Содержание
Содержание 2
1. Общая характеристика ОАО «Химпласт»_ 4
2. Характеристика и функциональные обязанности, права и результаты деятельности структурных (управленческих) подразделений экономических и финансовых служб_ 6
3. Характеристика финансовых документов АО «Химпласт»_ 10
4. Характеристика основных методов управления финансовых служб ОАО «Химпласт»_ 12
5. Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики финансовых служб АО «Химпласт»_ 15
6. Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы 19
Введение
Производственная практика проходила на предприятии ОАО «Химпласт» в период с 15 февраля по 10 марта 2005 г. За период преддипломной практики была изучена организационная и функциональная структура экономической и финансовой службы, которые представлены финансовым отделом и бухгалтерией.
Продолжительность работы в период прохождения преддипломной практики составляла 8 часов.
В ходе выполнения практики в бухгалтерии была изучена постановка учета основных фондов предприятия, в финансовом отделе – бюджетирование.
Ввиду того, что предприятие является коммерческим и деятельность по управленческому учету является коммерческой тайной, сбор первичного материала представил затруднения, поэтому, основным материалов в виде приложений явились схемы и структуры.
1. Общая характеристика ОАО «Химпласт»
Открытое акционерное общество «ХИМПЛАСТ»
Место нахождения: 630007, г. Новосибирск, ул. Фабричная, 10
ИНН: 5407104122
Номер государственной регистрации: 1025403196389
Орган государственной регистрации: ИМНС России по Железнодорожному району г.Новосибирска Новосибирской области
Акционерное общество "Химпласт" начинает свою историю с декабря 1941 года, когда на базе эвакуированного Кусковского химического завода был создан Новосибирский химический завод. 24 декабря 1941 г. была пущена первая очередь цеха по производству формалина. В 1993 г. предприятие было реорганизовано в Акционерное общество открытого типа «Химпласт». На сегодняшний день АО «Химпласт» является одним из крупнейших предприятий химической промышленности в Сибирском регионе и может предложить потребителям более 40 наименований химической продукции.
Цель предприятия – осуществление коммерческой деятельности по производству пластификаторов и поливиниохлоридных пластикатов и извлечение прибыли за счет реализации продукции.
Численность персонала 1429 человек, в том числе бухгалтерия – 9 человек, финансовый отдел 7 человек. Таким образом, финансовая служба составляет всего 1,1% в общей численности предприятия (16/1429*100).
Свою деятельность ОАО осуществляет на основании Устава общества (Приложение 1) и действующим законодательством РФ.
Уставный капитал разделен на 227 725 обыкновенных акций номиналом 1 руб. Активы завода по бухгалтерскому балансу оцениваются в 430 млн. руб. Оборот предприятия составил:
- за 2002 год - 250 млн. руб. , прибыль - 3 млн. руб.;
- за 2003 год – 272 млн. руб., прибыль – 3,5 млн. руб.;
- за 2004 год – 308 млн. руб., прибыль – 4,4 млн. руб.
Динамика роста, таким образом, имеет положительную тенденцию (рис. 1)
Рис.1. Динамика роста хозяйственной деятельности ОАО «Химпласт за 2002-2004 гг.
Основным видом деятельности является производство полимерных пленок (45% от общего объема производства) , пластификаторов (22% ), пластикатов ПВХ (21% ) (Рис. 2). Перечень основной продукции, которую производит предприятие, приведен в приложении 2.
Рис.2. Структура продукции ОАО «Химпласт
Предприятие ОАО «Химпласт» в отличие от других предприятий, благополучие которых зависело от оборонных заказов, сумело адаптироваться к рыночным условиям, хотя и при существенном сокращении объема выпускаемой продукции. Если сравнить с 1990 г., с которого началось падение производства, то в 2002 году производство продукции сократилось в 5,1 раза и составило всего 19,6 % от уровня 1990 г. Основными причинами уменьшения выпуска продукции являются: конкуренция на внутреннем рынке со стороны предприятий с аналогичной продукцией, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции из-за высокой себестоимости вследствие малого выпуска продукции, больших накладных расходах, а так же недостатка оборотных средств на приобретение сырья.
Конкурентным преимуществом ОАО «Химпласт» является наличие мощной производственной базы, специализированных кадров и желания добиться финансовых успехов. Поэтому предприятие осваивает новые виды продукции. Так, в 2000 г. ОАО «Химпласт» выпущена первая в России и СНГ партия никотиновой кислоты - ценного компонента ряда лекарств, витаминов, кормовых добавок. До сих пор потребности в ней отечественной промышленности, которые составляли около тысячи тонн никотиновой кислоты в год, целиком удовлетворялись за счет импорта. Первыми покупателями новосибирской никотиновой кислоты, качество которой эксперты оценили очень высоко, стал московский завод "Акрихин" и ряд зарубежных фирм. Интерес к новинке проявили и на новосибирском заводе медпрепаратов. А по производству пленки поливинилхлоридной для парников и теплиц обществу нет равных в Сибирском регионе.
