Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сущность и развитие  потребительской кооперации. 5

1.1. Предмет и основные понятия  теории и истории кооперативного движения. 5

1.2. Экономическое и социальное положение потребительской кооперации перед распадом СССР. 14

Глава 2. Развитие потребительской кооперации в Российской Федерации. 24

2.1. Основные хозяйственные проблемы производственных кооперативов. 24

2.2. Факторы, влияющие на рентабельность хозяйственной деятельности потребительской кооперации. 29

Глава 3. Возможная роль кооперативов в развитии экономики. 35

Заключение. 38

Список литературы.. 39

 

Введение

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и   их   союзов  разных  уровней,   созданных  в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительская кооперация как лидер российского кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в сельской местности, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития российского села и на практике выступает социально ориентированной системой.

За свои 170 лет она прошла трудный и сложный путь от первого потребительского общества «Большая артель», созданного в Петровске – Забайкальском ссыльными декабристами, до наших дней.

Важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность. Кооперативная самобытность – это уникальная природа потребительской кооперации, сочетающая общественную и хозяйственную системы, статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы, кооперативная идеология и культура, принципы и ценности кооперации, нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия.

Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

В рыночной среде проблема социальной сущности потребительской кооперации приобретает актуальность, поскольку рынок и социальная справедливость мало совместимы. Возникает необходимость усиления социальной роли потребительской кооперации.

Основными  задачами  потребительской  кооперации  в Российской Федерации являются:

1.       создание   и развитие  организаций  торговли  для  обеспечения членов потребительских обществ товарами;

2.       закупка   у  граждан  и юридических  лиц  сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов,  дикорастущих  плодов,  ягод  и грибов,  лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

3.       производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

4.       оказание  членам  потребительских  обществ  производственных и бытовых услуг;

5.       пропаганда  кооперативных  идей,  основанных  на международных принципах  кооперации,   доведение  их  до  каждого  пайщика  всех потребительских  обществ,  в  том  числе  через  средства массовой информации.

Целью данной работы является рассмотрение эволюции кооперативных принципов в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-                       Дать понятие потребительской кооперации;

-                       Рассмотреть вопрос развития потребительской кооперации в России

-                       Рассмотреть возможную роль кооперации в развитии экономики.

 

Глава 1. Сущность и развитие  потребительской кооперации

1.1. Предмет и основные понятия  теории и истории кооперативного движения

Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их чле­нов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История и история потребительской коопе­рации". Потребительская кооперация изучается под опреде­ленным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потре­бительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.

Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской коопе­рации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потре­бительские общества, самостоятельно управляют ими, совершен­ствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, коопериро­ванные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские об­щества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлин­ными творцами потребительской кооперации.

Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов.           Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией. Действительно, существует не только миро­вая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, ев­ропейская, российская, сибирская, рязанская и т.д. Более того, каж­дый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация - кооперация её участников.

Однако полного сходства, а тем более равенства понятий коо­перации и кооператива нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов. Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих час­тей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласован­ным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству коопера­тивов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект. Данное явле­ние наука называет эффектом субаддитивности (additio — прибавле­ние). Каждое очередное присоединение к кооперации вновь воз­никших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта.

Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками ко­торого являются люди, цементом - их интересы, фундаментом - кооперативы. Что же такое кооператив? Есть десятки определений (дефиниций) понятия кооператива, сформулированных и более века тому назад, и относительно недавно. Анализ их содержания свиде­тельствует, что, во-первых, абстрактное определение, являясь усредненным, лишен целого ряда признаков и оттенков, которым богат реально функционирующий кооператив; во-вторых, при большом своем разнообразии эти определения не только повторяют, но и дополняют друг друга, расширяя наши представления о кооперативах и кооперации.

Наиболее универсальным является определение понятия современного кооператива, которое дано в документах всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Велико­британия) в 1995 г. : кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия.

Первоначально в кооперативном движении люди обычно уча­ствовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политиче­ского руководства. А идейными вдохновителями этого движения "снизу" тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные лич­ности. Со временем кооперативному движению стали содейство­вать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некото­рые политические партии. Заявило о себе как стороннике коопера­ции и стало оказывать на нее свое влияние государство. По сущест­ву с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (пра­вовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государ­ственном уровне.

Успех (или, наоборот, неуспех) кооперативного строительства во многом предопределяется кооперативной политикой. Послед­нее понятие можно трактовать двояко.

С одной стороны, кооперативную политику в той или иной стране проводит государство (парламент, правительство). Коопера­тивная политика в таком ее понимании характеризуется сегодня отказом государства от прежней конфронтации с кооперативным движением и переходом к политике благоприятствования коопера­тивному движению. Осуществляя определенную кооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент сво­ей социальной и экономической политики (например, занятости трудоспособного населения), аграрной политики (регулирования развития фермерских хозяйств). В демократическом обществе госу­дарство для этого вступает с кооперативными организациями в до­говорные отношения.

С другой стороны, кооперативная политика осуществляется внутри кооперативного движения, непосредственно кооперативны­ми союзами, кооперативами и их членами как общее направление, общий курс, нацеленность кооперативной деятельности на буду­щее. Кооперативные организации разрабатывают и осуществляют программы или планы своего экономического роста, социального развития, модернизации предприятий и т.п. Такая стратегия, рас­считанная на более или менее длительный период, чаще всего пре­дусматривает в конечном счете существенное улучшение обслужи­вания членов кооперативов, укрепление внутрикооперативной де­мократии, повышение конкурентоспособности кооперативных то­варов и услуг на рынке, достижение других значимых целей.

В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики - особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Коопе­ративная экономика является частью негосударственной экономи­ки. И еще: кооперативные предприятия ныне сосуществуют с пред­приятиями государственными и частными, а все они вместе обра­зуют то, что принято именовать смешанной экономикой. Коопера­тивная часть последней и есть кооперативный сектор. Термин "коо­перативный сектор" характеризует долю кооперативных организаций во всей экономике. В одних странах эта доля мала, в других - значительна, но в экономике ни одной страны она не преобладает. Однако среди перечисленных трех секторов именно кооператив­ный отличается наибольшей социальной ориентированностью.

