Содержание


1. Характеристика представительства «Трансстроймеханизация». 3

1.1 Организационная характеристика представительства «Трансстроймеханизация»  3

1.2 Организационная структура и система управления представительства ОАО «Трансстроймеханизация». 5

1.3 Анализ финансового состояния. 9

2. Анализ организации бухгалтерского учета и финансовых результатов. 13

2.1Учетная политика. 13

2.2 Анализ имущества представительства «Трансстроймеханизация». 25

2.3 Анализ движения денежных средств. 27

3. Состав, порядок составления и представления годовой и квартальной отчетности. 30

4. Налоговый учет. 34

5. Аудит основных средств. 38

5.1 Источники информации для проверки. 38

5.2 План и программа аудиторской проверки учета основных средств. 42

5.3 Перечень аудиторских процедур. 43

Список изученной литературы.. 46


 

1. Характеристика представительства «Трансстроймеханизация». Направления деятельности



1.1 Организационная характеристика представительства «Трансстроймеханизация»


«Трансстроймеханизация» является представительством ОАО «Бамстроймеханизация». Открыто на основании решения общего собрания акционеров ОАО «Бамстроймеханизация», внесенного в протокол №3 от 15.11.1996 г.

Полное официальное наименование: представительство открытого акционерного общества «Бамстроймеханизация» в г. Хабаровске «Трансстроймеханизация». Сокращенное наименование: представительство «Трансстроймеханизация».

Местонахождение представительства: г. Хабаровск, ул. Шеронова, 56, оф. 808.

Свою деятельность «Трансстроймеханизация» осуществляет на основе Положения «О представительстве открытого акционерного общества «Бамстроймеханизация» «Трансстроймеханизация» (Приложение 1). Представительство не является юридическим лицом и имеет:

-         печать со своим наименованием;

-         текущий счет и счет по финансированию капитальных вложений в учреждениях банка;

-         самостоятельный баланс, входящий в консолидированный баланс ОАО «Бамстроймеханизация».

Не имеет уставной капитал.

Основными задачами представительства являются:

1) координация действий филиалов акционерного общества по строительству объектов на территории г. Хабаровска, Дальневосточному и другим регионам РФ, обеспечение соблюдения графиков производства работ;

2) консолидация финансовых средств, поступающих за оплату выполненных работ (оказанных услуг) филиалами и распределения их среди участников строительства в соответствии с их вкладами;

3) подготовка финансовых документов, необходимых для оформления финансирования работ и продолжения хода строительства;

4) обеспечение выплаты заработной платы работникам филиалов общества «Бамстроймеханизация», работающих на строительстве объектов в г. Хабаровске, Дальневосточном и других районах РФ;

5) заключение договоров субподряда для привлечения субподрядных организаций, трудовых соглашений в целях выполнения поставленных задач, обеспечения ввода объектов;

6) решение вопросов обеспечения строительства проектно-сметной документацией, финансированием, земельным отводом и всевозможными согласованиями, материалами, конструкциями, запасными частями, горюче-смазочными материалами, машинами, механизмами и оборудованием;

7) обеспечение выполнения обязательств ОАО «Бамстроймеханизация», филиалов , предусмотренных договорами на строительство объектов и оказание содействия в строительстве и вводе объектов, оговоренных в договорах;

8) обеспечение контроля за выполнением филиалами ОАО «Бамстроймеханизация», субподрядчиками обязательств, предусмотренных договорами, контрактами и другими документами, внутрипостроечного титульного списка, согласованного и утвержденного генеральным директором ОАО «Бамстроймеханизация», составленного согласно плана капвложений;

9) участие в заключении договоров подряда, формирования программы работ филиалов ОАО «Бамстроймеханизация» по прямым договорам;

10) изучение местного рынка экономики и конъюнктуры, сбор конкурентных материалов;

11) решение других вопросов, не противоречащих законодательству РФ, Уставу ОАО «Бамстроймеханизация», Положению «О представительстве открытого акционерного общества «Бамстроймеханизация» «Трансстроймеханизация».

На основании изложенного можно сделать вывод о миссии ОАО «Трансстроймеханизация»: осуществление оперативного руководства за строительством объектов ОАО «Бамстроймеханизация» в г. Хабаровске, Дальневосточному и другим регионам РФ.


1.2 Организационная структура и система управления представительства ОАО «Трансстроймеханизация»


Непосредственное руководство представительством  Трансстроймеханизация» осуществляет директор представительства, который назначается генеральным директором ОАО «Бамстроймеханизация» и выполняет функциональные обязанности на условиях контракта. Директор представительства несет персональную ответственность за обеспечение сохранности и учета документов по личному составу.

Структура представительства «Трансстроймеханизация» представлена на рисунке 1.

 











Рис. 1. Структура представительства «Трансстроймеханизация»

Численность представительства, таким образом, составляет 36 человек.

Работники организаций подразделяются на шесть категорий: руководители, специалисты, рабочие, служащие, охрана и ученики.[1]  Согласно такой квалификации удельный вес категорий работников составляет (Рис. 2):

-         руководители 4 чел.

-         специалисты 10 чел.

-         служащие 2 чел.

-         рабочие 20 чел.



Рис. 2 Структура персонала представительства «Трансстроймеханизация» по категориям работников


Высшим органом является общее собрание участников ОАО «Бамстроймеханизация». К исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся:

1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

2) изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;

3) внесение изменений в учредительный договор;

4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;

6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;

 8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);

9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;

12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов

 Директор - руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Главный инженер – отвечает за организацию и качественное выполнение строительно-монтажных работ, технику безопасности.

Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

Бухгалтер - выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществляет прием и контроль первичной документации. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции хозяйственной деятельности.

