1. Содержание

2. Введение. 3

3. Теоретическая часть. 5

3.1. Виды кредиторской задолженности. 5

3.2. Основные способы реструктуризации долга в ГК РФ.. 6

3.3. Основные способы реструктуризации долга в НК РФ.. 8

4. Практическая часть. 10

4.1. Порядок реструктуризации долгов юридических лиц. 10

4.2. Анализ  Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". 12

4.3. Реструктуризация долгов ОАО "Ростсельмаш". 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 21

 

2. Введение

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность - денежные средства, временно привлеченные предприятием в порядке кредита и подлежащие возврату соответствующим юридическим и физическим лицам.

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Реструктуризация предприятий - основа повышения конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

В анализе конкурентоспособности предприятий традиционно основное место занимает анализ финансовых коэффициентов. Однако такой анализ информативен для стран со стабильной рыночной экономикой, в России же он искажается из-за деформации системы расчетов. Реструктуризация в условиях России возможна только при активной поддержке государства, развитии конкуренции на внутреннем рынке, регулировании естественных монополий, поддержке высокотехнологичных производств.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного со способами реструктуризации кредиторской задолженности.

3. Теоретическая часть

3.1. Виды кредиторской задолженности

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность. Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий и пр.

В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

Виды кредиторской задолженности:

1.                    Поставщикам за товары и услуги

2.                    Бюджету   

3.                    По социальному страхованию     

4.                    По оплате труда

5.                    Прочие кредиторы.

Все виды кредиторской задолженности – задолженность данного предприятия другим юридическим или физическим лицам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда, по расчетам с бюджетом, с внебюджетными фондами, по расчету с другими организациями).[1]     

3.2. Основные способы реструктуризации долга в ГК РФ

Уступки кредиторов под обеспечение долга.  

Очень часто задолженность дебиторов перед кредиторами ничем не обеспечена. В случае, если эти кредиторы потребуют возмещения их долга в судебном порядке, они рискуют получить только часть или вообще ничего не получить, так как их претензии будут удовлетворяться в последнюю очередь по сравнению с другими кредиторами. Так как права кредиторов с обеспеченными требованиями к должникам больше, чем права "необеспеченных" кредиторов, предприятие может предложить "необеспеченным" кредиторам переоформить задолженность в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, и/или увеличение срока погашения долга.

В случае необеспеченного кредита можно также предложить кредитору обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия в случае, если предприятие не сможет это сделать самостоятельно.

Таким образом, предприятие, которое хочет воспользоваться этим методом реструктуризации, должно донести вышеперечисленные преимущества до сознания кредитора и попытаться взамен на эти преимущества получить различные уступки. В то же время предприятие должно учитывать сложность и юридические последствия данной сделки и в обязательном порядке использовать юридическую поддержку при подготовке необходимых документов.

Переоформление задолженности в вексельные обязательства.

В данном случае реструктуризации задолженности предприятие расплачивается по своей текущей задолженности своими векселями. Вексель, таким образом, представляет собой новое обязательство, которое должно быть исполнено в соответствии с вновь установленными сроками и зачастую с выплатой меньших процентов. Это освобождает предприятие от уплаты долга в данном периоде и соответственно способствует улучшению показателей деятельности компании.

Несмотря на то, что получатели векселей по-прежнему остаются "необеспеченными" кредиторами, тем не менее, они приобретают некоторые преимущества. Например, вексель предприятия можно продать третьим лицам и таким образом получить платеж по данным обязательствам раньше установленного времени.

В случае, если предприятие находится в трудном финансовом положении, и этот аргумент соответственно считается недостаточным, то руководство предприятия может объяснить кредиторам, что если они не примут данные векселя, то скорее всего предприятие будет ликвидировано. И в таком случае, эти кредиторы получат лишь часть своих средств либо вообще ничего не получат, так как в первую очередь выплаты будут осуществляться другим категориям кредиторов. Таким образом, кредитор почти ничего не теряет, если идет на такие уступки.

Вексель, выраженный в иностранной валюте

Вексель, выраженный в твердо конвертируемой валюте, позволит поставщику продукции сохранить выручку в долларовом выражении при колебаниях курса рубля. Возможность обозначения суммы денежного обязательства в иностранной валюте предусматривается п. 2 ст. 317 Гражданского Кодекса РФ. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа.[2]

3.3. Основные способы реструктуризации долга в НК РФ

В связи с нестабильной экономической обстановкой в Российской Федерации одним из институтов налогового права (как до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, так и после) является система мер государства, направленных на реструктуризацию задолженностей организаций по платежам в федеральный бюджет.

