Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика мотивов удовлетворения. 5
2. Факторы эмоционального удовлетворения процессом трудовой деятельности (на примере ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ». 13
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ». 13
2.2. Оценка мотивации труда и ее основных факторов в организации. 14
3. Особенности управления организационным поведением персонала торговой организации на основе использования мотивов удовлетворения. 20
Заключение. 27
Литература. 28
Введение
Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.
Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической системы общества. За длительный период времени в России сформировалась деформированная структура производства, не отвечающая реальным потребностям людей. В практике централизованно устанавливались нормативы, лимиты, цены, тарифные ставки, оклады и другие показатели. В обществе сформировался устойчивый стереотип неприятия частной собственности, предпринимательской деятельности, конкуренции и др. Проводимые реформы обусловили изменение структуры производства, его спад, снижение жизненного уровня народа, поляризацию населения по уровню доходов, безработицу, в результате чего у значительной массы людей сформировалось разочарование проводимым курсом реформирования экономики. Совершенствование мотивационного механизма является одним из методов выравнивания и смягчения появившейся деформации ряда социальных императивов.
Концепции и программы перехода к рынку, независимо от их авторства, предусматривают принятие и осуществление крупных экономических, политических, правовых и других решений, направленных на кардинальное изменение структур управления, финансово-кредитной политики, форм и методов социальной защиты населения и других сторон экономической жизни. При этом, очевидно предполагается появление у людей мотивов и стимулов, которые будут способствовать повышению эффективности общественного производства и труда как основы успешного экономического развития и решения социальных задач. В то же время все большее число специалистов, как видно из литературных источников, считают, что человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Исследование методов и направлений трансформации механизма мотивации труда в формирующейся рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки. Это объясняется тем, что в переходный период прежняя структура производства не может быть быстро перестроена на основе рыночных механизмов. В экономике идет процесс переосмысления идей, теорий, методов управления. Формируется новый категорийный и понятийный аппарат, который не всегда разделяется всеми специалистами, что приводит к недопониманию или бесплодной дискуссии о терминах. Становление подлинно рыночного хозяйства и соответствующих ему методов мотивации труда обусловливают необходимость их осмысления, теоретического обоснования, что невозможно без критического рассмотрения отечественного опыта и творческого заимствования зарубежных моделей, категорий, понятий и их адаптации применительно к российским реалиям.
В связи с актуальность исследования вопросов мотивации труда в современных российских условиях данная тема взята в качестве исследования в рамках курсовой работы. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) общая характеристика мотивов удовлетворения в организации
2) ситуации риска и структура личности как фактор эмоционального удовлетворения
3) особенности управления персоналом торговой организации на основе использования мотивов удовлетворения
1. Общая характеристика мотивов удовлетворения
До недавнего времени мотивы деятельности, в том числе и трудовой, никогда не были объектом системного экономического исследования. Изучением их занимались в первую очередь (и более всего) психологи, затем философы и, наконец, социологи. Экономическая наука объектом своего изучения сделала отдельные конкретные мотивы трудового поведения человека, такие, как «экономическая ответственность», «экономические привилегии», «заработная плата», «потребность в труде и самоуправлении».
На уровне предприятия речь могла идти, да и то лишь в самое последнее время, о прибыли и ее распределении, что было связано с попыткой преодолеть отчуждение работника от средств производства, вернуть ему «чувство хозяина».
Но даже и среди этих, казалось бы, «чисто» экономических мотивов они рассматривались не как мотивы, а как стимулы трудовой деятельности. Разумеется, если речь шла, скажем, о заработной плате, имелась в виду заработная плата работника, но исследовались ее сущность, формы организации и движения либо на уровне общества, либо на уровне коллектива (предприятия) и никогда - как мотив деятельности человека, как выгода.
