Содержание


1. Место международного частного права в системе права России. Соотношение норм международного частного права с нормами международного частного права с нормами международного публичного права. 3

2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств. 12

3. Трудовые права иностранцев в Российской федерации. 15

Задача № 1. 21

Задача № 2. 24

Задача № 3. 25

Список литературы.. 28

1. Место международного частного права в системе права России. Соотношение норм международного частного права с нормами международного частного права с нормами международного публичного права

«Международное частное право» становится поистине между­народным благодаря отражению в нем множества социальных и юридических отношений, опосредствующих связи между самими суверенными государствами, между отдельным государством и на­ходящимся в сфере его юрисдикции национальным субъектом пра­ва, между самими субъектами, принадлежащими к разным госу­дарствам, и т.д., а также взаимодействие международной системы права с национальными правовыми системами, равно как и меж­дународное взаимодействие национально-правовых систем между собой.

В свете этого решение вопроса о месте МЧП в юридической системе России заключается в поддержке тезиса о его принадлежности к внутригосударственному праву, с теми, однако, существенными оговорками, что частноправовая (цивилистическая) направленность регулируемых отношений не должна превалировать нал другой и сущностью, которая именно и обусловливает специфичность объек­та в данном случае, а значит, и является определяющей, — меж­дународным характером.

В основном МЧП имеет сходную с другими отраслями внутригосударственного права, особенно цивилистического направления, структуру, хотя полного совпаде­ния в ряде случаев не существует. МЧП состоит из общей и осо­бенной частей, каждая из которых разбивается на сложившиеся институты и подинституты.

Международное частное право всегда «шло рука об руку» с международным публичным правом. Некоторые мыслители прошлого даже не всегда разделяли их, и тем более не противопостав­ляли. В частности, в классическом труде Гуго Гроция «О праве войны и мира» исследовались многие вопросы, которые нынеш­ними теоретиками рассматриваются в работах по международному частному праву (право собственности, вопросы семейного права и заключения брака, наследования, обязательственного права, об­щих правил толкования юридических актов вообще и т.д.).  Не случайно, что ныне идея взаимодействия международного пуб­личного и международного частного права на фоне отмеченных выше факторов выступает, пожалуй, в качестве краеугольной тен­денция. Думается, в этом нет преувеличения.

«Идейное», концептуальное» взаимное влияние и проникно­вение, наблюдаемое во взаимодействии международного и внут­ригосударственного права, о котором издавна говорилось в науке и практике межгосударственных отношений, равно как и в тео­рии международного права, в реальной действительности XX века подкрепляется прямой рецепцией, отсылкой или инкорпораци­ей норм международных договоров в международное частное право некоторых стран, в их внутригосударственное право. Подобного рода примером служит включение рядом государств в акты наци­онального права международных конвенций как таковых цели­ком, без изменений (ФРГ— Гаагской конвенции о коллизии законов в отношении формы завещаний от 5 октября 1961 г., Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обяза­тельствам, от 2 октября 1973 г., Римской конвенции о праве, применимом к обязательствам, от 19 июня 1980г., Индией — Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в испол­нение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г., Женевского протокола об арбитражной оговорке от 24 сентября 1923 г., Женевской конвенции об исполнении иностранных ар­битражных решений от 26 сентября 1927г., Англией— Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (равно как и другими странами-членами ЕС), и протоколов о присоединении к ней в Законе о договорах (о применимом пра­ве) 1990 г., Швейцарией— Гаагской конвенции о праве, приме­нимом к дорожно-транспортным происшествиям, от 4 мая 1971г. путем отсылки в Законе о международном частном праве 1987г., СССР — норм Женевской конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселе 1930г. — в Положении о перевод­ном и простом векселе, утвержденном ЦИК и СНК СССР 7 ав­густа 1937 г. после присоединения СССР к вексельным конвен­циям 25 ноября 1936 г., Федеральном законе о переводном и простом векселе 1997 г. и т.д. Частичное рецепирование во внутрен­нем законе положений международных конвенций подтверждает­ся также и правотворческой практикой Швейцарии, Закон о меж­дународном частном праве 1987 г. которой также использовал нормы Римской конвенции.

