Содержание

Содержание.. 2

Введение.. 3

1. Понятие о культуре и ее сущности. 4

2. Техника и технология как часть экономической культуры.. 12

3. Рождение культуры (первобытная эпоха) 14

Заключение.. 18

Список литературы... 19

Введение

Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами в рамках социальной и культурной антропологии, социология, структурной лингвистики, семиотики, психологии и др.

Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность, существенно отличающую этот процесс от обычной динамики развития науки. Как правило, в систему образования в качестве учебного материала попадает то знание, которое в науке уже устоялось, оформилось, не вызывает острых дискуссий. Современная отечественная культурология, складывавшаяся с период 60-х-80-х годов, и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию как раз, напротив, из системы образования, в результате смены идеологической парадигмы. В этом - одна из причин того, что культурология как принципиально неидеологическая дисциплина как бы "ворвалась" в современное обществознание путем проб и ошибок, расширения поля анализа, вовлечения в него знаний из других областей, и в то же время "отсечения" того, что принадлежит к другим сферам науки.

1. Понятие о культуре и ее сущности

Cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.[1]

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Структурно культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с "производством", созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка “возделывать”, “обрабатывать”. В ходе длительной эволюции от Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.

В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие “культура” характеризуется как применимое к роду человеческому, всему человечеству. Называя становление культуры вторым рождением человека, Гердер писал в своей книге “Идеи к философии истории человечества”: “Мы можем, как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли”. Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для формирования современного понимания культуры.

Понятие “культура” необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной формы движения материи.

В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие “гравитация” для физики или понятие “эволюция” для биологии. Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500. “Что ни город, то свой норов”, — такими словами можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в культурологии. Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).

В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов.

К проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смысла, или, правильнее сказать, смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных процессов: генерации (производства), функционирования и интерпретации.

Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты этих процессов. Всякий артефакт (то есть, искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее это рассмотрим в теме "Язык культуры"). То есть, первоначальное переживание кодифицируется в культурном смысле, обретая знаковую форму.

Разумеется, научные подходы требуют объективированного, отвлеченного от человеческой индивидуальности измерения культуры. Но культура - не только музей или архив, культура и человек - одно целое: культура живет в людях, в их деятельности, в их чувствах, а люди, в свою очередь живут в культуре[2]. В культуре и через культуру человек способен реализовать то, что заложено в нем Природой и Богом.

Именно такое свойство культуры как смыслогенез делает ее сферой самодетерминации личности, ибо только культура является смыслообразующим началом и самого человеческого существования. Отсюда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа, в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. С этой точки зрения можно выделить следующие функции культуры:

- социализации и инкультурации

- ценностная (аксиологическая)

- коммуникативная

- познавательная (гносеологическая)

- информационная

- деятельностная

- нормативная

- символическая.

Эти функции имеет любая культура, поэтому их можно считать универсальными, но в определенную иерархию они выстраиваются по разному, в зависимости от уникальных особенностей той или иной культуры.[3]

Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь, как животных, так и человека. Можно, конечно, оспаривать такую трактовку, однако она весьма распространена в культурно-антропологической традиции, прежде всего США. Поэтому более целесообразно использовать понятие "культура" для выражения специфики человеческого бытия.

Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями. Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. "Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы"'.[4] В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А. Крёбера и Э. Тайлора существует еще ряд типов определений.

Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К. Уисслеру, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик...".

Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У. Самнер определяет культуру "как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям". Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире. М. Херсковиц рассматривал культуру "как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество".

Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р. Линтону:

а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

К структурным можно отнести также определение, данное Дж. Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы".

Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы". В последующих главах будет показано, как реализуются исходные положения, заложенные в некоторых типах определений в реальной ткани культурологической теории. В результате краткого обзора типов определений (на самом деле типов существует еще больше: генетическое, функциональные определения...) можно сделать вывод, что речь в них все же идет о форме организации жизни человека, ее особенностях, принадлежащих различным народам. В настоящем пособии для обозначения отдельной культуры будет также употребляться термин "этнокультурная общность".

В современной культурологии (так же, как и в антропологии 50-60-х годов) существует одна важная дискуссионная проблема - о статусе понятия "культура": как понятие "культура" соотносится с явлениями, объектами действительности, которые оно описывает. Одни считают, что понятие культуры (так же, как понятие этноса и некоторые другие общие категории-универсалии) есть лишь чистые идеальные типы, абстракции, существующие в головах индивидов (в данном случае культурологов), логические конструкты, с трудом поддающиеся соотнесению с конкретной исторической реальностью. Другие (среди них в первую очередь следует назвать основателя культурологии Л.Уайта) придерживаются мнения о предметно-вещественном характере культуры, что, кстати, и выражают в определениях, рассматривая культуру как класс предметов, явлений... и соотносят тип культуры непосредственно с соответствующими явлениями социальной действительности.

