Глава 22.  Спрос, предложение и эластичность[1]

Представление о редкости ресурсов и неограниченности потребностей, как вы помните, лежит в основе экономи­ческой науки. Эффективное использование редких ресу­рсов составляет одну из главных задач нашей экономи­ческой системы. Более того, существуют два основных аспекта проблемы рационального использования ресур­сов. Первый из них, рассмотренный в частях 2,3 и 4 дан­ной книги, заключается в полном вовлечении в оборот всех наличных ресурсов. Второй аспект пробле­мы экономии, к которому мы теперь обратимся, связан с наиболее эффективным их распределением между альтернативными вариантами использования. Иначе говоря, в частях 2,3 и 4 наше внимание было сосредото­чено на первом из пяти фундаментальных вопросов, поставленных в 5-й главе: «Могут ли в экономике быть использованы все наличные ресурсы?» В части 5 рассма­триваются четыре оставшихся вопроса: «Может ли экономика производить продукцию, наиболее желатель­ную для общества?», «Будет ли производство этой продукции организовано наиболее рациональным обра­зом?», «Может ли экономика обеспечить удовлетвори­тельное распределение этой продукции?», «Способна ли экономика поддерживать эффективное использование своих ресурсов при изменениях в их структуре, измене­ниях во вкусах потребителей я при технологических изменениях?» Все эти четыре вопроса имеют прямое к проблеме достижения и поддержания эффективного распределения наличных ресурсов.

Известно, что одной из важнейших характерных черт экономики капиталистических стран является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов (см. гл. 5). По­этому для нас главный предмет анализа — инди­видуальные цены и рыночная система. Точнее говоря, основная задача этой и последующих глав заклю­чается в том, чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование я сравнительную эффективность рыночной, им ценовой, системы в распределении ресурсов в рамках американского капитализма. В ин­тересах разрешения этой первоочередной задачи мы будем также стремиться к возможно более глубокому анализу индивидуальных цен в самых разнообразных рыночных условиях.

В главе 4 мы ознакомились с началами анализа спроса и предложения. В настоящей главе мы будем стремиться к более глубокому их пониманию. Перед нами стоят три взаимосвязанные задачи. Во-первых, кратко изложить элементы анализа спроса я, пред­ложения. Во-вторых, рассмотреть концепцию эласти­чности применительно как к спросу, так и к предложе­нию. В-третьих, в качестве приложения к анализу спроса и предложения обсудить возможные последст­вия централизованно устанавливаемых цен для от­дельных рынков.

Спрос, предложение и рыночные цены[2]

Как спрос, так и предложение могут быть представ­лены в виде таблиц. Таблица спроса показывает зависимость между различными возможными уров­нями цен и количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам (см. табл. 22-1, колонки (1) и (2). Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, явля­ется обратной, юга отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называ­ется законом спроса. На графике кривая спроса явля­ется нисходящей (DD на рис. 22-1).



Таблица 22-1.

Спрос и предложение на рынке зерна (гипотетические данные)

Количество спрашиваемой в течение недели продукции, ед.

Цена за 1 бушель, дол.

Количество предлагаемой в течение недели продукции, ед.

Излишек (+) или дефицит (-), (стрелками показано направление давления на цену), ед.

1

2

3

4

2000

5

12000

+ 10000 ↓

4000

4

10000

+ 6000 ↓

7000

3

7000

0

11000

2

4000

- 7000 ↑

16000

1

1000

- 15000 ↑


Таблица предложения демонстрирует зависимость между возможными ценами и количествами продук­ций, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен (см. табл. 22-1, колонки (2) и (3). Эта зависимость является прямой, или положительной. Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком. На графике эта прямая зависимость дает восходящую кривую предложения (SS на рис. 22-1).

Пересечение кривых спроса и предложения опре­деляет цену равновесия (или рыночную цену) и рав­новесное количество продукции. Таблица 22-1 и ри­сунок 22-1 показывают, что при принятых нами данных о спросе и предложении цена равновесия составляет 3 дол., а равновесное количество продук­ции — 7 тыс. единиц. Любую другую цену конкурен­ция сделает неустойчивой. Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равнове­сия, подскажет конкурирующим друг с другом поку­пателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Рас­тущая цена будет 1) побуждать фирмы к перерасп­ределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Эти акты рыночного приспособления ил­люстрируются на рисунке 22-1 стрелками, направленными вверх вдоль кривой предложения и вверх вдоль кривой спроса. Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокра­щать ресурсы, затрачиваемые на производство дан­ной продукции, и 2) привлекут на рынок допол­нительных покупателей. Эти акты рыночного при­способления изображены стрелками, направленны­ми вниз вдоль кривой предложения и вниз вдоль кривой спроса, на рисунке 22-1.

Надпись: Цена за бушель, долл.  












 

Рис. 22-1. Равновесная цена на зерно определяется спросом и предложением на рынке. Равновесная цена и равновесное количество продукции определяются в точке пересечения кривой спроса (DD) и кривой предложения (SS).


Изменение факторов, определяющих спрос или предложение, может приводить к изменениям цифровых данных в колонках таблиц и к перемещению кривых спроса и предложения. Изменения в потре­бительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке - все это будет вызывать перемещения кривой спроса. Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, на­пример в технологии производства или в ценах ресу­рсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения.