В этом, таким образом, проявляет себя принципиальное явле­ние, свойственное развитию систем международного и внутриго­сударственного права, — их фактическое взаимодействие. Помимо этого, характерная черта взаимосвязи международного и нацио­нально-правовых систем выражается в том, что средства междуна­родного и внутригосударственного права используются комплекс­но, т.е. в сочетании друг с другом, о чем говорят как положения международных договоров, так и национальных актов.

К примеру, российское Положение «О государственном регу­лировании трансграничных перевозок опасных отходов» от 1 июля 1996 г. непосредственно в своем тексте устанавливает: «Действие настоящего Положения распространяется на все организации, осу­ществляющие экспорт, импорт, транзит, перевозки отходов, а также обращение с отходами (включая бытовые отходы и остатки их сжигания), представляющими угрозу для окружающей природ­ной среды и здоровья людей и признанными опасными в соответ­ствии с критериями, установленными Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их уда­лением.... и законодательством Российской Федерации» (п. 2).

В установлении иерархии норм международного и националь­ного права и разграничении порядка действия источников право­вого регулирования, которое встречается в самих актах и может осуществляться различными способами, в свою очередь проявля­ется тесная взаимосвязь и переплетение данных систем права. В ча­стности, ст. 6 португальского Торгового кодекса 1888 г. устанавли­вает: «Все предписания настоящего Кодекса применяются к тор­говым отношениям с иностранцами, за исключением случаев, когда ...имеется международный договор, или специальная конвенция, иным образом регулирующие подобные отношения». А ст.7 Граж­данского кодекса РФ 1994 г. недвусмысленно закрепляет, что меж­дународные договоры Российской Федерации применяются к граж­данско-правовым отношениям, упомянутым в соответствующих его положениях, непосредственно, кроме случаев, когда из междуна­родного договори следует, что для его применения требуется изда­ние внутригосударственного акта». Правда, указание на «непос­редственное применение международных договоров» не означает что последние действуют «без участия национально-правовых ак­тов вообще».

Во внутригосударственной правоприменительной сфере можно найти немало подтверждений практически осуществляемого вза­имного влияния и взаимного воздействия друг на друга со сторо­ны международного и внутригосударственного права. В частности, привлечение международно-правовых норм и актов международ­ных организаций нередко имеет место в деятельности Конститу­ционного Суда РФ в процессе рассмотрения им запросов, жалоб граждан и других субъектов права. Так, при вынесении в 1998г. Постановления по делу о проверке конституционности положе­ний статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации», Конституцион­ный Суд обосновывал наряду с прочим защиту конституционных прав и свобод граждан, к каковым относится и право на получе­ние пенсий вне зависимости от места жительства следовательно, и в случаях их выезда за пределы РФ в целях постоянного прожива­ния, посредством обращения к Резолюции ГА ООН от 4 декабря 1986 г.: «Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав», закрепившей прин­цип, согласно которому развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для осво­бождения государства от развития и зашиты других прав». «Лише­ние гражданина права на получение назначенной ему трудовой пенсии в период постоянного проживания за рубежом' не соответ­ствует и ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека».

Хотя объективные факты и позитивное право, как показано выше, говорят о «сосуществовании» международного публичного и частного права1, доктрина (не только западная, но и отечествен­ная) иногда все же не отказывается от деления международников на «публичников» и «частников», равно как и самих договоров на таковые международного публичного и международного частного права. Вместе с тем подобное разграничение не может не вызвать возражений. Особенно ярко это противопоставление проявилось при анализе правоведами различных стран решения Международ­ного Суда ООН по делу «Нидерланды против Швеции» (о приме­нении Гаагской конвенции 1902 г. об опеке над несовершеннолет­ними). Судья Морено Кинтана, затрагивая вопрос о соотношении рассматриваемых двух сфер права, писал: «Мы столкнулись с втор­жением того, что может быть названо международным публичным правом, в вопрос о толковании международной конвенции. И имен­но Суд как юридический орган должен разрешить этот вопрос... Произошло превращение международного частного права в меж­дународное публичное право, что позволяет Суду осуществить свои полномочия».

