Содержание

 

1. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. 4

1.1.Административный состав района. 4

1.2. Особенности экономико-географического положения. 4

1.3. Место района в хозяйственном комплексе страны.. 5

1.4. Оценка природных  ресурсов и условий района. 5

1.5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района. 5

1.6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района. 6

1.7. Отрасли дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг. 7

1.8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района. 8

1.9. Территориальная структура хозяйства района. 8

1.10. Развитие внешних связей района. 11

1.11. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике. 11

2. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России. 13

1.1. Состав и значение отрасли. 13

1.2. Современный уровень развития отрасли. 14

1.3. Сырьевая база отрасли. 15

1.4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли. 15

1.5. Современное размещение по территории страны. Главные районы и предприятия. 16

1.6. Межрайонные связи. 18

1.7. Главные проблемы в переходный период. 18

3. Экономическое районирование России. 19

1.1. Значение районирования в экономике государства. 19

1.2. История развития экономического районирования. 20

1.3. Принципы экономического районирования. 21

1.4. Понятие крупного экономического района, его основные признаки. 22

1.5. Связь экономического районирования и политико-административного деления страны.. 23

1.6. Современная и перспективная сетка экономических районов страны.. 24

Список литературы.. 28


1. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

1.1.Административный состав района

Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская области, республика Татарстан.

1.2. Особенности экономико-географического положения

Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км².

ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке -  с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район (и начинающихся в нем, например, нефтепровод «Дружба»), также подтверждает выгодность ЭГП района.[1]

1.3. Место района в хозяйственном комплексе страны

Поволжский экономический район - один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Развита электроэнергетическая промышленность и машиностроение.

Энергетика Поволжья имеет общероссийское значение (более 10% производства электроэнергии РФ). Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада: Нижнекамская (Набережные Челны), Самарская (Жигулевск), Саратовская (Балаково), Волгоградская (Волжский).

1.4. Оценка природных  ресурсов и условий района

Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

Район богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране. Хотя в настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского,  запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Поэтому его удельный вес в нефтедобыче России составляет всего 11% и постоянно снижается. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа – в Саратовской и Волгоградской      областях. Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением (6% мировых запасов).

1.5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов России. Численность населения – 16,9 млн. человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Поволжское население растет довольно быстро, но в основном не за счет высокого естественного прироста (1,2 человека), а вследствие значительной миграции населения. Средняя плотность населения – 30 человек на 1 км², но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая – 61 человек на 1 км², а в Калмыкии – минимальная (4 человека на 1 км²).[2]

Хотя Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн. человек (среди них русских  около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских – более 30%).

До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.

1.6. Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжья является созданный за последнее время значительный экономический и научно-технический потенциал.

По суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 2003 г. район занимал четвертое место в России (после Центрального, Уральского и Западно-Сибирского). На его долю приходилось 13,1% суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства России. В перспективе Поволжье сохранит ведущую роль в народнохозяйственном комплексе РФ и восстановит утраченные позиции, заняв прежнюю устойчивую позицию после Центрального и Уральского районов.


1.7. Отрасли дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Развитию промышленности строительных материалов в районе способствуют достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10-12% общероссийского производства), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.). Оно сосредоточено на нескольких заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки.

В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы.

Легкая промышленность в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 2003 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России – 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской –  2,0%, а в Самарской – всего 0,6% и т.д.[3]

1.8. Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Поволжье было и остается одним из основных сельскохозяйственных районов России, в которых экспортное производство получило наибольшее развитие. Объем экспортных поставок из района в 2003 г. составил 20,8 трлн руб. (во внутренних ценах), т.е. 11,6% от аналогичного показателя по РФ в целом. Следует отметить также, что соотношение экспорта и импорта в Поволжье равно 4:2, а в целом по России 3:2.

Агропромышленный комплекс Поволжского района имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов продукции сельского хозяйства, так и по их переработке. Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является зерновое хозяйство, на его долю приходится около 70% всех посевных площадей района. Главной зерновой культурой является яровая пшеница твердых высокобелковых сортов, основные посевные площади размещены в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях.

1.9. Территориальная структура хозяйства района

На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства – 20-22% и на остальные отрасли народного хозяйства – 5-10%.

Основу территориальной организации Поволжья составляет ряд межотраслевых комплексов – топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный, строительный и др.

Основными отраслями специализации промышленности района являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность, а также отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, цементная и др.). Однако отраслевая структура промышленности республик и областей Поволжья имеет значительные отличия от среднероссийской и среднерайонной.

Поволжье использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волгоградская и др.). По предварительной оценке, общая выработка электроэнергии на всех ГЭС Поволжья может составить более 30 млрд. кВт/ч в год. Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.

Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазохимический комплекс является крупнейшим в стране по объемам производства. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа – от их добычи до производства различных химических продуктов и изделий из них.

Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14%  от уровня РФ. Для поддержания этого уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного  извлечения нефти. 

Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является Альметьевск, развившийся на базе самого мощного в Поволжье Ромашкинского месторождения. От Альметьевска берет свое начало нефтепровод «Дружба». Выделяется добычей нефти и Самарская область, важнейшими центрами являются города Отрадный и Нефтегорск. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.

Непосредственно с добычей нефти  и газа связано развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.

Очень высокого уровня достигла химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.

Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района.

Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).

  Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение.

В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России.  Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:

Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);

Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);

Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);

Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны).

Важными центрами машиностроения являются Казань  и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование  для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).

1.10. Развитие внешних связей района

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.

1.11. Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

Основными проблемами развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются:

-            преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;

-            расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;

-            в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;

-            в агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;

-            приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;

-            создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах – крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

-            решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).


2. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России

1.1. Состав и значение отрасли

Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России.

Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.

Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.[4]

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.[5]

1.2. Современный уровень развития отрасли

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей. На долгу машиностроительного комплекса в 2003 приходилось: 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-производственного персонала и 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 2003 г. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 г. В составе комплекса на машиностроение приходится   определенный объем выпускаемой продукции.

1.3. Сырьевая база отрасли

Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

1.4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и, прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.

Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением те) случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют к металлургическим базам. Заводы общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории России.

1.5. Современное размещение по территории страны. Главные районы и предприятия

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов.

В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы (более 59%), на зарплату(15.7%).

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-Амуре) районах. Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных и главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург — теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах, Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий. Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск).

В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

1.6. Межрайонные связи

Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.

Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

1.7. Главные проблемы в переходный период

В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром «Труд-мониторинг» показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. Об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.


3. Экономическое районирование России

1.1. Значение районирования в экономике государства

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство страны.

1.2. История развития экономического районирования

В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития теории экономического районирования.

1.     1840-1861 – зарождение теории экономического районирования;

2.     1861-1917 – эволюционное развитие;

3.     1917-1920 - застой в развитии;

4.     1920-1931 – бурное прогрессивное развитие, теория районирования находилась под воздействием НЭПовской реформы в России;

5.     1931-1957 – относительно спокойное эволюционное развитие, районирование менялось благодаря воздействию жестко централизованной системы управления экономикой России;

6.     1957-1964 – революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика развивалась с принципиально новым делением территорий на экономические районы;

7.     1964-1991 – относительно спокойное эволюционное развитие, в экономике действовал принцип жестко централизованного управления;

8.     1991 – 2000 (революционные изменения прогрессивные или регрессивные);

9.     2000 – настоящее время (также революционные изменения).

После 1991 г. и по настоящее время имеются новые точки зрения на территориальную структуру народного хозяйства РФ.

На каждом из обозначенных этапов теория районирования находилась под воздействием одного или нескольких системообразующих. знаков. В состав последующих обычно включают:

-       экономическую специализацию различных частей страны;

-       характер экономических связей;

-       национальные особенности территории;

-       географические особенности (ландшафт, климат, обеспеченность различными ресурсами, прежде всего, минеральными и водными).

1.3. Принципы экономического районирования

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. В основе этого процесса лежат следующие принципы.

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установлено наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.[6]

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Без определения специализирующих отраслей не обходится ни одна работа, связанная с экономикой района. Для этого следует использовать теоретически обоснованные показатели, которые тесно связаны с другими показателями территориального разделения труда. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделения общественного труда, следовательно, и определение специализирующихся отраслей должно базироваться на выявлении доли участия района общественном разделении труда.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.[7]


1.4. Понятие крупного экономического района, его основные признаки

Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

1.5. Связь экономического районирования и политико-административного деления страны

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.[8]

1.6. Современная и перспективная сетка экономических районов страны

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1.     Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2.     Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;

3.     Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4.     Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

5.     Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

6.      Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

7.     Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

8.     Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

9.     Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.








Субъект Федерации

Центр субъекта

Территория (км2)

Население (2002 г.)

1

Астраханская область

Астрахань

44 100

1 005 276

2

Волгоградская область

Волгоград

113 900

2 699 223

3

Пензенская область

Пенза

43 200

1 452 941

4

Республика Калмыкия

Элиста

76 100

292 410

5

Республика Татарстан

Казань

68 000

3 779 265

6

Самарская область

Самара

53 600

3 239 737

7

Саратовская область

Саратов

100 200

2 668 310

8

Ульяновская область

Ульяновск

37 300

1 382 811







Карта Поволжского экономического района


Список литературы

1.           Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.

2.           География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,            В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.

3.           Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001.

4.           Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5.           Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002.

6.           Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003.

7.           Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.










[1] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,            В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 367.

[2] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002. – с.374.

[3] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 211.

[4] Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002. – с.119.

[5] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 364.

[6] Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003. – с. 44.

[7] Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002. – с. 245.

[8] Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003. – с. 69.