Содержание
Введение. 4
Глава 1. Место правосознания в системе правового регулирования. 6
1.1. Определение правосознания, как разновидности общественного сознания. Его составляющие. Формы правосознания. 6
1.2. Сознание человека как предмет правового регулирования. Соотношение «права» и «правосознания». 9
1.3. Понятие «права». Факторы, влияющие на формирование правосознания личности. 11
1.3.1. Основные школы правопонимания. 11
1.3.2. Основные правовые системы.. 14
1.4. Анализ правосознания современного российского общества. 16
Глава 2 Правовая культура в Российской Федерации. 18
2.1. Исторический аспект. 18
2.2. Юридический аспект. 19
2.3. Сравнительный анализ: со странами западной демократии и странами мусульманского права. 20
2.4. Тенденции развития правовой культуры в России. 22
Глава 3. Правовой нигилизм. 25
3.1. Понятие нигилизма. 25
3.2. Определение сущности правового нигилизма. 27
3.3. Различия в понятии «правовой» и «юридический» нигилизм. 27
3.4. Правовой нигилизм (как проявление): правовое невежество или отсутствие морали. 28
3.5. Меры профилактики. 29
Глава 4. Различия в критериях оценки правосознания, правовой культуры и правового нигилизма. 32
4.1. Правда и справедливость. 32
4.2. Благо и полезность. 33
4.3. Юридическая и нравственная оценка. 33
Заключение. 35
Список литературы.. 36
Введение
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, нраву, существующему сейчас, и к нраву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием.
По мнению некоторых современных теоретиков государства и права, правовая сфера духовного мира человека - это система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое мировоззрение и правовое мышление. Правовая сфера духовного мира - это часть духовного мира, куда часто относят и язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности, традиционные формы воспитания и образования, моду, направления искусства, господствующее мировоззрение в различных формах. Она связана с сознанием человека.
О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации.
Цель работы рассмотреть различные аспекты правосознания, правовой культуры и правового нигилизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место правосознания в системе правового регулирования;
2. Рассмотреть особенности правовой культуры в РФ;
3. Рассмотреть основные аспекты правового нигилизма;
4. Определить критерии оценки правосознания, правовой культуры, правового нигилизма.
Глава 1. Место правосознания в системе правового регулирования
1.1. Определение правосознания, как разновидности общественного сознания. Его составляющие. Формы правосознания.
Общественное сознание - это продукт социальной деятельности группы индивидов, наций, классов, всего общества в целом, результат осознания бытия обществом или отдельными его частями (группами, нациями, классами). Общественное сознание развивается обществом в целом и неотделимо от многогранной деятельности людей. Сознание общественно потому, что оно порождается деятельностью только общественного человека, а не изолированного.
Выделяют семь форм общественного сознания; 1) политическое; 2) правовое; 3) мораль; 4) религия; 5) искусство; 6) философия; 7) наука.
В советской теории государства и права правосознание определялось с классовых позиций: «Правосознание - это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества».
С точки зрения материалистического понимания истории, сущность правосознания определяется системой общественных отношений, в первую очередь производственными отношениями. Его функция состоит в формировании взглядов и представлений всего населения относительно сущности и принципов правовой организации общества, характера государственной власти. Связь политического и правового сознания здесь несомненна.
Итак, правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а общественной жизни.
Правосознание зародилось в древних государствах из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время пребывала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание было зависимо от религиозного сознания.
В структуре правосознания обычно выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Но уместно выделять и третий элемент - правовую науку.
Правовая идеология - это теоретическое осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития с точки зрения интересов отдельных классов, наций, политических элит или всего общества. Правовая идеология разрабатывается учеными, политиками, политическими партиями.
Правовая психология - это стихийные чувства, эмоции, переживания, настроения, выражающие отношение к действующему и желаемому праву. Что касается социально-правовой психологии, то она «приводит в движение правовую идеологию, придает силу правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические механизмы»1. Процесс развития правосознания, отражения в нем потребностей и интересов общественного развития есть сложный и противоречивый процесс.
Социально-правовая психология включена в общую систему общественных связей и отношений. Как и правовая идеология, она является отражением объективных экономических процессов, а следовательно, и состояние ее может быть воспринято в неразрывной связи с объективными процессами.
