Глава 22. Спрос, предложение и эластичность[1]
Представление о редкости ресурсов и неограниченности потребностей, как вы помните, лежит в основе экономической науки. Эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач нашей экономической системы. Более того, существуют два основных аспекта проблемы рационального использования ресурсов. Первый из них, рассмотренный в частях 2,3 и 4 данной книги, заключается в полном вовлечении в оборот всех наличных ресурсов. Второй аспект проблемы экономии, к которому мы теперь обратимся, связан с наиболее эффективным их распределением между альтернативными вариантами использования. Иначе говоря, в частях 2,3 и 4 наше внимание было сосредоточено на первом из пяти фундаментальных вопросов, поставленных в 5-й главе: «Могут ли в экономике быть использованы все наличные ресурсы?» В части 5 рассматриваются четыре оставшихся вопроса: «Может ли экономика производить продукцию, наиболее желательную для общества?», «Будет ли производство этой продукции организовано наиболее рациональным образом?», «Может ли экономика обеспечить удовлетворительное распределение этой продукции?», «Способна ли экономика поддерживать эффективное использование своих ресурсов при изменениях в их структуре, изменениях во вкусах потребителей я при технологических изменениях?» Все эти четыре вопроса имеют прямое к проблеме достижения и поддержания эффективного распределения наличных ресурсов.
Известно, что одной из важнейших характерных черт экономики капиталистических стран является непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов (см. гл. 5). Поэтому для нас главный предмет анализа — индивидуальные цены и рыночная система. Точнее говоря, основная задача этой и последующих глав заключается в том, чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование я сравнительную эффективность рыночной, им ценовой, системы в распределении ресурсов в рамках американского капитализма. В интересах разрешения этой первоочередной задачи мы будем также стремиться к возможно более глубокому анализу индивидуальных цен в самых разнообразных рыночных условиях.
В главе 4 мы ознакомились с началами анализа спроса и предложения. В настоящей главе мы будем стремиться к более глубокому их пониманию. Перед нами стоят три взаимосвязанные задачи. Во-первых, кратко изложить элементы анализа спроса я, предложения. Во-вторых, рассмотреть концепцию эластичности применительно как к спросу, так и к предложению. В-третьих, в качестве приложения к анализу спроса и предложения обсудить возможные последствия централизованно устанавливаемых цен для отдельных рынков.
Спрос, предложение и рыночные цены[2]
Как спрос, так и предложение могут быть представлены в виде таблиц. Таблица спроса показывает зависимость между различными возможными уровнями цен и количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам (см. табл. 22-1, колонки (1) и (2). Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, является обратной, юга отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса является нисходящей (DD на рис. 22-1).
Таблица 22-1.
Спрос и предложение на рынке зерна (гипотетические данные)
Количество спрашиваемой в течение недели продукции, ед. |
Цена за 1 бушель, дол. |
Количество предлагаемой в течение недели продукции, ед. |
Излишек (+) или дефицит (-), (стрелками показано направление давления на цену), ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2000 |
5 |
12000 |
+ 10000 ↓ |
4000 |
4 |
10000 |
+ 6000 ↓ |
7000 |
3 |
7000 |
0 |
11000 |
2 |
4000 |
- 7000 ↑ |
16000 |
1 |
1000 |
- 15000 ↑ |
Таблица предложения демонстрирует зависимость между возможными ценами и количествами продукций, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен (см. табл. 22-1, колонки (2) и (3). Эта зависимость является прямой, или положительной. Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком. На графике эта прямая зависимость дает восходящую кривую предложения (SS на рис. 22-1).
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Таблица 22-1 и рисунок 22-1 показывают, что при принятых нами данных о спросе и предложении цена равновесия составляет 3 дол., а равновесное количество продукции — 7 тыс. единиц. Любую другую цену конкуренция сделает неустойчивой. Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются на рисунке 22-1 стрелками, направленными вверх вдоль кривой предложения и вверх вдоль кривой спроса. Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции, и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей. Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками, направленными вниз вдоль кривой предложения и вниз вдоль кривой спроса, на рисунке 22-1.
Рис. 22-1. Равновесная цена на зерно определяется спросом и предложением на рынке. Равновесная цена и равновесное количество продукции определяются в точке пересечения кривой спроса (DD) и кривой предложения (SS).