Непрерывное развитие кооперативного движения превращает кооперацию в разветвленную систему. Термин "кооперативная система" употребляется для характеристики особенностей хозяй­ственной деятельности кооперативных обществ внутри коопера­тивного движения. Как правило, кооперативная система включает подсистемы - кооперативы с производственными функциями, коо­перативы преимущественно потребительского характера или сме­шанного типа. Они представляют собой "малые" системы внутри более обширной системы кооперации. Например, систему потреби­тельской кооперации России составляет совокупность однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое кооперативных обществ и союзов.

Существует также понятие "кооперативный аппарат", под которым понимается сеть кооперативных организаций с их матери­ально-технической базой и с коллективами сотрудников, обла­дающих опытом ведения кооперативной работы.[1]

1. Потребительскому кооперативу, отнесенному ГК к некоммерческой организации, свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие кооператив от других предусмотренных ГК юридических лиц. К таким признакам относятся: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив. Различие между производственными и потребительскими кооперативами заключается не в разной цели (для первых извлечение прибыли, а для вторых - удовлетворение потребностей членов), а в специфике избираемых путей для удовлетворения этих потребностей. В производственном кооперативе цель достигается главным образом через личное трудовое участие членов кооператива в его производственной, иной хозяйственной деятельности. Произведенный в результате такой деятельности конечный продукт (услуга) не потребляется членами кооператива, а реализуется на сторону. Удовлетворение материальных и иных потребностей членов производственного кооператива осуществляется через оплату их труда, доходы от прибыли кооператива и паи. В потребительском кооперативе объектом потребления членов кооператива являются вещи, работы, услуги, произведенные непосредственно кооперативом или иными организациями. Потребительский кооператив предоставляет членам кооператива вещи, работы, услуги через организуемую им торговлю, строительство, эксплуатацию выстроенного или приобретенного объекта и т.п. Член потребительского кооператива не обязан принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива. Если он работает в кооперативе, то его отношения с кооперативом регулируются законодательством о труде для наемных работников.

2. В ГК дано универсальное понятие потребительского кооператива без указания на его разновидности. В настоящее время действуют потребительские общества, жилищно-дачностроительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические и иные кооперативы. Между данными разновидностями потребительских кооперативов есть существенные различия. Если жилищные, дачные и т.п. кооперативы - типичные некоммерческие организации, то потребительские общества отвечают не всем признакам некоммерческой организации. Для них предпринимательская деятельность - не возможность, закрепленная п. 3 ст. 50 ГК, а необходимость. Нельзя удовлетворить потребности членов-пайщиков потребительских обществ, не производя или не покупая товары, не осуществляя торговую, посредническую, заготовительную и иную коммерческую деятельность (например, в сфере бытового обслуживания). Коммерческую деятельность потребительские кооперативы осуществляют непосредственно или через учреждаемые ими коммерческие или некоммерческие организации, а также через организации, в которых они участвуют в качестве акционеров, вкладчиков и других участников.

3. ГК не определяет сферы, в которых действуют потребительские кооперативы, органы управления ими, режим имущества данных кооперативов. В соответствии с ГК правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов должны определяться законами о потребительских кооперативах.

Деятельность потребительских обществ и их союзов регулируется Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Организация и деятельность потребительских кооперативов в сельском хозяйстве определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации". Кооператив как организационная форма некоммерческой организации предусмотрен в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

К сожалению, до сих пор нет определенности в регулировании деятельности таких потребительских кооперативов, как жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы. Есть настоятельная необходимость в принятии законов о столь важных разновидностях потребительских кооперативов.

4. Согласно п. 1 ст. 116, потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства. Следовательно, потребительский кооператив образуется по инициативе граждан и юридических лиц, пожелавших объединиться в такой кооператив и стать его членами. ГК не устанавливает минимального числа учредителей, необходимого для образования кооператива. Ответ на этот вопрос содержится в законах о потребительских кооперативах и (или) в их уставах.

Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В уставе должны содержаться сведения, указанные в п. 2 ст. 52 и п. 2 ст. 116 ГК. Включение данных сведений в устав обязательно для всех потребительских кооперативов.. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество". Слова "кооператив" или "потребительское общество" по существу выражают одно и то же понятие. Слова "потребительский союз" нуждаются в пояснении. Поскольку "потребительский союз" - одно из наименований потребительского кооператива, на него не могут распространяться статьи 121-123 ГК о союзах (ассоциациях). В то же время потребительское общество и потребительский союз не тождественные понятия. По всей вероятности, в ГК заложена идея многоуровневых потребительских кооперативов. Если кооператив-общество - это потребительский кооператив первого уровня, то потребительский союз - потребительский кооператив более высокого уровня, в который могут объединяться первичные кооперативы или общества. Не исключено и объединение потребительских союзов в потребительский союз иного уровня.

Многоуровневые кооперативы известны практике мирового кооперативного движения. Важно подчеркнуть, что все они - кооперативы, а не союзы в смысле ст. 121-123 ГК. Объединение потребительских кооперативов (обществ, потребительских союзов) в союзы (ассоциации), предусмотренное ст. 121-123, также возможно. Такое объединение - право любых некоммерческих организаций. Подобными союзами являются Центросоюз РФ, союзы жилищных и других кооперативов.

Потребительский кооператив как всякое юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента государственной регистрации (ст. 51 ГК).

5. Паевые взносы, внесенные членами кооператива, входят в состав имущества кооператива. Их размер, состав паевых взносов и порядок внесения должны быть предусмотрены уставом кооператива.

