Содержание

1.   Задание 1.4. 3

2.   Задание 2.5. 5

3.   Задание 3.1. 9

4.   Задание 4.2. 13

5.   Задание 5.3. 16

Список используемой литературы.. 18

Вариант 9.

1.   Задание 1.4.

 

Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.


Важным приемом хозяйственного анализа являются сводки и группировка. Путем сводки можно определить общий результат действия различных факторов на какой-либо показатель (выпуск продукции, снижение себестоимости и т.д.) Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Группировки позволяют изучить характеристику связей и взаимосвязей между исследуемыми  показателями и явлениями, обнаружить в них те или иные закономерности и тенденции. Так, группировка предприятий, входящих в состав объединения, по степени выполнения плана производства дает возможность выявить лучшие подразделения, изучить экономические резервы. Группировка рабочих по стажу дает характеристику производственного опыта, а группировка их по другому признаку, например, по разряду, позволяет получить квалификационную характеристику рабочей силы.

Классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.

Структурные подразделения предприятий и организаций (цехи, мастерские, отделы), осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады предприятий, учреждений и организаций, не выделенные на самостоятельный баланс, учитываются по основной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций.[1]

В качестве примера можно привести группировки подразделений в машиностроении. Здесь все подразделения (мастерские, цеха участки и т.д.) могут быть сгруппированы по двум направлениям. Это по технологическим признакам и по предметным. Технологический признак означает, что все оборудование, все рабочие места группируются согласно технологии, которая используется на данном предприятии. Что касается предметной специализации, то здесь все подразделения группируются по ассортименту и номенклатуре выпускаемых изделий.

Теперь несколько иная сфера деятельности. Возьмем для второго примера подразделения любого банка. В данном случае группировку можно осуществить по трем направлениям:

– операционному,

– функциональному,

– информационному.

Операционный признак в данном случае будет означать, что подразделения можно сгруппировать исходя из выполняемый кредитных и других операций. В этом случае отделы будут нести названия: Кредитный отдел, Отдел операций с векселями, Отдел по работе с долговыми обязательствами и т.д.

Функциональный признак подразумевает деление подразделений по выполняемым функциям. Например, отдел безналичных расчетов, отдел наличных расчетов, отдел оформления кредитов и т.д.

И наконец, третий признак, – информационный. Здесь основой является степень обеспеченности информацией подразделений. Можно выделить, справочно-информационное бюро, отделы оперативной информации, а также консультационные подразделения.

2.   Задание 2.5.


В чем заключается причина выделения отраслей (видов деятельности) народного хозяйства. Как связано отраслевое деление с содержанием учебных дисциплин: ТЭА, КЭАХД, ФА или анализ бухгалтерской отчетности, УА?


Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.

Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. Такая группировка отраслей народного хозяйства необходима для правильного определения объема общественного продукта и национального дохода, их распределения, перераспределения и использования, составления баланса трудовых ресурсов, а также для установления народно - хозяйственных пропорций и определения экономической эффективности общественного производства.[2]

Развитие рыночных отношений требует от предприятий эффективных форм хозяйствования и управления производством, конкурентоспособности продукции и услуг, активизации предпринимательства и инициативы. Важную роль в организации управленческого анализа отводят анализу основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.[3]

В зависимости от того, к какой сфере (производственной или непроизводственной) относится рассматриваемое предприятие, можно проводить различные анализы хозяйственной деятельности.

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Хозяйственный анализ связан с изучением общественных явлений, поэтому речь идет об абстрактном разложении экономических явлений и показателей на составные части. В общем виде, хозяйственный анализ может быть определен как средство изучения производственно-хозяйственной деятельности и контроля за эффективностью производства. Хозяйственный анализ дает количественную и качественную характеристику хозяйственного явления, выявляет допущенные отклонения в процессе производства, нарушения требований экономических законов.

Чтобы анализ был действенным, он обязательно должен завершаться составлением плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и контролем над внедрением этого плана в жизнь. Таким образом, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем над их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства, и разработкой мероприятий по их использованию.

Классификация КЭАХД по объектам управления имеет большое значение. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и другого. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с конкретизацией цели анализа выделяют виды анализа, представленные в таблице 1[4]:

Таблица 1.

Виды анализа

вид анализа

Содержание или цель анализа

Основные исполнители

Технико-экономический анализ

Изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности

Службы главного инженера и технолога. Чаще всего используется на машиностроительных предприятиях

Финансово-экономический анализ

Финансовые результаты деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования капиталов, выявление резервов роста прибыли и улучшения финансового состояния

Финансовые службы, финансовые и кредитные органы. Более приемлем для финансовых предприятий, т.е. банков, кредитных организаций и т.д.

