Содержание

 

 

 

 

 

1. Основные черты метафизического метода познания. 3

2. Четырехмерные измерения. Параллельные миры.. 8

Задачи. 14

Список литературы.. 18

 

1. Основные черты метафизического метода познания

Метафизика - 1) философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия. Термин «метафизика» имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего». Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью». В современной западной буржуазной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия метафизика исторически преемственны: возникнув как основная философская «наука» о началах всего сущего, метафизика на определённом этапе, на базе механистического естествознания XVII в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к метафизике как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие «метафизика» приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.[1]

Когда желают представить какое-нибудь познание как науку, прежде всего необходимо иметь возможность в точности определить то характерное, что отличает его от всякого другого познания и что, следовательно, составляет его особенность; в противном случае границы всех наук сольются и ни одну из них нельзя будет основательно трактовать исходя из ее природы.

Идея возможной науки и ее области основывается, прежде всего, именно на таких отличительных чертах, в чем бы они ни состояли: в различии ли объекта, или источников познания, или вида познания, или же в различии некоторых, если не всех, этих моментов вместе.

Во-первых, что касается источников метафизического познания, то уже по самой сути его понятия они не могут быть эмпирическими. Следовательно, принципы этого познания (к которым принадлежат не только основоположения метафизики, но и ее основные понятия) никогда не должны быть взяты из опыта, так как оно должно быть познанием не физическим, а метафизическим, т.е. лежащим за пределами опыта. Таким образом, в основе его не будет лежать ни внешний опыт, служащий источником физики в собственном смысле, ни внутренний опыт, составляющий основание эмпирической психологии. Оно есть, следовательно, априорное познание, или познание из чистого рассудка и чистого разума.[2]

Но этим оно ничуть не отличалось бы от чистой математики; поэтому оно должно будет называться чистым философским познанием; что же касается значения этого выражения, где о различии между этими двумя видами применения разума сказано ясно и вполне удовлетворительно. – Об источниках метафизического познания этого достаточно.

Метафизическое познание или метафизика (греч. meta ta physika - после физики: выражение, веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о "первых родах сущего") - понятие философской традиции, последовательно фиксирующее в исторических трансформациях своего содержания:

1) в традиционной и классической философии - учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософии как философии природы. В данном контексте вплоть до первой половины XVIII в. (а именно: вплоть до экспликации содержания ряда понятий философской традиции Вольфом) Метафизическое познание отождествлялась с онтологией. Предмет метафизического познания в данной ее артикуляции варьируется в широком веере от Бога до трансцендентально постигаемого рационального логоса мироздания. Конституируемое в этом мыслительном контексте классическое математизированное естествознание парадигмально фундировано презумпцией метафизического видения мира (Деррида в этом плане интерпретирует математику как "естественный язык выражения взаимосвязи метафизики и идеи Единого или Логоса"). Понимание метафизического познания как учения "о первоосновах" приводит в рамках данной традиции как к практически изоморфному отождествлению метафизики и философии как таковой, так и к тенденции метафорического использования термина "метафизика" в значении "общая теория", "общее учение";

2) в неклассической философии метафизическое познание - критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного непосредственному эмпиризму (в позитивизме), специфически понятой диалектике, неотчужденному способу бытия человека в мире и адекватному способу его осмысления (у Хайдеггера), субъектному моделированию реальности и т.д. Так, "позитивная философия" Конта решительно дистанцируется от метафизической проблематики, артикулируемой в качестве спекулятивного пространства "псевдопроблем" и бесодержательных суждений, не подлежащих верификации; В.Ленин противопоставляет "метафизическому решению раз навсегда ("объяснили!") вечный процесс познания глубже и глубже"; феноменология расценивает метафизическое познание как "преднайденность мира", основанную на "некритическом объективизме", пресекающем возможность конструирования его субъектом; а по оценке Хайдеггера, "метафизика как метафизика и есть, собственно говоря, нигилизм". Начало данной интерпретации метафизического познания может быть возведено к гегелевскому употреблению термина "Метафизика" для обозначения принципиальной ограниченности рассудка по сравнению с разумом (в кантовской интерпретации последних). В силу унаследованной эпохой модерна от классики интенцией на отождествление метафизического познания с философией как таковой отказ культуры от аксиологического акцента на метафизичность стиля мышления связан и со своего рода кризисом статуса философии как "царицы наук" в системе культуры. Реакция на этот кризис нашла свое выражение в интенциях конституирования метафизического познания в качестве удовлетворяющей всем требованиям сциентизма "строгой науки" (Гуссерль), "индуктивной науки" (Х.Дриш), "точной науки" (Г.Шнейдер), "фундаментальной науки" (Й.Ремке) и т.п.;

