Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 6

Задача 3. 9

Задача 4. 14

Задача 5. 16

Список литературы.. 17



Задача 1


Проводим индексацию затрат рабочего времени  по видам, по содержанию труда и по характеру деятельности:


Таблица 1. Данные о затратах рабочего времени по элементам у начальника бюро

Элементы затрат рабочего времени

Затраты времени, мин.

Индекс

1

Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы

35

Т

2

Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями

40

ФЛ

3

Ожидание приема у зам.директора для подписи отчета, плана

20

ПНР

4

Контроль за выполнением задания цеховыми специалистами

20

А

5

Расчеты эффективности внедрения мероприятий

30

ФЛ

6

Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем

55

Т

7

Подготовка доклада для совещания у директора о совмещении профессий

130

А

8

Подготовка приказа о премировании

15

А

9

Вызов цеховых специалистов в связи с подготовкой совещания

30

А

10

Отдых

15

ОТЛ

11

Разговор по телефону (личный)

15

ПНД

17

Участие в совещании по кадровым вопросам

10

А

18

Участие в совещании по организации обследования рабочего времени

50

А

19

Прием посетителей

15

Т




1.Проводим анализ затрат рабочего времени в следующих направлениях:

А) выявляем степень экстенсивного использования рабочего времени:

                                   Кэ = (ПНР+ПНД+ОТЛ)/Трв                                           (1.1)


Кэ = (20+15+15)/480 = 0,104

    


Б) определим коэффициент потерь времени, зависящих от работника:

                                        Кпнд = ПНД/Трв                                                   (1.2)


Кпнд = 15/480 = 0,03


В) определяем коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:


                                          Кпнр = ПНР/Трв                                                  (1.3)


Кпнр = 20/480 = 0,04


Г) определяем удельный вес регламентируемых перерывов


                                          Котл = ОТЛ/Трв                                                  (1.4)  


Котл = 15/480 = 0,03 

                              

2. Определяем структуру затрат рабочего времени по содержанию труда:



3.Определяем структуру затрат рабочего времени по характеру деятельности:


Выводы:

- из анализа становится ясно, что начальник бюро использует свое рабочее время максимально эффективно: показатель интенсивности его труда высокий, удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, согласно нормативным значениям, следует ввести практику технических перерывов на 10-15 минут через каждые 2 часа работы на восстановление физических и умственных возможностей;

- существует не значительная задержка в работе  по причине не согласованности действий отделов,  в этой связи, возможно ввести  график работы одних отделов и руководителей с другими (это касается ежедневных, стандартных заданий). В результате все данные будут подготавливаться в срок и необходимость ожидания практически пропадет.

- в структуре затрат рабочего времени по содержанию труда преобладает время основной работы, время на обслуживание рабочего места  и подготовительно-заключительное время отсутствуют

 - в структуре затрат рабочего времени по характеру деятельности наибольшее значение имеет время организационно-административной работы работы, заключающееся в анализе показателей, подготовке выводов и рекомендаций.



Задача 2


1) Рассчитаем комплексный фактический баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам:

Виды работ и затрат времени

Квалификационно должностные группы работников

инженеры

техники

служащие

Баланс затрат рабочего времени

%

час

%

час.

%

час.

А. Работы свойственные инженеру

55

761,2

 

 

 

 

Б. Работы свойственные технику

25

346

85

441,15

25

43,25

В. Работы свойственные служащим

15

207,6

10

51,9

65

112,45

Потери времени

3,7

51,208

3

15,57

4,3

7,439

Время на отдых

1,3

17,992

2

10,38

5,7

9,861

Итого

100

1384

100

519

100

173


Исходя из исходных данных фактическая численность работников отдела составляет, соответственно: инженеров – 8 человек, техников – 3 человек, служащих – 1 человек. Нам дано, что полезный месячный фонд использования рабочего времени равен 173 часа на одного работника, путем перемножения величин, получаем, что по квалификационно-должностным группам общие фактические затраты рабочего времени равны соответственно: инженеров – 8*173 = 1384 часов, техников – 3*173 = 519 часа, служащих – 1*173 = 173 часа.


2) Рассчитаем комплексный проектный баланс затрат рабочего времени отдела по отдельным должностным группам, после внедрения мероприятия по сокращению трудозатрат за счет совершенствования организации труда по должностным группам:

Виды работ и затрат времени

Квалификационно должностные группы работников

инженеры

техники

служащие

Баланс затрат рабочего времени

%

час

%

час.