Изменение факторов, определяющих спрос или предложение, может приводить к изменениям цифровых данных в колонках таблиц и к перемещению кривых спроса и предложения. Изменения в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке - все это будет вызывать перемещения кривой спроса. Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения.
Зависимость между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменением предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.
Ценовая эластичность спроса
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.
Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
ФОРМУЛА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Еd, вычисленного по следующей формуле:
Еd = .
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:
Еd = .
Использование показателей процентных изменений. Однако какой смысл использовать для измерения чуткости потребителей проценты вместо абсолютных величин? Ответ заключается в том, что при использовании абсолютных величин на наше представление о степени, чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц измерения. Покажем это на примере. Если цена продукта X падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то нам представляется, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к изменению количества спрашиваемой продукции на 40 единиц. Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения (почему бы нам этого не сделать?), мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашиваемой продукции на 40 единиц, что порождает представление о неэластичности. Изменение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах (1 дол./З дол.) или в центах (100 центов/300 центов).
Не обращайте внимания на отрицательный знак. Мы знаем, что нисходящая кривая спроса демонстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Это значит, что ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в нашей формуле будет положительным, а знаменатель - отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напротив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель - положительным, что опять дает нам отрицательный коэффициент.
Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент эластичности, равный - 4, больше, чем коэффициент, равный - 2, Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэффициент, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем коэффициент, равный 2. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем игнорировать отрицательное значение коэффициента ценовой эластичности спроса и показывать только ее абсолютную величину. Заметим, что подобного недоразумения не возникает с коэффициентом эластичности предложения, поскольку зависимость между ценой и количеством продукции является прямой.
Интерпретация формулы. Теперь давайте займемся интерпретацией нашей формулы. Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным. Иллюстрация. Если снижение цены на 3 % дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1 %, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3. Ясно, что ори неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукция оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.
Следует подчеркнуть, что, говоря о «неэластичном» спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на героин. Графически этот случай показывают при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 22-2). И наоборот, когда экономисты говорят об «эластичном» спросе они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси (например, D2 на рис. 22-2). В дальнейшем в главе 25 мы обнаружим, что такая кривая спроса имеет место в случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке.
Рис. 22-2. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно неэластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.
ФОРМУЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКИ
В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 22-2, мы оказываемся перед дилеммой, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. - 2000 бушелей или 4 дол. - 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчета процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Наш выбор повлияет на результат вычислений. Исходя из комбинации 5 дол. - 2000 бушелей, мы обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции - 100%. Подставив эти данные в формулу, мы получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. - 4000 бушелей, мы обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции - 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в том, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчёта дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях - попробуйте, например, повторить расчет в ценовом интервале от 3 до 2 дол. - формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос - при другой комбинации.
Для преодоления этого затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количеств спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол. базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества - около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства вычислений мы можем усовершенствовать известную нам формулу эластичности, представив ее следующим образом:
Еd = .
Подставив в формулу числовые данные, соответствующие интервалу от 5 до 4 дол., мы получим:
Еd = = 3,00.
В колонке 5 таблицы 22-2 мы подсчитали коэффициент эластичности применительно к данным о спросе, содержащимся в таблице 22-1, используя при этом формулу центральной точки. В порядке упражнения полезно проверить каждое из вычислений в таблице 22-2. Затем убедитесь, что вы способны правильно объяснить смысл коэффициента. Например, коэффициент, равный 3, означает, что увеличение (уменьшение) цены на 1 % приведет к уменьшению (увеличению) количества спрашиваемой продукции на 3%.
Таблица 22-2.
Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности (гипотетические данные)
Количество спрашиваемой в течение недели продукции |
Цена за бушель, дол. |
Общая выручка (расходы покупателей), дол. |
Оценка по показателю общей выручки |
Коэффициент эластичности, Ed (округленно) |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||
2000 |
5 |
10000 |
Эластичность
Эластичность
Эластичность
Неэластичность |
= 3,00. = 1,91. = 1,11. = 0,56. . |
|||||||||
4000 |
4 |
16000 |
|||||||||||
7000 |
3 |
21000 |
|||||||||||
11000 |
2 |
22000 |
|||||||||||
16000 |
1 |
16000 |
ОЦЕНКА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ
Пожалуй, простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, — это определить, что происходит с общей выручкой, или денежными поступлениями, — совокупными расходами, с точки зрения потребителей, — в случае изменения цены продукции.
