ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Денежно-кредитная политика государства
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
Работу выполнила:
Студентка курса ФНО
Факультет: финансово-кредитный
Специальность: финансы и кредит
Работу проверил:
Преподаватель Зельников О.И.
г. Калуга, 2007 год
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.. 5
1.1 ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.. 5
1.2 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.. 7
1.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.. 10
ГЛАВА 2: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА.. 12
ГЛАВА 3: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА 2007 ГОД.. 19
3.1 СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2007 ГОДУ.. 19
3.2 ПРОГНОЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА.. 21
3.3 Показатели денежной программы на 2007 год (млрд. рублей) 22
3.4 ПОЛИТИКА ВАЛЮТНОГО КУРСА.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
ОТВЕТЫ НА КТЗ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 26
ВВЕДЕНИЕ
«Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями денежно-кредитной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.»
Денежно-кредитная политика играет огромную роль в деятельности и развитии нашего государства. Она влияет на развитие и состояние экономики в целом, экономическое равновесие и политику Центрального Банка. Например, политика Центрального Банка влияет на ставку процента, по которому будут продавать кредиты коммерческие банки, являющиеся основными кредиторами производственной сферы экономики.
Вполне очевидно, что от развития производственной сферы зависит экономический рост страны. Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.
От того, насколько грамотно Правительство разрабатывает денежно-кредитную политику, зависит экономический курс государства. В связи с реформированием экономики в денежном обращении постоянно возникают новые проблемы. К примеру, многие предприятия за неимением необходимого количества денежных средств в обращении осуществляют бартерные операции с другими предприятиями. Когда денежной массы в обращении недостаточно, то это ведет к задержке выплат заработной платы. Отмеченные проблемы не единственные в денежно-кредитной политике нашей страны. Уровень инфляции в России остается довольно высоким, что делает производственный сектор экономик непривлекательным для иностранных инвесторов. Проблемы денежно-кредитной политики обусловлены также тем, что в российском правительстве нет достаточно «подкованных» людей в области рыночной экономики. Отсюда ее непоследовательность, неудачное заимствование зарубежного опыта.
В данной работе будут рассмотрены принципы и цели денежно-кредитной политики, её инструменты и проблемы её реализации, а также будут приведены примеры России и других стран.
ГЛАВА 1: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
Выделяют следующие цели:
1. Экономически цели.
После длительного периода экономического роста полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.
Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов и наладить разработки научно-технических исследований. Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.
Политика полной занятости соответствует, прежде всего, интересам человека, но её объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.
Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определённый минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длиться недолго. Банковское кредитование должно сопутствовать такой мобильности.
2. Монетарные цели контроля над кредитом.
Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов.
Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективным предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.
Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от неё зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.
3. Согласование целей экономической и денежной политики.
Реализация совокупности задач, стоящих перед Центральным Банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое – обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Втрое направление связано с тем, что Центральному Банку предписана функция влияния на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономической политики.
В сфере денежно-кредитного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство-Центральный Банк».
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия – через систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономик.
Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства». Все это возможно лишь благодаря использованию Правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.
1.2 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны. Таким образом, ДКП преследует цели стабилизации экономического роста, низких темпов инфляции, высокого уровня занятости, сбалансированности внешних расчетов. На практике выбор конкретных форм и методов сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (политика «кредитной экспансии»: низкие процентные ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии), и основным проводником ДКП в стране является Центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Методы ДКП могут быть общими, т.е. воздействующими целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными, направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий.
Общие методы.
К общим методам ДКП относятся:
— учетная политика или политика регулирования процентных ставок ЦБ;
— операции на открытом рынке или купля-продажа государственных бумаг;
— изменение норм обязательных ресурсов.
Учетная политика.
Учетная политика связана с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков, их «резерв последней очереди». Учитывая в ЦБ свои векселя (отсюда еще одно название – «дисконтная политика») или получая кредиты под залог векселей или собственных долговых обязательств, коммерческие банки увязывали свои ставки по кредитам и вкладам со ставкой по учету или залогу (соответственно учетные или ломбардные ставки). Повышая свою ставку или свои ставки, ЦБ побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что в конечном итоге может привести к сокращению кредитных операций в стране. И наоборот, снижение ставок удешевляет получение кредитов в ЦБ, содействует расширению кредитных операций коммерческих банков.