Управленческий анализ

Предоставление руководству информации для планирования, контроля, принятия управленческих решений, выработки стратегии и тактики по финансовой, маркетинговой, технической и др. политиках

Все службы. Характерен для всех предприятий любого профиля


Что касается анализа бухгалтерской отчетности, то он применяется на предприятиях, которые имеют собственный обособленный бухгалтерский баланс в любой сфере производственной и непроизводственной деятельности.


3.   Задание 3.1.


Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе объемов произведенной (товарной, реализованной) продукции. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.


Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Данная модель наиболее применим для машиностроительных отраслей: автомобилестроение, приборостроение и т.д.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Данная модель может применяться в любых отраслях промышленности: химической, деревообрабатывающей и др.

Кратные модели:

.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

,

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Наиболее применим в торговле и пищевой промышленности.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.[5]

Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объема производства и темпов его роста, т.е. с оценки выполнения плана производства и реализации продукции. Основными направлениями анализа в области реализации являются проверка обоснованности и сбалансированности плана по общему объему реализации; изучение выполнения плана по общему объему реализованной продукции, ее динамики, выявление причин отклонения; оценка выполнения хозяйственных договоров и других обязательств по поставкам продукции. В области производства – определение степени выполнения плана и темпов роста объемов производства; изучение влияния трудовых показателей на изменение объема производства; оценка выполнения плана по номенклатуре; расчет влияния качества продукции и ритмичности ее выпуска на объем производства.

При анализе объема реализации прежде всего определяют влияние плана и динамику общего объема реализации (процент выполнения плана, темпы роста и темп прироста), находят отклонения фактических значений от плановых и от значений предшествующего периода. В условиях усиления ответственности предприятий за соблюдение договорной дисциплины особое значение приобретает анализ выполнения договорных обязательств. Показатель реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам характеризует уровень соблюдения предприятием государственной и договорной дисциплины. Прежде чем приступить к оценке выполнения плана по этому показателю, необходимо дать оценку его обоснованности. На практике иногда общая сумма договоров оказывается меньше плана реализации. Это означает, что не обеспечен сбыт продукции. Встречаются расхождения между вещественным содержанием запланированного объема реализации и его денежным выражением,  а также заказами покупателей, зафиксированными в хозяйственных договорах. По результатам проверки при необходимости вносят изменения в запланированный объем реализации.

Далее определяют выполнение плана по анализируемому показателю. При расчете его фактической величины продукция, поставленная сверх плана по одним наименованиям, не  засчитывается в покрытие недопоставок по другим позициям. Не разрешается также недопоставки одному получателю покрывать за счет сверхплановых поставок другому получателю. Таким образом, фактический объем реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам меньше объема реализации на величину недопоставленной продукции по договорам. Объем недопоставленной продукции определяется по каждому наименованию товарной продукции и по каждому получателю. В случае недопоставки продукции в отчетном периоде (месяце, квартале, году) увеличивается план поставок на следующий календарный период. Таким образом, выполнение плана поставок в течение года (или другого промежутка времени) учитывается нарастающим итогом. Это дисциплинирует изготовителей и повышает их ответственность за выполнение плана поставок. Если план поставок не выполнен, необходимо проанализировать основные причины недопоставок. Особое внимание должно быть обращено на выполнение плана производства основных видов продукции, на своевременность отгрузки продукции, на ритмичность производства и выполнение плановых заданий основных видов продукции. Необходимо выявить также сумму и динамику штрафов за недопоставку продукции. [6]

4.   Задание 4.2.


Примените приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1.

Степень обеспеченности плановых поставок материалов договорами с поставщиками

Наименование материалов

Единица измерения

Объем поставки материалов

Процент плановых поставок, обеспеченных договорами

По плану – всего

Обеспеченной договорами с поставщиками

Не обеспеченной договорами с поставщиками

Пиломатериалы

Куб. м

3100

3100

-

100

Шифер

Шт.

8400

6800

1600

81

Балки

т

1260

840

420

66,7


Таблица 2.

Сведения о поставках пиломатериалов за месяц

Дата поставки

Поступление пиломатериалов, куб.м.

Засчитано в счет ритмичного снабжения

По плану

Фактически

По плану

Фактически

2

3

26

20

6

6

30

30

30

10

10

24

22

22

14

14

20

23

20

19

19

24

21

-

22

22

20

26

20

26

26

32

30

30

30

30

30

34

30

Всего за месяц

206

206

152


При решении данной задачи будут использованы традиционные приемы управленческого анализа, а именно сравнение.

Исходя из данных первой таблицы можно определить поставки какого из строительных материалов являются обеспеченными по договорам, какова их доля в общем количестве договоров.

Оказывается, что пиломатериалы поставляются без каких-либо несоответствий со стороны поставщиков. Все поставки являются обеспеченными договорами, т.е. сколько указано по договору продукции, столько материалов и привозят. Что же касается других строительных материалов, то видно, что поставки балок являются наименее обеспеченными договорами (они составляют всего 66,7%). А вот шифер занимет золотую середину. Со своим 81% он обеспечивает 6800 поставок этого вида строительных материалов.

