Художественные школы Древней Руси


Содержание


Введение....................................................................................................................................................................... 3

1. Новгородская художественная школа...................................................................................... 4

2. Псковская художественная школа............................................................................................... 9

Заключение............................................................................................................................................................. 10

Список использованной литературы............................................................................................ 11



Введение


В период развития культуры Древней Руси важная роль отведена художественным школам.

К художественным школам Древней Руси относятся псковская, новгородская, московская и т.д.[1]

Особое внимание уделяется творчеству Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Прослеживаются основные этапы в истории христианской храмовой архитектуры, анализируется пространственно – временная символика православного храма и богослужения, синтез различных видов искусств в православном богослужении.

Рассматривается влияние богослужения на образы и формы церковного искусства.

Актуальность выбранной темы и послужила поводом выбора данной работы.

Цель работы: дать общее представление о художественных школах Древней Руси.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать новгородскую художественную школу;

2. кратко описать псковскую художественную школу в Древней Руси.



1. Новгородская художественная школа


Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры предшествующих столетий[2].

Условная, как и все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой.

Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Произведений древнейшего времени сохранилось сравнительно мало, и определить их принадлежность к новгородской иконописи в большинстве случаев затруднительно, так как самые ранние иконы испытывали на себе сильное влияние византийской живописи. В Новгороде той поры было много Византийских икон, там жили и творили греческие художники.

К числу древнейших (конец XII начало XIII веков), возможно написанных в Новгороде могут быть отнесены иконы "Святой Георгий" и двухсторонняя икона, на одной стороне которой был изображен "Спас", а на другой "Православия Креста". Судя по стилю, сторона изображающая "Прославление креста" была написана позднее и другим мастером. На написание ее в Новгороде указывает ее схожесть с росписью новгородской церкви Спаса Нередицы.

Возможно, новгородским мастерам принадлежит и так называемое "Благовещение Устюжское". Это произведение близко по стилю к типичным византийским иконам.

Самобытные черты новгородской живописи XII-XIII веков проявляются в известной иконе Николы. Произведение отличает лаконичность, немногоцветность и контрастность красок.

Изображение Николы весьма часто встречается в новгородских иконах. Этот святой особо почитался на Новгородской земле, да и во всей древней Руси. Никола считался покровителем торговли и путешествий.

Развитие русской культуры было прервано нашествием на Русь монголо-татар под предводительством Батыя – внука Чингиз Хана. Первый поход Батыя на Русь начался в 1237 году. Многие русские города были разрушены, было уничтожено громадное количество древних произведений искусства. На несколько веков русские земли попали в политическую зависимость от монголо-татарских ханов.

Новгород и его пригороды не подверглись прямым ударам татарских войск и избежали разрушения.

Кроме того, Новгород в многочисленных боевых столкновениях успешно противостоял экспансии Швеции и Тевтонского ордена. Так в 1242 году новгородское ополчение с дружиной князя Александра Невского в битве на льду Чудского озера (Ледовое побоище) разбило рыцарей Тевтонского (Ливонского) ордена, представлявших серьезную угрозу Новгороду с запада.

Таким образом, в критический для русских земель период Новгород полностью сохранил художественные шедевры предшествующего периода, и не нарушилась преемственность работ новгородских мастеров.

Во второй половине XIII века окончательно сложились стилевые особенности новгородской иконописи, четче определились почитавшиеся новгородцами святые.

К этому времени относится икона "Спас на престоле с изображенными святыми".

На рубеже XIII и XIV столетий создана знаменитая икона "Никола" из Никольской церкви Липенского монастыря, написанная Алексой Петровым в 1294 году. Это первое произведение новгородской станковой живописи с датой создания, именами заказчика и художника.

Значительное место в новгородской живописи начала XIV столетия занимает икона "Сошествие во ад" и "Чудо Геогргия о змие с змие с житием в 14 клеймах". Четырнадцать житийных клейм содержат подробный рассказ о жизни и страданиях Святого.

Появление в конце XIII начале XIV века ранее не встречавшихся в русской живописи житийных икон объясняется распространением религиозной литературы, с описаниями жизни христианских святых.

Во второй половине XIV века Новгород становится крупнейшим торговым центром Древней Руси, укрепляются торговые связи со Швецией, Германией, Фландрией, с ганзейскими городами. Наступает время острых социальных столкновений внутри новгородского общества и бурного подъема новгородского искусства.

Новгородская живопись, тесно соприкасалась с искусством Византии времен императорской династии Палеологов. Новгородцы использовали византийские и балканские образы, интерпретируя их по своему. Во фресковых росписях Новгорода встречаются новые темы, в традиционных сюжетах v попытки передать психологическое состояние изображенных, наблюдение окружающего мира. Это выражается в драматизации действия, а также в свободе и экспрессивности композиционных решений, в повышении интереса художников к пейзажу и перспективе.

