Институт экономики и права г. Новосибирска
Контрольная работа
По дисциплине: Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме.
Тема: «Требования к гиду-экскурсоводу и лидеру группы»
Выполнил:
студентка гр. Соц-21
Харина Яна
Павловна
Проверил:
Цой Марина Евгеньевна
Новосибирск, 2005
Содержание
Введение. 5
1. Теоретические основы требований. 6
1.1. Требования к гиду. 6
1.2. Требования к экскурсоводу. 7
1.3. Основные лидерские качества и требования к лидеру. 11
2. Практические аспекты исследования лидерских качеств. 15
2.1. Использование системного анализа в исследовании проблемы лидерства и власти в организации. 15
2.2. Практические аспекты оценки лидерских качеств руководителя ОАО «Береза». 17
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3. 28
Введение
Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия - главная тема туризма. Различия во времени, расстояниях, местах проживания, целях и продолжительности пребывания – все это лишь отличительные элементы туризма. В целом, туризм является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение экзотических мест и, одновременно, земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества.
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30 %.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала. В начале 90-х годов доля туризма уже составляла 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.
Успех функционирования предприятия в сфере туризма во многом зависит от менеджмента и управления на данном предприятии, что обуславливает актуальность темы данной работы, которая посвящена исследованию требований к гиду- экскурсоводу и лидеру группы, поэтому является на сегодня очень актуальной.
Цель работы - исследование требований к гиду- экскурсоводу и лидеру группы.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть теоретические основы требований
2) рассмотреть практические аспекты исследования качеств лидера.
1. Теоретические основы требований
1.1. Требования к гиду
Гид обладает нечеловеческими возможностями по управлению. Главное условие, требование к гиду - он должен уметь отключать свое собственное эго и социальные игры, чтобы быть расслабленным, надежным, полным созидательного спокойствия.
Он - диспетчер в центре управления полетами. Всегда готов получить сообщение с орбиты, помочь определить курс, достичь цели. Диспетчер центра управления, который преследует собственные цели - крах всей программы.
Hесомненно, гид должен сам иметь опыт психологических бесед и опыт управления ими.
Самая большая проблема, которая встает перед каждым участником и перед гидом в особенности - это страх потери контроля, страх веры в процессы и компаньонов.
Гид должен оставаться спокойным в течение нескольких часов. Иногда даже рекомендуется гиду принимать низкую дозу психоделика.
Требования к гиду [4, с. 123]:
· наличие государственного сертификата и/или лицензии на осуществление данного вида деятельности (при необходимости);
· знание территории и ее окрестностей, этнографических, историко-культурных, природных сведений (в зависимости от тематики тура);
· коммуникабельность и знание основ гостеприимства;
· умение ориентироваться на местности;
· знание правил поведения в лесу, на водоеме и т. п.;
· умение оказывать доврачебную медицинскую помощь;
· владение иностранным языком (в зависимости от целевой аудитории).
Сопровождение туристских групп гидами также предполагает:
1) обеспечение туристов схемами маршрута;
2) проведение инструктажа по правилам техники безопасности и особенностям поведения на территории парка;
3) при необходимости проверка физической подготовки и специальных навыков (верховой езды, скалолазания, сплава на плоту и т. п.), предоставление специального инвентаря и т. д.
1.2. Требования к экскурсоводу
Основные требования к экскурсоводу [5, с. 189]:
1) Образование высшее или незаконченное высшее; 2) Дополнительное профессиональное образование по 3) Свободное владение иностранным языком.
Прием на работу в качестве экскурсовода оформляется ежегодным приказом директора организации на основании личного заявления, приказа по тарификации экскурсоводов по результатам экзаменов и контракта между экскурсоводом и администрацией организации. В трудовой книжке производится соответствующая запись.
