Содержание


Введение. 3

1. Сущность и структура общества как системы.. 4

2. Теории индустриального общества. 7

3. Теория информационного общества. 9

4. Типология обществ. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение


Общество — многозначное понятие, используемое для определения их социальных систем различного уровня, так и объединений людей имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей и  включая экономические организации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная система целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, либо как исторический этап, определенная форма социального развития (первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество как конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т. д.)[1].

Цель работы рассмотреть  общество как  социальную систему.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и структуру общества, дать классификацию обществ;

2. рассмотреть основные теории обществ.


1. Сущность и структура общества как системы


В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность[2]. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, при­нимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистем, или сфер, общества существует четыре.

Экономическая сфера —это фирмы,  предприятия,  заводы,  банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы  (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т. п.

Основой экономической сферы любого общества является произ­водство, конечная продукция которого составляет национальный до­ход. Производство характеризуется также технико-экономическим по­тенциалом, существующим в данный момент в данном обществе.

Политическая сфера —это президент и аппарат президента, прави­тельство и парламент (Федеральное Собрание), аппарат управления федеральной власти, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства — обеспечение социального поряд­ка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых зако­нов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структу­рами, недопущение политических переворотов, защита внешних гра­ниц и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами уч­реждений социальной и культурной сфер и т. д. Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и за­щита власти, когда она досталась какому-либо классу или группе.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные гале­реи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памят­ники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать новые знания во всех областях, т. е. создавать авангардные технологии, про­екты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, опи­сывать законы вселенной и т. д. Образование передает открытое уче­ными знание последующим поколениям самым эффективным спосо­бом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные учителя. Культура выполняет задачу создания вненаучных, а именно художественных, ценностей, хранения их в библиотеках и музеях, экс­понирования в галереях. В культуру следует включить и религию, ко­торая выступает стержнем духовной жизни любого общества.

Социальная сфера понимается в двух смыслах - широком и узком—и в зависимости от этого охватывает разные объемы всего про­странства общества.

Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населе­ния. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транс-Порт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), Общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и раз­влечения (парки культуры, стадионы). В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их. В нее включаются пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социаль­ного обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть, как правило беднейшие слои.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким обра­зом, что все они будут равны между собой, т. е. находиться на од­ном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикаль­ном порядке, определив для каждой из них собственную, непохожую на другие, функцию или роль в обществе[3].

Итак, выделяются четыре главные сферы современного общест­ва. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

2. Теории индустриального общества

          Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность.

Индустриальное общество предполагает возникновение целостной нации-государства, организованного на основе общего языка и культуры, сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, урбанизацию, рост грамотности, расширение избирательных прав населения, применение достижений науки во всех сферах общественной жизни. Согласно теории индустриального общества переход от отсталого аграрного, традиционного общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому промышленно развитому обществу с массовым рыночным производством и демократическим строем, есть главный критерий общественного прогресса.

Понятие индустриального общества часто соотносится с понятием массового общества. Периоды индустриализации, ее темп значительно различаются. Западная Европа и Северная Америка основной процесс индустриализации прошли в период с 1815 года по 1914 год. Теории индустриального общества получили свое дальнейшее развитие в современных концепциях постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен). Основные специфические характеристики постиндустриального общества сводятся к преобладанию производства услуг, возникновению нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов, которому отводится решающая роль в функционировании и развитии общества, резкому развитию информационных технологий.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества. Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р. Ароном в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956 - 1959 гг., и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.) Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления; 2) массовое производство товаров на широкий рынок; 3) механизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.


3. Теория информационного общества


Индустриально развитые страны вступили в новую стадию развития – стадию информационного общества, которое по мере своего развития втягивает в свою систему новые сферы общественной жизни, ведет к трансформации современных культур и социально-экономических систем.

Концепция информационного общества изложена Д. Беллом в работе "Глобальная мысль, локальные действия" (1980г.).

Д. Белл наделяет информационное общество чертами, охватывающими преимущественно новые явления в развитии современных производительных сил. Среди них централизация теоретического знания, которое, наряду с естественными науками, впервые становится основой для изменений в производстве; создание новой интеллектуальной технологии, позволяющей найти наиболее рациональные пути решения инженерных, экономических и социальных задач; переход от производства товаров к производству услуг.

Важным признаком информационного общества Д. Белл считает изменение характера труда, состоящее в том, что природа исключается из рамок трудовой и обыденной жизни, поскольку в постиндустриальном обществе работа становится, прежде всего, игрой человека с человеком и труд выступает как отношение человека с "искусственной средой", представленной машинами, производящими товары.

В сфере социально-экономических отношений Д. Белл выделяет четыре "ситоса" – вертикальные подразделения, включающие четыре функциональных "ситоса" (научный, технологический, культурный и административный) и пять институциональных (экономические предприятия, правительственные конторы, университеты и исследовательские центры, социальные комплексы, военная сфера). В результате у Белла получается, что основные классы индустриального общества с переходом к информационному обществу сами собой растворяются, и формируются различного рода локально-профессиональные группы.

Д. Белл также много внимания уделяет особенностям продукции информационного производства – информации. Он считает, что информация и знания физически не потребляются и не изнашиваются, что они являются "коллективным товаром", что информация не может отчуждаться как другая материальная продукция, так как даже в случае ее продажи она остается с производителем.

Теория информационного общества существенно  обогатила представления  о современном этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в ее рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением, на наш взгляд,  обладает  проведенный ее  сторонниками анализ роли информации в хозяйственном  развитии  западных  стран.  Результатом его  стала  трактовка информации   как  специфического  ресурса,   не   обладающего   большинством характеристик,   свойственных  традиционным  факторам  производства.   Среди прочего  было  отмечено,  что  распространение  информации  тождественно  ее самовозрастанию, что исключает применение к этому феномену понятия редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости  как производственного ресурса;

     Таким образом, сторонники  теории информационного общества в отличие от постиндустриалистов вполне осознанно обратились к исследованию более частных проблем, и поэтому данная  концепция  вряд  ли может претендовать  на статус целостной  социологической   доктрины.   Акцентируя   внимание   на   весьма поверхностных чертах  современного общества, они  полностью  отказываются от анализа    предшествующих    стадий    социальной    эволюции,    фактически противопоставляя информационное общество всем известным формам хозяйственной организации.

4. Типология обществ


Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах).

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней у правления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, не сколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с до письменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом че­ловеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество огородничество. Скотоводство основано на приручении  диких животных.  Скотоводы вели  кочевой  образ жизни,  а  охотники  и  собиратели — бродячий.  Из  охоты  постепенно  выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали ложными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) наступила эра индустриального общества. На смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания[4].

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционно-определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном  — промышленность,  с корпорацией и  фирмой во главе.  В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

Заключение


Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу.

Однако социологи отмечают, что слишком широкая трактовка данного термина позволяет отнести к этому типу разнообразные общественные уклады, в действительности значительно отличающиеся друг от друга, например племенное, аграрное, феодальное общество. Поэтому в настоящее время это понятие считается спорным и избегается многими обществоведами.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение традиционного (доиндустриального) общества и индустриального (промышленного, современного) общества[5].

Список литературы


1.   Анурин В.Ф. Постиндустриальное и/или  коммунистическое общество // Социологические исследования. - 1999. - № 7.

2.   Кравченко А.И. Социология  изд. «Проспект» М.; 2003.- с.96

3. Парсонс Т. Система современных обществ – М.; 2001.-

4. Учебный социологический словарь / под ред. С.А. Кравченко 3-е изд. М.; 1998.-

5. Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая со­ циология // Социологические исследования. - 2001. - № 1.








[1] Кравченко А.И. Социология  изд. «Проспект» М.; 2003.- с.68

[2] Учебный социологический словарь / под ред. С.А. Кравченко 3-е изд. М.; 1998.-

[3] Кравченко А.И. Социология  изд. «Проспект» М.; 2003.- с.73

[4] Кравченко А.И. Социология  изд. «Проспект» М.; 2003.- с.96

[5] Парсонс Т. Система современных обществ – М.; 1997.-