Такой подход был вполне закономерен и оправдан временем: размер заработной платы в государственном секторе до сих пор регламентируется сверху. Понятно, что в условиях, когда от самого человека мало что зависит, заработная плата не ассоциируется в его представлении с выгодой и не может быть мотивом высокоэффективной трудовой деятельности. Между тем именно сегодня хозяйственная практика настоятельно требует теоретического подкрепления со стороны экономической науки - обоснования места и роли мотивов трудовой деятельности в общей системе экономических интересов, потребностей и стимулов [4,с . 168].
Поскольку до сих пор мотивы деятельности, в том числе трудовой, являлись объектом изучения лишь психологии, философии и социологии, целесообразно посмотреть, как эти науки определяют категорию «мотив».
Психологи определяют мотив как [4,с . 168]:
- побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта: совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
- осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Советская психологическая наука в качестве общего механизма возникновения мотивов рассматривала реализацию потребностей «в ходе поисковой активности», то есть деятельности. Центральная закономерность этого процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.
Опираясь на исследования психологической науки о развитии потенциальных мотивов в онтогенезе, философы приходят к выводу о неизбежном возникновении интериоризации - процесса становления индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной (коллективной) деятельности.
В социологии мотив рассматривается как «осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности» и как «внутренние побуждения активности индивидов и социальных общностей» в отличие от внешних - стимулов". Одновременно социологи уже указывают на то, что стимулы, как объективные условия действия людей, могут перерасти в мотивы в том случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта.
Таким образом, все три науки определяют мотивы как внутренние побуждения (осознаваемую потребность), отмечая в то же время необходимость наличия внешних условий (стимулов) для реализации этой потребности. Другими словами, с позиций любой науки, в том числе экономической, было бы бесполезно пытаться определить сущность, формы проявления, механизм формирования мотивов трудовой деятельности вне анализа потребностей и стимулов. Причем и те, и другие достаточно хорошо изучены экономической наукой в отдельности, совершенно недостаточно в связи друг с другом и уж абсолютно никак в системе трудовой мотивации.
Экономическая наука определяет потребности как «условия жизнедеятельности человека» либо как исходные (импульсные) элементы производственных отношений. Интерес же «выступает выражением качественной стороны потребностей, формой проявления самих производственных отношений...». Стимулы - «формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду».
Производственные отношения по природе своей латентны. Они проявляются и действуют через интересы субъектов хозяйственной деятельности. Причем интерес всегда конкретно выражен в виде определенной цели. К. Маркс прямо указывает, что в процессе труда (деятельности) человек «осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. И это подчинение не есть единичный акт».
Таким образом, выстраивается определенная логическая схема, характеризующая структуру деятельности, подмеченная и психологами, и философами: потребность —> мотив —* цель —* условия достижения цели. Выше мы показали, что цель есть не что иное, как интерес, условия же достижения цели - это стимулы. С точки зрения экономической науки данная схема будет выглядеть следующим образом: потребности — мотивы — интересы — стимулы. В конечном итоге речь идет о реализации интересов, но центральным связующим звеном между потребностями и стимулами будут все же мотивы.
Что же такое мотив с точки зрения экономической науки? Прежде всего, мотив - это форма, проявления потребности, причем потребности, уже осознанной; потребности, которая сформировалась под воздействием внешних условий и в то же время является побуждением к деятельности.
И если потребность, как было указано выше, - исходный элемент производственных отношений, а интересы «выражают именно направленность движения»18, то мотив - это и то, и другое, формирующееся под влиянием внешних условий, но идущее непосредственно от человека; как бы первичный элемент производственных отношений, заключенный в самом человеке и уже от него и через него формирующийся на других уровнях.
Другими словами, мотивы представляют собой диалектическое единство потребностей и стимулов. Без потребности нет мотива, но и без стимула мотив также не возникает из-за отсутствия условий реализации самой потребности. Если мотив - это внутренняя потребность хозяйствующего субъекта, то стимул - ее внешнее выражение. Стимулы — те внешние условия, которые созданы самими субъектами хозяйствования для более успешной реализации собственных потребностей, какими бы интересами последние ни вызывались и в форму каких бы целей ни были облечены.