Паевые взносы - основной источник имущества жилищных, дачных, гаражных и т.п. кооперативов. Для потребительских обществ паевой взнос - первоначальный капитал, минимальный размер их имущества. Основная часть имущества потребительского общества формируется за счет прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности. Имущество кооператива как всякого юридического лица является его собственностью. Вместе с тем, согласно правилу п. 5 ст. 116, доходы кооператива, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Данное правило не соответствует п. 1 ст. 50 ГК, согласно которой некоммерческие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками такой организации. Каких-либо указаний на возможные изъятия из этого правила в Кодексе нет. Тем не менее, норму п. 5 ст. 116 все же следует трактовать как исключение из правила, установленного п. 1 ст. 50 ГК.

В пояснении нуждается и термин "доходы", употребленный в п. 5. Целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Поэтому слово "доходы" следует понимать как прибыль, полученную потребительским кооперативом от такой деятельности. При этом распределению между членами потребительского кооператива может подлежать та часть прибыли, которая осталась у кооператива после расчетов с бюджетом и внесения иных обязательных платежей (чистая прибыль).

Указание в ГК на распределение доходов между членами кооператива не означает, что они не вправе в уставе кооператива или решениях общего собрания членов кооператива предусмотреть иной порядок использования полностью или частично прибыли кооператива. Например, направить прибыль на обновление основных фондов кооператива, их ремонт, на новое строительство, социальные нужды и тому подобные общие для всех членов кооператива цели. В противном случае ни у одного кооператива не может быть будущего.

В состав имущества жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и т.п. кооперативов не входят помещения (квартиры, дачи, гаражи и другие помещения), предоставленные кооперативом лицам, полностью внесшим свой паевой взнос за эти помещения (п. 4 ст. 218 ГК).

Пункт 5 ст. 218 ГК статьи устанавливает одну из важнейших обязанностей члена потребительского кооператива - нести ответственность за его убытки. Эта ответственность заключается в том, что члены кооператива обязаны вносить дополнительные паевые взносы для покрытия убытков кооператива, отраженных в ежегодном балансе кооператива. Дополнительные взносы должны быть внесены в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса. Условие о размере указанных взносов и порядок распределения обязанностей по их внесению должны быть установлены законом и (или) уставом потребительского кооператива. В случае невыполнения обязанности по внесению дополнительных взносов кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Если не все члены кооператива внесут дополнительные взносы, то остальные члены солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Члены кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность только в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива. Такая ответственность не применяется, если дополнительные взносы не внесены всеми членами кооператива. В этом случае кредиторы кооператива могут потребовать признания в судебном порядке кооператива несостоятельным.

Возложение данным правилом на членов кооператива обязанности внести дополнительные взносы для покрытия убытков кооператива не означает, что кооператив не вправе изыскать другие источники для покрытия таких убытков. К дополнительным взносам членов кооператива следует прибегать, когда иные возможности покрыть убытки исчерпаны.

1.2. Экономическое и социальное положение потребительской кооперации перед распадом СССР

         Особенностью развития российской потребительской кооперации является то, что она до 1918 г. она уже существовала в капиталистической экономической системе. Во второй (теоретической) части учебника детально рассмотрен механизм трансформации дореволюционной российской кооперации из капиталистической экономической системы в коллективистскую.

Сегодня в потребительской кооперации Российской Федерации происходит обратный процесс: сформированная Советской властью потребительская кооперация перестраивает свою работы применительно к рыночной экономике.

Реформирование отношений собственности в потребительской кооперации

На основании теоретического анализа генезиса российской потребительской кооперации разработана периодизация этапов ее развития, классифицированных по видам собственности и правовой формы, в которой выделены:

докооперативные потребительские хозяйства - (до середины 19 в.);

потребительские кооперативы в дореволюционной России (до апреля 1918 г.):

потребительская кооперация в советской России (до 25 декабря 1990 г.);

отсутствие кооперации как правовой формы хозяйствования (с 25 декабря 1990 г. по 19 июня 1992 г.);

потребительская кооперация в РФ (с 19 июня 1992 г. по настоящее время).

Их классификации видно, что на момент появления нового государства - Российской Федерации 12 июня 1991 г. - кооперативы, как правовая форма хозяйствования, в стране отсутствовали.

Для выяснения причин этого парадоксального явления проанализируем изменения в кооперации СССР за последние годы его существования как следствие изменений во всем народном хозяйстве.

Просматриваются три основные причины:

а) Кризис в КПСС и ее руководстве.

б) Резкое ухудшение общей экономической ситуации в стране, которую обычно связывают с тремя основными позициями:

несоответствующая экономическим возможностям страны внутренняя инвестиционная политика (строительство БАМа, начало осуществления проекта поворота рек, чрезмерное развитие оборонных и космических программ);

неблагоприятная внешняя экономическая ситуация (невозврат долгов развивающимися странами, возврат долгов иностранным инвесторам с выплатой процентов по долгосрочным кредитам);

война в Афганистане,

в) Изменение отношения значительной части населения страны к существующей в СССР системе хозяйствования, вызванного приоткрытием "железного занавеса". Расширение международных контактов и получение закрытой прежде информации позволило сравнивать уровень жизни и производства в других странах как со своим уровнем жизни, так и с декларируемым официальной пропагандой сравнительным уровнем жизни.

Эти процессы начались в конце 70-х - начале 80-х годов и к середине 80-х годов принципиально изменили социально-экономическую обстановку в стране, поставив руководство СССР перед необходимостью изменения своей социально-экономической внутренней политики в соответствии с тенденциями мирового сообщества.

Не рассматривая действий СССР в социальной области - отношении к демократии, свободе личности, культуре и т.п., проанализируем те конкретные шаги его руководства в экономике, которые связаны как с кооперативным движением в целом, так и с потребительской кооперацией в частности.

Причина кризиса экономики СССР лежит на поверхности: управляемая из центра коллективистская система экономики менее эффективна, чем распространенная в развитых странах децентрализованная капиталистическая экономическая система.

