1. Содержание
2. Введение. 3
3. Теоретическая часть. 5
3.1. Финансовая стратегия предприятия. 5
3.2. Методы разработки финансовой стратегии. 6
3.4. Финансовый план предприятия (бюджет) 9
4. Практическая часть. 12
4.1. Общая характеристика предприятия. 12
4.2. Анализ тенденции управления финансовыми ресурсами ОАО «Анкер». 13
5. Заключение. 20
6. Список использованной литературы.. 21
2. Введение
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится комплексный анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и управления финансами.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. В третьей главе мы коснёмся конкретных предложений по проблемам совершенствования работы ОАО КФТТ, улучшению экономических показателей. В этом нам поможет правильно выбранная стратегия.
Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации.
В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с финансовой реализуемостью антикризисной производственной программы предприятия.
3. Теоретическая часть
3.1. Финансовая стратегия предприятия
Финансовая стратегия- это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств.
Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно – хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.
В 90-х-начало-
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия предприятия.[1]
3.2. Методы разработки финансовой стратегии
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.
Попробуем сгруппировать вопросы и методы стратегии предприятия:
- разработка новых видов продукции;
- расширение ассортимента;
- смена технологий;
- обновление основных фондов;
- реструктуризация собственности;
- повышения качества продукции;
- расширение рынка сбыта;
- использование внутренних резервов;
- переподготовка, повышение квалификации кадров;
- какую продукцию производить, в каком ассортименте и по каким ценам;
- на какого потребителя она рассчитана и каких потенциальных потребителей можно привлечь дальше;
- какие условия необходимы для продажи продукции на запланированном уровне;
- через какие каналы распределения и в каких объёмах будет организована рыночная поставка,;
- какими средствами лучше всего воздействовать на спрос и стимулировать продажу,;
- каким должно быть послепродажное обслуживание и кем оно будет осуществляться;
- каких результатов ожидают участники рынка, и какие для этого потребуются затрат.
Сущность предпринимательства состоит в том, чтобы произвести нужную потребителю продукцию, продать её, получить прибыль. Предприятию необходимо стабилизировать положение: поддерживать производство, сохранять основные производственные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива. Ближайшая цель финансового оздоровления - рентабельность производства. Для её достижения в стратегию должен быть заложен ряд частных задач - реструктуризация задолженности, сокращение издержек и т.д.
Наряду с данными стратегиями многие исследователи выделяют также стратегию инноваций и стратегию копирования. В первом случае фирма способствует научно-техническому развитию и делает акцент на нововведения, рассчитывая работать с довольно обеспеченным сегментом потребителей или же защищать свои изобретения с помощью патентов и лицензий. Однако чрезмерные расходы на инновации могут отрицательно сказаться на положении фирмы, в случае если конкуренты будут использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию копирования. Эти две стратегии могут применяться в сочетании с общими стратегиями развития фирмы.
Так возможен случай, когда обновление (особенно технологического процесса) может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с долей на рынке, то тогда производитель с минимальной себестоимостью продукции в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны, преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.
Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования и обновления.[2]
3.4. Финансовый план предприятия (бюджет)
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.[3]
Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
- Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
- Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
- Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
- Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
- Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1. Прогноз объема реализации.
2. Производственный план.
3. План доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов).
4. Баланс денежных поступлений и выплат.
5. План по источникам и использованию средств.
6. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.
7. Анализ безубыточности.
8. Стратегия финансирования.[4]
4. Практическая часть
4.1. Общая характеристика предприятия
Новосибирский Завод "Анкер" более тридцати лет выпускает строительные и резервуарные металлоконструкции для черной и цветной металлургии, химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, энергетики, промышленного и гражданского строительства.
Общая численность сотрудников - 450.
Завод располагает широким спектром оборудования для резки, механической обработки, правки, гибки и вальцовки деталей, включая уникальное оборудование.
Основными видами деятельности ОАО Завод « Анкер » являются:
- Производство и реализация кокса, агломерата, чугуна, стали и проката.
- Добыча, переработка, предпродажная подготовка и реализация рудных и нерудных полезных ископаемых, сопутствующих компонентов и отходов.
