Содержание
1. Местонахождение муниципального образования. 3
2. Характеристика населения муниципального образования. 4
3. Виды деятельности муниципального образования. 6
4. Структура органов местного самоуправления. 6
5. Проблемы и перспективы муниципального образования. 8
Список литературы.. 10
1. Местонахождение муниципального образования
Город Новокузнецк является самоуправляемым муниципальным образованием в составе Кемеровской области. Как муниципальное образование город имеет свой Устав, территорию, собственность, бюджет, символику, выборные и иные органы городского самоуправления.
Территорию города составляют все земли в границах городской черты, установленной Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.03.90 N 89 "Об установлении городской черты г. Новокузнецка Кемеровской области".[1]
Для наиболее эффективного осуществления функций городского самоуправления территория города Новокузнецка разделяется на районы.
Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения районов города, установления и изменения их границ и наименований решаются Советом народных депутатов по предоставлению Главы города с учетом мнения населения соответствующей территории либо на городском референдуме.
Поселки и сельские поселения, входящие в состав города, одновременно входят в состав одного из его районов.
В городе Новокузнецке выделяется территория исторической зоны "Кузнецк" с особым правовым режимом использования земель. Границы исторической зоны и режим ее использования устанавливаются правовым актом Совета народных депутатов города Новокузнецка (далее по тексту - Совет народных депутатов).
Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города. Пригородная зона города - зона совместных интересов муниципального образования города и иных муниципальных образований, территория которых прилегает к городской черте.
Границы пригородной зоны и ее правовой статус определяются органами государственной власти Кемеровской области с учетом мнения населения города и иных муниципальных образований, находящихся на территории пригородной зоны.
2. Характеристика населения муниципального образования
Численность постоянного населения на 1.01.2002г., тыс. чел.:
все население - 578,4;
в том числе городское - 578,4.
Удельный вес в численности населения области - 19,8%.
Плотность населения - 1374 человека на 1 кв. км.
Естественное движение населения (человек) |
||
|
2003 |
2002 |
Зарегистрировано в ЗАГСах города: |
|
|
родившихся (без мертворожденных) |
5449 |
5284 |
умерших |
9646 |
9349 |
в т.ч. умерших детей до 1 года |
56 |
51 |
Естественный прирост (убыль -) населения |
-4197 |
-4065 |
Браки |
4407 |
4357 |
Разводы |
3106 |
3573 |
Миграция населения (человек) |
||
|
2003 |
2002 |
Прибывшие, всего |
8845 |
9811 |
в т.ч. мужчины |
4083 |
4486 |
дети до 16 лет |
1248 |
1476 |
Выбывшие, всего |
6092 |
6607 |
в т.ч. мужчины |
2975 |
3216 |
дети до 16 лет |
814 |
938 |
Сальдо миграции |
2753 |
3204 |
Коэффициенты естественного движения населения (в расчете на 1000 человек по фактам,зарегистрированным в ЗАГСах города)[2]
Возрастно-половые особенности смертности населения |
Число умерших на 1000 человек населениясоответствующего пола |
Смертность мужчин превысила смертность женщин в 2003 г., раз |
|||
Мужчины |
Женщины |
||||
2003 |
2002 |
2003 |
2002 |
||
Всего умерших |
20,3 |
19,4 |
13,7 |
13,5 |
1,5 |
Умерших в трудоспособном возрасте |
14,9 |
14,0 |
4,4 |
4,4 |
3,4 |
Основные показатели занятости населения |
2003 |
2002 |
Численность занятых в экономике города, тыс. чел. |
271,5 |
277,7 |
в том числе занятые |
||
на крупных и средних предприятиях |
196,6 |
208,2 |
на малых предприятиях |
28,5 |
28,4 |
Численность работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, человек |
775 |
4335 |
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, человек |
3479 |
9001 |
На конец года: |
||
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в ЦЗН, человек |
4012 |
5056 |
Официально статус безработных имеют, человек |
3611 |
4637 |
Проходят профессиональное обучение по направлению ЦЗН |
53 |
64 |
Основные показатели уровня жизни населения (рублей) |
||
|
2003 |
2002 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей |
4795 |
3953 |
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году |
107 |
111 |
Среднемесячная номинальная начислен-ная з/плата работающих на крупных и средних предприятиях, рублей |
6621 |
5448 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
108 |
106 |
Средний размер назначенной месячной пенсии (включая компенсационные выплаты), рублей |
1844 |
1540 |
Реальный размер назначенной месячной пенсии, в % к предыдущему году |
106 |
112 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), рублей |
2157 |
1922 |
в том числе: |
||
трудоспособное население |
2335 |
2085 |
пенсионеры |
1508 |
1346 |
дети |
2263 |
2003 |
3. Виды деятельности муниципального образования
Основные отрасли промышленности:
- черная металлургия (ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат"),
- угольная (ОАО "Разрез Талдинский", ОАО шахта "Есаульская-Н", ОАО шахта "Полосухинская"),
- цветная металлургия (ОАО "НКАЗ"),
- электроэнергетика (Западно-Сибирская ТЭЦ, Кузнецкая ТЭЦ),
- машиностроение и металлообработка (ОАО "Кузнецкие металлоконструкции", ОАО "НЗМРК", ЗАО завод "Универсал").[3]
4. Структура органов местного самоуправления
Структуру городского самоуправления образуют:
1. Глава городского самоуправления и высшее должностное лицо города - Глава города.
2. Представительный орган городского самоуправления - Совет народных депутатов.
3. Исполнительный орган - городская Администрация.
4. Контролирующий орган - Комитет городского контроля.