Бухгалтер – кассир - осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств. Получает денежные средства в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком. Составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые. Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам. Составляет кассовую отчетность.

Начальник участка – является непосредственным руководителем на строительной площадке, отвечает за организацию и качественное проведение строительно-монтажных работ, отвечает за технику безопасности на своем участке.

Мастер – является руководителем среднего звена, отвечает за качественное проведение строительно-монтажных работ.

Система управления всей фирмой строится по принципу линейной организационной структуры, которая позволяет вести эффективный контроль за работой представительства в целом.

В организации действует повременная система оплата труда, которая осуществляется в соответствии с Положением по оплате труда (Приложение 2). При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.

Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т. п. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава и заработной платы.

Подводя итоги изложенному в данном разделе, можно сделать вывод о том, что перспектива развития организации зависит исключительно от решения общего собрания акционеров «Бамстроймеханизация». В то же время, если организация будет успешно функционировать, расширять зону своего действия вполне возможно создания акционерного общества «Трансстроймеханизация», учредителем которого будет являться ОАО «Бамстроймеханизация».

1.3 Анализ финансового состояния


Приступая к анализу финансового состояния представительства «Трансстроймеханизация» в первую очередь следует отметить, что Отчет о прибылях и убытках (Приложение №7) не соответствует форме заполнения отчета, установленному Приказом Минфина от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности», согласно п. 12 которого «При  отражении  данных в бухгалтерской отчетности следует иметь  в виду,  что если в соответствии с нормативными документами по  бухгалтерскому   учету   показатель   должен   вычитаться  из соответствующих     показателей     (данных)     при    исчислении соответствующих  данных (промежуточных,  итоговых и пр.) или имеет отрицательное   значение,   то   в бухгалтерской  отчетности  этот показатель  показывается  в круглых  скобках  (непокрытый  убыток, себестоимость проданных товаров,  продукции,  работ, услуг, убыток от  продаж,  проценты к уплате,  операционные расходы,  уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.)». В форме №2 представительства вычитаемые показатели показаны со знаком «минус».

Проведем горизонтальный анализ финансовых показателей представительства в таблице 2 и 3.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.


Таблица 2 – Горизонтальный анализ финансовых результатов «Трансстрой механизация

 

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

Изменения к 2003 г.

 

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

%

 

 

 

 

гр.3-гр.2

гр.3/гр.2*100

 

1

2

3

4

5

 

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

1

Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

991

923

-68

93,14

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

8329

 

-8329

0,00

3

Валовая прибыль (стр.1-стр.2)

-7338

923

-8261

-12,58

4

Коммерческие расходы

 

 

 

 

5

Управленческие расходы

13206

25482

12276

192,96

6

Прибыль убыток от продаж (стр.3-стр.4-стр.5)

-20544

-24559

-4015

119,54

 Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

7

Проценты к получению

 

 

 

 

8

Проценты к уплате

 

 

 

 

9

Доходы от участия в других организациях

 

 

 

 

10

Прочие операционные доходы

2769

 

-2769

0,00

11

Прочие операционные расходы

2784

135

-2649

4,85

12

Внереализационные доходы

41

 

-41

0,00

13

Внереализационные расходы

237

525

288

221,52

14

 

Прибыль до налогообложения (стр.6+стр.7-стр.8+стр.9+стр.10-стр.11+стр.12-стр.13)

 

-20755

 

-25219

 

-4464

 

121,51


По данным горизонтального анализа можно увидеть, что расходы представительства превышают доходы, что привело к отрицательному результату хозяйственной деятельности как в 2003 году, так и в 2004 году. Причем убыток увеличился в 2004 году в абсолютных показателях на 4464 тыс. руб., в относительных показателях на 121,51%.

Доходы от основного вида деятельности в 2004 г. уменьшились на 68 тыс. руб., составили 93,14% от доходов 2003 г.

По строке 2 таблицы себестоимость проданных товаров (работ, услуг) показана только в 2003 году (8329 тыс. руб.), в 2004 году данный показатель отсутствует. Резкое увеличение управленческих расходов в 2004 г. на 192,96% дает основание предположить, что затраты на осуществление координации работ, которые осуществляет представительство были в 2003 году неверно включены в себестоимость. Как уже отмечалось, «Трансстроймеханизация» лишь координирует работу, но ничего не производит, поэтому затраты на содержание персонала нельзя было относить на себестоимость. Тем не менее, расходы на содержание представительства увеличились, что привело к увеличению отрицательного значения показателя «Прибыль от продаж» на 4015 тыс. руб. или на 119,54%.

Из таблицы 2 видно, что в 2003 году у представительства был источник дохода – операционные доходы и внереализационные доходы, которые составили 2810 тыс. руб., расходы соответственно составили 2784 тыс. руб. В 2004 году указанный источник доходов отсутствует, в то время как операционные расходы имели место в сумме 135 тыс. руб. Кроме того, в 2004 году почти в 2,5 раза увеличились внереализационные расходы (221,52%), что ухудшило и без того отрицательные финансовые резальтаты организации.

2. Анализ организации бухгалтерского учета и финансовых результатов

 

2.1Учетная политика


Бухгалтерский учет в представительстве осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером и осуществляемый с применением программного комплекса «1С: Бухгалтерия».

В организации применяется журнально-ордерная технология обработки учетной информации на основании утвержденного плана счетов и субсчетов бухгалтерского учета (Приложение 3).

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств в следующие сроки (за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно: при смене материально - ответственных лиц; при установлении фактов хищений или злоупотреблений и порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации):

-         основных средств – один раз в два года;

-         товарно-материальных ценностей – один раз в год;

-         денежных средств – ежемесячно;

-         расчетов с дебиторами и кредиторами – ежеквартально;

-         остальных статей баланса – ежегодно.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально - ответственному лицу.

