1.                Содержание

2. Введение. 3

3. Теоретическая часть. 5

3.1. Финансовая стратегия предприятия. 5

3.2. Методы разработки финансовой стратегии. 6

3.4. Финансовый план предприятия (бюджет) 9

4. Практическая часть. 12

4.1. Общая характеристика предприятия. 12

4.2. Анализ тенденции управления финансовыми ресурсами ОАО «Анкер». 13

5. Заключение. 20

6. Список использованной литературы.. 21







2. Введение


В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится комплексный анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и управления финансами.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. В третьей главе мы коснёмся конкретных предложений по проблемам совершенствования работы ОАО КФТТ, улучшению экономических показателей. В этом нам поможет правильно выбранная стратегия.

Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации.

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с финансовой реализуемостью антикризисной производственной программы предприятия.


 

3. Теоретическая часть

3.1. Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия- это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств.

Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно – хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.

В 90-х-начало-2000 г.г. считается, что кризисное финансовое состояние предприятий обусловлено, с одной стороны, общеэкономической и политической ситуацией, а с другой, неэффективным менеджментом, разрозненное применение методов повышения финансовой устойчивости не приведёт к реальному восстановлению платежеспособности и финансовому благополучию. Предприятие может достичь этих результатов посредством формирования и реализации стратегии финансового оздоровления. Для сохранения  в современных условиях максимальной эластичности предприятия стратегия рассматривается как инструмент формирования общей идеи будущего, детали которой уточняются в соответствии с необходимыми изменениями. Данную точку зрения высказывают Е. Торкановский и Л. Владимирова. Под стратегией финансового оздоровления мы понимаем целевую установку, базовые принципы, а также совокупность направлений и критериев повышения финансовой устойчивости предприятия. Иными словами, стратегия есть концепция финансового оздоровления предприятия, для реализации которой разрабатываются программа и план.

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия предприятия.[1]


3.2. Методы разработки финансовой стратегии

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и  устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.

Попробуем сгруппировать вопросы и методы стратегии предприятия:

-                      разработка новых видов продукции;

-                      расширение ассортимента;

-                      смена технологий;

-                      обновление основных фондов;

-                      реструктуризация собственности;

-                      повышения качества продукции;

-                      расширение рынка сбыта;

-                      использование внутренних резервов;

-                      переподготовка, повышение квалификации кадров;

-                      какую продукцию производить, в каком ассортименте и по каким ценам;

-                      на какого потребителя она рассчитана и каких потенциальных потребителей можно привлечь дальше;

-                      какие условия необходимы для продажи продукции на запланированном уровне;

-                      через какие каналы распределения и в каких объёмах будет организована рыночная поставка,;

-                      какими средствами лучше всего воздействовать на спрос и стимулировать продажу,;

-                      каким должно быть послепродажное обслуживание и кем оно будет осуществляться;

-                      каких результатов ожидают участники рынка, и какие для этого потребуются затрат.

 Сущность предпринимательства состоит в том, чтобы произвести нужную потребителю продукцию, продать её, получить прибыль. Предприятию  необходимо стабилизировать положение: поддерживать производство, сохранять основные производственные фонды и ключевые технологии, ядро трудового коллектива. Ближайшая цель финансового оздоровления - рентабельность производства. Для её достижения в стратегию должен быть заложен ряд частных задач - реструктуризация задолженности, сокращение издержек и т.д.

Наряду с данными стратегиями многие исследователи выделяют также стратегию инноваций и стратегию копирования. В первом случае фирма способствует научно-техническому развитию и делает акцент на нововведения, рассчитывая работать с довольно обеспеченным сегментом потребителей или же защищать свои изобретения с помощью патентов и лицензий. Однако чрезмерные расходы на инновации могут отрицательно сказаться на положении фирмы, в случае если конкуренты будут использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию копирования. Эти две стратегии могут применяться в сочетании с общими стратегиями развития фирмы.

Так возможен случай, когда обновление (особенно технологического процесса) может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с долей на рынке, то тогда производитель с минимальной себестоимостью продукции в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны, преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.

Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования и обновления.[2]

 

3.4. Финансовый план предприятия (бюджет)

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

-                      содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

-                      дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

-                      служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.[3]

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

-                      Бюджет как  экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

-                      Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

-                      Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

-                      Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

-                      Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

     Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1.                     Прогноз объема реализации. 

2.                     Производственный план.

3.                     План доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов).

4.                     Баланс денежных поступлений и выплат.

