Содержание
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Современное представление о рынке в экологической сфере…………….....5
2. Проблемы рынка……………………………………………………………..…8
3. Интернализация внешних эффектов……………………………………….…11
4. Правовые методы регулирования природопользования………………….…16
5. Механизм экологического регулирования……………………………….…..19
6. Отрицательные стороны регулирующей деятельности государства……….23
Заключение……………………………………………………………….…………26
Список используемой литературы………………………………………………...28
Введение
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.
Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.
Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомы разрушительной деятельности человека с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.[1]
В этой связи, весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.
Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Растет из года в год оборот реализации экотехники, расширяется рынок отходов производства и т.д. В 1990 году германский экспорт изделий предназначенных для природоохранных нужд достиг 8 млрд. марок. А в целом, но оценке ОЭСР рынок экологической продукции и услуг составлял 200 млрд. долл. В 90-ые годы прогнозы о том, что экобизнес будет развиваться быстрее по сравнению с другими отраслями и сферами и основном подтвердились.
Цель данной работы – рассмотреть особенности влияния государства и рынка на охрану окружающей среды.
Для достижения поставленной цели решим несколько задач:
1. Определим место рынка в сфере экологии.
2. Рассмотрим внешние экологические эффекты, оказывающие влияние на рынок.
3. Рассмотрим механизмы экологического регулирования и их особенности.
1. Современное представление о рынке в экологической сфере
Рыночный механизм хозяйствования расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности. Производство экотехники, экопродуктов и чистые технологии становятся новым оружием завоевания рынка. Не случайно, в Японии образован «комитет исследования в области экобизнеса», целью которого является разработка направлений развития экономики в русле экологически безопасных технологии. В целом экобизнес начинает опираться на реакцию общественности, и предприниматели больше начинают уделять внимание осуществлению природоохранных мер. На базе экобизнеса начинает развиваться экомаркетинг и экологический менеджмент. Опросы, проводимые в ряде стран показали что потребители все больше начинают давать предпочтение экологически чистым, хотя и более дорогим товарам. Соответственно фирмы начинают переходить на производство экологически чистой продукции. Например, одна из французских фирм производила 34 наименования экологически безопасных продуктов, среди которых электрические аккумуляторные батареи без содержания ртути, фильтры для кофе, в которых отсутствуют хлоропроизводные, биоразлагаемые пластиковые упаковочные пакеты и т. д.
В экологической сфере можно выделить следующие рынки:
1) отдельных видов природных ресурсов;
2) экотехники;
3) экологически чистой продукции;
4) отходов;
5) экологических услуг.
Рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику. Каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру. Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг. Таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; «ноу-хау», инжиниринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырье имеют тенденцию к росту. К тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырье дает не только экономический выигрыш, но и экологический.
Рынок в экологической сфере имеет свои особенности из-за специфичности «товара» и отношений собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращенного) ущерба экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвозмездно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвращает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря «экологические товары» — это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.
Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р. Нуссбаума.[2] Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и ее природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. На ступень выше находятся предприятия и фирмы. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традиционный рынок работает по малому контуру (рис. 1.1) и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производство природных ресурсов.
Рисунок 1.1 Место экологии в рыночной экономике
Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель — купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающей среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но все выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической сфере не могут существовать. Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процесс купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.[3]
2. Проблемы рынка
Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологии (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю
Источниками провалов рынка являются:
— внешние эффекты;
— общественные блага;
— отсутствие цен на блага ;
— трансакционные издержки;
— права собственности;
— отсутствие знаний и неопределенность информации;
— недальновидность («экологическая близорукость»).
Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать, с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.
В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А. Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А. Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется, 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 2.1).[4]
Рисунок 2.1 Зависимость предельного ущерба от объема ассимиляционного потенциала территории
Выделяют следующие типы внешних эффектов:
— временные (между поколениями);
— глобальные (между странами);
— межсекториальные;
— межрегиональные;
— локальные.
Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий. На фиаско рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо ограничить от пользования; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.
По теореме Коуза, в условиях четкого определения нрав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.
Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.
В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П. Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.[5]
3. Интернализация внешних эффектов
В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип «платит жертва» превратить в принцип «платит загрязнитель» Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А. Пигу (1932 г.) предложил ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).
