Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Конкурентоспособность товаров как фактор экономической безопасности страны......................................................................................... 5
1.1. Зависимость развития конкурентоспособности страны от ее регионов................. 10
1.2.Развитие конкуренции на рынке России........................................................................... 13
Глава 2. Конкурентные преимущества России........................................... 20
Заключение...................................................................................................... 22
Список литературы........................................................................................ 25
Введение
В последнее десятилетие с переходом России к рыночным методам хозяйствования особую актуальность приобретает проблема обеспечения экономической безопасности страны. Критерий конкурентоспособности, приоритеты конкурентоспособности в современном мире выдвигаются в качестве важнейших ориентиров государственного регулирования. Центральная экономическая проблема каждой страны заключение в способности ее экономики развиваться таким образом, чтобы фирмы получали более глубокие конкурентные преимущества. В условиях рынка как национального, так и мирового конкурентоспособность как категория получает многообразное выражение в виде различного рода совокупностей и комбинаций преимуществ одних хозяйствующих субъектов по отношению к другим. Основой развития экономики страны является укрепление ее позиций на мировом рынке посредством достижения более высокого уровня конкурентоспособности в существующих отраслях и сегментах экономики и развития новых.
Повышение национальной конкурентоспособности – гарант экономической безопасности страны. В нашей стране вопросы экономической безопасности последние годы привлекают заметное общественное внимание. Под экономической безопасностью страны понимается сочетание экономических, политических и правовых условий, которые обеспечивают устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения. С сожалением приходится констатировать, что, следуя к рынку, реформаторские силы в нашей стране в решении проблем конкурентоспособности пошли не вперед – с учетом достижений развитых стран и известных факторов, свидетельствовавших, что немало видов продукции советского производства были вне конкуренции на мировом рынке, – а назад, утрачивая эти позиции. Все вышесказанной и обосновывает актуальность разрабатываемой в рамках данной курсовой работы темы.
Отметим, что проблема конкурентоспособности страны на международном рынке - одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало.
Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности национального хозяйства на международном рынке опубликовано достаточно много, однако очевидно, что с течением времени необходимо обновление аналитических материалов в связи с меняющимся положением страны на мировом рынке. В данной работе будут рассмотрены теоретические и практические аспекты исследования конкурентоспособности национального хозяйства на международном рынке как стратегической цели развития национальной экономики. Это и будет целью данного исследования.
Глава 1. Конкурентоспособность товаров как фактор экономической безопасности страны
Товар - сердцевина всей деятельности предприятий (фирм) различных государств и главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. В товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар отражает экономическую силу и активность производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. И одной из основных проблем национальной экономической безопасности стран является уровень конкурентоспособности производимой продукции. '
Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких позициях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми позициями существует взаимосвязь. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого определяют его успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Различные товары, представленные на рынок, проходят там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его потребности, а масса покупателей - тот, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели товары - конкуренты.
Поэтому конкурентоспособность (возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая, товары конкурентов между собой.
Существует большое количество различных определений конкурентоспособности. В обыденных представлениях под конкурентоспособностыо товара подразумевают все то, что обеспечивает ему преимущества На рынке, содействуя его успешному сбыту в условиях конкуренции. Но такое определение не раскрывает сути понятия, а только констатирует очевидный факт зависимости сбыта от конкурентоспособности. Здесь за общностью определения теряется существо конкурентоспособности как характеристики конкретного товара, в связи, с которой происходит распределение спроса между ним и другими товарами обращающимися на рынке товарами аналогичного назначения.
Иногда, под конкурентоспособностью понимают лишь комплекс потребительских свойств, отделяя его от стоимости. Здесь понятие конкурентоспособности отождествляется с понятием качества товара- которое включает технический уровень, само качество изготовления, экономический эффект от его использования и другое, хотя качество - это лишь один из аспектов конкурентоспособности. Были и попытки дать определение конкурентоспособности товаров через их цену. Это определение исходило бы из представления о цене как об универсальной характеристике товара, в которой отражаются все его потребительские и меновые свойства. Причем различие таких свойств у конкурирующих товаров должно при этом проявляться в различии цен, которое: как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу. Но вряд ли найдешь такого потребителя, который, руководствуясь этой логикой, сделал бы выбор среди некоторой группы товаров - конкурентов исключительно на основе сопоставления пен. Именно потребитель, сравнивая предлагаемые ему изделия, решает, какое из них наиболее подходит для него, наиболее конкурентоспособно, с его точки зрения.