1. Эластичный спрос. Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Разумеется, общая выручка равна цене, умноженной на количество продукции. Например, снижение цены на 1 дол. применительно к первоначальному количеству проданного зерна в 2000 бушелей ведет к потере 2000 дол. Однако снижение цены увеличивает объем продаж на 2000 бушелей, что дает дополнительную выручку, равную 8000 дол. (2000 х 4 дол.). Таким образом, чистый рост общей выручки составит 6000 (8000 дол. - 2000 дол.).
Эти рассуждения правомерны и в обратном случае: если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Почему? Да потому, что прирост общей выручки, вызванный повышением цены единицы продукции, меньше, чем потеря выручки, связанная с параллельным сокращением продаж.
Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
2. Неэластичный спрос. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится. Снизив уровень цены до 1 дол., мы увеличим количество спрашиваемой продукции до 16 000 дол. Это уменьшение объясняется тем, что потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, оказывается больше прироста выручки полученного благодаря сопутствующему расширению продаж. Например, падение цены на 1 дол. применительно к первоначальному количеству зерна, равному 11 000 бушелей, ведет к потере 11 000 дол. Рост объема продаж, сопровождающий это снижение цены, составит 5000 бушелей и в результате даст дополнительную выручку, равную 5000 дол. (5000 х 1 дол.). В конечном счете чистая потеря общей выручки составит 6000 дол. (5000 дол. - 11 000 дол.). Как и в предыдущем случае, наши рассуждения носят обратимый характер: если спрос неэластичен, рост цены приведет к увеличению общей выручки.
И опять наши рассуждения будут правомерны также и в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей выручки. Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции. В колонках 3 и 4 таблицы 22-2 отмечено применение показателя общей выручки ко всей кривой спроси на зерно.
Замечание. В таблице 22-3 собраны основные характеристики ценовой эластичности спроса, и она заслуживает внимательного изучения.
Величина коэффициента эластичности |
Терминология |
Объяснение терминов |
Влияние цены на общую выручку (потребительские расходы) |
|
Увеличение цены |
Уменьшение цены |
|||
Больше единицы (Ed > 1) |
«Эластичный» или «относительно эластичный» спрос |
Процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены |
общая выручка падает |
общая выручка растет |
Равен единице (Ed = 1) |
«Единичность» или «единичная эластичность» спроса |
Процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно процент-ному изменению цены |
общая выручка неизменна |
общая выручка неизменна |
Меньше единицы (Ed < 1) |
«Неэластичный» или «относительно неэластичный» спрос |
Процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше, чем процентное изменение цены |
общая выручка растет |
общая выручка падает |
СВОЙСТВА ЭЛАСТИЧНОСТИ
В описанных выше вариантах применения формулы эластичности и показателя суммарного дохода внимательный читатель мог бы обнаружить два малоприметных, но значимых свойства эластичности.
Эластичность и ценовые интервалы. Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в данной таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса, включая и использованный нами для иллюстрации спрос на зерно, описанный в Таблице 22-2, эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. По сути дела, это - следствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое процентное изменение количества продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведется отсчет процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, деленное на относительно большое процентное изменение цены, дает в результате неэластичный спрос.
Эластичность и наклон кривой спроса. Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид трафика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основанием для суждения об эластичности последнего. Например, кривая спроса становится более крутой при относительно высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение связать неэластичный спрос с высокими ценами и эластичный - с низкими. Однако это ошибочный вывод. Разве мы только что не обнаружили, что формула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном? Хитрость заключается в том, что наклон кривой спроса - его пологость или крутизна - зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными, изменениями цены и количества. Различие между наклоном кривой спроса и его эластичностью можно также вполне уяснить себе, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Вы обнаружите, что хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем протяжении кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным — на отрезке низких цен. В этой связи уместно вновь обратиться к вопросу 11 в конце главы.