Зависимость между изменениями в спросе и про­истекающими отсюда изменениями в цене равнове­сия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменением предложения и последующим изменени­ем цены. В то же время зависимость между измене­нием предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.

Ценовая эластичность спроса

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество проду­кции. Однако степень реакции потребителей на из­менение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отноше­нии одной и той же продукции существенно варьи­руется при изменении цен в различных пределах.

Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластич­ности. Для спроса на некоторые продукты хара­ктерна относительная чуткость потребителей к из­менениям цен; небольшие изменения в цене при­водят к значительным изменениям в количестве по­купаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве поку­пок. В таких случаях спрос относительно неэластич­ный или просто неэластичный.

ФОРМУЛА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффи­циента Еd, вычисленного по следующей формуле:

Еd = .

Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первона­чальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то ко­личество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно пред­ставить в виде:

Еd = .

Использование показателей процентных измене­ний. Однако какой смысл использовать для измере­ния чуткости потребителей проценты вместо абсо­лютных величин? Ответ заключается в том, что при использовании абсолютных величин на наше пред­ставление о степени, чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц изме­рения. Покажем это на примере. Если цена продукта X падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то нам представляется, что потребители весьма чувст­вительны к изменению цены, и спрос, таким об­разом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к измене­нию количества спрашиваемой продукции на 40 еди­ниц. Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения (почему бы нам этого не сде­лать?), мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашивае­мой продукции на 40 единиц, что порождает пред­ставление о неэластичности. Изменение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах (1 дол./З дол.) или в центах (100 центов/300 центов).

Не обращайте внимания на отрицательный знак. Мы знаем, что нисходящая кривая спроса демо­нстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продук­ции. Это значит, что ценовой коэффициент эластич­ности спроса будет всегда иметь отрицательное зна­чение. Например, если цена снижается, то количест­во спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в нашей формуле будет положительным, а знаменатель - отрицательным, давая в ре­зультате отрицательный коэффициент. Напротив, в случае увеличения цены числитель будет отрица­тельным, но знаменатель - положительным, что опять дает нам отрицательный коэффициент.

Экономисты взяли за правило игнорировать от­рицательный знак, отмечая лишь абсолютную вели­чину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэф­фициент эластичности, равный - 4, больше, чем ко­эффициент, равный - 2, Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэф­фициент, равный 4, свидетельствует о большей эла­стичности, чем коэффициент, равный 2. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем игнорировать отрицательное значение коэффициента ценовой эла­стичности спроса и показывать только ее абсолют­ную величину. Заметим, что подобного недоразуме­ния не возникает с коэффициентом эластичности предложения, поскольку зависимость между ценой и количеством продукции является прямой.

Интерпретация формулы. Теперь давайте зай­мемся интерпретацией нашей формулы. Спрос явля­ется эластичным, если данное процентное изме­нение цены ведет к большему процентному измене­нию количества спрашиваемой продукции. Напри­мер, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевид­но, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относи­тельно меньшим изменением количества спрашива­емой продукции, спрос является неэластичным. Иллюстрация. Если снижение цены на 3 % дает в ре­зультате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1 %, спрос неэластичен. Заметим, что коэф­фициент эластичности в этом случае составит 1/3. Ясно, что ори неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает по­граничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количе­ства спрашиваемой продукция оказываются равны­ми по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфичес­кий случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о «неэластич­ном» спросе, экономисты не имеют в виду абсолют­ную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количест­ва спрашиваемой продукции. Примером может слу­жить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графи­чески этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 22-2). И наоборот, когда экономисты говорят об «эластичном» спросе они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к измене­нию цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увели­чивать покупки от нуля до предела своих возможно­стей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси (например, D2 на рис. 22-2). В дальнейшем в главе 25 мы обнаружим, что такая кривая спроса имеет место в случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке.

 












Рис. 22-2. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно неэластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

ФОРМУЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКИ

В процессе применения формулы ценовой эластично­сти возникает одно неприятное затруднение. Проил­люстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 22-2, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и ко­личества продукции (5 дол. - 2000 бушелей или 4 дол. - 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсче­та процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Наш выбор повлияет на результат вычислений. Исходя из комбинации 5 дол. - 2000 бушелей, мы обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количе­ства спрашиваемой продукции - 100%. Подставив эти данные в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. - 4000 бушелей, мы обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой про­дукции - 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в том, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчёта дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях - попробуйте, например, повторить расчет в ценовом интервале от 3 до 2 дол. - формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбина­ции характеристик цены и количества и слабо неэла­стичный спрос - при другой комбинации.

Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающем­ся в использовании в качестве исходной базы вычис­лений средних из анализируемых уровней цены и ко­личеств спрашиваемой продукции. В случае с цено­вым интервалом от 5 до 4 дол. базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены соста­вит 22%, а процентное изменение количества - око­ло 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эла­стичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства вычислений мы можем усовершенствовать известную нам формулу эласти­чности, представив ее следующим образом:

Еd = .

Подставив в формулу числовые данные, со­ответствующие интервалу от 5 до 4 дол., мы получим:



Еd =  = 3,00.


В колонке 5 таблицы 22-2 мы подсчитали коэф­фициент эластичности применительно к данным о спросе, содержащимся в таблице 22-1, используя при этом формулу центральной точки. В порядке упражнения полезно проверить каждое из вычисле­ний в таблице 22-2. Затем убедитесь, что вы способ­ны правильно объяснить смысл коэффициента. На­пример, коэффициент, равный 3, означает, что уве­личение (уменьшение) цены на 1 % приведет к умень­шению (увеличению) количества спрашиваемой продукции на 3%.

