Содержание



Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы.. 3

Задание №2. Гносеология – учение о познании. 5

2.1. Основные этапы разработки проблем познания в истории философии. 5

2.2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. 6

2.3. Понятие субъекта и объекта познания. 8

2.4. Концепция критерия истины.. 8

2.5. Научное познание и его особенности. 10

Задание №3. Сравните метод познания, разработанный Ф.Бэконом, с картезианским методом познания. 11

Задание №4. Упражнения, логические задачи и комментарии. 13

4.1. В чем отличие предмета познания от объекта познания. 13

4.2. Назовите в порядке последовательности формы чувственного и абстрактно-мысленного отражения действительности и раскройте их суть. 13

4.3. Объясните сущность основных характеристик истины: объективность и субъективность; абсолютность и относительность; конкретность и всеобщность; проблемность и парадоксальность. 15

Задание №5 Тестовая проверка знаний. 16

Список литературы.. 19


Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы

Абстракция - одна из операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, что бы использовать ее на последующих этапах мышления.

Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира

Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.

Герменевтика – искусство перевода, искусство объяснения.

Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий.

Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания

Заблуждение – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине.

Глупость – банальное заблуждение, очевидное несоответствие реальности.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Незнание – отсутствие результата познания действительности, выражающийся в непонимании, неспособности действовать по определенным законам.

Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований

Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности  познающим субъектом.

Категория – наиболее общие и простейшие формы действительности.

Критерий истины – совокупность правил и принципов, проверяющих соответствие знание на истинность.

Метод – способ познания действительности.

Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов.

Моделирование – процесс создание модели объекта – уменьшенной копии реального предмета.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Объект - внешний по отношению к человеку мир.

Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир.

Парадигма – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование т признанных на данном этапе.

Парадокс – мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу.

Понимание – иметь о чем-либо правильное понятие.

Предметная область – область непосредственного изучения.

Представление – предмет мышления, чувствования, волнения, когда он целиком является наглядным, когда индивиду  удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.

Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания

Редукция – действия или процессы, приводящие к упрощению структуры объекта.

Рефлексия – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум.

Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт.

Эпистема – знание.

Эпистемология – теория познания, гносеология.[1]


Задание №2. Гносеология – учение о познании

2.1. Основные этапы разработки проблем познания в истории философии

Можно выделить следующие этапы развития гносеологии:

1. В философии античности важнейшее логическое значение имела концепция идей Платона. По Платону, человек познает идеи. По сути Платон представлял себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотель по праву считается создателем логики, он придал ей теоретическую форму. Он понял два важнейших обстоятельства: первое - в логических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий; и второе - важнейшей функцией суждений является истинность или ложность. Природа же понятий для него все еще оказывалась загадочной.

2. В философии средних веков разгорелся многовековой спор об универсалиях (фактически спор шел о понятиях). Так называемые реалисты продолжали линию Платона и считали, что универсалии - это самостоятельные духовные реальности, они присущи первично Богу, а вторично вещам и мыслям. Такова, например, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты считали, что общее не существует, не следует считать имена (ноумены) какими-то невесть как придуманными универсалиями. Существуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет нужды придумывать какие-то другие сущности ("бритва Оккама"). В "сотрясении воздуха" номиналистов обвиняли концептуалисты (например, Абеляр). Имелось в виду, причем справедливо, что номиналисты считают понятия всего лишь словами и тем самым не раскрывают их природы. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты - доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира. Каким образом человек получает понятия (универсалии), концептуалисты объяснить не могли (в средних веках науки были развиты крайне слабо).

3. В философии Нового времени вместе со всемерным возрастанием интереса к науке усилилось внимание к рациональному познанию. Возникло настоятельное желание обосновать его, ясно и четко показать, каким образом человек приходит к понятиям. В 1620 г. вышла книга англичанина Фрэнсиса Бэкона "Новый Органон". В ней предлагалась новая теория познания, в основу которой были положены данные экспериментов и наблюдений, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что понятия выводятся из ощущений. Это утверждение намного последовательнее Бэкона проводил Локк.[2]


2.2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности

И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта...". Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение - это наиболее элементарная форма чувств.

Восприятие - это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений ("это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое"; яблоко дано как восприятие).

Представление - это чувство, которое вспоминается или воображается (например, я представляю себе моего друга, въезжающего в аудиторию на голубом коне).

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Итак, понятие - это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.

Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны понятия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями являются также идеализации.

После того как определено, что такое понятие, на очереди суждение. Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. Сравним два выражения: "Электропроводность всех металлов" и "Все металлы проводят электрический ток". В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями.

Умозаключение есть вывод нового знания.

Память - это способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рациональные формы.

Воображение - это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ранее, либо являются новыми. Воображение, как правило, всегда содержит элемент новизны. Если этой новизны достаточно много, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта - это также формы воображения.

Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным. [3]

2.3. Понятие субъекта и объекта познания

Субъект познания – познающий человек.  В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Вполне в соответствии с латинской этимологией (subjectum - лежащий в основании) субъект утверждает себя в качестве первоисточника познавательной деятельности. А объект (objectum - лежащий против или перед чем-либо) всегда то, что стоит (в экспериментальных науках - навытяжку) перед субъектом.   

Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в практико-познавательную деятельность человека и преобразованный по ее законам. Именно это вовлечение-преобразование и превращает девственный фрагмент мира в полноценный объект познания. Тождества здесь не бывает. Объект всегда неполон, частичен. На месте его связи с целым сияет глубокая рана отсечения, выхватывания, локализации. Рану эту интуитивно чувствуют все ученые. Чувствуют и стараются залечить выявлением, а фактически - восстановлением невольно порванных связей познаваемой части с непознанным целым. В результате растет знание, картина изучаемого становится все более полной и цельной. Убедительным подтверждением сказанного является история познания атома. Вначале он был далее не анализируемой абстракцией в виде некоего первокирпичика мира. Но по мере своего все более тщательного вписывания в контекст целого он становился и все более сложным. Теперь он состоит из множества элементарных частиц.

2.4. Концепция критерия истины

Истина - одна из центральных философем теории познания. Что такое истина?

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Высказывание "снег бел" истинно, если снег действительно бел; высказывание "снег бел" ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит "снег бел". Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

Выходит, что установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (греческое слово прагма означает дело, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.

Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.[4]

2.5. Научное познание и его особенности

Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.

В науке различают два уровня исследований - эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.

Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое - иметь количественные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования - эксперимент (от лат. экспериментум - проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, и ясно почему, проводить химические эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы.

Теория - это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон - это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты.

Метод научного познания - это те приемы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному).


Задание №3. Сравните метод познания, разработанный Ф.Бэконом, с картезианским методом познания

Метод

Что является источником истины?

Из чего выводится всеобщий необходимый характер знания?

Какому логическому методу отдается предпочтение ?

Эмпиризм

Бэкона

Эксперимент

То, что в действии, на практике «наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты. Первые — те, что приносят непосредственный полезный результат, тогда как второй род опытов не дает непосредственной практической пользы, но проливает свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты.[5]

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы.

Рационализм

Декарта

В отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт аппелировал к разуму, самосознанию.


Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины и выводят знания:

-               за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;

-               расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;

-               методически переходить от доказанного к недоказанному;

-               не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.


Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются "опорными" пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании "врожденных идей", т.е. задатков интеллекта к формированию в определенных условиях аксиоматических положений.


Задание №4. Упражнения, логические задачи и комментарии

4.1. В чем отличие предмета познания от объекта познания

Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в практико-познавательную деятельность человека и преобразованный по ее законам.

Предмет познания – область объекта, которую необходимо изучить.