ФАКТОРЫ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако нижеследующие моменты обычно рассматриваются в качестве теоретически значимых и практически полезных.
1. Заменяемость. Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. В главе 25 мы увидим, что на чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной. Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем, о котором мы уже упоминали, является спрос диабетиков на инсулин, несомненно крайне неэластичный. Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло «Тексако», но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.
2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Предметы роскоши / предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия обще-признаны в качестве предметов необходимости; без них мы «не протянем». Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других бытовых нужд. Обратите внимание на очень низкую ценовую эластичность спроса на эти товары в таблице 22-4. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции по поводу острого аппендицита по той причине, что плата за медицинское обслуживание только что повысилась. С другой стороны, французский коньяк и изумруды являются предметами роскоши, которые, по определению, могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет необходимости; несоленая пища оставляет желать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.
Таблица 22-4.
Коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые товары и услуги
Товары и услуги |
Ценовая эластичность |
Хлеб |
0,15 |
Говядина |
0,64 |
Баранина |
2,65 |
Яйца |
0,32 |
Ресторанные блюда |
2,27 |
Электричество (в домашнем хозяйстве) |
0,13 |
Медицинское обслуживание |
0,31 |
Табачные изделия |
0,46 |
Автомобильные покрышки |
0,86 |
Газеты и журналы |
0,42 |
Одежда и обувь |
0,20 |
Билеты в кино |
0,87 |
Источники: Н. S, Houthakker, Lester D. Taylor. Consumer Demand in the United States: Analyses and Projections. 2d ed. Cambridge, Mass.: 1970; P. S. George, G. A. King. Consumer Demand for Food Commodities in the U. S. with Projections for 1980. Berkeley: Univ. of California, 1971.
4. Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители — это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем «долгосрочный» спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.
В предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системе пригородного железнодорожного сообщения г. Филадельфии, утверждается, что «долгосрочная» эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его «краткосрочную» эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения цены билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол. в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе[3].
В таблице 22-4 приводятся оценки ценовой эластичности спроса на разнообразные товары и услуги. Вам рекомендуется объяснить и обосновать каждый из этих коэффициентов эластичности с учетом только что рассмотренных факторов эластичности.
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.
1. Переговоры об уровне заработной платы. Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя его тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании «Форд мотор» утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы[4].
2. Небывалый урожай. Другой пример. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства (см. гл. 35).
3. Автоматизация. Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.
4. Дерегулирование воздушного транспорта. Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за полет. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия[5] привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная «война тарифов» сказалась на прибылях.
5. Акцизный налог. Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол. и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, — например, алкогольные напитки и сигареты. Более подробно вопрос о последствиях косвенного налогообложения будет рассмотрен в главе 33.
6. Героин и уличная преступность. Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен, создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности. Обычный метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности — магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, - количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами[6].
7. Минимум заработной платы. Федеральный закон о минимуме заработной платы не позволяет нанимателям платить занятым у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина дохода, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен; коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0,15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным[7].
Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также для разработчиков государственной экономической политики.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению. Если производители чувствительны к изменениям цен, предложение эластично. И наоборот.
Формула эластичности подходит и для определения степени эластичности или неэластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене «процентного изменения количества спрашиваемой продукции» на «процентное изменение количества предлагаемой продукции».
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше Соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов[8]. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.
Рыночный период. Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты находят полезным проводить различие между кратчайшим рыночным периодом, краткосрочным и долговременным периодами.
1. Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай томатов данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична; фермер продаст все, что он привез, независимо от высокой или низкой цены. Почему? Потому что он не может предложить больше томатов, чем он привез на своем Грузовике, если цена томатов превысит его ожидания. Даже если бы он захотел предложить больше, томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку продукт является скоропортящимся, фермер не может изъять его с рынка, если цена окажется ниже его ожиданий, — он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не будут иметь значения для принятия решения. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, чтобы избежать его потерн. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера является фиксированным; он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена. Причем угроза порчи вынуждает фермера продавать всю продукцию даже в случае значительного снижения цены.