Рабочий день экскурсовода ненормирован. Время начала и окончания работы экскурсовода устанавливается с учетом разработанного графика. Объем работы экскурсовода определяется по времени непосредственного ведения экскурсии. Общая продолжительность экскурсий, проведенных экскурсоводом в течение одного рабочего дня - не более 6 академических (экскурсионных) часов. Баланс рабочего времени экскурсовода - не менее 30 экскурсионных часов и не более 80 экскурсионных часов в месяц.
Основные требования, предъявляемые к экскурсоводу:
1) нормальная дикция (без "грассирования", "сглатывания слов" и т.п.).
2) "интеллектуальный" внешний вид, опрятность.
3) вежливость, обходительность с людьми.
4) развитая речь, достаточный общий и профессиональный словарный запас, знание специальной архитектурной и искусствоведческой терминологии, топонимии города.
5) владение элементами ораторского искусства, актерского мастерства, лидерские качества; корпоративность.
6) владение основной хронологией политической истории России и Западной Европы, особенно ХVIII- ХХ вв.
7) знание названий, назначений, владельцев и времени постройки всех зданий и сооружений по всем маршрутам.
8) знание дат жизни и правления членов Российской Императорской фамилии и основных политических деятелей изучаемых стран.
9) знание окружающего маршруты исторического, архитектурного и природного ландшафта.
10) знание архитектурных стилей, ордеров, умение отличать архитектурные детали различных художественных стилей и направлений, в том числе традиционной русской архитектуры.
11) владение профессиональным искусствоведческим анализом.
12) широкий кругозор, эрудированность в других областях знаний.
13) умение работать с группой.
14) умение создавать разумный баланс логики и эмоциональной атмосферы на экскурсии, свободно конструировать логические переходы.
15) знание правил уличного движения.
Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.
Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.
Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.
Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии (например, медленнее излагаются выводы, обобщения) и скорости движения автобуса. Объект находится в поле зрения экскурсантов считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.
Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. Более длительные паузы допускаются при переездах от объекта к объекту. В городских экскурсиях они, как правило, не превышают 1-2 мин., в загородных – 15-20 мин [1, с. 111].
На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода, которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод.
Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность в изложении материала – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. В этом случае обеспечен контакт даже с самой неподготовленной аудиторией.
Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме. Например, если группа состоит из местных жителей, которые все здания, памятники и другие объекты видят каждый день, задача экскурсовода сводиться к показу деталей объектов и рассказу о малоизвестных фактах.
Иногда экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего "психолог7ического климата" на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.
Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.
Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.
1.3. Основные лидерские качества и требования к лидеру
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут [5,с . 188].
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему. [5,с . 188].
Так что же нужно человеку, для того, чтобы успешно реализовать все эти потребности? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет.
Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти вопроса относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначений этих двух различных явлений существует два специальных термина и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя [3, с. 190]: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой официальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решений руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание не в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.
Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимаю лидерство, те строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать [7, с. 133].
Выяснить действительные возможности лидера, - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерский возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.
2. Практические аспекты исследования лидерских качеств
2.1. Использование системного анализа в исследовании проблемы лидерства и власти в организации
При анализе лидерских качеств воспользуемся методом экспертных оценок, который представлен ниже в виде последовательности этапов [2, с. 166]. Анкета при использовании данного метода представлена в приложении 1. Этим методом проводится опрос среди двух групп населения: в возрасте от 15 до 25 лет и от 25 до 50 лет, которым выдаются экспертные карты (приложение 2 и 3). Значимость той или иной черты характера лидера для каждой группы оценивается по трехбалльной шкале:
1 бал- худшее значение показателя (наименьшая значимость)
2 балла- среднее значение показателя (средняя значимость )
3 балла- лучшее значение показателя (наибольшая значимость )
Экспертные карты по группам опрошенных представлены в приложении 1 и 2. Далее путем обработки полученных ответов представляем сводную матрицу результатов в таблице 1.