При проведении инвентаризаций организация руководствуется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, Постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями).

Для проведения инвентаризаций в организации создана инвентаризационная постоянно-действующая комиссия.

Оформление результатов инвентаризации активов и пассивов производится с использованием унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (с изменениями и дополнениями), согласно которому организации обязаны применять следующие формы первичной документации по учету результатов инвентаризации:

№ ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";

№ ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";

№ ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";

№ ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей";

№ ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей отгруженных";

№ ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";

№ ИНВ-6 "Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей, находящихся в пути";

№ ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";

№ ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";

№ ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";

№ ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";

№ ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";

№ ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";

№ ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";

№ ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

Приложение к форме № ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

№ ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств";

№ ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей";

№ ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";

№ ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";

№ ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";

№ ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";

№ ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

В организации применяются формы первичных документов, по которым предусмотрены типовые формы.

Прежде чем проанализировать элементы учетной политики представительства «Трансстроймеханизация» кратко рассмотрим теоретические аспекты о понятии «Учетная политика».

Под   учетной  политикой организации  понимается  принятая  ею  совокупность  способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки  и  итогового  обобщения  фактов   хозяйственной деятельности.[2]                                                       

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета это:[3]

- первичное наблюдение,

- стоимостное измерение,

- текущая группировка;

- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Порядок составления учетной политики организации уста­новлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (предание гласности) учетной по­литики. Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица.

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых уста­новлена законодательно.[4]

Согласно п. 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить: формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм; структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением; график документооборота; рабочий план счетов и т.п.

Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Если положениями не разработаны способы ведения учета каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии – выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах.[5]

К учетной политике приложен рабочий    план    счетов    бухгалтерского    учета,  содержащий синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности (Приложение 3).

Учетной политикой учтены следующие основные элементы бухгалтерского учета (Приложение 3):

-         амортизация объектов основных средств и нематериальных активов начисляется линейным способом;

-         предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету не более 10 тыс. руб. списываются по мере отпуска их в эксплуатацию без оприходования в составе основных средств;

-         на ремонт основных средств создается резерв расходов на капитальный ремонт;

-         списание стоимости нематериальных активов производится без применения счета 05 «Амортизация нематериальных активов»;

-         учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение без применения счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

-         определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости;

-         учет затрат на производство производится позаказным методом;

-         потери от недостачи и порчи, по которым виновники не установлены или во взыскании отказано судом, включаются в состав операционных расходов;

-         расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» распределяются на управленческие расходы счета 90.8 «Управленческие расходы»;

-         расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов;

-         создается резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями;

-         денежные средства на хозяйственные нужды выдаются сроком на 1 месяц;

-         выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начисления, то есть по отгрузке продукции и перехода права собственности.

Как видно, в организации применяется управленческий учет, предназначенный исключительно для внутреннего пользования руководством ОАО «Бамстроймеханизация» с целью принятия управленческих решений.

Посредством учетных данных выявляется эффективность принятых управленческих решений. Учетная информация содержит сведения, необходимые для реализации следующих функций управления:

·        планирование (прогнозирование);

·        контроль;

·        анализ.

При позаказном методе объектом учета и калькуляции является заказ. Производственные затраты, собранные по участкам, суммируются, после чего рассчитывается себестоимость единицы продукции исходя из суммы затрат всех цехов.

В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, что соответствует действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

Учет  основных  средств   ведется  на  счете  01   "Основные средства".  Амортизация  основных  средств  учитывается  на  счете 02  "Амортизация основных средств".                                         

Амортизационные отчисления на  полное восстановление по  объектам основных  средств  отражаются  в  учете  в  суммах,  определяемых  по годовому расчету  исходя норм амортизации и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.    

          Применение  способа  начисления  амортизации  по объекту основных средств   производится   в   течение   всего   его   срока  полезного использования.                                                    

При  выбытии  основных  средств  (списании,  продаже  и  т.п.) их стоимость списывается со счета  01 "Основные средства" в  дебет счета  02  "Амортизация основных средств",  при  этом недоамортизированная часть основных  средств  со  счета  01,  а  также  расходы,  связанные с их выбытием, списываются в дебет счета  99 "Прибыли и убытки". В  случае продажи объекта основных средств  выручка от реализации относится  на кредит счета 99 "Прибыли и убытки".                               

При   осуществлении   капитальных   вложений   расходы   по строительству или  приобретению отдельных  объектов основных  средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету  счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита счета 60 "Расчеты с  поставщиками и  подрядчиками"  или  кредита  счетов  учета  денежных  средств  (51  "Расчетные счета",  50 "Касса").

Затраты  по  приобретенным  и  принятым  в  эксплуатацию объектам  основных  средств,  учтенные  на  счете  08 "Вложения во внеоборотные активы", в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 " Вложения во внеоборотные активы " в дебет счета 01 "Основные средства".   

Учет  товаров, ведется на счете 41 "Товары". Товары, приобретаемые представительством для продажи, принимаются к  бухгалтерскому  учету  по  стоимости  приобретения с дальнейшим их списанием   при   выбытии   по   методу   средневзвешенной  (средней) себестоимости.                                                     

          Учет дебиторской и кредиторской задолженности, производится на  счете  76  "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами". На данном счете расчеты приводятся в развернутом  виде: 

- по  дебету  -  возникновение  дебиторской  задолженности  и погашение кредиторской;

- по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.   

