Содержание

Введение. 3

1.Предмет и методы политологии. Основные категории. 4

2.Функции политологии. Ее место и роль в системе общественных наук. 10

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Введение

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX века политология развивалась без самостоятельной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория.

С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования.

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляемых власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.[1]

«Политика» – одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

Предметом изучения и исследования выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Цель работы изучить основные начала политологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить предмет, метод, функции политологии

2.     Изучить место политологии и роль в системе наук.

1.Предмет и методы политологии. Основные категории

Политология – есть наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическим институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.[2]

Термин «политика» происходит от греческого polis (город-государство). В научный оборот он вошел во многом благодаря известной работе Аристотеля «Политика». Вплоть до конца XIX столетия это слово применялось главным образом для обозначения институциональной структуры власти. Затем оно стало употребляться в более широком смысле – для обозначения всего комплекса явлений и процессов, имеющих место в ходе осуществления государственной власти или борьбы за нее. Сегодня термин «политика» включает широкий набор различных видов деятельности, социальных отношений и идей.

В самом общем виде политологию определяют как науку о политике и ее взаимоотношениях с обществом. Таким образом, основные объекты политологического исследования – политическая жизнь общества, его политическая система и политический процесс.

Центральным пунктом политики, ее сердцевиной является понятие власти. М. Вебер характеризовал политику как стремление к участию в осуществлении власти или к влиянию на распределение власти. Политология может быть определена как наука о власти и об отношениях по поводу власти.

Эксперты ЮНЕСКО в 1950 г. предложили следующий перечень тем, составляющих предмет политической науки.

1. Политическая теория:

а) политическая теория;

б) история идей.

2. Политические институты:

а) конституция;

б) центральное правительство;

в) региональное и местное правительство;

г) государственная администрация;

д) экономические и социальные функции правительства;

е) сравнительный анализ политических институтов.

3. Партии, группы и общественное мнение:

а) политические партии;

б) группы и объединения;

в) участие гражданина в правительстве и в администрации;

г) общественное мнение.

4. Международные отношения:

а) международная политика;

б) международная политика и организации;

в) международное право.[3]

Однако с тех пор содержание политологических исследований существенно расширилось. Сегодня они включают анализ процесса принятия политических решений, политической коммуникации, поведения электората, в том числе различных его групп (молодежь, женщины, национальные меньшинства и др.), политической модернизации, тоталитарных систем, развивающихся стран, а также сравнительный анализ местной политики и др.

В настоящее время в рамках политологии как интегральной науки о политике в результате ее как внутренней дифференциации, так и взаимодействия с другими общественными науками сформировались более узкие научные направления, предметом изучения которых являются либо те или иные аспекты политики, либо ее взаимосвязи с неполитическими явлениями и процессами: геополитикой, этнополитикой, политической философией, политической социологией, политической антропологией и др.

В системе научного знания весьма важным является выяснение и адекватное использование соответствующих методов исследовательской практики. В политологии, так же как и во многих других науках, используются прежде всего общелогические методы: анализ, синтез, моделирование и другие теоретические методы: системный, сравнительный, исторический и т.д.

Особое значение – имеют универсальные методы: анализ и синтез. Анализ (от греч. Analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного расчленение предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

Синтез (от греч. Synhesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.[4]

Процедуры анализа входят органической, составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению ею его строения, состава, а также его свойств, признаков.

Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого. Одной из форм анализа служит классификация предметов и явлений.

Так, анализ политического процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции развития, изучить состав и позиции участников.

Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Синтез позволяет обобщить различные явления, сформировать синтетическое суждение, которые соединяют в единое целое эмпирическую информацию.

Анализ в политике – аналитическое рассмотрение политической деятельности и поведения людей, политических явлений и процессов на основе различных политологических теорий, концепций и подходов.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политику экономических отношений, социальной структуры, различных общественных групп.

Психологический подход нацеливает исследователей на изучение зависимости политического поведения и деятельности людей от их индивидуальных качеств.

Институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, общественно-политических организаций, права и др.

Сравнительный подход требует изучения политики прошлого и выявления ее связей с настоящим, предполагает исследование политической истории для моделирования политического будущего.

Цивилизационно-культурологический подход предполагает учет влияния на политику цивилизованных и культурных факторов, особенностей участия в политическом творчестве людей различных цивилизаций к культур.

