Содержание

Введение. 3

1. Экономическая политика России XVIII век. 5

1.1. Общая характеристика. 5

1.2. Сельское хозяйство. 6

1.3. Промышленность. 8

1.4. Торговля. 10

1.5. Государственные финансы.. 11

2. Экономическая мысль Росси XVIII века. 12

Заключение. 18

Список литературы.. 20

 

Введение

Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Многочисленные народные волнения, безвластие и произвол польско-шведских интервентов привели страну к невиданному хозяйственному разорению. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. Тем не менее, русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время - вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо - если они не учитываются - вести к ее застою.

Русская экономическая мысль - органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с экономической политикой и экономической мыслью России 18 века.

 

1. Экономическая политика России XVIII век

1.1. Общая характеристика

Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. Промышленные предприятия купцов и земледельческие хозяйства крупных вотчинников и мелких служилых людей выбрасывали на рынок все большее количество избыточного продукта. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

В XVII веке обозначились признаки начавшегося процесса первоначального накопления – появление купцов, обладателей крупного капитала, наживших богатство путем неэквивалентного обмена (торговцы солью, драгоценной сибирской пушниной, новгородским и псковским льном).

Однако в условиях крепостного Русского государства процессы денежного накопления протекали своеобразно и замедленно, резко отличаясь от темпов и форм первоначального накопления в западноевропейских странах. Русское государство XVII века не располагало благоприятными условиями для своего хозяйственного развития: его торговля и промышленность не достигли такого уровня, который мог обеспечить постепенную ликвидацию личной зависимости крестьянина; удаленное от западных и южных морей, оно не могло наладить самостоятельной, активной морской торговли; пушные богатства Сибири не могли конкурировать с неисчерпаемыми ценностями американских и южноазиатских колоний. Втянутая в водоворот мировой торговли в самом начале капиталистической эры, Россия получила в XVII веке значение сырьевого рынка, поставщика сельскохозяйственных продуктов экономически более развитым странам. Процесс первоначального накопления капитала замедляло еще одно условие. Огромные земельные резервы, сравнительно легко доступные переселенцам, способствовали постепенному разрежению населения в историческом центре, смягчению вследствие этого остроты классовых противоречий и в то же время распространению феодальных отношений на новые, незанятые территории.[1]

1.2. Сельское хозяйство

Во второй половине XVII века ведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогресс в этой сфере материального производства в то время был связан с широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства.

К середине века русский народ упорным трудом преодолел разруху, вызванную иноземными вторжениями. Крестьяне вновь заселили покинутые прежде деревни, вспахали пустоши, обзавелись скотом и сельскохозяйственным инвентарем.

В результате русской крестьянской колонизации были освоены новые районы: на юге страны, в Поволжье, Башкирии, Сибири. Во всех этих местах возникли новые очаги земледельческой культуры.

Но общий уровень развития сельского хозяйства был низким. В земледелии продолжали применяться такие примитивные орудия, как соха и борона. В лесных районах Севера все еще существовала подсека, а в степной полосе Юга и Среднего Поволжья – перелог.

Основой развития животноводства являлось крестьянское хозяйство. Скотоводство особенно развивалось в Поморье, на Ярославщине, в южных уездах.

Быстро росло дворянское землевладение в результате многочисленных пожалований правительством поместий и вотчин дворянам. К концу XVII века вотчинное дворянское землевладение стало превышать доминирующее ранее поместное землевладение.

Центром поместья или вотчины было село или сельцо. Обычно в селе насчитывалось около 15–30 крестьянских дворов. Но были деревни в два-три двора. Село отличалось от деревни не только большими размерами, но и наличием церкви с колокольней. Оно являлось центром для всех деревушек, входящих в его церковный приход.

В сельскохозяйственном производстве преобладало натуральное хозяйство. Мелкое производство в земледелии было соединено с домашней крестьянской промышленностью и мелким городским ремеслом.

В XVII веке заметно возросла торговля сельскохозяйственными продуктами, что было связано с освоением плодородных земель юга и востока, появлением ряда промысловых районов, не производивших своего хлеба и ростом городов.

