Содержание


Введение ………………………………………………………………………3

1. Понятие парламента. Парламент и парламентаризм ……………………4

2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании………..6

3. Роль парламента в ФРГ

3.1 Бундестаг…………………………………………………………………14

3.2 Бундесрат…………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………...22

Список литературы ………………………………………………………….25


Введение


Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ­ственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Различают две основные формы правления зарубежных госу­дарств — монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

Монархия - это такая форма правления, где глава государ­ства — монарх обладает особым юридическим ста­тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от ка­кой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Республика — это такая форма правления, где высшие орга­ны государства (президент, парламент, правительство) являют­ся выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно насе­лением.

Имеется несколько разновидностей монархических форм прав­ления. Различают абсолютную и конституционную монархию. Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии. Великобритания является парламентарной монархией.

Известны три основные разновидности республиканской формы правления — президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика. ФРГ является парламентской республикой.

Целью данной работы является: рассмотреть парламентскую форму правления на примере Великобритании и ФРГ. При написании данной работы были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие парламента и парламентаризма, особенности принципа разделения властей в Великобритании и роль парламента (Бундестага и Бундесрата) в ФРГ.

1. Понятие парламента. Парламент и парламентаризм


Термин "парламент" происходит от латинского слова "parlare", что значит "говорить, разговаривать". Парламент — высший об­щенациональный представительный орган государства. Во всех современных конституциях он определяется как носитель верхов­ной законодательной власти. Представительные учреждения воз­никли еще в феодальных государствах. Но тогда они были сове­щательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в подлинном их значении возникли в буржуазном государстве.

Для периода домонополистического капитализма характерно преобладание парламентаризма, т. е. такой формы государствен­ного руководства, которой присущи ведущее положение парла­мента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, разделение законодатель­ного и исполнительного труда, привилегированное положение депутатов и их юридическая независимость от избирателей.

Парламентаризм развивался в той или иной стране в зависи­мости от конкретных исторических и политических условий. Так, наиболее яркое выражение он получил в Великобритании, в мень­шей степени проявил себя во Франции после крушения бонапар­тизма, а также в США. Но независимо от степени влияния на по­литическую жизнь парламент, формально считавшийся предста­вительным органом всего населения, не допускал к участию в выборах в силу различных цензов, содержащихся в избирательном праве, довольно значительную часть населения буржуазных стран. Несмотря на то, что парламент и парламентаризм — взаимо­обусловленные явления, так как парламентаризм немыслим без парламента, высший представительный и законодательный орган страны все же может лишиться признаков, присущих парламен­таризму.

XX – XXI вв. характеризуются, с одной стороны, постепенной отменой ограничений, имевшихся в избирательном праве, и пре­образованием парламентов вследствие этого в органы, представ­ляющие самые различные социальные слои общества, а с дру­гой — усилением роли органов исполнительной власти в различ­ных областях общественной и государственной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия исполнительной власти на парламент. Крайним средством, к которому прибегали наиболее реакционные круги империалистических государств, была полная ликвидация пред­ставительных учреждений.

Но процесс ослабления роли парламентов и выдвижения на первое место в системе государственных органов правительств (глав государств в президентских и полупрезидентских республи­ках) не является постоянным. Он чаще всего характерен для пе­риода кризиса в экономической и социально-политической жизни той или иной страны. На определенном этапе, например после второй мировой войны и в современный период, парламент вновь отвоевывает свои позиции, и тогда начинает в полной мере вновь проявляться парламентаризм. Для некоторых же стран, к числу которых относятся скандинавские, в силу особой расстановки по­литических сил нынешнее столетие вообще ознаменовалось по­степенным укреплением парламентаризма.

Положение парламента в освободившихся странах неодина­ково. В некоторых из них он играет значительную роль в осуще­ствлении государственной власти (Индия, Малайзия, Сингапур). Однако в большинстве таких государств, особенно при монократических, диктаторских политических режимах, парламент зани­мает незначительное место в системе высших государственных органов, выполняя функции регистрационной палаты (например, Пакистан, Индонезия).

Однако независимо от места, занимаемого парламентом в государственном механизме, весьма существенной тенденцией яв­ляется усиление воздействия на него многообразных групп давле­ния, представляющих, как правило, интересы различных груп­пировок внутри правящих классов. Они добиваются проведения через парламент выгодных для этих группировок законопроектов, выделения для них крупных ассигнований из государственного бюджета. В ряде стран, например в США, деятельность групп давления вылилась в создание своеобразной третьей палаты Кон­гресса, названной "лобби" (дословно — кулуары, вестибюль). И законодательство даже пытается как-то регламентировать ее де­ятельность. (5, с. 52-54).


2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании


В Великобритании не действует в классическом виде прин­цип разделения властей, в соответствии с которым законодатель­ная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись (assent) на зако­нопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха. И хотя правило "царствует, но не правит" явля­ется определяющим полномочия монарха в Великобритании, фор­мально-юридически монарх является составляющей всех ветвей власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что: а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочия­ми издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канц­лер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда; б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании; в) Тайный совет — совещательный, исполнительный орган при монархе — в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицин­ских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по воп­росам права.

