Содержание
1. Место международного частного права в системе права России. Соотношение норм международного частного права с нормами международного частного права с нормами международного публичного права. 3
2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств. 12
3. Трудовые права иностранцев в Российской федерации. 15
Задача № 1. 21
Задача № 2. 24
Задача № 3. 25
Список литературы.. 28
1. Место международного частного права в системе права России. Соотношение норм международного частного права с нормами международного частного права с нормами международного публичного права
«Международное частное право» становится поистине международным благодаря отражению в нем множества социальных и юридических отношений, опосредствующих связи между самими суверенными государствами, между отдельным государством и находящимся в сфере его юрисдикции национальным субъектом права, между самими субъектами, принадлежащими к разным государствам, и т.д., а также взаимодействие международной системы права с национальными правовыми системами, равно как и международное взаимодействие национально-правовых систем между собой.
В свете этого решение вопроса о месте МЧП в юридической системе России заключается в поддержке тезиса о его принадлежности к внутригосударственному праву, с теми, однако, существенными оговорками, что частноправовая (цивилистическая) направленность регулируемых отношений не должна превалировать нал другой и сущностью, которая именно и обусловливает специфичность объекта в данном случае, а значит, и является определяющей, — международным характером.
В основном МЧП имеет сходную с другими отраслями внутригосударственного права, особенно цивилистического направления, структуру, хотя полного совпадения в ряде случаев не существует. МЧП состоит из общей и особенной частей, каждая из которых разбивается на сложившиеся институты и подинституты.
Международное частное право всегда «шло рука об руку» с международным публичным правом. Некоторые мыслители прошлого даже не всегда разделяли их, и тем более не противопоставляли. В частности, в классическом труде Гуго Гроция «О праве войны и мира» исследовались многие вопросы, которые нынешними теоретиками рассматриваются в работах по международному частному праву (право собственности, вопросы семейного права и заключения брака, наследования, обязательственного права, общих правил толкования юридических актов вообще и т.д.). Не случайно, что ныне идея взаимодействия международного публичного и международного частного права на фоне отмеченных выше факторов выступает, пожалуй, в качестве краеугольной тенденция. Думается, в этом нет преувеличения.
«Идейное», концептуальное» взаимное
влияние и проникновение, наблюдаемое во взаимодействии
международного и внутригосударственного права, о котором издавна
говорилось в науке и практике межгосударственных отношений, равно
как и в теории международного права, в реальной действительности XX века подкрепляется
прямой рецепцией, отсылкой или инкорпорацией норм международных
договоров в международное частное право некоторых стран, в их внутригосударственное
право. Подобного рода примером служит
включение рядом государств в акты национального
права международных конвенций как таковых целиком, без изменений (ФРГ— Гаагской конвенции о коллизии законов в отношении формы завещаний от 5 октября
В этом, таким образом, проявляет себя принципиальное явление, свойственное развитию систем международного и внутригосударственного права, — их фактическое взаимодействие. Помимо этого, характерная черта взаимосвязи международного и национально-правовых систем выражается в том, что средства международного и внутригосударственного права используются комплексно, т.е. в сочетании друг с другом, о чем говорят как положения международных договоров, так и национальных актов.