В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи».

В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций (Таблица 1)

Таблица 1. Типовая корреспонденция счетов по учету издержек обращения


Дебет

Кредит










44 «Расходы на продажу»,

 субсчет «Издержки обращения»

02 «Амортизация основных средств»

- на сумму амортизации основных средств

10 «Материалы»

- списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 - получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные,  консультационные и прочие услуги)

68 «Расчеты по налогам и сборам»

- начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

- начисляется заработная плата работникам

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

- начислен Единый социальный налог и взносы на страхование

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

- списываются по авансовым отчетам командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

- на сумму недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм

96 «Резервы предстоящих расходов»

- образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.

 


Собранные на счете 44 «Расходы на продажу» в части реализованных товаров списываются в конце отчетного периода на счет учета продажи товаров и в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». По кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи товаров, а по дебету – себестоимость продажи.

Окончательный финансовый результат от продаж в виде прибыли или убытка списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В соответствии с классификацией ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи товаров относится к доходам от обычных видов деятельности. Доходы от продажи товаров уменьшаются на сумму расходов, связанных с приобретением товаров и их продажей.

Выявление при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.

1.Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов:

Дт сч.10(41,50…) Кт субсч. 91-1

2.Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства:

а) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров

Дт сч.94      Кт сч.01(10,41…)

б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица

Дт суб.73-2    Кт сч. 94

в) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей  и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица

Дт субсч.73-2   Кт 98-4

г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба

Дт сч.70(50)  Кт субсч 73-2

д) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов

Дт субсч 98-4 Кт субсч 91-1

4.Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в составе прочих операционных расходов:

Дт субсч 91-2   Кт сч.94

Прибыль от реализации основных средств, представляющая собой превышение продажной цены над остаточной стоимостью и расходами, связанными с их реализацией, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете отражается также финансовый результат от реализации иного имущества (нематериальных активов, материалов, денежных документов, ценных бумаг), определяемый как разница между их продажной ценой и первоначальной либо остаточной стоимостью имущества.

Согласно классификации ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от реализации любого имущества кроме товаров относится к операционным доходам. Для выявления результата операционные доходы уменьшаются на сумму операционных расходов.

  При наличии производственного брака    на счете «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так: (Себестоимость окончательного брака + затраты на исправления брака) – (Удержания с виновников брака + стоимость возвратных отходов по цене возможного использования). Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются с кредита данного счета в дебет счета 20(23), т.е. на этом счете на конец месяца остатка также не бывает.  Таким образом, на калькуляционных счетах 20 и 23 в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ, услуг.

Расходы вспомогательного производства по выполнению, оказанию услуг для основного производства списываются с кредита счета  23 в дебет счета 20(25 и др). Конечный остаток по дебету счета 23 показывает стоимость незавершенного производства.

В  конце месяца по данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказания услуг). Она определяется так:

Незавершенное производство на начало месяца +  Затраты за месяц – Незавершенное производство на конец месяца – Стоимость возвратных отходов- Себестоимость окончательного брака.

Поводя итоги рассмотренному в данном разделе можно сделать определенные выводы:

1) Представительство «Трансстроймеханизация, не являясь юридическим лицом, согласно законодательству РФ имеет право не разрабатывать свою учетную политику, осуществляя ведение бухгалтерского учета согласно учетной политике своего учредителя ОАО «Бамстроймеханизация», следовательно нарушений законодательства по данному пункту нет.

2) Осуществляя управленческий учет ОАО «Бамстроймеханизация» рассматривает представительство «Трансстроймеханизация» как объект управленческого учета, по которому собираются затраты на осуществление его деятельности.

3) Представительство «Трансстроймеханизация» следует рассматривать как производственный участок ОАО «Бамстроймеханизация», организация и ведение бухгалтерского учета которого устанавливается  выше стоящим органом.

4) Постановка и ведение бухгалтерского учета в представительстве находится на высоком уровне и соответствует действующему законодательству по ведению бухгалтерского учета в части учета хозяйственных операций.


2.2 Анализ имущества представительства «Трансстроймеханизация»


Согласно ст. 55 ГК РФ представительством   является   обособленное  подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представительства  не   являются   юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно отчетным данным формы №1 «Бухгалтерский баланс» активы представительства составили на начало 2004 года 4363 тыс. руб., на конец года 5538 тыс. руб. (Приложение 6). Рост валюты баланса, таким образом, составил 1175 тыс. руб. (5538-4363). Далее проведем анализ активов и выясним за счет каких показателей произошел рост валюты баланса (Таблица 3).


Таблица 3 – Анализ активов «Трансстроймеханизация»

 

На начало

На конец

Изменения

Активы

2004 г.

2004 г.

тыс. руб.

гр.3-гр.2

%

гр.3/гр.2*100

1

2

3

4

5

Внеоборотные активы

 

 



Нематериальные активы

18

14

-4

77,78

Основные средства

2045

2766

721

135,26

ИТОГО

2063

2780

717

134,76

Оборотные активы

 

 



Запасы

502

356

-146

70,92

НДС

111

335

224

301,80

Дебиторская задолженность

717

3386

2669

472,25

Денежные средства

970

1681

711

173,30

ИТОГО

2300

5758

3458

250,35

БАЛАНС

4363

8538

4175

195,69


В структуре активов основную долю занимают оборотные активы:

на начало 2004 г. 57,2% (2300/4363*100)

на конец 2004 г. 67,4% (5758/8538*100).

Анализируя полученные результаты анализа таблицы 3 можно отметить следующее (Рис. 2):

1) На конец года остаточная стоимость нематериальных активов уменьшилась на 4 тыс. руб.

