Содержание

Введение. 4

Глава 1. Место правосознания в системе правового регулирования. 6

1.1. Определение правосознания, как разновидности общественного сознания. Его составляющие. Формы правосознания. 6

1.2. Сознание человека как предмет правового регулирования. Соотношение «права» и «правосознания». 9

1.3. Понятие «права». Факторы, влияющие на формирование правосознания личности. 11

1.3.1. Основные школы правопонимания. 11

1.3.2. Основные правовые системы.. 14

1.4.     Анализ правосознания современного российского общества. 16

Глава 2 Правовая культура в Российской Федерации. 18

2.1. Исторический аспект. 18

2.2. Юридический аспект. 19

2.3. Сравнительный анализ: со странами западной демократии и странами мусульманского права. 20

2.4. Тенденции развития правовой культуры в России. 22

Глава 3. Правовой нигилизм. 25

3.1. Понятие нигилизма. 25

3.2. Определение сущности правового нигилизма. 27

3.3. Различия в понятии «правовой» и  «юридический» нигилизм. 27

3.4. Правовой нигилизм (как проявление): правовое невежество или отсутствие морали. 28

3.5. Меры профилактики. 29

Глава 4. Различия в критериях оценки правосознания, правовой культуры и правового нигилизма. 32

4.1. Правда и справедливость. 32

4.2. Благо и полезность. 33

4.3.     Юридическая и нравственная оценка. 33

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Введение


Право как социальное явление вызывает то или иное отноше­ние к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охваты­вается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов об­щества в сфере действия права). Человек как-то относится к про­шлому праву, нраву, существующему сейчас, и к нраву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть ра­циональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, на­строений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей че­ловеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо при­знать и наличие субъективной реакции людей на право, именуе­мой правосознанием.

По мнению некоторых современных теоретиков государ­ства и права, правовая сфера духовного мира человека - это система, включающая в себя правосознание, правовую куль­туру, правовое мировоззрение и правовое мышление. Пра­вовая сфера духовного мира - это часть духовного мира, куда часто относят и язык, производство, технику, нравы, действу­ющее право, господствующие ценности, традиционные фор­мы воспитания и образования, моду, направления искусст­ва, господствующее мировоззрение в различных формах. Она связана с сознанием человека.

О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пи­шут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложив­шейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И тем не ме­нее правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития ев­ропейской цивилизации.

Цель работы рассмотреть различные аспекты правосознания, правовой культуры и правового нигилизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.   Определить место правосознания в системе правового регулирования;

2.   Рассмотреть особенности правовой культуры в РФ;

3.   Рассмотреть основные аспекты правового нигилизма;

4.   Определить критерии оценки правосознания, правовой культуры, правового нигилизма.



Глава 1. Место правосознания в системе правового регулирования

1.1. Определение правосознания, как разновидности общественного сознания. Его составляющие. Формы правосознания.

Общественное сознание - это продукт социальной дея­тельности группы индивидов, наций, классов, всего обще­ства в целом, результат осознания бытия обществом или от­дельными его частями (группами, нациями, классами). Общественное сознание развивается обществом в целом и не­отделимо от многогранной деятельности людей. Сознание общественно потому, что оно порождается деятельностью только общественного человека, а не изолированного.

Выделяют семь форм общественного сознания; 1) по­литическое; 2) правовое; 3) мораль; 4) религия; 5) искусст­во; 6) философия; 7) наука.

В советской теории государства и права правосознание определялось с классовых позиций: «Правосознание - это форма общественного со­знания, выступающая как система взглядов, убеждений, оце­нок представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества».

С точки зрения материалистического понимания исто­рии, сущность правосознания определяется системой обще­ственных отношений, в первую очередь производственны­ми отношениями. Его функция состоит в формировании взглядов и представлений всего населения относительно сущности и принципов правовой организации общества, ха­рактера государственной власти. Связь политического и правового сознания здесь несомненна.

Итак, правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а общественной жизни.