Принятием и введением в действие Налогового кодекса РФ система мер, позволяющих налогоплательщику отсрочить погашение задолженности по налоговым платежам и пени, стала законодательно конкретизированной: изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, установленном НК РФ, и может осуществляться только в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1002 от 03.09.99 г. «О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».[3] Данное постановление не является юридически законченным и традиционно повторяет положения нормативных актов, действовавших до вступления в законную силу Налогового кодекса Российской Федерации.

Утвержденный этим Постановлением порядок проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом устанавливает основные положения по проведению реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты других уровней при наличии соответствующего разрешения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа и при согласии на ее проведение органа, уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Во-первых, решение о предоставлении права на реструктуризацию может быть принято компетентным органом только в отношении организаций, которые в течение двух месяцев до обращения с соответствующим заявлением добросовестно осуществляли внесение текущих налоговых платежей при условии наличия у них заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству пли ее территориального органа о платежеспособности организации.

Во-вторых, организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам (сборам) в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. В случае отсутствия задолженности по налогам (сборам) организации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет. При этом обязательным условием порядка проведения реструктуризации является обязанность организации в строгом соответствии с графиком погашения задолженности также ежеквартально уплачивать проценты исходя из расчета одной десятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей со дня вступления в силу настоящего нормативного документа.

В-третьих, организация лишается права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение графика погашения задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика.

Правовой анализ Постановления Правительства РФ № 1002 от 03.09.99 г. свидетельствует о том, что данный нормативный акт не в полной мере соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, в частности,

-                      Постановлением вводится дополнительная форма изменения срока уплаты налогов и сборов — реструктуризация;

-                      Постановлением расширен перечень органов, уполномоченных Кодексом принимать решения об изменении сроков уплаты налогов (сборов);

-                      Постановлением расширен объект правового регулирования, так как право реструктуризации предоставляется не только по обязательным платежам, но также по пеням и даже штрафам;

-                      Постановлением расширен до 10 лет срок погашения задолженности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Постановление Правительства РФ № 1002 от 03.09.99 г. требует дальнейшего законодательного урегулирования.[4]

 

4. Практическая часть

4.1. Порядок реструктуризации долгов юридических лиц

Правительство РФ утвердило порядок проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом на налогам, сборам, а также пеням и штрафам по состоянию на 1 января 1998 г.

Согласно постановлению, реструктуризация осуществляется путем предоставления юридическим лицам рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам на срок до 4-х лет, а по пеням и штрафам - на срок до 10-ти лет.

С рассроченных сумм задолженности уплачиваются проценты в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Начисленные проценты подлежат уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по обязательным платежам. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Одновременно с реструктуризацией обязательных платежей в федеральный бюджет правительство РФ рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ осуществлять реструктуризацию задолженности в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

График погашения задолженности по обязательным платежам как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, должен предусматривать осуществление соответствующих платежей только в денежной форме в объемах и с периодичностью не менее и не реже выплат равными долями один раз в квартал.

Решение о реструктуризации долга организации может быть принято только при условии предоставления ею обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности; при этом предъявление иных требований не допускается.

В качестве обеспечения могут выступать передаваемое в залог имущество организации, в том числе единый имущественный комплекс, либо банковские гарантии.

Решение о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет будет приниматься Госналогслужбой РФ /ГНС/ при наличии заключения Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Если сумма задолженности не превышает 20 млн. руб, ГНС вправе делегировать принятие решения о ее реструктуризации налоговому органу по месту регистрации организации.

Организации, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, право реструктуризации задолженности может быть предоставлено только при условии заключения ею мирового соглашения с конкурсными кредиторами, не дающего этим кредиторам преимуществ по сравнению с условиями реструктуризации, предусмотренных данным постановлением.

Этим же постановлением правительство предписывает ФСДН предпринять необходимые действия по возбуждению в арбитражном суде дел о банкротстве в отношении организаций, не погасивших либо не реструктурировавших в срок до 1 января 1999 г. задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, имеющуюся у них по состоянию на 1 января 1999 г.[5]

4.2. Анализ  Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Финансовое оздоровление предприятий промышленности уже несколько лет является одной из главных проблем. Просроченные долги перед бюджетом как дамоклов меч "висят" более чем над 60% предприятий легкой промышленности. Они составляют почти 5,6 млрд. руб., что примерно 30% всех оборотных активов отрасли.