%

час.

А. Работы свойственные инженеру

55

733,7

 

 

 

 

Б. Работы свойственные технику

25

333,5

85

432,65

25

38,25

В. Работы свойственные служащим

15

200,1

10

50,9

65

99,45

Потери времени

3,7

49,358

3

15,27

4,3

6,579

Время на отдых

1,3

17,342

2

10,18

5,7

8,721

Итого

100

1334

100

509

100

153




3)Получаем, что для выполнения того же объема работ необходима следующая численность персонала:

инженеров – не менее 7,7 человек;

техников – не менее 2,9 человек;

служащих – не менее 0,88 человек;

итого ограничение не менее 11,48 человек и не более 12 человек


4) вариант 1: инженеры – 7,7,  техники – 2,9, служащие – 0,88 человека

    вариант 1: инженеры – 7,8, техники – 2,9,  служащие – 0,9 человека

    вариант 1: инженеры – 8, техники – 3,  служащие – 0,9 человека


 В исходном варианте каждой квалификационо-должностной группе работников приходится выполнять ряд не свойственных им функций: инженеры затрачивают только 55% рабочего времени на выполнение своих прямых обязанностей, при этом выполняя весь объем необходимых работ. Необходимо добиться такого состояния, когда инженеры и другие служащие выполняли бы только свои должностные обязанности в полном объеме и работа была сделана.

Исходя из среднемесячной заработной платы, затраты на заработную плату при исходном (фактическом) варианте профессионально-квалификационного состава работников отдела составляют:

8*550+3*320+1*210 = 5570  (тыс. руб.)

Соответственно затраты на заработную плату по проектным вариантам, удовлетворяющим требованиям ограничения по численности работников по должностным группам составят:

1 вар. 7,7*550+2,9*320+0,9*210= 5332 (тыс. руб.)

2 вар. 7,8*550+2,9*320+0,9*210 = 5391 (тыс. руб.)

3 вар. 8*550+3*320+0,9*210 = 5549  (тыс. руб.)


Исходя из затрат на заработную плату оптимальным является вариант №1, проверим возможность выполнения работ отделом при различных вариантах  состава сотрудников с учетом планируемого сокращения трудозатрат:

-         на  выполнение свойственной инженеру работы инженеры будут (после внедрения мероприятий по сокращению трудозатрат) затрачивать 733,7 часов своего рабочего времени в месяц на выполнение своей работы в полном объеме. Кроме того работы свойственные инженеру не выполняет больше ни на какой должности.

     Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия инженерами работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 733,7*8/761,2 = 7,7 человека.

-         на  выполнение свойственной технику работы будет затрачивается всего 655,6 часа (всеми должностными группами).

   Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия техников работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 804,4*3/830,4 = 2,9 человека.

-         на  выполнение свойственной служащему работы будет затрачивается 420,65 часа.

     Произведя расчеты, получаем, что на выполнения всего месячного объема работ, при условии занятия служащих работой свойственно их квалификации и должности, необходимо: 350,45*1 / 371,95= 0,94 человека.

Таким образом, оптимальным вариантом является вариант №1. Экономический эффект за счет сокращения трудозатрат и оптимизации профессионально-квалификационного состава составит  238 тыс.руб.





Задача 3

Цель – приобрести навыки оценки результатов аттестации руководителей и специалистов и их использования для рационализации расстановки кадров.

В коллективе отдела маркетинга производственной фирмы проведена аттестация сотрудников. Ее результаты по качественным характеристикам по 5-балльной системе в табл. 6.

Показатели

Фамилии сотрудников (заменены номерами по порядку)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Должность

нач. отдела

зам. нач. отдела

руковод. группы

руковод. группы

ст. спе циа лист

ст. спе циа лист

спе циа лист

специалист

тех ник

тех ник

2.Возраст, лет

44

53

39

42

34

40

28

29

30

26

3.Общий стаж работы, лет

26

30

22

20

15

22

11

12

12

8

4.Стаж работы в данной должности, лет

12

14

10

5

7

9

8

9

4

8

5.Образование и его соответствие выполняемой работе

высшее экон.

высшее пед.

высшее инж. технолог

высшее экон

высшее спец

ср. спец

высшее экон

высшее пед.