Таблица 1
Матрица для выбора приоритетных целей при реализации проекта
Наименование цели |
Эксперт |
Критерий |
Сумма х |
|
Очередность выполнения целей |
|||
Лидерство |
Властность |
Руководство |
Отношение к окружающим |
Коэффициент относительной важности |
||||
Склонность к соперничеству |
15-25 лет |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
25-50 лет |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
|
Сумма х |
2 |
3 |
3 |
2 |
|
|
|
|
Средний х |
1 |
1,5 |
1,5 |
1 |
5 |
0,062 |
10 |
|
Подавление других |
15-25 лет |
1 |
2 |
2 |
3 |
|
|
|
25-50 лет |
1 |
3 |
3 |
2 |
|
|
|
|
Сумма х |
2 |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
Средний х |
1 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
8,5 |
0,105 |
6 |
|
Навязывание своего мнения |
15-25 лет |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
|
|
25-50 лет |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Сумма х |
4 |
3 |
4 |
4 |
|
|
|
|
Средний х |
2 |
1,5 |
2 |
2 |
7,5 |
0,093 |
7 |
|
Стремление быть всегда и во всем первым |
15-25 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
25-50 лет |
3 |
2 |
1 |
3 |
|
|
|
|
Сумма х |
5 |
4 |
3 |
5 |
|
|
|
|
Средний х |
2,5 |
2 |
1,5 |
2,5 |
8,5 |
0,105 |
4 |
|
Достижение своих целей любыми методами |
15-25 лет |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
|
|
25-50 лет |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
|
|
|
Сумма х |
6 |
4 |
6 |
4 |
|
|
|
|
Средний х |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
0,123 |
2 |
|
Целеустремленность |
15-25 лет |
3 |
3 |
3 |
1 |
|
|
|
25-50 лет |
1 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
Сумма х |
4 |
4 |
5 |
4 |
|
|
|
|
Средний х |
2 |
2 |
2,5 |
2 |
8,5 |
0,105 |
3 |
|
Сила воли |
15-25 лет |
1 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
25-50 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Сумма х |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
|
|
|
Средний х |
1,5 |
2,5 |
2 |
1,5 |
7,5 |
0,093 |
8 |
|
Стремление к руководству людьми |
15-25 лет |
2 |
2 |
1 |
3 |
|
|
|
25-50 лет |
2 |
1 |
3 |
3 |
|
|
|
|
Сумма х |
4 |
3 |
4 |
6 |
|
|
|
|
Средний х |
2 |
1,5 |
2 |
3 |
8,5 |
0,105 |
5 |
|
Сильный характер |
15-25 лет |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
25-50 лет |
3 |
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Сумма х |
6 |
4 |
5 |
5 |
|
|
|
|
Средний х |
3 |
2 |
2,5 |
2,5 |
10 |
0,123 |
1 |
|
Эгоизм |
15-25 лет |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
25-50 лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Сумма х |
3 |
4 |
4 |
3 |
|
|
|
|
Средний х |
1,5 |
2 |
2 |
1,5 |
7 |
0,086 |
9 |
Коэффициент относительной важности в таблице определяем по формуле:
К = Б/ ∑Б, (1)
Где Б – средний балл по критерию
∑Б – сумма баллов всего (всего х)
Как видно из таблицы 4, первоочередной чертой лидерства и властности среди всех групп населения в организации по результатам оценки экспертов выступает сильный характер, а в последнюю очередь – склонность к соперничеству.
2.2. Практические аспекты оценки лидерских качеств руководителя ОАО «Береза»
В рамках данной главы проводим оценку лидерских качеств руководителя организации ОАО «Береза» методами функционально- стоимостного анализа.
Для этого будем использовать метод опроса и экспертных оценок при исследовании личностных характеристик конкретного руководителя в организации ОАО «Береза». В заключение исследования представим общие рекомендации по повышению эффективности работы исследуемого руководителя [1, 5 и др.].