Не имея возможности изменить экономическую систему в целом (это означало бы крах основанной на ленинских принципах КПСС), руководство СССР попыталось внести некоторые элементы капиталистической системы хозяйствования в существующую коллективистскую экономическую систему без изменения ее основных принципов.

Этими элементами стали кооперативы - единственная негосударственная форма хозяйствования в коллективистской экономической системе, существование которой дозволялось марксистско-ленинской теорией.

Для реализации этой программы руководство СССР приняло ряд нормативных документов о создании кооперативов в различных отраслях народного хозяйства, таких как постановления Совета Министров: от 14 августа 1986 г. № 988 "Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной основе.", от 5 февраля 1987 г. № 160 "О создании кооперативов общественного питания", от 5 февраля 1987 г. № 161 "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения", от 5 февраля 1987 г. № 162 "О создании кооперативов по производству товаров народного потребления", от 3 апреля 1987 г. № 401 "вопросы кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья", от 10 сентября 1987 г. № 1042 "О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий",

Отработав механизм взаимодействия кооперативного хозяйствования с коллективистской экономической системой в отдельных отраслях народного хозяйства и убедившись в его безвредности для системы в целом, Верховный Совет СССР 26 мая 1988 г. принимает "Закон о кооперации в СССР", который "... превращает кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики...".

Отсутствие реального экономического результата от деятельности вновь образованных кооперативов приводит руководство СССР к неверным выводам о неэффективности кооперативного способа хозяйствования.

Дух реформаторства, присущий руководству СССР того периода на фоне все ухудшающейся экономической обстановки в стране толкает его на принятие:

24 декабря 1990 г. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", который исключил из оборота в качестве самостоятельной юридической категории совместную групповую собственность;

25 декабря 1990 г. закона РСФСР "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности", по которому кооперативы исключены из организационно-правовых форм хозяйствования.

Проанализируем влияние описанных реформ на потребительскую кооперацию.

Принятие постановлений об образовании кооперативов в отдельных отраслях народного хозяйства создало предпосылки для уничтожения монополии потребительской кооперации в отдельных областях ее деятельности, но эти предпосылки не были реализованы из-за неконкурентоспособности вновь образовавшихся кооперативов в сравнении с хорошо организованной системой потребительской кооперации.

Принятие закона "О кооперации в СССР" создало конкуренцию потребительской кооперации в отдельных сферах ее деятельности, но в целом на потребкооперации сказалось незначительно.

Закон "О предпринимательстве и предпринимательской деятельности" исключил из правовых форм системы государственного хозяйствования не только не имеющие практического влияния на экономику вновь созданные кооперативы, но и потребительскую кооперацию с ее мощным потенциалом и значительным социально-экономическим вкладом в хозяйство страны.

Потребительские кооперативы были приравнены к хозяйственным обществам, для которых главной целью является вознаграждения капитала. Это привело к тому, что, кооперативы потребительской кооперации стали преобразовываться в хозяйственные общества (в основном - акционерного типа).

Перечисленные Законы РСФСР были дополнены Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", который описал механизм преобразования собственности определил сроки выполнения предыдущих законов.

Центросоюз России решением 7-го собрания Совета 9-го созыва в январе 1992 г., приступая к выполнению требований законов, рекомендовал правлениям потребсоюзов перераспределять собственность потребительской кооперации между хозяйственными звеньями и закрепить за физическими и юридическими лицами.

Потребсоюз, после выделения доли собственности, оставшуюся часть закрепляет за предприятиями и организациями собственного хозяйства, а внутри них - за конкретными физическими лицами. Принято решение допускать приватизацию, ассоциирование, акционирование и другие формы отчуждения основных фондов в интересах улучшения обслуживания населения.

Особенностью приватизации собственности в потребительской кооперации явилось отсутствие правовой основы, в частности объекта приватизации, т.е. собственности, исключенной из правовой государственной системы.

Этот указ стал правовой основой реформирования собственности потребительской кооперации, которая проводилась на основании разработанных Центросоюзом РФ "Методических рекомендаций по коммерциализации потребительской кооперации".

Коммерциализации подлежали предприятия торговли, общественного питания, заготовок, производства и другая собственность потребительской кооперации, которая передавалась во вновь организуемые предприятия следующих правовых форм:

кооперативные предприятия учреждаемые в форме товарищества с ограниченной ответственностью;

частные предприятия;

акционерные потребительские общества;

отраслевые ассоциации.

Ключевым моментом этого периода явилось перераспределение совокупного капитала между юридическими лицами и закреплением его за физическими лицами.

Собственность закреплялась за хозяйственными субъектами, а внутри них - за конкретными физическими лицами, включая аппарат управления следующим образом:

определялась стоимость имущества подлежащего распределению (без паевого фонда);

пайщикам выделялась доля в размере удвоенного паевого фонда;

собственность закреплялась за физическими лицами - работниками потребительского общества, его предприятий и структурных хозяйственных единиц.

Порядок закрепления долей в имуществе потребительского общества за отдельными категориями работников определяется потребительским обществом при стаже работы (но не членства в потребительском обществе) не менее 3 лет.

Указанная сумма оформлялась акциями и вносилась в виде вклада в уставной фонд создаваемого предприятия.

На некоторых предприятиях часть имущества за конкретными лицами не закреплялась, а представляла общую или коллективную собственность (держателем акций в этом случае выступало юридическое лицо - потребительское общество).

Выполнение этих действий привело к структурным преобразованиям в потребительских обществах:

разукрупнение крупных потребительских обществ с большой численностью;

реорганизация "кооператив в кооперативе", при этом первичные кооперативы образуют потребительское общество второй ступени или ассоциацию без властных хозяйственных функций;

преобразование потребительского общества в "акционерно-кооперативное общество закрытого типа", которые могут на добровольных началах входить в состав союзов.