Правосознание зародилось в древних государствах из ре­альных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в уст­ной форме в виде запретов, возмездия, представлений о по­рядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время пребывала в лоне мифо­логического и религиозного сознания. В средние века пра­восознание было зависимо от религиозного сознания.

В структуре правосознания обычно выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Но уместно выделять и третий элемент - правовую науку.

Правовая идеология - это теоретическое осознание в юридических категориях (законности, справедливости, рав­ноправия, единства прав и обязанностей) объективных по­требностей общественного развития с точки зрения инте­ресов отдельных классов, наций, политических элит или все­го общества. Правовая идеология разрабатывается учены­ми, политиками, политическими партиями.

Правовая психология - это стихийные чувства, эмоции, переживания, настроения, выражающие отношение к дей­ствующему и желаемому праву. Что касается социально-пра­вовой психологии, то она «приводит в движение правовую идеологию, придает силу правовым идеям. Правовая идео­логия выражается и функционирует через психологические механизмы»1. Процесс развития правосознания, отражения в нем потребностей и интересов общественного развития есть сложный и противоречивый процесс.

Социально-правовая психология включена в общую систе­му общественных связей и отношений. Как и правовая идеоло­гия, она является отражением объективных экономических процессов, а следовательно, и состояние ее может быть воспри­нято в неразрывной связи с объективными процессами.

Правовая наука - это система теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития права. От правовой психологии правовая наука отличается глубиной познания права и практикой его реализации в конкретных отношениях.

Правовая идеология не является частью правовой науки, так как может развиваться без связи с ней, а быть связанной, например, с религией, которая имеет с наукой разные задачи.

В теории государства и права достаточно хорошо разра­ботано учение об уровнях правового сознания. Сегодня раз­личают следующие уровни правосознания: обыденное, про­фессиональное и научное.

Обыденное правосознание - это массовые представления людей, их эмоции, настроения «по поводу» права и законно­сти. Эти чувства возникают под влиянием непосредствен­ных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание - это понятия, пред­ставления, идеи, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов-профессионалов. «Для того чтобы стать про­фессионалом, необходимо не только учиться своему делу, но и овладеть профессией практически».

Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, вы­ражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно разрабатывает пути развития права, законода­тельства, государственно-правовых отношений. Носителя­ми этого вида правосознания являются ученые-юристы, ра­ботающие в НИИ, вузах и т.д.

Выделяют следующие формы правосознания: прак­тическую и теоретическую.

Практическая форма характеризует обыденное правосо­знание. Формами практического правосознания являются пра­вовые чувства, навыки, привычки и знания. Правовые чувства выражаются в слове, речевых актах, что облегчает его воспри­ятие и изучение. Правовые навыки - это умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор контрагента, заключение договора). Правовые привычки - ус­тойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном сле­довании правовым стандартам поведения (соблюдение дого­воров). Правовые знания присутствуют в виде сведений, мне­ний, оценок установок образцов обыденного сознания.

Теоретическое правосознание - это процесс и результат умственной деятельности, направленной на осмысление пра­ва, его границ и нормативов, на уяснение способов и средств обращения с ним, на упорядочивание и совершенствование знаний о праве[1].


1.2. Сознание человека как предмет правового регулирования. Соотношение «права» и «правосознания»

Правосознание - это исторически развивающееся явле­ние. Оно непосредственно связано с правом. Это совокупность правовых идей, взглядов, представлений, чувств, вы­ражающих отношение к действующему и желаемому праву, законности, правосудию, а также мотивирующих правомер­ное поведение и служащих источником для законотворчес­кого процесса, влияющих на реализацию права.

Право как социальное явление вызывает то или иное отноше­ние к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охваты­вается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда для других правоприменительных органов, к поведению членов об­щества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть ра­циональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, на­строений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей че­ловеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо при­знать и наличие субъективной реакции людей на право, именуе­мой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник пра­ва. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений лю­дей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. От ношение к праву часто определяется политическими взглядами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздей­ствия на общественные отношения. Специфическая черта право­сознания как составной части механизма правового регулирова­ния состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в ра­боту и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах ме­ханизма правового регулирования — нормах права, правоотноше­ниях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реали­зации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что созна­ние, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют по­ведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступ­ки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправо­мерным, социально вредным и опасным[2].