На самом деле никакого «превращения» не происходит, по­скольку международное соглашение в любом случае не прекраща­ет быть договором международного права, даже если в его содер­жании находят отражение положения, в конечном итоге направ­ленные на регулирование отношений между гражданско-правовыми субъектами. Как представляется, данное высказывание по своей сути еще убедительнее подтверждает прямо противоположную мысль о том, что международный договор, унифицирующий кол­лизионные нормы, (а именно таковым является Гаагская конвен­ция, примененная Международным Судом ООН в цитируемом деле), есть часть международного публичного права, вследствие чего Международный Суд может опереться на нее как на один из источников права, поименованных в ст. 38 Статута Международ­ного Суда ООН.

Американский автор Э. Хамбро, касаясь проблемы юридичес­кой природы международных договоров по вопросам МЧП, под­черкивал: «Если договоры содержат коллизионные нормы (в дан­ном случае необходимо оговориться, что международные догово­ры могут заключать в себе не только коллизионные, но и материально-правовые предписания, что в сегодняшней действи­тельности имеет место гораздо чаще, чем создание коллизионных норм договорно-правовым путем — Л.Л.), эти нормы будут юри­дически действительными и обязательными для договаривающих­ся государств. Они будут составлять часть международного публич­ного права, или, другими словами, они будут формально между­народным правом, имеющим коллизионное содержание... Должно быть в равной степени ясно, что демаркационная линия между публичным и частным международным правом будет становиться менее значительной по мере того, как будет возрастать количество такого рода договоров».

Пожалуй, не согласиться при этом с данным автором и его сторонниками можно только в одном: демаркационная линия между международным публичным и международным частным правом пролегает не на рубеже таких источников права, как международ­ный договор или международный обычай, — и в том и в другом случаях они являются источником права как для МПП, так и для МЧП.

Второй же аспект высказывания Э. Хамбро полностью подкреп­ляется существующими в международной жизни последних деся­тилетий реалиями: значение международно-правовых соглашений (притом широкого субъектного состава) постоянно возрастает, а создание норм международного частного права как коллизионных, так и материально-правовых, если имеется в виду общее для мно­гих стран регулирование каких-либо особенно значимых в данный момент общественных отношений, обеспечивается именно подоб­ного рода источниками права. Достаточно назвать несколько при­меров универсальных международных договоров (Венская конвен­ция о договорах международной купли-продажи от 11 апреля 1980г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам междуна­родной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 г.. Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле от 15 апреля 1991 г., Соглашение об от­носящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собствен­ности (ТРИПС) от 15декабря 1993 г., вступившее в силу с I января 1995 г.. Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в 'области международного усыновления от 29 мая 1993г., Межлу-народная конвенция о морских залогах и ипотеках от 6 мая 1993г.,), [региональных (в рамках ЕС и ЕАСТ: Римская конвенция о праве, 'применимом к договорным обязательствам, от 19 июня 1980г., Конвенция о компетенции и приведении в исполнение судебных 1 решений по гражданским и торговым делам от 16 сентября 1988г., заключенная в Лугано, Конвенция о процедурах несостоятельнос­ти от 25 сентября 1995 г.; Совета Европы: Европейская конвенция об обустройстве и предпринимательстве от 13 декабря 1995 г.; СНГ: Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992г., Соглашение о взаимном призна­нии и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992г., Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г.. Минская конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданс­ким, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., Протокол от 28 марта 1997 г. к Минской Конвенции, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 22 марта 1992г., Соглашение о порядке взаим­ного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и эконо­мических судов на территориях государств-участников Содруже­ства от 6 марта 1998 г. и т.д.)[1].