5.                     План по источникам и использованию средств.

6.                     Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.

7.                     Анализ безубыточности.

8.                     Стратегия финансирования.[4]


4. Практическая часть

4.1. Общая характеристика предприятия

Новосибирский Завод "Анкер" более тридцати лет выпускает строительные и резервуарные металлоконструкции для черной и цветной металлургии, химической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, энергетики, промышленного и гражданского строительства.

Общая численность сотрудников - 450.

Завод располагает широким спектром оборудования для резки, механической обработки, правки, гибки и вальцовки деталей, включая уникальное оборудование.

Основными видами деятельности ОАО Завод « Анкер » являются:

-                      Производство и реализация кокса, агломерата, чугуна, стали и проката.

-                      Добыча, переработка, предпродажная подготовка и реализация рудных и нерудных полезных ископаемых, сопутствующих компонентов и отходов.

-                      Производство, переработка, предпродажная подготовка и реализация строительных материалов, изделий, конструкций, товаров народного потребления, а также отходов, возникающих при их производстве.

-                      Производство, заготовка, переработка, доработка, предпродажная подготовка, реализация изделий, отходов, продуктов деревообрабатывающего производства всех видов и сортов.

-                      Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, консультационные услуги, подготовка, переподготовка и обучение кадров, в том числе и за рубежом, внедренческая деятельность, а также реализация указанных работ (услуг) как в форме их купли-продажи, передачи прав пользования, в том числе лицензий, так и в других формах.

-                      Производство, предпродажная подготовка и реализация инструментов сельхозинвентаря и запасных частей к машинам, оборудованию, транспортным средствам, другим товарам производственно-технического назначения и народного потребления.

-                      Производство, доработка, предпродажная доработка и реализация продукции машиностроения, автомобилестроения.

-                      Производство и реализация сборных и разборных строений (жилых домов, административных зданий и т.д.)

-                      Платные услуги населению, предприятиям и организациям, включая услуги связи и радиофикации, маркетинг, консалтинг, лизинг, инжиниринг, рекламную деятельность.

-                      Внешнеэкономическая деятельность.

-                      Снабженческо-сбытовая и торговая деятельность.



4.2. Анализ тенденции управления финансовыми ресурсами ОАО «Анкер»

Производство и сбыт высококачественной продукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме достаточном для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики.

Следование миссии ОАО Завод «Анкер» возможно только при наличии долгосрочной возможности  производить и продавать металлоконструкции. Поэтому основной целью ОАО Завод «Анкер» является сохранение долговременной конкурентоспособности на мировом рынке металлоконструкций, а так же:

-                      Завоевание лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых технологий;

-                      Улучшение качества  продукции и освоение новых видов продукции для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей;

-                      Сохранение и расширение рынков сбыта и снабжения;

-                      Повышение эффективности производства;

-                      Сокращение вредных воздействий на окружающую среду;

-                      Вовлечение всех работников в процесс управления качеством;

-                      Стимулирование всех работников на достижение целей;

-                      Обеспечение социальной защищенности работников ОАО Завод «Анкер».

-                      Постоянное всестороннее развитие компании, предусматривающее замену устаревших технологий и оборудования, использование с максимальной загрузкой существующих и вновь вводимых современных высокотехнологичных, безопасных для окружающей среды производственных мощностей;

-                      Усиление положения на рынке благодаря повышению качества продукции, проведению маркетинговых исследований и выработке рыночной стратегии;

-                      Создание всесторонних гарантий для надежного функционирования ОАО Завод «Анкер»;

-                      Внедрение энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы;

-                      Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001-96;

-                      Улучшение социального климата благодаря увеличению уровня заработной платы и наличия эффективного пакета социальных программ и гарантий;

-                      Создание интегрированной финансово-промышленной структуры с участием ОАО Завод «Анкер»;

-                      Приобретение предприятий, перерабатывающих в значительных объемах продукцию ОАО Завод «Анкер» или поставляющих на ОАО Завод «Анкер» сырье и материалы;

-                      Повышение управляемости предприятием и информационной открытости для инвесторов и акционеров.

         Уставный капитал ОАО «Анкер» в 2001-2003 году составляет 3612 рублей, это значит предприятие не заботится об увеличении уставного капитала, одного из главных источников формирования финансовых ресурсов.

Добавочный капитал в 2001 году составил 6777116 рублей, в 2002 году составил 6774823 рублей, в 2003 году составил 6771456 рублей, что также имеет тенденцию к снижению.

