Содержание

1. Сущность типы и формы права. 3

2. Принцип разделения властей в организации государственной власти Российской Федерации. Организация местного самоуправления. 5

3. Изменение трудового договора: временные и постоянные переводы на другую работу. Перемещение. 8

Список литературы.. 13

1. Сущность типы и формы права


В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

1. Право – это система юридических норм. В данном случае право рассматривается в объективном смысле.

2. Право – это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации. Это так называемое право в субъективном смысле.

3. Право – это совокупность всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

4. Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимо от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо.

В общем под правом следует понимать совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные направления, которые определяются сущностью и предназначение права.

Воспитательные функции – право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.

Функция социального контроля – выполняя названную функцию, право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Регулятивная функция сводится к установлению в обществе правил, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.

Содержание охранительной функции заключается в защите наиболее важных общественных отношений от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития. В основе охранительной функции права находятся, как правило, запрещающие правовые нормы.

Форма права – это внешнее выражение государственной воли, связанное с ее закреплением в определенных, официально признанных актах.

Обычно в теории называют четыре вида форм права: нормативный акт, судебный прецедент, правовой обычай и договор с нормативным содержанием.

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного, правотворческого органа, содержащий нормы права.

Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Правовой обычай, чтобы быть юридически значимым, должен быть санкционирован государством.

Судебный прецедент представляет собой решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Связан с деятельностью Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, Конституционного суда, разъяснения которых кладутся в основу решений по конкретным юридическим делам нижестоящих судов.

Договор с нормативным содержанием – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.[1]

2. Принцип разделения властей в организации государственной власти Российской Федерации. Организация местного самоуправления


В статье 10 КРФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

На федеральном уровне организации государственной власти в России система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции.

Являясь главой государства, Президент РФ не входит в систему разделения властей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Положение ст. 10 КРФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. "н" ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.[2]

Поскольку в ст. 10 КРФ говорится о разделении властей как о принципе организации государственной власти, это положение не относится к организации местного самоуправления в Российской Федерации, так как согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

В РФ местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления так же обязательны для исполнения, как и решения органов государственной власти. Их деятельность, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Само создание и важнейшие функции органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, в области культуры и др. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ.[3]

3. Изменение трудового договора: временные и постоянные переводы на другую работу. Перемещение



Изменение трудового договора - это изменение его содержания, существенных условий, определяемых сторонами. Изменение производных условий не требует согласия сторон, в остальных случаях оно обязательно, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Перевод на другую работу - это изменение существенных условий трудового договора. К таким условиям относятся: место работы, трудовая функция, размер оплаты труда, режим рабочего времени, льготы и другие, как непосредственно оговоренные при заключении трудового договора, так и производные, предусмотренные законодательством. Если меняется лишь рабочее место, структурное подразделение той же организации в той же местности без изменения существенных условий трудового договора, это не рассматривается как перевод, а является перемещением и не требует согласия работника. Но если в трудовом договоре было оговорено конкретное рабочее место (цех, отдел и т.д.) или указан конкретный механизм (тип локомотива, автомашины, агрегата и т.д.), то их смена будет именно переводом. Однако если при заключении трудового договора такой оговорки не было, администрация вправе переместить работника без его согласия, если не меняются существенные условия труда.

Перевод - это всегда другая работа по сравнению с оговоренной в трудовом договоре. Он изменяет содержание договора и поэтому требует письменного согласия работника.

Исчерпывающего перечня существенных условий договора Трудовой кодекс не дает. Они определяются в каждом конкретном случае. Если существенные условия меняются без указания временных рамок, то такие изменения будут расценены как постоянные. Если же они ограничиваются указанным в приказе сроком, это будет временный перевод.

Повышение и понижение в должности также является переводом, требующим согласия работника.

Часть 2 ст. 72 ТК предусматривает постоянный перевод работника с его согласия по медицинскому заключению. Работодатель обязан следовать медицинскому предписанию и предоставить работнику с его согласия другую имеющуюся работу, не противопоказанную его здоровью. Если работник отказывается от такого перевода или в организации отсутствует соответствующая работа, он может быть уволен "за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора" по п. 8 ст. 77 ТК.