2. Краткосрочный период. В пределах краткосрочного (короткого) периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, в пределах данного периода предприятие нашего фермера, под которым мы будем иметь в виду его землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений. Но в этот период времени фермер может применить более интенсивные методы выращивания томатов, прилагая больше труда, больше удобрений и пестицидов для получения урожая. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса; такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения томатов.
3. Долговременный период. Долговременный (долгий) период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые — покинуть ее). В «отрасли» по производству томатов наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, большее количество фермеров может быть привлечено к производству томатов вследствие расширения спроса и роста цен. Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения.
Мы исходим из предположения, что выращивание томатов представляет собой отрасль с растущими издержками производства, имея в виду просто-напросто, что расширение отрасли ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Расширенный спрос на удобрения и оборудование для ферм вызвал некоторый рост цен на них; расширенный спрос на землю обусловил увеличение ее рыночной и рентной стоимости. Короче говоря, ожидать, что расширение отрасли приведет к «растущим издержкам», - дело вполне обычное и разумное. Тогда если цена была достаточной для прибыльного производства, то для прибыльного производства в условиях расширенной отрасли потребуется более высокая цена. Если бы отрасль по производству томатов использовала небольшую или ничтожно малую долю соответствующих ресурсов, тогда рост спроса со стороны этой отрасли оставил бы их цены без изменений. То есть в случае с отрасль юс постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной.
Возможно, вы обратили внимание, что до сих пор мы ни слова не сказали о показателе суммарного дохода применительно к эластичности предложения. Действительно, такового не существует. Зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, то есть кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.
Одно заключительное замечаний, хотя наше внимание до сих пор было сосредоточено на ценовой эластичности спроса и предложения, существуют и другие важные концепции эластичности. Перекрестная эластичность спроса (измеряющая чувствительность потребительского спроса на одну продукцию к изменению цены какой-либо другой продукции), а также эластичность по доходу (определяющая чувствительность потребительского спроса на продукт к изменению дохода потребителя) рассматриваются в разделе «Последний штрих» данной главы.
Применение анализа спроса и предложения: цены, устанавливаемые государством
К анализу спроса и предложения и концепции эластичности мы будем еще неоднократно обращаться. Давайте закрепим наши представления об этих аналитических инструментах и их значимости в процессе рассмотрения последствий установления государственных цен на товары. Время от времени у широкой общественности или правительства складывается мнение, что механизм спроса и предложения порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения цен. Давайте посмотрим, что происходит с рыночным механизмом в случае государственного регулирования цен.
ПОТОЛКИ ЦЕН И ДЕФИЦИТЫ
Потолок цены представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или. услугу. Основанием для введения потолков цен на конкретные продукты служит представление о том, что эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить контроль за рентными платежами и законы о ростовщичестве, определяющие максимальную норму процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль за ценами, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике. К контролю за ценами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны; в меньшей степени он использовался в период корейского конфликта. Кроме того, президент Никсон заморозил цены, заработную плату и рентные доходы в начале 70-х годов.
Регулирование цен в период второй мировой войны. Давайте вернемся во времена второй мировой войны и проанализируем последствия установления потолка цен, например, на масло. В начале 40-х годов экономическое процветание, связанное с войной, обусловливало перемещение кривой спроса на масло вправо, так что, равновесная, или рыночная, цена (Р) равнялась, скажем, 1,2 дол. за фунт. С одной стороны, быстрый роет цен на масло способствовал развитию инфляции, с другой - исключал из числа покупателей масла те семьи, чьи денежные доходы не поспевали за быстрым ростом стоимости жизни. Поэтому, чтобы противодействовать инфляции и сохранить масло на столах бедняков, правительство установило потолок цены на уровне, скажем, 90 центов за фунт. Заметьте, что установление потолка цены имеет смысл при условии, что он ниже равновесной цены. Потолок цены, скажем, 1,5 дол. не оказал бы никакого непосредственного воздействия на рынок масла.
Каковы будут последствия введения этого потолка цен? Способность свободного рынка к рационированию (нормированию) потребления будет парализована. Существование потолка цен создаст устойчивый дефицит масла. Величина дефицита находится в прямой зависимости от эластичности спроса и предложения. Иначе говоря, установление цены Рс нарушает обычные процессы рыночного приспособления, тогда как конкуренция между покупателями привела бы к росту цены, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном количестве продукции.