3) в постнеклассической интерпретации метафизическое познание - это классическая философия как таковая (прежде всего, в идеалистической своей артикуляции), т.е. философия, характеризующаяся такими фундаментальными презумпциями, как:

а) презумпция наличия объективирующегося в логосе единства бытия;

б) презумпция единства бытия и мышления.

В этой системе отсчета философия классической традиции конституируется, согласно постмодернистской ретроспективе, как "философия тождества" в отличие от современной философии как "философии различия". Согласно оценке Хабермаса, данные презумпции теряют свой аксиоматический статус под влиянием таких культурных феноменов, как:

а) радикальная критика сциентистскитехногенной цивилизации, фундированной в своих рациональных гештальтах жесткой субъект-объектной оппозицией;

б) де-трансцендентализация сознания, интерпретируемого в качестве "ситуативного" (как в смысле исторической артикулированности, так и в смысле процессуальной процедурности). Верхним хронологическим пределом культурного пространства, в рамках которого феномен метафизического познания может быть обнаружен, выступает философия Ницше: по Хайдеггеру, Ницше может быть интерпретирован как "последний метафизик", и если в его учении метафизическое познание конституируется в качестве задачи, то в философии Хайдеггера эта задача находит свое разрешение. При переходе к постнеклассическому типу философствования то проблемное поле, которое традиционно обозначалось как философия сознания, трансформируется в философию языка: по оценке Т.С.Элиота, философия XX в. пытается опровергнуть "метафизическую теорию субстанциального единства души" и, в целом, "остановиться у границы метафизики". Современная философия если и использует концепт "метафизического познания", то исключительно в нетрадиционных аспектах.

Поэтому, под метафизическим познанием рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит «позади» нее), но само по себе является первым. Поэтому метафизику называют также «первофилософией» со времени поздней античности и средних веков - вообще название соответствующих философских дисциплин.

В этом смысле метафизика - основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь.[3]

Метафизическое познание распадается на:

-       учение о самом сущем (онтология);

-       сущности мира (космология);

-       о человеке (философская антропология, экзистенциализм);

-       о существовании и сущности Бога (теология).

Математика, физика, биология, а также др. частные науки пытались вторгнуться в область метафизики для того, чтобы вновь обрести общую для всех наук плоскость, в которой можно было бы сделать попытку набросать единую, свободную от противоречий картину мира.

Возник целый ряд метафизик, опирающихся на частные науки. Для настоящего времени характерно пронизывающее все науки стремление быть справедливыми к притязаниям метафизики, продумать все вопросы до конца и воспринимать данное как целое (а не только в отдельных его аспектах). В самой метафизике отдавание себя со стороны познающего человека действительному составляет предпосылку всякого исследования истины. Выполнить свою обширную задачу метафизика пытается путем описания загадочных глубин бытия и его богатого многообразия (при этом она добросовестно принимает во внимание результаты исследований частных наук) и наряду с этим - также не исключительно - путем построения и толкования связи всего сущего.