В мотиве потребности и стимулы связаны в неразрывном единстве, взаимно друг друга предполагая, но и на определенной стадии этой взаимосвязи взаимно друг друга отрицая. Применительно к объекту нашего исследования - деятельности - мотив как внутренняя потребность может возникнуть и вопреки имеющимся стимулам [1,с . 189].
Мотивы не только исключительно разнообразны, что объясняется индивидуальностью и многообразием самих субъектов хозяйствования, но и весьма лабильны. Причина их постоянной неустойчивости и изменчивости заключается в их сути - диалектическом единстве потребностей и стимулов. И если первые, возникая субъективно на уровне личности, имманентно включают в себя эти свойства - подвижность и изменчивость (хотя, разумеется, любая потребность возникает под влиянием объективных обстоятельств), то вторые - стимулы - изменчивы лишь внешне, что проявляется в изменении форм хозяйственной деятельности людей. По сути же, стимулы, будучи, прежде всего, объективными условиями хозяйствования, более стабильны и оказывают регулирующее влияние на потребности.
В нормальных условиях производства использование различных рычагов стимулирования способствует росту потребностей, а последние, в свою очередь, стимулируют развитие производства. На уровне мотива такое сочетание порождает личный интерес, цель которого - удовлетворение той или иной потребности, и одновременно возникает общественный интерес -развитие производства (разумеется, если потребности удовлетворяются исключительно за счет его развития собственным трудом) [1,с . 189].
Между тем частная собственность создает предпосылки для удовлетворения потребностей не только за счет собственного труда. Она рождает мотив к «самосохранению», и это пока что сильнейший из известных мотивов для развития производства.
Бесспорно, что мотивы труда у предпринимателя и наемного работника различны. Соответственно разными будут и мотивационные механизмы: на предпринимателя воздействует государство; на наемного работника - предприниматель (им может быть и физическое лицо, и коллектив, и само государство), использующий разные стимулы при создании механизма трудовой мотивации. Они будут меняться в зависимости от целей развития производства на макро- и микроуровне. И, тем не менее, у этого принципиально разного многообразия мотивов есть одна общая черта - в любом случае речь идет об удовлетворении потребностей. Можно сказать, что потребности составляют сущность системы мотивов.
Человек как работник одновременно выступает в двух ипостасях: как производитель и как потребитель. Причем в условиях все углубляющегося разделения труда вовсе не обязательно, чтобы он был потребителем производимой им продукции. Последнее характерно, скорее, для натурального хозяйства. В условиях же современного производства качество его работы воздействует на его потребление опосредованно - через оплату его труда. В тех случаях, когда нарушается принцип распределения по количеству и качеству труда, мотивы трудовой деятельности крайне обедняются. Если работник знает, что он не сможет удовлетворить потребности за счет собственного трудового вклада, последний (даже неосознанно) может быть сведен к тому минимуму, который необходим для элементарного поддержания жизни на уровне средних стандартов.
Понимание этого обстоятельства сегодня уже не является тайной для экономической науки и практики. Создание действенной системы материального стимулирования всегда считалось «сравнительно мало- ресурсоемким» методом активизации трудовой деятельности, хотя и отмечалось, что «проблема повышения трудовой активности не может быть решена только в рамках теории и практики оплаты труда, а требует целостного развития социалистического образа жизни, системного управления условиями труда, быта и отдыха, одним словом, преодоления демографических ограничений трудовых ресурсов путем систематического повышения их качества». При этом подчеркивалось, что «решающие стимулы к труду заложены в общей организации труда и производства».
Признавая в целом правильность системного подхода к управлению трудом на всех уровнях, заметим все же, что стимулы - это всего лишь внешние условия, которые ставят человека в определенную экономическую ситуацию. Мотив же - внутреннее побуждение; производственное отношение, возникающее на уровне личности. И при всем многообразии стимулов должен существовать какой-то основополагающий, исходный, который давал бы импульс к возникновению мотива как внутренней потребности человека [6,с . 235].