1.3. Понятие «права». Факторы, влияющие на формирование правосознания личности

1.3.1. Основные школы правопонимания

Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Как известно, статус права в обществе характеризуется в двух тесно связанных измерениях — общесоциальном, в котором право рас­сматривается как явление культуры, оказывающее широкое не­формальное влияние на весь комплекс общественных отноше­ний, и собственно юридическом, в рамках которого право реали­зуется через специальную, присущую только ему систему средств.

Идея естественного права воз­никла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского, Ее видней­шие представители: Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и пози­тивного.

Позитивное, или положительное, — это официально признанное, действующей в том или ином государстве право, полу­чающее выражение в законах и иных правовых актах государст­венной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все вре­мена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естест­венных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права че­ловека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии ( представители Густав Гуго, Савиньи, Пухта).

Историческая школа права отрицала возможность существо­вания единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присушим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с моло­ком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Психологическая школа права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Бирлинг Кнапп) и Франции (Тард).

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разра­ботана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официаль­но действующее в государстве, и интуитивное право, истоки ко­торого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитив­ное право, выражаемое в законах и других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Петражицкий называет фантазмами.

Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих от­ношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоиии — импульсивные переживания, по­буждающие человека совершать определенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы: 1) императив­ные, или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) школа права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобя­зательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Возражая против теории естественного права, Кельзен ут­верждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государ­ство, права не существует, обязательность правовых норм про­истекает не из нравственности, а из государственного автори­тета.

Социологическая школа права, несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они так или иначе понимают под ним совокупность «правовых» отноше­ний, возникающих и существующих независимо от норм; сло­жившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правитель­ства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

Марксистская школа права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассмат­ривается как часть надстройки над экономическим базисом об­щества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве ос­новоположники марксизма видели в его классовой сущности[3].

1.3.2. Основные правовые системы


Правовые системы современности следует рас­сматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права — группу английского права и группу американского права и т.п.

В поисках развернутой классификации правовых систем совре­менности используемые критерии могут принимать в расчет самые различные факторы, начиная с этнических, культурных, геогра­фических, религиозных и кончая «правовой техникой», «стилем права», поэтому классификаций существует почти столько же, сколько и ученых-юристов. Однако при всем многообразии пози­ций и точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных направления классификации правовых систем со­временности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями.

Первое направление наиболее ярко представлено в работах из­вестного французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения трех «правовых семей» (романо-гер­манской,. англосаксонской, социалистической), к которым при­мыкает весь остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты и названный «религиозные и традиционные сис­темы».

В основе этой классификации лежат два критерия — идеоло­гический (сюда Р. Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридичес­кой техники, причем оба они должны быть использованы не изо­лированно, а в совокупности».

Классификация Р. Давида пользуется значительной популяр­ностью в современной юридической науке. Преподавание, напри­мер, учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется в соответствии именно с этой классификацией. Наиболее известным представителем второго направления яв­ляется немецкий юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль («стиль пра­ва»), учитывающий пять факторов; 1) происхождение и эволю­цию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.

На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кру­гов»: романский, германский, скандинавский, англо-американ­ский, социалистический, право ислама, индусское право, дальне­восточное право.

Система и иерархия источников права характеризуют сос­тояние правовых семей и представляют собой важнейшие кри­терии их классификации. Если для романо-германской правовой семьи характерно писаное, кодифицированное право, получив­шее законодательное выражение, где постоянное и обширное нор­мотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам, то англо-американское общее право противостоит континентальному праву в том смысле, что в основе его лежит судебный прецедент: оно представляет собой систему некодифицированного права.

Для выделения основных правовых семей наиболее существен­ными являются следующие взаимосвязанные три группы крите­риев: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вто­рых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы — ведущие правовые институты и отрасли права.