Правовая наука - это система теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития права. От правовой психологии правовая наука отличается глубиной познания права и практикой его реализации в конкретных отношениях.
Правовая идеология не является частью правовой науки, так как может развиваться без связи с ней, а быть связанной, например, с религией, которая имеет с наукой разные задачи.
В теории государства и права достаточно хорошо разработано учение об уровнях правового сознания. Сегодня различают следующие уровни правосознания: обыденное, профессиональное и научное.
Обыденное правосознание - это массовые представления людей, их эмоции, настроения «по поводу» права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание - это понятия, представления, идеи, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов-профессионалов. «Для того чтобы стать профессионалом, необходимо не только учиться своему делу, но и овладеть профессией практически».
Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно разрабатывает пути развития права, законодательства, государственно-правовых отношений. Носителями этого вида правосознания являются ученые-юристы, работающие в НИИ, вузах и т.д.
Выделяют следующие формы правосознания: практическую и теоретическую.
Практическая форма характеризует обыденное правосознание. Формами практического правосознания являются правовые чувства, навыки, привычки и знания. Правовые чувства выражаются в слове, речевых актах, что облегчает его восприятие и изучение. Правовые навыки - это умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор контрагента, заключение договора). Правовые привычки - устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании правовым стандартам поведения (соблюдение договоров). Правовые знания присутствуют в виде сведений, мнений, оценок установок образцов обыденного сознания.
Теоретическое правосознание - это процесс и результат умственной деятельности, направленной на осмысление права, его границ и нормативов, на уяснение способов и средств обращения с ним, на упорядочивание и совершенствование знаний о праве[1].
1.2. Сознание человека как предмет правового регулирования. Соотношение «права» и «правосознания»
Правосознание - это исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом. Это совокупность правовых идей, взглядов, представлений, чувств, выражающих отношение к действующему и желаемому праву, законности, правосудию, а также мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права.
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда для других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. От ношение к праву часто определяется политическими взглядами.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным[2].
1.3. Понятие «права». Факторы, влияющие на формирование правосознания личности
1.3.1. Основные школы правопонимания
Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Как известно, статус права в обществе характеризуется в двух тесно связанных измерениях — общесоциальном, в котором право рассматривается как явление культуры, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений, и собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств.
Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского, Ее виднейшие представители: Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.
Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующей в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.
В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.
Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.
Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии ( представители Густав Гуго, Савиньи, Пухта).
Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присушим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.
Психологическая школа права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Бирлинг Кнапп) и Франции (Тард).
Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.
Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоиии — импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы: 1) императивные, или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.
Нормативистская (абстрактно-нормативная) школа права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета.
Социологическая школа права, несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они так или иначе понимают под ним совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».
Марксистская школа права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.
Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности[3].
1.3.2. Основные правовые системы
Правовые системы современности следует рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права — группу английского права и группу американского права и т.п.
В поисках развернутой классификации правовых систем современности используемые критерии могут принимать в расчет самые различные факторы, начиная с этнических, культурных, географических, религиозных и кончая «правовой техникой», «стилем права», поэтому классификаций существует почти столько же, сколько и ученых-юристов. Однако при всем многообразии позиций и точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных направления классификации правовых систем современности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями.
Первое направление наиболее ярко представлено в работах известного французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения трех «правовых семей» (романо-германской,. англосаксонской, социалистической), к которым примыкает весь остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты и названный «религиозные и традиционные системы».
В основе этой классификации лежат два критерия — идеологический (сюда Р. Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы не изолированно, а в совокупности».
Классификация Р. Давида пользуется значительной популярностью в современной юридической науке. Преподавание, например, учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется в соответствии именно с этой классификацией. Наиболее известным представителем второго направления является немецкий юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль («стиль права»), учитывающий пять факторов; 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.
На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.
Система и иерархия источников права характеризуют состояние правовых семей и представляют собой важнейшие критерии их классификации. Если для романо-германской правовой семьи характерно писаное, кодифицированное право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам, то англо-американское общее право противостоит континентальному праву в том смысле, что в основе его лежит судебный прецедент: оно представляет собой систему некодифицированного права.