Анализ определений конкурентоспособности позволяет выделить наиболее важные моменты:
1) конкурентоспособность - это мера привлекательности товара для потребителей на рынке;
2) в основе этой привлекательности лежит удовлетворение целого комплекса их требований;
3) состав предъявляемых требований и их относительная важность в значительной степени зависит от вида продукции;
4) конкурентоспособность носит относительный характер, во - первых, в смысле ревалентного рынка; во - вторых, по сравнению с аналогичной продукцией основных конкурентов; и, в - третьих, ее имеет смысл рассматривать только применительно к конкретному моменту времени.
Иначе, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени. А так как у каждого покупателя (потребителя) свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей, то конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный смысловой оттенок.
Не все свойства изделия носят полезный для потребителя характер. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы на эксплуатацию - покупать топливо, смазочные масла, запасные части, платить за профилактические осмотры и восстановительные ремонты и т.д. Но потребитель покупает изделие не для того, чтобы выполнять, это и нести по нему дополнительные затраты. Однако без этого и без дополнительных затрат потребитель просто не сможет пользоваться. изделием, не сможет привести его в действие и получать желаемый эффект. Да и сам товар после покупки во многих случаях нет возможности начать немедленно эксплуатировать. Как правило, его нужно доставить покупателю, установить, проверить и т.п. Таким образом, затраты покупателя складываются 'из двух частей - расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется «ценой потребления».
Цена потребления складывается из цены рынка и:
- расходов на транспортировку, стоимости установки;
- стоимости хранения;
- стоимости технической информации и прочей документации;
- расходов по обслуживанию;
- расходов на топливо, электроэнергию;
- расходов на ремонт,
- оплаты налогов, таможенных сборов;
- стоимости страхования;
- стоимости утилизации.
Цена потребления существенно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя. Поэтому потребитель стремится приобрести такой товар, который предполагает для него как можно меньше затрат. Однако и этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает понятия конкурентоспособности- Число «параметров конкурентноспособности» зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами товаров, которые представляют существенный интерес для покупателя. Потребитель • судит о конкурентоспособности по параметрам, указывающим на свойства изделия, с которыми связав размер затрат, необходимых для покупки и использования изделия по назначению. Тем самым выделяются две группы параметров товара: первая группа - это параметры, в которых определена полезность; вторая - параметры, определяющие затраты потребителя при удовлетворении его потребности посредством данного изделия. По ним и происходит сравнение конкурирующих товаров на рынке.
Исходя из этого конкурентоспособность определяется как характеристика товара, в которой отражается его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия:
конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Поскольку в товаре потребительские свойства неотделимы от его стоимостных характеристик, постольку величина конкурентоспособности товара зависит как от размера потребительских свойств, так и от его стоимости.
Наличие потребительских свойств обусловливает эффективность потребления товара, его полезный эффект. Чем выше потребительские свойства товара, его возможный полезный эффект и чем ниже стоимость, тем выше сама по себе способность товара быть реализованным.
В сфере международного товарообмена наряду с характеристиками (потребительскими и меновыми) самого товара возрастает значение свойств, сообщаемых товару изготовившей и продающей его фирмой и в целом страной - производителем. Основные аспекты, которые определяют конкурентоспособность товара на мировом рынке, - относительные величины уровней полезного эффекта И его стоимости.
Обобщенно можно сказать, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических; технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке и это - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку Всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
1.1. Зависимость развития конкурентоспособности страны от ее регионов
Появление сравнительно недавно в научном обороте терминов “экономическая безопасность страны” и “конкурентоспособность страны” свидетельствует о развитии российской экономической теории в сложный период трансформации и постепенного выхода экономики страны на путь устойчивого экономического роста. Указанные экономические категории тесно взаимосвязаны, дополняемы, но, на наш взгляд, не тождественны. Существует необходимость различать их в связи с тем, что понятие экономической безопасности страны шире и включает в себя второе, поэтому предполагает решение более широкого круга социально-экономических задач. Например, реализацию идеи национального единства и формирование интеграционных процессов, снижение безработицы и уровня бедности, поддержание стабильно низких темпов инфляции, развитие региональной инфраструктуры, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности общества и т.п.
Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности, устойчивости и уязвимости, экономического давления, принуждения, экономического суверенитета и т. п.
