Контрольная работа №1



Содержание


1. Почему "прекрасное" - это не отдельные вещи, не живые существа и не формы жизни?................................................................................................................................................................................................ 3

2. Почему "прекрасное" - это не "подходящее", не "пригодное", не "полезное" и не "приятное благодаря зрению и слуху"?............................................................................................................ 4

3. Что такое "прекрасное" согласно Платону?......................................................................... 6

4. Термины................................................................................................................................................................. 11

Список использованной литературы............................................................................................ 17



1. Почему "прекрасное" - это не отдельные вещи, не живые существа и не формы жизни?


Прекрасное не есть ни прекрасная девушка, ни прекрасная кобылица, ни прекрасная лира, ни прекрасный горшок, потому что каждое такое определение исключало бы возможность быть прекрасными для всех предметов, кроме одного, фигурирующего в определении (287-288 с.). Кроме того, подобного рода частичное определение прекрасного через какой-нибудь прекрасный предмет исключало бы фактически имеющуюся в жизни разную степень прекрасного, поскольку прекрасная девушка прекраснее горшка, прекрасная же богиня еще более прекрасна, чем девушка (288-289 с).

Само прекрасное, которое, присоединяясь к любому предмету или живому существу, делает его прекрасным, есть, следовательно, не какой-нибудь отдельный предмет, но особого рода общая идея (eidos): приобщившись к ней, все становится прекрасным (289 с.).

Эту идею, однако, нельзя понимать физически (к чему склонен Гипппй), потому что если она есть золото, то как объяснить, что в известной Фидиевой статуе Афины глаза, руки, ноги и прочее сделаны не из золота, но из слоновой кости (289-290 с.)? И нельзя понимать эту идею как нечто физически «подходящее» к другому, потому что, например, для варки каши гораздо больше подходит половник из смоковницы, чем половник из золота (290-291 с.).

Гиппий пытается установить, какова идея прекрасного, исходя из того, что, с его точки зрения, в подлинном смысле всегда и везде прекрасно и к чему он относит здоровье, богатство, почет, роскошные похороны и т.д. Сократу ничего не стоит опровергнуть также и подобного рода определение прекрасного, потому что боги и произошедшие от них герои не хоронят своих предков и сами не нуждаются в роскошных похоронах (291-293 с.). Далее собеседники переходят в поисках определения прекрасного уже на другие позиции, прибегая теперь не к повседневному житейскому опыту, а к отвлеченным категориям.

2. Почему "прекрасное" - это не "подходящее", не "пригодное", не "полезное" и не "приятное благодаря зрению и слуху"?


Прекрасное - это не подходящее, или приличное (prepon), даже если понимать его не физически, а категориально. Ведь приличное только заставляет предметы казаться прекрасными, но совершенно не обеспечивает того, чтобы эти предметы и на самом деле, т. е. объективно, были прекрасными. Таким образом, субъективно понимаемое соответствие одного другому еще не обеспечивает красоты этих предметов (293-295 с).

Прекрасное не есть полезное, или пригодное (chr?simon), т. е. оно не есть и объективное соответствие одного другому. Ведь все пригодное пригодно не для всего, а для чего-нибудь, в то время как прекрасное - безотносительно (295-296 с.). Кроме того, пригодное может быть пригодным и для дурного, а это тоже совсем не прекрасно (296 с.). Однако полезное и для благих целей (ophelimon) тоже не может считаться обязательно прекрасным, поскольку прекрасное в этом случае было бы причиной благого, а причина предмета еще не есть сам предмет: отец еще не есть сын (296-297 с.).