К примеру, российское
Положение «О государственном регулировании трансграничных
перевозок опасных отходов» от 1 июля
В установлении иерархии норм
международного и национального права и разграничении порядка действия источников правового регулирования, которое встречается в самих
актах и может осуществляться
различными способами, в свою очередь проявляется тесная взаимосвязь и переплетение данных систем права. В частности, ст. 6 португальского Торгового кодекса
Во внутригосударственной правоприменительной сфере можно найти немало подтверждений практически
осуществляемого взаимного влияния и взаимного воздействия друг на друга со
стороны международного и
внутригосударственного права. В частности, привлечение международно-правовых норм и актов международных организаций нередко имеет место в деятельности
Конституционного Суда РФ в процессе
рассмотрения им запросов, жалоб граждан
и других субъектов права. Так, при вынесении в 1998г. Постановления по делу о
проверке конституционности положений
статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993г. «О выплате
пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации», Конституционный Суд обосновывал наряду с прочим защиту
конституционных прав и свобод граждан,
к каковым относится и право на получение пенсий вне зависимости от
места жительства следовательно, и в случаях их выезда за пределы РФ в целях
постоянного проживания, посредством
обращения к Резолюции ГА ООН от 4 декабря
Хотя объективные факты и позитивное
право, как показано выше, говорят о «сосуществовании»
международного публичного и частного права1, доктрина
(не только западная, но и отечественная) иногда все же не отказывается от деления
международников на «публичников» и
«частников», равно как и самих договоров на таковые международного публичного и
международного частного права. Вместе с тем подобное разграничение не может не
вызвать возражений. Особенно ярко это противопоставление проявилось при анализе правоведами различных стран решения
Международного Суда ООН по делу
«Нидерланды против Швеции» (о применении
Гаагской конвенции
На самом деле никакого «превращения» не происходит, поскольку международное соглашение в любом случае не прекращает быть договором международного права, даже если в его содержании находят отражение положения, в конечном итоге направленные на регулирование отношений между гражданско-правовыми субъектами. Как представляется, данное высказывание по своей сути еще убедительнее подтверждает прямо противоположную мысль о том, что международный договор, унифицирующий коллизионные нормы, (а именно таковым является Гаагская конвенция, примененная Международным Судом ООН в цитируемом деле), есть часть международного публичного права, вследствие чего Международный Суд может опереться на нее как на один из источников права, поименованных в ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
Американский автор Э. Хамбро, касаясь проблемы юридической природы международных договоров по вопросам МЧП, подчеркивал: «Если договоры содержат коллизионные нормы (в данном случае необходимо оговориться, что международные договоры могут заключать в себе не только коллизионные, но и материально-правовые предписания, что в сегодняшней действительности имеет место гораздо чаще, чем создание коллизионных норм договорно-правовым путем — Л.Л.), эти нормы будут юридически действительными и обязательными для договаривающихся государств. Они будут составлять часть международного публичного права, или, другими словами, они будут формально международным правом, имеющим коллизионное содержание... Должно быть в равной степени ясно, что демаркационная линия между публичным и частным международным правом будет становиться менее значительной по мере того, как будет возрастать количество такого рода договоров».
Пожалуй, не согласиться при этом с данным автором и его сторонниками можно только в одном: демаркационная линия между международным публичным и международным частным правом пролегает не на рубеже таких источников права, как международный договор или международный обычай, — и в том и в другом случаях они являются источником права как для МПП, так и для МЧП.
Второй же аспект
высказывания Э. Хамбро полностью подкрепляется существующими в международной
жизни последних десятилетий реалиями: значение международно-правовых
соглашений (притом широкого субъектного состава) постоянно возрастает, а
создание норм международного частного права как коллизионных, так и
материально-правовых, если имеется в виду общее для многих стран регулирование
каких-либо особенно значимых в данный момент общественных отношений,
обеспечивается именно подобного рода источниками права. Достаточно назвать
несколько примеров универсальных международных договоров (Венская конвенция о
договорах международной купли-продажи от 11 апреля 1980г., Гаагская конвенция о
праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22
декабря
При всей привлекательности
широкого международно-правового единообразного регулирования посредством
разработки многосторонних соглашений, нельзя недооценивать важность такого
инструмента в договорном механизме, как двусторонние договоры. Ни одна страна
мира не может обойтись без межгосударственных соглашений для оформления своих
международных связей. В аспекте международного частного права для целей
определения правового положения физических и юридических лиц, а также
международных организаций, имеющих местопребывание на территории
соответствующих государств, особенно необходимы договоры о принципах торговых,
экономических и производственных отношений в научной и научно-технической
области, взаимном поощрении и защите капиталовложений, об устранении двойного
налогообложения и др. Примечательно, что за сто лет количество заключаемых
двусторонних договоров упомянутого рода возросло в тысячу раз: так, первое в
истории такое соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имуществ
