Вариант №1.
Задача 1.
Цель – приобретение навыков классификации работ и затрат рабочего времени управленческого персонала, анализа рациональности его использования и выработки управленческих решений.
В таблице приведены данные, характеризующие среднедневные затраты рабочего времени, и поэтому они не отражают последовательности выполнения отдельных видов работ и перерывов в работе.
Таблица 1 - Данные о затратах рабочего времени по элементам у старшего специалиста отдела
№ |
Элементы затрат рабочего времени |
Затраты времени, мин. |
Индекс |
Затраты времени в % |
1 |
Получение задания от руководителя |
15 |
ПЗ |
3,125 |
2 |
Получение в техническом архиве документации |
20 |
ПЗ |
4,167 |
3 |
Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы |
10 |
И |
2,083 |
4 |
Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями |
10 |
И |
2,083 |
5 |
Расчерчивание форм для анализа (вручную) |
30 |
ФЛ |
6,25 |
6 |
Запись в формы данных из журнала учета |
20 |
И |
4,167 |
7 |
Проведение стандартных расчетов, пользуясь инструкцией |
20 |
И |
4,167 |
8 |
Ожидание приема у зам.директора для подписи отчета, плана |
30 |
ПНР |
6,25 |
9 |
Внесение данных расчетов в заготовленную форму |
15 |
И |
3,125 |
10 |
Проведение анализа показателей, подготовка выводов и рекомендаций |
120 |
ФЛ |
25 |
11 |
Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем |
15 |
И |
3,125 |
12 |
Выдача заданий цеховым специалистам на подготовку дополнительной информации |
20 |
И |
4,167 |
13 |
Разговор по телефону (личный) |
10 |
ПНД |
2,083 |
14 |
Ожидание получения информации от смежного отдела |
25 |
ПНР |
5,208 |
15 |
Отдых |
8 |
ОТЛ |
1,667 |
16 |
Производственная гимнастика |
15 |
ОТЛ |
3,125 |
17 |
Посторонние разговоры |
20 |
ПНД |
4,167 |
18 |
Получение информации от цехов по ранее выданному заданию и запись данных в журнал |
20 |
И |
4,167 |
19 |
Участие в совещании по организации обследования рабочего времени |
50 |
А |
10,416 |
20 |
Уборка рабочего места |
7 |
ОРМ |
1,458 |
ИТОГО |
480 |
|
100 |
Анализ затрат рабочего времени:
1) Степень экстенсивного использования рабочего времени:
Кэ = (ПНР + ПНД + ОТЛ) / Трв
2) Коэффициент потерь времени, зависящих от работника:
Кпнд = ПНД / Трв
3) Коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:
Кпнр = ПНР / Трв
4) Удельный вес регламентируемых перерывов
Котл = ОТЛ / Трв
Кэ = (30 + 10 + 25 + 8 + 15 + 20) / 480 = 0,225
Кпнд = 30 / 480 = 0,0625
Кпнр = 55 / 480 = 0,1146
Котл = 23 / 480 = 0,0479
Таблица 2 - Структура затрат рабочего времени по содержанию труда:
Элементы затрат рабочего времени |
Затраты времени в % |
ПЗ |
7,3 |
ОРМ |
1,46 |
А |
10,4 |
ФЛ |
31,25 |
И |
27,08 |
ОТЛ |
4,8 |
ПНД |
6,25 |
ПНР |
11,46 |
ИТОГО |
100 |
Таблица 3 - Структура затрат рабочего времени по характеру деятельности:
Элементы затрат рабочего времени |
Затраты времени в % |
ПЗ |
7,3 |
О |
68,73 |
ОРМ |
1,46 |
ПЕР |
22,51 |
ИТОГО |
100 |
Выводы:
Время перерывов, вызванных нарушением режима работы или недостатками в организации производства слишком высоко, оно должно быть сокращено путем улучшения организационного процесса.
Интенсивность труда мала и ее необходимо повысить путем сокращения времени перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины.
Удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, и его также следует увеличить (например, введением технических перерывов).
Задача 2.
Цель – выработать навыки определения рационального квалификационно-должностного состава работников в структурном подразделении (отделе).