На основе этих трех взаимосвязанных критериев, на наш взгляд, можно выделить следующие основные правовые семьи: романо-германская правовая семья; социалистическая правовая семья; правовая семья общего, права; скандинавская правовая семья; латиноамериканская правовая семья; мусульманская пра­вовая семья; индусская правовая семья; дальневосточная право­вая семья[4].





1.4.         Анализ правосознания современного российского общества


Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свобо­ды, правового государства и прав личности не имели места в рус­ском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Со­ловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски — это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX — начале XX в. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождающемуся рос­сийскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершило XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания.

В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значи­мость. Для российского общества актуальной является задача раз­работать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

Глава 2 Правовая культура в Российской Федерации


2.1. Исторический аспект


Опыт госу­дарственно-правового строительства России только в XX в. (1917,1991,1993 гг,) показал, что отсутствие четких целей, стратегии и тактики их осуществления, безволие, непрофес­сионализм, отсутствие патриотизма и должной правовой культуры отдельных высших должностных лиц государства приводили к непоправимым трагедиям в жизни народа, раз­валу страны. Говорить сегодня о правовой культуре россий­ских государственных служащих - это значит говорить о тра­гедии русского народа, о бедах наших городов, вымирании русских деревень, хуторов и сел, кризисе государственной власти, так как правовая культура государственных служа­щих - это фактор, длящийся во времени и влияющий на раз­витие государства.

История России подтверждает, что эффективность го­сударственной власти здесь всегда зависела от того, на­сколько соответствовали те или иные чиновники занимае­мой должности, добросовестно ли они относились к слу­жебным обязанностям, как соблюдали правовые и нрав­ственные нормы.

Причина кризиса правовой культуры в со­временной России видится в первую очередь в отсутствии в стране государственной идеологии, программы правово­го воспитания, продуманной государственной кадровой по­литики. В процессе правового воспитания происходит в ос­новном формирование государственного правосознания граждан, усвоение ими элементов государственной идео­логии. Общество, организованное в государство, не может долго существовать без государственной идеологии, так как это ведет к кризису государственности, духовного единства населения, а впоследствии к разрушению государства и к сокращению коренного населения. Кризис в идеологии приводит к усилению моральной и физической деградации, употреблению наркотических веществ, алкоголизму, нели­тературной лексике.

За годы перестройки великая русская культура была во многом предана забвению и подменена шоу-бизнесом. Кри­зис морали повлек за собой кризис правосознания и всей правовой культуры.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX — начале XX в. Но процесс становления российской правовой культуры был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождающемуся рос­сийскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правовой культуры.

В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значи­мость. Для российского общества актуальной является задача раз­работать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.


2.2. Юридический аспект


Одним из элементов правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой куль­туры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти    и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господ­ствующим в общественном сознании представлениям о справед­ливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д. О каче­стве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом меха­низм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества долж­но учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в ад­министративно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публи­цистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отража­ется факт наличия в руках какого-либо класса, социальной груп­пы экономической и политической власти, структура государст­венного аппарата, правовое положение личности в обществе, уро­вень защищенности прав и свобод человека.


2.3. Сравнительный анализ: со странами западной демократии и странами мусульманского права

Юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, а для анг­личан оно, в основном, то, к чему придет судебное рассмотре­ние. На континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована данная ситуация, в Англии — в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному су­дебному решению.

Во Франции, в Германии, в Италии, во всех странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось су­дьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в «Высших Судах» до XIX в. не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овла­девали профессией, работая адвокатами и изучая практику судо­производства. Лишь в наше время приобретение университетского диплома стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адво­катом или судьей. Профессиональные экзамены, позволяющие за­ниматься юридическими профессиями, стали очень серьезными и могут рассматриваться сегодня как эквивалент юридического дип­лома. Но и сегодня в глазах англичан главное — то, чтобы дела разбирались в суде добросовестными людьми. Соблюдения основ­ных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы «хорошо судить». Правовая культура в странах западной демократии формировалась на протяжении многих веков и не всегда была на высоте, на современном этапе в странах западной демократии правовая культура находится на высоком уровне. В России правовая культура в целом еще сформирована