В отличие от собственности подлежащих коммерциализации государственных предприятии, особенностью собственности потребительской кооперации являлось то, что юридически ее совладельцами были миллионы пайщиков, которым принадлежала ее доля в размере паевого фонда, величина которого в 1990 г. составляла 5,5 % от собственных оборотных средств Центросоюза.

Но формальный характер членства в потребительском кооперативе и сложившаяся на его основе система управления позволили руководству некоторых кооперативов исключить пайщиков перед выходом их из системы потребкооперации.

Коммерциализация предприятий, остающихся в системе потребительской кооперации производилась аналогично государственным предприятиям.

Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности

За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.

В структуре платных услуг основную долю (53%) в период реформирования отношений собственности занимали услуги, оказываемые населению на колхозных рынках.

Промышленность продуктов питания - наиболее устойчивая отрасль, производство товаров в ней снижалась меньшими темпами, чем в других отраслях: объем производства товаров народного потребления сократился на 56%, а выпуск продуктов питания продолжал сокращается на 15 - 33% в год.

Сравнительно низкое уменьшение доли потребительской кооперации в производстве и реализации продуктов питания обусловлено тем, что целями потребительской кооперации является обслуживание наименее защищенной части населения, платежеспособность которого позволяет покупать в основном продукты питания. Это и вызвало изменения структуры товарооборота потребительской кооперации, в которой приоритет отдан продуктам питания. Если рассмотреть динамику изменения структуры товарооборота потребительской кооперации Российской Федерации, то можно отметить неуклонное и независящее от экономической ситуации повышение доли продовольственных товаров, в которых постоянно повышался удельный вес социально-значимых товаров.

Экономические изменения коснулись не только товарооборота потребительской кооперации, но и всей ее деятельности. Так, совокупный объем деятельности сократился в 3,6 раза, розничный товарооборот - в 3,36 раза, заготовительный оборот - в 2,6 раза (а с 1991 г. уменьшился в 5,8 раза), производство товаров народного потребления - почти в 2 раза.

Наиболее сказалось двоякое влияние потери собственности (торговых предприятий) потребительской кооперации в реформах 1990 - 1993 г. на товарообороте:

в ходе реформ потребительская кооперация потеряла 35 - 42% мелких торговых точек (магазинов, ларьков, палаток, не считая более крупных предприятий);

вновь образованные на основе имущества потребительской кооперации частные и акционерные торговые предприятия стали противниками потребительской кооперации в конкурентной борьбе за покупателя, что дополнительно осложнило ее положение.

Основными причинами снижения объемов закупок сельхозпродуктов и сырья, помимо уменьшения поставок для государственных нужд является:

отсутствие денежных средств, особенно наличных;

высокие банковские ставки на получаемые кредиты;

неплатежеспособность получателей продукции;

высокие затраты на энергоресурсы и транспортировку.

Эти же причины относится и к изменениям деятельности остальных отраслей потребительской кооперации, но в заготовках проявляются сильнее.

Реорганизация собственности потребительской кооперации выявила принципиальный недостаток ее структуры, выражающийся в несбалансированности основных и оборотных средств.

Основы этого дисбаланса заложены еще реформой кооперации 1935 г. в результате которой у потребкооперации государство национализировало собственность в городах и перевела всю деятельность кооперации в сельскую местность, дополнительно обязав потребкооперацию, наряду с распределением продуктов и товаров использовать собственную прибыль для создания инфраструктуры села и социальную защиту сельского населения, взяв на себя обеспечение потребительской кооперации оборотными средствами за счет долгосрочных кредитов.

Например, в фонд финансирования капитальных вложений ежегодно распределялось 55 - 57%, в то время как в паевой фонд перечислялось ежегодно всего 3 - 4%.

Во времена существования СССР это обосновывалось следующим:

величина отчислений в паевой фонд соответствовала принятому в мировой кооперативной практике уровню - годовому проценту от частных вкладов в банки, который в СССР составлял 3 - 4%;

прибыль от своей деятельности потребительская кооперация направляла на развитие инфраструктуры села, т.е. на нужды своих пайщиков;

оборотные средства для деятельности потребительской кооперации предоставляло государство.

Потребительская кооперация имела к 1990 г. до 25 - 45% собственных оборотных средств, доля которых в финансировании деятельности потребсоюзов неуклонно снижалась.

После начала реформ изменилась финансовая ситуация в целом по стране: потребительская кооперация вступила в конкурентную борьбу с частными предприятиями и акционерными обществами, которые в основном работали с привлечением ставшими дефицитными заемными оборотными средствами.

Но действие показателя соотношения заемных и собственных оборотных средств в деятельности предприятий потребительской кооперации имеет принципиальное отличие от предпринимательских хозяйств: предпринимательские хозяйства используют заемные средства для получения максимальной прибыли путем закупки и последующей продажи быстрореализуемых и сравнительно дорогих товаров, в то время, как предприятия потребительской кооперации выполняют задачу удовлетворения товарами, в первую очередь продуктами питания, наиболее неимущих слоев населения, что не позволяет им достигать такой же эффективности, как предпринимательские хозяйства.

Делая вывод касающийся экономической и социальной кооперации в период с 1985 по 1991 год можно отметить, что правительство страны предвидя грядущие изменения попыталось изменить ситуацию введя капиталистическую модель рынка – кооперативы, но как, всегда надеясь на русский авось не позаботилось о том чтобы создать необходимую правовую, финансовую основу для осуществления деятельности кооперативов. Поэтому   становления кооперативного движения на самых первых своих шагах было вынуждено проходить через «дебри» созданные за все годы правления советской власти.

Глава 2. Развитие потребительской кооперации в Российской Федерации

2.1. Основные хозяйственные проблемы производственных кооперативов

В настоящее время остро встал вопрос о том, какие меры могут повысить конкурентоспособность кооперативных организаций в условиях несбалансированных рыночных отношений в России? Исследования показали, что причины убыточной деятельности потребительских обществ и их союзов заключаются в следующем[2]:

-                       Некомпетентность руководителей.