Таблица 4 - Баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:
Виды работ и затрат времени |
Квалификационно-должностные группы работников |
||||||||
Инженеры |
Техники |
Служащие |
|||||||
Факт. |
Проект. |
Факт. |
Проект. |
Факт. |
Проект. |
||||
% |
час. |
час. |
% |
час. |
час. |
% |
час. |
час. |
|
А. Работы, свойственные инженеру |
55 |
95,15 |
62,15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Б. Работы, свойственные технику |
25 |
43,25 |
28,25 |
85 |
147,05 |
130,05 |
25 |
43,25 |
35,75 |
В. Работы, свойственные служащим |
15 |
25,95 |
16,95 |
10 |
17,3 |
15,3 |
65 |
112,5 |
92,95 |
Потери времени |
3,7 |
6,4 |
4,18 |
3 |
5,19 |
4,59 |
4,3 |
7,44 |
6,15 |
Время на отдых |
1,3 |
2,25 |
1,47 |
2 |
3,46 |
3,06 |
5,7 |
9,86 |
8,15 |
Итого |
100 |
173 |
113 |
100 |
173 |
153 |
100 |
173 |
143 |
Проектная расчетная численность работников отдела, при котором установленный объем необходимых работ должен быть выполнен, составляет 8 человек.
Исходный вариант инженеры – 6 чел., техники – 1 чел., служащие – 1 чел.
Проектные варианты:
Вариант 1: инженеры – 5 чел., техники – 2 чел., служащие – 1 чел.
Вариант 2: инженеры – 5 чел., техники – 1 чел., служащие – 1 чел.
Вариант 3: инженеры – 4 чел., техники – 1 чел., служащие – 1 чел.
Исходя из среднемесячной заработной платы, затраты на исходном варианте равны:
6*920+1*640+1*450=6610 (тыс.руб.)
Вариант № 1: 5*920+2*650+1*450 = 6350 (тыс.руб.)
Вариант № 2: 4*920+2*650+1*450 = 5430 (тыс.руб.)
Вариант № 3: 4*920+1*650+1*450 = 4780 (тыс.руб.)
Установление критерия оптимальности.
На выполнение свойственной инженеру работы один инженер будет затрачивать 62,15 часов своего рабочего времени.
6 инженеров затрачивают 372,9 часа в месяц на выполнение своей работы в полном объеме.
Среднемесячный фонд времени составляет на одного инженера – 107,35 часов (с учетом потерь времени и времени на отдых).
Необходимо: 372,9/107,35 = 3,5 человека, то есть 4 инженера.
На выполнение свойственной технику работы будет затрачиваться 194,05 (28,25+130,05+35,75) часов.
Среднемесячный фонд времени составит на одного техника 145,35 часов (с учетом потерь времени и времени на отдых).
Необходимо: 194,05/ 145,35 = 1,3 человека, то есть 2 техника.
На выполнение свойственной служащему работы будет затрачиваться 125,2 (16,95+15,3+92,95) часа.
Среднемесячный фонд времени составит на одного служащего – 128,7 часов (с учетом потерь времени и времени на отдых).
необходимо: 125,2 / 128,7 = 0,97 человека, то есть 1 служащий.
Следовательно, оптимальной представляется структура отдела, состоящая из 4 инженеров, 2 техников и 1 служащего.
Экономический эффект составит 6610 – 5430 = 1180 тыс.руб.
Задача 3.
Цель – приобрести навыки оценки результатов аттестации руководителей и специалистов и их использования для рационализации расстановки кадров.
В коллективе отдела маркетинга производственной фирмы проведена аттестация сотрудников. Ее результаты по качественным характеристикам по 5-балльной системе в табл. 6.
