1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В соответствии с действующим учебным планом по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрено выполнение студентами курсового проектирования по бухгалтерскому финансовому учету.

Курсовой проект выполняется на базе знаний, полученных студентами не только по бухгалтерскому учету, но и по всем учетно-экономическим дисциплинам.

При написании курсового проекта студент должен показать способность будущего специалиста излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логического последовательности; правильно применять теоретические положения при решении конкретных практических задач. К написанию курсового проекта надо отнестись творчески.

Курсовое проектирование имеет своей целью:

•       систематизацию,   закрепление   и   расширение   теоретических   знаний   по бухгалтерскому учету;

•       приобретение навыков работы с законодательными нормативными актами методическими указаниями и дополнительной литературой:

•       развитие   практических   навыков   самостоятельной   работы   и   овладение методикой исследования.

Студентам предлагается несколько вариантов выполнения проекта:

•       на примере данных конкретного предприятия;

•       на примере условного предприятия и условных показателей;

•       на  основе  исходных  данных,   предложенных  кафедрой.   Это   могут  быть первичные  и  сводные  учетные документы,   выписки  из  регистров  учета, формы бухгалтерской отчетности, размер отдельных показателей и т.д.

Тематика курсовых проектов определяется кафедрой на каждый учебный год  и  сообщается  студентам.   Проекты,   выполненные  на  темы,   не  согласованные  с кафедрой, на проверку не принимаются.

В работе над проектами можно выделить следующие этапы:

•       Выбор темы и ее редактирование с учетом отдельных факторов.

•       Выбор варианта выполнения проекта.

•       Подбор и составление списка нормативных актов и дополнительной литературы по исследуемой теме.

•       Обзор  нормативных  актов  и  статей  различных  авторов,   составление  краткого конспекта.

•       Составление рабочего плана (содержания) курсового проекта.

•       Составление журнала(-ов) хозяйственных операций.

•       Подбор приложений: первичных и сводных документов, бланков регистров учета форм бухгалтерской отчетности и других документов.

•       Заполнение приложений на основании журнала(ов) учета хозяйственных операций.

•       Написание теоретической части проекта со ссылками на нормативные документы, литературные источники и приложения.

•       Написание выводов и предложений (заключения) по проекту.

Курсовой проект должен состоять из двух взаимосвязанных частей: теоретической и практической. В теоретической части делается обзор нормативных документов по исследуемой теме, рассматривается организация учета, а в практической части (в приложении) показывается организация учета и порядок заполнения первичных, сводных документов и регистров синтетического и аналитического учета на конкретных примерах.

Основное внимание при написании теоретической части проекта нужно обратить на обзор нормативных актов по исследуемой теме.

Главная цель курсового проекта - сделать собственный обзор нормативных документов и статей разных авторов, и, таким образом, проследить развитие изучаемой темы за последние 3-5 лет и в приложении наглядно отразить организацию учета в первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета и отчетности.

Рекомендуется использовать материалы из журналов «Бухгалтерский учет» «Главбух», «Нормативные акты для бухгалтеров», «Экономика сельскохозяйственных и

перерабатывающих предприятий» из газет «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Финансовая Россия».

Объем теоретической части проекта должен быть не более 20-25 страниц. Приложений много не нужно делать, не должно быть в приложении пустых бланков документов.

Следует внимательно пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой литературой по бухгалтерскому учету, так как материал в них быстро устаревает, кроме того, в них встречаются ошибки и неправильная трактовка ряда вопросов.

Настоящее методическое пособие состоит из I и II частей. В первой части даны общие рекомендации по выполнению курсовых проектов. Во второй части даются рекомендации по конкретным темам проектов.

После проверки проекта преподавателем состоится его защита, в ходе которой студент должен подтвердить свои знания по исследуемой теме.

Если проект возвращается на доработку, студент должен устранить все недостатки, ответить на поставленные вопросы (обычно это делается на оборотной стороне листов) и в течение 5 дней вновь сдать работу на проверку.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.

1.         Учет основных средств.

2.    Учет нематериальных активов.

3.    Учет вложений во внеоборотные активы (можно по видам вложений: например, Учет затрат на строительство и т.д.)

4.    Учет материалов

5.    Учет готовой продукции и товаров.

6.    Учет животных на выращивании и откорме.

7.    Учет кассовых операций и денежных документов.

8.    Учет операций по расчетным и прочим счетам в банке.

9.    Учет валютных операций.

   10.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.           11 .Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 12.Учет расчетов с персоналом по оплате труда. 1З.Учёт расчетов с подотчетными лицами

14.Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

15.Учет расчетов с учредителями.

16.Учет расчетов по налогам и сборам.

17.Учет расчетов по кредитам и займам.

18.Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

19.Учет резервов (можно по видам).

20.Учет капитала организации.

21.Учет продаж.

22.Учет прочих доходов и расходов.

23.Учет финансовых результатов очередного года.

24.Учет целевого финансирования.

ПРИМЕЧАНИЕ: Студенты могут предложить свою формулировку темы проекта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.

Содержание (в рабочем  варианте - план)  проекта зависти  от избранной темы. Однако в общем виде содержание может выглядеть следующим образом:

Введение

1.   Теоретическое обоснование темы проекта.

2.   Первичный и сводный учет ....

3.   Синтетический и аналитический учет .... Выводы и предложения.

Список литературы. Приложение.

Студент самостоятельно определяет структуру своего курсового проекта в зависимости от избранной темы, учитывая, что для содержания отводится одна страница.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

Во введении обосновывается значимость и актуальность избранной темы, задачи учета данного объекта, указывается цель и задачи данного курсового проекта. Затем раскрывается методика выполнения проекта: по материалам конкретного хозяйства выполнена работа или условного (указать его вымышленное название), основные этапы работы над проектом, краткое содержание глав, какие материалы использованы при написании проекта. Если работа выполнена по материалам конкретного хозяйства, нужно дать краткую его характеристику - специализация, показатели размеров предприятия, величина уставного капитала, рентабельность. Объем введения 2-3 страницы.

В первой главе, а иногда и в последующих, нужно раскрыть экономическую сущность изучаемого вопроса, обязательно проработать при этом нормативные документы, регулирующие организацию учета на конкретном его участке. Эта теоретическая часть работы составляет основу проекта. Она должна быть изучена глубоко. При подборе литературы следует обращаться к изданиям последних лет.

Работая над литературными источниками, следует предварительно делать выписки на отдельные листы или специальные карточки с указанием фамилии и инициалов автора, название статьи, журнала, книги, год выпуска, номер журнала, страницы.

После этого студент последовательно излагает материал, причем не должно быть сплошного текста, а необходимо постоянно делать ссылки на нормативные документы и разные литературные источники, указанные в списке литературы. Ссылки делаются в квадратных скобках, в скобках указывается порядковый номер источника из списка литературы.

Изложение теоретического материала должно сопровождаться конкретными примерами, расчетами, динамикой каких-либо норм бухгалтерского учета за ряд лет и т.п.

Студент должен показать, что он изучил нормативную базу, познакомился с точкой зрения разных авторов и может самостоятельно проанализировать постановку учета в каком-либо хозяйстве или предложить свой вариант организации учета по одной или нескольким формам счетоводства.

В последующих главах студент рассматривает организацию учета на предприятии по выбранной теме. Дается небольшая характеристика основных элементов Учетной политики, разработанной и применяемой на предприятии (в отношении выбранной темы). Изложить порядок заполнения первичных и сводных документов по теме (при этом необходимо делать ссылки в тексте на приложенные к работе документы). Рассмотреть особенности ведения регистров синтетического и аналитического учета {по той форме, которая применяется на предприятии) и также сделать приложения этих регистров и ссылки на эти приложения в текстовой части. Дать характеристику счетов и привести корреспонденцию счетов, составляемую на предприятии. Заканчивая рассмотрение учета, отметить в каких формах отчетности (типовых и специализированных) находит отражение информация по выбранной теме. Формы отчетности приложить к работе и в тексте сделать на них ссылки. Приложения документов, регистров учета и форм отчетности необходимо сделать за один отчетный период и на защите работы показать взаимосвязь данных между ними.