В основе экономической безопасности страны как категории прежде всего отражаются региональные интересы, среди которых: обеспечение и поддержание достойного уровня жизни населения, рациональное использование имеющегося экономического потенциала, реализация независимой региональной социально-экономической политики страны, сбалансированность и интегрированность в финансовую систему страны. А также необходимость их защиты от различного рода внутренних (возникающих в рамках страны) и внешних (со стороны проводимой экономической политики государства, администраций других регионов, иностранных государств) угроз при соблюдении баланса с общенациональными интересами. Пример Чечни наглядно демонстрирует, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации страны при дисбалансе национальным интересам и как важно своевременно и в рамках закона пресечь тенденцию дезинтеграции страны.
Экономическая безопасность региона является составляющей экономической безопасности страны, т.к. регион, являясь целостным социально-экономическим образованием, в тоже время есть часть единой социально-экономической системы государства, поэтому столь необходимо соблюдение баланса региональных и общенациональных интересов. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских социально-экономических тенденций, все же имеет свои специфические проблемы обеспечения безопасности, которые определяются особенностями самого страны, например, его геополитическим положением, климатическими условиями, обеспеченностью природными ресурсами, структурой отраслей экономики, национальным составом населения. Регионы в праве самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, региональной инфраструктуры, поддержания правопорядка. Но при этом необходимо сохранить единое социально-экономическое пространство страны, обеспечивающее свободное движение товаров, сырья, трудовых ресурсов, капитала.
Государственная региональная политика России призвана разрешить противоречие между необходимостью, с одной стороны, активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а, с другой стороны, локализовать и предотвратить различные региональные конфликты для обеспечения безопасности страны в целом. В "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" определен, к сожалению, только один показатель, демонстрирующий возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, а именно коэффициент дифференциации субъектов РФ по прожиточному минимуму не должен превышать 1,5 раз, фактически же в современных условиях этот показатель превосходит пороговое значение в несколько раз. К сожалению, с 1996 г., за исключением “Концепции национальной безопасности”, на федеральном уровне не были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические аспекты национальной безопасности. Например, так и остался проектом закон о продовольственной безопасности страны, а во многих регионах России, в т.ч. в Пензенском регионе, до сих пор отсутствуют концепции и стратегии экономической безопасности регионов.
Сущность экономической безопасности страны как экономической категории можно раскрыть через систему взаимосвязанных элементов.
Развитие экономики страны определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны – способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса региональных и федеральных интересов. Чем менее развит собственный региональный экономический потенциал для обеспечения экономической безопасности, тем более зависим регион от внешних ресурсов и процесса эффективного экономического взаимодействия с другими страными в рамках федеративного государства.
Система экономической безопасности страны включает следующие элементы: региональные интересы, выявление угроз ЭБ страны, оценку угроз по различным критериям и показателям: социально – демографические индикаторы, характеризующие уровень и качество жизни населения страны; экономические, характеризующие способность экономики страны функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства; индикаторы, характеризующие ситуацию с продовольственным обеспечением страны; инвестиционные индикаторы; финансовые индикаторы, характеризующие устойчивость финансовой системы страны; индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований, теневую экономику, степень криминализации экономики, степень управляемости экономикой.
1.2.Развитие конкуренции на рынке России
Сложившиеся монопольные структуры на российском рынке товаров и услуг практически делают невозможным свободный выход на рынок и поддержание добросовестной конкуренции между предприятиями. Основанные на государственных привилегиях, они господствуют над рынком, разрывают экономическое пространство страны на замкнутые и изолированные друг от друга регионы и сферы деятельности. В большинстве отраслей промышленности 80% продукции (а иногда и еще больше) выпускается одним-двумя предприятиями. Немало примеров концентрации всего российского производства того или иного изделия всего лишь на одном предприятии.
Еще более распространена олигополия, при которой выпуск значительной части однородной продукции сосредоточен всего лишь на двух-четырех крупнейших предприятиях.
Существует и своеобразна двусторонняя монополия, складывающаяся тогда, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель, т.е. здесь сочетается монополия и монопсония. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для газовых автомобилей (производит Заволжский моторный завод, а единственным потребитель- ПО «ГАЗ»); магистральных электровозов (Изготавливает только Новочеркасский электровозостроительный завод, полностью закупает МПС России). В некоторых случаях нынешняя ситуация в российском монополизме даже хуже той, что была в прежнем СССР: в нем какие-то предприятия дублеры были, а сейчас они оказались за границей.