Резервный капитал составил в 2001-2003 годах 790 рублей.


Таблица 4.1. Анализ отчета о прибылях и убытках , главного информационного источника финансовых ресурсов.


2001

2002

2003

абсол

отн

абсол

отн

Выручка от продажи

25678265

31822948

123,93

78364260

305,18

Себестоимость  продукции

22959379

28232720

122,97

65316924

284,49

Валовая прибыль

2718886

3590228

132,05

13047336

479,88

Коммерческие расходы

245459

262836

107,08

542448

220,99

Управленческие расходы

1079243

1315228

121,87

2715444

251,61

Прибыль от продаж

1394184

2012164

144,33

9789444

702,16

Проценты к получению

12

8

66,67

8

66,67

Проценты к уплате

317142

399896

126,09

888376

280,12

Прочие операционные доходы

7907614

14876760

188,13

37854348

478,71

Прочие операционные расходы

7950602

15510628

195,09

38476768

483,95

Внереализационные  доходы

616443

322368

52,29

1731756

280,93

Внереализационные  расходы

528245

508700

96,30

1098952

208,04

Прибыль до налогообложения

1122286

792068

70,58

8911476

794,05

Чистая прибыль 

805043

448244

55,68

6786760

843,03


На основе анализа отчета о прибылях и убытках видно, что предприятие имеет довольно прогрессирующую кривую развития, и похоже не собирается сдавать свои позиции. Теперь попробуем отследить эти изменения графически (диаграмма 4.1.)


Диаграмма 4.1. Анализ тенденции изменения выручки от реализации продукции, себестоимости продукции и валовой прибыли

       

Диаграмма 4.2. Анализ тенденции изменения коммерческих расходов, управленческих расходов и прибыли от продаж



Диаграмма 4.3. Анализ тенденции изменения прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли


А теперь попробуем отследить куда предприятие распределяет свои финансовые ресурсы, и проследим динамику изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала :


Диаграмма 4.4. Расходование финансовых ресурсов


       

Таблица 4.2. Анализ тенденции изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала в абсолютных и относительных величинах:


2001

2002

2003

абсол. вел

относ.

абсол. вел

относ.

Внеоборотные активы


7118331


8423225


118,33

9167204

128,78

Оборотные активы


5725279


8164515


142,60

11047428


192,96

Капитал


3316041


4121084


124,28

4233145


127,66


Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: что предприятие свои финансовые ресурсы в большей степени направляет в оборотные активы, а точнее в сырьевые запасы (2001 год – 35 %, 2002 год – 39 %, 2003 год – 45 %), затем вкладывает во внеоборотные активы, а точнее в основные средства (2001 год – 44 %, 2002 год – 41 %, 2003 год – 37 %) остатки финансовых ресурсов ОАО «Анкер» вкладывает в увеличение капитала (2001 год – 21 %, 2002 год – 20 %, 2003 год – 18 %).

Отсюда следует, что ОАО «Анкер» своими целями преследует получение прибыли в большей степени из увеличения объёмов производства, в меньшей степени вкладывая в увеличение производственной базы, и увеличение капитала предприятия. Что в конечной степени даст о себе знать, так как не вкладывая в расширение производства и увеличение собственного капитала, рано или поздно производственные мощности устареют и морально и физически, а резервов капитала не хватит для его обновления и восстановления. Хотя на сегодняшний день предприятие имеет достаточно новое и современное оборудование, и хочется надеяться, что ОАО «Анкер» успеет своевременно сориентироваться с заменой и ремонтом оборудования для своих производственных нужд и рыночных потребностей.[5]


 

5. Заключение


Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой, и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от финансового состояния предприятия разрабатывается стратегия.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Финансовые ресурсы фирмы оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо же легкий доступ к ним, при выборе стратегии поведения находятся в гораздо лучшем положении и имеют для выбора гораздо большее число вариантов стратегии, нежели фирмы с сильно ограниченными финансовыми возможностями.

Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.



6. Список использованной литературы









1.                     Алан Хоскинг. Курс предпринимательства. - М. Международные Отношения, 2004.

2.                     Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

3.                     Основы предпринимательской деятельности./Под ред. В.М. Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

4.                     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5.                     Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. – М.: Бизнес, 2004. 




[1] Основы предпринимательской деятельности./Под ред. В.М. Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 129

[2] Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 217

[3] Алан Хоскинг. Курс предпринимательства. - М. Международные Отношения, 2004. – С. 128

[4] Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. – М.: Бизнес, 2004.  – С. 163

[5] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 195