Содержание
9. Современное кооперативное движение в развитых странах. 3
19. Социальная миссия потребительской кооперации, ее реализация в РФ в современных условиях. 11
29. Законодательство Российской Федерации о порядке образования потребительского общества. 16
Список литературы.. 21
9. Современное кооперативное движение в развитых странах
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики - особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Кооперативная экономика является частью негосударственной экономики. И еще: кооперативные предприятия ныне сосуществуют с предприятиями государственными и частными, а все они вместе образуют то, что принято именовать смешанной экономикой. Кооперативная часть последней и есть кооперативный сектор. Термин "кооперативный сектор" характеризует долю кооперативных организаций во всей экономике. В одних странах эта доля мала, в других - значительна, но в экономике ни одной страны она не преобладает. Однако среди перечисленных трех секторов именно кооперативный отличается наибольшей социальной ориентированностью.
Непрерывное развитие кооперативного движения превращает кооперацию в разветвленную систему. Термин "кооперативная система" употребляется для характеристики особенностей хозяйственной деятельности кооперативных обществ внутри кооперативного движения. Как правило, кооперативная система включает подсистемы - кооперативы с производственными функциями, кооперативы преимущественно потребительского характера или смешанного типа. Они представляют собой "малые" системы внутри более обширной системы кооперации. Например, систему потребительской кооперации России составляет совокупность однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое кооперативных обществ и союзов.
Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблем общества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. Кооперативы способствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно-исследовательских центров, формирования через союзы и ассоциации технопарков. 1
Подобные возможности кооперативов должны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на местах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинно социального государства. Необходима помощь государства и общества для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законе о производственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получению необходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только о существовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.
Кооперативы имеются во всех государствах. Они объединяются в национальные и международные союзы. Самый крупный из них - Международный кооперативный альянс, членами которого состоят кооперативные организации более 100 стран. Это крупнейшая неправительственная организация. В 1946 году МКА получил консультативный статус при ООН, а теперь он в числе других организаций имеет высший консультативный статус в Совете экономического и социального развития ООН (ЭКОСОС) и является членом Комитета ООН по содействию и развитию кооперативов (КОПАК).
За годы своего существования кооперативы зарекомендовали себя как конкурентоспособные предприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основе процветания кооперативной формы деятельности лежит забота о членах, а не личная выгода. Благодаря своей гибкости кооперативы отвечают постоянно меняющимся потребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политической обстановке. В условиях современной глобализации кооперативная модель достойно выдерживает испытание на прочность. Создаются новые кооперативные предприятия в области информационных технологий. На первое место в кооперативах выходит социальная сфера деятельности: предоставляется помощь малоимущим слоям населения, создаются новые рабочие места, в работу активно вовлекаются женщины и молодежь. Кооперативы действуют во всех сферах. Они занимаются переработкой и сбытом сельхозпродукции, кредитованием, страховым и банковским делом, жилищным строительством, транспортом, производством товаров, торговлей, оказывают самые разнообразные социальные услуги. Во многих странах кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.
Основные цели МКА - содействовать международному кооперативному движению, представлять и защищать интересы кооперации в мире, развивать экономические и другие связи между членами МКА, пропагандировать кооперативные ценности и принципы, отстаивать демократию, социальный прогресс, мир и безопасность во всем мире.
МКА в настоящее время переживает серьезный период изменений, как в руководстве, так и в определении стратегии. Идет процесс, направленный на более тесное сотрудничество с институтами Европейского Союза, в частности, с Координационным комитетом европейских кооперативных ассоциаций (ККЕКА).
В настоящее время стратегия развития МКА базируется на следующих приоритетах: четкое определение глобальных стратегических проблем, что делает МКА объединенной и глобальной организацией; кооперативная идентичность; работа с членскими организациями; развитие; международное представительство МКА; защита кооперативного движения.
Очень важно, что кооперативы не являются инструментом общественной политики. Однако основная задача кооперативного движения - добиться от правительств такого же отношения к кооперативам, как к другим рыночным структурам. Это необходимо для создания благоприятных условий развития и роста автономных кооперативов. В этом отношении принципиальна деятельность Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций (ООН) в области сотрудничества с МКА в рамках установления политики, определяющей роль государств по отношению к кооперативам[1].