-                       Слабая экономическая подготовка специалистов.

-                       Неэффективная организационная структура.

-                       Недостаточно эффективное управление финансами.

-                       Низкий уровень маркетинга.

-                       Плохое знание специалистами налогового законодательства.

-                       Далее мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Некомпетентность руководителей.

За 166 лет своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения их квалификации.  Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем умение управлять  коллективом.

С возникновением конкурентной среды выяснилось, что многие руководители оказались неспособны экономически грамотно управлять сложным кооперативным хозяйством.

Слабая экономическая подготовка специалистов.

Слабая экономическая подготовка специалистов в отдельных кооперативных организациях и предприятиях часто не позволяет наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятия на внутренний хозрасчет, обеспечить финансовую устойчивость.

Улучшить положение может перевод работников на контрактную систему, повышение их квалификации в вузах, а также подбор председателей и членов правления, руководителей организаций и предприятий на контрактной основе. Одним из условий контракта является обеспечение рентабельной работы предприятий. Руководитель, не обеспечивающий условий контракта, освобождается от занимаемой должности.

Неэффективная организационная структура.

Одна из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.

Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.

Недостаточно эффективное управление финансами.

Многие причины убыточности кооперативных организаций и предприятий кроются в неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Главная причина — несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами.

Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.

Вторая причина — ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребсоюзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции.

Третья причина — наличие дебиторской задолженности в больших объемах. Это прямое отвлечение финансовых ресурсов, что при недостатке собственных оборотных средств значительно снижает эффективность хозяйственно-финансовой деятельности.

Четвертая причина — выдача «не заработанной заработной платы» что, естественно, ведет к росту издержек обращения и утрате стимула у работников добиваться высоких результатов в хозяйственной деятельности.

Пятая причина — завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала (более 90% практически во всех обследованных потребсоюзах).

Рост добавочного капитала произошел в результате проведенной переоценки основных фондов, при которой в большинстве предприятий применялись среднегрупповые коэффициенты пересчета, разработанные Госкомстатом РФ. Завышение стоимости основных фондов не только повлекло за собой искажения в оценке в финансового состояния предприятий, но и увеличение налогооблагаемой базы.

Шестая причина — отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.

Седьмая причина — неиспользование в полной мере для пополнения собственных оборотных средств фонда развития потребительской кооперации, необлагаемого налогами.

Восьмая причина — неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. В сельской местности эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах.

Неравновыгодные отношения выражаются и в том, что банки, жестко наказывая клиентов за просрочку платежей, сами не несут материальной ответственности за нарушение сроков оборота денег, задержку расчетов. Все это и главное - высокая стоимость кредитов, привели к сокращению спроса на них, оседанию в торговой сети наличных денег, взаимному кредитованию, закупкам товаров за наличный расчет.

Низкий уровень маркетинга.

Низкий уровень маркетинговых исследований, недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата, закупка товаров, не всегда пользующихся спросом, привели к резкому замедлению оборачиваемости товаров во многих организациях потребительской кооперации. Разница в средней товарооборачиваемости разных потребсоюзов достигает 2-3 и более раз. В условиях конкуренции эффективность организации в значительной мере определяется опытностью и знанием рынка и активным использованием рыночной конъюнктуры. Маркетинг в потребительской кооперации должен обеспечить:

-                       изучение спроса на товары и услуги;

-                       формирование потребностей;

-                       проведение активной товарной политики;

-                       активизацию сбыта товаров и услуг;

-                       рекламу и стимулирование продажи товаров.

Для организации маркетинговой деятельности рекомендуется обеспечить маркетинговую подготовку кадров, включая руководителей и специалистов потребительских обществ и союзов. Целесообразно ввести должность заместителя председателя правления по маркетингу или маркетолога в районном потребительском обществе или союзе, а на уровне областного (краевого, республиканского) потребсоюза необходимо обеспечить методическое руководство маркетинговой деятельностью в кооперативных организациях, проведение исследований рынка и разработку маркетинговой стратегии для отдельных отраслей потребительской кооперации.

Плохое знание специалистами налогового законодательства.

В настоящее время организации потребительской кооперации выплачивают ежегодно сотни миллионов рублей по экономическим санкциям («налог на неграмотность») из-за незнания налогового законодательства и неумения противостоять некоторым незаконным притязаниям налоговых служб.

Так, в отдельных потребсоюзах налоговые инспекции включают фонд развития потребительской кооперации в налогооблагаемую базу (вычитают из издержек обращения) и штрафуют за якобы сокрытие этих средств от налогообложения.

Наиболее типична ошибка, когда облагается налогом на добавленную стоимость внутренняя переброска товаров, например, отпуск хлеба из хлебопекарни в свой магазин. Здесь имеет место двойное налогообложение. НДС начисляют и на стадии отпуска хлеба из производства и на стадии его реализации.

Излишний размер налогов выплачивается при заготовках и внутреннем использовании заготовленной продукции, при отпуске кондитерских изделий и кулинарной продукции из предприятий питания в магазины.

Чтобы не платить «налог на неграмотность» необходимо готовить специалистов по налогам и налогообложению, которые могли бы тщательно отслеживать все изменения в противоречивых, быстро меняющихся нормативных актах по налогообложению и своевременно оповещать о них и технологии их отражения в учете и отчетности руководителей потребительских обществ и их союзов. Такие специалисты, а так же аудиторы могли бы работать на внутреннем хозрасчете.

2.2. Факторы, влияющие на рентабельность хозяйственной деятельности потребительской кооперации

Управление кооперативной собственностью

Одна из причин убыточности работы организаций и предприятий потребительской кооперации в 90-х годах — злоупотребления руководителей и специалистов, присвоение ими кооперативной собственности.