2. Четырехмерные измерения. Параллельные миры

Итак, окружающий нас мир мы воспринимаем, как пространство 3-х измерений (длина,   ширина, высота). В этой системе координат мы рассматриваем различные явления, объекты, процессы. Любой участок пространства мы можем назвать объектом, или материей. Материя пребывает в движении, изменении. Форма последовательной смены состояний материи мы называем время. Объект, рассматриваемый на участке времени (т.е. участок континуума) есть событие. Любое событие вызывает некое иное событие, т.е. причина всегда влечет за собой следствие. Важно, что следствие одновременно является причиной для какого-то другого события. Эта непрерывная последовательность называется цепочкой причинно-следственной связи. Скорость перехода причины в следствие в некой области пространства, относительно окружающего ее пространства, есть скорость течения времени (далее СТВ) в этой области. Пространство и время неразрывны, и любой объект, кроме координат в пространстве (x,y,z) имеет координату во времени (t). Можно сказать, что эта координата постоянно меняется, т.е. само течение времени для объекта, одновременно есть движение объекта по оси времени. Ясно, что СТВ линейно связана со скоростью движения по оси t. [4]

Для представления многомерных пространств можно использовать очень простой метод.

003.bmp (20054 bytes)Красной линией показано направление взгляда. Трехмерный объект легко можно представить плоскостью, линией, и даже точкой. Утрату "наглядности", в нужном случае помогает восполнить воображение. Каждое измерение, ось, перпендикулярно всем предыдущим. Легко представить 3 оси куба: все они попарно перпендикулярны. Ясно, что 4-я ось перпендикулярна им всем. Это уже труднее представить, но задача облегчается, если вспомнить, что 4-е измерение (согласно некоторым моделям пространства) это время. Представьте некий объект, который неподвижен в пространстве, но сам по себе видоизменяется. Мысленно сделайте снимки этого объекта, с интервалом, допустим, в секунду. Вы получите 2 разных состояния объекта. Это - 2 точки на оси времени. Правильнее сказать, что это 2 объекта, у которых совпадают координаты в пространстве, но различны координаты во времени. А все вместе, т.е. этот объект в процессе всех своих видоизменений на протяжении некоторого интервала - есть 4-х мерный объект.

Еще раз сформулируем, что 3-х мерное тело - это просто объект, а непрерывная последовательность "жизни", существования этого объекта есть уже 4-х мерный объект, т.к. добавляется протяженность во времени, и такой объект называется событием.

Попробуем изобразить 4-х мерный куб. Существует 3 основных варианта 4-х мерной графики, рассмотрим их.

1) Проекция.

004.bmp (14386 bytes)

Как можно видеть на рисунке, плоскость там - это объем здесь. Таким образом, кусочек плоскости при таком изображении - это 3-х мерное тело. Квадрат на рисунке будет кубом в действительности, шар в действительности будет изображаться кругом на рисунке. Представим себе шар (т.е. 3-х мерную фигуру). Пусть он постепенно сжимается в размерах. Сам шар на рисунке изображен справа, как синий круг. Круг под ним отложен по оси t, т.е. это тот же шар через некоторое время, его размер уменьшился, он  сжался. Таким образом, сжатие шара (событие, 4-х мерный объект) на рисунке будет выглядеть как конус, направленный вершиной вниз. Пирамида - это сжатие 3-х мерного куба. И так далее.

2) "Цветная глубина".

Помните, как на физической карте мира обозначается рельеф, т.е. плоское изображение фактически  преобразуется в объемное, 3-х мерное? Мы же используем этот принцип для превращения 3-х мерного в 4-х мерное (правда все это мы нарисуем в 2-х мерном):005.bmp (8974 bytes)

Конечно, цветов может быть сколько угодно, и расположены они могут быть как угодно сложно. Цвет показывает координаты этой части объекта по 4-й оси. Красная половина ближе во времени, чем синяя.

3) "Два куба".