Для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются следующие взаимосвязанные три группы критериев: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы — ведущие правовые институты и отрасли права.
На основе этих трех взаимосвязанных критериев, на наш взгляд, можно выделить следующие основные правовые семьи: романо-германская правовая семья; социалистическая правовая семья; правовая семья общего, права; скандинавская правовая семья; латиноамериканская правовая семья; мусульманская правовая семья; индусская правовая семья; дальневосточная правовая семья[4].
1.4. Анализ правосознания современного российского общества
Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски — это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.
При
достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и
практиков в дело формирования права и
правосознания в России в конце XIX — начале XX в. Но
процесс становления российского правосознания был
прерван в
В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.
Глава 2 Правовая культура в Российской Федерации
2.1. Исторический аспект
Опыт государственно-правового строительства России только в XX в. (1917,1991,1993 гг,) показал, что отсутствие четких целей, стратегии и тактики их осуществления, безволие, непрофессионализм, отсутствие патриотизма и должной правовой культуры отдельных высших должностных лиц государства приводили к непоправимым трагедиям в жизни народа, развалу страны. Говорить сегодня о правовой культуре российских государственных служащих - это значит говорить о трагедии русского народа, о бедах наших городов, вымирании русских деревень, хуторов и сел, кризисе государственной власти, так как правовая культура государственных служащих - это фактор, длящийся во времени и влияющий на развитие государства.
История России подтверждает, что эффективность государственной власти здесь всегда зависела от того, насколько соответствовали те или иные чиновники занимаемой должности, добросовестно ли они относились к служебным обязанностям, как соблюдали правовые и нравственные нормы.
Причина кризиса правовой культуры в современной России видится в первую очередь в отсутствии в стране государственной идеологии, программы правового воспитания, продуманной государственной кадровой политики. В процессе правового воспитания происходит в основном формирование государственного правосознания граждан, усвоение ими элементов государственной идеологии. Общество, организованное в государство, не может долго существовать без государственной идеологии, так как это ведет к кризису государственности, духовного единства населения, а впоследствии к разрушению государства и к сокращению коренного населения. Кризис в идеологии приводит к усилению моральной и физической деградации, употреблению наркотических веществ, алкоголизму, нелитературной лексике.
За годы перестройки великая русская культура была во многом предана забвению и подменена шоу-бизнесом. Кризис морали повлек за собой кризис правосознания и всей правовой культуры.
При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и практиков
в дело формирования права и
правосознания в России в конце XIX — начале XX в. Но
процесс становления российской правовой культуры был прерван в
В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.
2.2. Юридический аспект
Одним из элементов правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.
2.3. Сравнительный анализ: со странами западной демократии и странами мусульманского права
Юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, а для англичан оно, в основном, то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована данная ситуация, в Англии — в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.
Во Франции, в Германии, в Италии, во всех странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в «Высших Судах» до XIX в. не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Лишь в наше время приобретение университетского диплома стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей. Профессиональные экзамены, позволяющие заниматься юридическими профессиями, стали очень серьезными и могут рассматриваться сегодня как эквивалент юридического диплома. Но и сегодня в глазах англичан главное — то, чтобы дела разбирались в суде добросовестными людьми. Соблюдения основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы «хорошо судить». Правовая культура в странах западной демократии формировалась на протяжении многих веков и не всегда была на высоте, на современном этапе в странах западной демократии правовая культура находится на высоком уровне. В России правовая культура в целом еще сформирована
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Однако эти усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.
Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет мотивы, которые мусульманин должен знать, посты, которые требуется соблюдать, милостыни которые необходимо подавать, паломничества, которые надо совершать. Нельзя принуждать к соблюдению установленных правил. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.
Вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания протекала преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания. В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.
Правовые системы мусульманских стран претерпели существенные изменения в том плане, что значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшились, а само это право — хотя бы по своей внешней форме — также восприняло кое-что от европейских кодификаций. Но тенденции такого рода не следует преувеличивать, особенно при той активизации ислама, которая ныне характеризует политико-правовую жизнь многих государств[5].