Возможны постоянные переводы следующих трех видов: а) перевод в той же организации по инициативе как работодателя, так и работника; б) перевод в другую организацию на постоянную работу; в) перевод в другую местность вместе с организацией. Указанные в ст. 72 ТК четыре вида постоянных переводов различаются не только по своим причинам, но и по правовым последствиям отказа работника от перевода: при отказе от предложенного работодателем перевода в той же организации работник остается на прежней работе, а при отказе в остальных трех случаях увольняется, но по трем разным основаниям.[4]

Временный делится по причинам: а) производственная необходимость (ст. 74 ТК); б) состояние здоровья работника по медицинским предписаниям; в) беременность и соответственно предоставление более легкой работы, а также работы женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, если по условиям их работы они не могут использовать перерывы для кормления. Временный перевод возможен по инициативе как работодателя, так и работника. Это означает, что за работником сохраняется прежняя работа и лишь в течение определенного времени он используется на другой работе.

Временный перевод работника на не обусловленную трудовым договором работу работодатель может произвести в случае производственной необходимости. Производственная необходимость - это исключительный, заранее не предвиденный случай в работе данного производства. Это отличает производственную необходимость как основание временного, до одного месяца, перевода. Трудовой кодекс не дает полного перечня случаев производственной необходимости, но подчеркивает исключительность их характера. При отсутствии таковой перевод признается незаконным.

Трудовой кодекс не оговаривает, на какую работу может переводиться работник по производственной необходимости. Поэтому такой перевод возможен и без учета квалификации и специальности работника, например при аварии или стихийном бедствии. Но работник не должен переводиться на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, а женщина и несовершеннолетний работник - на работу с запрещенными для них вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Продолжительность перевода для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года.

Труд работника, переведенного по производственной необходимости, оплачивается с первого дня перевода по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Временный перевод по производственной необходимости не требует согласия работника. В таком случае он должен подчиниться приказу администрации. Но если в приказе не был оговорен срок перевода, а работник не вышел на новую работу, это нельзя считать прогулом, поскольку правила перевода по производственной необходимости были администрацией нарушены, ибо приказ без указания срока перевода означает не временный, а постоянный перевод, на который требуется согласие работника.

Назначение или перевод работника на вакантную должность не являются временным заместительством и производятся лишь с согласия работника. Когда работник на вакантную должность должен быть утвержден вышестоящим органом, до утверждения его назначают исполняющим обязанности. Если же вышестоящий орган его не утверждает, работнику предоставляется работа по его специальности и квалификации с оплатой не ниже той, которую он выполнял до перевода на вакантную должность.

Часть 3 ст. 74 ТК предусматривает, что с письменного согласия работник может быть переведен на работу, требующую более низкой квалификации. Это означает, что по производственной необходимости перевод осуществляется с учетом квалификации. Но когда в аварийных случаях работника переводят на работу, требующую более низкой квалификации, на этот перевод работодатель должен получить письменное согласие работника. И в таком случае его труд будет оплачиваться не ниже прежнего среднего заработка, а срок перевода не должен превышать одного месяца.

По истечении срока временного перевода по инициативе администрации работнику должно быть предоставлено прежнее место работы.

Временный перевод возможен и по медицинским показаниям, в которых указывается срок перевода. Данное действие обязательно для администрации. Так, если беременную с соответствующим медицинским заключением администрация не может перевести на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка, женщина должна быть освобождена от противопоказанной для нее работы до решения вопроса о предоставлении ей более легкого труда. При этом за ней сохраняется ее средний заработок за все пропущенные из-за этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Право перевода на более легкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе имеет также женщина, у которой есть дети в возрасте до полутора лет, если ее обычная работа препятствует нормальному кормлению ребенка либо по медицинскому заключению вредна для здоровья ребенка или самой кормящей матери.

Если по медицинскому заключению работник, получивший трудовое увечье, нуждается в переводе на более легкую работу, такой перевод обязателен для администрации. При этом за переведенным сохраняется прежний средний заработок на все время перевода. Разница в заработке выплачивается до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности либо инвалидности. В случаях перевода по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода.[5]

Список литературы


1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.

3. Баглай М.В. Конституционное право России. – М., 2002.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2003.

5. Конституционное право России/Под ред. Малько А.В. – М., 2003.

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Под ред. К.Н. Гусова –М., 2003

7. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ/ Под ред. Коршунова Т.Ю. – М., 2002.



[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2003.

[2] Баглай М.В. Конституционное право России. – М., 2002.

[3] Конституционное право России/Под ред. Малько А.В. – М., 2003.

[4] Комментарий к Трудовому Кодексу РФ/ Под ред. Коршунова Т.Ю. – М., 2002.

[5] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Под ред. К.Н. Гусова –М., 2003.