Контрольная работа №2



Содержание


1. Каким образом "идея" выступает как порождающая модель вещей?...................... 3

2. Что такое "любовь" с точки зрения Платона?.................................................................................. 5

3. Какова структура души.......................................................................................................................................... 6

4. Что такое "закон Адрастеи". Как соотносятся необходимость и случайность в философии Платона....................................................................................................................................................... 7

5. Термины................................................................................................................................................................................ 9

Список использованной литературы......................................................................................................... 12




1. Каким образом "идея" выступает как порождающая модель вещей?


Идея вполне трансцендентна, если ее брать в абстрактном виде, но ведь даже если и всякую вещь брать в отрыве от прочих вещей (этот стол или этот стул), то и всякая вещь окажется трансцендентной.

Возьмем платоновскую идею в ее чистейшем идеальном виде. Она окажется не чем иным, как порождающей моделью той или другой вещи, той или иной области бытия. Уже это одно вносит в платоновскую идею нечто вещественное, или телесное. При самой большой напряженности идеализма мы могли бы в платоновских идеях находить не больше, как только закономерности вещественного бытия. Вот тут-то и оказывается, что Платон есть именно античный, а не средневековый и не новоевропейский философ; тут-то и окажется, что при всем своем идеализме он прикован к телесной вещественной действительности.

Слог состоит из отдельных звуков, но он не есть простая и механическая сумма этих звуков, а некоторого рода новое качество, в свете которого мы и понимаем отдельные звуки слога. Тут нет никакого выхождения за пределы телесности, а имеется только фиксация тех общих моделей, которые оформляют собою дискретные и взаимноизолированные моменты этой телесной действительности. Ничего сверхчувственного я не нахожу и в тех местах, где фигурирует не слог, а челнок, в том же порождающе-модельном смысле слова, или скамья, или красивое тело, или единый эйдос внешности земли при разнообразии и пестроте ее отдельных элементов, или вещь вообще.

Нисколько не меняется дело и в таких текстах, где имеется в виду не просто чувственное тело, но какие-нибудь явления моральной, общественной или политической жизни. Нет никакого учения о трансцендентности идей ни в определении эйдоса царя при помощи более частных моментов или в идее государственного устройства, или эйдоса войны, ни в определении таких понятий, как благочестие, красота, добродетель, знание, полезное, справедливость, одно и многое (X 596 a), большее и меньшее, безумие, целое и части в более общем смысле слова, стремление ко всему эйдосу, ни в рассматривании всего под двумя эйдосами. Когда одна из ветвей логического ряда закрепляется эйдосом, тут тоже нет ничего трансцендентного, равно как и в словах о том, что "в идее какого-нибудь отца" еще не содержатся указания на сына, или в идее обязанности, хотя обязанность есть вид добра, еще нет указания на само добро. Известное количество текстов подчеркивает в идее ее определенность, оформленность и четкость структуры, когда она является как бы печатью для чего-нибудь или когда нельзя выходить за ее пределы, или когда ею охватывается известное множество, или когда из многих ощущений получается одна идея, или когда к одной и той же идее относятся память, ощущение, знание и пр., или когда во всем угадывается одна идея, или когда добро схватывается в одной идее, или когда ум и удовольствие отступают перед новой идеей, или когда в результате правильного деления можно попасть на одну идею, или когда знание конструирует из многого одну идею, или когда вообще говорится об одной идее из многого.


2. Что такое "любовь" с точки зрения Платона?


Термин "любовь" у Платона звучит гораздо более глубоко, гораздо более выразительно и насыщенно, хотя сам по себе он недостаточно разработан у него с точки зрения научно-эстетического анализа. Во всяком случае, воспринимающий красоту и созерцающий искусство, несомненно, находится в каких-то особенно интимных отношениях к тому, что он воспринимает и созерцает. И термин "любовь" является здесь совсем не таким уж плохим. Платон тут прямо говорит о рождении, об эротическом томлении, о браке субъекта с объектом и о порождении нового объекта.



3. Какова структура души


Теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями.

По Платону структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к бессмертию, другой отказывается от этого.

Социальное учение Платона (вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость.

Данная структура души определяет социальную структуру общества.



4. Что такое "закон Адрастеи". Как соотносятся необходимость и случайность в философии Платона


Адрастея, (неизбежная, неотвратимая), в греческой мифологии божество фригийского происхождения, отождествлявшеяся сначала с Кибелой или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии, особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков, с Немезидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение " законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических", указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ. Платон признает "установление" или "закон " Адрастеи ", понимая ее как эпитет Немезиды и уподобляя ее Дике. Адрастея устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается у Платона не только с Немезидой, но и с Ананке и Дике.

Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой. Когда же она не будет в силах сопутствовать и видеть, но, постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю, тогда есть закон, чтобы при первом рождении не вселялась она ни в какое животное. Душа, видевшая больше всего, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты...

Но туда, откуда пришла, никакая душа не возвращается в продолжении десяти тысяч лет – ведь она не окрылится раньше этого срока, за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость или сочетавшего любовь к ней с влюбленностью в юношей: эти души окрыляются за три тысячелетних круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другие же... ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе. На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь — кто какую захочет. Тут человеческая душа может получить и жизнь животного, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; но душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием и поднималась до подлинного бытия. Поэтому по справедливости окрыляется разум только философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божественен бог.


5. Термины


Материальный, 1) вещественный, плотский, чувственный.-2) Касающийся существа предмета в противоположность форме, наприм., материальное право - нормы самих институтов права; формальное право - их защита в процессе.

Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях. Считается, что материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля. Формами существования материи являются пространство и время.

Метафизика - противоположный диалектике метод мышления и познания рассматривающий предметы и явления в состоянии покоя. Философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение.

Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Онтология - учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего.

Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д. В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом некоторого объекта или идеи. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам.

Патристика (от греч. patér, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (так называемых отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом.

Прекрасное - эстетический идеал восприятие красоты.

Причина - явление или действие, вызывающее, обуславливающее возникновение или изменение другого явления или действия.

Пространство - форма существования материи, проявляющаяся в виде пространственных характеристик взаимного расположения тел, их координат, расстояний между ними, углами направлений и т.п.

Рационализм - философское направление, противопоставляющее мистике, теологии и иррационализму убеждение в способности человеческого разума познавать законы природы и общества.

Необходимость и случайность, соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами. Необходимость (Н.) – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность (С.) – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления Н. и дополнение к ней.

Субстанция - первооснова, сущность всех вещей и явлений. Субстанция рассматривается как предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Различаются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм) субстанций.

Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.

Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Форма, лат., филос., совокупность отношений, определяющих объект; Ф. противополагается материи, содержанию объекта. У Аристотеля Ф. это действующая сила, образующая вещи, имеет бытие вне вещей. По Канту, Ф. это все, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого. Пространство, время суть формы познавательной способности. Все категории мышления: количество, качество, отношение, субстанция, место, время и др. суть формы, продукт способности к отвлечению, к образованию общих понятий нашего ума.

Этика - учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни.


Список использованной литературы


1. Платон. Федр. – М., 1982.

2. Универсум платоновской мысли: вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис. Материалы Пятой Платоновской конфереции. 26-29 мая 1997 г. СПб., 1997