Оглавление


Введение. 3

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях  4

2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.. 8

3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.. 10

Заключение. 15

Список использованной литературы.. 17

Введение

        Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее

подсистема (бюджетная система). В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget – сумка, кошелек) понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне управления для обеспечения функций соответствующих органов власти (государственной, местной).

        Социально-экономическую роль бюджета трудно переоценить. Бюджет – это основа функционирования средств государства в целом, а также его национально-государственных и административно-территориальных образований; это, пожалуй, единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, обеспечивает проведение единой государственной экономической и финансовой политики.

        Бюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы.

1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в современных условиях

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям

происходят глубокие изменения в экономике России. При этом развитие экономики зависит от рационального построения финансовой системы. Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная финансовая система, которая состоит из бюджетов различных уровней.

        Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов

РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны. Бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных расходов), т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.

        Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений.

        Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использовани­ем средств на выполнение государством всех возложенных на него экономических, социальных, политических и дру­гих задач в рамках соответствующей экономической систе­мы. В этих условиях государство имеет возможность сосре­доточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Отличительные особенности государственного бюдже­та как самостоятельной экономической категории заключаются в следующем.

        1. Бюджетные отношения являются особой формой эко­номических перераспределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости совокупного общественно­го продукта (главным образом национального дохода) в ру­ках государства и ее использованием с целью удовлетворе­ния потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.

        2. При помощи бюджета осуществляется процесс пере­распределения ресурсов, сконцентрированных в централи­зованном денежном фонде страны, между отраслями на­родного хозяйства, сферами общественной деятельности, территориями страны и т.д. в пределах экономической системы.

        3. Посредством государственного бюджета не только осуществляются перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному и финансовому регулированию экономики. Изменением состава налоговых платежей и размеров их ставок, системой государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе

        4. В условиях рыночной экономики мероприятия бюджетной политики должны быть продуманы, четко скоординированы с денежно-кредитной, ценовой и валютной поли­тикой государства.

     5. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов, что обуслов­лено ключевым положением бюджета по сравнению с дру­гими звеньями. Так как в государственном бюджете отра­жаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые институты — налоги, государственные расхо­ды, государственные займы и т.д., то его можно охаракте­ризовать как основной финансовый план государства.

Централизация средств имеет не только экономичес­кое, но и политическое значение, поскольку мобилизуе­мые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального раз­вития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При формировании рыночной экономики роль государ­ственного бюджета повышается. При этом методы его воздействия на общественное производство и сферу соци­альных отношений изменяются.

        Сущность государственного бюджета как экономичес­кой категории реализуется посредством выполняемых функ­ций. Они заключаются в следующем:

        - перераспределение национального дохода и ВВП;

        - государственное регулирование и стимулирование экономики;

        - развитие социальной сферы;

        - контроль за образованием и целевым использовани­ем централизованного фонда денежных средств.

        Федеральный бюджет является основной сферой пере­распределения национального дохода и ВВП. Бюджет широ­ко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, развития экономики и социальной сферы на всей территории страны, включая республики, края, области, районы.

        В настоящее время средства государственного бюдже­та, прежде всего, должны направляться на финансирование  структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищен­ность наименее обеспеченных слоев населения.

        Бюджет выступает важным инструментом  регулирования и стимулирования экономики и развития социальной сферы. Государственная поддержка оказывается приоритетным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению некоторым другим.

        Развитие социальной сферы в определяющей мере зависит от бюджетных средств. В то же время уровень развития данной сферы является одним из основных факторов экономического благополучия. Ускоренное развитие способ­ностей человека - главный двигатель прогресса. В социальной политике к таким приоритетам относятся поддерж­ка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. В этих целях должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, активи­зирована социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяе­мых на социальные цели, на решение жилищной проб­лемы.