Итак, предотвращая возникновение процесса саморегуляции рынка, ценовой потолок создает проблемы, вытекающие из рыночного неравновесия. Во-первых, как распределить наличное количество продукции между потребителями, предъявляющими спрос на продукцию. Следует ли распределять продукцию в порядке живой очереди, то есть между теми, кто хочет и может стоять в очереди дольше других? Должен ли бакалейщик распределять масло, исходя из своих интересов? Дело в том, что нерегулируемый дефицит вряд ли отвечает целям справедливого распределения масла. Поэтому, во избежание распределения по принципу «кто больше захватит», правительству следует установить определенную систему нормирования продукции для потребителей. Именно так было сделано в период второй мировой войны, когда были выпущены потребительские карточки (купоны) для обеспечения справедливого распределения. Эффективная система нормирования предполагает печатание потребительских карточек, соответствующих Qs фунтов масла, и их справедливое распределение между потребителями, чтобы, например, как богатая, так и бедная семья из четырех человек получили одинаковое количество карточек.
Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы. Действительно, кривая спроса свидетельствует о наличии множества покупателей, стремящихся купить масло по цене, превышающей установленный потолок. И, конечно, для бакалейщиков выгоднее продавать его по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, нелегальные черные рынки — рынки, на которых многое покупалось и продавалось по ценам, выше установленных пределов, — получили широкое распространение. Дополнительные трудности создавались обращением фальшивых потребительских карточек.
Контроль за уровнем квартирной платы. Установление ценового потолка создает и более серьезную проблему - препятствует изменению цен, что абсолютно необходимо для эффективности распределения ресурсов. Пример. В Нью-Йорке контроль за квартирной платой способствовал созданию устойчивого дефицита жилых площадей. И хотя в краткосрочной перспективе следствием такого контроля может быть доступность жилья для некоторых представителей беднейших слоев, в долгосрочном плане его воздействие становится препятствием смягчения проблемы дефицита жилья. В условиях низкой квартирной платы инвесторы не склонны строить новые дома, а вложения в ремонтные работы оказываются невыгодными. Суть дела в том, что контроль за квартирной платой не позволяет ей увеличиться и, таким образом, сигнализировать о прибыльности перераспределения ресурсов в пользу жилищного строительства, а также обновления старого жилищного фонда Нью-Йорка.
Потолки процента по кредитным карточкам. В 1986 г. в конгресс вносилось несколько законопроектов об установлении общенационального потолка на процент, взимаемый при расчетах по кредитным карточкам. Собственно, в нескольких штатах сейчас уже действуют такие законы, а еще в нескольких - они находятся в стадии обсуждения. Основанием для введения потолков процента служит главным образом предположение, согласно которому банк и розничные магазины, выпускающие кредитные карточки, «надувают» клиентов прежде всего с низким уровнем доходов, устанавливая процентные платежи в среднем на уровне 18%.
Какой ответной реакции следует ожидать в случае законодательной фиксации более низкой — по сравнению с равновесной — нормы процента по кредитным карточкам? Согласно исследованию, проведенному Федеральной резервной системой, прибыли от кредитных карточек, выпускаемых банками, до сих пор: были невысокими, тогда как кредитные карточки розничных магазинов в целом оказывались убыточными для своих эмитентов. Следовательно, сокращение дохода от взимания процентов, связанное с введением процентных потолков, заставит эмитентов прибегать к мерам, направленным либо на уменьшение издержек, либо на увеличение поступлений. Какие формы может принять такого рода ответная реакция? Во-первых, эмитенты кредитных карточек могут ужесточить условия предоставления кредита, с тем чтобы уменьшить потери от неплатежеспособности клиентов, а также затраты, связанные со сбором платежей. В результате, в частности, для людей с низким уровнем дохода и для молодых людей, еще не обладающих устойчивой кредитоспособностью, окажется гораздо труднее приобрести кредитные карточки. Во-вторых, может быть повышена годовая норма платежей, взимаемых с держателей кредитных карточек, по мере роста платежей, взимаемых с торговцев за пользование карточками при продаже товаров. Кроме того, с держателей карточек, возможно, будут требовать платы за каждую бухгалтерскую операцию. В-третьих, сейчас держателям карточек предоставляется так называемый «льготный период», в течение которого кредит является беспроцентным. Вполне возможно, что этот период будет сокращен или даже ликвидирован. Наконец, можно предположить, что различные магазины, выпускающие кредитные карточки, повысят товарные цены в интересах компенсации сокращения дохода в виде процентов. Это означало бы, что покупатели, расплачивающиеся наличными, субсидировали бы покупателей, использующих кредитные карточки. Изучение фактического положения дел в штатах, на территории которых действуют потолки процентов по кредитным карточкам, подтверждает правильность первого и последнего из наших предсказаний.