Простое товарное производство в условиях натуральной системы ведения хозяйства дает нам примеры существования таких стимулов и возникновения таких мотивов. Стимул (важнейший, исходный) - собственность на средства производства и порождаемая им хозяйственно-оперативная самостоятельность, ответственность за результаты труда. Человек работает на себя, на удовлетворение собственных потребностей в первую очередь. Отсюда и высочайшее качество - работник сам себе строжайший контролер. Рынок развит слабо и поступают туда только немногочисленные излишки. Производство и потребление взаимосвязаны собственным трудовым вкладом.
По мере развития рыночных отношений таким контролером качества становится рынок, а конкуренция регламентирует трудовой вклад, и здесь уже производство и потребление связаны друг с другом не менее тесно, но все же опосредованно. Происходит не обмен товарами, а обмен деятельностью, причем степень и качество удовлетворения потребностей находятся в прямой зависимости от потребности в самом труде. То есть конкретный труд работников абсолютно разный, а вот абстрактный, затраченный в производстве, определяет долю, заложенную в потребление. Это и есть распределение по труду.
Разумеется, история развития человеческого общества знала на протяжении целых столетий примеры, когда доля труда в производстве отнюдь не соответствовала доле работника в потреблении, обрекая его на нищенское существование. Но по мере развития производительных сил, в том числе и самого человека, по мере повышения качества его рабочей силы отдача от работника (прибыль) росла быстрее, чем от оборудования.
Росла и организованность самих наемных работников. В условиях современного НТП усиление трудовой мотивации все более превращается и в стимул развития самого производства, и в стимул дальнейшего развития личного потребления.
Таким образом, четко отслеживается диалектический ряд: стимул (собственность как объективное внешнее условие возникновения мотивационного механизма) - мотив (к труду как внутренняя потребность) - стимул (к развитию и производства, и потребления). Причем деление в этом ряду на мотивы и стимулы на определенном этапе их развития достаточно условно. Так, собственность - это, безусловно, стимул как важнейшее внешнее условие возникновения мотива деятельности. И в то же время собственность как источник существования при определенных условиях - это мотив деятельности. Здесь налицо перерастание стимулов в мотивы, цели — в средства и наоборот.
Мотив к труду, сформированный на основе интереса к определенному виду деятельности, как потребность может возникнуть только в единстве отношений присвоения и отчуждения. Преодоление отчуждения от труда начинается в индустриальном обществе, но в массовом масштабе возможно лишь на более высокой ступени общественного развития - в информационном обществе.
В основе преодоления отчуждения работника от труда лежит собственность. Это в равной степени относится и к труду предпринимателя, и к труду наемного работника. В современном информационном обществе меняется социальное положение наемного работника [8, с. 198]:
а) владеющего собственностью вообще; (в любой форме);
б) владеющего своей долей средств производства в процессе труда;
в) владеющего интеллектуальной собственностью.
Интеллектуальная собственность - своего рода капитал, владелец которого как бы защищен от эксплуатации в ее классических антагонистических формах. В современном информационном обществе все большее число собственников работают по найму, что принципиально меняет мотивы их трудовой деятельности и позволяет говорить о возникновении внутренней мотивации к труду в единстве отношений присвоения и отчуждения на основе соединения рабочей силы со средствами производства через владение интеллектом.
Отчуждение человека от собственности как присвоения только не сформировало за годы советской власти мотива к труду вообще, но и отучило работника (особенно в сельском хозяйстве) от высококачественного труда. Мотив к труду как внутреннее побуждение возникает у собственника естественным путем. Забота о сохранении и приумножении собственности и является побудительным мотивом (и одновременно важнейшим стимулом) к труду. Процесс формирования мотивов трудовой деятельности (механизм мотивации труда) невозможен без восстановления права собственности как таковой одновременно и в правовой, и в экономической форме.