Прекрасное - это не зрительное или слуховое удовольствие. Ведь прекрасными могут быть законы и занятия, которые несводимы к зрению и слуху, а также разного рода физические ощущения, как бы люди их ни скрывали (297-299 с.). Но даже если согласиться, что прекрасное действительно сводится к зрительным и слуховым удовольствиям, то и в этом случае необходимо сказать, что зрение доставляет удовольствие вовсе не потому, что оно зрение (ибо иначе не могло бы возникнуть слуховое удовольствие), и слух не потому доставляет удовольствие, что он слух (ибо иначе не могло бы возникнуть зрительное удовольствие). Следовательно, причина удовольствия в обоих случаях - это не зрение и не слух, а нечто третье, что находится вне их, но в то же время каким-то образом их определяет (299-300 с.). Это определение приятного зрения и приятного слуха через находящееся вне того и другого прекрасное нельзя понимать механически. Такое понимание будет отрицанием того «бытия» [сущности], которое и есть это нечто третье, и не поможет раскрыть телесные сущности (s?mata t?s oysias, 301 с.), которые нужно иметь в виду, рассматривая соотношение зрения и слуха. Примечательно, что эти слова приписаны Платоном не Сократу, но Гиппию; однако и Сократ в согласии с Гиппием говорит о необходимости соблюдения основания бытия (logos t?s oysias, 301 с.): что представляют собою то и другое вместе, то есть и каждое из них; а что есть каждое, то и оба вместе. При этом, однако, если не рассуждать поверхностно, то полученное нами общее третье - это не просто сумма двух слагаемых, ибо иначе двойка, которая является суммой двух единиц, была бы присуща каждой отдельной единице, т.е. каждая из этих двух единиц тоже была бы двойкой (300-302 с.). Следовательно, в отношении зрительных и слуховых ощущений тоже необходимо утверждать, что прекрасны они не благодаря зрению, слуху или их механической сумме, но в силу того «бытия» (этот термин еще раз употребляется в 302с), которое и отлично от них, и определяет их не в смысле безраздельного тождества, но в смысле все нового и нового специфического своего преломления (302-303 с.). Это бытие нельзя называть просто полезным, просто благим и просто приятным, оно - выше этого (303-304 с.).



3. Что такое "прекрасное" согласно Платону?


Гиппий. Прекрасен и горшок, если он хорошо сработан, но в целом все это недостойно считаться прекрасным по сравнению с кобылицей, девицей и со всем остальным прекрасным.

Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отражение и оценку явления действительности и произведения искусства, доставляющие человеку чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной.

В кругах основанной в 1907 году организации Deutscher Werkbund, было сформулировано понятие gute Form. Хорошая, удачная форма объявлялась мерилом всякого человеческого творчества. Не функция, не материал, не техника, а именно форма. Форма стала неотъемлемой частью художественной культуры. Именно в это время эстетика машины начинает вытеснять обязательную в Европе еще со времен ренессанса классическую концепцию прекрасного.

Но что говорить о форме, если мы почитаем красивыми и черные волосы, и золотые, и карие глаза, и синие, и курносый носик, и прямой? Зачем нужны длинная шея и ровные зубы? Что ими, проволоку грызть?.. Если красота - это совершенство, то почему заурядная лань красивее самого совершенного крокодила? Или суть в том, что живем мы в эпоху постмодернизма, основная черта которого - отсутствие единой концепции прекрасного.

АЕ. Пусть будет так. И отвечать тут следует так: Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. И прекраснейший горшок безобразен, если сравнить его с девичьим родом. Не так ли, Гиппий?

Гиппий. Конечно, Александр, ты правильно ответил.

Сущность прекрасного заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных соотношениях. Подлинно прекрасное существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей в состоянии созерцать действительно прекрасное.

Поскольку прекрасное носит сверхчувственный характер, то оно постигается не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального экстаза.

Прекрасное, будь то животное или любая вещь, должно не только иметь части свои в порядке, но и обладать не какою попало величиной: прекрасное заключается в величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, измельчается в мгновение, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается слишком длительно, но единство и целостность его теряются для обозревающих, например, как если бы животное имело десять километров длины.

Человеческая красота - понятие еще более субъективное. Один при взгляде на девушку застынет как пред мадонной рафаэлевой, другой же лишь пробурчит: «Кто тебя с огорода-то отпустил? Без тебя ведь там грачи все склюют!»