До кризиса в августе
Учетная политика является старейшим методом регулирования кредитных отношений — она, например, применялась Банком Англии с середины прошлого века и была весьма эффективной в условиях относительной свободы передвижения капиталов между странами.
Многоплановость и нередко противоречивость задач, которые одновременно решаются с помощью изменений официальной ставки ЦБ, является еще одним фактором, снижающим результативность манипуляций с учетной ставкой.
Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке — это операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских облигаций и прочих ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением поздней обратной сделки. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, ЦБ воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних. Операции на открытом рынке быстрее реагируют на краткосрочные конъюнктурные колебания, чем учетная политика Центрального банка, так как курсы по продаваемым (или покупаемым) государственным бумагам скорее воздействуют на кредитные операции коммерческих банков, чем изменение учетной ставки.
Покупку государственных ценных бумаг у населения Центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате Центральному. Он оплачивает путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег. Если количество денег в стране необходимо сократить, ЦБ продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в ЦБ. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.
Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. ЦБ учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, и, следовательно, предложение денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия ЦБ на ДКП.
Регулирование нормы обязательных резервов.
Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков является важнейшим методом денежно-кредитной политики ЦБ. Обязательные резервы — установленная часть ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, и обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.
Изменение норм обязательных резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Селективные методы.
Наряду с общими методами регулирования кредитных отношений ЦБ применяет селективные методы. К ним относятся:
— прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей;
— ограничение темпов роста кредитных операций;
— установления контроля по отдельным видам кредитов, например потребительских (в форме установления взносов наличными и ограничения рассрочки платежа);
— установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.
Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации.
Все большее значение приобретают различного рода рекомендации, заявления, собеседования как методы ДКП промышленно развитых стран, а также разумный банковский надзор в форме контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
1.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Наибольшая эффективность регулирующего действия Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Действия Российского Центрального Банка тоже пока ограничены. Практикуются лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной спецификации обстоятельств.
Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя обстоятельствами.
Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер.
Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.
Например, проводя рестриктивную (ограничительную,сдерживающую) политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.
Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Отметим следующие проблемные случаи:
1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний появляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.
2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену своих благ). В итоге создаётся дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.
В рамках российской экономики, переживающей в настоящее существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.
3. Административное предписание уровня процента «сверху» не является рыночно ориентированным действием. Ослабление рыночного механизма приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.
В условиях России система ограничений и предписаний велика не только относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много коммерческих банков. Однако заметное распространение получила система частного, небанковского кредитования, стоящая вне прямого контроля со стороны государства. Это – элемент теневой экономики. Мелкие бизнесмены пользуются, например, таким (не имеющим институциональной формы) видом кредита для организаций зарубежных деловых поездок и поведения закупочно-сбытовых операций. Ставки данного кредита чрезвычайно высоки, но получение таких средств не требует тех формальностей, с которыми предприниматели сталкиваются, ориентируясь на ресурсы коммерческих банков.
4. Воздействие Центрального Банка на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку деловые банки фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.
ГЛАВА 2: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА
За последние несколько десятков лет с момента пересмотра национальными денежными регуляторами механизма внутреннего курсообразования и статуса эталонного актива мировая финансовая система претерпела кардинальные изменения, не только сместившие основные направления деятельности центральных банков, но и заставившие переосмыслить приоритеты денежно-кредитной политики.
Первостепенными причинами произошедших изменений следует считать развитие процессов либерализации, обализации интеграции, которые привели к повышению мобильности финансовых факторов производства и выходу источников денежной нестабильности за пределы национальных границ. Выделенное триединство составляющих международного финансового развития предопределило возникновение нескольких процессов в сфере денежного управления.
В последние два года темпы инфляции в странах с развитой экономикой и во многих странах с формирующимися рынками оставались довольно низкими, что выглядело контрастом на фоне высоких цен на сырьевые ресурсы, сильного экономического роста, проведения адаптивной денежно-кредитной политики в основных валютных зонах.