Особенности принципа разделения властей закрепляются в праве Великобритании и реализуются в правоприменительной деятельности. При этом практика складывается таким образом, что каждая ветвь власти действует в соответствии со своим на­значением, обеспечивая выполнение функций правового государ­ства, и прежде всего защиту прав и свобод граждан от произвола. (4, с. 76-77).

Британский Парламент

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты об­щин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеоб­щих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажори­тарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей тер­ритории страны, или промежуточными, т. е, проводимыми допол­нительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах — шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведе­ния выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, до­стигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение со­ставляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату об­щин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сум­му залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установ­ленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не воз­вращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, свя­занных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампа­нию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2— 3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов. Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечи­вал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со­гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в ча­стности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спи­кер может воспрепятствовать применению правила "прекра­щения прений" на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политичес­ких партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла­дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк — должностное лицо, одновременно выполняющее функции секре­таря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и пар­ламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин:  1) Комитеты всей Палаты представляют собой Палату об­щин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым пред­седателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. 2) Постоянные комитеты формируются Комитетом по отбору в составе 16—50 депутатов для рассмотре­ния конкретных законопроектов. Большинство постоянных коми­тетов не специализированы, однако некоторые из них определен­ным образом ориентированы. Например, комитеты по законода­тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комите­та для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Ото­бранные комитеты формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фрак­ций и осуществляют функции, делегированные им Палатой об­щин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляю­щие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматриваю­щие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определен­ных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейско­му законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) коми­теты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодей­ствии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Ко­митет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некото­рых видов законопроектов, например консолидированных биллей. Палата лордов — это вторая палата Парламента, которая ведет  свое происхождение от  "Большого Совета" , существовавшего в нормандский период истории Анг­лии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные зем­левладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида член­ства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви; 2) лорды-юристы; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны; 4) пожизненные пэры. Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Сре­ди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па­латы общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в от­ставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре­мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты об­щин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой само­стоятельно на основании привилегий ее членов и под руковод­ством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-кан­цлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обра­щения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) явля­ется главным советником Правительства по вопросам правосудияи применения конституции; г) возглавляет судебную власть, пред­седательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционно­го суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в де­ятельности комиссий по реформе правовой системы Великобри­тании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различ­ные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Коми­тет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех ос­новных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а)      внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б)      отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) внесение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна­родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче­ние частных законопроектов и актов делегированного законода­тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изуче­ния соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лор­дов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в со­ответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение со­ставляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. За­конопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называ­ются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

1)      публичные билли — это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулиро­вать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициато­ром внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты — члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

2)      частные билли представляют собой законо­проекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интере­сы определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли — это законопроекты, со­четающие в себе элементы публичных и частных биллей. Крите­рии определения билля как смешанного четко не регламентиру­ются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и уголь­ной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В пер­вом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2—3 не­дели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие поло­жения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит про­ект на голосование. Если законопроект получает простое большин­ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на ос­нове компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согла­сия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам — на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направ­ляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

Способы ограничения прений по законопроекту. С целью обес­печения эффективности законодательного процесса в Парламен­те применяются различные способы ограничения прений по за­конопроектам: 1) "прекращение дебатов" по законопроекту по требованию 100 депутатов, направляемому Спикеру Палаты; 2) метод "кенгуру", заключающийся в обсуждении отдельных статей законопроекта, а не всего основного текста; 3) метод "гильотины", предполагающий строго определенное время для рассмотрения вопроса, по истечении которого обсуждение ав­томатически прекращается; 4) метод партийной дисциплины и некоторые другие.

Наряду с законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета британский Парламент выполняет и дру­гие функции, важное место среди которых занимают функции контроля за деятельностью Правительства. (1, с. 456-459).


3. Роль парламента в ФРГ

3.1 Бундестаг


Бундестаг – это законодательный орган Федерации. Отечественная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат германского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зрения не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно, именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.

Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной си­стеме. Она устанавливается текущим законодательством. В насто­ящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избира­тельным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменени­ями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоя­щие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активно­го избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число де­путатов Бундестага — 656. Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом. При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система — так называемая "персонализированная пропорциональ­ная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избира­тельных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий. Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос — за земельный список кандидатов одной из партий. В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная си­стема относительного большинства). Остальные 328 мест заполня­ются кандидатами из земельных списков партий.

Организация Бундестага. Непосредственное руководство де­ятельностью Бундестага осуществляет его председатель (офици­ально он именуется президентом). Он избирается из числа депута­тов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага из­бирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители — соответственно числу фракций, представленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких фун­кций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фрак­циями пропорционально их численности. В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундес­тага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит ре­шения по его внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, об­разуют партийную фракцию Бундестага. Фракцию может создать только такая группа депу­татов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа, депу­татов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основ­ные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях па­латы, формулируют законодательную политику партии, назнача­ют докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие груп­пы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образу­ют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламентскую политику партии, занимают ответственные посты в Бундес­таге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комите­ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные.