было заключено в
Сфера
международно-правового регулирования в МЧП постоянно расширяется, а
возникновение новых видов унифицирующих договоров становится закономерным и
ординарным явлением. В тех же областях, в которых правовая регламентация
соответствующих отношений достаточно давно осуществляется
материально-правовыми либо коллизионными единообразными нормами, появляется
необходимость выработки специальных положений, рассчитанных на применение к
ранее не известным аспектам отношений. В частности, в области интеллектуальной
собственности такие традиционные объекты исключительных прав, как фирменное
наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания,
особенно в случаях, когда они выражены словесно (логотипом), в современных
условиях требуют не только адекватного внимания национальных законодателей
(внутригосударственной регламентации), но и более детального урегулирования в
широком международно-правовом масштабе с учетом существующего уровня развития
компьютерных телекоммуникационных сетей, и в связи с этим надлежащего
правового регулирования. В этом отношении весьма показателен пример
недостаточности существующих правовых средств применительно к отношениям, связанным
с киберпространством, что по-новому высветило проблему фирменных наименований
и обозначений в связи с «электронными адресами». Понятно, что средств
Парижской конвенции
2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств
Межправительственные,
платежные соглашения обычно предусматривают осуществление расчетов российских
организаций с зарубежными фирмами в свободно конвертируемой валюте. Форма
расчетов указывается в заключаемых внешнеторговых сделках. Расчеты
осуществляются посредством аккредитива и в порядке инкассо. Аккредитив — это
поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм
против предусмотренных документов. Международная торговая палата разработала
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (действуют в
редакции
2. Широкое распространение в области кредитно-расчетных отношений получили такие ценные бумаги, как вексель и чек. Векселями оформляются задолженность импортера при коммерческом кредите и отношения между банками при предоставлении банковских кредитов. Различают два вида векселей: простые и переводные. Широкое распространение получили переводные векселя, выставляемые импортером товара на банк и индентованные последним (тем самым банк принимает на себя безусловное обязательство платежа). Такие векселя выполняют роль международного платежного средства. Форма векселя определяется законом страны, где он выставлен (выписан).
В 1930 году
на Женевской конференции были приняты конвенции об унификации вексельного
права, согласно которым государства, присоединившиеся к ним, обязались на своей
национальной территории в качестве национального ввести Единообразный
вексельный закон (ЕВЗ). Кроме того, в 1930 году была также заключена Женевская
конвенция о решении коллизионных вопросов о переводном и простом векселях. СССР
присоединился к этим конвенциям в 1936 году. В связи с этим было утверждено Положение
о переводном и простом векселях от 7 августа
В 1931 году была принята Женевская чековая конвенция, приложением к которой является Единообразный чековый закон (ЕЧЗ). В 1988 году была принята конвенция ЮНСИТРАЛ о международных чеках.
В Положении о
чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля
3. Кредитные отношения отличаются большим многообразием. При так называемом коммерческом (фирменном) кредите экспортер предоставляет кредит импортеру в виде продажи товара с отсрочкой платежа.
Банковский кредит в виде денежных средств предоставляется банками в различных формах. Его предоставление может быть связано с конкретной внешнеторговой сделкой. Так называемые денежные кредиты не увязываются с заключением конкретной сделки, средства по такой кредитной операции используются по усмотрению заемщика (должника). Своеобразную форму кредитования во внешнеэкономической сфере представляют собой кредиты международных банковских консорциумов. На стороне кредиторов выступает большая группа банковских учреждений различных стран. Использование такой формы дает возможность мобилизовать значительные валютные средства путем привлечения их от большого числа банков разных стран и предоставления непосредственно консорциумом таким образом консолидированной суммы заемщику в порядке и на условиях, согласованных между банками — участниками консорциума и заемщиком[3].
3. Трудовые права иностранцев в Российской федерации
В РФ система
регулирования иностранной рабочей силы
осуществляется в соответствии с Конституцией
РФ и специальным законодательством (ФЗ от 15 августа
Статья 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности:
1. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:
1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
3. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
4. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
6. Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные в пункте 5 настоящей статьи средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.
8. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
8) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
9. Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
10. Порядок внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, и порядок возврата таких средств работодателю или заказчику работ (услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
12. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.
13. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Задача № 1
Согласно договору купли-продажи предприятие, находящееся в г.Воронеже, должно было поставить итальянской фирме 100 т алюминиевых конструкций на условиях СИФ в порт Генуя. Покупатель обязан оплатить товар сразу после получения извещения об отправке его железной дорогой из г.Воронежа.