Таблица 22-2.

Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности (гипотетические данные)

Количество спрашиваемой в течение недели продукции

Цена за бушель, дол.

Общая выручка (расходы покупателей), дол.

Оценка по показателю общей выручки

Коэффициент эластичности, Ed (округленно)

1

2

3

4

5

2000


5

10000

   Эластичность

 

   Эластичность

 

   Эластичность

 

  Неэластичность



 = 3,00.

 = 1,91.

 = 1,11.

 = 0,56.

.

4000


4

16000

7000


3

21000

11000


2

22000

16000


1

16000




ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ

Пожалуй, простейший способ проверить, эластич­ным или неэластичным является спрос, — это опре­делить, что происходит с общей выручкой, или де­нежными поступлениями, — совокупными расхода­ми, с точки зрения потребителей, — в случае измене­ния цены продукции.

1. Эластичный спрос. Если спрос эластичен, уме­ньшение цены приведет к увеличению общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уп­лачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компен­сации потерь от снижения цены. Разумеется, общая выручка равна цене, умноженной на количе­ство продукции. Например, снижение цены на 1 дол. применительно к первоначальному количеству про­данного зерна в 2000 бушелей ведет к потере 2000 дол. Однако снижение цены увеличивает объем про­даж на 2000 бушелей, что дает допол­нительную выручку, равную 8000 дол. (2000 х 4 дол.). Таким образом, чистый рост общей выруч­ки составит 6000 (8000 дол. - 2000 дол.).

Эти рассуждения правомерны и в обратном случае: если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Почему? Да потому, что прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции, меньше, чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж.

Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вы­зывает изменение общей выручки в противополож­ном направлении.

2. Неэластичный спрос. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится. Снизив уровень цены до 1 дол., мы увеличим количество спрашиваемой продукции до 16 000 дол. Это уменьше­ние объясняется тем, что потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, оказывается больше прироста выручки полученного благодаря сопутствующему расшире­нию продаж. Например, падение цены на 1 дол. применительно к первоначальному количеству зерна, равному 11 000 бушелей, ведет к потере 11 000 дол. Рост объема продаж, сопровождающий это снижение цены, составит 5000 бушелей и в результате даст дополнительную выручку, равную 5000 дол. (5000 х 1 дол.). В конечном счете чистая потеря общей выручки составит 6000 дол. (5000 дол. - 11 000 дол.). Как и в предыдущем случае, наши рассужде­ния носят обратимый характер: если спрос неэласти­чен, рост цены приведет к увеличению общей выручки.

И опять наши рассуждения будут правомерны также и в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей вы­ручки. Вывод: если спрос неэластичен, изменение це­ны вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность. В специальном слу­чае единичной эластичности увеличение или умень­шение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компен­сирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благо­даря росту цены единицы продукции, будет в точ­ности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашива­емой продукции. В колонках 3 и 4 таблицы 22-2 отмечено приме­нение показателя общей выручки ко всей кривой спроси на зерно.

Замечание. В таблице 22-3 собраны основные характеристики ценовой эластичности спроса, и она заслуживает внимательного изучения.

Величина коэффициента эластичности

Терминология

Объяснение терминов

Влияние цены на общую выручку (потребительские расходы)

Увеличение цены

Уменьшение цены

Больше единицы (Ed > 1)

«Эластичный» или «относительно эластичный» спрос

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены

общая выручка падает

общая выручка растет

Равен единице (Ed = 1)

«Единичность» или «единичная эластичность» спроса

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно процент-ному изменению цены

общая выручка неизменна

общая выручка неизменна

Меньше единицы (Ed < 1)

«Неэластичный» или «относительно неэластичный» спрос

Процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше, чем процентное изменение цены

общая выручка растет

общая выручка падает

 

СВОЙСТВА ЭЛАСТИЧНОСТИ

В описанных выше вариантах применения формулы эластичности и показателя суммарного дохода вни­мательный читатель мог бы обнаружить два мало­приметных, но значимых свойства эластичности.

Эластичность и ценовые интервалы. Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в дан­ной таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса, включая и использованный нами для иллюстрации спрос на зерно, описанный в Таблице 22-2, эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. По сути дела, это - следствие арифметических свойств единиц из­мерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества про­дукции обычно довольно велико постольку, по­скольку мало первоначальное количество, от ко­торого ведется отсчет. Аналогичным образом из­менение цены в этой части графика обычно не­велико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент из­менения. Относительно большое процентное изме­нение количества продукции, деленное на относи­тельно небольшое изменение цены, дает в резуль­тате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым бу­дет обратное рассуждение. Тогда процентное из­менение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное коли­чество, от которого ведется отсчет процентного изменения. Аналогичным образом процентное из­менение цены будет, как правило, большим, по­скольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Неболь­шое процентное изменение количества, деленное на относительно большое процентное изменение цены, дает в результате неэластичный спрос.