Возьмем куб в 2-х точках удаленных друг от друга во времени, и соединим эти 2 куба:

006.bmp (17910 bytes)

Кстати, если нарисовать рядом еще такую же пару кубов, и соединить эти пары, то получится 5-и мерный куб. И так далее.

Возможны и иные способы, но нам для наших целей хватит этих.

Параллельные миры.

Как-то ученый Эрвин Шредингер сформулировал некоторую задачу, которая впоследствии получила название "парадокс кота Шредингера". Звучит она следующим образом: в коробке находится кот, и баллончик с удушающим газом. Газ выпускается только в том случае, если некоторый атом испустит квант излучения. Но поскольку это может произойти и через секунду, и через день (вероятность одинакова), неизвестно, что произойдет, например через час. Через час вы подходите к ящику, и задаетесь вопросом: жив ли кот? Ясно, что существует 2 варианта, он либо жив, либо мертв. Парадокс в том, что пока вы не откроете ящик, и не узнаете точно, кот и жив, и мертв одновременно! Вообще-то идея парадокса с котом, в первую очередь, говорит о волновой природе материи, но также указывает на т.н. "Копенгагенскую интерпретацию квантовой механики".

Кристофер Монро из Института стандартов и технологий (США) экспериментально показал реальность парадокса "кота Шредингера" на атомном уровне. Опыт выглядел следующим образом: ученые взяли атом гелия и мощным лазерным импульсом оторвали у него один из двух электронов. Получившийся ион гелия обездвижили, понизив его температуру почти до абсолютного нуля. У оставшегося на орбите электрона существовало две возможности - либо вращаться по часовой стрелке, либо против. Но физики лишили его выбора, затормозив частицу все тем же лучом лазера. Тут-то и произошло невероятное. Атом гелия раздвоился, реализовав себя сразу в обоих состояниях - в одном электрон крутился по часовой стрелке, в другом против часовой... И хотя расстояние между этими объектами было всего 83 нанометра, но на интерференционной картине отчетливо просматривалось: вот след одного атома, вот другого.

Получается следующая картина. Практически каждое событие имеет несколько вариантов развития. Они реализуются ВСЕ, на каждый вариант - свой параллельный мир. Эти миры не находятся рядом в 3-х мерном пространстве, они удалены в другом, более высоком измерении. Важно подчеркнуть, что эти миры "создаются по ходу", даже в результате наших мыслей. Рассмотрим на примере.

Вы бросаете монетку в воздух. Вариантов несколько (на самом деле больше, чем 2). Поскольку ситуация может иметь несколько вариантов дальнейшего развития, возникает "развилка": в нашем мире вам выпадает, например, орел, в параллельном мире - решка, в третьем параллельном мире монета закатилась за угол, и т.п.

009.bmp (43318 bytes)Здесь мы приходим к теории "делящейся Вселенной". Каждый миг из нашего мира "штампуется" бесчисленное множество параллельных миров, являющихся иными ветвями реализации различных событий. Причем в каждом из миров процесс идет аналогично. Наш мир вовсе не является "главным", "основным" - все миры равноправны. Разветвлению подлежат все события, без исключения.

Рассмотрим основные моменты теории параллельных миров.

На данном рисунке условно показано дерево параллельных миров с двумя ветвлениями (событиями), в каждом ветвлении 3 возможных варианта. До точки A мир один. Происходит событие А, которое имеет всего 3 возможных варианта. Мир "расщепляется" на 3 параллельных мира (ветви), в каждом из которых реализуется один из вариантов. Через некоторое время происходит событие B, и ситуация повторяется аналогичным образом в каждом из миров. Справа указаны "координаты" миров, показывающие путь реализации многовариантных событий.[5]

Каково же количество параллельных миров в данном случае? Считается очень просто: нужно перемножить количества вариантов всех событий. Но поскольку количество вариантов в данных 2-х событиях одинаково, и равно 3, мы просто возводим 3 в квадрат, получается 9.