Ряд исследователей склонны считать стабильно низкие темпы инфляции результатом влияния глобализации, которая благодаря действию интенсивной международной конкуренции оказывает понижательное давление на уровень цен. Другие предлагают иное объяснение, указывая, в частности, на возросшее доверие субъектов экономики к проводимой ведущими державами денежно-кредитной политике (вследствие роста ее транспарентности и предсказуемости) либо связывая тенденцию невысокой инфляции с фазой делового цикла.
Внешним проявлением глобализации выступает процесс ускорения темпов роста международной торговли товарами и услугами относительно темпов роста внутренней торговли. Глобализация подразумевает активное включение стран в международное разделение труда, что, как правило, сопровождается уменьшением государственного регулирования экономики и финансов во многих странах и информационно-технической революцией. Глобализация протекает в форме ликвидации торговых барьеров, ограничений потоков капитала, трудовой миграции.
По мнению МВФ, глобализация сыграла позитивную роль в улучшении денежно-кредитной политики ведущих стран благодаря изменению стимулов для разработчиков политики. В частности, глобализация может ограничивать возможности денежных властей для временного стимулирования производства и/или вести к возрастанию издержек неосмотрительной макроэкономической политики в виде негативной реакции международных потоков капитала.
Мировые краткосрочные процентные ставки продолжают расти, прежде всего в Соединенных Штатах. Циклы ужесточения денежно-кредитной политики в зоне евро и в Японии находятся на более ранней стадии, в результате дифференциал уровней процентных ставок в настоящее время довольно высок.
Спрэды процентных ставок, как в промышленно развитых странах, так и в странах с формирующимся рынком, остаются близкими к рекордно низким уровням вследствие улучшения основных экономических показателей, а также стремления к большей доходности в условиях легкого доступа к ликвидности в сочетании с динамично растущими финансовыми притоками в странах с формирующимся рынком.
Ожидается, что в ближайшие годы произойдет дальнейшее повышение мировых краткосрочных процентных ставок, сопровождающееся сокращением дифференциала краткосрочных процентных ставок, поскольку цикл ужесточения денежно-кредитных условий в Соединенных Штатах достигнет своего завершения, тогда как циклы в зоне евро и в последнее время в Японии достигнут более продвинутого этапа; долгосрочные процентные ставки, вероятно, дополнительно повысятся, что способно привести к росту волатильности ставок, расширению спрэдов по рискам.
Несмотря на то, что ВВП США составляет менее трети мирового ВВП, влияние денежно-кредитной политики ФРС заметно выше. Денежные власти крупнейших мировых держав Японии, Великобритании, еврозоны действуют в фарватере политики ФРС с оглядкой на свои внутренние проблемы и специфику национальных денежных рынков. Инициатива в формировании циклов процентной динамики принадлежит, безусловно, ФРС, как представителю наиболее крупной и динамичной экономики мира, что и естественно. Япония только-только вышла из длительной рецессии, экономика стран внутри Евросоюза довольно неоднородна по темпам роста, занятости, инфляционному фону, что делает данных игроков крайне осторожными при осуществлении мероприятий по ужесточению денежной политики.
Повышение процентных ставок в США началось летом
Начальный период ужесточения монетарной политики американская экономика пережила относительно легко, сохранив хорошую динамику. Однако текущий уровень процентных ставок создает угрозу для роста. Уровень ставок подошел к той черте, когда нужно выбирать между темпами экономического роста и уровнем инфляции.
С середины
ЕЦБ и Банк Японии приступили к ужесточению своей
денежно-кредитной политики только в конце 2005 - начале
ЕЦБ пересмотрел в сторону увеличения прогноз темпов экономического
роста в зоне евро на
Длительное ослабление доллара само по себе уже стало поводом для увеличения в золотовалютных резервах многих стран (стран Ближнего Востока, Китая, Европы, России) доли евро, что еще более усилило давление на позиции доллара на международном рынке.
Высокие размеры платежного и бюджетного дефицита, а самое главное, отсутствие ясных перспектив их снижения вызывают серьезные опасения относительно способности доллара выполнять роль ведущей резервной валюты.