Но бывают и случаи, когда множество людей в один голос говорят о красоте человека. Понятно, что здесь мы имеем дело со стереотипом красоты. Горбатый, колченогий, с длинными ушами или короткими ногами - это некрасиво. А 90-60-90, голубые глаза, тонкие пальцы, стройная осанка - это красиво. Такие шаблоны не статичны. Сравните, к примеру, "моду" на рубенсовскую комплекцию эпохи Возрождения и стремление советских женщин 50-х годов походить на Л.Гурченко с талией в 46 см в "Карнавальной ночи".

И все же в подлинной красоте есть какая-то общая и вечная тайна. Это относится не только к человеку, а и к животным, и к природе. Почему нам всем снежный барс нравится больше, чем гиена? Почему всем приятнее смотреть на закат над рекой, чем на каменистую пустыню, хотя и то и другое для природы естественно.

АЕ. Слушай дальше. После этого, я хорошо знаю, тот человек скажет: Как же так, Александр? Если станут сравнивать девичий род с родом богов, не случится ли с первым того же, что случилось с горшками, когда их стали сравнивать с девицами? Не покажется ли прекраснейшая из девиц безобразной? Не получится ли здесь того же самого, как тогда, когда ты говорил: Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной, и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному? Ведь мы должны признать, Гиппий, что самая прекрасная девица безобразна по сравнению с родом богов.

Гиппий. Кто стал бы этому противоречить, Александр!

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Kак эстетическая ценность, прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определенной чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.

К примеру: Аполлон Егорович Кузякин родился в 1970 году в селении Верхние Чушки. Мальчик с раннего детства чувствовал свое особое предназначение. Мама Аполлона хотела, чтобы ее сын стал актером, она была убеждена, что во всем мире не найти человека прекрасней ее единственного сына. Однако, красота - понятие относительное. Если бы большинство людей были в основных чертах схожи с Аполлоном Кузякиным, то его внешность можно было бы взять за эталон, а внешность остальных людей рассматривать как ту или иную степень приближения к эталону. Если у Аполлона Кузякина длина носа, умноженная на длину ушей, деленная на ширину рта плюс высота лба, деленная на массу тела, равны 2.72, то именно эту величину мы вместе с мамой Кузякина должны были бы принять за эталон красоты и назвать 1 аполлон [1Ап].

Однако, если красота относительна, и понятие о ней чисто субьективно, то почему вся рижская средняя школа номер 33 знала, кто такая Таня Н. из нашего класса? Глаз не оторвать было от ее лица. Ее невозможно было испортить ни замотаной косынкой, ни ватником. Предположим, что дело здесь в форме. По классификации, которая соотносится с геометрическими формами, есть лица овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбовидные, треугольные конусом вверх и конусом вниз. Идеальным и самым красивым считается овальное лицо, близкое к форме яйца. Идеальному лицу подойдет любая гладкая или пышная прическа. Круглое и квадратное лицо (шар, квадрат) нуждаются в коррективах. Чтобы приблизиться к идеальному, нужно сузить лицо с боков стрижкой "каре" или распущенными волосами, они прикроют щеки и углы нижней части лица. Открытое лицо с гладко зачесанными волосами будет казаться еще больше, шире, объемнее. А если черты лица оставляют желать лучшего, то такому лицу, как говорят французы, "нужна листва". Ведь голый ствол не так красив, как обрамленный кроной.

АЕ. А тот человек засмеется и скажет: Ты помнишь, Александр, о чем я тебя спрашивал? Помню, - отвечу я, - о том, что такое прекрасное само по себе. Но ты, - скажет он, - на вопрос о прекрасном приводишь в ответ нечто такое, что, как ты сам говоришь, прекрасно ничуть не больше, чем безобразно. Похоже на то, - скажу я. Что же еще посоветуешь ты мне отвечать, друг мой?