В компетенцию Бундестага входит развитие законодатель­ства, утверждение федерального бюджета, избрание Федераль­ного канцлера и парламентский контроль за деятельностью Феде­рального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворче­ство. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопро­екты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правитель­ственные законопроекты предварительно направляются в Бундес­рат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое должно высказать свои рекомендации.

Законодательная процедура регулируется регламентом Бун­дестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопро­екта. Первое чтение представляет собой информацию о законо­проекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок вто­рого чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предло­женной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило, по частям, и голосование по внесенным поправкам.

Принятый во втором чтении законопроект представляет ос­нову для третьего чтения. На этой стадии может быть возобнов­лено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые по­правки, но уже только от имени фракции. Затем следует заклю­чительное голосование.

Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квали­фицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым боль­шинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бун­десрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундес­рат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, протест считается отклоненным.

К числу важнейших полномочий Бундестага относится утвер­ждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Фе­деральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои по­правки к правительственному проекту бюджета, но если они пре­дусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства. Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бун­дестаг избирает Федерального канцлера, который затем самосто­ятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зави­сит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реаль­ный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства но­сит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требо­вать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, которые обязаны дать устный ответ.

Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены де­баты.

Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рождественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания прохо­дят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни засе­дают комитеты и фракции. (2, с. 508-511)


3.2 Бундесрат


Бундесрат — это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполни­тельной власти Федерации, а также в делах Европейского Со­юза. Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат — это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; зем­ли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. — 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. — 6 голосов.

Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколь­ко она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзывают­ся правительствами земель. Практически членами Бундесрата обыч­но назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные мини­стры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по час­тям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блоки­руются между собой при голосованиях. Голоса земли могут пода­ваться только согласованно.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голо­сования. Председатель обладает административной властью в зда­нии Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если пос­ледний временно не может выполнять своих функций.

Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоян­ные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновни­ков земли.

Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейско­го Союза. Бундесрат принимает участие в законодательной деятельно­сти. Он обладает правом законодательной инициативы, его учас­тие в принятии конституционных и "федеративных" законов яв­ляется обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкно­венные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.

В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществле­нии исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное прави­тельство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бун­десрат в курсе текущих дел.

Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуж­даются общие административные предписания Федерального пра­вительства, адресованные землям. По предложению Федерально­го правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правитель­ству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).

По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен выска­зывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный консти­туционный суд по поводу толкования Основного закона и др.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейс­кой палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласо­ванно.

Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который мо­жет замещать парламент. Это так называемый совместный коми­тет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он со­стоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундес­тагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каждая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями пра­вительств земель. В период "состояния обороны" совместный ко­митет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадле­жащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета. (2, с. 511-513).

Заключение


В отличие от дуалистической парламентарная монархия яв­ляется довольно распространенной формой правления. Она суще­ствует сегодня во многих государствах мира (Великобритании, Испании, Японии и др.) Парламентарная монархия характеризу­ется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном пред­ставительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной про­веркой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа "монарх не ответственен" (монарх не может нести политическую и юридичес­кую ответственность за свои действия), подпись монарха обяза­тельно нуждается в контрасигнации (т. е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного ми­нистра). На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, од­нако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в стра­нах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьиру­ется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функ­циям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно консти­туции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые "резерв­ные", так называемые "спящие" прерогативы на случай возмож­ных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидер­ланды).

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержа­ние монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется "цивильным листом".

Монарх в Великобритании одновременно является главой го­сударств, входящих в Содружество наций (правда не всех, а в основном тех, которые прежде были так называемыми белыми колониями, а позже доминионами Британской империи). Это — Канада, Австралия, Новая Зеландия. На практике функции мо­нарха осуществляет генерал-губернатор, который назначается британской короной по представлению правительства соответству­ющей страны.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во­тированием бюджета обладает учредительными функциями и пра­вом контроля за деятельностью правительства. Главным из учре­дительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает пре пре­зидент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формирований кабинета из числа предста­вителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив­шей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве буду­щего главы правительства. Предложенная президентом кандида­тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези­дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

Глава государства — президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир­ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива­ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процеду­ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе­ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла­ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги­ ей (как в ФРГ).

Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ­ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при­суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис­темы и высокой политической культуры населения.


Список литературы


1. Конституционное право зарубежных стран/Под ред. Малько А.В. – М., 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2002.

3. Марченко М.Н. Политология. – М., 2003.

4. Панарин А.С. Политология. – М., 2002.

5. Политология: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г.В. Полунина. - М., 2000.

6. Поломошнова Г.Б., Хорошев А.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск, 2002.