Сегодня в нашем обществе трудовая мотивация подорвана у всех категорий наемных работников. В отдельных случаях сохраняется лишь интерес к конкретным видам деятельности, поскольку мотив сочетает в себе интерес к труду не только как к деятельности, но и как к результату. Последний же отчужден от работника постольку, поскольку лишен собственности (присвоения). Мотивы деятельности человека многообразны и определяются различными обстоятельствами, однако устойчивость мотивов, независимо от обстоятельств, возникает и сохраняется только при снятии противоречия между присвоением и отчуждением. В процессе этого снятия только и может возникнуть мотив к труду как внутренняя потребность в деятельности, как производственное отношение на уровне личности.
2. Факторы эмоционального удовлетворения процессом трудовой деятельности (на примере ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ»
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ»
Закрытое акционерное общество «Компания «АРИНВЕСТ» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», другими правовыми актами.
Местонахождение общества (почтовый адрес): г. Новосибирск, ул. Потанинская, 3А.
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами Общества. Общество имеет печати со своим наименованием, расчетный счет в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а так же извлечение прибыли.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления им следующих видов деятельности:
- строительство;
- юридическое и финансовое (консалтинговое) обслуживание;
- реконструкция сложных объектов;
- производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность и другие виды деятельности, не запрещенные законом.
2.2. Оценка мотивации труда и ее основных факторов в организации
Для стимулирования труда работников руководство ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» использует экономические, социальные и административные методы мотивации.
1) Общая схема используемых в организации ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» методов комплексной системы мотивации, существующая на сегодняшний день, представлена в таблице 1. В таблице 1 в процентах представлена доля каждого компонента мотивации, определенная путем экспертного опроса работников организации.
Таблица 1
Комплексная система мотивации в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» и оценка ее компонентов
№ п/п |
Компонент системы мотивации |
Доля (значимость) компонентов, % |
Инструменты, методы |
Цели |
1 |
Культура организации (система правил, норм, ценностей, принятых в организации) |
14 |
устав, стиль руководства, принципы руководства |
признание целей организации, ориентация на перспективу, соглашение интересов |
2 |
Участие работников в распределении общественных результатов |
7 |
формы и методы распределения |
ориентация на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску |
3 |
Обслуживание персонала (все формы льгот, преимуществ) |
16 |
безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха, спорта |
социальная защищенность, рост трудовой активности |
4 |
Рабочие факторы (мероприятия, направленные на изменение условий выполнения задания) |
24 |
содержание труда, расширение зоны труда, ротация (перемещение) |
гибкость при выполнении задания, понимание производственных взаимосвязей, взаимная ответственность и самостоятельность |
5 |
Организация рабочего места (условия труда) |
16 |
технические и организационные средства, физиологические и психологические элементы условий труда |
удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие от работы, увеличение качества работы |
6 |
Регулирование рабочего времени |
13 |
гибкий график, сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности отпуска |
ответственность и сознательное использование рабочего времени, эффективность использования времени |
7 |
Кадровая политика |
10 |
документы, отражающие кадровую политику |
самостоятельность, удовлетворительность, инициативность |
|
ИТОГО |
100 |
|
|
Рис.1. Структура комплексной системы мотивации труда в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ».
Как видно из рис. 1, наибольшую значимость из факторов мотивации в организации имеют рабочие факторы, то есть мероприятия, направленные на изменение условий выполнения задания). Наименьшую значимость имеет фактор участия работников в распределении результатов.
К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ»:
- повышение квалификации сотрудников предприятия, их обучение производится за счет предприятия;
- оказание помощи женщинам-работницам, строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей.
В таблице 2 представлены затраты организации на социальную мотивацию работников в 2003- 2004 годах.
Таблица 2
Затраты ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» в 2003- 2004 годах.