Новым и весьма важным явлением в сельском хозяйстве XVII в. Была его связь с промышленным предпринимательством. Многие крестьяне в свободное от полевых работ время, главным образом осенью и зимой, занималась ремесленничеством: они изготовляли полотна, обувь, одежду, посуду, сельскохозяйственные орудия и т.д. Некоторая часть этих изделий использовалась в самом крестьянском хозяйстве или отдавалась в качестве оброка помещику, другая продавалась на ближайшем рынке.

Феодалы все больше устанавливали контакт с рынком, где они сбывали полученные по оброку продукты и ремесленные изделия. Не удовлетворяясь оброком, они расширяли собственную запашку и налаживали собственное производство изделий.

Сохраняя в основном натуральный характер, сельское хозяйство феодалов уже в значительной мере было связано с рынком. Росло производство продуктов для снабжения городов и ряда промышленных районов, не производивших хлеба. Южные уезды государства превращались в хлебопроизводящие районы, откуда хлеб поступал в область донского казачества и в центральные области (особенно в Москву). Избыток хлеба давали и уезды Поволжья.

Главный путь развития сельского хозяйства этого времени – экстенсивный: в хозяйственный оборот землевладельцы включают все большее количество новых территорий.

1.3. Промышленность

В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед боле заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство.

Среди ремесленников наиболее многочисленную группу составляли тяглые – ремесленники городских посадов и черносошных волостей. Они выполняли частные заказы или работали на рынок. Дворцовые ремесленники обслуживали нужды царского двора; казенные и записные работали по заказам казны (строительные работы, заготовка материалов и др.); частновладельческие – из  крестьян, бобылей и холопов – изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников. Ремесло в довольно больших размерах перерастало, прежде всего, у тяглецов, в товарное производство.

Издавна существовавшая в стране металлообработка была основана на добыче болотных руд. Центры металлургии сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Каширском, Тульском, Дедиловском, Алексинском. Другой центр – уезды к северо-западу от Москвы: Устюжна Железнопольская, Тихвин, Заонежье.

Крупным центром металлообработки выступала Москва – еще в начале 40-х годов здесь насчитывалось более полутора сотен кузниц. В столице работали лучшие в России мастера по золоту и серебру. Центрами серебряного производства были также Устюг Великий, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тихвин и др. Обработкой меди и других цветных металлов занимались в Москве, Поморье (изготовление котлов, колоколов посуды с расписной эмалью, чеканкой и др.).

Металлообработка в значительной степени превращается в товарное производство, причем не только на городских посадах, но и в деревне.

Кузнечное дело обнаруживает тенденции к укрупнению производства, применению наемного труда. Особенно это характерно для Тулы, Устюжны, Тихвина, Устюга Великого.

Крупнейшим центром кожевенной промышленности был Ярославль, куда из многих уездов страны поступало сырье для выделки кожаных изделий. Здесь работало большое число мелких «заводов» – ремесленных мастерских. Обработкой кожи занимались мастера из Калуги и Нижнего Новгорода. Ярославские мастера-кожевенники использовали наемный труд; некоторые «заводы перерастали в предприятия мануфактурного типа со значительным разделением труда.

При всем своем развитии ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению в XVII веке мануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками. Если в Западной Европе мануфактуры представляли собой капиталистические предприятия, обслуживались трудом наемных рабочих, то в России, в условиях господства феодально-крепостнического строя, возникающее мануфактурное производство в значительной степени было основано на крепостном труде. Большая часть мануфактур принадлежала казне, царскому двору и крупному боярству.

Дворцовые мануфактуры были созданы для производства тканей для царского двора. Одной из первых дворцовых полотняных мануфактур был Хамовный двор, расположенный в подмосковных дворцовых слободах. Казенные мануфактуры, возникшие еще в XV веке, как правило, основывались для производства различных видов вооружения. Казенными мануфактурами являлись Пушечный двор, Оружейная палата, Денежный, Ювелирный дворы и другие предприятия. На казенных и дворцовых мануфактурах работало население московских казенных и дворцовых слобод. Рабочие, хотя и получали жалование, являлись феодально-зависимыми людьми, не имели права бросать работу.

 

1.4. Торговля

Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, углубление общественного разделения труда и территориальной производственной специализации приводили к неуклонному расширению торговых связей. В XVII веке торговые связи уже существуют в национальных масштабах.