Этапы проведения оценки менеджера [6, с. 177]:
1) выбор менеджера для его оценки
Для исследования в данной работе выбран руководителя ОАО «Береза» - Семенова О.П. Образование - высшее профессиональное. Стаж работы по специальности – 5 лет. Возраст – 32 года. Обладает рядом наиболее ярких и сильных характеристик личности.
2) выбор группы экспертов (о 5 до 9 человек) среди членов руководства и директоров других отделов организации. Обязательные требования к экспертам:
- должны хорошо знать Семенову О.П.;
- должны находиться на том же уровне управления, что и Семенова О.П.;
- должны уметь отстаивать свое мнение.
Однако в рамках данной работы в качестве эксперта при оценке качеств руководителя выступает сам автор.
3) Разработка листа для оценки качеств руководителя
Таблица 2
Лист оценки качеств Семеновой О.П. (руководителя ОАО «Береза»)
Требования к кандидату |
Оценка |
Примечание |
1. Личностные качества и моральные |
|
|
1.1. Направленность на достижение цели ( целеустремленность) |
5 |
|
1.2. Исполнительность |
5 |
|
1.3. Ответственность |
5 |
|
1.4. Честность |
4 |
|
1.5. Ставит общественные интерес выше личных |
3 |
|
1.6. Нравственность |
4 |
|
1.7. Критичность к себе |
3 |
|
2. Профессиональная подготовка и навыки |
|
|
2.1. Способность анализировать |
5 |
|
2.2. Грамотность в экономических вопросах |
5 |
|
2.3. Знания менеджмента |
4 |
|
2.4. Знание психологии |
3 |
|
2.5. Широкий кругозор |
4 |
|
2.6. Стремление к познанию нового |
5 |
|
2.7. Навыки работы на компьютере как профессионала |
5 |
|
3. Умение организовывать свой труд и труд подчиненных |
|
|
3.1. Пунктуальность |
4 |
|
3.2.Организованность |
4 |
|
3.3. Умение планировать свое время |
4 |
|
3.4. Умение панировать время подчиненных |
4 |
|
3.5. Способность переключать внимание с одного предмета на другой |
5 |
|
3.6. Не зацикливаемость на вопросах |
5 |
|
3.7. Способность смотреть на проблему с иной точки зрения |
5 |
|
4. Общение с подчиненными |
|
|
4.1. Умение четко и грамотно формулировать мысли |
5 |
|
4.2. Справедливость в решении конфликтных ситуаций |
4 |
|
4.3. Не конфликтность |
4 |
|
4.4. Умение вести себя в коллективе |
3 |
|
4.5. Общительность |
4 |
|
4.6. Простота общения |
5 |
|
4.7. Авторитетность |
4 |
|
Шкала значений оценок представлена в таблице 3.
Таблица 3
Шкала оценок качеств руководителя Семеновой О.П.
Значение |
Характеристика |
5 |
Качество проявляется постоянно |
4 |
Качество проявляется почти всегда |
3 |
Количество проявлений и не появлений качества одинаково |
2 |
Качество проявляется редко |
1 |
Качество не проявляется |
В таблице 4 представлены итоговые данные по суммарной оценке качеств Семеновой О.П.
Таблица 4
Суммарная оценка качеств руководителя Семеновой О.П.
Группа качеств |
Фактическое количество баллов |
Максимально возможное количество баллов |
Коэффициент или оценка |
1. Личностные качества и моральные |
29 |
35 |
0,83 |
2. Профессиональная подготовка и навыки |
31 |
35 |
0,89 |
3. Умение организовывать свой труд и труд подчиненных |
31 |
35 |
0,89 |
4. Общение с подчиненными |
29 |
35 |
0,83 |
Итого |
120 |
140 |
0,86 |
4) Для оценки качеств Семеновой О.П. используем матрицу предпочтений (метод попарных сравнений). Выделяем несколько наиболее важных лидерских качеств Семеновой О.П.