Конечно, этот случай очень упрощен, разные события могут иметь разное число вариантов реализации (если бы, к примеру, в одном событии было бы 4 варианта, а в другом 6 - число миров было бы равно 24). Кроме того, возможна, например, такая ситуация: путь реализации А3 исключает событие В, потому на ветка А3 не будет разветвления в той точке, где в мирах А1 и А2 происходит событие В.

Разные варианты события А могут привести и к другим усложнениям. Например разное число вариаций события В, или разное время его наступления. И так далее.

Отсюда ясно, что поскольку наш мир кишит событиями, древо параллельных миров каждый миг неимоверно  разрастается, и имеет сложнейшую структуру. Ясно также, что хотя математически число параллельных миров имеет вполне конкретное значение, это значение настолько невероятно велико, что фактически равно бесконечности.

Еще важное замечание: как вы уже наверное догадались, чем дальше друг от друга расположены два мира, тем больше в них различий. Действительно, посмотрите на древовидную структуру образования параллельных миров. Например 2 ветки, исходящие из одного события имеют не такие сильные отличия, нежели 2 ветки после 10 событий, когда с каждым событием миры все больше и больше стали отличаться (хотя это не совсем верно, мы к этому еще вернемся).

Кстати, на рисунке дерева параллельных миров, видно, что горизонтальное направление, это ось времени, а вертикальная - ось параллельных миров.

Задачи

1. Принцип Паули и правило Хунда при заполнении

электронами орбиталей в атоме

Заселение атомных орбиталей электронами определяется правилом минимума энергии, принципом Паули и правилом Хунда.

В каждой атомной орбитали может размещаться максимально два электрона (принцип Паули).

При наличии орбиталей с одинаковой энергией (например, трех р-орбиталей одного подуровня) каждая орбиталь заполняется вначале наполовину (и поэтому на р-подуровне не может быть более трех неспаренных электронов), а затем уже полностью, с образованием электронных пар (правило Хунда).

У шестого электрона, который есть, например, у атома углерода, "возникает проблема": где ему на 2р-ЭПУ выгоднее разместиться – на свободной АО, или на АО с неспаренным электроном.

На этот вопрос отвечает третий закон, который называется правилом Хунда (немецкий физик Фридрих Хунд сформулировал его в 1927 году). Вспомним, что электрон – заряженная частица, и, следовательно, электроны друг от друга отталкиваются; а раз так, то им выгоднее находиться на разных орбиталях одного подуровня, так как электронные облака этих орбиталей в пространстве не совпадают. Несколько упрощенно правило Хунда звучит так: в пределах подуровня электроны распределяются по орбиталям таким образом, чтобы модуль суммы их спиновых квантовых чисел был максимальным.

Если шестой электрон сможет попасть на ту же орбиталь, что и предыдущий, то сумма спиновых квантовых чисел этих электронов по принципу Паули обязательно будет равна 1/2 + (–1/2) = 0 (электроны должны быть с разными спинами). А если этот электрон займет другую 2р-АО, то сумма спиновых квантовых чисел окажется равной 1/2 + 1/2 = 1, то есть больше, чем в первом случае. Модуль суммы окажется больше, чем в первом случае, и тогда, когда спиновые квантовые числа обоих электронов будут отрицательными. Следовательно, электроны занимают орбитали одного подуровня сначала по одному и только потом по два, и шестой электрон попадет на свободную р-орбиталь.[6]

2. …3s2 3p2

Этот элемент – Si кремний

3. Поляризуемость химической связи

Поляризуемость связи – это способность становиться полярной или еще более полярной. Этот процесс происходит как под воздействием внешнего электрического поля, так и под влиянием другой молекулы, являющейся партнером по реакции. Результатом этих воздействий может быть поляризация связи, сопровождающаяся ее полным разрывом. Связующая пара электронов при этом остается у более электроотрицательного атома, что приводит к образованию разноименных ионов. Такой тип разрыва связи называется гетеролитическим.

