Содержание

Введение. 3

1. Понятие инвестиционного проекта. 4

2. Виды инвестиционные проектов. 7

3. Бизнес-план. 19

4. Принципы оценки инвестиционного проекта. 24

Заключение. 27

Список литературы.. 28


Введение

Не каждая фирма, решившая реализовать капиталоемкий инвестиционный про­ект, может обойтись собственными финансовыми ресурсами. В этом случае в целях получения необходимых ей финансовых ресурсов она может прибегнуть к увеличе­нию собственного капитала путем эмиссии акций, или использовать заемные сред­ства, т.е. выпустить облигации или другие долговые обязательства, или обратиться в различные финансовые институты (банки, страховые компании) за получением ссу­ды. Во всех этих вариантах перед фирмой стоит ряд организационных задач, связан­ных с привлечением финансовых ресурсов для реализации намеченного инвестици­онного проекта, независимо от ее намерения использовать один или несколько ин­струментов инвестирования.

Наиболее распространенной категорией инвесторов в любой стране мира явля­ются физические лица, вкладывающие свои сбережения в различные инструменты инвестирования.

Целью контрольной работы будет изучение понятия инвестиционного проекта.

Для достижения цели работа ставит следующие цели:

1.     Рассмотреть понятия инвестиционных проектов;

2.     Определить виды инвестиционных проектов;

3.     Рассмотреть бизнес-план инвестиционного проекта;

4.     Привести принципы оценки инвестиционного проекта.


1. Понятие инвестиционного проекта.

В наиболее общем смысле под инвестиционным проектом пони­мают любое вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. В специальной экономической литературе по инвестиционному про­ектированию и проектному анализу инвестиционный проект рассмат­ривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периода времени.

В составе реальных инвестиционных проектов наибольшее зна­чение имеют проекты, осуществляемые посредством капитальных вложений. Данные инвестиционные проекты могут быть классифи­цированы по различным основаниям.

В странах Западной Европы и США под мелкими проектами понимаются проекты, имеющие стоимость менее 300 тыс. долл., под средними (традиционными проектами) — проекты, имеющие стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн. долл. Крупные проекты — это проекты, носящие стратегический характер и имеющие стоимость более 2 млн. долл. Мегапроекты представляют собой Государственные или международные целевые программы, которые объединяют ряд инвестиционных проектов единого целевого назначения. Стоимость мегапроектов — 1 млрд. долл. и выше. В российской практике (при выделении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов) крупными проектами считаются проекты стоимостью свыше 50 млн. долл.

Цели, которые ставятся инициаторами инвестиционных проектов, могут быть самыми различными. В ряде случаев проекты ориентированы не на прямое извлечение прибыли, а на снижение рисков, производства и сбыта, экспансию в новые сферы бизнеса. Государственные инвестиционные проекты могут преследовать социальные или экологические цели.

Важное значение при анализе инвестиционных проектов имеет определение степени взаимозависимости инвестиционных проектов. Независимые проекты могут оцениваться автономно, принятие или отклонение одного из таких проектов никак не влияет на решение в отношении другого. Альтернативные проекты являются конкурирующими; их оценка может происходить одновременно, но осушествляться может лишь один из них из-за ограниченности инвестиционных ресурсов или иных причин. Взаимосвязанные проекты оце­ниваются одновременно, при этом принятие одного проекта невоз­можно без принятия другого.

Инвестиционные проекты могут различаться по степени риска: более рискованными являются проекты, направленные на освоение новых видов продукции или технологий, менее рискованными — проекты, предусматривающие государственную поддержку.

Инвестиционные проекты могут быть кратко- и долгосрочными. К краткосрочным относятся проекты со сроком реализации до двух лет, к долгосрочным — со сроком реализации свыше двух лет. Период времени, в течение которого реализуются цели, постав­ленные в проекте, называется жизненным циклом проекта. Он включает определенные этапы. В качестве основных можно выделить три этапа:

предынвестиционный этап;

этап инвестирования;

этап эксплуатации созданных объектов.

Ключевое значение для успешной реализации проекта имеет предынвестиционный этап подготовки инвестиционного проекта. Он включает следующие стадии:

поиск концепции проекта,

предварительная подготовка проекта,

оценка осуществимости и финансовой приемлемости проекта.

Подготовка инвестиционных проектов осуществляется на основе предварительной разработки бизнес-плана.

2. Виды инвестиционные проектов.