2) Остаточная стоимость основных средств увеличилась на 721 тыс. руб., рост составил 135,26%, что свидетельствует о наращивании производственной базы.

3) Остаточная стоимость запасов на конец года уменьшилась на 146 тыс. руб.

4) Резко возросла дебиторская задолженность на конец года (2669 тыс. руб.), ее рост составил 472,25%. Это является негативным показателем, необходимо усилить работу с дебиторами.

5) На конец года увеличился остаток денежных средств на 711 тыс. руб., рост составил 173,3%.


Рис. 3. Динамика активов представительства «Трансстроймеханизация»


В целом, анализируя активы представительства, можно отметить, что происходит наращивание материальной базы, но при этом слабо ведется работа по возврату дебиторской задолженности, что приводит к отвлечению из оборота оборотных средств.

Анализируя пассив бухгалтерского баланса, можно отметить отсутствие собственного капитала, что обосновывается тем, что представительство является не юридическим лицом.

2.3 Анализ движения денежных средств


Анализ движения денежных средств будем проводить по данным отчетной формы №4 «Отчет о движении денежных средств» за 2004 год (Приложение 8) в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ движения денежных средств представительства «Трансстроймеханизация» за 2003-2004 гг.

Показатели

2003 год

2004 год

Изменения

 

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Доходы

 

 

 

 

 

 

Остаток на начало

1 687

4,38

970

2,63

-717

-1,75

Получено от заказчиков

702

1,82

1 056

2,86

354

1,04

Прочие доходы

36 127

93,80

34 871

94,51

-1 256

0,71

Итого

38 516

100,00

36 897

100,00

-1 619

 

Расходы

 

 

 

 

 

 

Направлено на оплату товаров,  работ, услуг, сырья и иных оборотных активов

26 458

70,47

15 523

44,08

-10 935

-26,39

Оплата труда

5 811

15,48

10 866

30,86

5 055

15,38

Расчеты по налогам и сборам

3 458

9,21

5 506

15,63

2 048

6,42

Прочие расходы

1 819

4,84

3 321

9,43

1 502

4,59

Итого

37 546

100,00

35 216

100,00

-2 330

 

Остаток на конец

970

 

1 681

 

711

 


Анализируя финансовые потоки представительства можно отметить снижение поступления денежных средств в 2004 году на 1619 тыс. руб. Расходы снизились в 2004 году на 2330 руб.

Анализируя структуру поступления денежных средств, можно отметить, что основной удельный вес (93,8%) занимают прочие доходы. Под прочими доходами понимаются средства, перечисленные ОАО «Бамстроймеханизация» на содержание своего представительства. Удельный вес средств, полученных от заказчиков составил в 2003 году 1,82%, в 2004 г. 2,86% в общем объеме поступивших денежных средств.

Анализируя структуру расходной части денежных средств можно отметить, что в 2003 году основной удельный вес в общих расходах денежных средств составили расходы на приобретение товаров, оплату работ, услуг и иных оборотных активов. В 2004 году их доля снизилась на 26,39 процентных пункта и составила 44,08%.

В 2004 году на 15,38 процентных пункта возросла доля расходов денежных средств на оплату труда. Соответственно увеличились расходы на расчеты по налогам и сборам, начисляемые на фонд оплаты труда на 6,42%.

Доля прочих расходов в 2004 году увеличилась на 4,59 процентных пунктов.

Отчет о движении денежных средств содержит сведения о потоках денежных средств (их поступление и направление) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода. Сведения о движении денежных средств, учитываемых на счетах учета денежных средств 50 «Касса» и 51 «расчетные счета» отражаются нарастающим итогом с начала года в рублях. В отчете о движении денежных средств показываются данные, прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств.

Проведем проверку соответствия отчетным данным формы №4 данным оборотам по счету 50 и 51(Приложение 10,11).

Остаток на начало года складывается из суммы дебета счета 50 и суммы кредита счета 51: 10171,27+960201,17 = 970372,44 руб. По строке 010 «Остаток денежных средств на начало периода стоит значение 970 тыс. руб., т.е. остаток показан верно.

Строка 020 «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» складывается: дебет счета 50 кредит счета 62   66631,75 руб. плюс дебет счета 51 кредит счета 62   989075,77 руб. Сумма составляет 66631,75+989075,77 = 1055707,5 руб. По строке 020 показана сумма 1056 тыс. руб., что соответствует оборотам счетов 50 и 51.

По строке 110 «Прочие доходы» отображаются доходы, полученные на содержание представительства, перечисленные ОАО «Бамстроймеханизация» и доходы, полученные от поставщиков по претензиям.

Сумма строки должна складываться:


Дебет

Кредит

Сумма, руб.

51

79

35201050

50

76

170000

Минус



79

51

500000


 В итоге получаем 34871050 руб., что соответствует строке110, сумма которой составляет 34871 тыс. руб.

Проверка расходов.

Строка 150 отчета формы №4 складывается из разницы дебета и кредита счета 60: 16057623,25-534354,50 = 15523269,0 руб., что соответствует значению строки 150 15523 тыс. руб.

Строка 160 «Направлено на оплату труда» соответствует дебету счета 70 10885646,66 руб.

Строка 180 «Расчеты по налогам и сборам» соответствует сумме по дебету счетов 68 и 69 кредит 51: 1458539+4049650,19 минус 1200,0 (дебет 69 кредит 50) = 5506989,19 руб. Можно отметить, что в отчете неправильно сделано округление, сумма должна составить 5507 тыс. руб.

 

3. Состав, порядок составления и представления годовой и квартальной отчетности


Не являясь юридическим лицом, представительство «Трансстроймеханизация» не сдает бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Как уже говорилось выше, отчет представительства входит в консолидированный отчет ОАО «Бамстроймеханизация».