4. Чем отличаются металлы от других твердых веществ, их основные физические свойства

Металлы объединяют свойства, имеющие общий характер и отличающиеся от свойств других веществ. Такими свойствами являются сравнительно высокие температуры плавления, способность к отражению света, высокая тепло- и электропроводность. Эти особенности обязаны существованию в металлах особого вида связи — металлической связи.

Металлическая связь - связь между положительными ионами в кристаллах металлов, осуществляемая за счет притяжения электронов, свободно перемещающихся по кристаллу. В соответствии с положением в периодической системе атомы металлов имеют небольшое число валентных электронов. Эти электроны достаточно слабо связаны со своими ядрами и могут легко отрываться от них. В результате в кристаллической решетке металла появляются положительно заряженные ионы и свободные электроны. Поэтому в кристаллической решетке металлов существует большая свобода перемещения электронов: одни из атомов будут терять свои электроны, а образующиеся ионы могут принимать эти электроны из «электронного газа». Как следствие, металл представляет собой ряд положительных ионов, локализованных в определенных положениях кристаллической решетки, и большое количество электронов, сравнительно свободно перемещающихся в поле положительных центров. В этом состоит важное отличие металлических связей от ковалентных, которые имеют строгую направленность в пространстве.[7]

Металлическая связь отличается от ковалентной также и по прочности: ее энергия в 3-4 раза меньше энергии ковалентной связи. Энергия связи — энергия, необходимая для разрыва химической связи во всех молекулах, составляющих один моль вещества. Энергии ковалентных и ионных связей обычно велики и составляют величины порядка 100-800 кДж/моль.

5. Закономерности развития и функционирование экосистем.

 Экосистема - совокупность живых организмов в неорганической среде их обитания, занимающих определённое пространство и способных к саморегуляции. Абиотические компоненты экосистемы представлены минералами и горными породами, растительным опадом, остатками микроорганизмов и животных. Биотическая часть экосистемы состоит из первичных продуцентов - автотрофов и консументов - гетеротрофов и сапротрофов, которые разлагают растительные и животные остатки до уровня исходных неорганических веществ, выполняя одновременно роль вторичных продуцентов. Связываете неживую и живую природу почва, которая осуществляет важнейшие многочисленные экологические функции.

Выделяют микроэкосистемы, например ствол гниющего дерева, мезоэкосистемы (лес, пруд и т. п.), макроэкосистемы (океан, континент и т. п.). Глобальная экосистема одна - биосфера. Все экосистемы различаются структурами пространственно-временного разнообразия, потоками энергии, трофическими цепями, биогеохимическими круговоротами элементов и веществ, развитием, эволюцией и управлением.

В процессе длительной эволюции естественные системы приобрели способность к саморегуляции и самовосстановлению. При их трансформации в агроэкосистемы вещественно-энергетические и информационные связи, в том числе и в агроландшафте, значительно изменяются. Если такие изменения выходят за рамки допустимых пределов, то экосистемы и ландшафты теряют способность к самовоспроизводству основных компонентов и в итоге быстро деградируют. Природные системы обладают рядом свойств, определяющих их отношение к внешним воздействиям. Одними из них и очень важными для эффективного функционирования агрогенных аналогов являются изменчивость и устойчивость.[8]

Изменчивость - способность экосистемы переходить из одного состояния в другое под влиянием внешних сил или факторов саморазвития.

Устойчивость - способность к самосохранению и саморегулированию в пределах, не превышающих определённых критических величин (допустимых пределов изменений). Эта научная категория имеет основополагающее значение для оценки систем земледелия и практических мер по управлению агроэкосистемой.


Список литературы

1.     Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

2.     Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

3.     Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000.

4.     Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

5.     Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.

6.     Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

7.     Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.




[1] Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 108.

[2] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – 218.

[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с.247.

[4] Дубнищева Т.Я. Концепции Современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – с. 59.

[5] Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. – с. 216.

[6] Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000. – с. 107.

[7] Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.  – с. 64.

[8] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – с. 419.