ср. спец

среднее

6.Профессиональное мастерство

4,8

4,7

4,5

4,9

4,6

4,7

4,4

4,2

3,8

3,7

7.Проявление творчества в работе

4,7

4,2

4,1

4,6

4,2

3,8

4,2

4,0

3,8

3,7

8.Самостоятельность в работе

5,0

5,0

5,0

4,7

4,6

4,7

4,2

4,1

-

-

9.Своевременность выполнения задания

5,0

5,0

5,0

4,2

4,3

4,4

4,0

3,0

3,7

4,0

10.Качество выполнения работы

4,6

4,5

4,7

4,6

4,6

4,5

4,4

4,3

3,7

4,0

11.Дисциплина

5,0

5,0

4,7

4,6

4,6

4,7

4,2

4,1

3,9

4,0

12.Авторитет в фирме

4,6

4,6

3,9

5,0

4,5

4,6

4,5

4,0

4,0

4,0

13.Умение руководить людьми

4,6

4,6

3,9

5,0

4,9

4,6

-

-

-

-


Произведем оценку соответствия сотрудников отдела маркетинга занимаемым должностям:

Начальник отдела.

Соответствует занимаемой должности, так как:

- имеет значительный стаж работы, в том числе и на занимаемой должности – 12лет;

- образование подходит по требованиям – высшее экономическое;

-  профессиональное мастерство находится на допустимом уровне;

- данный сотрудник полностью самостоятелен в работе и своевременно выполняет возложенные на него поручения;

- начальник отдела дисциплинирован, чем показывает хороший пример своим работникам;

- авторитет и умение управлять людьми не достаточны, но вполне допустимы для данной должности.

Имеются следующие недостатки:

-  недостаточным является проявление творчества в работе, но для данной должности, как я считаю, это не имеет решающего значения;

- в то же время следует обратить внимание на качество выполняемых работ, которые находятся на среднем уровне.


Зам. начальника отдела

В целом так же соответствует занимаемой должности.

Единственными недостатками являются:

- невысокий уровень проявления творчества в работе;

- качество выполняемых работ находится на среднем уровне,  следует обратить особое внимание на функцию контроля своих работников;

- образование имеет не подходящее для занимаемой должности, но в то же время стаж работы в данной должности говорит о достаточном мастерстве зам. начальника отдела. Данный сотрудник имеет большой возраст, проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла.


Руководитель группы (№3)

Данному сотруднику:

- следует улучшить умение руководить людьми, за счет этого его авторитет как руководителя низшего звена возрастет;

- проявление творчества для работника данного уровня является недостаточным;

- образование так же не соответствует занимаемой должности, в то же время стаж работы значителен.

 Таким образом,  данный работник слабо соответствует занимаемой должности – возникают предпосылки либо для понижения данного работника в должности, либо ему необходимо пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации для повышения эффективности работы отдела.


Руководитель группы (№4)

Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:

- образование максимально соответствует должности,

- стаж работы не велик, но это обстоятельство полностью перекрывается его профессиональным мастерством;

- данный сотрудник имеет непререкаемый авторитет в группе и умеет руководить людьми.

- недостатком является невысокая своевременность выполнения заданий, это тормозит работу отдела и на это следует обратить особое внимание, выявив и проанализировав причины задержек в работе.


Ст. специалист (№5)

Ст. специалист находится на своем месте и вполне соответствует занимаемой должности.

Для своего должностного уровня имеет:

- недостаточный уровень проявления творчества в работе;

- невысокую своевременность выполнения заданий.

 Это является его единственными, по сути, недостатками. Наличие у данного сотрудника высшего специального образования и наработанного стажа работы в занимаемой должности, позволяет сделать выводы о возможности для устранения этих недостатков.


Ст. специалист (№6)

Ст. специалист слабо соответствует своей должности:

- несмотря на образование и стаж в работе, показатели находятся на среднем уровне, и в целом их следует улучшать;

- проявляет недостаточное творчество в работе, что заметно сказывается на результатах работы группы.

Данный работник является кандидатом на замену.

 

Специалист (№7)

На настоящий момент соответствует всем требованиям к занимаемой должности. Единственный негативный момент – следует обратить особое внимание на своевременность выполнения заданий.

Образование и возраст позволяет данному работнику подниматься в дальнейшем по служебной лестнице. Оценивается как работник имеющий большие перспективы в будущем.


Специалист (№8)

Данный сотрудник не соответствует должности, которую занимает, так как:

- имеет высшее образование не соответствующее его профилю работы;

- чрезвычайно низкий уровень своевременности выполнения производственных заданий;

- недостаточное проявление творчества в работе;

- стаж в  работе несколько прикрывает недостатки, но не в достаточной степени.