На конец февраля
К сказанному следует добавить отмечаемый экспертами несколько изменившийся в последние годы характер потоков капитала между финансовыми рынками развитых и развивающихся стран. Если в 1990-х гг. повышение процентных ставок США вело к быстрому и резкому оттоку капиталов с развивающихся рынков, что позволяло США эффективно решать периодически возникающие проблемы с капиталом (обратной стороной медали данного процесса было возникновение валютно-финансовых кризисов в ряде развивающихся стран Азии, Латинской Америки, в России), то в последнее время ситуация меняется, улучшение макроэкономических параметров стран с переходной экономикой, сильные платежные балансы, снижение объемов внешнего долга нарушают действие привычной схемы движения международного капитала и финансирования платежного баланса США.
Вследствие благоприятной, конъюнктуры сырьевых рынков многие страны, включая Россию, Бразилию, страны Ближнего Востока, юга и запада Африки, смогли сформировать торговое сальдо со значительным профицитом. Улучшение макроэкономики способствовало в том числе и снижению рисков инвестирования в экономики стран БРИК, вызвав существенный рост вложений западных инвестиционных фондов, институтов в активы, финансовые и фондовые рынки развивающихся стран.
Снижение курса доллара на международных ранках на фоне улучшившихся макроэкономических показателей стран с переходной экономикой (стабильные профициты торговых балансов) оказывает давление на внутренние валютные рынки, усиливая укрепление курсов национальных валют. Противодействуя стремительному укреплению своих валют, развивающие страны реагируют стремительным наращиванием валютных резервов.
Россия, как и азиатские страны, активно наращивает валютные резервы с одинаковой целью - не допустить чрезмерного укрепления национальной валюты, разница заключается только в технологии их получения. Если азиатские страны экспортируют конечную продукцию, то в российском экспорте доминирует сырье. Дополнительным фактором, усиливающим давление на рубль на внутреннем валютном рынке, выступают активные заимствования за рубежом российского корпоративного сектора, а также наметившаяся в последнее время тенденция чистого притока иностранных инвестиций.
Интенсивное наращивание золотовалютных резервов Китаем, Россией, Индией, Южной Кореей делает их влиятельными игроками на международном валютном рынке.
Устойчивый профицит в торговле с США обеспечивает Китаю ежемесячный прирост резервов на 15-20 млрд. долл. В результате Китай вышел в этом году на первое место по величине валютных резервов, опередив многолетнего лидера - Японию, при сохранении нынешних темпов объем валютных резервов Китая вполне способен достигнуть 1 трлн. долл.
Значительными резервами обладают также Южная Корея
(224,7 млрд. долл. на май
Таким образом, в мире формируются новые векторы влияния, что нарушает ход действия привычных схем.
Наблюдается ослабление влияния процентной политики ФРС на динамику товарно-сырьевых рынков. Ранее ужесточение монетарной политики ФРС в долгосрочной перспективе оказывало угнетающее влияние на динамику цен сырья (остывание крупнейшей мировой экономики - снижение потребления энергоресурсов - как результат падение сырьевых цен), в последнее время в связи с продолжающимся бурным экономическим ростом в материалоемких и энергоемких экономиках Китая, Индии и других стран динамика цен в значительной мере стала определяться в том числе и уровнем потребления ресурсов в указанных странах. Деиндустриализация экономики США, связанная с выведением массовых производств в развивающиеся страны с более низкими издержками, приводит к тому, что центр экономической активности смещается в Азию, выполняющей, по сути, роль мировой производственной фабрики, соответственно этому формируются и новые мировые центры потребления энергоресурсов и сырья. Расширяется и состав факторов, воздействующих на уровень мировой инфляции, на возможности денежно-кредитной политики достигать целевых ориентиров.
Торговый дефицит США в значительной степени финансируется Китаем, Гонконгом и рядом соседних стран (можно еще добавить Россию и Японию, как одни из основных держателей золотовалютных резервов в мире). Восемь крупнейших держателей международных резервов в настоящее время накопили в своих фондах более 2,6 трлн. долл.