При всей привлекательности широкого международно-право­вого единообразного регулирования посредством разработки мно­госторонних соглашений, нельзя недооценивать важность такого инструмента в договорном механизме, как двусторонние догово­ры. Ни одна страна мира не может обойтись без межгосударствен­ных соглашений для оформления своих международных связей. В аспекте международного частного права для целей определения правового положения физических и юридических лиц, а также международных организаций, имеющих местопребывание на тер­ритории соответствующих государств, особенно необходимы до­говоры о принципах торговых, экономических и производствен­ных отношений в научной и научно-технической области, взаим­ном поощрении и защите капиталовложений, об устранении двойного налогообложения и др. Примечательно, что за сто лет количество заключаемых двусторонних договоров упомянутого рода возросло в тысячу раз: так, первое в истории такое соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имуществ было заключено в 1895 г. между Австро-Венгрией и Польшей, а ныне общее их число превысило 1000. При этом рассматриваемые соглашения заключаются не только между государствами, но и между государствами и международными организациями (например, Со­глашение о предоставлении компенсации, связанной с налогооб­ложением, между США и МОТ от 18 мая 1984г. Соглашение о предоставлении компенсации, между США и НАТО от 18 июля 1990 г., связанной с налогообложением, и т.д.)- Несмотря на то, что с позиций правовой природы рассматриваемых соглашений многие авторы не считают их относящимися к системе средств регулирования международного частного права, отрицать их об­щее назначение, а именно: уточнение правового положения, в одной конкретной области — налогообложении — иностранных физических и юридических лиц, очевидно, было бы неверно. Сле­довательно, нельзя игнорировать и согласованные двумя государ­ствами нормы, которые содержатся в таких договорах и единооб­разно решают до некоторой степени спорные в ряде случаев воп­росы: кого из лиц, присутствующих на территории данных государств, считать «резидентами», что такое «представительство», каким сроком определяется период времени, по истечении кото­рого лицо становится обязанным платить в данной юрисдикции налоги (становится налогоплательщиком), каковы принципы, объекты и субъекты налогообложения и т.д.

Сфера международно-правового регулирования в МЧП посто­янно расширяется, а возникновение новых видов унифицирую­щих договоров становится закономерным и ординарным явлением. В тех же областях, в которых правовая регламентация соответству­ющих отношений достаточно давно осуществляется материально-правовыми либо коллизионными единообразными нормами, по­является необходимость выработки специальных положений, рас­считанных на применение к ранее не известным аспектам отношений. В частности, в области интеллектуальной собственнос­ти такие традиционные объекты исключительных прав, как фир­менное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания, особенно в случаях, когда они выражены словесно (логотипом), в современных условиях требуют не только адекватного внимания национальных законодателей (внутригосу­дарственной регламентации), но и более детального урегулирова­ния в широком международно-правовом масштабе с учетом суще­ствующего уровня развития компьютерных телекоммуникацион­ных сетей, и в связи с этим надлежащего правового регулирования. В этом отношении весьма показателен пример недостаточности существующих правовых средств применительно к отношениям, связанным с киберпространством, что по-новому высветило про­блему фирменных наименований и обозначений в связи с «элект­ронными адресами». Понятно, что средств Парижской конвенции 1883 г. или иных существующих между народно-правовых актов для этих целей порою недостаточно[2].

2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств

Межправительственные, платежные соглашения обычно предусматривают осуществление расчетов российских организаций с зарубежными фирмами в свободно конвертируемой валюте. Форма расчетов указывается в заключаемых внешнеторговых сделках. Расчеты осуществляются посредством аккредитива и в порядке инкассо. Аккредитив — это поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм против предусмотренных документов. Международная торговая палата разработала Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (действуют в редакции 1983 г.). При другой форме расчетов—в порядке инкассо — управомоченная на получение платежа организация дает обслуживающему ее банку инкассовое поручение, с тем чтобы банк через своего иностранного корреспондента получил причитающийся платеж или акцепт векселя или иного платежного документа. При такой форме расчетов применяются Унифицированные правила по инкассо, разработанные Международной торговой палатой (действуют в редакции 1978 г.). Оба эти документа носят рекомендательный характер.