Концерты рок-групп. Было бы неверно связывать искусственное занижение цен исключительно с политикой правительств. Билеты на концерты таких суперзвезд рока, как Брюс Спрингстин или Майкл Джексон, обычно продаются по ценам ниже нормальных рыночных цен. Билеты, как правило, распределяются посредством живых очередей, а спекуляция ими является обычным явлением. Для чего бы это рок-звездам субсидировать своих поклонников — по крайней мере тех, кому посчастливилось достать билет, — через искусственно заниженные цены? Почему бы им не повысить цены на билеты так, чтобы уравновесить спрос с предложением и получить больший доход от гастролей? Ответ заключается в том, что длинные очереди поклонников, целыми часами или даже днями ожидающих дешевых билетов, привлекают внимание прессы так же, как и попытки тех, кому не досталось билета, проникнуть в концертные залы. Бесплатная реклама, стоящая миллионы долларов, несомненно, стимулирует продажу пластинок, которая является основным источником доходов всякой рок-группы. Так что «подарок» в форме заниженных цен на билеты, который рок-звезда преподносит своим поклонникам, оказывается выгодным и для нее самой. Кроме того, этот «подарок» и от поклонников требует определенных издержек — вмененных издержек времени на стояние в очередях за билетами.
НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ЦЕНЫ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ
Нижний уровень цены - минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, — обычно применялся в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию — вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен. Давайте рассмотрим эту меру применительно к какому-то конкретному продукту сельского хозяйства.
Предположим, что текущая рыночная цена кукурузы составляет 2 дол. за бушель, и доходы фермеров в результате крайне низки. Правительство принимает решение оказать им помощь, законодательно установив цену на уровне, скажем, 3 дол. за бушель.
Каковы будут последствия? При любой цене, превышающей цену равновесия, количество предлагаемой продукция окажется больше количества спрашиваемой продукции; то есть возникнет устойчивый избыток предложения, или излишек. Фермеры будут стремиться производить и предлагать на рынке больше продукции, чем то ее количество, которое захотят приобрести частные покупатели по минимальным ценам. Размеры этого излишка будут пропорциональны эластичности спроса и предложения. Чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше интересующий нас излишек. Так же как и в случае с потолком цен, способность свободного рынка к рационированию (нормированию) была парализована введением регулируемой цены.
На правительство ложится задача так или иначе совладать с излишком, порожденным установлением нижнего уровня цен. При этом в распоряжении правительства имеются два обычных подхода к проблеме. Во-первых, оно может ввести в действие конкретные программы ограничения производства (например, определить предельные посевные площади под данную культуру) или стимулирования спроса (например, изучить новые возможности использования этих сельскохозяйственных продуктов), с тем чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а следовательно, и величину проистекающего отсюда излишка. Если., эти усилия оказываются не вполне успешными, то правительство, во-вторых, должно закупить излишнюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить ее на хранение или как-то иначе распорядиться ею. Мы еще вернемся к вопросу об излишках сельскохозяйственной продукции в главе 35.
Вывод
Ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимодействия спроса и предложения присущей ему способности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решениями покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирования, порождаемой установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен. Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.
РЕЗЮМЕ
1. В настоящей главе дальнейшее развитие получил анализ спроса и предложения, изложенный, в главе 4. Так что рекомендуется прежде всего освежить в памяти резюмирующие положения, относящиеся к этой главе.
2. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
3. Формула ценовой эластичности позволяет измерить степень эластичности или неэластичности спроса. Она имеет следующий вид:
Еd = .