В представительстве «Трансстроймеханизация» ведется Книга покупок (Приложение 4) и Книга продаж (Приложение 5).

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность представительства «Трансстроймеханизация» составляется за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам:

-         бухгалтерский баланс (форма №1) (Приложение 6);

-         отчет о прибылях и убытках (форма №2) (Приложение 7);

-         отчет о движении денежных средств (форма №4) (Приложение 8).

На   формах   бухгалтерской  отчетности,   представляемой организацией   в  соответствующие   адреса,   обязательно  наличие  следующих данных:                                                 

- наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;     

- указание  отчетной  даты,  по  состоянию на которую составлена бухгалтерская  отчетность,   или  отчетного  периода,  за  который составлена  бухгалтерская  отчетность ("на _______ 200__ г.", "за ____________ 200__ г.");                                      

- организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами,  зарегистрированными в установленном порядке);                                         

- идентификационный  номер  налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный    налоговым    органом    в   установленном   порядке идентификационный номер налогоплательщика);                       

- вид   деятельности  (указывается  вид  деятельности,   который признается   основным  в соответствии  с требованиями  нормативных документов,   утверждаемых  Государственным  комитетом  Российской Федерации по статистике);                                          

- организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая  форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);        

- единица  измерения; 

- местонахождение  (адрес)  (указывается на форме Бухгалтерского баланса);                                                         

- дата  утверждения  (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);                                        

- дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).                       

Бухгалтерский баланс (форма №1) характеризует финансовое положение представительства «Трансстроймеханизация» по состоянию на отчетную дату. Активы и обязательства представляются в бухгалтерском балансе с подразделением в зависимости от срока обращения: краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс отражает на отчетную дату состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности представительства «Трансстроймеханизация» за отчетный период. При этом данные в отчете приводятся нарастающим итогом. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы, что соответствует приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».    

В конце отчетного периода по всем счетам главной книги подсчитываются  дебетовые и кредитовые   обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо (Приложение 9). По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», исчисляется развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской  задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются  для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в точности и полноте этих показателей, периодически проверяют записи по счетам.

Проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

·        сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

·        сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

·        сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим счетам. Имеющиеся в ней три пары колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равны друг другу.


 

4. Налоговый учет


С 2002 г. организации обязаны дополнительно разрабаты­вать учетную политику для целей налогообложения, необходимость разработки которой установлена главой 25 части второй НК РФ.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, ис­ходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последователь­но от одного налогового периода к другому, а порядок веде­ния налогового учета устанавливается налогоплательщиком ч учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.[6]

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организа­ции дополнительного раздела — для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогового учета должна фор­мироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Следовательно, в учетной политике для целей налогообло­жения должны быть отражены следующие вопросы:

- порядок и схема определения доли расходов (распределе­ние прямых расходов между готовой продукцией и объекта­ми незавершенного производства);

- состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности   в   Российской  Федерации   годовая бухгалтерская отчетность  может представляться  малым предприятием  в сокращенном варианте – форма №1 и форма №2.

При  этом  малое  предприятие  имеет  право  представлять   формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно.  В этом   случае   малое   предприятие   должно   соблюдать  требования, предусмотренные приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности». В   представляемых   формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для  раскрытия информации  могут включаться  дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.  В представительстве «Трансстроймеханизация» учетной политикой налоговый учет не предусмотрен, и практически не ведется, что нельзя считать нарушением законодательства по ведению бухгалтерского учета и отчетности, т.к. представительство не является юридическим лицом.

Представительство «Трансстроймеханизация» не является плательщиком единого социального налога (ЕСН), но является плательщиком взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налоговая  база  определяется как  сумма  выплат  и  иных  вознаграждений, предусмотренных  пунктом  1   статьи   236   НК РФ, начисленных  работникам  за  налоговый  период.  Налоговая ставка с 1 января 2005 г. составляет 20% от налоговой базы. В 2004 г. ставка составляла 28%.

Представительство ведет учет начисленных и перечисленных взносов в Пенсионный фонд РФ на специально предназначенного для этого счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Счет 69 кредитуется на суммы платежей на пенсионное обязательное страхование. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда: Счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей

Дебетовый оборот счета 69 за 2004 год составил 4088965,45 руб., кредитовый оборот 4668716,47. Это означает, что перечислено платежей в ПФР 4088965,45 руб. Следует учесть остаток на 1 января 2004 г. начисленных, но не перечисленных взносов, согласно данным Главной книги по обороту дебета счета 69 перечислена сумма: 4 088 965,45 в то время как начислено было 4668716,47 руб., следовательно задолженность перед бюджетом по взносам на конец года составила:

(4668715,47+кредитовый остаток на начало года 317483,31)-4088965,45 = 897231,99 руб., что отображено в балансе по строке 623 (Приложение 6).

Выводы

В ходе прохождения практики был изучен теоретический материал по ведению бухгалтерского учета и отчетности, который применялся для сравнения правильности ведения бухгалтерского учета в представительстве ОАО «Бамстроймеханизация» «Трансстроймеханизация».

Специфика ведения бухгалтерского учета и отчетности представительством «Трансстроймеханизация» заключается в том, что организация не является юридическим лицом, а следовательно, не состоит на учете в налоговых органах. Тем не менее, организация составляет отчетность и представляет ее в головную организацию ОАО «Бамстроймеханизация».