1 - Направленность на достижение цели ( целеустремленность)
2 – Честность
3 – Властность
4 – Умение планировать свое время
5 – Организованность
6 – Способность подавлять других
7- Авторитетность
Степень значимости качеств рассчитывается в баллах, для чего используется метод расстановки приоритетом, результаты сводятся в таблицу 5.
Таблица 5
Результаты попарного сравнения качеств
Качество лидера |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
2 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
1,0 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
В основе математического аппарата метода лежит так называемая задача о лидере, где рассматривается проблема определения результатов некоторого спортивного состязания.
Для описания процедуры ранжирования исследуемых объектов методом расстановки приоритетов они обозначаются через Х1, Х2,…Хn (1/1), где n – количество исследуемых объектов. Затем формируется матрица А = aij (1/2), где
aij = 0,5, если Xi < Xj
aij = 1.0, если Xi = Xj
aij = 1,5, если Xi > Xj
Здесь:
Xi > Xj означает, что i-й объект более предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект;
Xi = Xj означает, i-й и j-й объекты равнозначны по анализируемому признаку;
Xi < Xj означает, что i-й объект менее предпочтителен по анализируемому признаку, чем j-й объект.
Вводится понятие интегрированная оценка порядка k объекта Xi. Интегрированная оценка нулевого порядка объекта Xi обозначается Pi(0) и рассчитывается по формуле:
Pi(0) = å aij (2).
Интегрированная оценка нулевого порядка представляет собой начальное приближение (итерацию) к окончательной оценке. Последующие итерации рассчитываются по формуле, называемой основным уравнением метода расстановки приоритетов:
Pнi (K + 1) = å aij Pjн (К) (3)
Где Pjн (К) – нормированная интегрированная оценка I-го объекта порядка k, рассчитываемая по формуле:
Pi (K)
Pjн (К) = å Pi (K) (4)
Итерационный расчет оценок превышается после того, как для наперед заданного достаточно малого числа выполняется неравенство:
Pjн (К) - Pjн (К - 1) £ х, I = 1,2, … n (5)
Ранжирования вполне достаточно, если значение Х будет выбираться в диапазоне 0,01 – 0,001
Основное уравнение метода расстановки приоритетов в матричном виде следующее:
РН (К + 1) = А * РН (6)
Таблица 6
Расчет значимости качеств лидера
Функция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Р(о) |
Рн(о) |
Р(1) |
Рн(1) |
Р(2) |
Рн(2) |
1 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4,5 |
0,100 |
0,550 |
0,096 |
0,548 |
0,096 |
2 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,667 |
0,112 |
0,665 |
0,112 |
3 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
8,0 |
0,178 |
1,600 |
0,176 |
1,598 |
0,176 |
4 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
6,0 |
0,133 |
0,933 |
0,135 |
0,931 |
0,135 |
5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
9,0 |
0,200 |
1,982 |
0,197 |
1,980 |
0,197 |
6 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
7,5 |
0,167 |
1,417 |
0,169 |
1,415 |
0,169 |
7 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
0,111 |
0,791 |
0,115 |
0,789 |
0,115 |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
45,0 |
1,000 |
7,940 |
1,000 |
7,926 |
1,000 |
На заключительной стадии анализа, после выделения излишних качеств, для наглядного сопоставления степени значимости качеств, строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются качества в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость ( рис. 1)
|
Значимость качеств лидера, ед. |
0,197 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,176 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,169 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,135 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,115 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,096 |
|
|
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Функционально-стоимостная диаграмма основных лидерских качеств О.П. Семеновой
Как видно из рисунка 1, наибольшую значимость среди всех качеств лидера руководителя ОАО «Береза» имеет качество № 5 – организованность, а наименьшее – качество № 1 – целеустремленность.