Последние полвека Организация Объединенных Наций уделяла большое внимание развитию кооперативного движения в мире, неоднократно заслушивала доклады о социально-экономической роли кооперативов в улучшении материального положения широких слоев населения в развивающихся и развитых странах.
Приняты директивы ООН в отношении кооперативов и резолюции, призывающие правительства стран-членов ООН содействовать росту кооперативного движения, предоставлять кооперативам льготы по налогам, кредитам, субсидии, доступ к общественным программам и др.
На заседании Генеральной ассамблеи ООН принята Декларация МКА, в которой говорится о стремлении бороться за более справедливое демократическое общество; заинтересованности побудить правительства объединить усилия в борьбе за прекращение насилия и за социальную справедливость; стремлении создать общество в гармонии с природой; желании внести кооперативный вклад в более справедливый мировой общественный порядок.
По оценкам ООН, почти 3 млрд. человек, или половина населения земного шара, обеспечивают себя средствами к существованию благодаря кооперативным предприятиям. В странах Африки кооперативное движение стало вторым по значимости в обеспечении людей работой после государственного сектора. В Европе кооперативы предоставляют работу более 5 млн. человек. Особенно велика их роль в обеспечении занятости для женщин и молодежи, уровень которой во многих странах мира очень низкий.
На проходящей в настоящее время в Женеве 90-й сессии Международной организации труда рассматривается Рекомендация 127 МОТ по содействию кооперативам. Цель данного документа - помочь правительствам, а также профсоюзам и организациям-работодателям выработать свое политическое направление с учетом содействия кооперативному движению. Данная Резолюция явится важным документом для мирового кооперативного движения на предстоящие годы. Центросоюз России является членом МКА с 1903 года. Он активно содействует развитию и укреплению кооперативного сообщества, стремится использовать опыт кооперативных организаций других стран, поддерживает партнерские отношения с большинством национальных кооперативных организаций-членов Международного кооперативного альянса.1
В большинстве восточно-европейских государств (прибалтийских республиках, на территории бывшей ЧСФР, в России и других государствах СНГ, Венгрии) развитие производственных кооперативов осуществляется совершенно иначе, чем в государствах Европейского Союза. Между тем многие показатели свидетельствуют о том, что производственные кооперативы, подвергающиеся существенной трансформации в вопросах собственности и постоянно ориентирующиеся на требования рыночной экономики (особенно в сельском хозяйстве, бытовом обслуживании и кустарном промысле), приняли, по крайней мере на непродолжительное время, то направление развития, которое схоже с преобразованием производственных кооперативов в новых федеральных землях Германии. Между тем с уверенностью можно сказать, что в системе предпринимательских форм большинства развивающихся государств можно будет обнаружить и в будущем юридическую форму кооперативов (в том числе производственных), но, конечно, лишь там, где они сохраняются по многим причинам.
Производственные кооперативы, в таких странах, по-видимому, еще долгое время будут играть только абсолютно периферийную (побочную) роль в рамках хозяйственной системы, в качестве одного из вариантов возможных правовых форм предприятия.
Рассмотрим более подробно кооперативное движение в развивающихся странах Азии.
В 1990 г. развивающиеся страны Азии, включая Японию, производили 21% мирового дохода. По оценкам экспертов, к 2025 году эта доля увеличится до 39% и к 2050 году достигнет 60%.
Китай, со второй по величине экономикой и с 10% мирового дохода, к 2005 г. опередит США (20% мирового дохода), а Индия станет третьей по величине с 7% мирового дохода.
Для примера подробнее рассмотрим современное состояние кооперативной системы в Германии.
В Федеративной Республике Германия в настоящее время существует 775 промысловых товарных и обслуживающих кооперативов, организованных по принципам их основателя Герйана Шульце-Делитча. "Несколько слабых сил создают одну большую силу, и то, чего не возможно добиться в одиночку, должно быть достигнуто путем объединения с другими", - так пишет он в своей работе "Рабочие классы и система объединений в Германии как программа к германскому конгрессу" в 1858 году. Целью кооперативов является оказание экономической поддержки своих членов и повышение их конкурентоспособности. Кооперативы, составляющие значительную часть ремесленных предприятий и предприятий розничной торговли, работают в секторах продуктов питания и деликатесов, предметов потребления, строительного промысла, а также услуг. Так как эти рынки отличаются сильным процессом концентрации, то активность кооперативов в данной области имеет огромное значение как для своих членов, так и для регулирования рынка вообще.