Пока сохраняется всех устраивающее равновесие, страны-экспортеры размещают накапливаемые ими резервы в долларовых авуарах, продолжая кредитовать экономику США. Но как долго оно будет продолжаться - вопрос не самой далекой перспективы.
Япония уже перестала наращивать свои валютные резервы, и в последнее время крупнейшим их держателем стал Китай. В Китае вследствие растущего спроса со стороны США бурно растет производство. Так как Китай продолжает кредитовать Америку, покупая бумаги казначейства и наращивая собственные резервы в долларовом эквиваленте, эта ситуация пока устраивает обе страны. Но не факт, что это будет продолжаться вечно. Получается, что Китай, способствующий консервации сложившихся дисбалансов в мировой экономике, является и основным гарантом стабильности мировой финансовой системы.
Рост влияния ВR1С (Бразилия, Россия, Индия и Китай) рано или поздно приведет к пересмотру роли доллара как резервной и расчетной валюты в мировой экономике.
Сейчас вся мировая валютная система пришла в движение, и при постепенной утрате центральной роли доллара усиливаются роли региональных валют. Например, евро проходит путь от региональной валюты и приближается к глобальной, страны АСЕАН договорились о введении единой азиатской валюты (правда, пока только в виде расчетной), страны Персидского залива намерены также ввести свою единую валюту. Некоторые шансы стать одной из мировых резервных валют появляются и у российского рубля.
Доллар может утратить свои позиции на рынке энергоресурсов: формируется внутриазиатский рынок, где Штаты уже не будут играть ведущую роль. Формируются зоны влияния, большие индустриальные державы - Китай и Индия, они становятся одними из крупнейшими импортеров нефти. Появляется возможность выстраивать рынок нефти без США, он будет основываться на трафике внутри азиатского региона.
Одна из современных тенденций, отмечаемых в последнее
время, -движение в сторону мультивалютных союзов. Так, 12 стран Евросоюза
приняли и ввели единую валюту евро. Шесть западноафриканских стран согласились
создать единую региональную валюту, одиннадцать южноафриканских стран
Содружества развития обсуждают вопрос, стоит ли им перейти на использование
доллара в денежном обращении или создать независимый денежный союз с возможной
привязкой к южноафриканскому ранду. Шесть стран крупнейших мировых
нефтепроизводителей (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Омар, Катар, Кувейт)
заявили о намерении сформировать валютный союз к
Валютные союзы, как правило, принимают две формы. В первом наиболее распространенном случае небольшие страны принимают в качестве якоря валюту крупнейших стран - своих основных торговых партнеров. Во втором - группа стран отказывается от собственных национальных валют в пользу единой валюты, создавая для этой цели наднациональный центральный банк, яркий пример этого - зона евро. Восточно-карибская валютная зона (ЕССА) и африканская зона (СFА) являют собой промежуточный пример указанных типов валютных союзов.
По общему признанию, преимуществами вступления страны в валютный союз являются рост взаимной торговли, снижение трансакционных издержек участников, приведение инфляционного фона в стране к общему уровню стран союза.
Обратной стороной вступления страны является потеря возможности проводить самостоятельную и гибкую денежно-кредитную политику, ориентированную на фазу и динамику делового экономического цикла в стране. Например, денежно-кредитная политика, европейского денежного союза сориентирована на решение общих, а не специфических проблем, свойственных странам еврозоны в целом. В результате страна участник союза лишена возможности каким-либо образом самостоятельно воздействовать на текущие проблемы, возникшие в экономике.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время появляются предпосылки к формированию многополярности мировой финансовой системы, меняющие сложившуюся конфигурацию валютных отношений, условия для проведения денежно-кредитной политики.
ГЛАВА 3: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА 2007 ГОД
3.1 СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2007 ГОДУ
По прогнозам международных финансовых организаций (МВФ, Всемирного банка), в 2007 году продолжится экономический подъем. Темпы роста производства товаров и услуг в мировой торговле по сравнению с предыдущим годом могут снизиться, но останутся на высоком уровне, что будет способствовать сохранению спроса на продукцию российского экспорта.
Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2007 году. Первые три варианта соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации. В рамках первого варианта развития российской экономики в 2007 году предполагается существенное по сравнению с 2006 годом ухудшение ценовой конъюктуры на мировых рынках на товары российского экспорта и снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 45 долларов США за баррель. В этих условиях активное сальдо счета текущих операций платежного баланса существенно сократится. Прирост международных резервных активов будет вдвое меньше, чем в 2006 году.
Рост внутреннего спроса замедлится. Ожидается, что темпы роста инвестиций в основной капитал будут меньше, чем в 2006 году, и составят 8,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 8,5%. Темп прироста ВВП может составить 5,0%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета на 2007 год. В рамках этого варианта предполагается, что цена на нефть на мировом рынке в 2007 году составит около 61 доллара США за баррель. Темпы роста импорта товаров и услуг будут выше темпов роста их экспорта. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса по сравнению с предыдущим годом уменьшится примерно в четверть.
Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени внешнего государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Значительные объемы притока валютной выручки в страну будут поддерживать условия для укрепления рубля. Продолжится накопление международных резервных активов, прирост которых будет несколько меньше, чем в 2006 году.
Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 10,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 10,2%. Основным фактором роста производства в 2007 году останется увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса будет происходить более низкими темпами, чем в предшествующем году. Темпы экономического роста могут замедлиться до 6,0%.
В рамках третьего варианта предполагается увеличение цен на энергетические товары. Цена на российскую нефть на мировом рынке в 2007 году возрастет до 75 долларов США за баррель. Рост экспорта товаров и услуг будет происходить медленнее, чем рост их импорта. Тем не менее активное сальдо торгового баланса и счета текущих операций увеличится. Ожидается, что в этом случае прирост валютных резервов будет более существенным – в 1,2 раза большим, чем в 2006 году.
Под влиянием внешних и внутренних условий сохранится высокий рост внутреннего спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут превысить уровень предыдущего года на 10,8%, инвестиции в основной капитал – на 11,1%. В этих условиях ВВП может возрасти на 6,4%.
В рамках четвертого варианта предполагается более значительный, чем в предыдущем варианте, рост цен на энергетические товары на мировом рынке в 2007 году. Цена на российскую нефть увеличится до 85 долларов США за баррель.
Экспорт товаров и услуг будет расти быстрее импорта. Темпы роста активного сальдо счета текущих операций будут выше, чем в 2006 году. Прирост валютных резервов ожидается в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году.
Рост внутреннего спроса продолжится высокими темпами. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 11,4%, инвестиций в основной капитал – 11,6%. В этих условиях прирост ВВП в 2007 году оценивается на уровне предыдущего года (6,6%).
3.2 ПРОГНОЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Ожидается, что в 2007 году платежный баланс будет устойчивым. Положительное сальдо текущих операций в зависимости от варианта будет изменяться в диапазоне 39,2 – 134,4 млрд. долларов США.
Ситуация на мировых товарных рынках будет способствовать сохранению профицита баланса внешней торговли.
В рамках первого варианта на фоне ухудшения ценовой конъюктуры на мировых рынках энергоносителей экспорт товаров и услуг сократится. Это, несмотря на замедление роста их импорта, обусловит уменьшение соответствующего положительного сальдо до 63,7 млрд. долларов США. По условиям второго варианта экспорт возрастет, однако его прирост не компенсирует увеличение импорта. В результате активное сальдо баланса товаров и услуг по сравнению с 2006 годом также уменьшится, но в меньшем объеме – до 102,4 млрд.долларов США. В соответствии с третьим и четвертым вариантами под воздействием роста цен на товары российского экспорта профицит баланса торговли товарами и услугами увеличится и составит соответственно 135,4 и 159,2 млрд. долларов США.
Предполагается, что сальдо финансового счета будет положительным – 9,4 млрд. долларов США. Иностранные обязательства органов государственного управления сократятся, а в целом международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,7 млрд. долларов США.
Действие стимулов к осуществлению инвестиций во внутреннюю экономику выразится в сохранении значительных объемов поступления иностранного капитала в частный сектор, чистый приток которого в 2007 году оценивается в 15 млрд. долларов США.
Предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в 2007 году по-прежнему будет превышать спрос на нее, что создаст условия для дальнейшего накопления валютных резервов. Их прирост в зависимости от варианта составит 48,3 – 143,4 млрд. долларов США.