Работа с пайщиками

Главное направление этой работы — восстановление численности пайщиков до уровня 1990 года и защита их прав. На конец 1998 года лишь меньшинство кооперативных организаций выполнили эту задачу.

Важное направление — предоставление льгот членам-пайщикам. Это:

-                       обучение за счет средств потребительских обществ и союзов в техникумах (колледжах) и вузах потребительской кооперации;

-                       10-15% скидка с продажной цены товара;

-                       увеличение размера скидки от роста стоимости покупок;

-                       расчеты наличными при закупке сельхозпродуктов, сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов у членов-пайщиков;

-                       предоставление пайщикам-пенсионерам три дня в году автотранспорта со скидкой 50%.

Главная цель работы с пайщиками или социального управления — вернуть пайщикам чувство хозяина потребительской кооперации, пробудить у них экономический интерес к результатам хозяйственной деятельности своей кооперативной организации и всей кооперации в целом.

Только на этой основе можно добиться экономической поддержки кооператива пайщиками, а именно, участия их в реализации товаров в качестве покупателей, в обеспечении кооперативу гарантированного сбыта, в увеличении паевого фонда.

Эта поддержка должна поощряться кооперативными выплатами в различных формах (выплаты ограниченного процента на паевой капитал, выплата покупательского дивиденда в деньгах или в чеках, талонах для приобретения в кооперативных магазинах своего кооператива или союза различных товаров).

Другое направление работы с пайщиками — активировать сбор паевых взносов, которые в настоящее время составляют незаметную долю в оборотных средствах.

Безубыточность и конкурентоспособность кооперативных организаций и их союзов в значительной мере зависит от экономической поддержки их пайщиками, В этих условиях социальное управление как особая функция потребительской кооперации приобретает особое значение. Оно должно ориентироваться на пайщиков, повышение их уровня жизни и социальной защиты.

Взаимоотношения с местными органами самоуправления

Эти взаимоотношения строятся на основе Постановления Правительства Российской Федерации № 24 от 24.01.1994 г. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».

Согласно этому постановлению основной формой сотрудничества кооперативных организаций с органами местного самоуправления являются ежегодно оформляемые соглашения.

В них предусматриваются обязательства организаций потребительской кооперации снабжать жителей отдаленных населенных пунктов продуктами питания первой необходимости, иногда регламентация уровня цен на хлеб и др. Со своей стороны местная администрация предоставляет потребительским обществам (союзам) льготы по отдельным налогам или освобождает их от местных налогов, возмещает часть транспортных расходов по доставке товаров за счет местного бюджета.

В отдельных регионах Российской Федерации налоговые льготы потребительской кооперации включают:

- освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, в пределах суммы, зачисляемых в бюджет данного региона, налога на приобретение автотранспортных средств, снижение ставки налога на пользователей автомобильных дорог, снижение тарифов на электроэнергию и т.д.

Соглашения организаций потребительской кооперации с администрацией не всегда укрепляют финансовое положение потребительских кооперативов (союзов). Поэтому когда соглашения с местными органами самоуправления не выгодны потребительской кооперации, следует от них отказаться.

Подводя итоги анализа состояния и тенденций хозяйственной и социальной деятельности исследованных кооперативных организаций можно сделать следующие выводы о причинах их убыточности:

-                       «Основная причина состоит в отношении руководителей к своим обязанностям, их компетентность, укомплектованность организаций кадрами. Рентабельная деятельность напрямую зависит от этих факторов.

-                       Ущерб экономике и имиджу системы наносят отдельные руководители, злоупотребляющие служебным положением в корыстных целях, недобросовестно относящиеся к работе, а также не умеющие или не желающие работать и те, кто совмещает официальную должность в потребительской кооперации с собственным бизнесом. Во многих организациях не изжита психология иждивенчества, что проявляется в ориентации на помощь извне при собственной пассивности в коммерческой деятельности.

-                       Другая серьезная причина убыточности состоит в неэффективной организационной структуре, наличии большого числа хозрасчетных организаций и предприятий, а, следовательно, распылении финансовых и материальных ресурсов. В ряде организаций, в которых предприятия перешли на единый баланс, имеются серьезные недостатки по внедрению внутреннего хозрасчета, что снижает эффективность их функционирования.

-                       Доходы системы уменьшаются, так как во многих организациях продолжают сокращаться объемы хозяйственной деятельности в торговле (оптовой, розничной), предприятиях питания, заготовках, производстве, падает производительность и эффективность труда. В таких организациях не просчитываются объемы, которые способны обеспечить безубыточную хозяйственную деятельность.

-                       Неумение эффективно управлять финансами, ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, рост дебиторской и кредиторской задолженности в значительной степени повинны в создании кризисной ситуации. Убытки организаций и предприятий во многом определены даже не самой кредиторской задолженностью, а ее структурой, большой долей кредиторской задолженности, которая приходится на внутрисистемные расчеты между юридическими лицами своей организации, что вызвано той же множественностью хозрасчетных организаций.

-                       Убыточные организации характеризуются недостатком собственного оборотного капитала, пассивным отношением к его формированию путем займа у пайщиков и некооперированного населения, неумением работать с банками, отстаивать свои экономические интересы в период заключения и перезаключения кредитных договоров, и в повседневной деятельности. Многие организации вообще не участвуют в составлении таких договоров, всецело полагаясь на добросовестность банков, не научились использовать денежную, наличную выручку как товар, который тоже должен приносить определенный доход.

-                       Фонд развития потребительской кооперации как источник пополнения собственного оборотного капитала не везде начисляется в оптимальных размерах. Таким образом, не в полной мере задействован важнейший фактор стабилизации экономики, который создан Центросоюзом для повышения конкурентоспособности системы. ==» Одновременно с недостатком оборотного капитала констатируем избыток основных средств относительно фактических объемов деятельности. Неэффективное использование материально-технической базы, большие налоги на имущество увеличивают убытки кооперативных организаций. Не везде временно «излишние» предприятия грамотно законсервированы. Организации, проводя переоценку основных фондов, экономически не просчитывали варианты по налогооблагаемой базе при выборе методов переоценки, не в полной мере использовали эту возможность для сокращения суммы налога на имущество.