Промысловые кооперативы работают в соответствии с их задачами на локальном, региональном, федеральном и международном уровнях. Для этого они создали одно-, двух- или трехступенчатые формы организации.
Созданные на базе кооперативной идеи, первые кооперативы представляли собой выражение стремления к самоутверждению мелких и средних предприятий по отношению к укрепившимся в тот момент крупным предприятиям. Основная идея того времени все еще актуальна и сейчас: посредством совместных действий должно быть достигнуто равноправие по отношению к крупным предприятиям. Деятельность кооперативов, таким образом, направлена на повышение производительности и конкурентоспособности средних предприятий. Они используют при этом различные методы кооперации.
Сегодня промысловые кооперативы представляют собой высококомплексные инновационные группы с различными видами деятельности на международном уровне. Спектр предлагаемых ими услуг охватывает наряду с ориентированным на рынок ассортиментом товаров полный набор производственных и предпринимательских видов деятельности; сюда относятся международное открытие новых рынков, использование информационных и коммуникационных систем, различная маркетинговая деятельность, а также проведение рациональной логистики[2]. Сферу услуг дополняют программы по консультированию и обучению.
Несмотря на это классическая оптово-торговая деятельность составляет большую часть деятельности промысловых кооперативов. При этом кооператив может как сам продавать, так и выступать в роли посредника по отношению к своим членам. Все большее значение приобретают сервисные услуги.
Промысловые кооперативы осуществляют свою деятельность в следующих областях:
• торговля продуктами питания и товарами второй необходимости (торговля табаком, сладостями и напитками);
• торговля предметами народного потребления (предметы домашнего обихода, обувь, текстиль);
• производство продуктов питания (хлеб, мясо);
• производство продуктов непродовольственной сферы (строительный промысел, кровельщики, художники, дизайнеры, кроме того парикмахерское дело и изготовление обуви).
В Федеративной Республике Германия существует, кроме того, 12 центральных кооперативов, 3 из которых приходятся на торговлю, а 9-на ремесло.
19. Социальная миссия потребительской кооперации, ее реализация в РФ в современных условиях
На протяжении всего своего более чем 135-летнего существования потребительская кооперация независимо от изменения социально-экономических формаций выступала и ныне выступает социально ориентированным сектором экономики с четко выраженной социальной направленностью — удовлетворением материальных и иных потребностей членов потребительских обществ.
В 2003 году в Москве проходила научно-практическая конференции по теме "Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации".[3]
Борьба с бедностью многопланова. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые открываются при расширении объемов производства, освоении новых видов услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревеньках по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и много-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало.
Откликаться на нужды людей - без этого кооператор не оправдывает своего гордого имени. Парикмахерские и аптеки, пункты проката и мастерские по ремонту бытовой техники, сепараторы и зернодробилки, ритуальные услуги уже не отдельные эпизоды в работе.
Потребительская кооперация, созданная народом и служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части - сельского населения[4]. Важную роль в повышении доходов селян играет расширение у них закупок сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена.
Особое внимание уделяется организации закупок и переработки молока, выпечке хлеба и булочных изделий в домашних условиях, особенно в глубинных населенных пунктах. Широкое распространение должно получить использование надомного труда, особенно для обеспечения работой инвалидов, домохозяек, престарелых. Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию молока, производству гвоздей, столярных и других изделий.
Для нас очевидным является тот факт, что на любом уровне - национальном и международном - кооперативное движение вносит конкретный вклад как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях Генеральная Ассамблея ООН в мае 2001 года, рассматривая вопрос "Кооперативы и процесс социального развития", одобрила деятельность Центросоюза РФ по реализации социальной миссии потребкооперации, включая меры по борьбе с бедностью и оказанию помощи малообеспеченным пайщикам.
|
Безусловно, каждый имеет право высказать свое видение проблемы и оценить деятельность потребительской кооперации. Но это должно носить объективный характер, не вносить разлад, а способствовать концентрации совместных усилий на создание благоприятных условий для развития национального кооперативного сектора экономики. Полагаем, что на данном этапе назрела необходимость разработки Национальной программы содействия созданию и деятельности кооперативных формирований на селе как форм экономической и социальной самозащиты населения от агрессивной рыночной среды, а также принять необходимые правовые акты и нормативные документы для реализации этой Программы. Потребительская кооперация готова участвовать в выполнении этого важного государственного дела.[5]
С целью развития взаимовыгодных отношений между членами потребительских обществ и хозяйствующими субъектами потребительской кооперации в системе осуществляется разработка механизма совершенствования организационно-правовых принципов стимулирования экономического участия пайщиков в деятельности потребительских обществ, потребительских союзов и кооперативных предприятий. Имеется в виду поощрение пайщиков за покупку товаров, сдачу сельскохозяйственных продуктов и пользование услугами предприятий потребительской кооперации, внесение ими паевых взносов и вкладов на пополнение финансовых ресурсов кооперативных организаций и предприятий, а также активное участие в органах управления и контроля системы. Для этого предусмотрены кооперативные выплаты и выплаты на паи, начисление дивидендов, предоставление пайщикам льгот, преимуществ и тому подобное.
Таким образом, главная идея реформирования отношений собственности в потребительской кооперации состоит в достижении справедливого распределения кооперативного капитала, обоснованного разделения его на делимую и неделимую части, закрепления делимой части за пайщиками, активизации на этой основе процесса демократизации внутрикооперативных взаимоотношений и многоаспектной деятельности системы, а также повышении экономической инициативы и развития предприимчивости членов потребительских обществ.[6]
Реформирование собственности потребительской кооперации проводится с учетом обеспечения социальной справедливости, защиты имущественных прав и экономических интересов пайщиков, трудовых коллективов, а также юридических лиц системы; применения бесплатного и платного принципов закрепления собственности; персонификации кооперативного имущества за реальными собственниками. Следует подчеркнуть, что конкретные шаги реформирования отношений собственности проводились на всех этапах открыто, широко обсуждались кооперативной общественностью и осуществлялись исключительно в соответствии с решениями высших органов управления потребительской кооперации всех уровней.
К сожалению, не все руководители кооперативных организаций и предприятий были готовы к работе в новых рыночных условиях и проведению реформ в потребительской кооперации. Некоторые из них вместо всестороннего изучения ситуации, целеустремленного поиска и внедрения эффективных форм хозяйствования начали искать причины своей бездеятельности, ослабили контроль за сохранностью кооперативного имущества, стали на путь использования своего служебного положения в личных интересах. Эти неправомерные действия получили соответствующую оценку органов управления кооперативных организаций. На ряд руководителей наложены дисциплинарные взыскания вплоть до отстранения их от занимаемых должностей, а в отношении некоторых из них материалы переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
С другой стороны, имели место факты неоднократного противоправного вмешательства органов государственной власти в деятельность потребительской кооперации, инициирование и поддержка ими передачи в коммунальную собственность и продажи коммерческим структурам высоколиквидных кооперативных объектов, в частности рынков, предприятий торговли, общественного питания, производства, расположенных в областных и районных центрах, других крупных населенных пунктах. Следует подчеркнуть, что практически по всем фактам неправомерного отчуждения кооперативного имущества органы прокуратуры, хозяйственные суды приняли решения в пользу законных собственников — организаций потребительской кооперации.
29. Законодательство Российской Федерации о порядке образования потребительского общества
Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, регулируются Законом о потребительской кооперации, Законом о сельскохозяйственной кооперации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными до введения ГК, и подзаконными нормативными актами.
Потребительские кооперативы, составляющие предмет регулирования ст.116 ГК, в зависимости от целей создания и особенностей деятельности могут быть разграничены на три основные группы: потребительские общества (заготовительные, торговые и др.), деятельность которых также регламентируется Законом о потребительской кооперации; сельскохозяйственные кооперативы (огороднические, животноводческие и др.), действующие в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации; специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).
Специальная правоспособность потребительского кооператива в значительной степени отличает его от иных форм некоммерческих организаций. Потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых и др.), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами.
Содержание правоспособности потребительских кооперативов отдельных видов определяется специальными законами. В частности, ст.5 Закона о потребительской кооперации наделяет потребительские общества правомочиями заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные общества и учреждения; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и др.
Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (ст.26 ГК); коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений ст.295, 297, 298 ГК).
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива (ст.16 Закона о потребительской кооперации). Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц (п.2 ст.52 ГК). Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива (садоводческого, огороднического, животноводческого и др.) также должен соответствовать ст.11 Закона о сельскохозяйственной кооперации, устав потребительского общества - ст.9 Закона о потребительской кооперации.
Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива (жилищно-строительный, дачно-строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова "кооператив", "потребительское общество" или "потребительский союз". Вместе с тем ст.2 Закона о потребительской кооперации устанавливает определенные ограничения на использование в наименовании юридических лиц слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ". В частности, не допускается использование слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации, а также иных специализированных потребительских кооперативов (гаражных, кредитных и др.), т.е. тех, на которые Закон о потребительской кооперации не распространяется.
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Действие данного документа распространяется на некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на кооперативы.
Перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кооператива, может определяться в законах о кооперативах соответствующих видов. Так, согласно ст.8 Закона о потребительской кооперации для регистрации потребительского общества необходимо представить заявление о регистрации; протокол учредительного собрания о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав общества и свидетельство об уплате регистрационного сбора.
Имущество кооператива складывается из паевых взносов членов, размер, состав и порядок внесения которых определяются в уставе. По общему правилу, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, т.к. закон истребует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы - личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно.
Члены кооператива могут предоставлять ему имущество, находящееся у них на праве собственности или ином вещном праве. Такое имущество, как правило, передается кооперативу с целью реализации его уставных целей и паевым взносом не является. К примеру, такие отношения возникают в случае, когда земельные участки под строительство жилых домов выделены не кооперативу, а его членам в пожизненное наследуемое владение
Имущество потребительского кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит ему на праве собственности (п.3 ст.213 ГК).
В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права (п.2 ст.48 ГК). Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых др. кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество (п.3 ст.218 ГК). Собственниками указанного имущества могут стать и не члены кооператива. В судебной практике встречаются случаи, когда кооперативные помещения признаются собственностью других лиц, которые фактически пользуются ими и имеют право на часть паенакопления
Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Как правило, общее собрание членов, утверждая баланс, принимает решение о размере дополнительных взносов, подлежащих внесению каждым из членов, о порядке и сроках их уплаты. При этом срок уплаты дополнительных взносов не должен превышать трех месяцев. Порядок покрытия убытков потребительского общества его пайщиками в обязательном порядке определяется в уставе общества (ст.9 Закона о потребительской кооперации). Неисполнение членами кооператива данной обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Ответственность членов субсидиарная, т.е. наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно.
9. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распределяться между членами кооператива. Размер выплат, причитающихся каждому из членов, как правило, определяется общим собранием кооператива. При распределении доходов потребительского общества между его пайщиками необходимо соблюдение особого правила - размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов общества (п.2 ст.24 Закона о потребительской кооперации).[7]
Список литературы
1. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. – 375 с.
2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2002. – 463 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.)
4. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 377 с.
5. Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.)
1 Глушецкий А. // Экономика и жизнь. 2003. № 4. С. 25.
[1] Кооперативная самобытность ХХI века: материалы Российской научно-практической конференции. Новосибирск: СибУПК, 2001. С. 300-301.
1 Фаин Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. – Иваново, 2004. С. 71 – 83.
[2] Шашнов С.А., Иванова Е.А. Кооперативный уклад в экономике. – М.: Финансы и статистика, 1999.- с69.
[3] Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М.: Дело, 2004. С.89.
[4] Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М.: Дело, 2004. С.88-90.
[5] Ефремова В.Ф. Основы теории и истории потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 1999. С.334.
[6] Сипко Л.А., Наговицина Л.П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. – Новосибирск: СибУПК, 1999. С.221.
[7] Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" .