Проводить переквалификацию и дополнительное обучение не имеет смысла, так как по всем показателям работник не может, или не хочет справляться со своими обязанностями.


Техник (№9)

В целом не соответствует занимаемой должности:

- имеет плохие показатели своевременности выполнения заданий и качества работ;

- удовлетворительный показатели профессионального мастерства  и творчества в работе.

Возможности его дальнейшего роста на настоящий момент отсутствуют.


Техник (№10)

Данный работник соответствует занимаемой должности поскольку:

- показатели его работы являются вполне удовлетворительными.

Огромный недостатком является его образования. Следует направить данного работника на обучение по выполняемой работе для повышения профессиональных навыков.


Таким образом, следует провести следующие кадровые изменения в отделе:

1) понизить зам. начальника отдела до должности руководителя группы или отправить на пенсию;

2) переместить на его должность руководителя группы №4;

3) уволить специалиста отдела №8, как не соответствующего занимаемой должности и переместить на данную должность, после предварительного дополнительного обучения техника №10;

4) пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации работникам №3, №9.

Задача 4

Цель – выработать навыки оценки рациональности организации проведения производственного совещания.

Рациональность проведения совещания.

Недостатки:

- директор завода уведомил о совещании всех его участников и докладчиков за слишком короткий срок – 3 дня;

- каждое выступление длилось дольше положенного срока и не имело реальной информации, председатель не прервал такие выступления, чем еще больше затянул время совещания;

- вместо запланированных 2-2,5 часов, совещание длилось  4;

- выступления были смазанные и не выдерживали регламента;

- не были конкретизированы основные моменты;

- количество выступающих было меньше запланированных на 1 человека.

Достоинства:

- проведение совещания было необходимым и актуальным;

- регламент совещания являлся достаточно разработанным

- множество желающих выступить со своими предложениями и замечаниями, что свидетельствует об активном участии всех присутствующих в совещании.

Вывод: совещание было проведено нерационально, вследствие плохой его организации.

На мой взгляд, необходимо было:

1) оповестить всех выступающих за неделю, выдав им при этом основные тезисы и вопросы, которые должны прозвучать в докладе и выступлениях. Это бы дало значительное время на подготовку и проведение серьезных изысканий.

2) строго регламентировать время выступлений, что позволило бы всем участникам совещания обозначить для себя основные моменты, без лишних слов. Каждому из участников совещания должны быть выданы основные тезисы выступлений и выводы.

3) проведение 1-2 технических перерыва, для улучшения воспринимаемости всеми участниками поступающей информации.


Задача 5

 Цель – приобрести навыки определения нормативной численности управленческого персонала по функциям управления на предприятии.

Таблица 7 – Нормативная численность работников по группам функций и функциям управления на предприятии

Группы функций и функции управления

Нормативная численность работников, чел.

Бухгалтерская и финансовая деятельность

47,2

Финансовое обеспечение деятельности предприятия

6,4

Бухгалтерский учет и отчетность

39,7

Управление трудом и заработной платой

36,4

Организация труда и заработной платы

27,3

Совершенствование организации труда и управления

7,7

Материально-техническое снабжение и сбыт

31,3

Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием

23,4

Организация сбыта продукции

6,7


Группы функций:

1. Бухгалтерская и финансовая деятельность

коэффициент различия по группе функций равен:

47,2 / (6,4+39,7) = 0,976

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а). Финансовое обеспечение деятельности предприятия – 7, человек.

б) Бухгалтерский учет и отчетность – 46,5 человек.

2. Управление трудом и заработной платой:

коэффициент различия по группе функций равен:

36,4 / (27,3 +7,7) = 0,946

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а) Организация труда и заработной платы – 26,5 человек.

б) Совершенствование организации труда и управления – 4,8 человека.

3. Материально техническое снабжение и сбыт:

 коэффициент различия по группе функций равен:

31,3 / (23,4 + 6,7) = 1,143

Соответственно после корректировки численности работников по отдельным функциям управления их плановая численность будет равна:

а) Организация снабжения сырьем, материалами и оборудованием – 21,2 человека.

б) Организация сбыта продукции – 6,8 человека.


В целом плановая численность работников будет равна 114 человек.

   







Список литературы


1.                Веснин А.Р. Основы менеджмента. Учебник М.: 1997

2.                Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.

3.                Уткин Э.А. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: 1999