Груз был своевременно отправлен, перегружен на судно в Новороссийске и оплачен покупателем. Спустя некоторое время продавец получил сообщение о том, что груз получен в количестве лишь 95 т. Покупатель потребовал вернуть стоимость недостающих 5 т груза. В своем ответе продавец указал, что груз был полностью сдан железной дороге (подтверждается транспортными документами) и что с этого момента право собственности на него и риск утраты перешли к покупателю.
Решите спор. Сравните относящиеся к данному спору нормы, содержащиеся в ГК РФ и Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (Внешняя торговля. - 1991. - № 7,8). Используйте также Инкотермс.
Решение:
Согласно ст. 68 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров покупатель принимает на себя риск в отношении товара, проданного во время его нахождения в пути, с момента сдачи товара перевозчику, который выдал документы, подтверждающие договор перевозки. Однако, если в момент заключения договора купли-продажи продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и он не сообщил об этом покупателю, такая утрата или повреждение находятся на риске продавца.
Гражданский кодекс РФ не противоречит вышеуказанной Конвенции ст. 459 ГК РФ гласит : «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.
Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю».
Согласно инкотермс термин "Франко перевозчик" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.
Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
"Перевозчик" означает любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например, экспедитору, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его на хранение данному лицу.
"Транспортный терминал" означает железнодорожную станцию, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, то есть любых контейнеров и/или поддонов, независимо от применения ISO, трейлеров, прицепов, оборудования типа ро-ро, igloos, применяемых любыми средствами транспорта[4].
Таким образом, прав продавец, в том, что риск утраты товара перешел на покупателя с момента передачи данного товара перевозчику. Следовательно покупатель имеет право требовать возмещения недостающего груза с перевозчика, а не с продавца.
Задача № 2
В договоре российского предприятия и фирмы ФРГ об учреждении на территории РФ совместного предприятия было предусмотрено, что все вытекающие из договора споры будут рассматриваться Арбитражным судом в Цюрихе на основе швейцарского материального и процессуального права.
Дайте оценку такому соглашению о применимом праве.
Решение:
Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц.
Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.
Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.
Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.
Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан[5].
Таким образом, стороны поступили в рамках закона.
Задача № 3
Истец приобрел у дилера автомобиль марки «Форд». Впоследствии на этом автомобиле разбилось ветровое стекло, осколками которого истцу было причинено телесное повреждение.
Владелец автомашины предъявил иск к компании «Форд», хотя до этого он не имел с ней каких-либо договорных отношений. Исковые требования основывались на том, что при представлении товара на рынке (в рекламе и т.д.) компания утверждала, что автомашина оборудована безосколочными стеклами. Тем самым производитель предъявил гарантию безопасности товара.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на известный принцип «договорной связи» (privity of contract), исключающий предъявление иска о возмещении ущерба непосредственно к производителю продукции, которой причинен вред.
Решите спор. Изменилось ли бы решение, если бы вред был причинен члену семьи владельца автомобиля или пассажиру?
Решение:
Согласно ст. 1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора;
2) контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране;
3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя.
Правила, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не применяются:
1) к договору перевозки;
2) к договору о выполнении работ или об оказании услуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя.
Предусмотренные настоящим пунктом изъятия не распространяются на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания.
Таким образом, могут быть применены нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", в ст. 18 которого указано что, требования, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, кроме того потребитель вправе предъявить требования безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, замены на товар аналогичной марки (модели, артикула), изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Список литературы
1. Конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля
2. ФЗ от 25 июля
3. ФЗ от 15 августа
4. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
5.
Международные
правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация
Международной торговой палаты
6. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.-
7. Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.
8. Мигас В., Нечай А. Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования // Международное право и международные отношения. 1999. N 1.
9. Челнокова Т.Е.
Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции, "Гражданин и
право", N 5, ноябрь
[1] Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.- с. 22
[2] Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.- с. 23
[3] Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.
[4] Международные
правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация
Международной торговой палаты
[5] Гражданский кодекс РФ ст. 1210