Методами интернализации внешних эффектов могут быть всевозможные экологические платежи, налоги и др. рычаги как административного, так и экономического характера. В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (МС) в общественные предельные издержки (то во что обходится обществу производство товара) (МС0). Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 Интернализация внешних эффектов
Из рисунка видно, что фирма, стремясь максимизировать свои излишки производителя (прибыль), производит больший объем продукции и тем самым необоснованно увеличивает объем загрязнения. Учет социальных издержек сдвигает кривую предложения влево и тем самым отражает интересы общества. В теории учет внешних эффектов в ценообразовании прост, но на практике его осуществить труднее. Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.
Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением «экологического товара».
Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб (рис. 3.2). Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растет в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.
Рисунок 3.2 Зависимость экологических затрат и ущерба от загрязнения окружающей среды
Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод для него совпадает с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнение до точки А0 — оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А0 является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности.
Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объема загрязнения Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учетом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же кривой предложения экологической емкости природной среды зависит от установления предельно-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.
На основе сочетания принципов нормативного и платного природопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Графическая интерпретация такого рынка на основе спроса и предложения представлена на рис. 3.3.
Рисунок 3.3 Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов
Такой рынок существует на основе установленных предельных объемов загрязнения, которая принимает форму абсолютно неэластичного предложения сброса отходов. На графике равновесие спроса и предложения достигается при условии, что предельные затраты на снижение уровня загрязнения окружающей среды одинаковы для всех предприятий. Но на практике предельные издержки на разных предприятиях не одинаковы, что и дает возможность торговли правами на загрязнение. Собственно рынок прав на загрязнение сводится к определению цены прав на загрязнение в зависимости от соотношения спроса и предложения. Как показали исследования, в краткосрочном аспекте как спрос, так и предложение малоэластичны по цене, а в долгосрочном – наоборот.
Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме «рынок прав на загрязнение» должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе всей страны принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определенное количество «прав на загрязнение» (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объема производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.п.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности», так как Б имеет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.
4. Правовые методы регулирования природопользования
Развитие экологической функции государства и права приводит к формированию правовой общности, которая получает название экологического права. Процесс формирования отрасли права объективен в своей основе, т.е. не зависит от принятия или отсутствия головного закона типа охраны природы либо охраны окружающей природной среды. Скорее всего, сам закон такого типа является следствием действия внутренних процессов развития данной общности, если её существование вызывается коренными потребностями населения.
Формы проявления экологического права.
В самом начале экологическое право определялось как совокупность норм, регулирующих общественные экологические отношения. Но на современном этапе развития взаимоотношений между человеком и окружающей его средой данное понимание экологического права оказалось недостаточным. Оно, как выяснилось, не вскрывает сущности, не позволяет определить то место, которое оно должно занимать в гармонизации отношений с природой.
Чем вызвана подобная постановка вопроса? Она объясняется таким массовым явлением, как неисполнение, игнорирование норм экологического права. В данных условиях невольно возникает необходимость подразделить экологическое право на две категории: право бумажное и право реальное. Нынешний этап экологического кризиса показывает на большой отрыв нормы права, провозглашенной в законе, от уровня её реализации в жизни.
Анализ данного положения заставляет нас обратиться к существовавшей в 20-х годах концепции трёх форм проявления отрасль права: правовая концепция, нормы права, правоотношения. Эти идеи, сформулированные, в частности, в трудах П.И. Стучки, известного советского учёного теоретика в области гражданского права, как нельзя лучше подходят для оценки положения нынешнего дня. Для понимания сущности важно рассматривать экологическое право как единство всех форм его проявления.
К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины в экологическом праве вместе составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы. Опираясь на эту концепцию, мы определяем содержание правовых норм, т.е. переходим к следующему этапу. Само собой разумеется, что нельзя сформулировать эффективные, реальные нормы права, не имея чётко выраженной концепции данного вопроса. Поэтому между первой и второй формой проявления экологического права существует тесная взаимосвязь.
Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. Но эти нормы обычно содержатся в законах и образуют в целом соответствующую отрасль законодательства – экологическое законодательство.