Эластичность и наклон кривой спроса. Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид трафика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основа­нием для суждения об эластичности последнего. На­пример, кри­вая спроса становится более крутой при относитель­но высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение свя­зать неэластичный спрос с высокими ценами и эла­стичный - с низкими. Однако это ошибочный вы­вод. Разве мы только что не обнаружили, что фор­мула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном? Хитрость заключается в том, что наклон кривой спроса - его пологость или крутизна - зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относи­тельными, или процентными, изменениями цены и количества. Различие между наклоном кривой спроса и его эластичностью можно также вполне уяснить себе, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кри­вой спроса. Вы обнаружите, что хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем протяжении кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным — на отрезке низких цен. В этой связи уместно вновь обратиться к во­просу 11 в конце главы.

 

ФАКТОРЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако нижеследующие моменты обычно рассмат­риваются в качестве теоретически значимых и прак­тически полезных.

1. Заменяемость. Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. В главе 25 мы увидим, что на чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, пред­лагаемых любым продавцом, кривая спроса на про­дукты каждого отдельного продавца окажется совер­шенно эластичной. Если один из конкури­рующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступ­ные идеальные заменители, предлагаемые его много­численными соперниками. Другим крайним случаем, о котором мы уже упоминали, является спрос диабе­тиков на инсулин, несомненно крайне неэластичный. Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло «Тексако», но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.

2.  Удельный вес в доходе потребителя.  Чем большее место занимает продукт в бюджете потре­бителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку со­ставит всего несколько центов и вызовет минималь­ную реакцию в плане изменения количества спраши­ваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши / предметы необходимо­сти. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роско­ши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия обще-признаны в качестве предметов необходимости; без них мы «не протянем». Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других быто­вых нужд. Обратите внимание на очень низкую ценовую эластичность спроса на эти товары в таб­лице 22-4. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции по поводу острого ап­пендицита по той причине, что плата за медицинс­кое обслуживание только что повысилась. С другой стороны, французский коньяк и изумруды являются предметами роскоши, которые, по определению, могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудоб­ствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это пред­мет необходимости; несоленая пища оставляет же­лать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.

Таблица 22-4.

Коэффициенты ценовой эластичности спро­са на некоторые товары и услуги

Товары и услуги

Ценовая эластичность

Хлеб

0,15

Говядина

0,64

Баранина

2,65

Яйца

0,32

Ресторанные блюда

2,27

Электричество (в домашнем хозяйстве)

0,13

Медицинское обслуживание

0,31

Табачные изделия

0,46

Автомобильные покрышки

0,86

Газеты и журналы

0,42

Одежда и обувь

0,20

Билеты в кино

0,87

Источники: Н. S, Houthakker, Lester D. Taylor. Consumer Demand in the United States: Analyses and Projections. 2d ed. Cambridge, Mass.: 1970; P. S. George, G. A. King. Consumer Demand for Food Commodities in the U. S. with Projections for 1980. Berkeley: Univ. of California, 1971.


4. Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потре­бители — это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробо­вать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объ­яснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткос­рочный» спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем «долгосрочный» спрос (0,7). Почему так происхо­дит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньши­ми по размеру, более экономичными машинами.

В предпринятом недавно прикладном исследо­вании, посвященном системе пригородного желез­нодорожного сообщения г. Филадельфии, утверж­дается, что «долгосрочная» эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превыша­ет его «краткосрочную» эластичность. Точнее, кра­ткосрочная реакция пассажиров (определяемая не­посредственно в момент изменения цены билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосроч­ная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получа­ют возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком слу­чае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообще­ния, обслуживающая около 100 тыс. пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную вы­ручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долго­срочной перспективе те же 9% роста цены приве­дут, согласно оценке, к уменьшению общей выруч­ки более чем на 19 тыс. дол. в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повыше­ние цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чре­вато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе[3].

В таблице 22-4 приводятся оценки ценовой эластичности спроса на разнообразные товары и услуги. Вам рекомендуется объяснить и обосно­вать каждый из этих коэффициентов эластичности с учетом только что рассмотренных факторов эла­стичности.

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров проде­монстрируют этот факт со всей очевидностью.

1. Переговоры об уровне заработной платы. Объ­единенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя его тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет зато­рмозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании «Форд мотор» утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на авто­мобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производи­телей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отноше­ниях между рабочими и управляющими и в перего­ворах об уровне заработной платы[4].

2. Небывалый урожай. Другой пример. Исследова­ния показывают, что спрос на большую часть сельско­хозяйственной продукции крайне неэластичен, поряд­ка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности произ­водства одновременно снижает как цены сельскохо­зяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продук­цию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограни­чения фермерского производства (см. гл. 35).

3. Автоматизация. Характер воздействия автома­тизации, то есть быстрого технологического про­гресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое тру­досберегающее оборудование, и это приводит к тех­нологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на из­держках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество не­обходимых ей рабочих будет зависеть от эластично­сти спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабо­чих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

4. Дерегулирование воздушного транспорта. Пер­вым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулиру­ющих мер усилило конкуренцию между авиакомпа­ниями, снизив, таким образом, плату за полет. По­ниженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия[5] привела к росту дохо­дов. Поскольку дополнительные издержки, связан­ные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиако­мпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурент­ная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повы­сил эксплуатационные затраты, длительная «война тарифов» сказалась на прибылях.

5. Акцизный налог. Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принима­ет во внимание эластичность спроса на них. Пред­положим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол. и соответственно более высокая цена приве­дет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, — например, алкогольные напитки и сигареты. Более подробно вопрос о последствиях косвенного налогообложения будет рассмотрен в главе 33.