Бихевиористский подход в противовес институциональному ставит в центр внимания не институты, а политическое поведение. Он начал утверждаться в 20-е и главным образом в 30-е годы ХХ в. Для его развития много сделал старейшина американской политической науки Чарльз Мерриам (1876-1953), который большое внимание уделял психологии.

Бихевиористский («поведенческий») подход предполагает изучение политики посредством конкретных исследований политического поведения и различных общественных и профессиональных группах, его типизации и моделирование.

Бихевиористский подход привел к широкому использованию в политической науке таких методов, как зондирование, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, а также математических методов.

Наиболее крупным представителем течения в политической науке, тяготевшего к повороту от эмпиризма к теории, был Дэвид Истон, опубликовавший в 1953 г. книгу «Политическая система: анализ состояния политической науки», в которой сформулированы принципы нового исследовательского подхода – системного, названного Истоном общей теорией в политической науке.

Системный подход к политике состоит в изучении ее как сложной, саморегулирующейся системы, у которой есть «вход» и «выход» в «общество», функции и деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в политической системе иного типа. Например, от тоталитарной и авторитарной и затем к демократической полной системе.

Функциональный подход требует изучения зависимости между различными политическими явлениями и окружающей средой. Например, между уровнем социально-экономического развития и степенью демократизации общества между экономическим и политическим плюрализмом, между культурой, традициями и политической активностью населения.

Основоположником функционального подхода считается английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривавший общество как «социальный организм», для которого характерны специализация частей и, как следствие, рост числа «социальных структур» и «социальных функций». В такой модели действительность представляется как совокупность отношений между взаимозависимыми частями. К этому же научному течению относится и Эмиль Дюркгейм(1858-1917).

Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоей целостности, системы, обладающей структурными элементами, подчиняющие определенным закономерностям развития и функционирования.

В своем последующем развитии функционализм прошел определенную эволюцию, и сейчас принято выделять три его типа: абсолютный, релятивистский и структурный.

Самым ярким представителем первого течения был антрополог Бронислав Малиновский (1884-1942), который считал, что каждый элемент общества – материальный объект, обычай, религия, магия, право и др. – выполняет какую-то жизненно важную для общества функцию, удовлетворяет определенные потребности.

Релятивистский функционализм результат критики чрезмерностей абсолютного функционализма. Представителем этого течения является Роберт Кинг Мертон, который считает неправомерным преувеличением приписывание каждому элементу жизненно важной функции: некоторые элементы могут утратить ее и стать ненужными. Мертон ввел три новых понятия, необходимых для анализа.

Это, во-первых, функциональный эквивалент, или заменитель: как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы (например, политический клуб может взять на себя составление программы, как это делает партия).

Во-вторых, дисфункции: если функции способствуют адаптации или регулированию системы, то дисфункции мешают этому (например, какая-то идея, обычай, институт – крепостное право или крестьянская община – могут тормозить развитие страны).

В-третьих, разграничение явных и латентных функций: явные – это те, которые осознаны и признаны участниками системы, латентные – те, которые проявляются неосознанно и непроизвольно.

Структурный функционализм предполагает, что функции исследуются в неразрывной связи со структурами. Под социальными структурами понимается упорядоченное расположение людей, имеющих между собой институционально контролируемые и определяемые отношения, например отношения правительства и населения.

Широко распространены также методы эмпирических исследований: социальные опросы, анализ статистических данных, лабораторные эксперименты, «теории игр» и др.[5]

2.Функции политологии. Ее место и роль в системе общественных наук

Политология, как и любая другая социальная наука, выполняет две основные функции: познавательную и практическую.

Первая заключается в изучении реальных процессов и явлений в мире политики, их механизмов, закономерностей и тенденций их развития. Осуществление этой функции предполагает описание фактов, объяснение смысла тех или иных процессов, теоретическое обобщение эмпирического материала.

Практическая функция политологии проявляется в том, что политологическое знание является основой для практических действий в мире политики. Осуществление этой функции также имеет несколько аспектов.

Во-первых, политология как академическая дисциплина, изучаемая в учебных заведениях, является, безусловно, механизмом политической социализации, обеспечивающим формирование у граждан государства определенной политической культуры и идеологии: благоприятных для стабильного существования данного государства: патриотизма, законопослушания, ориентации на определенные политические ценности.