В то же время нормы экологического права, не реализованные в жизни, превращаются в простую декларацию, в благое пожелание, поэтому необходимой формой существования экологического права является правоотношение, т.е. отношения связанные с применением, реализацией нормы экологического права. Но любое правоотношение, в том числе и экологическое, не может быть фотокопией содержания нормы права. В жизни общественные отношения, прежде чем превратиться в правовые, испытывают воздействие сопутствующих факторов, которые либо улучшают, либо ухудшают желаемый результат. Но независимо от этого, правоотношения как третья форма проявления экологического права, является необходимым элементом этой структуры. Без него экологическое право останется бумажным правом, не достигнув своей реальной сущности, и, следовательно, не будет выполнена та цель, которая поставлена законом в смысле охраны окружающей среды.
Итак, экологическое право, как отрасль права, может нормально существовать и функционировать только во взаимодействии всех форм своего проявления. Правда, это единство не простое, оно не лишено противоречий. Такие противоречия могут возникать между правовыми идеями и формами их отражения в законах, между несовершенной формы закона и потребностями практики, между формой и содержанием закона и механизмом реализации законов. Эти противоречия должны изучаться на практике и по мере своего вскрытия устраняться в процессе практической деятельности. Только так достигается реальный результат правового регулирования.[6]
Вопросы правового регулирования природопользования стояли всегда. Например, уже в Римском праве, послужившем основой формулирования многих юридических норм современности, частому собственнику разрешалось все, что не запрещено законом, а ограничения нрав собственника исходили из общественных интересов. Анализ юридических норм развитых стран Запада показывает, что в большинстве случаев и ныне общий интерес доминирует над частным, и не только в разрешении экологических споров.
Право как инструмент регулирования общественных отношений в большинстве стран имеет устоявшуюся систему приоритетов. На первом месте стоит общее или прецедентное право (Common Law). Одной из наиболее распространенных его доктрин является требование ycтpaнения помех (Nuisance Law), суть которого сводится к праву граждан в судебном порядке требовать устранения неудобств и препятствий, создаваемых конкретными источниками в реализации их неотъемлемого права на поддержание благосостояния.
Доктрина приоритета публичного права (Public Trust Doctrine) прямо исходит из признания приоритета общественных интересов перед частными. Ее фундаментальную основу представляет утверждение о том, что право граждан на доступ к важнейшим природным ресурсам является настолько значительным, что природопользование частных лиц, нарушающее соблюдение общественных интересов, подлежит немедленному пресечению. После длительною забвения доктрина приоритета публичного права получила свое второе рождение, когда на ее основе пресекались попытки передачи в частное владение объектов природы в США и Великобритании.
Принимаемые государственными органами законы неизбежно учитывают нормы общего права, сформировавшиеся за длительное время и подтвердившие свою эффективность в решении споров частною и общего интересов.[7]
5. Механизм экологического регулирования
Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой составное звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо еще согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:
— инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;
— длительностью основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;
— спецификой отношений собственности на ресурсы природы;
— спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Первоначально (60 – 70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейнсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80—90-ые гг. Они уже базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования).
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
— природоохранное законодательство;
— совокупность экологических стандартов и нормативов;
— систему лицензирования хозяйственной деятельности;
— методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:
— экологический мониторинг;
— оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
— экологический аудит;
— экологическая сертификация (маркировка);
— добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономическими рычагами могут быть:
— плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;
— компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;
— плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
— налог за выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий;
— льготы по налогообложению;
— политика компенсации;
— метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
— залоговая система;
— «кредитные отношения»;
— создание страховых фондов охраны окружающей среды;
— экологический лизинг;
— продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.
Хозяйственный механизм природопользования нуждается в определенных обеспечивающих подсистемах: кадровых, научно-технических и информационных. Институциональная основа экологического регулирования представлена системой имущественных прав в экологической сфере и совокупностью органов экологического контроля и управления (государственных, федеральных и региональных, а также на уровне предприятий и фирм).
Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают точность и определенность задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают возможность самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п. Следует отметить, что ни один из инструментов экологического регулирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами,
В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. Практика формирования экономических механизмов в большинстве стран показывает, что в них используются в среднем 6 – 7 элементов (см.таб. 5.1).
