Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.
Финансовая система Руси стала складываться в период объединения Древнерусского государства, которое началось с конца IX в. Как отмечает СМ. Соловьёв в своем труде «История России с древнейших времен», основным источником доходов княжеской казны была дань. Князь Олег взимал ее с подвластных племен: «...некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Дань взималась вначале нерегулярно, а затем превратилась в более систематический прямой налог. В период объединения земель в единое государство налогообложение племен способствовало ускорению этого процесса. Историки отмечают, что князь Олег, покорив днепровских северян, потребовал от них дань более легкую, чем они уплачивали до этого хазарам. Об этом узнали другие племена и без сопротивления перешли под его защиту, добровольно уплачивая дань. Дань существовала на протяжении XI—XII вв.
В Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась на заставах городов и крупных селений за провоз товаров, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, торговая пошлина — за право устраивать рынки и т.д. Посредством налогов решались и вопросы общественного правопорядка. Например, судебная пошлина («вира») взималась за убийство, «продажа» (штраф) — за прочие преступления. За убийство чужого холопа князю платили пошлину в размере 12 гривен. Если убийца скрывался, то уплату производили жители округа, где было совершено убийство. Тем самым устанавливалась общественная ответственность за содеянное преступление, что способствовало раскрытию и предотвращению преступлений.
Сложный исторический период развития Руси и финансовой системы связан с татаро-монгольским нашествием. Основным налогом был «выход», который взимался баскаками — уполномоченными хана, а затем русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Величина зависела от соглашения между великими князьями и ханами. Помимо «выхода» были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Финансовая система Руси была разрушена, взимание прямых налогов в казну государства стало почти невозможным. Основным источником дохода стали торговые сборы.
Уплата «выхода» была
прекращена Иваном III в
Новый подход в области налогообложения связан с правлением Петра I (1672—1725). Большие преобразования в государстве, развитие промышленности и создание регулярной армии требовали значительных финансовых ресурсов. Подворное налогообложение было заменено на подушную подать, для этого была проведена перепись населения. Это является одним из значимых исторических событий, так как данные переписи использовались не только для налогообложения, но и для управления государством, принятия определенных решений, направленных на развитие промышленности. Были введены новые налоги — горная подать, гербовые сборы, чрезвычайные налоги, связанные с развитием армии: драгунские деньги, рекрутские, корабельные. В предшествующих периодах финансовая система Руси ориентировалась в основном на увеличение налогов по мере потребностей казны, без учета реального экономического положения страны. Петр I изменил отношение в области налогообложения. Он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. Вводились новые орудия труда, развивалось горное дело, обрабатывающая промышленность. В.О. Ключевский отмечает, что Петр I предписывал Мануфактур-коллегии поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами»9. Развитие промышленности способствовало развитию торговли, а торговля -путей сообщения и транспорта. Таким образом, развитие экономики обеспечивало приток доходов в будущем путем расширения налоговой базы.
Петр I реорганизовал управление финансами. Он разделил функции сбора, расхода и контроля за финансовыми средствами, чтобы не было сговора и злоупотреблений. Камер-коллегии поручено было надзирать за доходами, штатсконтор-коллегия ведала расходами, коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. Для контроля за расходованием денежных средств была создана ревизион - коллегия.
В конце XVIII в. в России стали закладываться основы современного государства, проводящего активную экономическую, финансовую и налоговую политику. Екатерина II (1729—1796) преобразовала систему управления финансами.
В
Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб., во вторую — от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а купцы с большим капиталом входили в первую гильдию.
Они самостоятельно заявляли о величине своего капитала. Необходимо отметить, что по указу императрицы проверка имущества не производилась, доносы на его утайку не принимались. Отнесение купца в более высокую гильдию считалось положительным, поэтому практически они не уменьшали величину своего капитала. Купцу поручались более выгодные государственные заказы, по социальному положению он занимал более высокий статус. Первоначально налог взимался в размере 1% объявленного капитала, однако в дальнейшем ставка выросла до 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.
В губерниях для управления финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты, которым были подчинены губернские и уездные казначейства, хранившие казенные доходы. Таким образом, Екатерина II продолжила начатый Петром I курс на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами.
В результате упорядочения
финансовой системы постоянно росли доходы государства. В
В начале XIX в. ведение
войны с Наполеоном требовало увеличения всех ресурсов государства, в том числе
и финансовых. В
Крупные преобразования в
налоговой системе России были осуществлены в связи с проведением реформы
В период правления Николая II (1868—1918) значительные преобразования финансовой системы проводились известными государственными деятелями СЮ. Витте и П.А. Столыпиным. СЮ. Витте возглавлял Министерство финансов 11 лет. Он вошел в историю как дальновидный стратег и министр-предприниматель. Этот период характеризуется значительным ростом доходов бюджета. Основным фактором явилось фактическое огосударствление железных дорог и введение винной государственной монополии. Таким образом было доказано, что при умелом управлении казенный сектор может быть не менее эффективным, чем частный. При этом он указывал, что частный сектор в первую очередь соблюдает интересы не государства, а своих участников.
Накануне Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. Сбор налогов планировался по трем направлениям: прямые налоги — 264,5 млн руб., косвенные налоги — около 710 млн руб. и пошлина — более 230 млн руб.
Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Чтобы покрыть растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. После Февральской революции положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали темпы инфляции, возросла бумажная эмиссия денег.