2. Характеристика и функциональные обязанности, права и результаты деятельности структурных (управленческих) подразделений экономических и финансовых служб
Управление финансами АО «Химпласт» осуществляется под руководством заместителя генерального директора по финансам – главным бухгалтером, в прямом подчинении у которого находится бухгалтерия и финансовый отдел (Приложение 3).
Финансы предприятия – это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных потоков. Финансы выполняют три функции: обеспечивающую, распределительную, контрольную.
Обеспечивающая функция заключается в обеспечении необходимых денежных средств по принципу: все расходы покрываются собственными доходами. Распределительная функция заключается в том, что полученная выручка от реализации продукции в первую очередь направляется на возмещение затрат предприятия. Оставшаяся прибыль распределяется между бюджетом и предприятием. Контрольная функция связана с ведением финансового учета и составлением финансовой отчетности.
Обеспечивающую и распределительную функции финансов осуществляет финансовый отдел. Контрольную функцию осуществляет бухгалтерия (Рис.3).
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением и охватывает решение следующих задач:
1. Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
2. Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
3. Эффективное управление денежными потоками.
4. Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
5. Осуществление контроля и учета за финансовыми потоками предприятия.
6. Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
Финансовый отдел осуществляет ведение учета, анализа, прогнозирования и отчетности о финансовых операциях.
Управление финансами осуществляется по комплексной системе, которая обеспечивает эффективное управление финансовыми и товарно-материальными потоками, финансовую устойчивость, прибыльность и конкурентоспособное развитие предприятия с минимальными затратами на организацию и управление.
Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.
Рис.3. Структура финансового отдела
Финансовый директор - организует управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации услуг и получения максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии организации и его финансовую устойчивость. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность организации.
Экономист - выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности, а также учет заключенных договоров. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.
Механизм формирования финансов предприятия заключается в построении финансовых отношений с другими хозяйствующими субъектами, внутри предприятия, с финансово-кредитной системой – бюджетом, внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями. Внешние финансовые связи в основном осуществляются бухгалтерией, где ведется первичный бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ (Рис.4)
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятия является формирование и использование денежных фондов (Приложение 4).
Рис.4. Схема внешних связей бухгалтерии
Координация деятельности экономических и финансовых служб осуществляется при помощи положений об отделах и должностными инструкциями, что позволяет избежать дублирования функций и их невыполнение.
3. Характеристика финансовых документов АО «Химпласт»
Финансовый учет на предприятии осуществляется с использованием автоматизированного программного комплекса «1С: Предприятие 7.7», который позволяет организовать эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы. Программа позволяет вести учет от создания первичного документа( штатное расписание, приказ о приеме на работу, счета-фактуры, накладные, журнал главная книга, расчетные и платежные ведомости и т.д.) до создания форм налоговой отчетности с полными расчетами и начислениями.
Учетные документы по учету основных средств (фондов) применяются следующие:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а) Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б);
- Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2);
- Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3);
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б);
- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6); Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а);
- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б);
- Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14);
- Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
- Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
В отчетных финансовых документах основные средства отображаются в бухгалтерских отчетах «Бухгалтерский баланс» (строка 120 формы №1) и «Приложение к бухгалтерскому балансу»(форма №5) на второй странице отчета, которая называется «Основные средства».
Таким образом, на предприятии применяется унифицированная форма первичных и отчетных финансовых документов.
4. Характеристика основных методов управления финансовых служб ОАО «Химпласт»
В центре внимания акционеров и высшего руководства предприятия находятся такие ключевые показатели его деятельности, как отдача на вложенный капитал, прибыльность активов, производительность труда. Эти индикаторы показывают, насколько успешно действует предприятие. Если предприятие осуществляет несколько направлений деятельности, выпускает широкий ассортимент продукции, имеет свои подразделения в различных регионах, то данные показатели необходимо определять для каждого вида бизнеса, каждой группы продуктов, каждого территориального подразделения. Знание реального положения дел в различных направлениях бизнеса дает возможность принимать обоснованные решения о том, в какие направления целесообразно инвестировать финансовые ресурсы, от каких видов деятельности следует отказаться, какие структуры предприятия работают неэффективно и требуют внимания высшего руководства.
На предприятии применяется система бюджетного планирования и управленческого учета.
Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.
Объектами бухгалтерского управленческого учета являются:
· затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;
· результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);
· внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
· бюджетирование и внутренняя отчетность.
Основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия принимает различные управленческие решения, например, о целесообразности разукрупнения (децентрализации) производственной деятельности, запуска линии по выпуску новой продукции и т.д.