6. Героин и уличная преступность. Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности. Обычный метод, приме­няемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, со­здаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена на­ркотиков резко повысится, тогда как количество покупаемого героина сократится лишь незначи­тельно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение сум­марных расходов на героин. Поскольку суще­ственная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности — ма­газинных краж, ограблений, проституции, кар­точной игры, - количество такого рода пре­ступлений увеличится по мере роста суммы рас­ходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, со­вершаемых наркоманами[6].

7. Минимум заработной платы. Федеральный за­кон о минимуме заработной платы не позволяет нанимателям платить занятым у них рабочим мень­ше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превы­шающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получа­ют более высокие доходы, чем при отсутствии зако­на. Величина дохода, теряемого в связи с безработи­цей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований вы­сказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен; коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0,15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связан­ный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация кри­тиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным[7].

Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жиз­ненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также для разработчиков государствен­ной экономической политики.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению. Если производители чувствите­льны к изменениям цен, предложение эластично. И наоборот.

Формула эластичности подходит и для опреде­ления степени эластичности или неэластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения ко­личества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции».

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является коли­чество времени, имеющегося в распоряжении произ­водителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспо­собиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше Соот­ветственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перерасп­ределить ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продук­тов[8]. А перераспределение ресурсов требует време­ни: чем продолжительнее время, тем сильнее «по­движность» ресурсов. Следовательно, больше изме­нится объем производства и выше будет эластич­ность предложения.

Рыночный период. Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты находят полезным проводить различие между крат­чайшим рыночным периодом, краткосрочным и долговременным периодами.

1. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузо­вике весь свой урожай томатов данного сезона. Кри­вая предложения будет совершенно неэластична; фе­рмер продаст все, что он привез, независимо от высокой или низкой цены. Почему? Потому что он не может предложить больше томатов, чем он при­вез на своем Грузовике, если цена томатов превысит его ожидания. Даже если бы он захотел предложить больше, томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производ­ством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку продукт является скоропортя­щимся, фермер не может изъять его с рынка, если цена окажется ниже его ожиданий, — он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не будут иметь значения для принятия решения. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, чтобы избе­жать его потерн. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение тома­тов со стороны нашего фермера является фиксиро­ванным; он может предложить лишь столько, сколь­ко привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Причем угроза порчи вынуждает фермера прода­вать всю продукцию даже в случае значительного снижения цены.

2. Краткосрочный период. В пределах крат­косрочного (короткого) периода производ­ственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интен­сивно. Так, в пределах данного периода предприятие нашего фермера, под которым мы будем иметь в виду его землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений. Но в этот пери­од времени фермер может применить более интен­сивные методы выращивания томатов, прилагая бо­льше труда, больше удобрений и пестицидов для получения урожая. Результатом будет рост произ­водства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства бу­дет означать более высокую эластичность предло­жения томатов.

3. Долговременный период. Долговремен­ный (долгий) период достаточно продол­жителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или со­кратить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые — покинуть ее). В «отрасли» по производству томатов наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, большее коли­чество фермеров может быть привлечено к произ­водству томатов вследствие расширения спроса и роста цен. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения.

Мы исходим из предположения, что выращивание томатов представляет собой отрасль с растущими издержками производства, имея в виду просто-напросто, что расширение отрасли ведет к росту цен на потре­бляемые в ней ресурсы. Расширенный спрос на удоб­рения и оборудование для ферм вызвал некоторый рост цен на них; расширенный спрос на землю обус­ловил увеличение ее рыночной и рентной стоимости. Короче говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к «растущим издержкам», - дело вполне обычное и разумное. Тогда если цена была достаточной для прибыльного производства, то для прибыльного производства в условиях расши­ренной отрасли потребуется более высокая цена. Если бы отрасль по производству томатов использовала небольшую или ничтожно малую до­лю соответствующих ресурсов, тогда рост спроса со стороны этой отрасли оставил бы их цены без изме­нений. То есть в случае с отрасль юс постоянными издержками производ­ства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной.

Возможно, вы обратили внимание, что до сих пор мы ни слова не сказали о показателе суммар­ного дохода применительно к эластичности пред­ложения. Действительно, такового не существует. Зависимость между ценой и количеством предлага­емой продукции является прямой, то есть кривая предложения представляет собой восходящую кри­вую. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Одно заключительное замечаний, хотя наше вни­мание до сих пор было сосредоточено на ценовой эластичности спроса и предложения, существуют и другие важные концепции эластичности. Пере­крестная эластичность спроса (измеряющая чувст­вительность потребительского спроса на одну про­дукцию к изменению цены какой-либо другой про­дукции), а также эластичность по доходу (определяющая чувствительность потребительского спроса на продукт к изменению дохода потребителя) рассмат­риваются в разделе «Последний штрих» данной главы.

Применение анализа спроса и предложения: цены, устанавливаемые государством

К анализу спроса и предложения и концепции эла­стичности мы будем еще неоднократно обращаться. Давайте закрепим наши представления об этих ана­литических инструментах и их значимости в процес­се рассмотрения последствий установления государ­ственных цен на товары. Время от времени у широ­кой общественности или правительства складывает­ся мнение, что механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для прода­вцов. В таких случаях правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения цен. Давайте посмотрим, что проис­ходит с рыночным механизмом в случае государст­венного регулирования цен.