№ п/п |
Наименование компонента социальной мотивации |
Затраты , руб. |
Отклонение в руб. |
Отклонение в % |
Тенденция |
|
2001 год |
2002 год |
|||||
1 |
Повышение квалификации сотрудников |
23789 |
34567 |
10778 |
45,31 |
↑ |
2 |
Оказание помощи женщинам- работницам |
12345 |
17896 |
5551 |
44,97 |
↑ |
|
ИТОГО |
36134 |
52463 |
16329 |
45,19 |
↑ |
Как видно из таблицы 2, в организации в 2002 году наблюдался рост затрат на социальную мотивацию работников в среднем на 45 %, что является положительной тенденцией. Эти средства в организации относятся на фонд потребления планируются из чистой прибыли организации.
Наибольшую долю в структуре затрат занимают затраты на повышение квалификации работников.
Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.
Рис. 2. Динамики структуры административных методов мотивации в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ»
Распределение оценок персоналом методов стимулирования труда, используемых менеджментом, отражено в таблице 3.
Таблица 3
Оценка персоналом методов стимулирования, используемых руководством ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» (по пятибалльной шкале)
метод |
Оценка, ср. балл |
|||
рабочие |
специалисты |
|||
Создание условий труда |
4 |
4,4 |
||
Вознаграждения: - Зарплата - Нематериальные выгоды - Соц. проблемы (решение) |
удовлетвор. стимул |
исполь- зование стимула |
удовлетвор. стимул |
исполь- зование стимула |
0,5 1,5 2 |
4,2 3,0 2,4 |
1,5 1,5 2,5 |
4,3 3,6 2,5 |
|
Безопасность: - риск стать лишним - уважение - стиль управления |
4,5 4,0 3,6 |
4,7 4,1 4,0 |
||
Вовлечение в дела: - знания целей, задач - коммуникации - участие в решении проблем предприятия - отношение в коллективе |
2,1 3,0 1,4 4,3 |
3,1 3,2 2,6 4,1 |
||
Способность самореализации: - карьера - обучение - рост мастерства |
2,1 2,1 3,2 |
3,5 2,0 3,8 |
||
Интерес к работе: - управление по целям - самостоятельность - ответственность |
3,9 4,2 4,4 |
4,1 4,1 4,1 |
Как видно из таблицы 3 в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ», менеджмент компании имеет систему мотивации персонала основными компонентами, которой являются:
1. создание условий труда
2. создание системы оплаты труда
3. формирование благоприятных отношений в коллективе
4. предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.
Вместе с тем, данные результаты свидетельствуют о неудовлетворенности персонала вопросами организации системы оплаты труда.
Оплата труда является составным элементом системы мотивации персонала в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» и всей системы управления предприятием в целом. Следовательно, целесообразно рассматривать данный компонент с точки зрения системного подхода.
Цель системы оплаты труда, провозглашенная менеджментом предприятия – стимулирование деятельности персонала, коррелирует с корпоративными целями. Перед системой оплаты в ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» стоят следующие задачи:
1. Повышение интенсивности труда работника;
2. Заинтересованность работника в увеличении интенсивности труда, для достижения высокого конечного показателя деятельности предприятия;
3. Дифференцированный подход в оценке труда работника;
4. Контроль и оценка деятельности сотрудника;
5. Предупреждение отклонений в работе персонала, связанных с отношением к выполнению служебных обязанностей и регламента предприятия;
6. Вовлечение коллектива в оценку деятельности работника.