Усугубляется положение спецификой сложившихся в России технологических и хозяйственных связей между предприятиями. В материальном производстве подавляющая их часть жестка привязана друг к другу и практически не имеет возможности выбирать поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и других средств производства.
В такой ситуации складываются идеальные условия для произвольного взвинчивания цен по всей технологической цепочке, причем для этого тоже не требуется даже вступать в какой-то сговор. В конечном счете, происходит непрерывное удорожание, как промежуточных продуктов, так и продуктов конечного потребления, что, естественно, еще более отягощает современную экономическую ситуацию.
Представляет интерес и тенденция к ускоренному формированию финансово- промышленных групп. Подавляющее большинство участников ФПГ – приватизированные либо частные предприятия, обедненные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по своей отраслевой и региональной принадлежности.
Наблюдаются прецеденты достижения расширенных карательных соглашений. Например, Генеральное соглашение о совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, заключенное между МПС, Минтопэнерго, Роскомметаллургии, РАО «ЕЭС России» и ГП «Росуголь». Соглашение преследует цели стабилизации цен на продукцию, поставляемую участниками друг другу, максимального сокращения взаимной задолженности на основе взаиморасчетов, развития вексельной формы расчетов, в том числе и с бюджетом. Другим направлением формирования карательных групп является образование отраслевых союзов производителей и экспортеров. Уже функционируют Союз лесоэкспортеров, Союз производителей минеральных удобрений и средств защиты растений, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, Союз экспортеров и производителей черных металлов, Союз производителей редкоземельных, чистых и особо чистых металлов, Союз нефтеэкспортеров России, Зерновой Союз. В августе 1994 года при МВЭС создан Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров, в состав, которого вошли представители МВЭС и союз экспортеров. Будут ли действия подобных карателей носить монопольный характер, покажет опыт.
Мировой опыт показывает что конкурентное преимущество той или иной фирмы достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Действия любой фирмы делятся на разные виды:
Основное производство и производство сопутствующих товаров, продукции, услуг
Маркетинговая деятельность
Сбытовая деятельность послепродажное сервисное обслуживание
Жизнеобеспечение производственной системы
организация производственной деятельности
управление производственной деятельностью
обновление, осуществление нововведений.
Посредством своей деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирмы рентабельна. Чтобы получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но приводить товар с меньшими издержками, либо действовать так, чтобы давать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену.
Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшими становятся качество товаров, новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий.
Однако по качеству большинства промышленных товаров Россия уступает как развитым, так и отдельным развивающимся странам. Поэтому отечественные экспортеры могли бы успешно конкурировать на мировом рынке преимущественно за счет цены экспортной продукции. Но диктуемые российскими монополистами цены привели к тому, что внутренние цены на многие виды топлива, сырья и полуфабрикаты стремительно возросли и оказались выше мировых.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентное преимущество отечественным компаниям на ближайшую и долговременную перспективу. К таким перспективным направлениям следует отнести: энергетику, биотехнологию, транспорт, создание материалов и химических веществ, добычу и переработку полезных ископаемых, информацию в области высоких технологий
Таблица 1. «Затраты на выпуск продукции стоимостью 100 долл.»1
Страна |
Все издержки |
Топливо, электроэнергия |
Сырье, полуфабрикаты |
Заработная плата |
амортизация |
Россия |
235,0 |
25,0 |
127,5 |
93,0 |
7,5 |
Великобритания |
121,5 |
6,0 |
65,0 |
45,0 |
5,5 |
Италия |
111,5 |
5,5 |
54,5 |
46,0 |
6,0 |
Германия |
110,5 |
7,0 |
59,5 |
39,0 |
5,0 |
Франция |
109,0 |
6,0 |
56,5 |
41,0 |
5,5 |
США |
93,0 |
8,5 |
56,5 |
24,0 |
4,4 |
Япония |
89,5 |
5,5 |
51,0 |
29,0 |
4,0 |
При этом следует иметь в виду, что возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику. При этом процесс движения к интеграции не должен ограничиваться отраслями топливно–энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Одним из основных приоритетов государственной экономической политики должны стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для его дальнейшего развития служит пока еще сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал.
По общему убеждению специалистов разных стран, в конкурентной
борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных, о не зарубежных фирм. Это особенно важно для России, в экономике которой ныне наблюдаются прямо противоположные тенденции.