ПОТОЛКИ ЦЕН И ДЕФИЦИТЫ

Потолок цены представляет собой законода­тельно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или. услугу. Основанием для введения потолков цен на конкретные продукты служит представление о том, что эти потолки цен позволяют потре­бителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить контроль за рентными платежами и законы о ростовщичестве, определяющие максимальную норму процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. К контролю за ценами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны; в меньшей степени он использовался в период корейского конфликта. Кроме того, президент Никсон заморозил цены, заработную плату и рентные доходы в начале 70-х годов.

Регулирование цен в период второй мировой вой­ны. Давайте вернемся во времена второй мировой войны и проанализируем последствия установления потолка цен, например, на масло. В начале 40-х годов экономическое процветание, связанное с вой­ной, обусловливало перемещение кривой спроса на масло вправо, так что, равновесная, или рыночная, цена (Р) рав­нялась, скажем, 1,2 дол. за фунт. С одной стороны, быстрый роет цен на масло способствовал развитию инфляции, с другой - исключал из числа покупателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правите­льство установило потолок цены на уровне, скажем, 90 центов за фунт. Заметьте, что устано­вление потолка цены имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Потолок цены, ска­жем, 1,5 дол. не оказал бы никакого непосредст­венного воздействия на рынок масла.

Каковы будут последствия введения этого по­толка цен? Способность свободного рынка к ра­ционированию (нормированию) потребления будет парализована. Существование потолка цен создаст устойчивый дефицит масла. Величина дефицита находится в прямой зависимости от эластичности спроса и предложения. Иначе говоря, установление цены Рс нарушает обычные процессы рыночного при­способления, тогда как конкуренция между по­купателями привела бы к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производ­ства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при рав­новесном уровне цены и равновесном количестве продукции.

Итак, предотвращая возникновение процесса са­морегуляции рынка, ценовой потолок создает про­блемы, вытекающие из рыночного неравновесия. Во-первых, как распределить наличное количество продукции между потребителями, предъявляющими спрос на продукцию. Следует ли рас­пределять продукцию в порядке живой очереди, то есть между теми, кто хочет и может стоять в очере­ди дольше других? Должен ли бакалейщик распре­делять масло, исходя из своих интересов? Дело в том, что нерегулируемый дефицит вряд ли отвеча­ет целям справедливого распределения масла. По­этому, во избежание распределения по принципу «кто больше захватит», правительству следует уста­новить определенную систему нормирования проду­кции для потребителей. Именно так было сделано в период второй мировой войны, когда были выпу­щены потребительские карточки (купоны) для обес­печения справедливого распределения. Эффективная система нормирования предполагает печатание по­требительских карточек, соответствующих Qs фун­тов масла, и их справедливое распределение между потребителями, чтобы, например, как богатая, так и бедная семья из четырех человек получили одина­ковое количество карточек.

Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы. Действительно, кривая спроса свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся купить масло по цене, превышающей установленный потолок. И, конечно, для бакалейщиков выгоднее продавать его по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значи­тельное усиление бюрократического аппарата, со­провождавшее введение контроля за ценами во вре­мя второй мировой войны, нелегальные черные рын­ки — рынки, на которых многое покупалось и про­давалось по ценам, выше установленных пределов, — получили широкое распространение. Дополни­тельные трудности создавались обращением фаль­шивых потребительских карточек.

Контроль за уровнем квартирной платы. Установ­ление ценового потолка создает и более серьезную проблему - препятствует изменению цен, что абсо­лютно необходимо для эффективности распределе­ния ресурсов. Пример. В Нью-Йорке контроль за квартирной платой способствовал созданию устой­чивого дефицита жилых площадей. И хотя в краткос­рочной перспективе следствием такого контроля мо­жет быть доступность жилья для некоторых предста­вителей беднейших слоев, в долгосрочном плане его воздействие становится препятствием смягчения проблемы дефицита жилья. В условиях низкой квар­тирной платы инвесторы не склонны строить новые дома, а вложения в ремонтные работы оказываются невыгодными. Суть дела в том, что контроль за квартирной платой не позволяет ей увеличиться и, таким образом, сигнализировать о прибыльности перераспределения ресурсов в пользу жилищного строительства, а также обновления старого жилищ­ного фонда Нью-Йорка.

Потолки  процента  по  кредитным  карточкам. В 1986 г. в конгресс вносилось несколько законопроек­тов об установлении общенационального потолка на процент, взимаемый при расчетах по кредитным карточкам. Собственно, в нескольких штатах сейчас уже действуют такие законы, а еще в нескольких - они находятся в стадии обсуждения. Основанием для введения потолков процента служит главным образом предположение, согласно которому банк и розничные магазины, выпускающие кредитные карточки, «надувают» клиентов прежде всего с низким уровнем доходов, устанавливая процентные платежи в среднем на уровне 18%.