Гиппий. Именно это. Ведь он справедливо скажет, что по сравнению с богами род людской не прекрасен.

Что такое прекрасное? Очень красивое. Прекрасное должно быть величаво. Прекрасное всегда прекрасно. Это более совершенные комбинации чего-то, может быть каких-то особых условий нашей жизни, а главное - это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всём следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из нас обретут то счастье, которое идёт по следам этих вех.

В русском языке, как, впрочем, и в самих вещах, существует различие между “красивым” и “прекрасным”. Суть различия тут в этой самой приставке “пре”, указывающей на превосходство. Прекрасное - это больше чем просто красивое. Как это возможно? Ведь красота - это совершенство, взаимосообразное единство частей, идеально соответствующих друг другу. Больше чем совершенство - такого не бывает! И это верно - на сто процентов. Но то, что называют прекрасным, может быть и чем-то большим, чем эти самые сто процентов. Красота совершенна, прекрасное избыточно. Оно ослепляет, заполняет собой всё, заставляет видеть себя даже там, где его нет.

Прекрасное не просто прекрасно. Оно ещё и отвлекает внимание от уродливого и безобразного. Как от окружающего, так и от того, что содержится в нем самом. Поэтому прекрасное - не обязательно совершенное, в нём может быть множество дефектов; они просто не видны, они меркнут и тушуются в его сиянии.

Красота любит, чтобы видели ее, а прекрасное не любит, чтобы на него указывали пальцем. Красота открывает нам что-то важное простыми средствами. Смотрите, как легко зажечь свечу, и как трудно понять, что такое огонь. В этом одно из свойств красоты: таинственная глубина простого и очевидного. Всё красивое лаконично и ёмко, естественно и оригинально. Лаконичное легко запомнить, емкое много дает, естественное поучительно, оригинальное побуждает к творчеству.

Как легко звучат пушкинские стихи, как легко танцует балерина, как легко играет великий пианист - легко, как птица в небе, как рыба в воде. Все совершенное обладает видимой простотой и легкостью. Красота имеет отношение к совершенству. Стремление к совершенству, к красоте и гармонии есть стремление к божественному, к тому первоначалу мира, через которое создано всё: и гармония космоса, и совершенство микромира, и красота храмов, и гениальная простота заповедей и аксиом.

Когда человеческая душа видит прекрасное, она представляет себе рай, восхищается, стремится к Богу. Если душа онемела, человек стал невосприимчивым к прекрасному - это признак духовного кризиса. Мы заняты, мы думаем не о прекрасном, а о том, что наши дела плохи, жена дура, дети идиоты, и в какой ужасной стране мы живём.

В созерцании прекрасного, если оно действительно чисто, не существует никаких эгоистических мотивов, и человек полностью освобождается от "я". Когда вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов прекрасного. В музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живет прекрасное, оно лишь умножается временем. Имя может пережить художника на несколько веков, но творение может жить тысячелетия. Истинно, самоотречение является одной из форм прекрасного.


4. Термины


АБСОЛЮТНОЕ лат. отрешенный; о предметах духовных, невещественных безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный, противопол. относительный, сравнительный, подчиненный, условный.

АБСТРАКТНОЕ, лат. отвлеченный [думаю, что сдваивать букву н нужно там только, где этого неуступчиво требует произношение], неприложенный, неприменимый; противоположное: прикладной, обязательный, конкретный.

АКТ м. лат. вообще, всякое сбывшееся действие; принято в значении: бумаги, заключающей в себе постановление, решение, сделку, свидетельство, грамоту, документ, письмо; торжественного собрания ученого общества или сословия, празднества какого-либо учреждения

Анализ - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.

Синтез - метод научного исследования, состоящий в познании объекта исследования в единстве и взаимосвязи его частей.

АПРИОРИ нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом

ВИНА ж. начало, причина, источник, повод, предлог.

