляемые к поставке, цена, порядок и сроки оплаты.

Одними из важнейших в контракте являются условия поставки. К ним относятся момент перехода права собственности к покупателю, распределение затрат между продавцом и покупателем по транспортировке товара, страхованию и таможенным платежам. В международной практике принято пользоваться едиными унифицированными нормами, содержащими базисные условия поставок.

В контракте определяется стоимость или цена товара, работ, услуг (контрактная стоимость) в виде денежной суммы в определенной валюте (валюта контракта). В стоимость контракта могут включаться (либо предусматриваются в отдельных контрактах):

стоимость имущества;

стоимость технической (эксплуатационной) документации;

стоимость тары (упаковки);

стоимость доставки до определенного пункта;

стоимость экспортной лицензии и выполнения экспортных (импортных) формальностей;

стоимость обучения специалистов покупателя по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту поставляемой машины (оборудования);

стоимость командирования специалистов продавца для гарантийного обслуживания и ремонта машины (оборудования);

другие расходы, в том числе включаемые в накладные расходы.

На счетах (расчетных документах на оплату) каждая позиция указывается отдельно.

Кроме того, в контракте могут предусматриваться:

обеспечение запасными частями поставленных машин (оборудования) в периоде эксплуатации у покупателя;

совершенствование машин (оборудования) и модернизация (в дальнейшем);

другие работы и мероприятия, связанные с поставкой соответствующих товаров.

В контракте оговариваются также порядок оплаты товара (работ, услуг), форма расчетов, сроки и валюта платежа.

Контрактом могут предусматриваться различные варианты оплаты:

полная предоплата (оплата до момента отгрузки товара);

частичная предоплата (часть контрактной стоимости оплачивается до отгрузки товара, а оставшаяся часть — после);

с отсрочкой оплаты товара (коммерческий кредит) — покупатель оплачивает товар (работу, услугу) в заранее обусловленные сроки после поставки товара (сдачи выполненных работ, услуг) — обычно от пяти дней до месяца или более;

с открытием аккредитива покупателя в иностранном банке и последующей отгрузкой поставщиком товара. Затем на основе предъявленных документов по отгрузке товара банк переводит денежные средства с аккредитива на счет поставщика.

Заключение


В заключении хотелось бы сказать о том, что практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле- продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).

Соблюдать при заключении и исполнении внешнеторгового контракта необходимо не только общие предписания отечественного права, применимые к имущественному обороту, но и специальные нормы внутригосударственного законодательства, в частности: валютного, таможенного, банковского, контроля за экспортом и импортом и др. К отношениям, возникшим на основании внешнеторгового контракта купли-продажи, может применяться как российское, так и зарубежное право, поэтому имеющийся у российских предпринимателей опыт заключения и исполнения контрактов на внутреннем рынке далеко не всегда может восполнить отсутствие специальных знаний.


Список использованной литературы

1.      Бардина М. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС // Хозяйство и право. 1997. № 4.

2.      Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994.

3.      Вилкова Н. Исторические аспекты унификации права международных контрактов // Хозяйство и право. 1997. № 6.

4.      Вилкова Н. Г. Применимое право при разрешении споров из внешнеэкономических сделок // Хозяйство и право. 1995. № 11.

5.      Вилкова Н. Региональная унификация коллизионных норм и международные коммерческие контракты // Юридический мир. 1997. № 10.

6.      Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1997.

7.      Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.

8.      Комаров А. С. Правовые вопросы товарообменных сделок. М., 1994.

9.      Практика международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий / Сост. и автор комментария Розенберг М. Г. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

10. Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 3-е изд. М.: Книжный мир, 1998.

11. Светланов А. Коллизионное регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности // Закон. 1998. № 7.

12. Шмиттгофф К. М. Экспорт: право и практика международной торговли. Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1993.




[1] Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923)

[2] Кувшинов В.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Внешняя торговля. 1995. №11. С.6-13.

[3] СЗ РФ. 1998. №16. Ст. 1798.

[4] СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 3610.

[5] СЗ РФ. 1996. №8. Ст. 770.

[6] СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2581; 1997. №17. Ст.1915.

[7] Бюллетень международных договоров. 1996. №7, 12. Договор вступил в силу 29 августа 1996г.

[8] Лунц Л.А. Международное частное право. Особенная часть. М.: Юридическая литература, 1975. С. 130-131

[9] Зыркин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994. С.72.

[10] СП СССР. 1978. №6. Ст.35

[11] Зыркин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994. С.78.

[12] Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 3-е изд. М.: Книжный мир, 1998. С. 43.

[13]Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. С.44.

[14] Там же.

[15] Ведомости РФ. 1992. №23. С.1239