Особенность культуры как раз в том и состоит, что некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), разделяемые всеми членами данной этнокультурной общности. Идеи или образы могут объективироваться, овеществляться в словах, сказаниях, в письменной форме в виде эпоса или произведений художественной литературы и т. д. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к культуре означает не только вещественно-материальное бытие, но идеальное, образное функционирование. Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение, или менталитет. Поэтому, рассматривая, в принципе очень сложный, вопрос соотношения понятия культуры с исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное.

2. Техника и технология как часть экономической культуры

В научной литературе часто пишут о культурологической сущности техники и технологии упоминается также: «технология - это часть системы культуры, она формирует и отражает ценности этой системы». В США данный феномен подробно исследован и является одним из основных факторов, влияющих на разработку учебных программ. Технология  рассматривается как «комплексная социальная структура, включающая не только исследование, проектирование и ремесло,  но также финансы, производство, управление, труд, маркетинг и техническое обслуживание»[5], то есть все социально-экономические аспекты нашей жизни.

Исследования авторов-теоретиков сущности понятия «технология» наиболее широко и подробно определяют этот феномен, что позволяет сделать следующий вывод: техника и технология - это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне.

Все вышеизложенное  вместе с широкой дифференциацией понятия «технология» в различные области человеческой деятельности позволяет нам выдвинуть гипотезу о необходимости интеграции данного понятия и о рассмотрении его в рамках философского подхода на уровне материи и движения. Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается, прежде всего, в том, что они интегрируются в формы движения материи. Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механические - без изменения качества, 2) с изменениями качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) у функционирующих систем, б) в процессах круговорота, в) в процессах развития. Развитие определяется в основном как необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивная, регрессивная и “горизонтальная” (или одноплоскостная, одноуровневая).

Рассматривая данное современное видение философского понятия движения, можно определить место технологии как движения с изменением качества, протекающего в процессах развития, направленное на прогрессивные преобразования (социальные изменения общества, научно-технический прогресс и т.д.), регрессивные последствия различных технологий (экологические катастрофы, проблемы информационных технологий, глобальные проблемы человечества) и изменения, определяющие работу в одной плоскости (технология изготовления ..., технология расположения ... и т.д.). Все это не  говорит о том, что технологию можно выделить как класс или одно из направлений движения, так как кроме движения, обусловленного деятельностью человека (технологии), существуют и другие виды движения. Но это позволяет дать наиболее полное и интегрированное определение техники и технологии как движения, направленного на развитие, переход на новый качественный уровень, обусловленного деятельностью человека. При этом классификация технологии будет строиться в соответствии с выделенными на сегодня видами движения (и дополняться по мере развития общества и философского учения о движении): механические технологии, физические технологии, химические технологии, биологические технологии, социальные технологии, геологические технологии, планетарные технологии, информационные и т.д.[6]

3. Рождение культуры (первобытная эпоха)

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.

С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.

В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.

Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.

Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.

Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.[7]

Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

Говоря о первобытной культуре нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире - первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике.

Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия.

Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах.[8]

Заключение

В современной культурологии,  культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусствен­ные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности:

·        материальных объектов, идей и образов;

·        технологий их изготовления и оперирования ими;

·        устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;

·        оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Это созданная самими людьми искусственная среда существования и саморе­ализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Следовательно, культуру можно представить в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной дея­тельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Список литературы

1.                Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т.,1999.

2.                Введение в культурологию. – Воронеж, Пир, 2003.

3.                Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.

4.                Культурология – история мировой культуры \Под редакцией профессора А.Н. Марковой. Москва «Культура и спорт». Издательство объединение «ЮНИТИ», 2000.- 563 с.

5.                Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1998.


[1] См. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.

[2] Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1998. стр. 16 – 19.

[3] См. Введение в культурологию. Воронеж, 1999.

[4] Kroeber A.L., Ktuckhohn Cl. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y.,1952. P. 112.

[5] Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. стр. 6 – 8.

[6] Культурология – история мировой культуры \Под редакцией профессора А.Н. Марковой. Москва «Культура и спорт». Издательство объединение «ЮНИТИ», 2000. – с. 278.

[7] Введение в культурологию. – Воронеж, Пир, 2003. – с. 29.

[8] Белик А.А. - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. стр. 45 – 48.