Показатели |
Фамилии сотрудников (заменены номерами по порядку) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1.Должность |
нач. отдела |
зам. нач. отдела |
руковод. группы |
руковод. группы |
ст. спе циа лист |
ст. спе циа лист |
спе циа лист |
специалист |
тех ник |
тех ник |
2.Возраст, лет |
44 |
53 |
39 |
42 |
34 |
40 |
28 |
29 |
30 |
26 |
3.Общий стаж работы, лет |
26 |
30 |
22 |
20 |
15 |
22 |
11 |
12 |
12 |
8 |
4.Стаж работы в данной должности, лет |
12 |
14 |
10 |
5 |
7 |
9 |
8 |
9 |
4 |
8 |
5.Образование и его соответствие выполняемой работе |
высшее экон. |
высшее пед. |
высшее инж. технолог |
высшее экон |
высшее спец |
ср. спец |
высшее экон |
высшее пед. |
ср. спец |
среднее |
6.Профессиональное мастерство |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
4,9 |
4,6 |
4,7 |
4,4 |
4,2 |
3,8 |
3,7 |
7.Проявление творчества в работе |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
4,6 |
4,2 |
3,8 |
4,2 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
8.Самостоятельность в работе |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
- |
- |
9.Своевременность выполнения задания |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
4,0 |
3,0 |
3,7 |
4,0 |
10.Качество выполнения работы |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
3,7 |
4,0 |
11.Дисциплина |
5,0 |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
12.Авторитет в фирме |
4,6 |
4,6 |
3,9 |
5,0 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
13.Умение руководить людьми |
4,6 |
4,6 |
3,9 |
5,0 |
4,9 |
4,6 |
- |
- |
- |
- |
Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:
Начальник отдела.
Соответствует занимаемой должности, так как:
- имеет значительный стаж работы, в том числе и на занимаемой должности – 12лет;
- образование подходит по требованиям – высшее экономическое;
- профессиональное мастерство находится на допустимом уровне;
- данный сотрудник полностью самостоятелен в работе и своевременно выполняет возложенные на него поручения;
- начальник отдела дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам;
- авторитет и умение управлять людьми не достаточны, но вполне допустимы для данной должности.
Имеются следующие недостатки:
- недостаточным является проявление творчества в работе, но для данной должности, как я считаю, это не имеет решающего значения;
- в то же время следует обратить внимание на качество выполняемых работ, которые находятся на среднем уровне.
Зам. начальника отдела
В целом так же соответствует занимаемой должности.
Единственными недостатками являются:
- невысокий уровень проявления творчества в работе;
- качество выполняемых работ находится на среднем уровне, следует обратить особое внимание на функцию контроля своих работников;
- образование имеет не подходящее для занимаемой должности, но в то же время стаж работы в данной должности говорит о достаточном мастерстве зам. начальника отдела. Данный сотрудник имеет большой возраст, проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла.
Руководитель группы (№3)
Данному сотруднику:
- следует улучшить умение руководить людьми, за счет этого его авторитет как руководителя низшего звена возрастет;
- проявление творчества для работника данного уровня является недостаточным;
- образование так же не соответствует занимаемой должности, в то же время стаж работы значителен.
Таким образом, данный работник слабо соответствует занимаемой должности – возникают предпосылки либо для понижения данного работника в должности, либо ему необходимо пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации для повышения эффективности работы отдела.
Руководитель группы (№4)
Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:
- образование максимально соответствует должности,
- стаж работы не велик, но это обстоятельство полностью перекрывается его профессиональным мастерством;
- данный сотрудник имеет непререкаемый авторитет в группе и умеет руководить людьми.
- недостатком является невысокая своевременность выполнения заданий, это тормозит работу отдела и на это следует обратить особое внимание, выявив и проанализировав причины задержек в работе.
Ст. специалист (№5)
Ст. специалист находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности.
Для своего должностного уровня имеет:
- недостаточный уровень проявления творчества в работе;
- невысокую своевременность выполнения заданий.
Это является его единственными, по сути, недостатками. Наличие у данного сотрудника высшего специального образования и наработанного стажа работы в занимаемой должности, позволяет сделать выводы о возможности для устранения этих недостатков.
Ст. специалист (№6)
Ст. специалист слабо соответствует своей должности:
- несмотря на образование и стаж в работе, показатели находятся на среднем уровне, и в целом их следует улучшать;
- проявляет недостаточное творчество в работе, что заметно сказывается на результатах работы группы.
Данный работник является кандидатом на замену.