На Севере, нуждавшимся в привозном хлебе, складываются хлебные рынки, главным из которых была Вологда. Торговым центром в северо-западной части государства оставался Новгород – крупный рынок по сбыту льняных и конопляных изделий. Важными рынками продуктов животноводства были Казань, Вологда, Ярославль, рынками сбыта мехов – некоторые города северной части Руси: Сольвычегодск, Ирбит и др. Крупнейшими производителями металлоизделий стали Тула, Тихвин и другие города.

Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва, в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. В 120 специализированных рядах московского торга продавались шелка, меха, металлические и шерстяные изделия, вина, сало, хлеб и другие отечественные и иностранные товары. Приобрели всероссийское значение ярмарки – Макарьевская, Архангельская, Ирбитская. Волга связала экономическими узами многие города России.

Господствующее положение в торговле занимали посадские люди, в первую очередь гости и члены гостиной и суконной сотен. Крупные торговцы выходили из зажиточных ремесленников, крестьян. Торговали разными товарами и во многих местах; торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не стало профессиональным занятием. Разбросанность торговли требовала много агентов и посредников. Только к концу века появляется специализированная торговля.

В России усиливался спрос на промышленные изделия, а развитие сельского хозяйства и ремесла давало возможность стабильного экспорта.

В импорте из стран Западной Европы в Россию важное место занимали шелковые ткани, оружие, металлы, сукна, предметы роскоши. Из России вывозились меха, кожи, пенька, воск, хлеб.

Оживленной была торговля со странами Востока. Она велась в основном через Астрахань. Ввозились шелка, различные ткани, пряности, предметы роскоши, вывозились меха, кожа ремесленные изделия. Русское купечество, менее сильное экономически, чем торговый капитал западных стран, несло потери вследствие западной конкуренции, особенно в случае предоставления правительством европейским купцам права беспошлинной торговли. Поэтому правительство приняло в 1667 году Новоторговый устав, согласно которому розничная торговля иностранцев в русских городах запрещалась, беспошлинная оптовая торговля разрешалась лишь в пограничных городах, а во внутренней России иностранные товары облагались очень высокими пошлинами, часто в размере 100% стоимости. Новоторговый устав был первым проявлением протекционистской политики русского правительства.

 

1.5. Государственные финансы

С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты – новгородки, или копейки, и московки-новгородки. Строй русской счетно-денежной системы стал десятичным. Чеканка монеты была одной из статей доходов государства. Подавляющую часть государственных доходов составляли многочисленные налоги – прямые и косвенные, которые неуклонно возрастали. С середины XVI до середины XVII в. Размеры налогов увеличились вдвое.

В XVII веке система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов – таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 гг. Непрямые сборы дали 53,3%  всех доходов государства, а прямые – 44%.

Важнейшей расходной статьей бюджета (свыше 60%) были военные расходы. [2]

2. Экономическая мысль Росси XVIII века

Россия 18 века - это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство. Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теории, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития.

На рубеже 17-18 вв.  в России Петр 1 (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %.

Петр принял меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял торговля в нем, был создан флот, товары, вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.

Черты меркантилизма нашли отражение в учреждение Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистров; для расширения торговых связей с другими странами заключались торговые договоры. Он поддерживал развитие отечественного производства с целью уменьшения экспорта, уделял большое внимание налоговой, фискальной политике.

Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее. Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства. В то же время меркантилизм Посошкова отчетливо проявляется при характеристике торговли. Он полагал, что "купечеством всякое царство богатится", защищал ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что опять-таки в традициях классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно, деньги должны быть полноценными.

Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей.[3]

В конце 18 века для экономики России были характерны нехватка прибавочного продукта для расширенного воспроизводства всех отраслей народного хозяйства, удовлетворения постоянно растущих материальных, культурных потребностей всех социальных групп общества. Сохранялась контрастность в уровне жизни различных слоев общества. Вызывала беспокойство правительства, государственных деятелей и интеллигенции бедность, безграмотность и социальная напряженность в среде крепостных и государственных крестьян.

Россия отставала от некоторых стран мира, особенно Великобритании, по уровню технической оснащенности и формам организации производства в сельском хозяйстве и промышленности. Возрастала доля прибавочного продукта, присвоенного помещиками. Крестьянские хозяйства не имели лошадей, орудий и средств для обработки угодий.