        В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фонда­ми денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предпри­ятий, а также степень участия предприятий в формирова­нии доходов бюджетной системы, и прежде всего феде­рального бюджета Российской Федерации; осуществляется контроль за финансово-хозяйствен­ной деятельностью предприятий и отраслей народного хо­зяйства в целом.  Контрольная функция бюджета прояв­ляется посредством формирования и использования фонда денежных средств государства - отображает экономичес­кие процессы, протекающие в структурных звеньях эконо­мики и социальной сферы. Благодаря этому свойству бюд­жет свидетельствует о поступлении в распоряжение государства финансовых ресурсов от субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.

        Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения, регулирования и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создавае­мом государством  бюджетном механизме.       Бюджетный механизм позволяет на практике исполь­зовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производствен­ных и социальных процессов.

2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ

        Бюджетные доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд страны. Доходы бюджета, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, т.к. последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

        Доходы бюджета разделяются на налоговые и неналоговые В условиях перехода на рыночные отношения доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Взаимоотношения предприятий и государства стали строиться на правовой основе в соответствии с законодательством.

        Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизируемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства.

        Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом РФ и включают:

1)    налог на добавленную стоимость;

2)    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

3)    налог на прибыль (доход) организаций;

4)    налог на доходы от капитала;

5)    налог на доходы с физических лиц;

6)    единый социальный налог (взнос);

7)    государственная пошлина;

8)    таможенная пошлина и таможенные сборы;

9)    налог на пользование недрами;

        10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

        11)налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

        12)сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

        13) лесной налог;

        14) водный налог;

        15) экологический налог;

        16) федеральные лицензионные сборы[1].

        К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

        Рассмотрим доходы федерального бюджета РФ в 2003 году (см. Табл. 1).

                                                                                                                                     Таблица 1

Состав и структура доходов федерального бюджета в 2003 г.[2]


млрд.руб.

Уд.вес, в %

Доходы

2202,2

100,0

в том числе:



налоговые доходы[3]

1696,1

77,0

из них:



налог на прибыль организаций

172,2

7,8

налог на добавленную стоимость

752,6

34,2

акцизы

214,9

9,8

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

323,4

14,7

платежи за пользование

природными ресурсами



214,2

9,7

единый социальный налог

339,5

15,4

неналоговые доходы

150,6

6,8

в том числе от:



внешнеэкономической деятельности

65,6

3,0

использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

76,9

3,5

доходы целевых бюджетных фондов

15,1

0,7


        Следует отметить, что основную часть в доходах бюджета занимают налоговые доходы (около 77 % всех доходов федерального бюджета), на неналоговые доходы приходится около 7 %. Первое место в налоговых доходах занимает налог на добавленную стоимость (около 34 %), второе место принадлежит единому социальному налогу (около 15 %). В структуре неналоговых доходов примерно равный вес имеют доход от внешнеэкономической деятельности и доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций – около 3 % общего объема доходов федерального бюджета.

3. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ

        Расходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие по поводу распределения фонда денежных средств государства и его использования в связи с осуществлением государством своих функций – экономической, социальной, оборонной, внешнеэкономической, управленческой.

        В расходах бюджета находят свое выражение две стороны бюджетного распределительного процесса: распределение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные средства.

        Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых можно характеризовать с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

        Расходы бюджета проявляются в различных формах, что связано с влиянием таких факторов, как природа и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств и т.д.

        В РФ предусмотрены расходы федерального бюджета на:

1)    государственное управление и местное самоуправление;

2)    судебную власть;

3)    международную деятельность;

4)    национальную оборону;

5)    правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

государства;

6)    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

7)    промышленность, энергетику и строительство;

8)    сельское хозяйство и рыболовство;

9)    охрану окружающей природной среды и природных ресурсов,

гидрометеорологию, картографию и геодезию;

10)               транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

11)               развитие рыночной инфраструктуры;

12)               жилищно-коммунальное хозяйство;

13)               предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных

ситуаций и стихийных бедствий;

14)               образование;

15)               культуру, искусство и кинематографию;

16)               средства массовой информации;

17)               здравоохранение и физическую культуру;

18)               социальную политику;

19)               обслуживание государственного долга;

20)               пополнение государственных запасов и резервов;

21)               финансовую помощь бюджетам других уровней;

22)               утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнению

международных договоров;

23)               мобилизационную подготовку экономики;

24)               формирование целевых бюджетных фондов;

25)               прочие расходы[4].