Интерес к человеку, к миру его чувств влияет на выбор изобразительных средств, способных подчеркнуть эмоциональность образа. Это сказывается и на композиции: формы свободнее располагаются в пространстве, их пропорции гармоничны, а позы разнообразны и естественны. Композиция иконы усложняется и одновременно делается свободной.

Типичными иконами того времени "Благовещение с Федором Тироном" и созданная в 1377 году икона "Борис и Глеб на конях" из Борисоглебской церкви в Новгороде.

В некоторой отвлеченности образов, подчеркнутой торжественности проявляются черты, свойственные византийскому искусству.

В конце XIV века написана икона "Сошествие во ад" из города Тихвина . На иконе заметно прослеживаются приемы фресковой живописи. Напряженны позы персонажей. Красочные одеяния противопоставлены черной пещере ада.

Если образцов иконописи XII-XIV сохранилось незначительное количество, то произведений XV-XVI веков сохранилось до наших дней неизмеримо больше.

XV век - эпоха расцвета новгородской иконописи, когда завершается формирование стиля, характерного для многих произведений XIV столетия: Некоторый отход от жесткого канона, повышение интереса к душевному складу, психологии персонажей, к реальной жизни.

В XV столетии Новгород по-прежнему занимает видное место среди русских художественных центров. Реставрационные раскрытия стенописей позволяют утверждать, что стилистические особенности, типичные для иконописи того времени, прослеживаются и во фресковой живописи.

В целом в живописи Новгорода XV v первой половины XVI столетия наблюдается влияние отголосков византийского стиля времен Палетологов.

Мастер миниатюр по-новгородски упрощает художественные приемы, сообщает им возможную экспрессию и одновременно возможную наглядность. Образы его внушительны, язык же доступен, почти прост.

Как и во всей ранней новгородской живописи, в его искусстве есть стихийность, экзальтированность и вместе с тем доступность, которые чрезвычайно далеко отстоят от интеллектуализма византийской художественной системы и роднят его с низовым демократическим искусством христианского Востока, надолго сохранившим мироощущение первохристианской общины.

Кроме украшенных миниатюрами дорогих княжеских манускриптов, от ранней домонгольской Руси сохранились лицевые рукописи, вышедшие, видимо, из совсем иной, более простой среды.

Самая ранняя среди таких миниатюр лист с изображением евангелиста Иоанна с апостолом Павлом, восходящий к XI в., некогда очень большой, а затем сильно обрезанный и вклеенный в новгородскую рукопись Милятино евангелие, созданное попом Домкой по заказу Миляты Лукинича в "голодное лето" 1188 или 1215 г. В этой миниатюре еще очевиднее связь с восточно-христианской живописью, внутреннее сходство с ней и внешнее следование ее приемам.

Миниатюра Милятина евангелия (или Евангелия Домки) противоположна иллюстрациям Мстиславова евангелия и по происхождению своему, и по качеству, и по осмыслению художественных традиций. Она бедна, груба, почти не имеет черт того особого новгородского художественного языка, который надолго удерживается в местной школе и уже столь очевиден в миниатюрах Мстиславова евангелия.

Она обнаруживает сильнейшее тяготение к восточно-христианскому искусству, почти полное, буквальное повторение его художественного идеала. Живописные средства этой миниатюры минимальны, духовная насыщенность ее максимальна.

В 1453 году турки штурмом берут Константинополь. Столица византийской империи из духовного центра восточных христиан превращается в столицу мусульманского государства и переименовывается в Стамбул.

Падение Константинополя отразилось на исторической связи древнерусского и византийского искусства, но не прервало ее. В то же время после падения Византии в живописи Новгорода наблюдается усиление проникновения некоторых черт балканского и западноевропейского искусства.


2. Псковская художественная школа


Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным художественным явлением Древней Руси.

Иконы псковских мастеров в своих коллекциях имеют крупнейшие музеи страны - Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж. Еще в 1911 году один из виднейших знатоков древнерусской живописи писал: "Старые новгородские и псковские мастера создали такой волшебный мир красоты, что ровнять его можно лишь с вершинами, до которых доходило мировое искусство".

Псковская коллекция икон побывала во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Италии и центральных музеях России. Сотрудником музея, профессионалом в области изучения иконописи - Ириной Родниковой был составлен альбом-каталог икон древнего Пскова.




Заключение


В период феодальной раздробленности на Руси появляются разные художественные школы.

У школы каждого княжества и у каждого художника есть своя манера исполнения, но сюжеты икон остаются прежними.

Однако иконы отличаются друг от друга не манерой исполнения, а присутствием и отсутствием некоторых деталей.




Список использованной литературы


1.     Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М.: 1974.

2.     Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М.: 1966.

3.     Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. годы. М.: Изобразительное искусство, 1998.

4.     Миева Н.Е. Искусство Московской Руси. – М., 1970.

5.     Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М.: 1975.





[1] Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М.: 1966. С.18

[2] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М.: 1975. – с.26