Малые предприятия и их роль в экономике


Содержание


Введение....................................................................................................................................................................... 3

1. Роль малого предпринимательства  в развитии экономики................................. 5

2. Перспективы развития малого предприятия........................................................................ 8

Заключение............................................................................................................................................................. 12

Список используемой литературы.................................................................................................. 14



Введение

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.

Роль малого бизнеса в экономике государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Цель работы: выявить направления развития малого предпринимательства в России.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. дать характеристику основным критериям отнесения предприятий к малым;

2. охарактеризовать роль малого предпринимательства в развитии экономики;

3. описать перспективы развития малого бизнеса в России.

Становление малого бизнеса исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые экономисты, среди них можно выделить следующих Архиев А.О., Бусыгин А., Виленский А., Голубцов С., Дымов Т., Иванова Л., Крайний В., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Подпорин Ю., Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А., Фадеева Е. и др.

1. Роль малого предпринимательства в развитии экономики

Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от31 июля 1995, 21 марта 2001г.) (статья 3)

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек[1].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.

В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.

Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.

Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

В челябинской области насчитывалось в 2001 году 19136 малых предприятий с численностью 133706 человек.

В развитых же странах на долю малых предприятий приходится около 50 % объема выпускаемой продукции и сосредоточено 50-60% трудоспособного населения.

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями[2].

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.

В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

2. Перспективы развития малого предприятия

Для начала следую определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования: консультационные услуги; бытовое обслуживание население. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризис, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источников формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ[3].

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

Развитие малого предпринимательства в 2003-2005 гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В.Тихомировым, И.Тихомировой, А.Духон, предложено использовать региональный рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

На основе предложенных показателей были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам (табл. 1). Лидирующее положение Центрального федерального округа определяется прежде всего высоким уровнем развития малого бизнеса в Москве. Изменения в экономической ситуации после дефолта 1998 г. привели к тому, что в лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половила малых предприятий сосредоточена в этих двух округах: в Центральном - 35% и Северо-Западном - 15%.

Рейтинги развития малого бизнеса в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)

Таблица 1

Федеральные округа

Индекс развития малого бизнеса

Рейтинг на основе ИРМБ

1997

1998

1999

2000

1997

1998

1999

2000

Центральный

0,782

0,636

0,874

0,739

1

2

2

2

Северо-Западный

0,411

0,667

1,000

0,861

4

1

1

1

Южный

0,623

0,295

0,067

0,017

2

5

7

7

Приволжский

0,127

0,194

0,070

0,070

7

7

6

6

Уральский

0,368

0,475

0,469

0,548

5

3

3

3

Сибирский

0,529

0,237

0,324

0,112

3

6

5

5

Дальневосточный

0,347

0,336

0,435

0,368

6

4

4

4

В качестве обобщающего показателя А. Духон предложила использовать индекс развития малого бизнеса (ИРМБ), который формируется па основе трех индексов: занятости на малых предприятиях: капитальных вложений, произведенной МП продукции (работ, услуг). Рассчитанные показатели ПРМБ для субъектов РФ в период с 1997 по 2000 г. позволили провести классификацию регионов с помощью кластерного анализа. В результате были выделены четыре группы регионов.

Классификация регионов проведена по следующим показателям: число малых предприятий (тыс. единиц); численность безработных (тыс. человек); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 кв. км); инвестиционная активность малых предприятий (млн. руб./чел.); производительность труда (млн. руб./чел.). На основе этих данных можно судить о потенциале развития малого предпринимательства в регионах и их возможностях в обеспечении экономического роста (табл. 2).

Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений - от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.

Таблица 2

Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий

Группы регионов по уровню развития МП

Регионы

Число регионов

Регионы с положи тельной тенденцией развития малых предприятий

Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская области

4

Регионы, отброшенный дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста секторе МП)

Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области, Республика Дагестан

5

Регионы со средним уровнем развития малого бизнеса (с тенденцией к снижению динамики развития в нем)

Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская Омская, Оренбургская. Пензенская, Пермская области, При морским край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область

31

Регионы с изначально низким уровнем развития малого предпринимательства (регионы - аутсайдеры)

Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская области, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская. Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия. Республика Карелия, Республика Коми, Республика Маши Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия -Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская области, Чувашская Республика

39


Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др. совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативнодействующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг).


Заключение


В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.

Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Российский малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость в последние 5-6 лет практически не изменилась.

Пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее.

Список используемой литературы

1.      «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Федеральный закон от 14.06.95г. № 880ФЗ.

2.      Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 № 7.

3.      Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М., 1997

4.      Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. //Вопросы экономики. 1996. -№7.

5.      Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37

6.      Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996

7.      Закон Челябинской области от 28.09.00 №142-30 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области".

8.      Зевелев В.А. Малый бизнес – большая проблема России – М., 1994.

9.      Земляк С. Концептуальные подступы к разработке региональной модели устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства //Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК) 2001 №4 стр.47-51

10.  Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.

11.  Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. - 2000. - № 12. С. 7-15.

12.  Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.

13.  Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики №7 2002 стр.119-126.

14.  Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 32-39.

15.  Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: «Ось - 89», 1999 г.

16.  Постановление Губернатора Челябинской области от 05.04.02 №163 "О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Челябинской области на 2002 год"

17.  Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).

18.  Программа государственной поддержки МП на 2001-2002.// Малое предприятие. 2000г. № 6.

19.  Проект Программы Общероссийской политической общественной организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. - 2000. - № 10. С. 21-25

20.  Постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», №1460 от 31 декабря 1999 года.

21.  Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59

22.  Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий малых предприятий с крупным производством // Журнал для акционеров. 1999г. № 4.

23.  Фадеева Е. Выживание не грани вымирания. Число малых предприятий неуклонно сокращается. // Учет, налоги, право. 2000г. № 28.

24.  Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы.

25.  Федеральный закон от  14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.



[1] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998. – с.56

[2] Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59

[3] Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики №7 2002 стр.119-126.