2.4. Тенденции развития правовой культуры в России
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура человеческого общества (населения земного шара) формируется под влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых культур. Правовая культура общества отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Поскольку нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, то нет и одинаковых правовых культур личности, народа и т.д. Конечно, правовая культура одной, отдельно взятой личности - это частица правовой культуры нации, расы, класса, общества, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Она есть сумма знания права, умения его применять и поступать в соответствии с правом.
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному
произволу.
Различие между социальной системой и жизненным миром присуще не одной России, но только здесь оно доходит до глубокого внутреннего раскола и составляет главную черту организма нации. Объяснять его можно разными причинами - мобилизационным характером модернизации, устойчивостью элементов традиционного жизненного уклада, отсутствием подлинного просвещения, искусственностью идеологических парадигм, культивируемой пропастью между властью и народом и т.д. Но названному несоответствию между официальной и реальной жизнью народа можно найти и другое, более простое название - социальная безнравственность. Не четко соблюдаются должностные обязанности, не вовремя выполняются договоры, не в срок выплачиваются долги, утаивается истинное положение вещей, нарушаются законы, условия и правила, прснебрегаются общественные интересы, ищутся обходные «левые» пути, возникают правовые и нравственные компромиссы, не платятся налоги и т.д., не говоря уже о готовности к элементарным нарушениям нравственного достоинства - таковы причины, создающие разрыв между системой и тем, как она функционирует в действительности. Устранить этот разрыв - значит восстановить нравственное здоровье общества, привести в соответствие действия общества тому, что оно само утверждает.
Описанные явления по определению очень свойственны деформированной правовой культуре, присущей политическому строю административно-командной системы управления.
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Глава 3. Правовой нигилизм
3.1. Понятие нигилизма
Анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, М. Хайдеггер, выявил его ключевые черты. Во-первых, мировоззренческий нигилизм — это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К, Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами; ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания «в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
3.2. Определение сущности правового нигилизма
Сущность правового нигилизма заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.[6]
Правовой нигилизм можно объяснить подспудным социокультурным несоответствием между требованиями, предъявляемыми актуальной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве и о правом. Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры. Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности или не находит то, что соответствует се системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нериализованности собственного понимания права[7].
3.3. Различия в понятии «правовой» и «юридический» нигилизм
Чаще всего правовой и юридический нигилизм используются как синонимы. Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии. . . отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни».[8] Речь идет о невостребованности права обществом.
Россия попыталась встать на путь правового государства, как только скованные ранее в экономическом и политическом плане люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном. Таким образом юридический нигилизм это в отличии от правового нигилизма не отрицание права а его не знание сопряженное с низким уровнем правовой культуры.
3.4. Правовой нигилизм (как проявление): правовое невежество или отсутствие морали
Корни правового нигилизма были крепки в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием.
Однако обращаясь к анализу причин правовою нигилизма, исследователи, часто видят их в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Такой подход является несколько поверхностным, основанным скорее на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Ибо из этого подхода вытекает, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. Правовой нигилизм это проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности[9].
Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому нельзя говорить что правовой нигилизм проявляется в том что у человека отсутствует мораль, нигилизм отрицает нормы права, а не морали.
3.5. Меры профилактики
Специфика правового воспитания заключается в обучении праву таким образом, чтобы сформировать у обучаемого уважительное отношение к закону, непримиримость к его нарушениям. И здесь знаний о праве и навыков его применения недостаточно, в большей мере проявляются моральные качества индивидов, социальных групп, общества в целом.
Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, формирование у граждан позитивного отношения к праву, правосудию, законности. Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного, которое закладывается в семье, детском саду, школе.
Практически во все времена правовое воспитание рассматривалось как составная часть идеологической функции государства. Оно осуществлялось с использованием таких субъектов, как религиозные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, правовой всеобуч и юридическое образование.
Объектом правового воспитания и обучения является правовое сознание граждан, молодежи.
Под методами правового воспитания обычно имеют в виду совокупность способов целенаправленного воздействия субъектов правового воспитания на правосознание и психику населения страны, социальной группы или индивида. Методами правового воспитания признаются убеждение, принуждение, поощрение и правовое просвещение[10].