Возможность и действительность, философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность - это то, что уже возникло, существует. Возможность - это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Введены древнегреческим мыслителем Аристотелем в связи с критикой предшествовавшей философской традиции, которая в вопросах возникновения и движения не выходила за рамки мифологического истолкования: "двуначальный" (мужское - женское) подход к порождению и порожденному ("природа"), циклическая трактовка движения ("рождение - детство - юность - зрелость - старость -смерть"). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: "... Возникновение может совершаться не только - привходящим образом - из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности. И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы "все вместе"... сказать: "все вещи были вместе - в возможности, в действительности же - нет"" (Met. XII, 2, 1069 b 20-26; рус. пер., М. - Л., 1934). Тем самым был открыт путь к логической интерпретации движения, под которым Аристотель понимал переход "... из одного определённого данного в другое" (там же, 1068 а 7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования материи и связаны друг с другом через необходимость, которая и обеспечивает при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются, по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия) оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внешнего определения и продуктом самоопределения (энтелехия), доступного лишь одушевлённым существам. Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, "контактное" толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157-58). В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределенное время, действительность - как существование в определённое время, необходимость - как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научного познания: "1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо" (там же, с. 280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различить логическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной определённости, "запрограммированности", не оставляющей места выходу за рамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьма напоминает этапы мифологического цикла). При таком подходе возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности, а отношение В. и д. представляется как единство внутренней и внешней вещи в её свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия, отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных возможностей - условии разумности деятельности. Категории В. и д. в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемственную связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производительной деятельностью и специфически социальными характеристиками общественного бытия. В. и д. рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В. и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в других пунктах этих концепций). Основная линия марксистского анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. Теория познания - раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

Движение - форма существования материи; способ бытия материальных объектов, состоящий в их изменениях и взаимопревращениях. Основными формами движения являются: механическая, физическая: тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная; химическая; биологическая. Общей мерой различных форм движения является энергия.

Детерминизм - альтернативное индетерминизму учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

ДИАЛЕКТИКА ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектика - по Ф.Энгельсу - наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания. Диалектика - по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа.

Добро – в философии то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей; стремления его чувственности или духа; отсюда различают: 1) Б. материальные, внешние, достижение которых доставляет человеку удовольствие, чувственное наслаждение.-2) Б. духовные и нравственные: познание истины и красоты, исполнение долга, свобода духа.

Единичное, отдельное, индивидуальное, философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Как Е. может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество единичных частей. Вещи, события абсолютно нетождественны, индивидуальны. Они занимают разное место, находятся в различных связях и обладают, следовательно, разными свойствами. События неповторимы. Явления подчинены принципу необратимости времени. Т. н. повторное отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, следовательно, в новых условиях, накладывающих отпечаток на явление.

Закон, 1) юридич., проявление воли законодательной власти, устанавливающей определенный порядок отношений гражданской, общественной и госуд. жизни; З. регулирует личные, семейные и имущественные отношения граждан между собою и права и обязанности их в отношении к государству, полномочия и обязанности органов государственной власти и пр. Различают З. общие, местные и специальные: первые касаются всех граждан на всей территории государства, вторые - лишь части государства, третьи - определенного лица или группы лиц (например, уставы обществ, учреждение заповедного имения).

Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в.

Истина - адекватность познания действительности. Истина - по В.И.Ленину - проверяемое общественной практикой отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем К. выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Список использованной литературы


1.     Богачков Е.В. Дуальное расщепление творческого акта в эстетике Платона (на основе диалогов «Ион» и «Гиппий») // «Академия Тринитаризма», М., 2003

2.     Гиппий Большой //Платон. Соч. в 3-х т., Т.1, М., 1972.

3.     Гиппий Большой //Платон. Соч. в 4-х т., Т.1, М., 1990.

4.     Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.1, М.: Мысль, 1990.

5.     Комментарии А.Ф. Лосева, «Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.1, М.: Мысль, 1990».