Необходимо всячески развивать и поощрять развитие внутреннего рынка, способствовать наращиванию отечественной базы знаний и международного передового опыта, повышать долю обеспечения внутреннего рынка страны высококачественными товарами отечественного производства.
Сильная конкуренция отечественных производителей на рынке своей страны будет способствовать отсеиванию зарубежных конкурентов, не являющихся лидерами в соответствующем бизнесе, и давать «путевку» лидерам на освоение международных рынков товаров и услуг. Вытеснение с внутреннего рынка страны иностранных фирм на свободной конкурентной основе будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и, в определенной мере, о конкурентоспособности экономики страны в целом.
Несмотря на то, что в рыночной экономике государство не в состоянии прямо управлять конкурентоспособностью доже в национализированных отраслях, его роль остается значимой: создание наиболее благоприятных соответствующих условий в экономике в целом и на каждом отдельно взятом предприятии. И функции нашего государства в решении указанной проблемы должны быть более весомыми
Проблема повышения конкурентоспособности во всем многообразии ее аспектов, отражает практически все стороны жизни общества и потому неизменно находится в центре внимания государственных деятелей и деловых кругов во всех странах мира .Особе значение придается этой проблеме в индустриально развитых государствах.
Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит намного острее, чем в зарубежных развитых странах. Однако каких-либо специальных мер принципиального характера по повышению конкурентоспособности отечественной экономики все еще не принято. Между тем, даже в условиях переживаемого страной экономического кризиса и наличия других неблагоприятных факторов, государственные органы России и непосредственно ее хозяйствующие субъекты располагают определенными возможностями решения этой проблемы.
Одним из таких решений является осуществление развития малого бизнеса за счет как разукрупнения и демонополизации действующих предприятий, так и создания новых. Этот процесс охватывает все большую часть экономически активного населения. Малые фирмы действуют во всех сферах народного хозяйства. Однако пропорции, сложившиеся на сегодня между сферой производства и сферой услуг, явно не в пользу производства. Большая часть работающий на малых предприятий связаны с торговлей, посредничеством и сферой услуг. Требуемая структура МП должна быть диаметрально противоположной, то есть в производственно-инновационном секторе их должно быть 50-60%
Большими возможностями для развития МП располагают малые города, где многие уже поняли, что старая модель жизни не пригодна.
Материалы социологических обследований и научные разработки ряда независимых исследовательских коллективов показывают на следующие основные негативные факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса:
Неполнота законодательной базы
Сложность налоговой системы
Трудности с формированием первоначального капитала
Давление криминальных структур
Неразвитость лизинга, высокая арендная плата
Тем не менее, что теория совершенной конкуренции не столь далека от российской реальности, как можно подумать.
Дело в том, что большинство новых бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады – мельчайшие фирмы, часто действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» - на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей», поскольку обычно ведется в больших масштабах. Русское словосочетание «мелкооптовая торговля» поэтому, немецкие газеты часто передают абсурдно звучащим термином «мелкокрупная торговля»
Челноки, торгующие китайскими кроссовками, и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне – всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т.е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.
Глава 2. Конкурентные преимущества России
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:
– крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
– наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
– многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
– крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.
А именно:
– преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
– колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
– слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
– резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
– ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
– большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;
– разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Заключение
В настоящее время в условиях роста экономики России стало очевидным, что управление инвестициями не согласовано с динамичными процессами реструктуризации российской экономики и концепцией национальной безопасности в целом. Несовершенство нормативно-правовой базы, гарантирующей защиту прав собственности, выравнивание условий конкуренции, оптимизацию административного регулирования рынков и повышение прозрачности хозяйственной деятельности, является фактором, сдерживающим уровень инвестиционной активности частного отечественного и иностранного капитала.
Тем не менее, мощным фактором конкурентоспособности страны на современном этапе развития мировой экономической системы стали прямые иностранные инвестиции, что еще больше увеличивает актуальность создания благоприятных условий в экономике отдельно взятого государства.
В мировой экономической практике существует ряд методов, помогающих оценить степень благоприятности инвестиционного климата в стране-реципиенте капитала. Среди этих методов важное место занимает показатель кредитного рейтинга, который дает представление не только о формальной кредитоспособности (финансово-хозяйственном потенциале) хозяйствующего субъекта, но также оценивает "степень доверия" к данному заемщику и отражает потенциальное направление изменения рейтинга во времени.