- Производство, переработка, предпродажная подготовка и реализация строительных материалов, изделий, конструкций, товаров народного потребления, а также отходов, возникающих при их производстве.
- Производство, заготовка, переработка, доработка, предпродажная подготовка, реализация изделий, отходов, продуктов деревообрабатывающего производства всех видов и сортов.
- Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, консультационные услуги, подготовка, переподготовка и обучение кадров, в том числе и за рубежом, внедренческая деятельность, а также реализация указанных работ (услуг) как в форме их купли-продажи, передачи прав пользования, в том числе лицензий, так и в других формах.
- Производство, предпродажная подготовка и реализация инструментов сельхозинвентаря и запасных частей к машинам, оборудованию, транспортным средствам, другим товарам производственно-технического назначения и народного потребления.
- Производство, доработка, предпродажная доработка и реализация продукции машиностроения, автомобилестроения.
- Производство и реализация сборных и разборных строений (жилых домов, административных зданий и т.д.)
- Платные услуги населению, предприятиям и организациям, включая услуги связи и радиофикации, маркетинг, консалтинг, лизинг, инжиниринг, рекламную деятельность.
- Внешнеэкономическая деятельность.
- Снабженческо-сбытовая и торговая деятельность.
4.2. Анализ тенденции управления финансовыми ресурсами ОАО «Анкер»
Производство и сбыт высококачественной продукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме достаточном для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики.
Следование миссии ОАО Завод «Анкер» возможно только при наличии долгосрочной возможности производить и продавать металлоконструкции. Поэтому основной целью ОАО Завод «Анкер» является сохранение долговременной конкурентоспособности на мировом рынке металлоконструкций, а так же:
- Завоевание лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых технологий;
- Улучшение качества продукции и освоение новых видов продукции для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей;
- Сохранение и расширение рынков сбыта и снабжения;
- Повышение эффективности производства;
- Сокращение вредных воздействий на окружающую среду;
- Вовлечение всех работников в процесс управления качеством;
- Стимулирование всех работников на достижение целей;
- Обеспечение социальной защищенности работников ОАО Завод «Анкер».
- Постоянное всестороннее развитие компании, предусматривающее замену устаревших технологий и оборудования, использование с максимальной загрузкой существующих и вновь вводимых современных высокотехнологичных, безопасных для окружающей среды производственных мощностей;
- Усиление положения на рынке благодаря повышению качества продукции, проведению маркетинговых исследований и выработке рыночной стратегии;
- Создание всесторонних гарантий для надежного функционирования ОАО Завод «Анкер»;
- Внедрение энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы;
- Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001-96;
- Улучшение социального климата благодаря увеличению уровня заработной платы и наличия эффективного пакета социальных программ и гарантий;
- Создание интегрированной финансово-промышленной структуры с участием ОАО Завод «Анкер»;
- Приобретение предприятий, перерабатывающих в значительных объемах продукцию ОАО Завод «Анкер» или поставляющих на ОАО Завод «Анкер» сырье и материалы;
- Повышение управляемости предприятием и информационной открытости для инвесторов и акционеров.
Уставный капитал ОАО «Анкер» в 2001-2003 году составляет 3612 рублей, это значит предприятие не заботится об увеличении уставного капитала, одного из главных источников формирования финансовых ресурсов.
Добавочный капитал в 2001 году составил 6777116 рублей, в 2002 году составил 6774823 рублей, в 2003 году составил 6771456 рублей, что также имеет тенденцию к снижению.
Резервный капитал составил в 2001-2003 годах 790 рублей.
Таблица 4.1. Анализ отчета о прибылях и убытках , главного информационного источника финансовых ресурсов.