При изучении темы студент отмечает особенности, недостатки, положительные и отрицательные моменты, на основании которых необходимо сделать выводы и предложения по их устранению.

Заключительную часть проекта можно назвать Заключение или Выводы и предложения. Если работа выполняется по какому-либо конкретному предприятию, то лучше сделать выводы о состоянии учета в хозяйстве и разобрать предложения по его улучшению. Кроме того, в заключительной части студент должен написать с какими трудностями он столкнулся при написании работы, сделать выводы о степени освещенности исследуемой темы в нормативных документах и другой литературе. Предложить свои пути улучшения учета, а также предложения кафедре по улучшению организации процесса курсового проектирования.



В конце этого раздела курсового проекта ставится подпись студента и дата сдачи на кафедру или в заочное отделение.

О ПРИЛОЖЕНИИ.

В каждой работе должны быть сделаны приложения первичных, сводных документов, регистров учета и форм отчетности (по теме). Можно приложить Приказ об Учетной политике предприятия.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРРЫ.

Список литературы должен состоять из двух частей. В начале дается перечень нормативных актов и методических указаний, регулирующих организацию бухгалтерского учета по исследуемой теме. Этот перечень нужно составить в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, т.е. сначала указываются документы 1 и 2 уровней, затем 3 уровня и потом все остальные в хронологической последовательности. При этом не нужно указывать, в каком журнале или газете студент знакомился с данными нормативными документами.

После нормативных документов дается список используемой литературы в алфавитном порядке фамилий авторов. Здесь же обязательно указывается название статьи или книги, издательство или название журнала, его номер и т.п.

Не нужно стремиться включить в список литературы как можно больше изданий. Помните, что о каждом из них нужно упомянуть в теоретической части проекта. Не следует включать в список литературы учебники, учебные пособия, самоучители и статьи, не затрагивающие никаких проблемных вопросов.

Ниже приводится список основных нормативных актов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в РФ. Эти нормативные акты должны использоваться при написании проекта практически на любую тему.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1.    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Приказ Минфина РФ от 21.11.96г. №129- ФЗ (в редакции от 23.07.98 № 123-ФЗ).

2.    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (с изменениями от 30.12.99г. №107, от 24.03 00 г. №31).

3.    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Минфина РФ от 09.12.98г. №60н.

4.    Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 Приказ Минфина РФ от 20.12.94г. №167.

5.    Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Приказ Минфина РФ от 10.01.00г. №2н.

6.    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99. Приказ Минфина РФ от 06.07.99г. №43н.

7.    Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Минфина РФ от 09.06.01г. №44н.

8.    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Минфина РФ от 30.03.01г. №26н.

9.    Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Приказ Минфина РФ от 25.11.98г. №56н.


10.    Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Приказ Минфина РФ от 28.11.01г. №96н.

11.    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №32н.

12 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №33н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/9000  Приказ Минфина РФ от 13.01.00г. №5н.


14.       Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/200. Приказ Минфина РФ от 27. 01. 2000г. №11 н.

15.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Приказ Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н.

16.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Приказ Минфина РФ от 16.102000г. №91н.

17.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2001. Приказ Минфина РФ от 02.08.2001г №60н.

18.       Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/2202. Приказ Минфина РФ от 02.07.2002г. №66н.

19.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. №115н.

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. №114н.

21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Приказ Минфина РФ от 10.12.2202г. №126н.

22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности». ПБУ 20/03. Приказ Минфина РФ от 24.11.03г. №105н.

23.Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» Приказ Минфина РФ от 24.06.2003г. №105н.

24.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности зрганизаций и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.