Содержание

6.  Аудиторский финансовый контроль. 3

16. Регистрация и лицензирование кредитных организаций. 5

26. Расчеты по инкассо. 10

Задача 6. 12

Задача 16. 13

Задача 26. 15

Список  использованной литературы. 17

Нормативные правовые акты.. 17

Научная литература. 17

6.  Аудиторский финансовый контроль.


Аудиторская деятельность (аудит) - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ[1].

Аудиторы, прошедшие аттестация и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской дельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ - для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ - для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка  может также проводится по  поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного деле, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. При осуществлении аудиторской проверки аудитор имеет право:

-  проверять  у  хозяйствующих субъектов   в  полном  объеме документацию о финансово-хозяйственной   деятельности,   наличие   денежных   сумм,   ценных   бумаг,   материальных ценностей;

-  получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

-  по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку,

-  самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания;

-  отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами,  поручившими  проведение  проверки,  личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

При осуществлении своей деятельности на аудитора возлагаются следующие обязанности: неукоснительного соблюдения законности в ходе проведения проверки;

-    квалифицированного предоставления аудиторских услуг;

обеспечения сохранности документов, получаемых в ходе проверки, и неразглашения их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа.

Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения включает в себя:

-   вводную   часть   (юридический  адрес  аудиторской   фирмы,   фамилии  всех  аудиторов, принимающих участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т. п.);

-   аналитическую   часть,   в   которой  указываются  результаты   экспертизы   организации бухгалтерского   учета,   составления   соответствующей   отчетности   и   состояния   внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на их достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц;

-    итоговую   часть,   содержащую  запись   о  подтверждении  достоверности  финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.


16. Регистрация и лицензирование кредитных организаций.


Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года (в ред. от 3 февраля 1996 года) и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также принятой на их основе Инструкцией Центрального банка России от 27 сентября 1996 года № 49, в соответствии с которыми кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осу­ществление банковских операций.

Учредителями кредитной организация могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Для государственной регистрации и выдачи лицензии кредитная организации должна представить ряд документов, к числу которых относятся:

•   ходатайство   о   государственной  регистрации  и  выдаче  лицензии   на  осуществление банковских операций;

•  учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

• устав кредитной организации;   

•    протокол   общего    собрания   учредителей,   содержащий   решение    о   ее    создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т. д.;

•  свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;

•    нотариально   удостоверенные   копии   свидетельств   о   государственной   регистрации учредителей  - юридических лиц,  аудиторские заключения о достоверности их  финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности,   а   также   подтверждения   органами   Государственной   налоговой   службы   РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

•    декларации    о    доходах    учредителей    -    физических    лиц,    заверенные    органами Государственной налоговой службы РФ, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

• список учредителей кредитной организации.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрация. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия. Осуществлять банковские операции кредитная организация может только с момента получения лицензии, в противном случае с юридического лица взыскивается вся сумма, полученная в результате осуществления данных операций, а также взыскивается штраф в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбит­ражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции[2].

Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицен­зию на осуществление банковских операций по основаниям, пред­усмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление бан­ковских операций устанавливается нормативными актами Банка России[3].

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций только в предусмотренных ст. 20 Федераль­ного закона «О банках и банковской деятельности» случаях:

установления недостоверности сведений, на основании кото­рых выдана лицензия;                        

задержки начала осуществления банковских операций, пред­усмотренных этой лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесяч­ной отчетности (отчетной документации);

осуществления, в том числе однократного, банковских опера­ций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения федеральных законов, регулирующих банков­скую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократ­но применялись меры; предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

неоднократного в течение года виновного неисполнения содер­жащихся в  исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкла­дов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;

наличия ходатайства временной администрации, если к мо­менту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» имеются основания для назначения, предусмотренные указанным Федеральным зако­ном.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление бан­ковских операций в случаях:  

если достаточность капитала кредитной организации стано­вится ниже 2 процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации долж­на быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял ме­тодику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального зна­чения;

если размер собственных средств (капитала) кредитной орга­низации ниже минимального размера уставного капитала, уста­новленного Банком России на дату регистрации кредитной орга­низации;

если кредитная организация не исполняет в срок, установлен­ный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведе­нии в соответствие величины уставного капитала и размера соб­ственных средств (капитала);              

если кредитная организация не способна удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) ис­полнения. При этом указанные требования в совокупности долж­ны составлять не менее 1000-кратного МРОТ, установленного фе­деральным законом.                                            

Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня по­лучения органами Банка России, ответственными за отзыв ука­занной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотрен­ных Федеральным законом «О банках и банковской деятельнос­ти» не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации ли­цензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России». Об­жалование указанного решения Банка России, а также примене­ние мер по обеспечению исков в отношении кредитной организа­ции не приостанавливают действия указанного  решения Банка России[4].                  

Сообщение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка Рос­сии» в недельный срок со дня принятия соответствующего реше­ния. 



26. Расчеты по инкассо.

Инкассовая операция состоит в получении и зачислении банком платежа для клиента. При  расчетах  по  инкассо  банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за  счет клиента действия по  получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Признаками инкассо являются:

1.                              поручение клиента  получить (инкассировать) деньги от плательщика или получить согласие уплатить деньги (акцепт платежа)

2.                              выполнение поручения за счет клиента

3.                              выполнение поручения банком-эмитентом самостоятельно или при помощи исполняющего банка[5].

Выделяют чистое инкассо, то есть получение платежа  лишь на основании финансовых документов (векселя, чека, долговой расписки) и документарное инкассо – получение платежа на основе коммерческих документов (счетов , накладных и т.д.)

Общие правила исполнения инкассового поручения содержатся в ст. 875 – 876 ГК РФ. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Банк-эмитент, получивший поручение клиента начинает процедуру инкассирования. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения  поручения клиента банк-эмитент несет перед клиентом  ответственность .

      Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения  клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим  банком,  ответственность   перед  клиентом  может   быть возложена на этот банк. При отсутствии какого-либо документа или при несоответствии документа по внешним реквизитам инкассовому поручению исполняющий банк извещает об этом банк-эмитент  или клиента. Если данные дефекты не устранены в установленный срок, то исполняющий банк оставляет эти документы без исполнения. Все документы предоставляются  исполняющим банком плательщику для платежа в той форме, в которой они получены.

Срок оплаты документа может быть двояким: по предъявлении или установленный срок. Если документы подлежат оплате по предъявлении то исполняющий банк должен  сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения. Если документы подлежат оплате в определенный срок , то исполняющий банк действует в зависимости от того, какая инкассирующая операция на него возложена. возможны частичные платежи.  Частичные  платежи могут  быть приняты  в случаях,  когда это

установлено  банковскими  правилами,  либо  при  наличии специального

разрешения в инкассовом поручении. Полученные  (инкассированные)  суммы  должны быть немедленно переданы  исполняющим  банком  в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы  на счет клиента. Исполняющий  банк вправе удержать из инкассированных  сумм причитающиеся ему  вознаграждение и возмещение расходов.

Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан  немедленно  известить  банк-эмитент  о причинах неплатежа или отказа от акцепта.      Банк-эмитент обязан  немедленно информировать  об этом  клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.  При  неполучении  указаний  о  дальнейших  действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в  разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту[6].

Задача 6.


В ходе исполнения федерального бюджета количественный разрыв между расходами и доходами (бюджетный  дефицит) значительно превысил планируемый уровень. В целя преодоления бюджетного кризиса Правительство Российской Федерации приняло ряд следующих мер:

1)  выпустило краткосрочный государственный заем в виде ценных бумаг, размещаемых на территории России:

2)  сократило ассигнования по ряду расходных статей, обеспечивающих финансирование целевых бюджетных программ:

3)  использовало средства резервного фонда для финансирования приоритетных направлений;

4) дано указание  председателю Центрального  банка РФ об увеличении  наличной денежной массы в стране.

Оцените  правомерность действий Правительства.

Обоснуйте свой ответ ссылками на законодательство.


Решение

В данном случае не все действия Правительства  соответствуют законодательству.

В соответствии со ст. 258 БК РФ если  в  процессе  исполнения федерального бюджета происходит снижение  объема   поступлений  доходов   федерального  бюджета   или поступлений  из  источников   финансирования  дефицита   федерального бюджета,  что  приводит  к  неполному  по  сравнению  с  утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации вправе принять решение о введении режима сокращения  расходов федерального бюджета и  ввести указанный режим.

Не правомерно дано указание  председателю Центрального  банка РФ об увеличении  наличной денежной массы в стране.

Задача 16.

           

Назначенный для проведения ревизии в ООО «Луч» инспектор-ревизор Потапов с целью   обеспечения  внезапности   проверки  прибыл  в   ООО  «Луч»   после   окончания рабочего дня и потребован предъявить ему документы бухгалтерской отчетности, Потапов опечатал кассу

После краткого осмотра предъявленных документов он заявил, что забирает с собой ряд накладных, счет-фактур и платежных поручений, чтобы сверить записи в них с документами, находящимися» ООО «Аскон», которому перечислялись денежные средства ООО «Луч».

Дайте понятие ревизии. Назовите виды ревизий. Каков порядок назначения ревизии и ревизора?

Дайте правовой анализ действиям инспектора-ревизора Потапова Обоснуйте свой ответ нормами действующего законодательства.


Решение

Ревизия — это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действую­щему законодательству. При проведении ревизий (плановых, внепла­новых) может использоваться комплекс методов, таких как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличе­ние и т.д.).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О Счетной палате»  Комплексные ревизии и  тематические проверки проводятся  по месту расположения  проверяемых  объектов.  Сроки,  объемы  и  способы   их проведения устанавливаются Счетной палатой.                         

В ходе  проведения ревизий  и проверок  на основе документального подтверждения    законности    производственно    -     хозяйственной деятельности,  достоверности   бухгалтерского   учета  и   финансовой отчетности определяется своевременность  и полнота взаимных  платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.                        

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет,  за достоверность  которого  соответствующие  должностные  лица   Счетной палаты несут персональную ответственность.                           

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не  должны   вмешиваться  в   оперативную  деятельность   проверяемых объектов,  а  также  предавать  гласности  свои  выводы до завершения ревизии  (проверки)  и   оформления  ее   результатов  в  виде   акта (заключения).                                                       

Должностные  лица  Счетной  палаты  и  привлеченные  к  ее работе специалисты могут  использовать данные,  полученные в  ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

В соответствии  со ст. 26 ФЗ «О Счетной палате» Инспекторы  Счетной   палаты  при   выполнении  своих   служебных обязанностей  по  проведению  бюджетно  -  финансового контроля имеют право:                                                              

-беспрепятственно  посещать  государственные  органы, предприятия, учреждения  и  организации,  банки  и  иные  кредитно  -   финансовые учреждения  независимо  от  форм  собственности,  воинские  части   и подразделения, входить в любые производственные, складские,  торговые и    канцелярские    помещения,    если    иное    не   предусмотрено законодательством Российской Федерации;                             

-опечатывать  кассы,  кассовые  и  служебные  помещения,  склады и архивы,   а   при   обнаружении   подделок,   подлогов,   хищений   и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.                       

     Руководители  проверяемых  объектов  обязаны создавать нормальные условия для  работы инспекторов  Счетной палаты,  проводящих проверку или  ревизию,  предоставлять   им  необходимые  помещения,   средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.   

В данном случае действия Потапова противоречат законодательству.


Задача 26.

При проверке  налоговым органом  магазина ООО Хлеб оказалось, что  в магазине использовалась  контрольно-кассовая машина, незарегистрированная  в налоговых органах.

Каков порядок учета контрольно- кассовых  машин.

Укажите какие санкции  должны быть применены к ООО Хлеб и его  должностным лицам.


Решение

В соответствии со ст. 4  ФЗ РФ  О применении контрольно-кассовой техники              при осуществлении наличных денежных расчетов    и (или) расчетов с использованием платежных карт   При этом      контрольно-кассовая     техника,     применяемая организациями   (за   исключением    кредитных    организаций)    и индивидуальными предпринимателями, должна:                        

      быть зарегистрирована  в  налоговых  органах  по  месту  учета организации   или   индивидуального   предпринимателя   в  качестве налогоплательщика;                                                

      быть исправна, опломбирована в установленном порядке;        

      иметь фискальную  память  и  эксплуатироваться  в   фискальном  режиме.          

В данном случае ответственность наступает по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и   влечет наложение административного штрафа на граждан в размере  от  пятнадцати  до двадцати минимальных размеров оплаты труда;  на  должностных  лиц  - от  тридцати  до  сорока  минимальных размеров  оплаты  труда;  на  юридических  лиц  - от  трехсот  до четырехсот  минимальных размеров оплаты труда.              

Список  использованной литературы.

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ. – М., 2003.

Бюджетный кодекс РФ. – М., 2004

ФЗ РФ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов    и (или) расчетов с использованием платежных карт   

Научная литература

1.     Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003

2.     Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.

3.     Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. -  495с.

4.     Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 2001. – 240с.

5.     Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – 600с.

6.     Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.

7.     Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  536с.

8.     Фролов И.В. Финансовое право России: курс лекций. – Новосибирск, 2002

9.     Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002



[1] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 312

[2] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 314

[3] Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М. 2002 – С. 165


[4] Алексеева Д. Банковское право. – М.: Дашков и К., 2003 – С.  670

[5] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 413

[6] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2002. – С. 419