|
2001 |
2002 |
2003 |
||
абсол |
отн |
абсол |
отн |
||
Выручка от продажи |
25678265 |
31822948 |
123,93 |
78364260 |
305,18 |
Себестоимость продукции |
22959379 |
28232720 |
122,97 |
65316924 |
284,49 |
Валовая прибыль |
2718886 |
3590228 |
132,05 |
13047336 |
479,88 |
Коммерческие расходы |
245459 |
262836 |
107,08 |
542448 |
220,99 |
Управленческие расходы |
1079243 |
1315228 |
121,87 |
2715444 |
251,61 |
Прибыль от продаж |
1394184 |
2012164 |
144,33 |
9789444 |
702,16 |
Проценты к получению |
12 |
8 |
66,67 |
8 |
66,67 |
Проценты к уплате |
317142 |
399896 |
126,09 |
888376 |
280,12 |
Прочие операционные доходы |
7907614 |
14876760 |
188,13 |
37854348 |
478,71 |
Прочие операционные расходы |
7950602 |
15510628 |
195,09 |
38476768 |
483,95 |
Внереализационные доходы |
616443 |
322368 |
52,29 |
1731756 |
280,93 |
Внереализационные расходы |
528245 |
508700 |
96,30 |
1098952 |
208,04 |
Прибыль до налогообложения |
1122286 |
792068 |
70,58 |
8911476 |
794,05 |
Чистая прибыль |
805043 |
448244 |
55,68 |
6786760 |
843,03 |
На основе анализа отчета о прибылях и убытках видно, что предприятие имеет довольно прогрессирующую кривую развития, и похоже не собирается сдавать свои позиции. Теперь попробуем отследить эти изменения графически (диаграмма 4.1.)
Диаграмма 4.1. Анализ тенденции изменения выручки от реализации продукции, себестоимости продукции и валовой прибыли
Диаграмма 4.2. Анализ тенденции изменения коммерческих расходов, управленческих расходов и прибыли от продаж
Диаграмма 4.3. Анализ тенденции изменения прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли
А теперь попробуем отследить куда предприятие распределяет свои финансовые ресурсы, и проследим динамику изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала :
Диаграмма 4.4. Расходование финансовых ресурсов
Таблица 4.2. Анализ тенденции изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала в абсолютных и относительных величинах:
|
2001 |
2002 |
2003 |
||
абсол. вел |
относ. |
абсол. вел |
относ. |
||
Внеоборотные активы |
7118331 |
8423225 |
118,33 |
9167204 |
128,78 |
Оборотные активы |
5725279 |
8164515 |
142,60 |
11047428 |
192,96 |
Капитал |
3316041 |
4121084 |
124,28 |
4233145 |
127,66 |
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: что предприятие свои финансовые ресурсы в большей степени направляет в оборотные активы, а точнее в сырьевые запасы (2001 год – 35 %, 2002 год – 39 %, 2003 год – 45 %), затем вкладывает во внеоборотные активы, а точнее в основные средства (2001 год – 44 %, 2002 год – 41 %, 2003 год – 37 %) остатки финансовых ресурсов ОАО «Анкер» вкладывает в увеличение капитала (2001 год – 21 %, 2002 год – 20 %, 2003 год – 18 %).
Отсюда следует, что ОАО «Анкер» своими целями преследует получение прибыли в большей степени из увеличения объёмов производства, в меньшей степени вкладывая в увеличение производственной базы, и увеличение капитала предприятия. Что в конечной степени даст о себе знать, так как не вкладывая в расширение производства и увеличение собственного капитала, рано или поздно производственные мощности устареют и морально и физически, а резервов капитала не хватит для его обновления и восстановления. Хотя на сегодняшний день предприятие имеет достаточно новое и современное оборудование, и хочется надеяться, что ОАО «Анкер» успеет своевременно сориентироваться с заменой и ремонтом оборудования для своих производственных нужд и рыночных потребностей.[5]
5. Заключение
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой, и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от финансового состояния предприятия разрабатывается стратегия.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.
Финансовые ресурсы фирмы оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо же легкий доступ к ним, при выборе стратегии поведения находятся в гораздо лучшем положении и имеют для выбора гораздо большее число вариантов стратегии, нежели фирмы с сильно ограниченными финансовыми возможностями.
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.
6. Список использованной литературы
1. Алан Хоскинг. Курс предпринимательства. - М. Международные Отношения, 2004.
2. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
3. Основы предпринимательской деятельности./Под ред. В.М. Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. – М.: Бизнес, 2004.
[1] Основы предпринимательской деятельности./Под ред. В.М. Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 129
[2] Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 217
[3] Алан Хоскинг. Курс предпринимательства. - М. Международные Отношения, 2004. – С. 128
[4] Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. – М.: Бизнес, 2004. – С. 163
[5] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 195