В этих условия российская научная общественность ищет причины замедленного развития экономики России, относительной бедности и низкой культуры быта трудового народа. Привлекает внимание проблема отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и культурных благ между всеми социальными группами общества.

Заметный след в истории экономической мысли конца 18-первой четвери 19 вв оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г. Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович Мордвинов (1754-1845) предлагал способствовать росту населения России, опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда в результате его разделения. Показывал необходимость развивать все отрасли народного хозяйства, отрицал специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.

Среди неопубликованных работ Вольного экономического общества представляют интерес произведения Алексея Яковлевича Поленова (1738-1816). Он предлагал наделить крестьян землей с правом передачи земли по наследству, регламентировать размер повинностей крестьян. Помещик мог продавать крестьян только с землей и семьей, имел право лишить крестьянина земли только по суду.

Часть экономистов считала возможным  дальнейшее успешное развитие России в условиях сохранения крепостного права, неприкосновенности  прав дворян на землю и крепостных крестьян. Михаил Михайлович Щербаков (1733-1790) предлагал расширить дворянское землевладение за счет продажи им государственных земель вместе с крестьянами. Надо только ограничить власть царя, создав совет вельмож из особо важных дворян.[4]

В конце 18 века новые явления в экономике вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные деятели доказывали незыблемость крепостничества, предлагали программы роста экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные отношения.

Другое направление в истории экономической мысли конца 18-начала 19 вв.- это сторонники ликвидации крепостного права и самодержавия как формы правления в России. Против крепостничества выступили И. А. Тетьяков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, А.Н.Радищев, декабристы. Пострадал за свои взгляды и Александр Николаевич Радищев (1749-1802), русский гуманист и мыслитель, создавший определенную систему экономических взглядов. Безусловно, центральной его идеей была идея о необходимости уничтожения путем крестьянской революции феодального строя в России. Радищев полагал, что в обществе, которое будет основано на господстве собственности мелких производителей на средства производства и личном труде, не будет экономических и классовых противоречий, утвердится имущественное равенство и станет возможным экономическое и политическое равноправие граждан. Стоит отметить, что призыв к насилию и революции опять-таки характерен для очень многих российских радикально мыслящих деятелей, в то время как для западноевропейских мыслителей было характерно обращение к разуму, справедливости и призыв к уяснению путем просвещения законов "естественного права" и реализации их норм методом реформ.

Что касается теоретических работ А.В.Радищева по вопросам экономики, то источником богатства он считал производительный труд в хозяйстве страны и утверждал, что-то государство богатеет, которое "изобилует своими произведениями". И в этом он близок по взглядам к представителям классической политической экономии. В то же время, понимая важность для России развития промышленного производства, он считал необходимым проведение политики протекционизма как политики, защищающей молодую русскую промышленность от иностранной конкуренции. Радищев полагал, что протекционизм даст возможность развить собственную промышленность для увеличения внутреннего потребления.[5]

Заключение

До настоящего момента история русской экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. Специфические же особенности: Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли, начиная со второй половины девятнадцатого века.

Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.

В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.

Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете идею "естественного права", которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление "кающегося дворянства" - особенность чисто русская.

Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.

Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

Что касается хозяйственных российских традиций, то, несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.

Список литературы

1.                     История экономической мысли. - М.: ЭКМОС, 2002.

2.                     История России с древнейших времен до конца XVII века./ Под ред. А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. - М.: АСТ, 2003.

3.                     Маркова А.Н. История экономической мысли в России. - М.:ЮНИТИ, 2003.

4.                     Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: ИНФРА-М, 2002.

5.                     Рубин И.И. История экономической мысли. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6.                     Чунтулов В.Т. Экономическая история. - М.: Высш. шк., 2002.


[1] История России с древнейших времен до конца XVII века./ Под ред. А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. - М.: АСТ, 2003.  – С. 173

[2] Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 163

[3] Чунтулов В.Т. Экономическая история. - М.: Высш. шк., 2002.  – С. 91

[4] История экономической мысли. - М.: ЭКМОС, 2002. – С. 174

[5] Маркова А.Н. История экономической мысли в России. - М.:ЮНИТИ, 2003.  – С. 161