Беда нашего времени в том, что, несмотря на очевидные нигилистические настроения в обществе, законодатели не делают из этого соответствующих выводов. Многие законы не соответствуют реалиям жизни, они не приносят необходимой пользы, а напротив, создают определенные трудности. Их большое количество создает неразбериху, неизбежную при внедрении новых нормативных требований, к тому же зачастую новые законодательные акты непоследовательны и противоречат друг другу. В то же время, наряду с общественными отношениями, пресыщенными регулирующими нормами, остается множество таких, которые никак не регламентированы правом. Эта аномалия точно также ведет к негативным реакциям и усугубляет нигилистические настроения в массах, поэтому закон, прежде всего, должен быть адекватен экономической и политической ситуации. Грамотный закон должен четко указывать нормы и механизмы их реализации, лиц, которые должны способствовать реализации прав, и определять ответственность за ненадлежащее его исполнение[11].
Глава 4. Различия в критериях оценки правосознания, правовой культуры и правового нигилизма
4.1. Правда и справедливость
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.
Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право в правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др
Чем выше уровень правосознания, тем значимее такие критерии оценки как, правда и справедливость, все поступки отслеживаются сквозь призму этих критериев.
Правовой культуре присуща ценностно-нормативная функция, которая выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.
Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнул, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания нрава.
4.2. Благо и полезность
К понятию «культура» можно подходить и с точки зрения ценностных установок. Ценностный подход выявляет роль и место социальных норм и институтов, отношения людей друг к другу и к самим себе, самооценку самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры человека, группы индивидов и общества в целом.
Правовая культура и правосознание предполагают и воспитывают в личности такие качества которые позволяют оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения блага и пользы для общества. Правовой нигилизм в свою очередь основан на индивидуализме поэтому критерии оценки с точки зрения блага и пользы не совпадают с правовой культурой и правосознанием.
4.3. Юридическая и нравственная оценка
Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной нравственности, нравственную культуру населения. От этого зависит отношение людей к принятым законам, их реализации.
3) Нравственность влияет на процесс применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами.
Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправных действий.
Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаен предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия.
Тесное взаимодействие норм права и нравственности не исключает противоречий, расхождений между ними.
Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными. Например, в советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период тоталитарного режима в нашей стране вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.
Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.
Заключение
Ситуацию столкновения элементов разных правовых культур мы обнаруживаем в современной России. В принципе нигилистическое сознание объективное пиление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают крупные перемены и потрясения, особенно если они проходят на фоне весьма существенного снижения уровня жизни.
Когда государство само пренебрегает правом или использует его, как это всегда было в российской истории, только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться на то, что народ будет действовать в рамках закона, будет положительно оценивать его суть. Строящиеся вертикально отношения в обществе, когда «верхи» концентрируют на себе права, а на «низы» возлагаются только лишь обязанности по выполнению распоряжений «верхов», не могут привести ни к устойчивому общественному согласию, ни к легитимизации новых правовых установлений, что только и является основой для воспроизводства положительного правосознания и поддержки самим обществом правомерного поведения.
Если учесть, что нашим законам не присуща сила прямого действия, что дает волю ведомствам корректировать законы но своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть, что в нашей стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, то становится абсолютно объяснимой ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности». Население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему. Происходит то, что называется отчуждением общества от права.
Список литературы
1) Алексеев С.С. «Теория права». М- 1995.-
2) Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.-
3) Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.-
4) Лившиц. Р.З. «Современная теория государства и права» М.-1994.-
5) Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». М.-2001.-
6) Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. №2.
7) Новгородцев П.И. «Историческая школа юристов» М.- 1992.-
8) Нерсесянц В.С. «Философия права». М. – 1997.-
9) Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.-
10) Спиридонов Л.И. «Теория государства и права». М. 1999.-
11) Пиголкина. А.С. «Общая теория права». М.-1995.-
12) Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.-
13) Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997.
14) Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8.
15) Черданцев А.Ф. «Теория государства и права». М.2000.-
[1] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 307
[2] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 309
[3] Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- с. 176
[4] Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- с. 548
[5] Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- с. 530
[6] Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997. С. 590.
[7] Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. №2. С.27.
[8] Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8. С. 52.
[9] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.- с. 83
[10] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 312
[11] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности М.; 2002.- с. 87