Таблица 5.1
Основные экономические инструменты охраны окружающей среды[8]
Страны |
Платежи за загрязнение |
Платежи за сбор и переработку загр. веществ |
Эконалог в ценах на продукцию |
Административные меры (лицензии) |
Диффер. налогов на прибыль |
Субсидии (гранты, «мягкие» налоги) |
Рыночные инструменты |
|||||
атм. воздуха |
воды |
отходы |
шум |
Торговля правами |
Интервенц. на рынках сырья |
Экологическое страховапние |
||||||
Канада |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
Финляндия |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Франция |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
Германия |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Италия |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
Япония |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
Швеция |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
Великобритания |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
США |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
Россия |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
Причем применяемые конкретные инструменты экологического регулирования сочетают в себе свойства административного, экономического и рыночного рычагов. В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственною управления природопользованием. Это не значит, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования Оно может осуществить государственный контроль управляя на расстоянии и тем самым усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.
6. Отрицательные стороны регулирующей деятельности государства
Государственное регулирование природопользования, несмотря на многие положительные моменты, имеет и отрицательные последствия:
1. Введение государством природоохранных стандартов и нормативов приводит к нарушению сложившихся условий конкуренции и воспринимается бизнесом как существенное зло.
2. Нормативы и стандарты не всегда способны гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и поэтому зачастую тормозят развитие бизнеса.
3. Государственные чиновники практически всегда могут использовать нормативы и стандарты не только во благо общества, но и в свою пользу.
4. Введение более жестких нормативов приводит к утечке капиталов за границу, где они могут быть вложены с меньшими затратами на природоохранные цели. В результате не стимулируется развитие занятости. Не случайно один из государственных чиновников ФРГ в свое время заметил, что интересы охраны природы и обеспечение полной занятости — вещи противоположные.
5. Нормативы и стандарты, вводимые разными странами, часто играют роль нетарифных барьеров на пути мировой торговли. Достаточно ввести более жесткие критерии на чистоту выхлопов автомобилей, чтобы полностью блокировать внутренний рынок США от ввоза автомобилей из Европы. Ответные меры обычно также не заставляют себя ждать — Европа вводит стандарты чистоты на химическую и лекарственную продукцию, продукты питания. В результате отношения между странами находятся часто в состоянии холодной торговой войны
6. Отношения государства с частным сектором в процессе административного регулирования часто носят не вполне «понятный» характер. Данный феномен называют «особыми» или «специфическими» интересами. Правительство на самом деле поддерживает очень немногочисленные группы собственников, которым допускаются послабления, в то время как остальные несут на себе бремя природоохранного законодательства.
Деятельность государства приводит к ущемлению интересов отдельных хозяйственных субъектов. Чиновники от государства, безусловно, преследуют, в первую очередь, или свои интересы, или интересы тех, кто им платит. Однако вмешательство государства в экономику и постоянное усиление этого вмешательства — процесс объективный. Усложнение производства приводит к необходимости координированных действий для достижения общественных целей.
Безусловно, любая власть, наряду с общественными интересами, преследует и свои собственные. Однако власть есть, прежде всего, результат взаимодействия всех отношений в обществе по поводу удовлетворения членами общества своих потребностей. А поэтому она объективно опосредует общественные отношения. Субъект, осуществляющий властные полномочия, сам находится в зависимости от природной и социальной необходимости, от конкретных условий, в которых он пытается реализовать свою волю и интересы.
Именно поэтому, несмотря на противоречивый характер государственного регулирования и возникающие при этом издержки, в настоящее время только государство способно увязать разные интересы частных пользователей природной среды.
Применение жестких методов регулирования природопользования доказало свою эффективность, хотя до совершенства еще далеко. Если не подкреплять регулирование стандартами перестройкой экономики в глобальном масштабе, то состояние природной среды будет постоянно ухудшаться (см. рис. 6.1)[9]
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли;
ЕЭС – Общий рынок;
Молодые тигры – быстроразвивающиеся страны из числа стран третьего мира: Корея, Тайвань, Сингапур и т.д.
Рисунок 6.1 Динамика выбросов загрязняющих веществ по регионам при применении государственных стандартов Заключение
Любая система регулирования природопользования, имеющая своей целью преодоление экологического кризиса, должна стремиться к ограничению избыточною потребления природных ресурсов как основной причины этого кризиса.