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его че­ловеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано че­ловечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководст­воваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульман­ского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой ра­боты мусульманских юристов. Однако эти усилия были направ­лены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспосо­бить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. Так, мусульманское право в ши­роком смысле определяет мотивы, которые мусульманин должен знать, посты, которые требуется соблюдать, милостыни которые необходимо подавать, паломничества, которые надо совершать. Нельзя принуждать к соблюдению установленных правил. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система соци­ально-нормативного регулирования, которая включает как юри­дические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

Вплоть до XIX в. эволюция мусульманского пра­восознания протекала преимущественно в религиозно-юридичес­ких комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истол­ковывали традиционные положения и принципы шариата, никог­да не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы обществен­ного развития, господство религиозной формы общественного со­знания. В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.

Правовые системы мусульманских стран пре­терпели существенные изменения в том плане, что значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшились, а само это право — хотя бы по своей внешней форме — также вос­приняло кое-что от европейских кодификаций. Но тенденции та­кого рода не следует преувеличивать, особенно при той активиза­ции ислама, которая ныне характеризует политико-правовую жизнь многих государств[5].

2.4. Тенденции развития правовой культуры в России


В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура человеческого общества (населения зем­ного шара) формируется под влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых культур. Правовая культура общества отдельно взятого го­сударства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Поскольку нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, то нет и одинаковых правовых культур личности, народа и т.д. Конечно, правовая культура одной, отдельно взятой личности - это частица правовой культуры нации, расы, класса, общества, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, пра­вовых навыков и влияющая на ее юридически значимое по­ведение. Она есть сумма знания права, умения его приме­нять и поступать в соответствии с правом.

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному

произволу.

Различие между социальной системой и жизненным миром при­суще не одной России, но только здесь оно доходит до глубокого внутреннего раскола и составляет главную черту организма нации. Объяснять его можно разными причинами - мобилизационным харак­тером модернизации, устойчивостью элементов традиционного жиз­ненного уклада, отсутствием подлинного просвещения, искусственно­стью идеологических парадигм, культивируемой пропастью между властью и народом и т.д. Но названному несоответствию между офи­циальной и реальной жизнью народа можно найти и другое, более простое название - социальная безнравственность. Не четко соблю­даются должностные обязанности, не вовремя выполняются догово­ры, не в срок выплачиваются долги, утаивается истинное положение вещей, нарушаются законы, условия и правила, прснебрегаются обще­ственные интересы, ищутся обходные «левые» пути, возникают пра­вовые и нравственные компромиссы, не платятся налоги и т.д., не го­воря уже о готовности к элементарным нарушениям нравственного достоинства - таковы причины, создающие разрыв между системой и тем, как она функционирует в действительности. Устранить этот раз­рыв - значит восстановить нравственное здоровье общества, привести в соответствие действия общества тому, что оно само утверждает.

Описанные явления по определению очень свойственны дефор­мированной правовой культуре, присущей политическому строю ад­министративно-командной системы управления.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, ин­формирование населения о существующих юридических предпи­саниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеа­лами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень пра­вовой защищенности личности, а следовательно, и уровень пра­вовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от силь­ного, что является одним из центральных постулатов общемиро­вой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.


Глава 3. Правовой нигилизм

3.1. Понятие нигилизма

Анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундамен­тальное для современного сознания, М. Хайдеггер, выявил его ключевые черты. Во-первых, мировоззренческий нигилизм — это господство бессмыслен­ности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укоре­ненной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию рав­нозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой на­полненной смыслом организации, порядка и целостности.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он под­чиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сде­лать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительст­во». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К, Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обо­снование правового нигилизма, когда ученые, философы, полито­логи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская рево­люция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населе­ния, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступ­ную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должных лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении госу­дарственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспро­изводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь пози­тивное отношение к праву и среди населения, поскольку под пра­вом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными ак­тами. И тогда в обществе складывается широко распространен­ный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблю­даются государственными же органами; ведомственными и долж­ностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяс­нения и оправдания «в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ве­домственный правовой нигилизм.