        К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления – представительной и исполнительной. Финансирование национальной обороны включает затраты на содержание Вооруженных Сил РФ, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военную программу Минатома России. Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

        За счет средств бюджета финансируются затраты на государственную поддержку угледобычи, воспроизводство минерально-сырьевой базы, оказывается поддержка транспорту, связи.

        Обслуживание государственного долга предполагает расходы на выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу, а также на погашение внутреннего и внешнего долга.

        Рассмотрим расходы федерального бюджета в 2003 году (см.Табл.2).

                                                                                                    Таблица 2

Состав и структура расходов федерального бюджета в 2003 г.[5]


млрд.руб.

Уд.вес, в %

Расходы

2046

100,0

из них на:



государственное управление

56,2

2,7

международную деятельность

32,2

1,6

национальную оборону

295,3

14,4

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

190,4

9,3

промышленность, энергетику и строительство

105,5

5,2

сельское хозяйство и рыбо­ловство

27,8

1,4

транспорт,  связь и информатику

7,5

0,4

дорожное хозяйство

38,7

1,9

социально-культурные меро­приятия

618,3

30,2

обслуживание государственного долга

223,7

10,9

финансовую помощь бюджетам других уровней

318,3

15,6

расходы целевых бюджетных фондов

15,1

0,7

        Из таблицы видно, что структуре расходов федерального бюджета выделяются расходы на социально-культурные мероприятия, которые составляют около 30 % от общего объема расходов. Значительные расходы отводятся также на финансовую помощь бюджетам других уровней, обслуживание государственного долга, национальную оборону (10-15 %). Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства составляют около 9 % от общей суммы расходов.

Заключение

        Таким образом, бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных расходов), т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.

        Сущность государственного бюджета как экономичес­кой категории реализуется посредством выполняемых функ­ций. Они заключаются в следующем:

        - перераспределение национального дохода и ВВП;

        - государственное регулирование и стимулирование экономики;

        - развитие социальной сферы;

        - контроль за образованием и целевым использовани­ем централизованного фонда денежных средств.

        Бюджет выступает важным инструментом  регулирования и стимулирования экономики и развития социальной сферы. Государственная поддержка оказывается приоритетным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению некоторым другим.

        Развитие социальной сферы в определяющей мере зависит от бюджетных средств. В социальной политике к таким приоритетам относятся поддерж­ка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. В этих целях должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, активи­зирована социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяе­мых на социальные цели, на решение жилищной проб­лемы.

        Доходы бюджета разделяются на налоговые и неналоговые В условиях перехода на рыночные отношения доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоговые доходы. Особенно значимыми являются налог на добавленную стоимость, единый социальный налог В неналоговых доходах выделяются доход от внешнеэкономической деятельности и доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

        В структуре расходов федерального бюджета выделяются расходы на социально-культурные мероприятия, а также расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней, обслуживание государственного долга, национальную оборону, расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.

Список использованной литературы

        1) Налоги: Учеб.пособие / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика,2001.

2)    Финансы: Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В.,

Сабанти В.М. – М.: Перспектива, Юрайт, 2003.

        3) Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2002.

        4) Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский Дом “Дашков и К”, 2001.

        5) Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

        6) Финансы: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

        7) Россия в цифрах: Крат.стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2004.



[1] Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1.

[2] По оперативным Минфина России

[3] Включая единый соцмальный налог

[4] Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский Дом “Дашков и К”, 2001.


[5] Россия в цифрах: Крат.стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2004.