Регулирование должно быть направлено на систему общественных отношений и, в первую очередь, отношений собственности, ибо именно они опосредуют взаимодействие общества с природной средой. При этом частные интересы отдельных природопользователей должны ограничиваться во имя интереса всеобщего, состоящего в обеспечении условий для воспроизводства общества.
Единственная сила, способная осуществлять на практике такое регулирование — государство, поскольку объективно именно оно выражает интересы большинства своих граждан, является идеальным представителем этих интересов.
В управлении природопользованием государственные органы используют административные и экономические методы.
Основным критерием экологической политики вообще является ее действенность. Распространено мнение, что в экологической сфере наиболее действенным является административный подход, то есть подход рассматривающий природу как общественный капитал, и, в следствии чего экологическое управление происходит в основном на макроэкономическом уровне при решающей роли централизованного государственного вмешательства. Однако у административного подхода имеются существенные недостатки. Экономическая эффективность должна проявляться в обеспечении оздоровления окружающей среды по наименьшей цене. Недостатком административного подхода в этом плане является часто используемый в инструкциях по сокращению загрязнений общий подход к Фирмам-загрязнителям. Предписывая сократить выбросы загрязняющего вещества в определенное количество раз, инструкции не в состоянии учесть экономические особенности различных Фирм, их предельные расходы на сокращение загрязнения. В результат расходы Фирм очень неравномерны, тогда как эмиссионный налог дает эффективное решение, равномерно распределяя расходы между фирмами и не уменьшая ресурсы на экологическую политику. [10]
Эффективность управляющей и контролирующей государственной деятельности в отношении экополитики определяется степенью вмешательства государства в сферы общественной жизни и оптимальностью сочетания административных и экономических рычагов воздействия на них.
Таким образом, в работе были рассмотрены особенности влияния государства и рынка на охрану окружающей среды: определено место рынка в сфере экологии, рассмотрены внешние экологические эффекты, оказывающие влияние на рынок, рассмотрены механизмы экологического регулирования и их особенности.
Список используемой литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учебное пособие М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.
2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997.
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М., “Наука”, 1993.
4. Жариков Е.П. Регулирование качества окружающей среды. – М., 2002.
5. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.
6. Киреев Н.Г. и Киреева Н.В. Экономика и природная среда. – М.: Агар, 1999.
7. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. “Основы экологии”, Москва, 1997.
8. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология, М., Издательский дом "Дрофа", 1995.
9. Макар С.В. Основы экономики природопользования: Учебное пособие. М.: ИМПЭ, 1998.
10. Нестеров П.М., Нестеров А.П. “Экономика природопользования и рынок”, Москва, 1997.
11. Новиков Р.А. “О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения” Москва, 2001.
12. Папенов К.В. Экономика охраны окружающей среды. Курс лекций. М.: ТЕИС, 1999.
13. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.
14. Пыльнева Т.Г. “Природопользование”, Москва, 2003.
15. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. – М.: ООО «ТД Элит - 2000», 2002
16. Седов В.В. Экономика и экология. Учебное пособие. Челябинск: Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997.
17. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов, М., Просвещение, 1988.
18. Экономика природопользования: Аналитические и нормативно-методические материалы. 2-ое изд., доп. М.: 1994.
19. Экономика природопользования: Обзорная информация. – М.: ВИНИТИ, 2000.
20. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. Екатеринбург Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997.
[1] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С. 4.
[2] См. Экономика природопользования: Обзорная информация. – М.: ВИНИТИ, 2000.
[3] Рябчиков А.К. Экономика природопользования. – М.: ООО «ТД Элит - 2000», 2002, стр. 35 – 37.
[4] Новиков Р.А. “О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения” Москва, 2001
[5] Пыльнева Т.Г. “Природопользование”, Москва, 2003, стр. 42 – 46.
[6] Нестеров П.М., Нестеров А.П. “Экономика природопользования и рынок”, Москва, 1997
[7] Киреев Н.Г. и Киреева Н.В. Экономика и природная среда. – М.: Агар, 1999, стр. 148.
[8] См. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.
[9] Киреев Н.Г. и Киреева Н.В. Экономика и природная среда. – М.: Агар, 1999, стр. 150 – 152.
[10] Жариков Е.П. Регулирование качества окружающей среды . – М., 2002, стр. 58.