-                       Потребительские общества и союзы несут значительные расходы по оплате налогов и штрафных санкций не только из-за незнания законов по налогам и налогообложению, но и из-за неумения противостоять незаконным притязаниям налоговых служб.

-                       Одна из причин убыточности — отчуждение (зачастую в корыстных целях) лучших объектов недвижимости (магазинов, столовых, производственных предприятий), расположенных в районных центрах, где наиболее стабильные покупательские потоки, и, таким образом, потеря наиболее престижного и выгодного сегмента потребительского рынка.

-                       Сократив число пайщиков, многие организации потребительской кооперации подорвали собственную социальную базу, лишившись гарантированных покупателей, основных сдатчиков сельскохозяйственной продукции. Уменьшилась возможность использования заемных средств пайщиков и паевого фонда для пополнения собственных оборотных средств. Сокращение числа пайщиков отразилось на престиже потребительской кооперации, на взаимоотношениях с органами местного самоуправления.

-                       Недостаточна методическая и консультационная помощь потребительским обществам, райпотребсоюзам и райпо со стороны областных (краевых, республиканских) потребсоюзов по налогам и налогообложению, правовым вопросам, экономической работе.

-                       Экономические управления (отделы) сохранены в потребсоюзах, экономисты — в потребительских обществах. Однако существует отставание в знании ими современных методов анализа, бизнес-планирования, компьютерных технологий. Экономисты не просчитывают экономические последствия принимаемых организацией решений».

 

Глава 3. Возможная роль кооперативов в развитии экономики

Специфические особенности правового стату­са кооператива, в котором его член является од­новременно работником кооператива и его хозя­ином, позволяют утверждать, что производствен­ный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна стра­на не может и не должна быть обществом только "цивилизованных кооператоров". Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором эко­номики, участвуют в решении многих весьма бо­лезненных проблем общества: обеспечении заня­тости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: ин­валидов, женщин, молодежи. Кооперативы спо­собствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно-исследователь­ских центров, формирования через союзы и ассо­циации технопарков.

Подобные возможности кооперативов долж­ны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на ме­стах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, кото­рые, как они утверждают, заинтересованы в фор­мировании у нас подлинно социального государ­ства. Необходима помощь государства и общест­ва для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законе о про­изводственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного само­управления должны содействовать развитию ко­оперативов, в частности, путем установления на­логовых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получе­нию необходимой для их деятельности информа­ции. Пока можно говорить только о существова­нии некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.

Не обращено должного внимания на то, что кооперативы, во-первых,  на­иболее характерный субъект малого предприни­мательства, действующего в качестве юридичес­кого лица, основным признаком которого являет­ся численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производствен­ного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами мало­го предпринимательства, нуждающимися в под­держке властных структур, в особенности в нача­ле деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование небольших государственных и в особенности му­ниципальных предприятий в кооперативы, а не только в акционерные и дру­гие хозяйственные общества.

Кооперативным объединениям (союзам, ассо­циациям) следует настойчиво выходить с предло­жениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительной власти подразде­лений по вопросам кооперации. Необходимо, чтобы Фонд поддержки малого предпринима­тельства оказывал целевым назначением финан­совую поддержку производственным кооперати­вам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.

Не должно остаться декларацией положение Закона о производственных кооперативах, запре­щающее установление ограничений прав коопе­ративов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирую­щие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности, пре­дусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ, но и ко­оперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государст­вах, в том числе и развитых.

Принятие законодательных актов о производ­ственных кооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке и разви­тию в России. В основном документе для Всемир­ной конференции ООН на высшем уровне по во­просам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 г., отмечался большой размах современного кооперативного движения, и содержались реко­мендации ко всем странам-участницам ООН при­нять меры по его поддержке. Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать ее рекомендациям.[3]

 

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены хозяйственно-правовые основы организаций потребительской кооперации в РФ.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-                       Дано понятие потребительской кооперации;

-                       Рассмотрен вопрос развития потребительской кооперации в России

-                       Рассмотрена возможная роль кооперации в развитии экономики.

Большинство проблем в регулировании деятельности потребительской кооперации удалось исправить Граждан­скому кодексу РФ и принятому на его основе Феде­ральному закону "О производственных кооперати­вах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперати­вов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

О верности такого решения говорит наметив­шийся обратный процесс: возвращение от акцио­нерной к кооперативной организационно-право­вой форме. Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г. в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме орга­низации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральном законе "О производст­венных кооперативах" не точно определен право­вой статус производственных, а также потреби­тельских кооперативов, что создает трудности в их деятельности. Данный упрек касается, прежде всего, цели, ради которой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов со­стоит не только в законодательных просчетах.

 

Список литературы

1.                     Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики.// Государство и право, 2002.

2.                     Белоусов В.И.  Основы прикладной экономики и предпринимательского дела.- Воронеж: ВГУ, 2000. – 375 с. 

3.                     Гражданское право./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003.  - 405

4.                     Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ.

5.                     Закон РФ «О потребительской кооперации РФ», июнь 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000

6.                     Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.

7.                     Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 2000. – 359 с.

8.                     Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002.

9.                     Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. - М., 2000. – 384 с.

10.                Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. – М.: Маркетинг, 2000. – 390 с.

11.                Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право об­ществ капитала с особым акцентом на кооператив­ном товариществе.- М.: Вита-Пресс, 2003. – 364 с.


[1] Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. – 375 с.

[2] Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики.// Государство и право. 2000. – С. 31.

[3] Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право об­ществ капитала с особым акцентом на кооператив­ном товариществе. - М.: Вита-Пресс, 2003. – 364 с.