2. Широкое распространение в области кредитно-расчетных отношений получили такие ценные бумаги, как вексель и чек. Векселями оформляются задолженность импортера при коммерческом кредите и отношения между банками при предоставлении банковских кредитов. Различают два вида векселей: простые и переводные. Широкое распространение получили переводные векселя, выставляемые импортером товара на банк и индентованные последним (тем самым банк принимает на себя безусловное обязательство платежа). Такие векселя выполняют роль международного платежного средства. Форма векселя определяется законом страны, где он выставлен (выписан).

В 1930 году на Женевской конференции были приняты конвенции об унификации вексельного права, согласно которым государства, присоединившиеся к ним, обязались на своей национальной территории в качестве национального ввести Единообразный вексельный закон (ЕВЗ). Кроме того, в 1930 году была также заключена Женевская конвенция о решении коллизионных вопросов о переводном и простом векселях. СССР присоединился к этим конвенциям в 1936 году. В связи с этим было утверждено Положение о переводном и простом векселях от 7 августа 1937 г. Это Положение 1937 года до принятия вексельного законодательства применяется в России (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г.).

В 1931 году была принята Женевская чековая конвенция, приложением к которой является Единообразный чековый закон (ЕЧЗ). В 1988 году была принята конвенция ЮНСИТРАЛ о международных чеках.

В Положении о чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г., содержится ряд правил, относящихся к области международного частного права (ст. 32). Так, чеки, подлежащие оплате в РФ, должны удовлетворять тербованиям российского права. Точно так же выданный в России чек, подлежащий оплате за рубежом, должен отвечать требованиям права страны места платежа.

3. Кредитные отношения отличаются большим многообразием. При так называемом коммерческом (фирменном) кредите экспортер предоставляет кредит импортеру в виде продажи товара с отсрочкой платежа.

Банковский кредит в виде денежных средств предоставляется банками в различных формах. Его предоставление может быть связано с конкретной внешнеторговой сделкой. Так называемые денежные кредиты не увязываются с заключением конкретной сделки, средства по такой кредитной операции используются по усмотрению заемщика (должника). Своеобразную форму кредитования во внешнеэкономической сфере представляют собой кредиты международных банковских консорциумов. На стороне кредиторов выступает большая группа банковских учреждений различных стран. Использование такой формы дает возможность мобилизовать значительные валютные средства путем привлечения их от большого числа банков разных стран и предоставления непосредственно консорциумом таким образом консолидированной суммы заемщику в порядке и на условиях, согласованных между банками — участниками консорциума и заемщиком[3].

  3. Трудовые права иностранцев в Российской федерации

В РФ система регулирования иностранной  рабочей силы осуществляется в соответствии  с Конституцией РФ и специальным законодательством (ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и др.).

Статья 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности:

1. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

3. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

4. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.

6. Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством Российской Федерации.

7. После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные в пункте 5 настоящей статьи средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

8) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

9. Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Порядок внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, и порядок возврата таких средств работодателю или заказчику работ (услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.

12. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.

13. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

 Задача № 1

Согласно договору купли-продажи предприятие, находящееся в г.Воронеже, должно было поставить итальянской фирме 100 т алюминиевых конструкций на условиях СИФ в порт Генуя. Покупатель обязан оплатить товар сразу после получения извещения об отправке его железной дорогой из г.Воронежа.

Груз был своевременно отправлен, перегружен на судно в Новороссийске и оплачен покупателем. Спустя некоторое время продавец получил сообщение о том, что груз получен в количестве лишь 95 т. Покупатель потребовал вернуть стоимость недостающих 5 т груза. В своем ответе продавец указал, что груз был полностью сдан      железной      дороге      (подтверждается      транспортными документами) и что с этого момента право собственности на него и риск утраты перешли к покупателю.