При определении процентных изменений цены и количества продукции в качестве базы вычислений используются средние из всех рассматриваемых цен и количеств соответственно. Если Еd больше единицы» спрос считается эластичным. Если Еd меньше единицы, спрос неэластичен. Единичная эластичность имеет место в особом случае, когда Еd равняется единице. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается линией, параллельной вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, идущую выше и параллельно горизонтальной оси.
4. Ценовую эластичность спроса можно определять, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
5. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
6. Эластичность варьируется в зависимости от выбора того или иного ценового интервала на кривой спроса, оказываясь, как правило, выше в северо-западной частя графика и, наоборот, ниже, в его юго-восточной части. Нельзя судить об эластичности по степени крутизны или пологости кривой спроса на графике.
7. Концепция эластичности применима также и к предложению. Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.
8. Устанавливаемые государством цены не дают возможность равновесной цене осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потребления. Установление нижнего уровня цен способствует производству излишков продукции; правительство должно закупать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос.
Термины и понятия
Формула ценовой эластичности Эластичный и неэластичный спрос Совершенно неэластичный спрос Совершенно эластичный спрос Показатель совокупного дохода Эластичность предложения Кратчайший рыночный период Краткосрочный и долговременный периоды Отрасли с растущими и с постоянными издержками производства. Ценовой потолок Нижний уровень цены.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
Перекрестная эластичность спроса
и его эластичность по доходу
Помимо ценовой эластичности спроса большое значение имеют еще две концепции эластичности.
Мы знаем, что ценовая эластичность спроса измерит влияние изменения цены продукта на величину спроса, предъявляемого на данный продукт. Концепция перекрестной эластичности спроса позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (скажем, X) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта X к процентному изменению цены продукта. У:
Еху = .
Проницательный читатель может заметить, что эта концепция эластичности позволяет нам количественно охарактеризовать и более глубоко понять смысл явлений взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров, исследованных в главе 4. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции X варьирует в прямой зависимости от изменении цены продукта У, то продукты X и У являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены масла (У) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (X). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты X и У «идут в комплекте» и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (падение) цены фотоаппаратов приведет к сокращению (увеличению) количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами. Например, вряд ли следует ожидать, что изменение цены масла окажет какое-либо заметное влияние на количество покупок фотопленки.
Концепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя:
Еi = .
Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение. Еще раз обращаясь к главе 4, вспомните, что продукты, приобретение которых расширяется по мере роста доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в + 3,00, тогда как для большинства продуктов сельского хозяйства она колеблется около + 0,20. Отрицательное значение коэффициента эластичности во доходу указывает на то, что речь идет о товаре низшей категории. Маргарин, картофель, капуста, автобусные билеты, подержанные товары и дешевые крепленые вина являются наиболее вероятными претендентами на попадание в эту категорию. Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода продуктов но мере роста своих доходов.
Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание н расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой н сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
[1] К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Экономикс. В 2 т. Пер. с англ. – Т.2. – Москва. – Прогресс, 1997.
[2] Данный раздел вовсе не дублирует главу 4. Мы настоятельно рекомендуем студентам еще раз прочитать эту главу.
[3] Richard Voiht. Commuter Rail Ridersship: The Long and The Short Haul // Business Review. Federal Reserve Bank of Philadelphia. November – December 1987. P.13-23.
[4] Речь идет о выступлении Теодора Интема, вице-президента по финансовым вопросам компании «Форд мотор», на слушании в подкомиссии по вопросам антитрестовского законодательства и монополии юридической комиссии сената конгресса США 4-5 февраля 1958 г.
[5] Обзор исследований проблемы эластичности спроса на воздушные путешествия можно найти в книге: George W. Douglas, James C. Miller, III. Economic Regulation of Domestic Air Transport. Washington D.C: The Brooking Institution, 1947. P. 34-38.
[6] Изложение данного вопроса см. в книге: Robert Paul Thomas. Microeconomic Applications: Understanding the American Economy, Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1981, Chapter 10.
[7] Sar A. Levitan, Richard S. Belous. More Than Subsistence: Minimum Wages for the Working Poor. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1979. P. 161.
[8] Цены на которые мы предполагаем неизменными.