 

 

3.2. Определение сущности правового нигилизма



Сущность правового нигилизма  заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, норма­тивному порядку.[6]

Правовой нигилизм можно объяснить подспудным социокуль­турным несоответствием между требованиями, предъявляемыми акту­альной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве и о правом. Из этого противостояния вытекает общее негативное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В таком случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, так и естественно-правовому типу правовой культуры. Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности или не находит то, что соответствует се системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком слу­чае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нериализованности собственного понимания права[7].


3.3. Различия в понятии «правовой» и  «юридический» нигилизм


Чаще всего правовой и юридический нигилизм используются как синонимы.  Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии. . . отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни».[8] Речь идет о невостребованности права обществом.

Россия  попыталась встать на путь правового государства, как только скованные ранее в экономическом и политическом плане люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном. Таким образом юридический нигилизм это в отличии от правового нигилизма не отрицание права а его не знание сопряженное с низким уровнем правовой культуры.




3.4. Правовой нигилизм (как проявление): правовое невежество или отсутствие морали

Корни правового нигилизма были крепки в правосознании рус­ского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержани­ем.

Однако обращаясь к анализу причин правовою нигилизма, ис­следователи, часто видят их в юриди­ческом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Такой подход яв­ляется несколько поверхностным, основанным скорее на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представ­лений. Ибо из этого подхода вытекает, что правовой нигилизм являет­ся просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в содержании которого отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. Правовой нигилизм это проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отноше­ние к нему как ценности[9].

Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется харак­тер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отноше­ния были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому нельзя говорить что правовой нигилизм проявляется в том что у человека отсутствует мораль, нигилизм отрицает нормы  права, а не морали.


3.5. Меры профилактики


Специфика правового воспитания заключается в обуче­нии праву таким образом, чтобы сформировать у обучаемого уважительное отношение к закону, непримиримость к его на­рушениям. И здесь знаний о праве и навыков его применения недостаточно, в большей мере проявляются моральные каче­ства индивидов, социальных групп, общества в целом.

Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных организаций, трудовых коллекти­вов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, формирование и повышение уровня правосознания и право­вой культуры населения, формирование у граждан позитив­ного отношения к праву, правосудию, законности. Но право­вое воспитание должно начинаться с нравственного, которое закладывается в семье, детском саду, школе.

Практически во все времена правовое воспитание рас­сматривалось как составная часть идеологической функции государства. Оно осуществлялось с использованием таких субъектов, как религиозные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, право­вой всеобуч и юридическое образование.

Объектом правового воспитания и обучения является правовое сознание граждан, молодежи.

Под методами правового воспитания обычно имеют в виду совокупность способов целенаправленного воздействия субъектов правового воспитания на правосознание и психику населения страны, социальной группы или инди­вида. Методами правового воспитания признаются убежде­ние, принуждение, поощрение и правовое просвещение[10].

Беда нашего времени в том, что, несмотря на очевидные нигилистические настроения в обществе, законодатели не делают из этого соответствующих выводов. Многие законы не соответствуют реалиям жизни, они не приносят необходимой пользы, а напротив, создают определенные трудности. Их большое количество создает не­разбериху, неизбежную при внедрении новых нормативных требова­ний, к тому же зачастую новые законодательные акты непоследова­тельны и противоречат друг другу. В то же время, наряду с общест­венными отношениями, пресыщенными регулирующими нормами, остается множество таких, которые никак не регламентированы пра­вом. Эта аномалия точно также ведет к негативным реакциям и усу­губляет нигилистические настроения в массах, поэтому закон, прежде всего, должен быть адекватен эконо­мической и политической ситуации. Грамотный закон должен четко указывать нормы и механизмы их реализации, лиц, которые должны способствовать реализации прав, и определять ответственность за не­надлежащее его исполнение[11].

