Содержание
1. Сущность и значение социального страхования 3
2. Виды пенсий в РФ и основы назначений пенсий по старости_ 8
(по возрасту) 8
3. Состав социальных пособий в РФ и краткая характеристика основных их видов 13
Список литературы_ 17
1. Сущность и значение социального страхования
В случаях, когда страхователем выступает государство в лице своих органов и уплата страховых взносов осуществляется за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета, обязательное страхование называется государственным обязательным страхованием.[1]
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно - курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.[2]
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Законодательством РФ установлено, что посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется правительством РФ посредством своих специально учрежденных органов – внебюджетных фондов. Осуществляют обязательное социальное страхование страховщики, организационно-правовая форма которых определяется законодательством РФ о конкретном виде обязательного социального страхования.
Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственности, а страховщики лишь осуществляют оперативное управление этими средствами.
Бюджеты фондов обязательного социального страхования утверждаются законом РФ, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:
- страховые взносы;
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В России обязательное государственное страхование осуществляют три внебюджетных фонда:
1) Пенсионный фонд РФ.
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
-деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
-деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Средства пенсионного фонда расходуются на выплату пенсий, инвестиционные вклады, и в качестве эксперимента, начатого в 2004 году – оплата медицинских услуг, оказанных гражданам пенсионного возраста в рамках государственной программы оказания бесплатной медицинской помощи.
2) Фонд государственного социального страхования РФ.
Фонд социального страхования действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г., является самостоятельным и строго целевым.
Средства фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральным законом о бюджете фонда.
Средства социального страхования направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 года, социального пособия на погребение;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом;
- оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое питание) питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха;
- частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
3) Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования, обеспечивая реализацию прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства, выступают в качестве гаранта оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации вне территории страхования.
Средства фондов обязательного медицинского страхования используются на:
- финансирование целевых программ здравоохранения;
- финансирование медицинских учреждений, оказывающих услуги в рамках обязательного медицинского страхования;
- развитие и укрепление материально-технической базы здравоохранения.
2. Виды пенсий в РФ и основы назначений пенсий по старости
(по возрасту)
Пенсионное обеспечение — государственная функция по обеспечению граждан доходами в случае наступления старости, инвалидности или потери кормильца за счет средств обязательного пенсионного страхования, средств государственного или муниципального бюджета.[3]
Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с законом «О государственных пенсиях в РФ», который устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного
1. Пенсия по старости.
В соответствии с федеральным законом 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60-ти лет, и женщины достигшие 55-ти лет, при наличии не менее 5-ти лет страхового стажа.
Пенсия в связи с особыми условиями труда .
Устанавливается в зависимости от вредности работ в соответствии с законодательством.
Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере
Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
2.Пенсия по инвалидности.
Выплачивается лицам, получившим инвалидность, в зависимости от причин ее получения. Например, инвалид 1 группы по здоровью стал инвалидом в результате болезни, инвалид 1 группы стал инвалидом вследствие выполнения интернационального долга. Они оба инвалиды одной группы, но причины возникновения инвалидности разные, соответственно размер пенсий также будет различным.
3. Пенсия по случаю потери кормильца.
Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, одному из родителей или супругу, другому члену семьи, а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших).
4. Пенсия за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
5. Социальные пенсии.
Социальная пенсия устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям - инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:[4]
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
В случае если гражданин имеет право на несколько видов пенсионного обеспечения, он может выбрать один из них. В определенных законом случаях гражданин может получать несколько видов пенсионного обеспечения одновременно. Накопительная часть трудовой пенсии при этом выплачивается в любом случае[5].
Размер пенсии определяется: базовая + страховая + накопительная часть.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.
При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. При этом указанный период не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и (или) в специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете соответствующей части трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 10 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 8 статьи 30 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
3. Состав социальных пособий в РФ и краткая характеристика основных их видов
Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.[6]
Состав социальных пособий определен Федеральным законом от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:
· пособие по временной нетрудоспособности;
· пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
· пособие по беременности и родам;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· пособие по безработице;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· пособие на санаторно - курортное лечение;
· социальное пособие на погребение.
Пособие по безработице.
Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется с первого дня признания его безработным.[7]
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 591 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год» с 1 января 2005 г. минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 720 рублей и максимальная величина пособия по безработице - в размере 2880 рублей.
Пособие по беременности и родам.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в женскую консультацию. Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, порядок исчисления которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Единовременное пособие при рождении ребенка.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 4 500 рублей.[8]
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию.
Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
Матери, одновременно имеющие право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и на пособие по безработице, имеют право на одно из этих пособий по их выбору. В случае, если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 500 рублей, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленную в соответствии с Федеральным законом.
Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70 рублей (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей, на пятьдесят процентов на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ, ст. 927
2. Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
5. Федеральный закон РФ от 02.07.1999 № «О государственной социальной помощи» (в ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ)
6. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 08.05.2004)
7. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 591 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год»
8. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003)
9. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года №81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред от 25.07.2002)
10. Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003
11. Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК, 2001. – С. 135.
[1] Гражданский кодекс РФ, ст. 927
[2] Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
[3]Папело в.н. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.—Новосибирск: СибАГС, 2003.—С. 87.
[4] Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 08.05.2004)
[5] Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. – СПб.: ДНК, 2001. – С. 135.
[6] Федеральный закон РФ от 02.07.1999 № «О государственной социальной помощи» (в ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ)
[7] Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003)
[8] Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года №81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред от 25.07.2002)