Тема 5. Прогнозирование в принятии  решений

5.1. Какие методы  можно применять для среднесрочного прогнозирования института частного образования в России? Обоснуйте ответ

Наиболее надежным методом прогнозирования института частного образования остается экспертная оценка перспектив реального  процесса  развития частного образования при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию[3,с . 189].

Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее частного образования в России, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в образовательной сфере.

Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей частного образования, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития частного образования.

Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.

Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее частного образования.

Конечно, различия между этими основными типами прогнозов развития частного образования условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.



5.2. Как  обеспечить соблюдение принципа непрерывности прогнозирования в работе администрации  города

Прогнозирование в работе администрации города, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики города, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами  городской жизни. Поэтому  прогнозирование  в работе администрации города должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность , верификация (проверяемость)[3, с. 190].

Основное требование принципа непрерывности вытекает из самого названия. В задачу субъекта – администрации города, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных  политических акций, митингов, забастовок и т.д.

5.3. Постройте прогнозную модель детской беспризорности в современной России

В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью".

Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.

В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью покончено ещё в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны беспризорности (т.н. дети улиц).

Особенность современной беспризорности в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщины, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в том числе сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества[1, с. 176].

Ликвидация и профилактика беспризорности требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.

Тема 8. Психологические особенности  принятия  индивидуальных решений

8.1. Приведите примеры отклонения  от рационального выбора, используя таблицу 1

Таблица 1

Влияние среды

Влияние качеств  на ЛПР

социум

Малая группа

Инвариантные качества

Индивидуальные качества

Лидерство

Формирование  малой группы

Образованность

Темперамент

власть


цели

характер


8.2. Как соотносятся выводы  теории ограниченной рациональности  и теории многокритериальных выборов

«Ограниченная рациональность» - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени”[1][6]. Концепция ограниченной рациональности служит стимулом к исследованию институтов. Следовательно, принятие этой предпосылки расширяет круг проблем, входящих в предмет экономической науки[5,с . 166].

Следствием ограниченной рациональности является наличие частичной информации у агента во время переговоров, в ходе которых вырабатываются условия контракта. Это делает невозможным функционирование рынков обычного типа в тех случаях, когда издержки оказания услуг зависят от тех характеристик покупателя услуг, которые известны лишь ему самому, или когда выгодность покупки зависит от аналогичных характеристик продавца.

Существует множество различных алгоритмов принятия многокритериальных решений и соответственно различных способов адаптации (обучения) этих алгоритмов.  Для сравнительной оценки эффективности их использования в конкретных задачах бывает недостаточно только теоретического анализа. Хотя очевидно, что при принятии решений целесообразно в максимальной степени руководствоваться формальными методами их оценки и оптимизации.

Во многих проектных ситуациях, требующих анализа противоречий в критериальных требованиях, оказывается удобным задавать на множестве альтернатив не одну скалярную функцию Ck(k1, ..., kM), а совокупность показателей качества и рассматривать задачу в векторной постановке. При этом традиционное понятие оптимальности заменяется на понятие "оптимальности по Парето", а сама задача оптимального  называется многокритериальной. Основная особенность задачи многокритериального выбора состоит в том, что ее решением является, как правило, не единственная точка, а целое множество оптимальных по Парето, или эффективных точек.

8.3. Приведите примеры  использования  иллюзий и ловушек в бизнесе и политике

Общепризнанно, что кризис российской экономики – это, прежде всего, кризис управления. Многие «новые» русские компании, преодолев самый сложный этап «становления», через год-полтора «нормальной» жизни прекращают свое существование из-за неумения наладить свою деятельность в относительно стабильных условиях. Хотя у российских промышленных предприятий принципиально другие проблемы - их причины также заключаются в несоответствии качества управления требованиям современной рыночной среды[3, с. 176]. 

Одним из источником этого «кризиса управления» является рассмотрение самого термина управление, как синонима термина менеджмент. Эти понятия принципиально расходятся

Для преодоления этого «кризиса», российским компаниям, следует, для начала, отказаться от некоторых иллюзий.

Первая заключается в том, что большинство российских компаний считает что они могут продолжать эффективно развиваться без радикального изменения системы управления. Такую «роскошь» могут себе позволить лишь компании, получившие по тем или иным причинам доступ к «специфическим» ресурсам – источникам уникального сырья (в том числе энергоносителям), источникам внешнего финансирования или всевозможным льготам, а также ставшими монополистами на своем сегменте рынка. Даже полная безалаберность в управлении такими компаниями до поры до времени с лихвой покрывается преимуществами от использования указанных факторов.

Вторая иллюзия заключается в том, что даже развитые компании, ориентированные на ведение бизнеса в условиях честной конкурентной борьбы, в значительной степени сосредоточены только на совершенствовании менеджмента ресурсов. При этом менеджментом организации, обычно, незаслуженно пренебрегают. Следствием этого, являются безуспешные, как правило, попытки постановки эффективного менеджмента путем внедрения зарубежных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP) без одновременной кардинальной перестройки всей системы управления .

Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.

2.     Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2000. – 408 с.

3.     Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2000. – 408 с.

4.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2000. – 400 с.

5.     Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2000. – 288 с.

6.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.

7.     Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2001. – 67 с.

8.     Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.

9.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2001. – 208 с

10.                       Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0,2000. – 292 с.