Существуют различные классификации инвестиционных про­ектов. В зависимости от признаков, положенных в основу класси­фикации, можно выделить следующие виды инвестиционных про­ектов.[1]

По отношению друг к другу:

независимые, допускающие одновременное и раздельное осуще­ствление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

альтернативные (взаимоисключающие), т.е. не допускающие одно­временной реализации. На практике такие проекты часто выполня­ют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проек­тов может быть осуществлен только один;

взаимодополняющие, реализация которых может происходить лишь совместно.

По срокам реализации (создания и функционирования):

краткосрочные (до 3 лет);

среднесрочные (3—5 лет);

долгосрочные (свыше 5 лет).

По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется раз­мером инвестиций):

малые проекты, действие которых ограничивается рамками од­ной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они пред­ставляют собой планы расширения производства и увеличения ас­сортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации;

средние проекты — это чаще всего проекты реконструкции и тех­нического перевооружения существующего производства продук­ции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками по­ступления всех видов ресурсов;

крупные проекты — проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

По основной направленности:

коммерческие проекты, главной целью которых является получе­ние прибыли;

социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уров­ня и т.д.;

экологические проекты, основу которых составляет улучшение среды обитания;

другие.

В зависимости от степени влияния результатов реализации инвес­тиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, ма­териальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и соци­альную обстановку:

глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно взятой стране;

народнохозяйственные проекты, реализация которых существен­но влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуа­цию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом толь­ко этого влияния;

региональные, городские (отраслевые) проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологиче­скую ситуацию в определенном регионе, городе (отрасли);

локальные проекты, реализация которых не оказывает суще­ственного влияния на экономическую, социальную или экологиче­скую ситуацию в определенных регионах и (или) городах, на уро­вень и структуру цен на товарных рынках.

Особенностью инвестиционного процесса является его сопря­женность с неопределенностью, степень которой может значитель­но варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвести­ционные проекты подразделяются таким образом:

надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выпол­няемые по государственному заказу);

рисковые проекты, для которых характерна высокая степень не­определенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

На практике данная классификация не является исчерпываю­щей и допускает дальнейшую детализацию.

Реализация любого инвестиционного проекта преследует опре­деленную цель. Для разных проектов эти цели могут быть различ­ными, однако в целом их можно свести в четыре группы:

1) сохранение продукции на рынке;

2) расширение объемов производства и улучшение качества продукции;

3) выпуск новой продукции;

4) решение социальных и экономических задач. Определенная цель может быть достигнута разными путями,

поэтому большая часть реализуемых проектов носит конфликтую­щий характер, когда прорабатываются разные пути достижения одной и той же цели.

Всем инвестиционным проектам присущи некоторые общие черты, позволяющие их стандартизировать. Это:

*  наличие временного лага между моментом инвестирования и моментом получения доходов;

*  стоимостная оценка проекта.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным цик­лом проекта (или проектным циклом). Окончанием существования проекта может быть:[2]

ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и исполь­зования результатов выполнения проекта;

достижение проектом заданных результатов;

прекращение финансирования проекта;

начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом, т.е. модернизация;

вывод объектов проекта из эксплуатации.

Инвестиционные проекты имеют разнообразные формы и со­держание. Инвестиционные решения, рассматриваемые при анализе проектов, могут относиться, например, к приобретению недвижи­мого имущества, капиталовложениям в оборудование, научным ис­следованиям, опытно-конструкторским разработкам, освоению но­вого месторождения, строительству крупного производственного объекта или предприятия. Однако разработка любого инвестици­онного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации — мо­жет быть представлена в виде цикла, состоящего из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (или производственной). Суммарная продолжительность трех фаз состав­ляет жизненный цикл (срок жизни) инвестиционного проекта (project lifetime), что можно представить в виде графика (рис. 1).

Рис. 1. Жизненный цикл (три фазы) инвестиционного проекта

Универсального подхода к разделению фаз инвестиционного цикла на этапы нет. Решая эту задачу, участники проекта должны об­ращать внимание на особенности и условия выполнения данного проекта. Рассмотрим примерное содержание фаз инвестиционного цикла.

Фаза 1 — предынвестиционная, предшествующая основному объему инвестиций, не может быть определена достаточно точно. В этой фазе проект разрабатывается, изучаются его возможности, проводятся предварительные технико-экономические исследова­ния, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и други­ми участниками проекта, выбираются поставщики сырья и оборудо­вания. Если инвестиционный проект предусматривает привлечение кредита, то в данной фазе заключается соглашение на его получе­ние; осуществляется юридическое оформление инвестиционного проекта: подготовка документов, оформление контрактов и регист­рация предприятия.