Во-вторых, политологические знания являются основой как для участия в политической жизни рядовых Граждан государства, так и для принятия политических решений политическими деятелями. Наконец, политология может давать прогностические знания, предсказывая возможный ход событий, и предлагать проекты изменения, совершенствования политических систем.

Общая характеристика социальных функций политологии должна быть дополнена одним существенным уточнением. Политология имеет дело с таким объектом изучения, как люди, обладающие свободой выбора, разными индивидуальными и групповыми интересами и целями. Более того, сами исследователи-политологи обладают собственными ценностными ориентациями, идеологическими предпочтениями, испытывают на себе влияние определенных групповых интересов.

В связи с этим объяснение смысла тех или иных политологических процессов, их оценка, практические рекомендации в значительной степени зависят от того, с позиции каких интересов и ценностей они вырабатываются.

Анализ одних и тех же фактов, выявление одних и тех же тенденций развития политических реальностей могут порождать различные практические рекомендации и противоположные проекты политических преобразований. Поэтому политология в отличие от политических идеологий, таких как либерализм или коммунизм, не может претендовать на решение «последних вопросов бытия», на знание конца истории, на выработку абсолютного политического идеала.

Для политологии должно быть совершенно естественным, что поиск научной истины является перманентным процессом конкуренции различных школ, исследовательских подходов, доктрин, ни одна из которых не может претендовать на знание абсолютной истины.

В этой связи следует согласиться с А.С. Панариным, который отмечает, что политология дает не проекты будущего, соответствующие логистике самой истории, а инструментальное, рецептурное знание – основу тех или иных технологий.[6]

Глубокая политология – гуманистическое знание, синтезирует научность и высокую человечность. С этим связаны ее особенности как науки.

Для осознания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества, в первую очередь отношений политики и экономики. Последнее особенно важно в связи с тем, что в отечественной общественной науке на протяжении семи последних десятилетий господствовала ставшая буквально канонической концепция материалистического понимания истории, сформулированная еще в XIX в. К. Марксом и ставшая с тех пор краеугольным камнем не только марксистско-ленинской философии и социологии, но и советской идеологии.

Согласно упомянутой концепции, политика – это всего лишь надстройка над экономикой, не имеющая внутренней логики функционирования и развития, детерминированная функционированием и развитием экономики, которая является базисом общества.

Социальная структура порождает соответствующие политические и юридические институты, а также духовно-идеологические системы. Другими словами, взаимосвязь экономики и политики носит причинно-следственный характер: экономические явления выступают причиной, а политические – следствием. Взаимосвязь экономики и политики носит причинно-следственный характер: экономические явления выступают причиной, а политические – следствием.

Применительно к человеку политика важнее экономики, потому что она непосредственно затрагивает самый смысл его существования. Человеческая жизнь состоит из отношений между отдельными людьми – основополагающего элемента любого сообщества. Механизмы же осуществления власти, в том числе способы назначения руководителей, серьезно влияют на отношения между людьми.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован в известной работе Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Вывод, к которому автор приходит в результате анализа теории Маркса, прямо противоположен концепции последнего. Согласно позиции Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь.

Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Другими словами, она служит ключом к экономической защите.

В целом в современной науке утвердилось понимание политики как относительно самостоятельной сферы, выполняющей специфическую функцию в жизни общества.

Политика имеет собственную логику развития, при этом она, разумеется, испытывает воздействия экономических факторов, но и сама оказывает воздействие на функционирование и развитие экономики. Экономику можно рассматривать в качестве базиса политики в том смысле, что она производит те материальные ресурсы, перераспределение которых осуществляется в сфере политики, и, таким образом, возможности экономики определяют возможности политики.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества. Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства.

Само право, в свою очередь, является сложным феноменом, порождаемым нуждами общества. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях, на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграли религиозная реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика.

Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

Ни одна отрасль интеллекта не наводнена таким количеством околонаучных элементов, как политология: здесь каждый готов чувствовать себя знатоком, специалистом в некой удаленной инстанции.[7]

Рассмотренная по фарватеру политология, будучи ассоциативной системой знания, вбирает в себя следующие рефлективные дисциплины:

-философия политики – занята осмыслением, логическим воссозданием конвекционных процессов в социуме с позиций отслеживания рационального декларируемых и объективируемых интересов;

-политическая география, – выделяя относительно однородные участки политических ландшафтов, проводит политоморфологические районирования, фиксирует причины варьирования (интенции, интенсивность) политических процессов в зависимости от территориальных локалов (политопов);

-геополитика – синтезирует рельеф и ценности, просматривает связи пространственных конфигураций с реальной политической активностью, устанавливает корреляции пространства с национально-государственными параметрами, расценивает протяжение через призму его сращенности с духом (что в совокупности задает театр самоосуществление народа);

-хронополитика – анализирует закономерную последовательность в динамике политоморфологических рельефов – формы, периоды, циклы, цепи, волны активизации и пассивизации обмена политической деятельностью, воспроизводства, перемещения политического вещества, краткократических движений, стремлений и т.д.

-глобалистика и футурология, – изучая принципиальные мегатенденции современного мира, намечают оптимумы существования в эру риска: кинетика жизни, характер потребления, трансферт и рецензия технологий, индикация устойчивого развития, перспективы и т.д.

-политическая социология – исследует модусы взаимовлияния политики и общественной среды: институционализация, социализация, операционализация, инструментализация политических продуктов в контексте социологического вовлечения (феномены лидерства, элитизма, риска, малых групп, конфликта, принятия решений и т.д.);

-этнополитология – выявляет отношение этнических общностей к политической реальности, реконструирует влияние этнических факторов (культура, конфессия, традиция) на политическую практику;

-сравнительная политология – устанавливает причины сходства и различия политических структур, сопоставимых по порядку, функциям, морфологии, производит таксонирование политических явлений, процессов (национальное – интернациональное; локальное – глобальное; региональное – цивилизованное);

-прикладная политология – техника проведения, обмирщение политических решений; экспертиза, обсчет, нейтрализация, деформация практических действий.

Было бы серьезным искажением истины утверждать, будто названные дисциплины одинаково глубоко и совершенно развиты. Это не так. Многие из них находятся в анаэробном или совершенно зачаточном состоянии. В итоге страдают наука, не получающая соответствующего концептуального оснащения практика.

Заключение

Анализируя сущность политики, М. Вебер отмечал, что это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Так, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, о политике правления, руководящего корпорацией, и т.д.

Однако существует и более специальный социальный смысл слова «политика», когда оно применяется по отношению к руководству государством. В этом смысле Вебер определяет политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает».[8]

Знание о реальных политических процессах необходимо для того, чтобы эффективно действовать в политике. Политология способна определить адекватные средства для достижения тех или иных целей или, наоборот, предвидеть неизбежные последствия тех или иных действий.

Политология, как и любая другая социальная наука, выполняет две основные функции: познавательную и практическую. Первая заключается в изучении реальных процессов и явлений в мире политики, их механизмов, закономерностей и тенденций их развития. Осуществление этой функции предполагает описание фактов, объяснение смысла тех или иных процессов, теоретическое обобщение эмпирического материала. Практическая функция политологии проявляется в том, что политологическое знание является основой для практических действий в мире политики.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и политический риск; партийная и избирательная системы и др.

Конечно, к изучению и исследованию проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки – философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки.

Политическая наука призвана и «должна предлагать» с научной точки зрения решение важных политических задач. Среди них: разработка основных направлений, форм и методов демократизации общественной жизни; выявление условий, принципов консолидации общественно-политических сил на подлинно демократической платформе; определение оптимальных путей преодоления национально-этнических конфликтов и т.д.

Политическая наука, как и всякая другая, в организации и процедуре познавательного процесса использует общенаучные методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сочетание исторического и логического анализа, моделирование и др.

Кроме того, для получения первичной информации о политических фактах она привлекает методы эмпирических исследований, заимствованные из других наук: статистический анализ, конкретно-социологические исследования политического поведения и др.

Политическая наука не указывает людям, какие политические позиции они должны занимать или в какие партии им вступать. Она предлагает иное – научную систему знаний о политике.

Политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

Список литературы

1.     Доленко Д.В. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2003. – 424 с.

2.     Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 544 с.

3.     Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.

4.     Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.

5.     Политология: Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999. – 600 с.


[1] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – с. 27

[2] Политология: Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999. – с. 13

[3] Доленко Д.В. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2002. – с. 9

[4] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – с. 25

[5] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – с. 27

[6] Доленко Д.В. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2002. – с. 16

[7] Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. – с. 7

[8] Доленко Д.В. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2002. – с. 67