Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт







Контрольная работа

по экономической теории

 

на тему: «Условия возникновения и этапы развития товарного производства»

Вариант 4

Выполнила: Савельева О.В.

                                                                             Проверила: Лескина О.Н.

Пенза

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Задание                                                                     2
  2. Условия возникновения и этапы развития товарного производства                                                                     3
  3. Тест                                                                           7
  4. Задача                                                                       8
  5. Список используемой литературы                       11














                     ЗАДАНИЕ:

1.Условия возникновения и этапы развития товарного производства.

2.Тест. Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы:

а) кривая средних переменных издержек (AVC); 

б) кривая предельных издержек (MC);

в) кривая средних постоянных издержек (AFC);

г) кривая средних общих издержек (ATC);

д) кривая средних долгосрочных издержек (LATC)

 3.Определите денежную выручку, тип эластичности спроса на этот товар и его коэффициент, заполнив таблицу:

Показатель

Наименование товаров

Куртки

Автомобили

Кассеты

Первоначальное значение

Текущее значение

Первоначальное значение

Текущее значение

Первоначальное значение

Текущее значение

Цена единицы  продукции                   

1200

1000

75000

50000

50

30

Количество продаж    

10

12

100

200

3000

4000

Общая выручка

Тип эластичности

Коэффициент

эластичности

Товарное производство: сущность, условия возникновения и этапы развития.

Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Наиболее удачное определение товарного производства дал В.И. Ленин в работе "По поводу так называемого вопроса о рынках": товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 86-87.).

Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты, признаки товарного производства:

Во-первых, товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. В истории общества известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия и появление купечества. На нынешнем этапе выделение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) рассматривают как четвертое крупное общественное разделение труда. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. Одного общественного разделения труда недостаточно для возникновения товарного производства. Истории известны сообщества, где имелось общественное разделение труда, но не было товарного производства.

Во-вторых, продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. Экономическое обособление предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), его свободу выбора вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами.

В-третьих, продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы.

В-четвертых, характерной чертой является установление косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением, когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.

Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил. Оно обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам, в каждой из них обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство.

Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

  • частная собственность на средства производства и продукты труда;
  • личный труд собственника на средства производства;
  • является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.

Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства.

При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер. Здесь товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения также приобретают всеобщий характер, происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

  • средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;
  • капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;
  • совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Следует отметить, что во второй половине XX в. увеличилось производство продуктов, реализация которых не проводится через рынок. Можно даже сказать, что в хозяйственной жизни выделился особый – нетоварный – сектор.

Во-первых, речь обычно идет о государственном секторе национальной экономики, где создаются общественные блага: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водопроводные сооружения, гражданская или военная безопасность, бесплатное образование и т.д.

Во-вторых, если альтернативой рыночному регулированию считать планомерность, то можно говорить о наличии непосредственно общественного характера производства, имевшего место в докапиталистических формациях. Речь в данном случае идет не о возврате к натуральному хозяйству, а о дальнейшем прогрессе, продвижении к принципиально новым формам организации общественного производства, объединяющим в себе все достижения, полученные на предыдущих этапах в эволюции форм хозяйствования.

Тест

 Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы:

а) кривая средних переменных издержек (AVC); 

б) кривая предельных издержек (MC);

в) кривая средних постоянных издержек (AFC);

г) кривая средних общих издержек (ATC);

д) кривая средних долгосрочных издержек (LATC)

  Ответ:

в) кривая средних постоянных издержек (AFC)

Так как количество производимой продукции увеличивается, а постоянные издержки не изменяются, то отношение постоянных издержек к общему количеству произведенной продукции уменьшается. Поэтому кривая AFC является монотонно убывающей и не может принимать U-образную форму.






Определить денежную выручку, тип эластичности спроса на этот товар и его коэффициент, заполнив таблицу:

Показатель

Наименование товаров

Куртки

Автомобили

Кассеты

Первоначальное значение

Текущее значение

Первоначальное значение

Текущее значение

Первоначальное значение

Текущее значение

Цена единицы  продукции                   

1200

1000

75000

50000

50

30

Количество продаж    

10

12

100

200

3000

4000

Общая выручка

12000

12000

750000

10000000

150000

120000

Тип эластичности

Единичная эластичность                            

Эластичный спрос

Не эластичный спрос

Коэффициент

эластичности

1,1

        

          3,03

    

         0,4




Решение:

1.1)Рассчитаем общую выручку курток:

   а) первоначального значения

       1200*10=12000

   б) текущего значения

       1000*12=12000

 2)Определим коэффициент эластичности:

   K1= ∆Q/Q1: ∆P/P1

   ∆Q=Q1-Q2

   ∆P=P1-P2

  Q1- количество продаж первоначальное значение

  Q2- количество продаж текущее значение

  P1- цена продукции первоначальное значение

  P2- цена продукции текущее значение

  К1= (10-12)/10: (1200- 100)/1200= 1,1

  3) Из коэффициента эластичности определяем тип  эластичности – эластичный спрос                         

.

2.1)Рассчитаем общую выручку автомобилей:

   а) первоначального значения

      75000*100=750000

   б) текущего значения

     50000*200=10000000

   2) Определим коэффициент эластичности:

   K2= ∆Q/Q3: ∆P/P3                                                   

   ∆Q=Q3-Q4

   ∆P=P3-P4

  Q3- количество продаж первоначальное значение

  Q4- количество продаж текущее значение

  P3- цена продукции первоначальное значение

  P4- цена продукции текущее значение

 

   К2=(100-200)/100: (75000-50000)/75000=0,33

 

3) Из коэффициента эластичности определяем тип    эластичности – эластичный спрос                         

3.1) Рассчитаем общую выручку кассет

   а) первоначального значения

    50*3000=150000

   б) текущего значения

     30*4000=120000

   2) Определим коэффициент эластичности:

      K3= ∆Q/Q5: ∆P/P5

      ∆Q=Q5-Q6

      ∆P=P5-P6

     Q5- количество продаж первоначальное значение

     Q6- количество продаж текущее значение

     P5- цена продукции первоначальное значение

     P6- цена продукции текущее значение

    

     К3=(3000-4000)/3000: (50-30)/50= 0,825

  3) Из коэффициента эластичности определяем тип     эластичности – не  эластичный спрос                         

       Список используемой литературы:

1.     Экономическая теория Н.И. Базылева, С.П.Гурко 2001г.

2.     Экономическая теория В.И.Видянина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлева 2000г.

3.     Экономическая теория Е.Ф.Борисов  2005г.

4.     Экономическая теория. С.С Носова 2000г.

5.     Экономическая теория И.П.Николаева 2000г.