ВЫВОДЫ
Руководитель соответствует занимаемой ею должности, так как основное лидерское качество - организованность оценено в отношении ее в наибольшей степени, о чем свидетельствует диаграмма основных качеств О.П. Семеновой. Вообще в целом можно сказать, что наибольшую значимость в целом в руководителе как в лидере имеют умение организовать свой труд, а наименьшую- качества личностные и моральные.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
Гид обладает нечеловеческими возможностями по управлению. Главное условие, требование к гиду - он должен уметь отключать свое собственное эго и социальные игры, чтобы быть расслабленным, надежным, полным созидательного спокойствия.
Прием на работу в качестве экскурсовода оформляется ежегодным приказом директора организации на основании личного заявления, приказа по тарификации экскурсоводов по результатам экзаменов и контракта между экскурсоводом и администрацией организации. В трудовой книжке производится соответствующая запись.
Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Лидеру требуется, прежде всего, личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет.
В практической части работы была выдвинута гипотеза о том, что лидеру присущи специфические качества. В результате проведенного исследования было доказано, что основным лидерским качеством является сильный характер, а в последнюю очередь – склонность к соперничеству
Список литературы
1. Васильев В.В. Менеджмент туризма –М., 2003. - 345 с.
2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.:Нолидж, 2000. – 202 с.
3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск, 2002. – 450 с.
4. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально- культурном сервисе и ткуризме. – М.: Инфра- М, 2001. – 345 с.
5. Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" От 24 ноября 1996 года, № 132
6. Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России -М.:МГГУ, 2001. – 245 с.
7. Профессиональный туризм: маркетинговая аналитическая работа в 5 частях. Ч.2, Ч.3 –М.:Моско, 2000. – 450 с.
8. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России. //Международный бизнес России.-2002. - № 11. – С. 12- 15
9. Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их
клиентов –М., 2002. – 367 с.
10. Уэллс У. Бернет Дж. Мориарти С Реклама: принципы и практика –СПб, 2001. – 145 с.
Приложение 1
АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ!
Убедительно просим Вас оценить предлагаемые в таблице свойства, характеризующие основные качества лидера по шкале:
1 бал- худшее значение показателя (наименьшая значимость)
2 балла- среднее значение показателя (средняя значимость )
3 балла- лучшее значение показателя (наибольшая значимость)
Критерий выбора качества |
Оценка качеств по критериям |
|||||||||
Склонность к соперничеству |
Подавление других |
Навязывание своего мнения |
Стремление быть всегда и во всем первым |
Достижение своих целей любыми методами |
Целеустремленность |
Сила воли |
Стремление к руководству людьми |
Сильный характер |
Эгоизм |
|
Лидерство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Властность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к окружающим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст (отметьте галочкой):
15-25 лет
25-50 лет
Приложение 2
Таблица 1
Экспертная карта по группе населения 15-25 лет
№ критерия |
Критерий выбора качества |
Обозначение критерия |
Группа 15-25 лет |
|||||||||
Оценка качеств по критериям |
||||||||||||
Склонность к соперничеству |
Подавление других |
Навязывание своего мнения |
Стремление быть всегда и во всем первым |
Достижение своих целей любыми методами |
Целеустремленность |
Сила воли |
Стремление к руководству людьми |
Сильный характер |
Эгоизм |
|||
1 |
Лидерство |
Х1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Властность |
Х2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Руководство |
Х3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Отношение к окружающим |
Х4 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
Приложение 3
Таблица 2
Экспертная карта по группе населения 25-50 лет
№ критерия |
Критерий выбора цели |
Обозначение критерия |
25-50 лет |
|||||||||
Оценка качества изделия |
||||||||||||
Склонность к соперничеству |
Подавление других |
Навязывание своего мнения |
Стремление быть всегда и во всем первым |
Достижение своих целей любыми методами |
Целеустремленность |
Сила воли |
Стремление к руководству людьми |
Сильный характер |
Эгоизм |
|||
1 |
Лидерство |
Х1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Властность |
Х2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Руководство |
Х3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Отношение к окружающим |
Х4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |