Содержание

Задание 1.1.2. Вспомните и назовите основные законодательные акты, принятые странами-членами ЕС, в которых устанавливаются нормы единой социальной политики. 4

Задание 1.1.4. Охарактеризуйте основные направления социальной политики ЕС.. 4

Задание 1.1.7. Вспомните, какие социально-экономические преобразования в нашей стране привели к переходу к рыночной экономике. Можно ли было смягчить социальные последствия от этих преобразований?. 4

Задание 1.1.5.Выберите один верный ответ.. 6

Задание 1.2.1. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики государства. 6

Задание 1.2.2. К какому направлению относится советская модель социальной политики государства?. 7

Задание 1.2.3 Охарактеризуйте основные направления социальной политики. В чем, по-вашему, достоинства и в чем недостатки каждого из этих направлений?. 7

Задание 1.2.4. Внесите исправления в таблицу. 9

Задание 1.3.1. Охарактеризуйте преобразования в социальной сфере Кыргызстана в соответствии с основными этапами реализации социальной политики. Определите рубежи обоих периодов. 9

Реализация социальной политики в Кыргызстане. 9

Задание 1.3.4. Вспомните основные модели социальной политике. К какой модели относится социальная политика Японии?. 10

Задание 1.3.5. Опишите, в чем суть модели «пожизненного найма»?. 10

Задание 1.4.1. Назовите основные документы 90-х годов, в которых были определены основные задачи социальной политики России. 10

Задание 1.4.3. Охарактеризуйте три подхода к определению социальной политики. 10

Задание 1.4.4. Заполните пропуски. 11

Задание 1.4.5. В чем состоит функциональная роль социальной политики?. 11

Задание 1.4.7. Установите правильную последовательность, расставив номера каждого направления  в прямоугольниках слева. 12

Задание 1.5.5.Выберите правильный ответ: 12

Задание 2.1.1.На какие сферы жизнедеятельности общества и на какие социальные институты оказывает влияние образование?. 12

Задание 2.1.4. Охарактеризуйте с помощью таблицы плюсы и минусы изменений в сфере образования в России. 13

Задание 2.1.5. Какие программы, касающиеся модернизации системы образования, были приняты в РФ в 1991-2001гг.?. 13

Задание 2.1.6.Какова главная цель реформирования системы образования?. 14

Задание 2.1.8. Образование, каких уровней является бесплатным в РФ?. 14

Задание 2.1.11.Выберите верный ответ.. 14

Задание 2.2.1.Назовите основные показатели состояния общественного здоровья. 15

Задание 2.2.3. В чем суть и содержание советской модели системы здравоохранения?. 15

Задание 2.2.5. Почему советская модель системы здравоохранения оказалась не жизнеспособной?  15

Задание 2.2.7. Перечислите проблемы, связанные с медицинским страхованием. 16

Задание 2.2.8. Выберите верный ответ. 16

Задание 2.3.1. Что являлось  основным источником финансирования ЖКХ в советский период?  17

Задание 2.3.3.Охарактеризуйте плюсы и минусы советской и рыночной моделей системы ЖКХ. 17

Задание 2.4.1. Выберите верный ответ.. 17

Задание 2.4.6. Выберите один верный ответ. 18

Задание 2.4.8. Выберите один верный ответ. 18

Задание 2.4.11. Установите правильную последовательность слов в определении, расставив  в прямоугольнике слева ранги (номера) слов. Дайте определение рынку труда. Рынок труда - 18

Задание 2.4.14. Когда был создан Государственный фонд занятости в России? За счет каких средств он формируется?. 19

Задание 2.5.7. Заполните пропуски в схеме. 19

Задание 2.5.12. Охарактеризуйте основные виды социального страхования. 19

Задание 2.6.5. Что такое трудовая пенсия? Каких видов бывают пенсии?. 19

Задание 3.1.1. Приведите примеры социальной информации, характеризующей социально-демографическое развитие российского общества в 1992-1998 г.г. 20

Задание 3.1.2. Приведите  примеры социальной информации, характеризующей состояние общественного здоровья. 20

Задание 3.1.3. Сравните социальные индикаторы качества жизни, применяемые в России и показатели изменения уровня жизни, предложенные в 1961 г. экспертами ООН. 21

Задание 3.1.5. Как региональная специфика влияет на показатели качества жизни?. 21

Задание 3.1.6. Охарактеризуйте основные показатели качества жизни в методике Ю.В. Яковца. 21

Задание 3.3.4. Раскройте содержание основных методов социальной экспертизы. 22

Диалектический метод. 22

Задание 4.1.1. Выберите верный ответ. 22

Задание 4.1.2.  Выберите верный ответ. 22

Задание 4.1.4. Опишите основные модели определения бедности. 23

Задание 4.1.8. Выберите верный ответ. 23

Задание 4.3.4. Выберите верный ответ: 24

Задание 4.4.1. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы в государственной молодежной политике. 24

Список литературы.. 25

Задание 1.1.2. Вспомните и назовите основные законодательные акты, принятые странами-членами ЕС, в которых устанавливаются нормы единой социальной политики.

Идея формирования единой европейской социальной политики и согласования мер и действий в социальной сфере была заложена в Римском договоре 1957г. ( Договор о создании Европейского Экономического Сообщества), дополненный положениями Маастрихтского договора и Амстердамским пактом, Едином  Европейском Акте (1989), Соглашении о социальной политики (1992), Хартии основных социальных прав трудящихся ЕС (1989), документы – «Зеленая книга» (1993), «Белая книга» (1994).


Задание 1.1.4. Охарактеризуйте основные направления социальной политики ЕС

Основными направлениями социальной политики ЕС являются: обеспечение занятости и права на получение вознаграждения за труд, совершенствование условий жизни и труда,  обеспечение равноправие мужчин и женщин, а также равных возможностей всем категориям населения, право на социальную защиту, право на вступление в ассоциации и профсоюзы, право на повышение квалификации. Одним из приоритетных направлений не только социальной политики ЕС, но и интеграционной политики в целом является расширение занятости за счет создания новых рабочих мест, поддержки малых и средних предприятий, инвестиций в развитие человеческих ресурсов посредством совершенствования образования и обучения.


Задание 1.1.7. Вспомните, какие социально-экономические преобразования в нашей стране привели к переходу к рыночной экономике. Можно ли было смягчить социальные последствия от этих преобразований?

Для перехода к социально-экономическим преобразованиям в России необходимо было преодолеть самую большую деформацию в экономике – гипертрофированную государственную собственность, поэтому одной из ключевых реформ явилась приватизация. Переход от командной к рыночной экономике требовал ликвидации убыточных предприятий. В 1987 г. их было 13 тысяч. Ликвидировав убыточные предприятия, государство тем самым оставило без работы миллионы людей. Структурную перестройку экономики можно было осуществлять через перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедляя падение и стабилизируя выпуск продукции, пользующийся спросом на рынках страны. Создать условия для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный  экономический потенциал страны. Частный сектор в экономике создавался через создание новых частных предприятий и перевод в частную собственность государственного имущества. В 1991 г. появился закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». Приватизация шла в несколько этапов и первым был чековый или ваучерный этап. Это было бесплатное распределение среди населения прав в виде ваучеров на покупку имущества госпредприятий. Ваучерная приватизация доминировала в Чехии, 2/3 держателей ваучеров воспользовались услугами инвестиционных фондовых центров. Весь промышленный сектор оказался в ведении крупных фондов. Данная модель приватизации не вызвала шока у населения страны.3 июля 1991 г.появился закон РФ « Об именных приватизационных счетах и вкладах в РФ», казалось бы, что государство намерено действовать в интересах граждан страны, но уже в августе 1992 выходит Указ Президента, по которому вводятся приватизационные чеки на предъявителя. И тогда те, кто претендовал на роль крупных частных собственников, за бесценок скупают у населения его ваучеры. Так что в  России формально прошла ваучерная приватизация, а ведь можно было использовать уже имеющийся опыт, хотя бы той самой Чехии. Малые, средние и крупные предприятия подлежали акционированию.  Контрольный пакет акций получал трудовой коллектив. 75% предприятий избрали этот путь, на 01.06 1994 г. 50% акций находилось в руках рядовых работников, к концу 1996 г.- на руках менее 20%.  На сегодняшний день на Саяногорском Алюминиевом заводе рабочие, имеющие на руках акции, испытывают силовое давление со стороны администрации, которая вынуждает их продать акции за ту сумму, которую она назначает. В случаях не подчинения требованиям – следует незамедлительное увольнение.


Задание 1.1.5.Выберите один верный ответ

Хартия основных социальных прав трудящихся  ЕС была принята в:

1.     1978 г.;

2.     1989г.; - правильный ответ

3.     1993г.;

4.     1998г.


Задание 1.2.1. Охарактеризуйте советскую модель социальной политики государства

В основе данной  модели лежала идея, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, которое, в свою очередь, обеспечивает каждой группе, каждому ее члену определенный уровень материального и социального благосостояния,  т.е. удовлетворения социальных интересов. Главные принципы, в основе проводимой социальной политики, это:

1.     Организация труда. Каждый член общества работает по способностям, с полной самоотдачей и получает по труду – в зависимости от приложенных усилий. Оплата должна производиться по результату труда и после того, как произведенные блага и услуги нашли своего потребителя и оценены им, тогда не происходит затоваривание рынка ненужными товарами.

2.     Принцип оплаты. При этом принципом оплаты труда является лозунг: за равный труд – равная оплата

3.     Организация распределения. Все члены общества всех социальных групп эффективно трудятся для приумножения общественного богатства, и созданный всеми продукт поступает в «общий котел», а государства справедливо распределяет произведенное между всеми членами общества. «Бесплатное» получение благ оплачивается дополнительным трудом членов общества, следствием чего, является низкий уровень заработной платы, что ведет к отсутствию стимулирования труда, а значит, прекращается рост производительности труда.

4.     Принцип удовлетворения социальных интересов. Социальное обеспечение, здравоохранение, образование, библиотеки, музеи и т.д. предоставляются всем бесплатно. Отсутствие роста производительности труда ведет к так называемому «проеданию» общественного богатства. Распределение остается равным, но распределять приходится все меньше и меньше.

 

Задание 1.2.2. К какому направлению относится советская модель социальной политики государства?

Советская модель социальной политики государства относится к сакрально-патерналистскому, т.к. предусматривает полную ответственность государственных структур за всё, что происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность граждан  в выборе направлений и в осуществлении принципов социальной политики. В данной модели социальной политики власть выступает  в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество – в качестве её объекта.


Задание 1.2.3 Охарактеризуйте основные направления социальной политики. В чем, по-вашему, достоинства и в чем недостатки каждого из этих направлений?

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие ее специфику:

1.     Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние);

2.     Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения);

3.     Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии);

4.     Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);

5.     Социоэкологическая политика;

6.     Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);

7.     Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция);

8.     Политика в отношении отдельных категорий  населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Реализация социальной политики идет по двум направлениям: сакрально-патерналистское; либеральное.


Сакрально-патерналистское

Либеральное

+

- Государство несет полную ответственность за систему мер, направленную на достижение социальных целей;

- Охват социальной защитой практически всего населения

- Принцип субсидиарности – лучше воспрепятствовать возникновению социального зла, чем устранять его последствия. Социальная политика ориентирована на будущее и все более становится профилактической. Предупреждать возникновение нужды, чем бороться с бедностью;

- Принцип солидарности – основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание, перекладывается с пожилых, бедных, больных людей на молодых, богатых и здоровых;

- Предоставляются социальные блага действительно нуждающимся в них;


-

- Жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере;

- У населения страны нет влияния на социальную политику, осуществляемую государством;

- Исключается участие граждан в выборе приоритетов развития социальной политики;

- Возникновение  социальной апатии, отсутствие условий для проявления инициативы и способностей.

- Минимизация необходимой государственной поддержки социальных низов;

- Чем богаче общество, тем менее оно благодетельствует своих членов, потому что рост богатства позволяет им самим решать свои социальные проблемы;

Задание 1.2.4. Внесите исправления в таблицу.

Модели социальной политики

государства

Страны

Социал-демократическая

Швеция, Дания

Корпоративная

Германия, Франция, Австрия

Либеральная

Великобритания, Ирландия, США, Австралия, Япония

Рудиментарная

Страны СНГ

Задание 1.3.1. Охарактеризуйте преобразования в социальной сфере Кыргызстана в соответствии с основными этапами реализации социальной политики. Определите рубежи обоих периодов.


Реализация социальной политики в Кыргызстане

этапы

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

I этап (1996-1998 г.г.)

Создание основ для перехода к новым отношениям государства и личности, смягчение социальных последствий переходного периода, минимизация снижения жизненного уровня и укрепления системы минимальных социальных гарантий.

Механизм преобразования: широкое развитие самозанятости, малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, формирование нового поколения независимых предпринимателей.

IIэтап (1998-2005 г.г.)

Разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные и с разными источниками финансирования системы: социальную помощь и социальное страхование; персонификация пенсионного страхования; организация сети государственных страховых компаний по добровольному  страхованию граждан с учетом видов социальных рисков; развитие негосударственных фондов страхования; упорядочение льгот, связанным с ранним выходом на пенсию; повышение уровня пенсий как итог реализации пенсионных льгот по условиям труда за счет работодателей.

Также предусматриваются определенные мероприятия в реализации семейной политики, политики в области занятости населения и реформы оплаты труда.

Задание 1.3.4. Вспомните основные модели социальной политике. К какой модели относится социальная политика Японии?

Существует две модели:  сакрально-патерналистская; либеральная.

Япония демонстрирует своеобразный тип, в котором модель патернализма сочетается с либеральной  моделью.


Задание 1.3.5. Опишите, в чем суть модели «пожизненного найма»?

Предусмотрены гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии законодательно не оформлены, т.к. являются результатом сложившейся практики отношений между наемными работниками и работодателями. Профсоюзы охраняют принципы пожизненного найма, осуществляют профессиональную  подготовку на внутрифирменном уровне, зарплата с учетом квалификации и эффективности труда.


Задание 1.4.1. Назовите основные документы 90-х годов, в которых были определены основные задачи социальной политики России.

Основные направления и задачи социальной политики были определены такими государственными документами: «Программа углубления экономических реформ. Социальная политика» (июль 1992г.), «Основные принципы и  направления социальной политики Российской Федерации на 1994 г.», «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1995 год. Разделы: 2.6 Социальная политика, 3.6. Социальная сфера»; последний документ определял цели и задачи социальной политики Российского государства  на предстоящий трехлетний период до 1997 г. включительно.


Задание 1.4.3. Охарактеризуйте три подхода к определению социальной политики

1-й подход – социальная политика – это деятельность государства, а также общества в целом, направленная на улучшение условий жизни и труда, на удовлетворении материальных и духовных потребностей людей. Формирует иждивенческую жизненную позицию, воспитывает потребительство, не стимулирует творческую активность человека.

2-й подход – этатистский подход, при котором субъектом социальной политики является одно государство. Оно устанавливает социальную справедливость в виде сбалансированного распределения благ между социальными группами.

3-й подход – это социальные отношения между социальными группами по поводу удовлетворения ими своих потребностей и интересов, а государство лишь регулирует этот процесс, создавая соответствующий механизм.


Задание 1.4.4. Заполните пропуски

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.4.5. В чем состоит функциональная роль социальной политики?

Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в её проходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения жизненных потребностей. Отсюда суть социальной политики, объектом воздействия которой выступает эта сфера, в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними.

 

Задание 1.4.7. Установите правильную последовательность, расставив номера каждого направления  в прямоугольниках слева.

1. Сокращение масштабов бедности;

2. Обеспечение адресной социальной помощи;

4. Решение жилищных проблем;

1. Повышение уровня жизни;

3. Обеспечение основных социальных гарантий;

5. Сдерживание массовой безработицы;

7. Реформирование пенсионной системы;

8. Создание системы социального партнерства;

6. Развитие системы здравоохранения;

6. Обеспечение социальных гарантий в сфере образования;

8. Регулирование оплаты труда.


Задание 1.5.5.Выберите правильный ответ:

В Центрально-черноземном районе среднедушевые доходы населения: наибольшие; наименьшие.Правильный ответ №2 – наименьшие.

 

Задание 2.1.1.На какие сферы жизнедеятельности общества и на какие социальные институты оказывает влияние образование?

Задание 2.1.4. Охарактеризуйте с помощью таблицы плюсы и минусы изменений в сфере образования в России.


Изменения в сфере образования

Плюсы

минусы

1. Коммерциализация – появление коммерческих образовательных учреждений.

Здоровая конкуренция, возможность получить платное образование, в том случае, если не поступил на бюджетные места.

Не всегда качественное преподавание, лишь бы оплачивали обучение, не всегда законное ведение ученой деятельности, отсутствие аккредитации.

2. Планируемый переход к 12-летниму образованию

Возможна «разгрузка» детей, профильное обучение и работа над профильным ориентированием.

Материально тяжело родителям, возраст, нежелание учиться  уже в 10 лет.

3. Введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена.

Скоординированность объёма требований школы и вуза, возможность поступить в вуз без «взяток».

Отсутствие права выбора выпускника в выборе формы сдачи экзамена (например, в Хакасии), только в виде ЕГЕ, в отличие от Москвы, где у  детей есть выбор .Вузам трудно установить реальный конкурс, т.к. выпускники  сдают сертификаты во многие вузы, создавая тем самым дополнительный  конкурс. Не все вузы участвуют в эксперименте.

 

Задание 2.1.5. Какие программы, касающиеся модернизации системы образования, были приняты в РФ в 1991-2001гг.?

 В октябре 1992 года правительство Российской Федерации в лице Министерства образования РФ в качестве заказчика приняло Постановление об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования. Работа над созданием и разработкой этой Программы осуществлялась до 1999 г. по плану мероприятий, одобренному Правительством РФ. Исполнителями и соисполнителями стали органы государственной власти, государственные органы управления и образования, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм. После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации с апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа рассчитана на 2000-2005 годы.

 

Задание 2.1.6.Какова главная цель реформирования системы образования?

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.

 

Задание 2.1.8. Образование, каких уровней является бесплатным в РФ?

 







                                                                      


 

Задание 2.1.11.Выберите верный ответ

Реформа образования в России статус государственной политики: имеет; не имеет. Правильный ответ №1 –имеет.


Задание 2.2.1.Назовите основные показатели состояния общественного здоровья

 

 










Задание 2.2.3. В чем суть и содержание советской модели системы здравоохранения?

Создание и поддержание искусственной системы, позволявшей удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах. Система здравоохранения имела:

-       Жесткое административно-экономическое управление;

-       Государственную собственность на основные ресурсы;

-       Бюджетное финансирование;

-       Внутриведомственный контроль объема и качества медицинской помощи;

-       Патерналистскую модель взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов.


Задание 2.2.5. Почему советская модель системы здравоохранения оказалась не жизнеспособной?

-       Остаточный принцип финансирования;

-        нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);

-        недостаток современных медицинских технологий;

-        многообразие номенклатуры лечебных учреждений;

-        снижение квалификации медицинского персонала до госпитального этапа; сохранение таких тенденций  развития здравоохранения, как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизация;

-        снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;

-        падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.


Задание 2.2.7. Перечислите проблемы, связанные с медицинским страхованием.

-       недостаточное географическое  и социальное равенство в получении медицинской помощи;

-       дороговизна медицинской помощи;

-       недостаточный контроль за кадрами;

-       отсутствие долгосрочного планирования;

-       отсутствие возможности достаточного развития общественного здравоохранения, профилактической медицины, санитарного просвещения;

-       пренебрежительное отношение к больным группы повышенного риска и требующим длительного пребывания в стационаре, к тем, кто не охвачен системой страхования;

-       высокие административные расходы на содержание персонала страховых организаций.


Задание 2.2.8. Выберите верный ответ.

Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования осуществляется за счет:

-       работников;

-       работников и работодателей;

-       работников, работодателей и государства.

 Правильный ответ №2 - работников и работодателей.

Задание 2.3.1. Что являлось  основным источником финансирования ЖКХ в советский период?

Основным источником финансирования жилищного фонда выступал государственный бюджет, квартирная плата являлась  установленным тарифом.


Задание 2.3.3.Охарактеризуйте плюсы и минусы советской и рыночной моделей системы ЖКХ.


Модели системы ЖКХ

Плюсы

Минусы

Советская

Квартирная плата являлась установленным тарифом;

Финансирование из государственного бюджета;

Собственность на жилье и инфраструктуру имела государственный характер.

Набор прав жильцов ограничен:

Ø  Квартиру нельзя продать и завещать;

Ø  Сдавать в аренду;

Ø  Нельзя поменять обслуживающую жилищную организацию.

Объем и качество жилищных услуг предоставлялись в соответствии с установленными стандартами


Рыночная

Приватизация жилья;

Передача прав собственности;

Установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное  потребление коммунальных услуг

Развитие конкурентной среды;

Дифференциация  оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.


Постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают стандартов качества обслуживания;

Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения



Задание 2.4.1. Выберите верный ответ

Рабочая сила – это способность к труду: потенциальная; реализуемая.

Правильный ответ №1 – потенциальная.


Задание 2.4.6. Выберите один верный ответ.

Для США характерен рынок труда: внешний; внутренний.

Правильный ответ №1 – внешний.


Задание 2.4.8. Выберите один верный ответ.

Система «пожизненного найма» характерна для рынка труда:

1.     Японии;

2.     США;

3.     Канады;

4.     России;

5.     Германии.

Правильный ответ №1 – Японии.


Задание 2.4.11. Установите правильную последовательность слов в определении, расставив  в прямоугольнике слева ранги (номера) слов. Дайте определение рынку труда. Рынок труда -

2 - специфический

1 –  это

5 – рынок

4 - товарный

7 – которого

3– вид

6 – содержание

9 – реализация

8 – является

11 – товар

10 – купля-продажа

13 – род

12 – особый

15 – сила

14 – рабочая.

 

Задание 2.4.14. Когда был создан Государственный фонд занятости в России? За счет каких средств он формируется?

Государственный фонд занятости был создан в 1991г. Формируется на 95% страховыми взносами и налоговыми платежами предприятий и организаций.

Задание 2.5.7. Заполните пропуски в схеме.

Задание 2.5.12. Охарактеризуйте основные виды социального страхования.

Социальное страхование – это механизм социальной политики, одна из форм социальной защиты, и связано с социальными рисками. Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся, поэтому различают добровольное и обязательное социальное страхование.

Добровольное страхование – осуществляется, если степень риска низкая, обязательное социальное страхование, если степень риска высокая.

 

Задание 2.6.5. Что такое трудовая пенсия? Каких видов бывают пенсии?

Трудовая пенсия – это пенсия, право на которую формируется в результате трудовой деятельности, а страховым случаем выступает достижение определенного возраста и/или выработка требуемой продолжительности стажа. В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.


Задание 3.1.1. Приведите примеры социальной информации, характеризующей социально-демографическое развитие российского общества в 1992-1998 г.г.

Социально-демографическое развитие общества характеризуется тем, что с 1991 началось снижение численности населения (сбор статистических данных), снижение рождаемости, рост смертности. Социально-экономические индикаторы формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения.


Задание 3.1.2. Приведите  примеры социальной информации, характеризующей состояние общественного здоровья.

Статистические данные по качественным параметрам: физическое, психическое и социальное здоровье людей, интеллектуально-профессиональный потенциал общества, морально-нравственные критерии и нормы поведения. Социальное нездоровье проявляется: в росте алкоголизма, наркомании, криминализаци, суицида. По мнению директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.М. Римашевской, происходит ухудшение качества человеческого потенциала страны на длительную перспективу. Изменение качества населения опасно своей необратимостью и деградацией человеческого генофонда. По ряду социальных индикаторов Россия перешла некоторые критические границы.


Задание 3.1.3. Сравните социальные индикаторы качества жизни, применяемые в России и показатели изменения уровня жизни, предложенные в 1961 г. экспертами ООН.

Если сравнить социальные индикаторы качества жизни, применяемые в России и предложенные экспертами ООН, то можно увидеть разницу в том, что уровень «притязаний» у экспертов ООН выше, более демократичный подход (права человека). Многим зарубежным экспертам непонятно сути  проблем, которые остро стоят в России (медицинские услуги). Показатели изменения  уровня российской жизни и у предложенных экспертами ООН, более прогрессивны и рассчитаны на социально защищенное государство.


Задание 3.1.5. Как региональная специфика влияет на показатели качества жизни?

Конкурентоспособность региона зависит от географического положения, наличия природных ресурсов, научно-технического потенциала, наличие транспортных коммуникаций, приближенность  к центральным регионам, диверсификации региона, сбалансированность бюджетно-финансовой системы, обеспеченность механизмами привлечения инвестиций, благоприятное экологическая обстановка – всё это влияет на благосостояние людей и политическую стабильность в регионе.


Задание 3.1.6. Охарактеризуйте основные показатели качества жизни в методике Ю.В. Яковца.

-       средняя продолжительность жизни – отражает характеристику демографических процессов, состояние и динамику здоровья населения (данный показатель используется и при расчете ИРПЧ ПРООН);

-       личное потребление (потребление домашних хозяйств на душу населения) - показатель, характеризующий уровень благосостояния;

-       расходы на социокультурную сферу (здравоохранение и социальное обеспечение,  образование, культуру, науку и научное обслуживание).

Указанные три измерения сводятся к основному индексу социокультурной динамики в  результате построения арифметического выражения и придания каждому из измерений весового коэффициента.


Задание 3.3.4. Раскройте содержание основных методов социальной экспертизы.

Диалектический метод

Аналитический метод

Синтетический метод

Выявление и осмысление фактов, событий путем отражения в сознании исследователя объективной диалектики социальной действительности. Позволяет обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов, выявить их закономерность.

Событие разлагается  на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению.

Поэтапное изучение процессов и явлений от частного к общему по законам логики и её учения о выводе и доказательстве. После исследования простейших элементов на основе обобщения делаются заключения о состоянии исследуемого явления.

                                 

Задание 4.1.1. Выберите верный ответ.

Спецификой России является неравенство доходов различных социальных слоев:

1.     социальных слоев;

2.     социальных слоев и регионов;

3.     социальных слоев, регионов и отраслей народного хозяйства.

Правильный ответ: социальных слоев, регионов и отраслей народного хозяйства.

Задание 4.1.2.  Выберите верный ответ.

Уровень заработной платы работников здравоохранения  в России выше; ниже уровня оплаты труда в промышленности

Правильный ответ №2 -  ниже уровня оплаты труда в промышленности.

Задание 4.1.4. Опишите основные модели определения бедности.

Американская – уровень бедности фиксируется критической долей расходов семьи на предметы  первой необходимости. Согласно закону Энгеля, установившему статистическую зависимость структуры семейного потребления от уровня материального достатка, уровень жизни семьи считается тем ниже, чем выше удельный вес товаров первой необходимости в сумме потребительских расходов или доходов в целом.

Латиноамериканская – при измерении количества бедных берется фиксированная доля – 40% населения. Данная модель не дает ответа на вопрос о реальных размерах бедности. Также необходимо отметить, что эта модель предполагает неустранимость бедности.

Европейская – порогом бедности здесь является доход,  который в 2 раза ниже среднего дохода. В Англии уровень бедности задается официальной шкалой государственной помощи. Людям, чей доход ниже этой шкалы, выплачиваются дополнительные пособия. В ФРГ уровень бедности определяется жизненными стандартами, которые предусматриваются Федеральным законом о социальным законом, о социальной помощи. Во Франции - уровень бедности соотносится с установленной законом минимальной зарплатой, ниже которой не может выплачиваться зарплата на любом предприятии.

Российская – критерием оценки бедности в России служит величина прожиточного минимума. Действующая методика  определения бедности опирается на абсолютную концепцию бедности. Идентификацией бедности является  недополучение минимума жизненно важных благ и услуг, конкретный набор которых содержится в «потребительской корзине». Стоимостная оценка «потребительской корзины» представляет собой величину прожиточного минимума.

Задание 4.1.8. Выберите верный ответ.

В 90-х годах заработная плата в России воспроизводственную функцию:

-       выполняла;

-       не выполняла;

Правильный ответ №1 -  выполняла.


Задание 4.3.4. Выберите верный ответ:

Демографическая ситуация в России в 90-е годы характеризуется: снижением; увеличением; сохранением численности населения.

Правильный ответ №1 - снижением.


Задание 4.4.1. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы в государственной молодежной политике.

Существует два подхода  к молодежной политике:

1.     Определяется  четкий нормативный образ молодежи, т.е. какой она должна быть по представлению старших товарищей;

2.     Молодежная политика государства рассматривается  лишь как инструмент смягчения неизбежных трудностей в процессе включения молодых людей в жизнь.

Первый подход отражался в законодательстве  бывших социалистических стран, второй нашел свое место в законодательстве  и молодежных программах в ведущих европейских странах.

Список литературы

1.     Кузьмен О.В. Социальная политика государства: УМК. – Новосибирск.: СибАГС, 2003.

2.     Социальная политика государства: Хрестоматия / Сост. О.В.Кузьмен. - Новосибирск.: СибАГС, 2003.