Было проведено исследование значения зарплаты для работника предприятия (посредством опроса работников предприятия). Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4
Значение зарплаты для работника ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» (оценка по пятибалльной системе)
Показатели качества |
средний балл |
|||
рабочие |
Специалисты |
|||
Важность |
удовл. |
важность |
Удовл. |
|
Потребность |
5 |
1,7 |
5 |
1,2 |
Статус, самооценка |
4,5 |
2,8 |
5 |
3,1 |
Степень значимости в сравнении - Зарплата - интересная работа - уважение - отношение в коллективе |
5 3,2 4,6 4,5 |
1,7 2,8 4,1 4,3 |
5 4,1 4,5 4,2 |
1,2 3,6 4,4 4,1 |
Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты |
4,6 |
2,6 |
4,9 |
2,1 |
Удовлетворенность системой оплаты |
3,5 |
1,2 |
3,2 |
1,4 |
Удовлетворенность получаемой зарплатой |
- |
0,2 |
- |
0,5 |
Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка) |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
2,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента |
3,2 |
4 |
4,1 |
3,8 |
Как видно из таблицы 4, показатели позволяют определить ряд выводов о значимости зарплаты для работника в организации:
1. Зарплата крайне важный показатель их деятельности;
2. В сегодняшних условиях уровень зарплаты персонал связывает с самооценкой и статусом в обществе;
3. Имеет место тесная корреляция между зарплатой, уважением, отношением в коллективе;
4. Работники уделяют внимание системе оплаты труда и справедливости оценки труда;
5. Работники не удовлетворены ни системой оплаты, ни реальной зарплатой;
6. Сопоставление своей зарплаты с другими работниками своего отдела (участка) – значимый показатель, для работника.
7. Зарплата, отношение к ней сопоставимы с положением в регионе;
8. Сопоставление зарплаты рабочих и менеджмента не значимый показатель в отличии от сопоставления зарплаты специалистов.
Таким образом, данные условия показывают значимость оплаты труда, как фактора мотивации для работников ЗАО, однако в целом работники не удовлетворены системой оплаты труда.
3. Особенности управления организационным поведением персонала торговой организации на основе использования мотивов удовлетворения
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо [4, с. 133].
В таблице 5 представлено краткое описание экономического подхода к управлению.
Таблица 5
Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Четкая задача для исполнения. |
Сложность адаптации к меняющимся условиям. |
Среда достаточно стабильна. |
Неповоротливая бюрократическая надстройка (строгая заданность и иерархичность управленческой структуры, затрудняющая принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации). |
Производство одного и того же продукта. |
Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия (поскольку мотивация персонала сводится исключительно к внешнему стимулированию, то даже незначительных изменений в схеме стимулирования достаточно для непредсказуемых последствий). |
Человек согласен быть деталью машины и ведет себя запланировано. |
Дегуманизирующее воздействие на работников (использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным при низкоквалифицированном труде). |
В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации.
Таблица 6
Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой. |
Неучет социальности организаций как продукта взглядов, идей, норм и верований. |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей. |
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор. |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений. |
Предположение о «функциональном единстве», когда все органы работают на благо организма в целом. |
Выделение различных подсистем организации. |
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию. |
Учет естественных возможностей в процессе инновации. |
Опасность впасть в социальный дарвинизм. |
Повышенное внимание к «экологии» внутри- и межорганизационных взаимодействий. |
Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса. |
Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
В последнее время особое внимание отечественной науки привлекает маркетинговый подход к управлению персоналом.
В настоящее время можно выделить два основных подхода к определению состава и содержания задач маркетинга персонала.
Первый предполагает его рассмотрение в узком смысле, как определенной специфической функции службы управления персоналом, которая достаточно обособлена от других направлений работы этой службы. В этом случае задачей маркетинга персонала является владение ситуацией на рынке труда для эффективного удовлетворения потребностей организации в персонале и реализации тем самым целей организации.
Второй подход предполагает рассмотрение маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала понимается определенная философия и стратегия управления персоналом. Персонал рассматривается в качестве клиента организации. Упрощенная схема взаимодействия организации и ее клиентов представлена на рисунке 3.
Целью маркетинга в этом случае является оптимальное использование персонала путем создания максимально благоприятных условий труда, удовлетворения потребностей персонала, развития в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к организации. Фактически - это «продажа» организации своему собственному персоналу [2,с . 198].
Таким образом, функцией службы управления персоналом становится изучение и удовлетворение потребностей персонала (внутренних клиентов) организации.