Наличие долгов бюджету служит одним из препятствий для структурной перестройки предприятий, привлечения инвесторов, получения кредитов и принятия мер, направленных на развитие производства. Не случайно многие предприятия создают дочерние предприятия, не обремененные просроченными долгами бюджету, передают производство на них.

Эта проблема давно известна и исполнительной и законодательной власти страны. Сейчас даже руководители налоговых ведомств признают, что получить с предприятий долги невозможно.

Уже неоднократно принимались постановления Правительства о реструктуризации бюджетных долгов. Но все они практически не работали. Во всех в них главной целью была не помощь предприятиям, не оздоровление их финансового положения, а стремление как можно быстрее и проще взыскать долги, что на нет, сводило позитивную часть решений.

Так, в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. №395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" например, предусматривалась реструктуризация задолженности только при условии представления должником "...обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам". Это могли быть "... передаваемое в залог имущество; ... банковские гарантии".

Стоимость обеспечения должна была определяться независимым оценщиком (что надо заметить стоит достаточно больших денег).

Если же организацией допускалось несвоевременное и (или) в неполном объеме внесение текущих платежей или же более двух неплатежей (неполных платежей) по графику погашения задолженностей, то обеспечение могло быть реализовано и выручка направлена в погашение долгов. И никаких процедур банкротства, арбитражных судов и т.п.

В условиях нестабильности производства предприятия не пошли на риск потери имущества - пусть лучше висят долги.

Промышленность, в том числе и легкая, на протяжении многих лет ставила вопрос о проведении реструктуризации долгов бюджету только при одном условии - своевременной и полной уплате текущих налогов, но при начале погашения отложенной задолженности через 3-4 года.

Наконец-то сделан серьезный шаг в нужном направлении. В принятом в сентябре текущего года постановлении решили покончить с проблемой задолженности бюджету: тем, кто может регулярно платить текущие налоги и погашать задолженность - реструктурировать долги, а к тем, кто этого обеспечить не может, либо не подал до января 2000 г. заявление о реструктуризации долгов будут применены меры по принудительному взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу несостоятельности (банкротства).

В утвержденном "Порядке проведения в 1999 г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" не предусмотрено каких-либо условий, кроме своевременной и полной уплаты текущих платежей (включая два месяца предшествующие подаче заявления о реструктуризации).

Решение принимается, если Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству приходит к заключению, что предприятие способно осуществить уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности.

Положительным является и еще ряд моментов. Увеличена до 6 лет рассрочка платежа задолженности бюджету (в постановлении от 14 апреля 1998 г. №395 было 4 года), а по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

При этом предусмотрено, что при погашении половины задолженности в течение 2 лет (вместо 3-х как по графику) и полном и своевременном внесении текущих платежей за это время производится списание половины долга по пеням и штрафам. Если же вся задолженность погашена в течение 4-х лет (а не 6, как по графику) и своевременно вносились текущие платежи, то производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Уменьшена ставка платежа с сумм задолженности по остающимся налогам и сборам с одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ как это было в постановлении №395 от 14 апреля 1998 г. до одной десятой, т.е. 5,5% годовых.

  И остается только один вопрос - у кого же реально будут реструктурированы долги в соответствии с новым Постановлением?

Это часть рентабельно работающих предприятий, имеющих просроченную задолженность перед бюджетом. Но их количество относительно небольшое 10-15% общего числа предприятий. Подавляющая часть рентабельных предприятий не имеет просроченных долгов.

На основную же массу предприятий легкой промышленности, очевидно, действие постановления не распространится.

Сейчас более половины предприятий легкой промышленности (54%) убыточны, за 6 мес. 1999 г. убытки составили 1 млрд. руб. А именно убыточные предприятия в легкой промышленности являются основными должниками перед бюджетом. Большинство из них не способны обеспечить своевременную и полную уплату текущих налогов и одновременно, сразу же после принятия решения о реструктуризации их долгов, погашать задолженность и, следовательно, они выпадают из круга предприятий, у которых реструктурируются долги. Тем более что часть текущих налоговых платежей производится из прибыли (налог на имущество, содержание жилищного фонда), что для убыточных предприятий затруднительно. Круг, как говорится, замкнулся. Хотели как лучше, а сделали как всегда.

Дело в том, что не принято предложение промышленности об отсрочке начала погашения задолженности.