Затраты, связанные с осуществлением первой стадии, в случае положительного результата и перехода к осуществлению проекта ка­питализируются и входят в состав предпроизводственных затрат, а затем через механизм амортизации относятся на себестоимость про­дукции.

Фаза 2 — инвестиционная, когда происходит инвестирование или осуществление проекта. В данной фазе предпринимаются кон­кретные действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер, а именно: разрабатывается проектно-сметная документация; заказывается оборудование; готовятся производ­ственные площадки; поставляется оборудование и осуществляется его монтаж и пусконаладочные работы; проводится обучение пер­сонала; ведутся рекламные мероприятия.

На этой фазе формируются постоянные активы предприятия. Некоторые затраты, их еще называют сопутствующими (например,

расходы на обучение персонала, проведение рекламных кампаний, пуск и наладка оборудования) частично могут быть отнесены на себе­стоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично капитализированы (как предпроизводственные затраты).

Фаза 3 — эксплуатационная (или производственная). Она начинается с момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или приобретения недвижи­мости либо других видов активов. В этой фазе осуществляется пуск в действие предприятия, начинается производство продукции или оказание услуг, возвращается банковский кредит в случае его исполь­зования. Эта фаза характеризуется соответствующими поступления­ми и текущими издержками.

Продолжительность эксплуатационной фазы оказывает сущест­венное влияние на общую характеристику проекта. Чем дальше во вре­мени отнесена ее верхняя граница, тем больше совокупная величина дохода.

Весьма важно определить тот момент, по достижении которого денежные поступления уже непосредственно не могут быть связа­ны с первоначальными инвестициями (так называемый инвестици­онный предел). При установке, например, нового оборудования та­ким пределом будет срок полного морального и физического износа.

Общим критерием продолжительности жизни проекта или пе­риода использования инвестиций является существенность (значи­мость), с точки зрения инвестора, денежных доходов, получаемых в результате этих инвестиций. Так, при проведении банковской экс­пертизы на предмет предоставления кредита срок жизни проекта будет совпадать со сроком погашения задолженности, а дальнейшая судьба инвестиций банк не интересует. Устанавливаемые сроки при­мерно соответствуют сложившимся в данном секторе экономики периодам окупаемости или возвратности долгосрочных вложений. Однако в условиях повышенного инвестиционного риска средняя продолжительность принимаемых к осуществлению проектов будет ниже, чем в стабильной экономике.[3]

Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному объему инвестиций. Именно на данной стадии жизнен­ного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвес­тиционная привлекательность. Предынвестиционные исследования должны дать полную характеристику инвестиционного проекта. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах:

- как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление ком­плекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близкими по смыслу в этом случае яв­ляются термины «хозяйственное мероприятие», «работа (комплекс работ)», «проект»;

-как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, не­обходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия. В первом значении используется, как правило, «проект», во втором значении — «инвестиционный проект».

Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

-формирование инвестиционного замысла (идеи);

-исследование инвестиционных возможностей;

-обоснование инвестиций;

-подготовка контрактной документации; подготовка проектной документации; строительно-монтажные работы;

-эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

Формирование инвестиционного замысла

Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает:

выбор и предварительное обоснование замысла;

инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта, техники, ресурса, услуги), организация производства которого преду­смотрена намечаемым проектом;

проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, ре­гиональными и отраслевыми органами;

предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект;

подготовку информационного меморандума реципиента.

Предпроектное исследование инвестицион­ных возможностей включает:

-предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

-оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

-подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации про­екта и составу участников;

-оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

-подготовку исходно-разрешительной документации;

подготовку предварительных оценок по разделам технико-экономического обоснования проекта, в частности, оценку эффективности проекта;

-утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей; подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

-подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (ре­шение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта)

Технико-экономического обос­нования проекта, или оценка по технико-экономической и финансовой приемлемости, предусматривает:

проведение полномасштабного маркетингового исследова­ния (анализ спроса и предложения, сегментации рынка, цены, элас­тичности спроса, основных конкурентов, маркетинговой стратегии, программы удержания продукции на рынке и т.п.);

подготовку программы выпуска продукции;

подготовку пояснительной записки, включающей данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

подготовку исходно-разрешительной документации;

разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования, загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств, производствен­ный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплек­тующие изделия, энергоресурсы);

градостроительные, архитектурно-планировочные и строи­тельные решения;

инженерное обеспечение;

проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;

описание организации строительства;

подготовку данных о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

подготовку сметно-финансовой документации, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; рас­чет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет по­требности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые по­требности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

планирование сроков осуществления проекта;

оценку финансовой эффективности проекта;

оценку экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

формулирование условий прекращения реализации проекта.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологи­ческую и другие виды экспертиз.

Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвес­тировании. После завершения разработки ТЭО участники инвести­ционного проекта дают собственную оценку предполагаемых инве­стиций в соответствии с конкретными целями и возможными рисками, затратами и прибылями.

Чем выше качество ТЭО, тем легче бывает работа по оценке проекта. К этому моменту со времени возникновения идеи проекта уже затрачены определенные время и средства. Стоимость предынвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат до­вольно велика. Она составляет от 0,7% — для крупных проектов до 5% — при небольших объемах инвестиций. Оценочное заключение покажет, насколько оправданы были эти предпроизводственные за­траты.

Заключение по проекту выполняется национальными или меж­дународными финансовыми учреждениями. При подготовке оценоч­ного заключения внимание концентрируется на «здоровье» фирмы, которую предполагается финансировать, на доходах владельцев цен­ных бумаг, а также на защите ее кредиторов. Методы, применяемые для оценки проекта в соответствии с этими критериями, касаются анализа технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и, возможно, экономических аспек­тов. Данные такой оценки входят в общее оценочное заключение.

Оценочные заключения, как правило, делаются не только по кон­кретному проекту, но также и по отраслям промышленности, свя­занным с ним, и экономике в целом. Так, если оценивается автомо­билестроительное предприятие, то заключение учитывает и вопро­сы взаимоотношения предприятия с отраслями — поставщиками сырья и оборудования, транспортным сектором, наличием шоссей­ных дорог и возможностями энергоснабжения. Для крупномасштаб­ных проектов при составлении оценочного заключения могут по­требоваться проверка собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленных его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.

Необходима проработка всех вопросов, связанных с осущест­влением инвестиционного проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом. Недостаточно или неправильно обоснованный проект обречен на серьезные труд­ности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующие действия.[4]

3. Бизнес-план.

Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В са­мом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содер­жащий в структурированном виде всю информацию о проекте, не­обходимую для его осуществления.

Сегодня потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания част­ных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составле­ние проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Значение бизнес-плана особенно велико в условиях, сложившихся в настоящее время в Рос­сии. В отличие от экономически развитых стран в нашей стране суще­ствует множество неблагоприятных факторов, требующих тщатель­ного анализа на этапе планирования и экспертизы инвестиционных проектов.

Особая сфера применения бизнес-планов — привлечение потен­циальных инвесторов как отечественных, так и иностранных. Начинать переговоры о получении инвестиций без бизнес-плана (а он является привычным для зарубежных партнеров) невозмож­но, не рискуя сразу же породить сомнения в компетентности и серь­езности своих намерений.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприя­тия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изу­чить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оце­нить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с воз­можными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкла­дывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их пре­одолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализа­ции проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанали­зировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалис­тичность. В международной практике считается, что без бизнес-пла­на вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководи­теля фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказы­ваются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен кон­сультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не озна­чает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наобо­рот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесо­образность самого замысла.

Согласно рекомендациям ЮНИДО бизнес-план имеет следу­ющую структуру.

1. Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.).

2. Маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурент­ная среда, перспективная программа продаж и номенклатура про­дукции, ценовая политика).

3. Материальные затраты (потребности, цены и условия по­ставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей).

4. Место размещения с учетом технологических, климатиче­ских, социальных и иных факторов.

5. Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, специ­фикация оборудования и условия его поставки, объемы строитель­ства и т.п.).

6. Организация предприятия и накладные расходы (управле­ние, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования).

7. Кадры (потребность, обеспеченность, режим работы, усло­вия оплаты, необходимость обучения).

8. График осуществления проекта (сроки строительства, мон­тажа и пусконаладочных работ, период функционирования).

9. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства эконо­мического развития и торговли Российской Федерации бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы.

1. Вводная часть (резюме).

2.  Обзор состояния отрасли (производства), к которой отно­сится предприятие.

3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

4. Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

5. План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследо­вание рынка, стратегия маркетинга).

6. Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, дви­жение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый ана­лиз отдельных видов продукции).

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществлен­ных в ходе реализации проекта.

Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широ­ком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвести­ционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подго­товка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения пере­говоров между держателем проекта и его потенциальными участни­ками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования.

В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:

1) бизнес-проспекта инвестиционного проекта, основное назначе­ние которого — представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о це­лесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а так­же для руководства верхнего уровня предприятия с целью форми­рования пакета проектов организации;

2) краткого бизнес-плана инвестиционного проекта, дающего до­статочно детальную оценку предложений, представление структури­рованной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки;

3) полного бизнес-плана инвестиционного проекта, предоставляю­щего необходимое для окончательного решения комплексное, де­тально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта.


4. Принципы оценки инвестиционного проекта.

Основные принципы оценки инвестиционной привлекательности проектов

Инвестирование является одним из наиболее важных аспек­тов деятельности любой динамично развивающейся организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Вместе с тем успеш­ная деятельность предприятий, осуществляющих подобную инвестиционную политику, зависит от того, как организован процесс ана­лиза и отбора инвестиционных проектов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов независи­мо от технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей осуществляется на основе единых прин­ципов. К ним относятся:

рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) — от проведения предынвестиционных иссле­дований до прекращения проекта;

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчет­ный период с учетом возможности использования различных валют;

сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариан­тов проекта);

положительность и максимум эффекта. Для того чтобы инвес­тиционный проект был признан эффективным с точки зрения ин­вестора, необходимо, чтобы, во-первых, эффект его реализации был положительным; во-вторых, при сравнении альтернативных инвес­тиционных проектов предпочтение было отдано проекту с наиболь­шим значением эффекта;

учет фактора времени. При оценке эффективности проекта долж­ны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения, разрывы во времени (лаги) между про­изводством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой, не­равноценность разновременных затрат и (или) результатов (предпоч­тительность более ранних результатов и более поздних затрат);

учет только предстоящих в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящих потерь, непосредственно вызванных осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организаци­ей на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернатив­ной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значе­ние упущенной выгоды;

сравнение «с проектом» и «без проекта»;

учет всех наиболее существенных последствий проекта. При опре­делении эффективности инвестиционного проекта должны учиты­ваться все последствия его реализации — как непосредственно эко­номические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

учет наличия разных участников проекта, несовпадения их ин­тересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;

многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осу­ществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потреб­ности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;

учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды про­дукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности исполь­зования при реализации проекта нескольких валют;

учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рис­ков, сопровождающих реализацию проекта.

Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организацион­ной, временной и т.д. Каждая из них по-своему важна, однако финан­совые и экономические аспекты инвестиционной деятельности во мно­гих случаях имеют решающее значение.

При всех прочих благоприятных характеристиках проект не бу­дет принят к реализации, если не обеспечит прежде всего:

возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров и услуг;

прирост капитала, создающий минимальный уровень доходно­сти, компенсирующий общее (инфляционное) изменение покупа­тельной способности денег, а также покрывающий риск инвестора, связанный с осуществлением проекта;

окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы.

Определение реальности достижения именно таких результа­тов инвестиционных операций и является ключевой задачей анали­за эффективности любого инвестиционного проекта. Ценность ре­зультатов в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных и от корректности методов, используемых при их анализе.[5]

Заключение

Реализация целей инвестирования предполагает формирова­ние инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других участников проектов необходимой информацией для при­нятия решения об инвестировании.

Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко:

1) как деятельность (мероприятие), предполагающая осущест­вление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достиже­ние определенных целей;

2) как система, включающая определенный набор организаци­онно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти дей­ствия.

В Федеральном законе «Об ин­вестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществля­емой в форме капитальных вложений» дано такое определение ин­вестиционного проекта: Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практиче­ских действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».


Список литературы

1.     Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 248 с.

2.     Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л. «История экономических учений» - М.: НГА, 2004, - 264 с.

3.     Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 354 с.

4.     Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Рынок. Микроэкономическая модель». –С.-Пб., 2004, - 289 с.

5.     Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.» - М.: Наука,2002, - 254 с.



[1] Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 148 с.


[2] Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л. «История экономических учений» - М.: НГА, 2004, - 204 с.


[3] Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 254 с.


[4] Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Рынок. Микроэкономическая модель». –С.-Пб., 2004, - 189 с.


[5] Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.» - М.: Наука,2002, - 244 с.