Введение

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная и газовая.

Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений в Россию, позволяют поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.

Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть и газ - это богатство России. Нефтяная и газовая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности  заинтересованы практически все развитые государства мира.

Итак, российская нефтегазовая промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и всего мира в целом.

План:

1.     Место России среди стран мира по добыче и запасам нефти и газа.

2.     Роль Урало-Поволжской нефтегазоносной базы в добыче нефти и газа в России.

3.     Экономическая характеристика ресурсов нефти и газа в Урало-Поволжской провинции.

4.     Характеристика развития и размещения нефтедобывающей и газодобывающей промышленности Урало-Поволжской провинции.

5.     Промышленные комплексы.

6.     География потребителей.

7.     Современные проблемы развития и размещения нефтяной и газовой промышленности в Урало-Поволжской провинции, экологические проблемы.


1. Место России среди стран мира по добыче и запасам нефти и газа.

         В настоящее время нефтяная промышленность Российской  Федерации занимает 3 место в мире.  В 1993 году было добыто 350 млн. т нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США.

         Нефтяной комплекс России включает 148 тыс.  нефтяных скважин,

48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн т/год нефти,  а  также большое количество других производственных объектов.

         На предприятиях нефтяной промышленности  и  обслуживающих  ее

отраслей занято около 900 тыс.  работников,  в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

За последние десятилетия в структуре топливной промышленности произошли  коренные  изменения,  связанные  с  уменьшением  доли

угольной промышленности и ростом отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Если в 1940 г. они составляли 20,5%, то в 1984г - 75,3%  суммарной добычи минерального топлива. Теперь на первый план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи.  Потребление нефти для энергетических целей не будет сокращено,  напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее время на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефти сокращается,  а доля газа  растет  и  составляет примерно 41%. В нефтяных месторождениях, как правило,  содержатся и нефтяные газы – ценнейшее топливно-энергетическое и химическое сырьё. Эти газы используются лишь на 60-70%, а остальное в целях безопасности сжигается.



2.    Роль Урало-Поволжской нефтегазоносной базы в добыче нефти и газа в России.

На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Основная из них - Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.

Вторая по значению нефтяная база - Волго-Уральская. Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский район дает 24%  нефтедобычи страны, 7% газа.

Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы.

Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%).



3.    Экономическая характеристика ресурсов нефти и газа в Урало-Поволжской провинции.

      Добыча нефти в Волго-уральском районе сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной  промышленности  СССР.

      До  недавнего  времени  это был важнейший по разведанным запасам

нефти район.  Здесь были открыты такие известные  месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское.  Добыча  нефти  в этом районе обходится недорого,  но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%),  парафина и смол,  что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.     Наблюдается "старение" Волго-Уральского  района.  Его технико-экономические  стали  ниже по сравнению с прежним уровнем,  а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась.

Истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Назрела необходимость в поисках нефти на других территориях страны. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей Волго-Уральской базы.


4. Характеристика развития и размещения нефтедобывающей и газодобывающей промышленности Урало-Поволжской провинции.

  Размещение предприятий  нефтеперерабатывающей  промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

         Добытая из  недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие  заводы,  которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

         Нефтеперерабатывающая промышленность  вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла),  которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей  промышленности  от нефтедобывающей.  Переработка нефти чаще сосредотачивается  в  районах  массового  потребления нефтепродуктов.

         Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности  к

местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

·        транспортировка нефти  всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

·        для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые,  помимо сырой нефти,  осуществляют  перекачку светлых продуктов;

·        хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;

·        потребитель получает  возможность  одновременно  использовать

сырую нефть, поступающую из разных районов.

         Размещение переработки  нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

         Нефтепереработка в  разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти,  но и от того, какие  виды  топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

         Нефтеперерабатывающие заводы  разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород,  Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск,

Омск,  Ангарск),  на водных путях (Волгоград,  Саратов, Сызрань, Самара,  Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы.  Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается.  В них сосредоточена  еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават,  Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят.  Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).



6.    География потребителей.

     В Южную Европу  нефть поставляется через Средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе, Одессы, куда приходит по трубопроводам из Западной Сибири (в том числе в Одессу транзитом через Украину). В Центральную Европу западносибирская нефть поставляется по нефтепроводу “Дружба” через Украину. В Северо-Западную Европу - танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс, Клайпеда), куда она поставляется по нефтепроводам. В ближайшие несколько лет география поставок российской нефти претерпит изменения. Так как наряду с Западной Сибирью появятся новые, ориентированные на экспорт районы добычи нефти на Дальнем Востоке (экспорт в Юго-Восточную Азию), на севере европейской части страны (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция).  

При этом около 1/3 нефти поставляется в Белоруссию, где она перерабатывается на 2-х НПЗ, расположенных в Новополоцке и Мозыре. В 1997 году в Белоруссии было добыто 1.821 млн. т нефти, это на 2.3 % меньше чем в 1996г. В 1997г. удалось замедлить темпы сокращения нефтедобычи. В Белоруссии рассчитывают, что в 1998 году уровень добычи углеводородного сырья стабилизируется за счет “max компенсации извлекаемых объемов нефти новыми запасами и интенсивной нефтедобычей”. Белорусские предприятия по транспортировке нефти “Дружба” в 1997 году транспортировали 76.625 млн. т нефти, что на 3.3% больше, чем в 1996 году ( в том числе на экспорт 64.855 млн. тонн (104.3% к 1996 г.)).

1/3 нефти, экспортируемой в страны СНГ, поставляется в Украину. Потребность Украины в нефтепродуктах по разным оценкам 24-28 млн. т в год. За счет импорта она удовлетворяет потребность в нефти (н Около 3 млн.т нефти экспортируется в Казахстан. При этом по нефтепроводу Узень - Гурьев - Самара в РФ поставляется примерно такое же количество нефти. Казахстан начал добывать нефть на полуострове Бузачи, где невысокая глубина залегания, но высокая вязкость требует применения специальной технологии с закачиванием в скважины горячего пара. Продолжается добыча в старом нефтеперерабатывающем районе - Эмбенском. Местные нефти перерабатываются на Гурьевском НПЗ. Поставки нефтепродуктов восточным и южным областям осуществляются с Павлодарского и Чимкентского НПЗ, работающих на западно-сибирской нефти, поступающей из Омска. 

нефтепродуктах) на 80-90%.

         В свое  время  создание  нефтяной  базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных  районов страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое положение,  Волго-Уральский район вызвал появление целой  системы  магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток - Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы - Омск;  Уфа - Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);


7.    Современные проблемы развития и размещения нефтяной и газовой промышленности в Урало-Поволжской провинции, экологические проблемы.

Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсив­ная добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно боль­ше. Так и поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия поя­вились первые настораживающие симптомы.

Отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли в Татарии, где в апреле 1989 г. было зарегист­рировано землетрясение силой до 6 баллов (г. Менделеевск). По мне­нию местных специалистов, существует прямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизацией мелких землетрясе­ний. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятие колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают, ведь здесь сооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной из действен­ных мер также является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отбор нефти.

 

 

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России. Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2000 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю­бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь". Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти­ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере­возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при­роде.

                               

 

 

 

 

 

 

Литература    

      1. "Топливно-энергетический комплекс" Москва, 2003г

      2. Энциклопедия  «Россия: физическая и экономическая география»    «Аванта +»  Москва 2004г.    

      3. В.Л. Березин "Нефть и газ Западной Сибири" Москва 1994г.

      4. "Нефтяная промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ  2004г.

      5. "Народное хозяйство Российской Федерации" Москва 2005г.