В утвержденном Порядке реструктуризации нет четкого указания о сроках начала погашения задолженности. Реструктуризация, как она предусмотрена в Порядке реструктуризации, представляет предприятиям "... право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет...".

"График погашения задолженности ... должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями не реже 1 раза в квартал".

В то же время Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству может давать "рекомендации по графику погашения задолженности". Что это за рекомендации, если, как указано выше, все платежи должны быть равными? Но может быть деление на равные части, возможно, с начала 3-4-го года после предоставления прав на реструктуризацию?

Если же это не так, то уже в 2000 г. предприятия легкой промышленности должны сверх текущих выплат налогов погасить задолженность почти на 1 млрд. руб. и уплатить еще проценты с оставшейся задолженности почти 300 млн. руб.

Между тем, вся прибыль, полученная рентабельными предприятиями отрасли в I полугодии текущего года составила 2 млрд. руб. и по году может достичь 4 млрд. руб. В 2000 г. если не будет форс-мажора, она может несколько вырасти (на 10-15%). Изъятие почти трети прибыли сейчас, когда сложились благоприятные условия для развития отрасли, и оно сдерживается лишь недостатком оборотных средств, неразумно.

Пока еще не поздно, для того чтобы от принятого Постановления была реальная польза. Необходимо уточнить порядок составления графика погашения задолженностей, предусмотрев хотя бы в пределах установленного срока погашения возможность начала платежей в бюджет не с первого года действия разрешения на реструктуризацию. В этом случае и ныне убыточные предприятия получат возможность начать нормально работать и стать рентабельными к началу срока платежей задолженности. Обанкротить их (а это половина всех предприятий легкой промышленности) никогда не поздно.

Нельзя, чтобы сиюминутные фискальные интересы преобладали над перспективными - помощь промышленности сегодня (тем более отсрочка погашения задолженности, которая ничего не стоит бюджету) позволит ей расширить производство и не только погасить долги, но значительно увеличить текущие платежи налогов.

Будем надеяться на здравый смысл исполнителей Постановления.

4.3. Реструктуризация долгов ОАО "Ростсельмаш"

Более двух лет оставался нерешенным вопрос о реструктуризации долгов ОАО "Ростсельмаш" бюджетным и внебюджетным фондам, несмотря на активные усилия, которые предпринимал новый собственник ОАО "Ростсельмаш" холдинг "Новое содружество". К моменту прихода холдинга в 1999 году на ОАО "Ростсельмаш" общая сумма долгов ОАО превысила 2,3 млрд. рублей. Новый собственник с самого начала своей деятельности на предприятии взялся решать одну из основных проблем - проблему погашения задолженности. С основным, после государства, кредитором - Сбербанком "Ростсельмаш" полностью рассчитался в конце мая 2001 года, выплатив ему всю задолженность, которая составляла 104,5 млн. рублей. Кроме текущих платежей, погашались старые долги Фонду соцстраха, Пенсионному фонду, Фонду занятости. Вместе с тем ситуация с основной задолженностью "Ростсельмаша" - государству и внебюджетным фондам - по-прежнему оставалась нерешенной.

Одно из решений по реструктуризации долгов предприятия было принято Постановлением РФ от 03.09.99 №1002. В соответствии с программой финансового оздоровления ОАО "Ростсельмаш", предложенной акционерным обществом, было начато согласование проекта Постановления Правительства РФ о реструктуризации кредиторской задолженности ОАО "Ростсельмаш". За это время проект претерпел ряд редакций, каждая из которых проходила весь круг согласований в министерствах и ведомствах, задолженность "Ростсельмаша" перед бюджетом выросла на сумму начисленных за это время пени, бюджет не получил предусмотренных выплат, а решение в конце концов так и не было принято.

Руководство "Ростсельмаша" вновь обратилось в правительство, предлагая схему постепенного погашения задолженности предприятия бюджетным и внебюджетным фондам. Как сообщал в начале июля этого года Стране.Ru гендиректор ОАО Сергей Лебедев, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, с которым Лебедев встречался в Москве, обещал ускорить решение вопроса. Однако вопрос о долгах "Ростсельмаша" оставался открытым.

По мнению представителей "Нового содружества", дальнейшее промедление с принятием решения о долговых обязательствах "Ростсельмаша" смерти подобно, так как за то время, пока документы о реструктуризации долгов "Ростсельмаша" согласовывались и утверждались в кабинетах московских министерств, сумма долгов, вместе с пенями и штрафами, превысила 2 млрд. рублей. А значит, и деятельность "Нового содружества" по наращиванию объемов производства и внедрению новых моделей комбайнов, и попытки привлечения новых инвесторов были обречены.

Поэтому вышедшее 1 октября Постановление Правительства РФ "О порядке и условиях проведения реструктуризации по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" # 699 было воспринято на предприятии как решение, способное значительно повлиять на оздоровление финансовой деятельности на предприятии. Вопрос о порядке исполнения Постановления был рассмотрен на прошедшем 26 октября совете директоров ОАО "Ростсельмаш". Постановление касается реструктуризации задолженности ОАО "Ростсельмаш" по всем внебюджетным фондам, за исключением Дорожного, и по начисленным пеням и штрафам, имеющимся у ОАО "Ростсельмаш" по состоянию на 1 января 2001 года.

ОАО "Ростсельмаш" уже направило свое заявление в налоговые органы и рассчитывает на существенное облегчение финансового бремени. Прежний размер ежемесячной пени по задолженности во внебюджетные фонды  составлял до 5 млн. рублей.

В соответствии с Постановлением предполагается реструктуризировать 778 млн. рублей по внебюджетным фондам. Помимо этого, совет директоров рассмотрел вопрос о погашении 840 млн. рублей задолженностей по бюджетным платежам.

Правда, на предприятии опасаются, что из-за проволочек, возникших с налоговыми органами, вопрос о реструктуризации опять может "зависнуть" на неопределенный срок. Областная налоговая инспекция, которая должна в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности организации с прилагаемыми к нему документами рассмотреть его и принять соответствующее решение, до сих пор не принимает документы от "Ростсельмаша".

 

Заключение

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы:

Управлению кредиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Реструктуризация в России имеет ряд особенностей. Первая состоит в том, что она является предметом не только корпоративного, но и государственного управления. Вторая особенность связана с необходимостью изменения структуры собственности. По оценкам экспертов, фактически рядовые работники предприятий владеют не более 20% акций (на момент окончания ваучерной приватизации в их собственности находилось свыше 50% акционерного капитала), а в руках руководителей приватизированных предприятий сосредоточено 18% акционерного капитала. Реструктуризация должна обеспечить переход предприятий к эффективным собственникам, реинвестирующим прибыль в обновление производства.

Третьей особенностью является то, что в России действует не рыночная, а псевдорыночная экономика, где применяются цены, за которые не платят денежными средствами, не рассчитываются в разумные сроки, а формируют крупные взаимные долги, которые не могут быть погашены, при этом заработная плата не выплачивается в срок. В рыночной экономике прогрессирующая неплатежеспособность предприятий предотвращается с помощью процедур банкротства. Однако в России неплатежеспособных предприятий очень много (по разным оценкам, от 20% до 70%), многие из них градообразующие. К особо неплатежеспособным относятся крупнейшие предприятия, имеющие значительный вес на фондовом рынке, вовлеченные в международные проекты. Их банкротство может разрушить всю финансово-экономическую систему.

Наконец, в-четвертых, для рыночных стран характерна положительная эластичность продукта от занятости - на 1% роста ВВП требуется около 0,6% роста занятости. В России на 1% роста ВВП в ближайшие годы, по расчетам Института прогнозирования РАН, требуется около 0,03% снижения занятости. Это объясняется нерыночным характером российского народного хозяйства, наличием большого числа работников (примерно 20%), числящихся в штате, но фактически не участвующих в производстве товаров.

Российская экономика традиционно развивалась как хозяйство для обеспечения занятости, а не для производства конкурентоспособного продукта. И в настоящее время сохраняется нерыночная пропорция численности занятых и объема производства ВВП. В рыночной экономике не может быть такого количества занятых, не производящих национальный продукт, а занятые не будут занимать рабочие места, работа на которых не приносит зарплату. В России ее доля в реальных доходах снизилась, выросла доля теневых, не облагаемых налогами доходов.

Реструктуризация в России будет успешной только в том случае, если она будет учитывать указанные выше особенности.

Список использованной литературы

1.                     Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г.)

2.                     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.)

3.                     Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом»

4.                     Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2002.

5.                     Шопенко В.Д. Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. – СПб.:  Государственный институт сервиса и экономики, 2002.


[1] Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 128

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

[3] Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом»

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

[5] Шопенко В.Д. Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. – СПб.:  Государственный институт сервиса и экономики, 2002. – С. 195