Глава 4. Различия в критериях оценки правосознания, правовой культуры и правового нигилизма

4.1. Правда и справедливость

 

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реали­зации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что созна­ние, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют по­ведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступ­ки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправо­мерным, социально вредным и опасным.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно вза­имосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание пере­плетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право в правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др

Чем выше уровень правосознания, тем значимее такие критерии оценки как, правда и справедливость, все поступки отслеживаются сквозь призму  этих критериев.

Правовой культуре присуща  ценностно-нормативная функция, которая выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценнос­тях в праве и самом праве как ценности.

Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком слу­чае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчерк­нул, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо не­дооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания нрава.

4.2. Благо и полезность


К понятию «культура» можно подходить и с точки зрения ценностных установок. Ценностный подход выявляет роль и место социальных норм и институтов, отношения людей друг к другу и к самим себе, самооценку самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель куль­туры человека, группы индивидов и общества в целом.

Правовая культура и правосознание предполагают и воспитывают в личности такие качества которые позволяют оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения блага и пользы для общества. Правовой нигилизм в свою очередь основан на индивидуализме поэтому критерии оценки   с точки зрения блага и пользы не совпадают с  правовой культурой и правосознанием.

 

4.3.           Юридическая и нравственная оценка


Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной нравственности, нравственную культуру населения. От этого зависит отношение людей к принятым законам, их реализации.

3)      Нравственность влияет на процесс применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами.

Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправ­ных действий.

Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаен предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия.

Тесное взаимодействие норм права и нравственности не исключает про­тиворечий, расхождений между ними.

Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными. Например, в советском УК были статьи, фак­тически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких род­ственников. В период тоталитарного режима в нашей стране во­обще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным тре­бованиям как более прогрессивным.









Заключение


Ситуацию столкновения элементов разных правовых культур мы обнаруживаем в современной России. В принципе нигилистическое сознание объективное пиление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают крупные перемены и потрясения, особенно если они проходят на фоне весьма существенного снижения уровня жизни.

 Ко­гда государство само пренебрегает правом или использует его, как это всегда было в российской истории, только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться на то, что народ будет дей­ствовать в рамках закона, будет положительно оценивать его суть. Строящиеся вертикально отношения в обществе, когда «верхи» кон­центрируют на себе права, а на «низы» возлагаются только лишь обя­занности по выполнению распоряжений «верхов», не могут привести ни к устойчивому общественному согласию, ни к легитимизации но­вых правовых установлений, что только и является основой для вос­производства положительного правосознания и поддержки самим об­ществом правомерного поведения.

Если учесть, что нашим законам не присуща сила прямого дей­ствия, что дает волю ведомствам корректировать законы но своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть, что в нашей стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут ока­зать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновни­ков, то становится абсолютно объяснимой ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъем­лемыми чертами образа жизни личности». Население перестает вос­принимать право как социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему. Происходит то, что называется отчуждением общества от права.



Список литературы


1)  Алексеев С.С. «Теория  права». М- 1995.-

2)  Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.-

3)  Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.-

4)  Лившиц. Р.З. «Современная  теория  государства  и  права» М.-1994.-

5)  Марченко  М.Н. «Проблемы  теории  государства  и  права».  М.-2001.-

6)  Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведе­ние. 2000. №2.

7)  Новгородцев П.И. «Историческая  школа  юристов» М.- 1992.-

8)  Нерсесянц В.С. «Философия  права».  М. – 1997.-

9)  Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности  М.; 2002.-

10)      Спиридонов Л.И. «Теория  государства и  права». М. 1999.-

11)      Пиголкина. А.С. «Общая  теория  права».  М.-1995.-

12)      Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-

13)      Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997.

14)      Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8.

15)      Черданцев  А.Ф. «Теория  государства  и  права». М.2000.-







[1] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 307

[2] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 309

[3] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с. 176


[4] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с. 548


[5] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с. 530


[6]  Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М„ 1997. С. 590.

[7] Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведе­ние. 2000. №2. С.27.

[8]  Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. № 8. С. 52.

[9] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности  М.; 2002.- с. 83

[10] Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 312

[11] Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности  М.; 2002.- с. 87