Содержание

Введение. 3

1.1. Предмет социологического знания. 4

1.2. Место социологии в системе наук об обществе. 6

1.3. Структура социологии как науки. 8

1.4. Фундаментальные вопросы социологии. Основные социологические теории  11

Заключение. 17

Список литературы.. 18


Введение

Основой науки и обыденного сознания, присутствующего в повседневной жизни, является процесс познания, то есть отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.[1]

Социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Социология пытается постичь поведение человека. Можно сказать, что социология это наука об обществе.

Социология издревле касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

С развитием общества, по мере накопления, знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Социология стала развиваться как самостоятельная наука.

Цель работы изучить основные начала социологии.

Задачи работы определить предмет социологического знания, место социологии в системе наук об обществе, ее структуру как науки и рассмотреть социологические теории.

1.1. Предмет социологического знания

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857),которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы.

Общество настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы той или другой, только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество.[2]

Предметом какой либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты – живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступает понятие и категории – мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.[3]

Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного, в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости.

В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы коснемся их более или менее подробно.

Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология, тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т. е. по сути философский, анализ развития общества, и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука.

Потребность в гуманитарных знаниях, то есть знаниях об отношении человека и общества, а именно такие знания дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.[4]


1.2. Место социологии в системе наук об обществе

Определенное значение для целого ряда наук имеют положения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рассматриваются и другими науками, в том числе экономическими, экологическими, педагогическими и т. д. Однако специальные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всестороннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории раскрывают социальные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (скажем, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возможности социального самоутверждения личности и различных социальных групп в системе экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Речь идет о специфических аспектах этих отношений, прежде всего о заключенных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетворениях насущных потребностей и интересов. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных общественных: и гуманитарных наук.

У социологии много общего с другими науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена.

Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социальным углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.[5]

Что же отличает социологию от других общественных наук?

Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы.

Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение.

Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами.

При этом, естественно, в поле зрения исследователя, попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, то есть социологическое поведение изучается в динамике.

Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, религиозного поведения и семейной жизни.

Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах общественной жизни или же выявить отношения людей к этим процессам. Социология разрабатывает технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.


1.3. Структура социологии как науки

Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определять социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.[6]

Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Это могут быть большие и малые социальные группы, и национальные общности людей, в том числе классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации.

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые общественные группы, с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т. д.

Как видно, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, это прежде всего определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе круга объектов, изучаемых социологией, глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах и др.

Если исходить из первого Фактора, то есть из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого. Это будет правильно, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура, словом все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но. выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы – один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходным моментом структуры социологического знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия.

Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры

Другой стороной структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе функционировании экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Важной частью структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых групп межличностного общения и отдельных личностей. Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах социальных и политических отношений, а также о нациях: народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.[7]


1.4. Фундаментальные вопросы социологии. Основные социологические теории

Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений раскрывающих природу людей и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.

На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т. д.) Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество. Общество выступает как система данных отношении. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или, что то же самое, общетеоретической социологии.

Общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и. субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выявлению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.

Определенное значение для целого ряда наук имеют положения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рассматриваются и другими науками, в том числе экономическими, экологическими, педагогическими и т. д.

Однако специальные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всестороннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

Можно перечислить некоторые основные параметры специальных социологических теорий и их применения.

Это, во-первых, исходные теоретические и методологические положения, на которых строятся данные теории и которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов.

Во-вторых, система понятий, которыми оперируют специальные социологические теории.

В-третьих, формулируемые, теоретические обобщения и выводы.

В-четвертых, вытекающие из исследований и осмысленные в рамках специальных социологических теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем, В том числе повышения эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами. Специфика данных теорий заключается именно в том, что они органически связаны с практикой.

Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно выделить, например, социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию города и социологию села, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности.

Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений, так и по действующим субъектам, в качестве которых выступают классы, нации, группы молодежи, население города и села, политические партии и движения и т. д. Каждая из названных выше отраслей социологии в той или иной степени разработана усилиями ученых разных стран.

В многообразии теоретических взглядов на предмет, структуру и методы социологии можно выделить два четко выраженных направления:

1.Сведение социологии к узкоэмпирическому подходу, по сути дела отрицающему необходимость общей социологической теории под предлогом того, что социология может обладать только специальной научной теорией.

2.Стремление поставить эмпирические и следования на серьезный научный фундамент – теоретический базис социологии.

В самой социологической теории возникает проблема соотношения реализма и номинализма, которая, конечно же, не может быть разрешена только на уровне эмпирического познания.

Под влиянием узкоэмпирических взглядов на социологию изменились представления о многообразии социального мира и социальных проблем.

Обладая определенной системой мировоззрения, знаний и опыта ученый пытается подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно предмета познания.

Именно на этих выводах строятся затем новые теории, то есть научные взгляды на проблему. Отсюда следует многообразование научных концепций общей социологии, которая включает в себя систему основных понятий, отражающих реальный человеческий мир.[8]

Определенное значение для целого ряда наук имеют положения и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий. Они могут касаться проблем труда, быта, различных видов деятельности людей. Эти вопросы рассматриваются и другими науками, в том числе экономическими, экологическими, педагогическими и т. д.

Однако специальные социологические теории имеют свой ракурс рассмотрения данных проблем. В этом смысле они дополняют данные других наук, вооружают их своими выводами и способствуют всестороннему исследованию соответствующих явлений.

Специальные социологические теории раскрывают социальные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (скажем, городского или сельского), семейного и личного быта.

Они отражают возможности социального самоутверждения личности и различных социальных групп в системе экономических, политических, правовых и других общественных отношений. Речь идет о специфических аспектах этих отношений, прежде всего о заключенных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетворения их насущных потребностей и интересов.

Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных общественных: и гуманитарных наук.

Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или иных процессах общественной жизни или же выявить отношения людей к этим процессам.

Социология разрабатывает технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов.

Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах.

Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский ученый и философ Огюст Конт (1798-1857). Это был энциклопедически образованный мыслитель, внесший существенный вклад в развитие учения об обществе. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода социальные атомы, существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество.

На решающую роль общества в формировании личности указывали французские мыслители XVIII в. Гольбах и Гельвеций. По их мнению, не только навыки в той или иной области деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни.

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.

Наряду с социологическими учениями Конта, Спенсера, Дюркгейма и Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в ХХ в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, обработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

Социологическая мысль в России второй половины прошлого начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, а порой и программные установки этих идей. Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX - ХХ вв., в том числе П. Чаадаева А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, П. Лaврова, Н. Михайловского, П. Струве.



Заключение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.

Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений.

Социология изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология с ее опорой на наблюдение и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

У социологии много общего с другими науками, такими как политология, экономика, антропология, психология,

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях, это еще и определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.



Список литературы

1.     Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П. Волкова. – М.: Гардарики, 2002. – 512 с.

2.     Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.

3.     Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 508 с.

4.     Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 302 с.

5.     Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 349 с.


[1] Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 7

[2] Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П. Волкова. – М.: Гардарики, 2002. – с.6, 11

[3] Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – с. 41

[4] Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 2001. – с. 8

[5] Социология: Учебник. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2002. – с. 9-11

[6] Социология: Учебник. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2002. – с. 7

[7] Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 20

[8] Харчева В. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 2001. – с. 98, 99