Какой ответной реакции следует ожидать в слу­чае законодательной фиксации более низкой — по сравнению с равновесной — нормы процента по кредитным карточкам? Согласно исследованию, проведенному Федеральной резервной системой, прибыли от кредитных карточек, выпускаемых бан­ками, до сих пор: были невысокими, тогда как кре­дитные карточки розничных магазинов в целом ока­зывались убыточными для своих эмитентов. Следо­вательно, сокращение дохода от взимания процен­тов, связанное с введением процентных потолков, заставит эмитентов прибегать к мерам, направлен­ным либо на уменьшение издержек, либо на увели­чение поступлений. Какие формы может принять такого рода ответная реакция? Во-первых, эмитенты кредитных карточек могут ужесточить условия предоставления кредита, с тем чтобы уменьшить потери от неплатежеспособности клиентов, а также затраты, связанные со сбором платежей. В результа­те, в частности, для людей с низким уровнем дохода и для молодых людей, еще не обладающих устойчи­вой кредитоспособностью, окажется гораздо труд­нее приобрести кредитные карточки. Во-вторых, мо­жет быть повышена годовая норма платежей, взи­маемых с держателей кредитных карточек, по мере роста платежей, взимаемых с торговцев за пользо­вание карточками при продаже товаров. Кроме то­го, с держателей карточек, возможно, будут требо­вать платы за каждую бухгалтерскую операцию. В-третьих, сейчас держателям карточек предостав­ляется так называемый «льготный период», в тече­ние которого кредит является беспроцентным. Впо­лне возможно, что этот период будет сокращен или даже ликвидирован. Наконец, можно предполо­жить, что различные магазины, выпускающие кре­дитные карточки, повысят товарные цены в интере­сах компенсации сокращения дохода в виде про­центов. Это означало бы, что покупатели, рас­плачивающиеся наличными, субсидировали бы покупателей, использующих кредитные карточки. Изучение фактического положения дел в штатах, на территории которых действуют потолки процентов по кредитным карточкам, подтверждает правиль­ность первого и последнего из наших предсказаний.

Концерты рок-групп. Было бы неверно связывать искусственное занижение цен исключительно с поли­тикой правительств. Билеты на концерты таких су­перзвезд рока, как Брюс Спрингстин или Майкл Джексон, обычно продаются по ценам ниже нормальных рыночных цен. Билеты, как правило, рас­пределяются посредством живых очередей, а спеку­ляция ими является обычным явлением. Для чего бы это рок-звездам субсидировать своих поклон­ников — по крайней мере тех, кому посчастливилось достать билет, — через искусственно заниженные цены? Почему бы им не повысить цены на билеты так, чтобы уравновесить спрос с предложением и по­лучить больший доход от гастролей? Ответ заклю­чается в том, что длинные очереди поклонников, целыми часами или даже днями ожидающих деше­вых билетов, привлекают внимание прессы так же, как и попытки тех, кому не досталось билета, про­никнуть в концертные залы. Бесплатная реклама, стоящая миллионы долларов, несомненно, стимули­рует продажу пластинок, которая является основ­ным источником доходов всякой рок-группы. Так что «подарок» в форме заниженных цен на билеты, который рок-звезда преподносит своим поклонни­кам, оказывается выгодным и для нее самой. Кроме того, этот «подарок» и от поклонников требует определенных издержек — вмененных издержек вре­мени на стояние в очередях за билетами.




НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ЦЕНЫ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ

Нижний уровень цены - минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, — обычно применялся в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное фун­кционирование рыночной системы не способно обес­печить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию — вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен. Давайте рассмотрим эту меру примени­тельно к какому-то конкретному продукту сельско­го хозяйства.

Предположим, что текущая рыночная цена куку­рузы составляет 2 дол. за бушель, и доходы ферме­ров в результате крайне низки. Правительство при­нимает решение оказать им помощь, законодательно установив цену на уровне, скажем, 3 дол. за бушель.

Каковы будут последствия? При любой цене, превышающей цену равновесия, количество предла­гаемой продукция окажется больше количества спрашиваемой продукции; то есть возникнет устой­чивый избыток предложения, или излишек. Ферме­ры будут стремиться производить и предлагать на рынке больше продукции, чем то ее количество, которое захотят приобрести частные покупатели по минимальным ценам. Размеры этого излишка будут пропорциональны эластичности спроса и предложе­ния. Чем больше эластичность спроса и предложе­ния, тем больше интересующий нас излишек. Так же как и в случае с потолком цен, способность свободного рынка  к рационированию  (нормированию) была парализована введением регулируемой цены.

На правительство ложится задача так или иначе совладать с излишком, порожденным уста­новлением нижнего уровня цен. При этом в рас­поряжении правительства имеются два обычных подхода к проблеме. Во-первых, оно может ввести в действие конкретные программы ограничения производства (например, определить предельные посевные площади под данную культуру) или стимулирования спроса (например, изучить новые возможности использования этих сельскохозяй­ственных продуктов), с тем чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а следовательно, и величину проистека­ющего отсюда излишка. Если., эти усилия ока­зываются не вполне успешными, то правительство, во-вторых, должно закупить излишнюю проду­кцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить ее на хранение или как-то иначе рас­порядиться ею. Мы еще вернемся к вопросу об излишках сельскохозяйственной продукции в главе 35.

Вывод

Ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями про­изводителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены авто­матически нормируют продукт для покупателей; ре­гулируемые цены этого не делают. Соответственно правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования, порождаемой установле­нием ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследст­вие введения минимальных цен. Государственное регулирование цен имеет противоречивые последст­вия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопостав­лять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.

РЕЗЮМЕ

1. В настоящей главе дальнейшее развитие получил анализ спроса и предложения, изложенный, в главе 4. Так что реко­мендуется прежде всего освежить в памяти резюмирующие положения, относящиеся к этой главе.

2. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувст­вительности потребителей к изменениям цены. Если потреби­тели относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечу­вствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

3. Формула ценовой эластичности позволяет измерить степень эластичности или неэластичности спроса. Она имеет следующий вид:

Еd = .

При определении процентных изменений цены и количе­ства продукции в качестве базы вычислений используются средние из всех рассматриваемых цен и количеств соответст­венно. Если Еd больше единицы» спрос считается эластич­ным. Если Еd меньше единицы, спрос неэластичен. Единич­ная эластичность имеет место в особом случае, когда Еd равняется единице. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается линией, параллельной вертикальной оси; кри­вая совершенно эластичного спроса представляет собой ли­нию, идущую выше и параллельно горизонтальной оси.

4. Ценовую эластичность спроса можно определять, на­блюдая за характером воздействия изменения цены на вели­чину общей выручки от продажи продукции. Если цена и об­щая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

5. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длитель­ность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

6. Эластичность варьируется в зависимости от выбора того или иного ценового интервала на кривой спроса, оказы­ваясь, как правило, выше в северо-западной частя графика и, наоборот, ниже, в его юго-восточной части. Нельзя судить об эластичности по степени крутизны или пологости кривой спроса на графике.

7. Концепция эластичности применима также и к пред­ложению. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными об­ластями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в рас­поряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

8. Устанавливаемые государством цены не дают возмож­ность равновесной цене осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потреб­ления. Установление нижнего уровня цен способствует произво­дству излишков продукции; правительство должно закупать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограниче­ния на производство или стимулируя потребительский спрос.

Термины и понятия

Формула ценовой эластичности Эластичный и неэластичный спрос Совершенно неэластичный спрос Совершенно эластичный спрос Показатель совокупного дохода Эластичность предложения Кратчайший рыночный период Краткосрочный и долговременный периоды Отрасли с растущими и с постоянными издержками произ­водства. Ценовой потолок Нижний уровень цены.




ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

Перекрестная эластичность спроса

и его эластичность по доходу

Помимо ценовой эластичности спроса боль­шое значение имеют еще две концепции эла­стичности.

Мы знаем, что ценовая эластичность спроса измерит влияние изменения цены продукта на величину спроса, предъ­являемого на данный продукт. Концепция перекрестной эластичности спроса позволяет измерять, насколько чувстви­телен потребительский спрос на один продукт (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична фор­муле простой ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта X к процентному изменению цены продукта. У:

Еху = .

Проницательный читатель может заметить, что эта концепция эластичности позволяет нам количественно оха­рактеризовать и более глубоко понять смысл явлений вза­имозаменяемости и взаимодополняемости товаров, иссле­дованных в главе 4. Если коэффициент перекрестной эла­стичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции X варьирует в прямой зависимости от изменении цены продукта У, то продукты X и У являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены масла (У) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (X). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменя­емости двух данных товаров. Если коэффициент перекрест­ной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты X и У «идут в комплекте» и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (па­дение) цены фотоаппаратов приведет к сокращению (уве­личению) количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше вза­имодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два про­дукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами. Например, вряд ли следует ожидать, что из­менение цены масла окажет какое-либо заметное влияние на количество покупок фотопленки.

Концепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изме­нением дохода потребителя:

Еi = .

Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение. Еще раз обращаясь к главе 4, вспомните, что продукты, приобрете­ние которых расширяется по мере роста доходов, называ­ются нормальными товарами, или товарами высшей кате­гории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в + 3,00, тогда как для большинст­ва продуктов сельского хозяйства она колеблется около + 0,20. Отрицательное значение коэффициента эластич­ности во доходу указывает на то, что речь идет о товаре низшей категории. Маргарин, картофель, капуста, автобус­ные билеты, подержанные товары и дешевые крепленые вина являются наиболее вероятными претендентами на попадание в эту категорию. Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода продуктов но мере роста своих доходов.

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание н рас­ширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает за­стой н сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономи­ческий рост будет больше, чем ее доля в структуре экономи­ки. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицатель­ный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили пред­вещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию пред­полагает хронические затруднения в этой отрасли.



[1] К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Экономикс. В 2 т. Пер. с англ. – Т.2. – Москва. – Прогресс, 1997.

[2] Данный раздел вовсе не дублирует главу 4. Мы настоятельно рекомендуем студентам еще раз прочитать эту главу.

[3] Richard Voiht. Commuter Rail Ridersship: The Long and The Short Haul // Business Review. Federal Reserve Bank of Philadelphia. November – December 1987. P.13-23.

[4] Речь идет о выступлении Теодора Интема, вице-президента по финансовым вопросам компании «Форд мотор», на слушании в подкомиссии по вопросам антитрестовского законодательства и монополии юридической комиссии сената конгресса США 4-5 февраля 1958 г.

[5] Обзор исследований проблемы эластичности спроса на воздушные путешествия можно найти в книге: George W. Douglas, James C. Miller, III. Economic Regulation of Domestic Air Transport. Washington D.C: The Brooking Institution, 1947. P. 34-38.

[6] Изложение данного вопроса см. в книге: Robert Paul Thomas. Microeconomic Applications: Understanding the American Economy, Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1981, Chapter 10.

[7] Sar A. Levitan, Richard S. Belous. More Than Subsistence: Minimum Wages for the Working Poor. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1979. P. 161.

[8] Цены на которые мы предполагаем неизменными.