Также по этой таблице можно определить структуру поставок строительных материалов.

Это значит, что пиломатериалы составляют 3100*100%/(3100 + 8400 + 1260) = 24,3% от общей поставки материалов, при чем 3100*100%/(3100 + 6800 + 840) = 28,9% поставок пиломатериалов обеспечены договорами поставок по отношению ко всем обеспеченным договорами поставкам. Аналогично можно подсчитать и процентное соотношение поставок шифера и балок.

Шифер: 8400*100%/12760 = 65,8% от общей поставки материалов,

6800*100%/10740 = 63,3% об общего числа поставок, обеспеченных договорами.

Балки: 1260*100%/12760 = 9,9% от общей поставки материалов,

840*100%/10740 = 7,8% об общего числа поставок, обеспеченных договорами.

Таким образом, получается, что поставки шифера являются самыми крупными и обеспеченными по сравнению с другими видами поставок.

По второй таблице можно проанализировать сроки поставки пиломатериалов и сделать выводы о регулярности поставок.

Из сроков поставки видно, что поставщик только один раз не выполнил обязательств и просрочил на 1 день поставку, кроме этого он доставил меньшее количество пиломатеиалов. Остальные поставки были произведены вовремя. Но они не соответствовали необходимому количеству пиломатериалов в партии, т.е. расходились с плановым количеством.

Но в конце месяца все рахождения компенсировались за счет неравномерных и не ритмичных поставок.

В связи с этим количество продукции , засчитанной за счет ритмичной поставки составило 152, вместо 206. Потери в связи с неритмичной работой составили 26,2%. Это довольно высокий показатель. Для его снижения необходимо более тащтельно выбирать поставщиков и следить за регулярностью поставок.

Коэффициент ритмичности составил: 152/206 = 73,7%.


5.   Задание 5.3.


Имеются данные (исходные и расчетные)

Рассчитайте коэффициент равномерности реализации товаров по двум торговым подразделениям за 1 квартал. Сделайте сравнительные выводы о равномерности работы каждого из них.

Таблица 3.

Анализ равномерности реализации товаров

Магазин

Товарооборот за периоды

Январь

Февраль

Март

Итого за квартал

1 – 15

16 – 31

1 – 15

16 – 28

1 – 15

16 – 31

1








Реализовано, тыс. руб.

29

41

15

90

50

55

280

% к величине за квартал

10,36

14,64

5,36

32,14

17,86

19,64

100,00

Средний процент продаж

16,7

Отклонение от среднего процента продаж

-6,31

-2,02

-11,31

15,48

1,19

2,98

0,00

Квадраты отклонений

39,81

4,10

127,91

239,51

1,42

8,86

421,60

Среднее квадратическое отклонение

√(421,6/6) = 8,38

Коэффициент вариации

8,38/16,7 = 0,5

Коэффициент равномерности

1 – 0,5 = 0,5

1








Реализовано, тыс. руб.

19

31

22

25

20

320

437

% к величине за квартал

4,35

7,09

5,03

5,72

4,58

73,23

100,00

Средний процент продаж

16,7

Отклонение от среднего процента продаж

-12,35

-9,61

-11,67

-10,98

-12,12

56,53

-0,20

Квадраты отклонений

152,58

92,28

136,09

120,54

146,98

3195,25

3843,71

Среднее квадратическое отклонение

√(3843,71/6) = 25,3

Коэффициент вариации

25,3/16,7 = 1,5

Коэффициент равномерности

1 – 1,5 = -0,5


Коэффициент равномерности денежных потоков показывает степень отклонения денежных потоков в различные периоды от среднего уровня. Он определяется путем вычитания из единицы отношения среднего квадратического отклонения денежных потоков и их среднего значения.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что коэффициент равномерности первого предприятия свидетельствует о достаточно стабильной реализации продукции. На другом предприятии совсем другая картина: продажа товаров осуществляется очень неравномерно, чему подтверждением является коэффициент равномерности равный -0,5.


Список используемой литературы


1.     Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. и др. Экономика и статистика фирмы. – М., Финансы и статистика. 2000.

2.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика. 2002.

3.     Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности. Теория и практика. Пер. с англ.  – М., :Финансы и статистика. 1996.

4.     Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., :ФиС. 2002.

6.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, :ИП Экоперспектива, 2002.

7.     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М., :ИНФРА-М.1999.




[1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, :ИП Экоперспектива, 2002.

[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика. 2002.

[3] Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.

[4] Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности. Теория и практика. Пер. с англ.  – М., :Финансы и статистика. 1996.

[5] Бороненкова С.А. Управленческий анализ. -М., :ФиС. 2003.

[6] Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., :ФиС. 2002.