Бухгалтерский учет в организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Обозначим кратко основные изученные моменты для лучшего восприятия в табличной форме


Вопрос

Оценка уровня организации бухучета

Принятая форма бухгалтерского учета, способ обработки информации

Журнально-ордерная, автоматизированная. Уровень высокий

Соответствие плана счетов, отраженных в Главной книге, плану счетов, принятому в Учетной политике (рабочему плану счетов)

Соответствует полностью.

Уровень высокий

Наличие рабочего плана инвентаризации и его соответствие нормативной базе

Порядок проведения инвентаризация отображен в Учетной политике.

Уровень высокий

Порядок оформления учетной политики и ее соответствие действующему законодательству

Учетная политика принимается приказом руководителя, имеет рабочий план счетов, документооборот. Уровень высокий.

Основные элементы учетной политики:

- обработка учетной информации журнально-ордерная;

- утвержден рабочий план счетов;

- сроки проведения инвентаризации;

- формы первичных документов;

- амортизация основных средств и нематериальных активов (линейный способ);

- порядок списания и критерии определения предметов, не относящихся к основным средствам;

- определение стоимости основных средств;

- порядок формирования резервов;

- учет материальных ценностей (по фактическим расходам на приобретение);

- определение фактической себестоимости материальных ресурсов (по средней себестоимости);

- порядок учета ТМЦ (количественно-суммовой метод);

- порядок учета затрат на производство (позаказный);

- порядок распределения общехозяйственных расходов;

- критерий определения выручки (метод начисления);

- порядок распределения чистой прибыли

Документы, определяющие порядок составления и представления отчетности

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».

Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".  

Состав годового отчета

бухгалтерский баланс (форма №1);

отчет о прибылях и убытках (форма №2);

отчет о движении денежных средств (форма №4)

Порядок составления отчетности, исполнители, сроки

Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация, отчетность формируется главным бухгалтером

Система внутренней отчетности

Отсутствует

Сроки представления отчетности в ОАО «Бамстроймеханизация»

10 число месяца, следующего за отчетным

Внутренний и внешний контроль за достоверностью балансов и отчетов

Внутренний контроль – инвентаризация расчетов.

Внешний контроль – ревизия, аудит


 

5. Аудит основных средств

5.1 Источники информации для проверки

     

Учитывая, что на балансе представительства числятся основные средства на значительную сумму, собственниками которых является АО «Бамстроймеханизация», и происходит наращивание материальной базы, имеет смысл провести аудиторскую проверку основных средств. Первоначально  аудитор должен ознакомиться с методологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политике организации. В частности, необходимо изучить:

-         лимит стоимости объектов для их отнесения к основным средствам и средствам в обороте;

-         установленный перечень объектов, относимых к основным средствам независимо от стоимости;

-         способы начисления амортизации по основным средствам;

-         порядок отражения затрат на ремонт основных средств;

-         предусмотрено ли проведение переоценки основных средств на 1 января отчетного года;

-         сроки проведения инвентаризации основных средств;

-         перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету основных средств. 

Учетная информация подразделяется на первичную учетную, информацию аналитических, синтетических, сводных регистров бухгалтерского учета (финансового и управленческого).

 К первичным учетным документам по учету основных средств, в частности относятся:

-         акт (накладная) приемки – передачи основных средств (форма № ОС –1);

-         акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3);

-         акт на списание основных средств (форма № ОС-4);

-         акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);

-         инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);

-         акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);

-         акт приемки – передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);

-         акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16);

-         документы, подтверждающие изготовление объектов хозяйственным способом.

К первичным документам, которые используются при купле – продаже объектов, в том числе и основных средств, следует отнести также счета – фактуры.

Регистры аналитического и синтетического учета включают накопительные ведомости, журналы – ордера и другие документы. Согласно указаниям по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Рекомендациями по применению единой журнально – ордерной формы учета установлены типовые формы регистров бухгалтерского учета. Учет основных средств и ряда других долгосрочных активов ведется организациями, применяющими единую журнально – ордерную форму учета, в журнале – ордере № 13.

Перечень и периодичность получения отчетных ведомостей при таблично  – автоматизированной форме учета определяются организациями в зависимости от требований контроля и анализа. В частности, по бухгалтерскому учету наличия и поступления основных средств формируются: ведомость движения основных средств по бухгалтерским счетам; оборотная ведомость основных средств в размере производств, отделов, цехов и других мест их  эксплуатации и хранения; ведомость наличия основных средств по инвентарным номерам (инвентаризационная опись); ведомость наличия оборудования и его распределения по возрастному составу и др. К регистрам аналитического учета можно отнести также книгу покупок и книгу продаж.[7]

     Отчетная информация включает данные бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчетности (налоговых деклараций). В бухгалтерском балансе отражаются данные по основным средствам как действующим, так и находящимися на консервации или в запасе по остаточной стоимости. В «Бухгалтерском балансе» (ф. № 1) основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, представлены в разделе 1 «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с детализацией по видам: земельные участки и объекты использования; здания, машины и оборудование. Основные средства показываются в балансе в оценке НЕТТО – по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не производится) (Рис.4).


 





Рис. 4.  Сверка тождества данных по учету основных средств


Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состав на конец отчетного года приводятся в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Также в «Приложении к бухгалтерскому балансу» (ф. № 5) раскрываются данные:

-         о суммах начисленной амортизации на начало и конец отчетного периода по всем основным средствам, а также по отдельным группам: здания и сооружения; машины, оборудование, транспортные средства и др.;

-         о наличии на начало и конец отчетного периода основных средств, переданных в аренду, как в целом, так и по отдельным видам (здания, сооружения);

-         о наличии на начало и конец отчетного периода основных средств, переведенных на консервацию.