Очередной спад во всей
финансовой системе России наступил после Октября
■ прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, единый натуральный налог,
индивидуальное обложение кулацких хозяйств, военный налог, налог
с наследства и дарений и др.;
■ косвенные налоги. К ним относились акцизы, налог с доходов
от демонстраций кинофильмов. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров;
■ пошлины: патентная, судебная и др.;
■ сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на
нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
В этот период появилось множество налогов и сборов, не предусмотренных законодательством, которые устанавливали местные органы власти.
В дальнейшем финансовая система нашей страны развивалась иным путем по сравнению с финансовыми системами зарубежных стран. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.
Основные принципы налоговой системы социалистического государства были сформированы в ходе налоговой реформы 1930— 1932 гг. Ее целью являлось упрощение системы налогообложения, устранение многозвенности. Многие виды налогов были упразднены, отдельные виды объединены. Стали взимать следующие виды основных налогов: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных предприятий — налог с оборота и подоходный налог.
Отчисления от прибыли предприятий, аккумулируемые в бюджет страны, носили налоговый характер. Однако отличие от налогов состояло в индивидуальности ставок, а также возможности изменения их по решению отраслевых министерств и финансовых ведомств без участия законодательной власти. Какие-либо критерии определения доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, отсутствовали. Ставка отчислений могла изменяться в течение календарного года.
В период Великой
Отечественной войны налоговая система видоизменилась. В
В годы Великой
Отечественной войны объем налоговых поступлений по отношению к
Определенные изменения
налоговой системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением
хозрасчета и расширением прав предприятий. В
Переливание их через расходную часть бюджета приводило к их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении максимальной прибыли отсутствовала. Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 1980—1990-х гг.
Первые практические
действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной
деятельности и цен (начиная с
■ создание системы регулирования рыночных отношений;
■ демонополизация производства и формирование конкурентной
среды;
■ эффективное преобразование налоговой системы (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в стране. Создана целостная система налогообложения, установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним.
Налоговая система
Российской Федерации с момента ее введения и до настоящего времени прошла
сложный путь становления и развития. Изменения происходили не только в порядке
исчисления и уплаты налогов, но и в ее структуре. С 1 января
Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые отношения, порядок исчисления налогов.
С 1 января
С 1 января
Наряду с работой по
упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по
снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении
налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до
24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала
налогообложения: в
Принятые меры в области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.
Задача 1
1. Организация выдала беспроцентный кредит своему сотруднику в размере 90 000 руб. сроком на 3 месяца с ежемесячным погашением.
2. Ставка рефинансирования на дату выдачи кредита – 10,5%
Задание: Рассчитать сумму НДФЛ с материальной выгоды.
Решение
Сумма кредита, выданного организацией работнику для налогообложения равна 90 000 руб. Т.к. кредит беспроцентный, то определение налоговой базы для исчисления налога в соответствие со ст. 212 п.2 пп.1 НК РФ составит превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя их условий договора, т.е.
10,5% * 3/4 = 7,9%
90 000 руб.* 7,9% * 30 день / 365 дней = 58438,3 руб.
60 000 руб.* 7,9% * 31 день / 365 дней = 40257,5 руб.
30 000 руб.* 7,9% * 30 день / 365 дней = 19479,4 руб.
58438,3 руб.* 35% = 20453,4 руб.
40257,5 руб.* 35% = 14090,1 руб.
19479,4 руб.* 35% = 6817,8 руб.
20453,4 руб. + 14090,1 руб. + 6817,8 руб. = 41361,3 руб.
Налог на доходы работника с материальной выгоды от экономии на процентах за три месяца равен 41361,3 руб.
Задача 2
1.
организация
с начала года является собственником легкового автомобиля мощностью
2. В регионе установлены максимальные ставки транспортного налога.
Задание: Определить размер транспортного налога за год.
Решение.
В соответствии со ст.361 НК РФ установим налоговые ставки для определения транспортного налога.
- легковой автомобиль мощностью
15 * 250 = 3 750 руб.;
- вертолет мощностью
25 * 800 = 20 000 руб.;
- автобус мощностью
20 * 300 = 6 000 руб.
т.к. организация с начала года является владельцем этих транспортных средств, то соответственно за год она должна в бюджет:
3 750 руб.+20 000 руб.+6 000 руб.=29 750 руб.
Задача 3
1. Индивидуальный предприниматель является владельцем пяти игровых автоматов и двух касс тотализатора.
2. Игровые автоматы зарегистрированы и расположены в регионе, где установлены максимальные ставки налога на игорный бизнес, а кассы тотализатора – в регионе с максимальными ставами..
Задание: Определить размер налога на игорный бизнес за год.
Решение.
В соответствии со ст.366 НК РФ установим налоговые ставки для определения налога на игорный бизнес.
- игровой автомат 5 шт. – 7 500 руб. за 1шт.
7 500 руб. * 5 = 37 500 руб.;
- касса тотализатора 2 шт. – 125 000 руб. за 1 шт.
125 000 руб. * 2 = 250 000 руб.
Т.к. организация с начала года является владельцем игровых автоматов и касс тотализатора, то соответственно за год она должна выплатить в бюджет:
37 500 руб. + 250 000 руб. = 287 500 руб. – в месяц;
287 500 руб. * 12 мес. = 3 450 000 руб. – в год.