5. Иные органы и должностные лица, образуемые в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и Уставом.[4]
Глава города Новокузнецка является высшим должностным лицом города, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на его территории, гарантом защиты интересов жителей города, согласованности и законности действий органов и должностных лиц города.
Глава города Новокузнецка председательствует на заседаниях Совета народных депутатов. Глава города одновременно является Главой Администрации города. Глава города наделен исполнительными, распорядительными и контрольными функциями, осуществляемыми им на принципе единоначалия в соответствии со своей компетенцией. Глава города по вопросам своей деятельности подотчетен населению города и Совету народных депутатов.
Совет народных депутатов состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, исключающем возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Кемеровской области.
Численный состав Совета народных депутатов - 19 депутатов. Срок полномочий депутатов - пять лет. Глава города председательствует на заседаниях Совета народных депутатов, подписывает и обнародует его правовые акты.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом по решению вопросов местного значения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, законов Кемеровской области, нормативных актов органов государственной власти, Устава города, правовых актов Совета народных депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, осуществляя организационное, правовое, информационно-техническое обеспечение деятельности органов городского самоуправления.
Администрация города является юридическим лицом. Администрация города действует под непосредственным руководством Главы города.
В составе Администрации города создаются функциональные, отраслевые и территориальные подразделения. Структурные подразделения Администрации (районные Администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции городского самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории. В пределах бюджетного финансирования Глава города вправе создавать новые структурные подразделения, а также реорганизовывать и ликвидировать существующие. Структурные подразделения Администрации могут являться юридическими лицами, иметь смету доходов и расходов, открывать счета в банках в соответствии с действующим законодательством. Имущество структурных подразделений Администрации города закрепляется за ними на правах оперативного управления, если иное не предусмотрено законодательством. В их управлении могут находиться муниципальные предприятия, учреждения, организации, иные муниципальные объекты.
Таким образом, модель местного самоуправления в Новокузнецке следующая: Глава исполнительной власти непосредственно избирается населением и одновременно исполняет функции председателя представительного органа местного самоуправления.[5]
5. Проблемы и перспективы муниципального образования
Валовая добавленная стоимость по городу на протяжении ряда лет сохраняет положительную динамику, что является следствием высоких темпов валового выпуска, как в сфере производства товаров, так и сфере оказания услуг. В 2005 году прирост валовой добавленной стоимости в сопоставимых ценах составит 3,5% и в денежном выражении прогнозируется в сумме 63,4 млрд. руб.
Итогом высоких темпов роста валовой добавленной стоимости, произведенной на территории города, является положительная динамика уровня мобилизации налоговых платежей во все уровни бюджетов. В 2003 году контингент налоговых поступлений составил 10,2 млрд. руб., в 2004 году ожидаемые совокупные налоговые доходы вырастут по сравнению с 2003 годом почти в 1,5 раза и оцениваются в сумме 15,3 млрд. руб.
Объем выпуска продукции в промышленности в 2005г. достигнет 153 млрд. руб. Прирост составит 2-3%. Основное направление в черной металлургии - дальнейшая реконструкция и техническое перевооружение металлургических предприятий. В результате преобразований ОАО "НКМК" и ОАО "ЗСМК" должны превратиться в современные заводы с широкими технологическими возможностями. Инвестиции в предприятия черной металлургии в 2005г. составят более 4 млрд.руб. В угольной промышленности в 2005г. будет добыто более 25 млн.тонн угля, эта цифра сопоставима с объемом добычи в 2004г. Теперь главной задачей в топливной промышленности является не наращивание объемов производства, а применение новых технологий, механизация и автоматизация производства. В цветной металлургии будет произведено более 300 тыс.тонн алюминия. На ОАО "Новокузнецком алюминиевом заводе" планируется модернизация литейного производства с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции. Ожидаемая прибыль по городу в 2005г. прогнозируется на уровне текущего года и оценивается в сумме 19 млрд.руб., причем 70% - это прибыль предприятий черной металлургии.
В перспективе будет продолжено строительство и реконструкция тех же крупных объектов социального значения, которые финансировались в 2004г. Это - "Строительство 2-ой очереди канализации", "Реконструкция Драматического театра", "Строительство поликлиники в Новоильинском районе", "Продолжение реконструкции дамбы в Орджоникидзевском районе". К новым объектам можно отнести строительство моста и путепроводной развязки в районе ДОЗа с дорогой до ЭСПЦ-2. [6]
По программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья" будет снесено около 12 бараков; с подработанных угольных территорий будет переселено около 100 семей.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. – Справочная система Гарант.
2. Устав Новокузнецка от17 декабря 1995 года (в ред. Постановлений Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 26.02.2002 N 2/8, от 25.06.2002 N 8/33 от 25.11.2003 N 10/77)
3. Рубан В.В., Марченко Е.В., Краковская М.Я. Система муниципального управления: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
4. http://www.novokuznetsk.su/ - Официальный сайт города Новокузнецка.
[1] Устав Новокузнецка от17 декабря 1995 года (в ред. Постановлений Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 26.02.2002 N 2/8, от 25.06.2002 N 8/33 от 25.11.2003 N 10/77) – ст.7.
[2] http://www.novokuznetsk.su/ - Официальный сайт города Новокузнецка.
[3] http://www.novokuznetsk.su/ - Официальный сайт города Новокузнецка.
[4] Устав Новокузнецка от17 декабря 1995 года (в ред. Постановлений Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 26.02.2002 N 2/8, от 25.06.2002 N 8/33 от 25.11.2003 N 10/77)
[5] Рубан В.В., Марченко Е.В., Краковская М.Я. Система муниципального управления: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
[6] http://www.novokuznetsk.su/ - Официальный сайт города Новокузнецка.