Кроме вышеперечисленных подходов к управлению персоналом, следует выделить четыре стратегических подхода в управлении людьми, существование которых было подтверждено американскими исследованиями в больших всемирно известных компаниях:
- управление человеческими ресурсами - ориентация на людей с акцентом на максимальное использование их таланта, повышение качества жизни;
- патернализм - осторожный отбор персонала, обучение и забота со строгой ориентацией на клиента;
- профессиональная модель - ориентация на профессионализм (отбор, обучение, оплата, юридический контракт);
- продуктовая модель - ориентация на производительность, жесткие трудовые отношения.
Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, представлены в таблице 7.
Таблица 7
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Принцип |
Описание |
Обусловленности функций управления персоналом целям производства |
Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства |
Первичности функций управления персоналом |
Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом |
Оптимальности соотношения интранфрафункций управления персоналом |
Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции) и функциями управления персоналом (инфрафункции) |
Оптимального соотношения управленческих ориентации |
Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Потенциальных имитаций |
Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня |
Экономичности |
Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления |
Прогрессивности |
Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективности |
При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации |
Комплексности |
При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.) |
Оперативности |
Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения |
Оптимальности |
Многовариантная проработка предложения по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства |
Простоты |
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Научности |
Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях |
Иерархичности |
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления |
Автономности |
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей |
Согласованности |
Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени |
Устойчивости |
Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом |
Многоаспектное |
Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и др. |
Прозрачности |
Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом |
Комфортности |
Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком |
Существуют три метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей (рисунок 4) [3,с . 177]:
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ |
||||
административные |
|
экономические |
|
социально-психологические |
•Формирование структуры органов управления |
|
•Технико-экономический анализ |
|
•Социальный анализ в коллективе работников |
|
|
|||
•Установление государственных заказов |
|
•Технико-экономическое обоснование |
|
•Социальное планирование |
|
|
•Участие работников в управлении |
||
•Утверждение административных норм и нормативов |
|
• Планирование |
|
|
|
•Материальное стимулирование |
|
•Социальное развитие коллектива |
|
•Издание приказов и распоряжений |
|
|
||
|
• Ценообразование |
|
•Установление социальных норм поведения |
|
• Отбор, подбор и расстановка кадров |
|
• Налогообложение |
|
|
|
•Установление экономических норм и нормативов |
|
•Психологическое воздействие на работников; формирование групп, создание нормального психологического климата |
|
•Разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия |
|
|
||
|
•Участие в прибылях и капитале |
|
||
|
|
|||
• Инструктирование |
|
• Страхование |
|
|
•Утверждение методик и рекомендаций |
|
•Установление материальных санкций и дотаций |
|
•Моральное стимулирование |
|
|
•Развитие у работников инициативы и ответственности |
||
•Установление административных санкций и поощрений |
|
|
||
|
|
•Установление моральных санкций и поощрений |
||
|
Рис. 4. Система методов управления персоналом на предприятии
1. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определенной организации и т.д. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
2. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства. Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
3. Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов - группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
До недавнего времени мотивы деятельности, в том числе и трудовой, никогда не были объектом системного экономического исследования. Изучением их занимались в первую очередь (и более всего) психологи, затем философы и, наконец, социологи. Экономическая наука объектом своего изучения сделала отдельные конкретные мотивы трудового поведения человека, такие, как «экономическая ответственность», «экономические привилегии», «заработная плата», «потребность в труде и самоуправлении».
Мотивы представляют собой диалектическое единство потребностей и стимулов. Без потребности нет мотива, но и без стимула мотив также не возникает из-за отсутствия условий реализации самой потребности. Если мотив - это внутренняя потребность хозяйствующего субъекта, то стимул - ее внешнее выражение. Стимулы — те внешние условия, которые созданы самими субъектами хозяйствования для более успешной реализации собственных потребностей, какими бы интересами последние ни вызывались и в форму каких бы целей ни были облечены.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.
Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Литература
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2003. – 368 с.
3. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высшая школа, 2000.- 224 с.
4. Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 2001. – 112 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001. – 365 с.
6. Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 2001. – 80 с.
7. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2001. – 384 с.
8. Самылин С. И., Столяренко А. Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 480 с.
9. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
10. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. – 300 с.