Финансовый учет регистрирует, классифицирует, анализирует, суммирует и сообщает результаты работы организации кредиторам, акционерам и возможным инвесторам, органам власти, профсоюзам, организациям по защите окружающей среды и др.
Отчетность компаний для внешних структур состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма №1);
- отчета о прибылях и убытках (форма №2);
- отчета об изменениях капитала (форма №3);
- отчета о движении денежных средств (форма №4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Эти отчеты используются в основном инвесторами, кредиторами и теми, кто стремится защитить свои инвестиции в данное предприятие, а также теми, кто имеет собственный интерес в данном предприятии.
Финансовый отдел составляет финансовые планы. Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана предприятие исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает поставленные задачи. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств.
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.
Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:
1) Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.
2) Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.
3) Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.
4) Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.
Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.
5. Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики финансовых служб АО «Химпласт»
Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.
Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, то есть бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.
Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:
1) Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
2) Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределение ответственности между исполнителями.
3) Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
4) Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.
5) Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1) Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2) Определение ожидаемого объема производства.
3) Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
4) Расчет и анализ денежных потоков.
5) Составление плановых финансовых отчетов.
По формам можно выделить следующие группы бюджетов:
- финансовые (основные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
- операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет производственных накладных расходов; бюджет коммерческих и управленческих расходов и т.д.
Структура общего бюджет предприятия приведена в приложении 6.
Блок 1. Бюджет продаж.
Цель данного блока – рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и прогнозов в отношении емкости рынка сбыта, определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.
Блок 2. Бюджет производства.
Цель данного блока – рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).
Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов.
На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.
Блок 4. Бюджет прямых затрат труда.
Цель данного блока – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.
Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов.
Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого на предприятии базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).
Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции.
Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.
Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов.
Здесь исчисляется прогнозная оценка общепроизводственных (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности предприятия.
Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции.
Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.
Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная бухгалтерская (финансовая) отчетность в укрупненной номенклатуре статей.
Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Прогнозируются остатки по основным балансовым статьям, каждая из которых оценивается по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини – баланс:
статья актива: Вe = Вb + Td – Тс;
статья пассива: Вe = Вb + Тс - Td, где
Ве – конечное сальдо (расчетная величина);
Вb – начальное сальдо (из отчетности);
Тс – оборот по кредиту (прогнозная оценка);
Td – оборот по дебету (прогнозная оценка).
Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках). Рассчитываются прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величина налоговых и прочих обязательных платежей рассчитывается по среднему проценту.
Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). В отчете о движении денежных средств содержится информация, дополняющая данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово-хозяйственных операций.
Таким образом, можно сказать, что структура общего бюджета предприятия представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
6. Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы
Список литературы:
Нормативно-законодательные акты РФ по финансовому учету:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003).
2. Федеральный закон РФ от 30.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.
4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).
5. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
6. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (в ред. от 24.03.2000 №31н)
7. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями от 18 мая 2002 г.).
8. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2005 г. №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Литература
1. Арутюнова О.Л. Первичные учетные документы и бухгалтерская отчетность в 2004 году. – М.: ЭКСМО, 2004.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.: Учеб. пособие – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Герда, 2001.
5. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. Пособие. – М.: Дело и сервис, 2003.
6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Козлова Я.В. Эффективность использования основных производственных фондов и капитальных вложений в условиях перехода к рынку. - М.: АО «МАШМИР», 1999.
9. Лисецкая И.В. Ремонт и модернизация основных средств //Главбух. –1999. -№3. –С. 18-24.
10. Ленская С.А. Основные фонды - что это такое? М.: «Знание», 1999.
11. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Практика бюджетирования на предприятиях России. Практическое пособие. – М.: БДЦ- пресс, 2004.
12. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
13. Павлова Л.Н. Финансы предприятия. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
14. Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. М.: 2002. №5, с. 68-72.
15. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета. Краткий курс лекций. СПб.: Издательский центр «Сервис», 2000.
16. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск. ПИТЕР, 2002.
17. Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
19. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность?// Бухгалтерский учет, 2000, № 18.
20. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2003.
21. Соколин В. Движение основных производственных фондов в народном хозяйстве.// Экономист. - 2001. - №4.
22. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003
23. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003
24. Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
25. Финансы / Под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
26. Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2003.
27. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2004.
28. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Волкова О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000.
29. Экономика предприятия./ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
30. Экономика предприятия./ Под ред. Н.Т. Саврукова. М.: Изд-во «Политехника», 1998.
В процессе прохождения практики собраны следующие документы:
1. Устав ОАО «Химпласт»
2. Список основной продукции
3. Структура управления
4. Механизм формирования финансов
5. Функциональная FAST-диаграмма финансового отдела
6. Структура бюджета предприятия
7. форма №1 за 2004 год