Специалист (№7)
На настоящий момент соответствует всем требованиям к занимаемой должности. Единственный негативный момент – следует обратить особое внимание на своевременность выполнения заданий.
Образование и возраст позволяет данному работнику подниматься в дальнейшем по служебной лестнице. Оценивается как работник имеющий большие перспективы в будущем.
Специалист (№8)
Данный сотрудник не соответствует должности, которую занимает, так как:
- имеет высшее образование не соответствующее его профилю работы;
- чрезвычайно низкий уровень своевременности выполнения производственных заданий;
- недостаточное проявление творчества в работе;
- стаж в работе несколько прикрывает недостатки, но не в достаточной степени.
Проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла, так как по всем показателям работник не может, или не хочет справляться со своими обязанностями.
Техник (№9)
В целом не соответствует занимаемой должности:
- имеет плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ;
- удовлетворительный показатели профессионального мастерства и творчества в работе.
Возможности его дальнейшего роста на настоящий момент отсутствуют.
Техник (№10)
Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:
- показатели его работы являются вполне удовлетворительными.
Огромный недостатком является его образования. Следует направить данного работника на обучение по выполняемой работе для повышения профессиональных навыков.
Таким образом, следует провести следующие кадровые изменения в отделе:
1) понизить зам. начальника отдела до должности руководителя группы или отправить на пенсию;
2) переместить на его должность руководителя группы №4;
3) уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности и переместить на данную должность, после предварительного дополнительного обучения техника №10;
4) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работникам №3, №9.
Задача 4.
Цель – выработать навыки оценки рациональности организации проведения производственного совещания.
Рациональность проведения совещания.
Недостатки:
- директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков за слишком короткий срок – 3 дня;
- каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации, председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания;
- вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось 4;
- выступления были смазанные и не выдерживали регламента;
- не были конкретизированы основные моменты;
- количество выступающих было меньше запланированных на 1 человека.
Достоинства:
- проведение совещания было необходимым и актуальным;
- регламент совещания являлся достаточно разработанным
- множество желающих выступить со своими предложениями и замечаниями, что свидетельствует об активном участии всех присутствующих в совещании.
Вывод: совещание было проведено нерационально, вследствие плохой его организации.
На мой взгляд, необходимо было:
1) оповестить всех выступающих за неделю, выдав им при этом основные тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях. Это бы дало значительное время на подготовку и проведение серьезных изысканий.
2) строго регламентировать время выступлений, что позволило бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы.
3) проведение 1-2 технических перерыва, для улучшения воспринимаемости всеми участниками поступающей информации.
Задача 5.
Цель – приобрести навыки определения нормативной численности управленческого персонала по функциям управления на предприятии.
Таблица 7 – Нормативная численность работников по группам функций и функциям управления на предприятии
Группы функций и функции управления |
Нормативная численность работников, чел. |
Бухгалтерская и финансовая деятельность |
53,5 |
Финансовое обеспечение деятельности предприятия |
7,2 |
Бухгалтерский учет и отчетность |
47,6 |
Управление трудом и заработной платой |
31,3 |
Организация труда и заработной платы |
28,2 |
Совершенствование организации труда и управления |
5,1 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
27,9 |
Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием |
18,5 |
Организация сбыта продукции |
5,9 |
Группы функций:
1. Бухгалтерская и финансовая деятельность
коэффициент различия по группе функций равен:
53,5 / (7,2+47,6) = 0,976
Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:
а). Финансовое обеспечение деятельности предприятия – 7, человек.
б) Бухгалтерский учет и отчетность – 46,5 человек.
2. Управление трудом и заработной платой:
коэффициент различия по группе функций равен:
31,3 / (28,2+5,1) = 0,946
Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:
а) Организация труда и заработной платы – 26,5 человек.
б) Совершенствование организации труда и управления – 4,8 человека.
3. Материально техническое снабжение и сбыт:
коэффициент различия по группе функций равен:
27,9 / (18,5+5,9) = 1,143
Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:
а) Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием – 21,2 человека.
б) Организация сбыта продукции – 6,8 человека.
В целом плановая численность работников будет равна 114 человек.