Содержание


Задача № 1____________________________________________________ 3

Задача № 2____________________________________________________ 5

Задача № 3____________________________________________________ 8

Список использованной литературы и источников_________________ 9


Задача № 1


Жители поселка обратились в представительный орган муниципального образования района с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В их просьбе было отказано в связи с небольшой численностью населения (450 чел.) и недостаточностью у поселка финансовых ресурсов. Жители поселка обжаловали это решение в суд.

Решите дело. Охарактеризуйте институт территориальных основ местного самоуправления.


Ответ:


Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.


В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

Следовательно, местное самоуправление в данном населенном пункте осуществляться самостоятельно не может.

Задача № 2


Муниципальная избирательная комиссия отменила свое решение о регистрации С.И. Иванова в качестве кандидата на должность главы муниципального образования за использование им своего служебного положения в целях избрания. Иванов обжаловал это решение в суд.

Решите дело. Охарактеризуйте порядок обжалования нарушений избирательного права и ответственность за такие нарушения.


Ответ:


На основании ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.) основаниями отказа в регистрации могут быть использование кандидатом, его доверенными лицами, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ должностного или служебного положения.

В соответствии со ст. 75 указанного закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

На основании ст. 76

Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией в случае нарушения требования п. 19 ст. 38 настоящего Федерального закона. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.

Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения, избирательного блока об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с п. 27 или 28 ст. 38 настоящего Федерального закона.

Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.

Регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из состава списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из состава списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п. 23 ст. 38 настоящего Федерального закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего Федерального закона;

б) использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) использования кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;

г) установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей;

д) нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона;

е) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосования, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. (ст. 79)

В данном случае отказ в регистрации Иванова в качестве кандидата на должность главы муниципального образования правомерен.

Задача № 3


Глава муниципального образования принял постановление о ликвидации находящегося в муниципальной собственности предприятия в связи с его нерентабельностью. Руководитель предприятия отказался принять законность постановления, сославшись на то, что согласно требованиям гражданского законодательства принудительно ликвидировать юридическое лицо может только соответствующий судебный орган.

Оцените законность действия названных лиц.


Ответ:


На основании ст. 35 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. (ст. 61 ГК РФ)

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.

Следовательно в данном случае действия главы муниципального образования не правомерны, а руководитель предприятия имеет право не признавать законность постановления главы муниципального образования.

Список использованной литературы и источников


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1994г. № 32.Ст. 3301.

2.     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г., N 40, ст. 3822

3.     Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145

4.    Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148

5.     Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г., N 24, ст. 2253

6.     Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

7.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

8.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск: Институт муниципального самоуправления, 2003.