Например, объект познания – человек, а предметом может быть физиология, психика, мышление, деятельность и т.д.

4.2. Назовите в порядке последовательности формы чувственного и абстрактно-мысленного отражения действительности и раскройте их суть

Чувственно отражение действительности:

Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый) и т.д. По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный (совокупность свойств) образ предмета; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а взаимоувязываются, синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, чаще калейдоскопической, их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Есть тут, впрочем, и обратная зависимость: и ощущение невозможно без восприятия как некоего фонового, смутно улавливаемого контекста. Часть всегда часть целого.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, и оставляем только его общие, "сквозные" черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. п. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим подобные признаки и сосредоточиваемся на других, более для нас существенных: возможность сидеть за столом, ножки, устойчивость, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе: "солнце взошло", "в политике нельзя верить словам", "нынешнее поколение выбирает кока-колу". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а полученное в результате суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и получаемые по аналогии.

4.3. Объясните сущность основных характеристик истины: объективность и субъективность; абсолютность и относительность; конкретность и всеобщность; проблемность и парадоксальность

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны.

Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Объективность истины – ее существование независимо от конкретного субъекта.

Субъективность истины – истина для конкретного субъекта.

Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее определенное предметное поле и столь же определенная область применимости.

Истина всегда всеобщна, т.к. она может быть доступна везде, всегда и всем.

Истина проблемна, т.к. ее обнаружение требует напряжения усилий в процессе познания, но ее простота и очевидность открываются при ее открытии – это есть свойство парадоксальности.[6]


Задание №5 Тестовая проверка знаний

1. Философская дисциплина, предметом которой является научное познание в его специфических характеристиках

а)     Аксиология;

б)    Эпистемология;

в)     Праксиология;

г)     Онтология.

2. Направление в теории познания, которое основным источником знания считает данные органов чувств, называется:

а)     Рационализм;

б)    Мистицизм;

в)     Сенсуализм;

г)      Эмпиризм.

3. Для какой эпохи характерен «гносеологический поворот» в философии?

а)     Современная эпоха (XX – XXI век);

б)    Эпоха возрождения

в)     Средневековье;

г)      Новое время.

4. Какие из указанных методов научного познания используются сугубо на теоретическом уровне исследования?

а)     Формализация;

б)    Сравнение;

в)     Идеализация;

г)     Эксперимент.

5. Какой из ниже перечисленных критериев истинности положен в основу данного определения: «Истина – полезность, эффективность знания»?

а)     Герменевтический критерий;

б)    Прагматический критерий;

в)     Критерий практики;

г)     Критерий логической полноты и непротиворечивости.

6. К формам чувственного отражения действительности относятся:

а)     Понятие;

б)    Представление;

в)     Восприятие;

г)     Суждение.

7. Философская концепция, выдвигающая сомнение в качестве главного принципа познания, называется:

а)     Агностицизм;

б)    Релятивизм;

в)     Скептицизм.

8. В качестве основных познавательных способностей человека в иррационализме выдвигаются:

а)    Вера;

б)    Разум;

в)     Мистическая интуиция;

г)     Рассудок.

9. Среди предложенных суждений выберите правильное:

а)   Практика – чувственное восприятие мира;

б)  Практика – только материально- производственная деятельность людей;

в)   Практика – логическое обоснование действительности;

г)    Практика – многообразная и разносторонняя, целеполагающая и целесообразная, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование мира.

10. Какое из перечисленных пониманий истины является классическим в истории философии?

а)     Истина – полезность знания, его эффективность;

б)    Истина – соответствие знаний действительности;

в)     Истина – свойство самосогласованности знаний;

г)     Истина – это соглашение.


Список литературы

1.           Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.

2.           Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.

3.           Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993.

4.           Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998.

5.           Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 1999.

6.           Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.



[1] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.

[2] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 416.

[3] Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – с. 512.


[4] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 331.

[5] Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993. – с. 344.

[6] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 401.