Решите спор. Сравните относящиеся к данному спору нормы, содержащиеся в ГК РФ и Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (Внешняя торговля. - 1991. - № 7,8). Используйте также Инкотермс.

 Решение:


Согласно ст. 68 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров покупатель принимает на себя риск в отношении товара, проданного во время его нахождения в пути, с момента сдачи товара перевозчику, который выдал документы, подтверждающие договор перевозки. Однако, если в момент заключения договора купли-продажи продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и он не сообщил об этом покупателю, такая утрата или повреждение находятся на риске продавца.

Гражданский кодекс РФ не противоречит вышеуказанной Конвенции ст. 459 ГК РФ  гласит : «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.

Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю».

Согласно инкотермс термин "Франко перевозчик" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.

Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

"Перевозчик" означает любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например, экспедитору, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его на хранение данному лицу.

"Транспортный терминал" означает железнодорожную станцию, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, то есть любых контейнеров и/или поддонов, независимо от применения ISO, трейлеров, прицепов, оборудования типа ро-ро, igloos, применяемых любыми средствами транспорта[4].

Таким образом, прав продавец, в том, что риск утраты товара перешел на покупателя с  момента передачи данного товара перевозчику. Следовательно покупатель имеет право требовать возмещения недостающего груза с перевозчика, а не с продавца.


Задача № 2

В договоре российского предприятия и фирмы ФРГ об учреждении на территории РФ совместного предприятия было предусмотрено, что все вытекающие из договора споры будут рассматриваться Арбитражным судом в Цюрихе на основе швейцарского материального и процессуального права.

Дайте оценку такому соглашению о применимом праве.


Решение:


 Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.

 Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.

Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан[5].

Таким образом, стороны поступили в рамках закона.


Задача № 3


Истец приобрел у дилера автомобиль марки «Форд». Впоследствии на этом автомобиле разбилось ветровое стекло, осколками которого истцу было причинено телесное повреждение.

Владелец автомашины предъявил иск к компании «Форд», хотя до этого он не имел с ней каких-либо договорных отношений. Исковые требования основывались на том, что при представлении товара на рынке (в рекламе и т.д.) компания утверждала, что автомашина оборудована безосколочными стеклами. Тем самым производитель предъявил гарантию безопасности товара.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на известный принцип «договорной связи» (privity of contract), исключающий предъявление иска о возмещении ущерба непосредственно к производителю продукции, которой причинен вред.

Решите спор. Изменилось ли бы решение, если бы вред был причинен члену семьи владельца автомобиля или пассажиру?

Решение:


Согласно ст.  1212 ГК РФ  выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора;

2) контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране;

3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.

 При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя.

Правила, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не применяются:

1) к договору перевозки;

2) к договору о выполнении работ или об оказании услуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя.

Предусмотренные настоящим пунктом изъятия не распространяются на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания.

Таким образом,  могут быть применены нормы Закона  РФ "О защите прав потребителей", в ст. 18 которого указано что, требования, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, кроме того потребитель вправе предъявить требования безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, замены на товар аналогичной марки (модели, артикула), изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.


Список литературы


1.     Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестник  Высшего арбитражного суда Российской Федерации, 1994 г., N 1

2.     ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

3.     ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

4.     Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

5.     Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460) изд. Внешнеэкономического Центра "Совинтерюр", Москва, 1992 г.

6.     Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.-

7.     Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.

8.     Мигас В., Нечай А. Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования // Международное право и международные отношения. 1999. N 1.

9.     Челнокова Т.Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции, "Гражданин и право", N 5, ноябрь 2000 г.








[1] Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.- с. 22

[2] Ануфриева Л.П. Международное частное право. Общая часть т. 1. Изд. «БЕК» М.; 2000.- с. 23

[3] Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.


[4]  Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс" (Публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460) изд. Внешнеэкономического Центра "Совинтерюр", Москва, 1992 г.

[5] Гражданский кодекс РФ ст. 1210