В пояснительной записке раскрывается исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)  информация:

-         об изменении стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации);

-         о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

-         об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

-         о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.[8]

Статистическое наблюдение за наличием и движением основных средств

осуществляется с использованием статистического отчета (форма № 11).   

 Таким образом, основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.

 

5.2 План и программа аудиторской проверки учета основных средств


 При планировании аудита основных средств, прежде всего, составляется программа аудита. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении и т.д.


Программа аудита движения основных средств

 

Проверяемая организация             

Период аудита                                

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск       

Планируемый уровень существенности 

 




Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Период проведе- ния

Испол-итель

Рабочая документация

2

3

4

5

Анализ учредительных документов, учетной политики, организации хозяйственной деятельности предприятия и определение влияния указанных факторов на порядок организации учета основных средств



Аналитический обзор, тест системы контроля операций с основными средствами

Изучение состава и структуры основных средств по данным регистров аналитического учета. Уточнение соблюдения условий отнесения активов к основным средствам.



Опись инвентарных карточек учета основных средств

Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности



Выводы по осмотру производственных и складских помещений и опросу работников

Проверка правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами



Аналитические таблицы

Проверка достоверности начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств



Аналитические таблицы

Проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств



Аналитические таблицы

Проверка правильности переоценки основных средств



Аналитические таблицы

Проверка своевременности проведения инвентаризации основных средств, полноты и правильности отражения ее результатов в учете



Аналитический обзор

Количественная оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности



Аналитические таблицы

Архивирование рабочих документов, подготовка и печать отчета



Отчет


5.3 Перечень аудиторских процедур

1) Аудит учета, отчетности и использования основных средств. При этом необходимо проверить:[9]

-         контроль за наличием и сохранностью основных средств;

-         соответствует ли группировка основных средств общероссийскому классификатору;

-         правильно ли произвели оценку основных средств в учете;

-         правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств;

-         правильно ли начислена и отражена в учете амортизация основных средств;

-         правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности;

-         соответствие форм бланков утвержденным формам;

-         соответствие записей синтетического и сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе;

-         правильность бухгалтерских проводок по учету основных средств.

2) Аудит оценки объектов основных средств. Аудитору необходимо проверить:

-         наличие факта создания комиссии по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

-         первичные документы купли-продажи основных средств с указанием стоимости объекта;

-         протокол договорной цены (при внесении основных средств учредителями);

-         первоначальную стоимость, указанную в актах приемки-передачи основных средств;

-         правильность проведения переоценки основных средств;

-         правильность отражения первоначальной стоимости после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов;

-         правильность определения инвентарной стоимости законченных строительством объектов.

3) Аудит поступления и выбытия основных средств. Аудитору необходимо проверить:

-         перечень основных средств (с первоначальной стоимостью, износом и ценой соглашения) и технической документации при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал;

-         договор купли-продажи (при приобретении объектов основных средств в комплекте в инвентарной карточке должна быть расшифровка предметов, входящих в комплект);

-         первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за иностранную валюту (эта стоимость должна учитываться по курсу ЦБ РФ в рублях на момент приобретения);

-         установлена ли рыночная стоимость при продаже основных средств;

-         увеличена ли налогооблагаемая прибыль в случае реализации основных средств;

-         начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам (плательщиком НДС является передающая сторона);

-         оприходованы ли на счете 10 «материалы» узлы и агрегаты (пригодные для ремонта других основных средств), полученные после демонтажа и разборки. Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учеты и сдаче в государственный фонд.

4) Аудит безвозмездно полученных основных средств. Аудитору необходимо проверить:

-         документы на безвозмездно полученные основные средства;

-         правильность составления бухгалтерских проводок по безвозмездно полученным основным средствам;

-         правильность ведения аналитического учета по счету 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления»;

-         соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в главной книге и балансе.

5) Начисление амортизации основных средств. Аудитору необходимо проверить:

-         правильность норм амортизационных отчислений;

-         правильность ведения аналитического учета;

-         правильность составления бухгалтерских проводок по амортизации основных средств;

-         наличие и правильность ведения инвентарной картотеки;

-         документальное оформление операций движения основных средств.


 

Список изученной литературы

1       Налоговый кодекс Российской Федерации - часть 2 с изм. на 02.11.2004 г.

2       Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003 №86-ФЗ)

3       Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»  (ред. от 24.03.2000)

4       Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

5       Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).

6       Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «Об утверждении типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для  субъектов малого предпринимательства».

7       Постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями).

8       Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-пресс, 2001

9       Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форус-Инфра-М, 2003

10  Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004.

11  Макарова Л.Г. Разработка информационно – методического обеспечения аудита (на примере аудита основных средств) // «Аудиторские ведомости», № 5, 1999

12  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49

13  Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

14  Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003


Список приложений:


Приложение 1

Положение о представительстве ОАО «Бамстроймеханизация» «Трансстроймеханизация»

Приложение 2

Положение по оплате труда

Приложение 3

Положение об учетной политике

Приложение 4

Книга покупок

Приложение 5

Книга продаж

Приложение 6

Бухгалтерский баланс (форма №1)

Приложение 7

Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Приложение 8

Отчет о движении денежных средств (форма №4)

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11


Главная книга

Анализ счета 50

Анализ счета 51








[1] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 204

[2]Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99)

[3]Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форус-Инфра-М, 2003. – с.148

[4]Федеральный закон РФ от 30.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

[5] Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – С. 262.

[6]Налоговый кодекс РФ, ст. 313

[7]Макарова Л.Г. Разработка информационно – методического обеспечения аудита (на примере аудита основных средств) // «Аудиторские ведомости», № 5, 1999. – с. 22


[8]Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – с. 68

[9]Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-пресс, 2001. – с. 47