3.3 Показатели денежной программы на 2007 год (млрд. рублей)
|
01.01.2007 |
01.01.2008 |
|||
|
Оценка |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
IV вариант |
Денежная база (узкое определение) |
3095 |
3582 |
3687 |
3781 |
3828 |
− наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
2948 |
3405 |
3504 |
3592 |
3635 |
− обязательные резервы |
146 |
176 |
183 |
188 |
193 |
Чистые международные резервы |
7964 |
9354 |
10 564 |
11 412 |
12 092 |
− в млрд. долларов США |
277 |
325 |
364 |
396 |
420 |
Чистые внутренние активы |
−4869 |
−5772 |
−6779 |
−7632 |
−8264 |
Чистый кредит расширенному правительству |
−3823 |
−4647 |
−5504 |
−6168 |
−6661 |
− чистый кредит федеральному правительству |
−3573 |
−4427 |
−5264 |
−5908 |
−6391 |
− остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
−250 |
−220 |
−240 |
−260 |
−270 |
Чистый кредит банкам |
−609 |
−583 |
−637 |
−709 |
−757 |
− валовой кредит банкам |
5 |
30 |
5 |
5 |
5 |
− корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
−614 |
−613 |
−642 |
−714 |
−762 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
−437 |
−543 |
−638 |
−754 |
−846 |
Показатели программы, рассчитаны по фиксированному обменному курсу, определены исходя их официального курса рубля на начало 2006 года.
3.4 ПОЛИТИКА ВАЛЮТНОГО КУРСА
Политика валютного курса Банка России в 2007 году будет направлена на сдерживание инфляции и поддержание устойчивой макроэкономической ситуации и финансовой стабильности российской экономики. В целях смягчения влияния внешнеэкономической конъюктуры на состояние внутреннего финансового рынка и обеспечения динамики курса рубля, позволяющей сохранить приемлемый уровень конкурентоспособности отечественного производства, курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Банк России своей задачей в 2007 году видит создание условий для минимизации вмешательства Банка России в процесс курсообразования на внутреннем валютном рынке.
Операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке останутся основным инструментом курсовой политики в 2007 году. Интервенции будут проводиться в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля и предотвращения резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Для поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2007 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит при реализации политики валютного курса оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективной стоимости рубля.
Количественные оценки возможного повышения реального эффективного курса рубля в 2007 году лежат в достаточно широком диапазоне (от 0 до 10%). Его динамика будет определяться исходя из изменений во внутренней и внешней экономической конъюктуре и эффективности сдерживания инфляционных процессов. При условиях, близких к условиям второго варианта экономического развития, прирост реального эффективного курса рубля в 2007 году составит примерно 4-5%. В случае быстрого роста мировых цен на нефть, цен на другие экспортируемые Россией товары, дальнейшего увеличения чистого притока частного капитала, принятия решений о дополнительном повышении регулируемых цен, о дополнительных расходах федерального бюджета, прирост реального эффективного курса рубля в 2007 году может оказаться более высоким и приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2007 году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2006 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.
Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.
При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года.
ОТВЕТЫ НА КТЗ
КТЗ-I:
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
А. Учетная ставка процента;
Г. Норма обязательных резервов;
Д. Операции на открытом рынке.
КТЗ-II:
К денежно-кредитной политике относится:
Б. Контроль за денежным предложением;
Д. Воздействие на инвестиции через изменение ставки процента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник под редакцией М. В. Романовского и О. В. Врублёвского. Москва 2004г.
2. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник авторы: Сенчагов В. К., А. М. Архипов, Г. М. Чубаков. Москва 2004г.
3.
Денежное обращение, кредит, финансы. Учебное пособие С. В. Галицкая. Москва
4.
Лучшие рефераты по управленческому учету, финансам и кредиту.
Ростов-на-Дону
5.
Финансы, деньги, кредит. Учебник под редакцией О. В. Соколовой. Москва
6.
Постановление Государственной Думы РФ от 22 ноября
7. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О центральном банке Российской Федерации».
8. Ресурсы сети Интернет.