Приток инвестиций способствует оздоровлению экономики страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня и качества жизни местного населения, активизации предпринимательской деятельности, усилению конкуренции как стимула НТП, пополнению местного бюджета через налоги и др. и, в конечном итоге, повышению конкурентоспособности страны и обеспечению его безопасности. При этом нужно ориентироваться, прежде всего, на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. Что касается прямых иностранных инвестиций (портфельные инвестиции в России как правило носят спекулятивный характер), то они могут быть полезны при условии полного и достаточно рационального использования всех внутренних источников накопления капитала. Иначе возможны утрата контроля над стратегическими предприятиями страны и устранение их как потенциальных конкурентов иностранным производителям, переключение инвестиционного и потребительского спроса на импорт, усиление технологической зависимости от других стран, дальнейшая структурная деформированность и отсталость национальной экономики в целом.
Весьма выгодны с точки зрения национальных интересов привлекать прямые иностранные инвестиции в долгосрочные проекты с длительным сроком окупаемости. Перспективны инвестиции в форме государственных концессий. Однако, предварительно необходимо разработать эффективный механизм их реализации, законодательно определить перечень производств, "закрытых" для иностранных инвестиций с точки зрения национальной безопасности. На наш взгляд, это отрасли, находящиеся исключительно в государственном секторе экономики, а их функционирование связано с безопасностью всего общества.
Что касается Пензенского страны, то здесь “природных ресурсов в достаточных объемах как основы формирования бюджета нет”. Первая волна притока инвестиций нас не коснулась. Только финансовый кризис 1998 г. оживил экономику страны, задействовав пустующие мощности, в первую очередь, импортозамещающих отраслей, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, стройиндустрии. В нашем регионе появились стратегические инвесторы, такие как “Очаково”, “Бабаевский”, “Черкизовский”, “НАСЛ” и др. По оценкам специалистов “Эксперта”, Пензенская область по инвестиционной привлекательности поднялась с 51 на 48 место. В регионе уже зарегистрировано 26 предприятий с участием иностранного капитала. Однако, демографический спад, низкий уровень и качество жизни большинства населения, дефицит высококвалифицированных специалистов в области стратегического планирования, консалтинга, финансового менеджмента, маркетинга и др. негативно влияют на инвестиционную привлекательность страны.
Таким образом, в современных условиях обеспечение и поддержание высокой конкурентоспособности страны является основной стратегической задачей в укреплении экономической безопасности как страны, так и страны в целом, однако не единственной. Для обеспечения экономической безопасности требуется решение и других задач и проблем, в том числе связанных с поддержанием функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях, с преобразованием отношений собственности, с резким расслоением общества на богатых и бедных, предотвращением криминализации экономики, взаимодействием с другими страными федеративного государства при соблюдении баланса региональных и общенациональных интересов.
Список литературы
1. Александров Л.В., Карпов Н.Н. Выявление конкурентоспособной продукции – М.,2004. – 310с.
2. Вильсон Дж. И др. естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования// Вопросы экономики, 2003,№11 – с.15-19
3. Каретникова Т.М., Каретников М.В. Государственное регулирование экономики./Под ред. Федькина М.Г.,- Челябинский институт Московского государственного университета коммерции, 2002,с.320
4. Каретникова Т.М., Каретников М.В. конкурентоспособность фирм. - Челябинск,2001.280с.
5. Кормов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность// Экономист, №1, 2002. – с.21-26
6. Кэмбелл Р., Макконнелл и др. Экономикс. – М.1992,т.2. – 400с.
7. Нурєєв Р.М. Основы экономической теории. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия // Вопросы экономики. — 2004. — №6, с.142-143
8. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”,Т.1, М., 2003,с. 326
9. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М.: прогресс,2002. - с623
10. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс :Пер с Англ. – М.: Сион—КиоРУСЮ,2001. –800с.
13. Хайек. Конкуренция как процедура открытия.//МЭМО,№ 12,2002 - с23-27
14. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике.//Мировая экономика и международные отношения. – 2000. -№3. –с.47-57.
15. Потрубач Н.Н., Р.К. Максутов, Т.А. Орлова Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности //Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №3с.120-132
16. Гельвановский М.И, В.Жуковская, И. Трофимова Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 2001. - №3 – с. 67-77
17. Синцова Г., Растемишин В., Куприянова Т. Так достигается устойчивость //Экономист. –2002. -№10. –с.28-38
1 В. Андрианов. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист- №10,1997 - с34